Мультимодальный маркетинговый дискурс сферы информационных технологий: интегративный подход к анализу

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На веб-сайтах компаний сферы информационных технологий представлены вербальные и невербальные средства, что требует учета ряда параметров в ходе анализа для получения более полного представления о спектре и взаимодействии данных средств. В работе проводится интегративный анализ мультимодального маркетингового дискурса веб-страниц производителей программного обеспечения Microsoft, Oracle и SAP с учетом положений мультимодального критического дискурс-анализа, прагматики, а также лингвистики текста. Полагаем, что целесообразным является учет следующих параметров: дискурсопорождающая интенция адресанта, функция дискурса, реализация категорий в вербальном контенте мультимодального дискурса и использование аудиовизуальных приемов в невербальном контенте, глобальная идеологема, или ключевая идея дискурса, а также адресат. Дискурсопорождающей интенцией является побуждение потребителя к приобретению ИТ-решения, при этом дискурс реализует воздействующую функцию. Текстовое наполнение веб-сайтов рассматривается в рамках таких категорий, как тема (терминология сферы информационных технологий); тональность (положительно окрашенная лексика; повелительное наклонение); хронотоп (экономия времени для решения глобальных задач в рамках всего предприятия). Проведенный анализ позволил получить аналогичные результаты в отношении категорий на материале вербального наполнения видеоотзывов клиентов, при этом аудиовизуальные приемы в виде использования динамичной музыки, видов компании, контрастных цветов и пр. сходны. Примечательно, что использование различных лингвистических средств было выявлено лишь в ходе анализа метафорических выражений, представленных в маркетинговых дискурсах трех компаний. Глобальной идеологемой маркетинговых дискурсов является призыв к реципиенту оптимизировать управление данными для обеспечения эффективного развития в ближайшем будущем. Приемом реализации типичной идеологемы становятся многократно используемые антитезы: проблемы работы с большим количеством данных vs. одно ИТ-решение, ситуация до и после, старое vs. новое, медленно vs. быстро. Анализ показывает, что в рамках маркетинговых дискурсов трех компаний используются сходные антитезы, а реализация категорий и аудиовизуальных приемов также аналогична, что может потребовать дальнейших исследований маркетингового дискурса с точки зрения восприятия его специфичности клиентами.

Об авторах

Наталья Владимировна Соколова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ntlk0@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, лингвистики и перевода

Пермь, Россия

Список литературы

  1. Abbamonte, Lucia & Flavia Cavaliere. 2017. Shopping as ‘best practice’ - analyzing Walmart’s debated sustainability policies. Russian Journal of Linguistics 21 (1). 105-125
  2. Adebeshin, Keji. 2015. Explosing Symbolism in Masstige Brand Advertising within the Discursive Context of Luxury: A Semiotic Analysis. Dissertation. Auckland University
  3. Bateman, John. 2014. Text and Image: A Critical Introduction to the Visual/Verbal Divide. London and New York: Routledge
  4. Borisova, Evgeniya G. 2016. Marketingovaya lingvistika: napravleniya i perspektivy [Marketing linguistics: directions and prospects]. Verhnevolzhski philological bulletin 4. 140-143
  5. Borisova, Evgeniya G., Larias G. Vikulova & Lyubov' G. Antonova. 2019. Marketingovaya Lingvistika. Zakonomernosti Prodvigayushchego Teksta [Marketing Linguistics. Promotional text patterns]. Moscow: Flinta
  6. Caruana, Robert & Andrew Crane. 2011. Getting away from it all: Exploring freedom in tourism. Annals of Tourism Research 34 (4). 1495-1515
  7. Caruana, Robert & James Fitchett. 2015. Exploring the role of discourse in marketing and consumer research. Journal of Consumer Behaviour 14 (1). 1-12. doi: 10.1002/cb.1497. Dale, Robert. 2017. The commercial NLP landscape in 2017. Natural Language Engineering 23 (4). 641-647. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1017/ S1351324917000237. (Accessed 02 November 2019)
  8. Dyer, Gillian. 1988. Advertising as Communication. London and New York: Routledge
  9. Fairclough, Norman. 2003. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research. London and New York: Routledge
  10. Kibrik, Andrei. A. 2009. Modus, zanr i parametry klassifikacii diskursov [Modus, genre and other parameters of discourse classification]. Voprosy Yazykoznanyja 2. 3-21. (In Russ.)
  11. Klushina, Natalia I. 2012. Intentsional'nyi metod v sovremennoi lingvisticheskoi paradigm [Intentional Method in the Modern Linguistic Paradigm]. Mediastilistika 4. [Electronic resource]. URL: http://mediascope.ru/node/1242. (Accessed 01 November 2019)
  12. Klushina, Natalia I. 2016. Diskurs-analiz i stilistika: integrativnye metody issledovaniya media kommunikatsii [Discourse Analysis and Stylistics: Integrative Methods for Research of Media Communication]. Russian Journal of Linguistics 20 (4). 78-90. (In Russ.)
  13. Kozhina, Margarita N. 2006. Stilisticheskii Entsiklopedicheskii Slovar' Russkogo Yazyka [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. In Margarita Kozhina (eds.), Moscow: Flinta, Nauka Publ
  14. Kress, Gunther. 2010. Multimodality. London and New York: Routledge
  15. Kress, Gunther & Theo Van Leeuwen. 2001. Multimodal Discourse. London: Arnold
  16. Lemke, Jay. 1998. Multiplying meaning: Visual and verbal semiotics in scientific text. In Jim Martin & Robert Veel (eds.), Reading science: Critical and functional perspectives on discourses of science, 87-113. London: Routledge
  17. Matveeva, Tatiana V. 2006a. Tekstovaya kategoriya [Text category]. In Margarita Kozhina (eds.), Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka, 533-536. Moscow: Flinta, Nauka Publ.
  18. Matveeva, Tatiana V. 2006b. Tema [Theme]. In Margarita Kozhina (eds.), Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka, 542-544. Moscow: Flinta, Nauka Publ.
  19. Matveeva, Tatiana V. 2006c. Tonal’nost’ [Tonality]. In Margarita Kozhina (eds.), Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka, 549-552. Moscow: Flinta, Nauka Publ.
  20. Mooney, Annabelle. 2019. A fool and his money are soon parted: A critical examination of credit card websites. Russian Journal of Linguistics 23 (3). 642-658. DOI: 10.22363/ 2312-9182-2019-23-3-642-658.
  21. Opgenhaffen, Michael. 2011. Multimedia, interactive and hypertextual features in divergent online news platforms: An exploratory study of Flemish online news. First Monday Journal 16 (3). [Electronic resource]. URL: http://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/ article/view/2826/2814 (Accessed 02 November 2019)
  22. Pirogova, Yulia. K. & Pavel B. Parshin. 2000. Reklamnyi Tekst: Semiotika i Lingvistika [Promotional text: semiotics and linguistics]. Moscow: International Institute of Advertising, Grevennikov Publishing House
  23. Popova, Elena S. 2005. Reklamnyi Tekst i Problemy Manipulyatsii [Advertizing text and problem of manipulation]. Dissertation. Ekaterinburg
  24. Roper, Stuart, Robert Caruana, Dominic Medway & Phil Murphy. 2013. Constructing luxury brands: Exploring the role of consumer discourse. European Journal of Marketing 47 (3-4). 375-400. doi: 10.1108/03090561311297382
  25. Savelyeva, Irina P. & Antonina I. Ukhova. 2015. Formirovanie Kompleksa Marketingovykh Kommunikatsii na Rynke Zhiloi Nedvizhimosti [Formation of Marketing Communications Complex in the Primary Residential Real Estate Market]. South-Urals State University
  26. Shchipitsyna, Larisa. Yu. 2009. Zhanry Komp'yuterno-Oposredovannoi Kommunikatsii [Genres of computer-mediated communication]. Monograph. Arkhangelsk: Pomor University
  27. Serrano, María José. 2018. The construction of advertising discourse by the use of the secondperson object Te and the clitic Se. Sociocultural Pragmatics: An International Journal of Spanish Linguistics 2. 173-196. [Electronic resource]. URL: https://www.degruyter.com/ downloadpdf/j/soprag.2018.6.issue-2/soprag-2018-0005/soprag-2018-0005.pdf. (Accessed 02 November 2019)
  28. Van Leeuwen, Theo. 2013. Colour schemes. In Margit Boeck & Norbert Pachler (eds.), Multimodality and social semiosis: Communication, meaning-making, and learning in the work of Gunther Kress. London: Routledge

© Соколова Н.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах