Дискурсивная сложность в свете данных о движениях глаз при чтении: пилотное исследование на материале русского языка

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется влияние структуры дискурса на сложность текста. Предполагается, что некоторые типы дискурсивных единиц читаются легче, чем другие, благодаря выраженной дискурсивной структуре, которая делает содержащуюся в них информацию более доступной для обработки. В качестве источника данных мы используем набор данных из корпуса MECO, который содержит данные о движении глаз для 12 русских текстов, прочитанных 35 носителями языка. В статье демонстрируется, что подход, основанный на элементарных единицах дискурса (ЭДЕ), может быть успешно использован для анализа данных о движении глаз, поскольку паттерны фиксации на ЭДЕ схожи с паттернами фиксации на целых предложениях. Проведеный анализ выявил выбросы ЭДЕ, которые показывают более короткое время первой фиксации, чем предполагалось. Они были разделены на несколько групп, связанных с различными структурами дискурса. Во-первых, это высказывания с номинативными предикатами, задающими экспозицию текста или макропропозицию, и следующие за ними ЭДЕ, развивающие предыдущее высказывание и сигнализирующие о начале повествования. Во-вторых, это ЭДЕ, которые служат средним компонентом перечисления или группы согласованных клаузул или фраз. Последняя группа представляет ЭДЕ, которые являются частью оппозиции, контраста или сравнения. Анализ дискурса на основе ЭДЕ никогда не применялся к данным движения глаз, поэтому наш проект открывает новые перспективы для дальнейшего исследования сложности структуры дискурса.

Об авторах

Светлана Юрьевна Толдова

Национально исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: toldova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-9161

кандидат филологических наук, доцент Школы лингвистики факультета гуманитарных наук

Россия, 117218, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. А-114

Наталия Анатольевна Слюсарь

Национально исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Санкт-Петербургский университет

Email: slioussar@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1706-6439

доктор филологических наук, доцент Школы лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, старший научный сотрудник института когнитивных исследований СПбГУ

Россия, 117218, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. А-114

Анастасия Александровна Бонч-Осмоловская

Национально исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: abonch@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5826-8286

доцент факультета гуманитарных наук

Россия, 117218, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 521

Список литературы

  1. Aaronson, Doris & Steven Ferres. 1983. Lexical categories and reading tasks. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 9(5). 675.
  2. Aaronson, Doris & Hollis S. Scarborough. 1976. Performance theories for sentence coding: Some quantitative evidence. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 2(1). 56.
  3. Balogh, Jennifer, Edgar Zurif, Penny Prather, David Swinney & Lisa Finkel. 1998. Gap-filling and end-of-sentence effects in real-time language processing: Implications for modeling sentence comprehension in aphasia. Brain and Language 61(2). 169-182.
  4. Bates, Douglas, Martin Mächler, Ben Bolker & Steve Walker. 2015. Fitting Linear Mixed-Effects Models Using lme4. Journal of Statistical Software 67(1). 1-48. https://doi.org/10.18637/jss.v067.i01
  5. Boston, Marisa Ferrara, John T. Hale, Reinhold Kliegl & Umesh Patil. 2008. Parsing costs as predictors of reading difficulty: An evaluation using the Potsdam Sentence Corpus. Journal of Eye Movement Researc 2. 1-12.
  6. Carlson, Lynn & Daniel Marcu. 2001. Discourse tagging reference manual. ISI Technical Report ISI-TR-545 54. 56.
  7. Chafe, Wallace. 1994. Discourse, Consciousness, and Time: The Flow and Displacement of Conscious Experience in Speaking and Writing. University of Chicago Press.
  8. Chang, Frederick R. 1980. Active memory processes in visual sentence comprehension: Clause effects and pronominal reference. Memory & Cognition 8(1). 58-64.
  9. Clifton, Charles Jr., Adrian Staub & Keith Rayner. 2007. Eye movements in reading words and sentences. In R. van Gompel (ed.), Eye movements: A window on mind and brain, 341-372. Amsterdam, Netherlands: Elsevier.
  10. Cop, Uschi. 2017. Presenting GECO: An eye-tracking corpus of monolingual and bilingual sentence reading. Behavior Research Methods 49. 602-615.
  11. Degand, Liesbeth & Anne-Catherine Simon. 2005. Minimal Discourse Units: Can we define them, and why should we. Proceedings of SEM-05. Connectors, Discourse Framing and Discourse Structure: From Corpus-Based and Experimental Analyses to Discourse Theories 477. 65-74.
  12. Frank, Stefan L., Irene Fernandez Monsalve, Robin L. Thompson & Gabriella Vigliocco. 2013. Reading time data for evaluating broad-coverage models of English sentence processing. Behavior Research Methods 45. 1182-1190.
  13. Ferreira, Fernanda & John M. Henderson. 1993. Reading processes during syntactic analysis and reanalysis. Canadian Journal of Experimental Psychology/Revue Canadienne de Psychologie Expérimentale 47(2). 247.
  14. Gernsbacher, Morton A., Varner R. Kathleen & Mark E. Faust. 1990. Investigating differences in general comprehension skill. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition 16(3). 430.
  15. Givón, Talmy. 1993. Coherence in text, coherence in mind. Pragmatics & Cognition 1(2). 171-227.
  16. Grosz, Barbara J. & Candace L. Sidner. 1986. Attention, intentions, and the structure of discourse. Computational Linguistics 12. 175-204.
  17. Halliday, M. A. K. & Ruqaiya Hasan. 1976. Cohesion in English. London: Longman.
  18. Hirotani, Masako, Lyn Frazier & Keith Rayner. 2006 Punctuation and intonation effects on clause and sentence wrap-up: Evidence from eye movements. Journal of Memory and Language 54(3). 425-443.
  19. Hirschberg, Julia & Diane Litman. 1993. Empirical studies on the disambiguation of cue phrases. Computational Linguistics 19(3). 501-530.
  20. Husain, Samar, Shravan Vasishth & Narayanan Srinivasan. 2014. Integration and prediction difficulty in Hindi sentence comprehension: Evidence from an eye-tracking corpus. Journal of Eye Movement Research 8. 1-12.
  21. Just, Marcel A. & Patricia. A. Carpenter. 1980. A theory of reading: From eye fixations to comprehension. Psychological Review 87. 329-354.
  22. Kibrik, Anrej A. & Vera I. Podlesskaya. 2009. Night Dream Stories: Corpus Study of Russian Discourse. Moscow: Yazyki slavyanskih kultur. (In Russ.)
  23. Kliegl, Reinhold, Antje Nuthmann & Ralf Engbert. 2006. Tracking the mind during reading: The influence of past, present, and future words on fixation durations. Journal of Experimental Psychology: General 135. 12.
  24. Kuperman, Victor. 2010. The effect of word position on eye-movements in sentence and paragraph reading. Quarterly Journal of Experimental Psychology 63(9). 1838-1857. https://doi.org/10.1080/17470211003602412
  25. Kuperman, Victor. 2022a. Expanding horizons of cross-linguistic research on reading: The Multilingual Eye-movement Corpus (MECO). To appear in Behavior Research Methods.
  26. Kuperman, Victor. 2022b. Text reading in English as a second language: Evidence from the Multilingual Eye-Movements Corpus (MECO). To appear in Studies in Second Language Acquisition.
  27. Laurinavichyute, Anna K., Irina A. Sekerina, Svetlana Alexeeva, Kristine Bagdasaryan & Reinhold Kliegl. 2019. Russian Sentence Corpus: Benchmark measures of eye movements in reading in Russian. Behavior Research Methods 51. 1161-1178.
  28. Luke, Steven G. & Kiel Christianson. 2018. The Provo Corpus: A large eye-tracking corpus with predictability norms. Behavior Research Methods 50. 826-833.
  29. Mann, William C. & Sandra A. Thompson. 1987. Rhetorical Structure Theory: A Theory of Text Organization. Los Angeles: University of Southern California, Information Sciences Institute.
  30. Marian, Viorica, Henrike K. Blumenfeld & Margarita Kaushanskaya. 2007. The Language Experience and Proficiency Questionnaire (LEAP-Q): Assessing language profiles in bilinguals and multilinguals. Journal of Speech, Language, and Hearing Research 50. 940-967.
  31. Podlesskaya, Vera I. & Andrej A. Kibrik. 2003. Methods of oral speech corpora research: Discourse transcription development experience. Proc. of Cognitive Modeling in Linguistics. Varna, Bulgaria.
  32. Polanyi, Livia. 1988. A formal model of the structure of discourse. Journal of Pragmatics 12. 601-638.
  33. Prasad, Rashmi, Bonnie Webber & Alan Lee. 2018. Discourse annotation in the PDTB: The next generation. Proceedings 14th Joint ACL-ISO Workshop on Interoperable Semantic Annotation. 87-97.
  34. Pynte, Joël & Alan Kennedy. 2006. An influence over eye movements in reading exerted from beyond the level of the word: Evidence from reading English and French. Vision Research 46. 3786-3801.
  35. Rayner, Keith. 1998. Eye movements in reading and information processing: 20 years of research. Psychological Bulletin 124. 372.
  36. Rayner, Keith. 2012. Psychology of Reading. New York, NY: Psychology Press.
  37. Schauer, Holger. 2000. From elementary discourse units to complex ones. 1st SIGdial Workshop on Discourse and Dialogue. 46-55.
  38. Van Dijk, Teun A. 2019. Macrostructures: An Interdisciplinary Study of Global Structures in Discourse, Interaction, and Cognition. Routledge.
  39. Warren, Tessa, Sarah J. White & Erik D. Reichle. 2009. Investigating the causes of wrap-up effects: Evidence from eye movements and E-Z Reader. Cognition 111(1). 132-137.

© Толдова С.Ю., Слюсарь Н.А., Бонч-Осмоловская А.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах