Контактная вариантология английского языка и учебная лексикография: взгляд из Расширяющегося круга
- Авторы: Ловцевич Г.Н.1, Соколов А.А.1
-
Учреждения:
- Дальневосточный федеральный университет
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): Варианты английского языка Расширяющегося круга
- Страницы: 703-721
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/linguistics/article/view/24407
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-3-703-721
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлено исследование четырех англоязычных учебных словарей для изучающих английский язык как неродной в странах Расширяющегося круга с позиции возможного отражения ими положений контактной вариантологии английского языка. Основное внимание уделено тому, как современные учебные словари отражают текущий глобальный статус английского языка. Словарь, ориентированный исключительно на образовательные потребности обучающегося, как представляется, игнорирует весь спектр и глубину социокультурных функций глобального английского языка. Авторы исследуют представленность в словарях вариантов английского языка, не относящихся к Внутреннему кругу и, в частности, анализируют культурные заимствования из стран Северо-Восточной Азии (Китая, Японии, Кореи, России), где английский язык широко используется для межкультурного общения. Особый интерес представляют определения подобных заимствований в словаре и то, как в них представлена национальная идентичность пользователей английского языка из стран Расширяющегося круга. Анализ словника учебных словарей выявляет этноцентрический подход при составлении словарей. Это проявляется как в неоднородном охвате в словарях вариантов английского языка, не относящихся к Внутреннему кругу, так и в необъяснимом отборе заимствований для включения в словари. Слова, ассоциируемые со странами Северо-Восточной Азии, как правило, отбираются произвольно и в соответствии с приоритетами западной, а не региональных культур. Англоцентризм проявляется и в содержании словарной статьи. Большая часть заимствований определяется с позиции англо-американской культуры безотносительно к исходной культуре. Авторы приходят к выводу, что представление неанглийских культур в учебных словарях является идеологическим и этноцентрическим и поэтому словари не отвечают вызовам глобализированного мира.
Ключевые слова
Об авторах
Галина Николаевна Ловцевич
Дальневосточный федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lovtsevich.gn@dvfu.ru
доктор филологических наук, профессор, зав. каф. лингвистики и межкультурной коммуникации
690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8Александр Анатольевич Соколов
Дальневосточный федеральный университет
Email: sokolov_aa@dvfu.ru
аспирант, кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации, Восточный институт - Школа региональных и международных исследований
690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8Список литературы
- Benson, Phil. 2001. Ethnocentrism and the English Dictionary. London: Routledge.
- Bogaards, Paul. 1996. Dictionaries for learners of English. International Journal of Lexicography 9 (4). 277-320.
- Chen, Wenge. 2019. Towards a discourse approach to critical lexicography. International Journal of Lexicography 32 (3). 362-388.
- Cowie, Anthony P. 1995. The learner’s dictionary in a changing cultural perspective. In Braj B. Kachru & Henry Kahane (eds.), Cultures, Ideologies, and the Dictionary: Studies in Honor of Ladislav Zgusta, 283-295. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Cowie, Anthony P. 2000. English Dictionaries for Foreign Learners: A History. Oxford: Oxford University Press.
- Crystal, David. 2012. English as a Global Language. 2nd edn. Cambridge: Cambridge University Press.
- De Schryver, Gilles-Maurice. 2012. Trends in twenty-five years of academic lexicography. International Journal of Lexicography 25 (4). 464-506.
- Herbst, Thomas. 1996. On the way to the perfect learners’ dictionary: a first comparison of OALD5, LDOCE3, COBUILD2 and CIDE. International Journal of Lexicography 9 (4). 321-357.
- Heuberger, Reinhard. 2015. Learners’ dictionaries: History and development; current issues. In Philip Durkin (ed.), The Oxford Handbook of Lexicography, 25-43. Oxford: Oxford University Press.
- Kachru, Braj B. 1996. Opening borders with world Englishes: Theory in the classroom. In Steve Cornwell, Peggy Rule & Toshiko Sugino (eds.), On JALT96: Crossing borders. The proceedings of the 23rd annual JALT international conference on language teaching/learning, Hiroshima, Japan, November 1996, 10-20. JALT, Tokyo.
- Kirkness, Alan. 2004. Three advanced learners’ dictionaries. ELT Journal 58 (3). 294-300.
- Kramsch, Claire. 2014. Teaching foreign languages in an era of globalization: Introduction. The Modern Language Journal 98. 296-311.
- Kumaravadivelu, Bala. 2012. Individual identity, cultural globalization, and teaching English as an international language: The case for an epistemic break. In Lubna Alsagoff, Sandra Lee Mckay, Guangwei Hu & Willy A. Renandya (eds.), Principles and Practices for Teaching English as an International Language, 9-27. New York: Routledge.
- Lambert, James. 2019. Lexicography and World Englishes. In Daniel Schreier, Marianne Hundt & Edgar W. Schneider (eds.), The Cambridge Handbook of World Englishes, 408-435. Cambridge: Cambridge University Press.
- Lee, William R. 1989. The treatment of pronunciation in some (mainly British) monolingual general dictionaries used by learners of English. In Makhan L. Tickoo (eds.), Learners’ Dictionaries: State of the Art, 112-123. Singapore: SEAMEO Regional Language Centre.
- Lovtsevich, Galina N. 2019. Teaching English as a language of international communication: Time of change. The Humanities and Social Studies in the Far East 16 (1). 135-142.
- McKay, Sandra L. 2012. Principles of teaching English as an International Language. In Lubna Alsagoff, Sandra Lee McKay, Guangwei Hu & Willy A. Renandya (eds.), Principles and Practices for Teaching English as an International Language, 28-46. New York: Routledge.
- Proshina, Zoya G. 2019. Elaborating on the Expanding Circle. World Englishes 38 (1-2). 233-244.
- Sterkenburg, Piet van. 2003. A Practical Guide to Lexicography. Amsterdam: John Benjamins.
- Whitcut, Janet. 1995. Taking it for granted: Some cultural preconceptions in English dictionaries. In Braj B. Kachru & Henry Kahane (eds.), Cultures, Ideologies, and the Dictionary: Studies in Honor of Ladislav Zgusta, 253-257. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
- Aadhaar, dabba, hartal, shaadi make it to Oxford dictionary. India News - Times of India [Electronic resource]. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/aadhaardabba-hartal-shaadi-make-it-to-oxford-dictionary/articleshow/73584050.cms (accessed: 06 March 2020)
- Cambridge Advanced Learner’s Dictionary [Electronic resource]. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/ (accessed: 18 April 2020).
- Collins COBUILD Advanced Learner’s Dictionary [Electronic resource]. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english (accessed: 18 April 2020).
- Hornby, Albert S. & Sally Wehmeier (eds.). 2000. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. 6th edn. Oxford: Oxford University Press. (accessed: 18 April 2020).
- Longman Dictionary of Contemporary English [Electronic resource]. URL: https://www.ldoceonline.com/ (accessed: 18 April 2020).
- Oxford Advanced Learner’s Dictionary [Electronic resource]. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (accessed: 18 April 2020).