«Можно с вами сфотографироваться?» Реализация речевого акта отказа в коммуникации жителей Арабских Эмиратов с туристами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эффективная коммуникация между жителями разных стран требует не только способности говорить на общем языке, но и знания социокультурных правил и социолингвистических особенностей, включая речевые акты. В статье рассматривается речевой акт отказа, представляющий особую угрозу для лица собеседника. Его реализация неносителями английского языка из Арабских Эмиратов еще недостаточно изучена. Исследуется уровень комфорта жителей Эмиратов при выражении отказа в общении с незнакомыми туристами. Материалом исследования послужили 94 реакции респондентов на приглашение туристов совместно сфотографироваться. Предварительно на вводном лингвистическом занятии участникам были даны инструкции. Для анализа полученных данных использовалась описательная и инференциальная статистика. Результаты показывают, что как мужчинам, так и женщинам, было достаточно комфортно разговаривать с туристами, однако мужчины - участники исследования - чувствовали себя более непринужденно, соглашаясь сфотографироваться с ними. Хотя более половины участников сообщили о своей готовности сфотографироваться, приблизительно 41.5% отметили, что отказались бы выполнить такую просьбу, причем отказом ответило бы значительно больше женщин. Наиболее частотными компонентами речевого акта отказа были выражения сожаления, благодарности, извинения или объяснение причины отказа. Результаты также показали, что лингвистические приемы позитивной вежливости использовались достаточно редко, в основном женщинами. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что приезжающим в ОАЭ следует принимать во внимание социокультурные и социолингвистические нюансы поведения местных жителей и реагировать на них соответствующим образом; это снизит вероятность коммуникативных сбоев и повысит уровень благополучия участников общения.

Об авторах

Танджу Девечи

Научно-технологический университет Халифа

Автор, ответственный за переписку.
Email: tanjudeveci@yahoo.com

доцент кафедры английского языка Научно-технологического университета Халифа в Абу-Даби, ОАЭ. Преподавал английский для академических целей в Билькентском и Сабанджийском университетах. С 2012 г. преподает английский язык и коммуникацию студентам инженерных специальностей в Университете Халифа в Абу-Даби. Имеет публикации, посвященные широкому кругу проблем, включая стили обучения и прагматику.

Абу-Даби, ОАЭ

Джессика Мидрадж

Научно-технологический университет Халифа

Email: jessica.midraj@ku.ac.ae

имеет степень PhD, преподает на кафедре английского языка Научно-технологического университета Халифа в Абу-Даби, ОАЭ. Имеет большой опыт как преподаватель, наставник, методист, исследователь и руководитель. Ее научные интересы включают личную эффективность студента и преподавателя, контроль качества, языковые проблемы STEM-образования, учебные планы и их оценку.

Абу-Даби, ОАЭ

Список литературы

  1. Abed, Qadoury A. 2011. Pragmatic transfer in Iraqi EFL learners' refusals. International journal of English Linguistics 1 (2). 166-185
  2. Ahmad, Zaman K. 2014. Gender differences and work-related communication in the UAE: A qualitative study. International Journal of Business and Management 9 (3). 185-195
  3. Al Murshidi, Hassan G. 2014. Emirati and Saudi students’ writing challenges at U.S. universities. English Language Teaching 7 (6). 87-95
  4. Al Nawrasy, Omar. 2013. The effect of native and nonnative English language teachers on secondary students’ achievement in speaking skills. Jordan Journal of Educational Sciences 9 (2). 243-254
  5. Al Okla, Nour. 2018. Verbal and non-verbal refusal strategies in English: Refusing promotions. Arab World English Journal 9 (1). 321-334. doi: 10.24093/awej/vol9no1.23
  6. Austin, John L. 1962. How to Do Things with Words. Cambridge, MA: Harvard University Press
  7. Barlow, Lisa. 2009. The effects of nonnative speaker accent on EFL students’ listening comprehension (Unpublished doctoral dissertation). The University of Exeter, Exeter
  8. Bauman, Richard & Joel Sherzer. 1975. The ethnography of speaking. Annual Review of Anthropology 4. 95-119
  9. Beebe, Leslie M., Tomoko Takahashi & Robin Uliss-Weltz. 1990. Pragmatic transfer in ESL refusals. In Robin Scarcella, Elaine S. Andersen, & Stephen D. Krashen (eds.), Developing communicative competence in a second language, 55-73. New York: Newbury House
  10. Brown, Penelope & Stephen C. Levinson. 1987. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press
  11. Chojimah, Nurul. 2015. Refusal and politeness strategies in relation to social status: A case of face-threatening act among Indonesian university students. Theory and Practice in Language Studies 5 (5). 906-918. doi: 10.17507/tpls.0505.04
  12. Cohen, Andrew D. 1996. Speech acts. In Sandra L. McKay & Nancy H. Hornberger (eds.), Sociolinguistics and language teaching, 383-420. Cambridge: Cambridge University Press
  13. Crystal, David. 1985. A dictionary of Linguistics and Phonetics. 2nd edn. New York: Basil Blackwell
  14. Dariela, Aurelie, Curtis Kepharta, Nikos Nikiforakisa & Christina Zenkerb. 2017. Emirati women do not shy away from competition: Evidence from a patriarchal society in transition (Working paper 0011). Retrieved from New York University Abu Dhabi, Division of Social Science Working Paper Series. URL: https://nyuad.nyu.edu/content/ dam/nyuad/academics/divisions/social-science/working-papers/2017/0011.pdf (accessed 12 March 2020)
  15. Deveci, Tanju. 2018. Student perceptions on collaborative writing in a project-based learning course. Universal Journal of Educational Research 6 (4). 721-732. DOI: 10.13189/ ujer.2018.060415
  16. Deveci, Tanju. 2015. The complaint speech act set produced by university students speaking English as a foreign language. [Special Issue]. Literacy Information and Computer Education Journal 4 (1). 2161-2171
  17. Deveci, Tanju & Ikhlas Bin Hmida. 2017. The request speech act in emails by Arab university students in the UAE. Journal of Language and Linguistic Studies 13 (1). 194-214
  18. Deveci, Tanju, Jessica Midraj & Wael El Sokkary. 2021. “You are the best professor!” Emirati university students’ utilization of the compliment speech act. Manuscript submitted for publication
  19. Félix-Brasdefer, Cesear J. 2009. Interlanguage refusals: Dispreferred responses in interlanguage pragmatics refusal sequences in learner-NS interactions. Applied Language Learning 19. 1-27
  20. Garay, Jovanie B. 2019. Linguistic politeness of tourism personnel: Social interaction among local tourists in context. International Journal of Linguistics, Literature and Translation 2 (5). 55-82. doi: 10.32996/ijllt.2019.2.5.9
  21. Harrison, Edelweiss & Snejina Michailova S. 2012. Working in the Middle East: Western female expatriates' experiences in the United Arab Emirates. The International Journal of Human Resource Management 23 (4). 625-644
  22. Hartford, Beverly S. & Kethleen Bardovi-Harlig. 1992. Experimental and observational data in the study of interlanguage pragmatics. Pragmatics and Language Learning 3. 33-52
  23. Hedayatnejad, Fariba, Roohollah Maleki & Ali A. H. Mehrizi, A. 2015. The effect of social status and gender on realization of refusal of suggestion among Iranian EFL intermediate learners. Journal of Language Teaching and Research 7 (1). 99-109
  24. Iliadi, Paraskevi-Lukeriya & Tatiana V. Larina. 2017. Refusal strategies in English and Russian. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics 8 (3). 531-542
  25. Jandt, Fred E. 2018. An Introduction to Intercultural Communication. 9th edn. Los Angeles: SAGE
  26. Johnson, Danette I., Michael E. Roloff & Melissa A. Riffee. 2004. Politeness theory and refusals of requests: Face threat as a function of expressed obstacles, Communication Studies 55 (2). 227-238. doi: 10.1080/10510970409388616
  27. Khameis, Mona. 2007. Using Creative strategies to promote students’ speaking skills. In Kay Gallagher & Khadar Bashir-Ali (eds.), Action research and initial teacher education in the UAE. Perspectives from teacher education at the Higher Colleges of Technology, 109-118. Abu Dhabi: HCT Press
  28. Kross, Ethan, Marc G. Berman, Walter Mischel, Edward E. Smith & Tor D. Wager. 2011. Social rejection shares somatosensory representations with physical pain. In Proceedings of the National Academy Sciences 108 (15). 6270-6275. doi: 10.1073/pnas.1102693108
  29. Larina, Tatiana. 2020. ‘Sense of privacy’ and ‘sense of elbow’: English vs Russian values and communicative styles. In Helen Bromhead & Zhengdao Ye (eds), Meaning, life and culture: In conversation with Anna Wierzbicka. Canberra: Australian National University Press
  30. Larina, Tatiana V. 2015. Culture-specific communicative styles as a framework for interpreting linguistic and cultural idiosyncrasies. International Review of Pragmatics 7. 195-215. doi: 10.1163/18773109-00702003
  31. Larina, Tatiana V., Vladimir I. Ozyumenko & Svetlana Kurtes. 2017. I-identity vs we-identity in language and discourse: Anglo-Slavonic perspectives. Lodz Papers in Pragmatics 13 (1). 109-128. doi: 10.1515/lpp-2017-0006
  32. Leary, Mark R. 2015. Emotional responses to interpersonal rejection. Dialogues in Clinical Neuroscience 17 (4). 435-441
  33. Leech, Geoffrey N. 1983. Principles of Pragmatics. London: Longman
  34. Low, Linda. 2012. Abu Dhabi’s Vision 2030: An Ongoing Journey of Economic Development. Singapore: World Scientific Publishing
  35. Merhpour, Saeed, Masoume Ahmadi & Naser Sabourian Zadeh. 2016. Cross-linguistic comparison of refusal speech act: Evidence from trilingual EFL learners in English, Farsi, and Kurdish. Iranian Journal of Applied Language Studies 8 (2). 159-188
  36. Mokhtari, Nargol. 2015. Face-threatening aspect of refusal speech acts: a contrastive study. Journal of Modern Research in English Language Studies 2 (1). 84-73
  37. Nelson, Gayle L., Mahmoud Al Batal & Waguida El Bakary. 2002. Directness vs. indirectness: Egyptian Arabic and US English communication style. International Journal of Intercultural Relations 26. 39-57
  38. Nunn, Roger, Tanju Deveci & Hussain Salih. 2015. Phenomenological views of the development of critical argumentation in learners’ discourse. The Asian EFL Journal Professional Teaching Articles 85. 90-116
  39. Rezvani, Mahsa, Darya A. Ismael & Samet Tok. 2017. Speech act of refusal among English language teaching students. The International Journal of Research in Teacher Education 8 (2). 1-11
  40. Richards, Jack, John Plat J. & Heidi Weber. 1985. Longman dictionary of applied linguistics. England: Longman
  41. Schwaighofer, Verana. 2014. Tourist Destination Images and Local Culture: Using the Example of the United Arab Emirates. Wiesbaden: Springer Gabler
  42. Searle, John R. 1977. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge. Cambridge University Press
  43. Searle, John R. 2002. Speech acts, mind, and social reality. In Günther Grewendorf & Georg Meggle (eds.), Speech Acts, Mind, and Social Reality: Discussions with John R. Searle, 3-6. The Netherlands: Kluwer Academic Publishers
  44. Seraphim, Joanna & Farooq Haq. 2019. Challenges for promotion of heritage tourism: Case study of the UAE. In Surabbi Srivastava (eds.), Conservation and promotion of heritage tourism, 35-56. Hershey, PA: IGI Global
  45. Shishavan, Homa B. & Farzad Sharifian 2016. The refusal speech act in a cross-cultural perspective: A study on Iranian English-language learners and Anglo-Australian speakers. Language & Communication 47. 75-88. doi: 10.1016/j.langcom.2016.01.001
  46. Sokolskaya, Eugenia. 2015. Directness in Russia’s high-context culture. Paper presented at Midwest Slavic Conference, Coumbus, OH
  47. Tanck, Sharyl. 2004. Speech act sets of refusal and complaint: A comparison of native and non-native English speakers’ production. TESOL Working Papers 2. 1-22
  48. Tuncer, Hulya & Burcu Turhan. 2019. Refusal strategies of Turkish pre-service teachers of English: A focus on gender and status of the interlocutor. Journal of Language and Linguistic Studies 15 (1). 1-19
  49. Umale, Jaishree. 2011. Pragmatic failure in refusal strategies: British versus Omani interlocutors. Arab World English Journal 2 (1). 18-46
  50. Dubai Tourism. 2020. Annual visitor report 2019. URL: https://www.dubaitourism.gov.ae/en/ research-and-insights/annual-visitor-report-2019 (accessed: 16 October 2020)
  51. GMI. 2019, January 30. United Arab Emirates population statistics. URL: https://www.globalmediainsight.com/blog/uae-population-statistics/ (accessed: 16 October 2020)
  52. Sherif, Iman & Janice Ponce de Leon. 2012. Most expatriates in the UAE ignorant about Emirati culture. Gulf News. URL: https://gulfnews.com/uae/most-expatriates-in-the-uae-ignorant-about-emirati-culture-1.979254 (accessed: 18 March 2020)
  53. Sylvester, Phil. 2019, September 3. Sharia law and the UAE: What you need to know. World Nomads. URL: https://www.worldnomads.com/travel-safety/middle-east/united-arab-emirates/what-you-can-or-cant-do-in-the-united-arab-emirates (accessed: 18 March 2020)
  54. Swan, Melanie. 2016, April 30. Emiratis crucial to UAE’s tourism success. The National. URL: https://www.thenational.ae/business/travel-and-tourism/emiratis-crucial-to-uae-s-tourismsuccess-1.136995 (accessed: 18 September 2020)
  55. Tesorero, Angel. 2019, December 29. Legendary Emirati hospitality makes UAEatourist paradise. Khaleej Times. URL: https://www.khaleejtimes.com/uae/dubai/legendary-emirati-hospitality-makes-uae-a-tourist-paradise (accessed: 19 October 2020)
  56. Zaatari, S. 2019, September 14. More Emiratis getting involved in tourism, leisure jobs. Gulf News. URL: https://gulfnews.com/uae/more-emiratis-getting-involved-in-tourism-leisurejobs-1.66026220 (accessed: 19 October 2020)

© Девечи Т., Мидрадж Д., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах