Медиатизация культуры в дискурсе современных казахстанских медиа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Концепция медиатизации в современной науке приводит к новому пониманию роли медиа в обществе и в культуре. Медиа предстают в рамках данной концепции не как посредник между обществом, его культурой и социально значимой информацией, а как структурный элемент самого общества и культуры (T. Adorno, M. Castells, N. Couldry, S. Hjarvard, F. Krotz, S. Livingstone, W. Lippmann, Luhmann, M. McLuhan, P. Lazarsfeld, R. Merton, K. Popper, S. Zizek). Актуальность нашего исследования обусловлена назревшей необходимостью изучить эффекты медиатизации, связанные с ее все более глобальным характером. В процессе медиатизации культуры в пространстве любого национального медиадискурса создается новый тип культуры - медиакультура. Цель исследования - показать на примере русскоязычного медиадискурса Казахстана, как происходит формирование медиакультуры. Исследование базируется на отечественной лингвистической концепции прецедентности (Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, Д.Б. Гудков, В.В. Красных и др.) и на современном философском понимании в российской науке типологии культуры (Н.Б. Кириллова, В.В. Миронов и др.). В исследовании ставились задачи: выявить в заголовочных комплексах наиболее тиражных русско-язычных изданий Казахстана прецедентные феномены, которые нами понимаются как свернутые тексты культуры; проанализировать прецедентные онимы с точки зрения их апелляции к классической (элитарной) или массовой культуре; рассмотреть фразеологизмы как маркеры народной культуры. По результатам анализа делается вывод о том, что медиакультура формируется в процессе медиатизации элитарной, массовой и народной культуры посредством прецедентов и фразеологизмов. Она представляет собой особый, интегральный тип современной культуры, совмещающей в себе элементы всех типов культур (элитарной, массовой и народной) и тиражирующейся через СМИ в общество, и выполняет важную функцию консолидации социума на основе общего медийного знания.

Об авторах

Дана Онирбековна Байгожина

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Email: baigozhina777@mail.ru
докторант факультета журналистики и политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, старший преподаватель. Сфера научных интересов: межкультурная коммуникация, медиатизация культуры, информационные технологии, медиаобразование 010000, Казахстан, Астана, ул. Сатпаева, 2

Наталья Ивановна Клушина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: nklushina@mail.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Стилистической комиссии Международного комитета славистов. Сфера научных интересов: стилистика, медиастилистика, дискурсология ул. Моховая, д. 9, Москва, 125009, Россия

Серик Шешенбаевич Тахан

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Email: takhan_serik@mail.ru
доктор филологических наук, профессор факультета журналистики и политологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Сфера научных интересов: язык и стиль СМИ, история и теория русской и казахской пуб- лицистики, межкультурная коммуникация, теория и практика медиатекста 010000, Казахстан, Астана, ул. Сатпаева, 2

Список литературы

  1. Байгожина Д.О. Медиакультура в исторических изменениях // Вестник КазНУ имени аль- Фараби. Серия журналистика. 2018. № 1 (47). С. 170-178. [Baigozhina D.O. (2018) Mediakul'tura v istoricheskikh izmeneniyakh. Vestnik KazNU imeni al'-Farabi. Seriya zhurnalistika, 1 (47), 170-178. (In Kazakh)]
  2. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозис, 2003. 288 с. [Gudkov, D.B. (2003). Teoriya i praktika mezhkulturnoy kommunikatsii. Moscow: Gnozis. (In Russ.)]
  3. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта: Наука, 2008. 264 с. [Dobrosklonskaya, T.G. (2008). Medialingvistika: sistemnyiy podhod k izucheniyu yazyika SMI. Moscow: Flinta: Nauka. (In Russ.)]
  4. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2006. № 2. С. 20-33. [Dobrosklonskaya, T.G. (2006). Mediadiskurs kak ob'ekt lingvistiki i mezhkulturnoy kommunikatsii. Vestn. Mosk. unta. Ser. 10. Zhurnalistika, 2, 20-33. (In Russ.)]
  5. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. 1998. № 1. С. 119-128. [Zizek, Slavoj. (1998). Kiberprostranstvo, ili Nevyinosimaya zamknutost byitiya. Iskusstvo kino, 1, 119-128. (In Russ.)]
  6. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. 114 с. [Zizek, Slavoj (1999). Vozvyishennyiy ob'ekt ideologii. Moscow. (In Russ.)]
  7. Иванова М.В., Клушина Н.И. Нормы в массмедиа: когнитивный аспект // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 2. С. 5-12. [Ivanova M.V., Klushina, N.I. (2018). Normy v massmedia: kognitivnyy aspect. Voprosy kognitivnoy lingvistiki, 2, 5-12. (In Russ.)]
  8. Караулов Ю.Н. Роль прецедентного текста в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. М., 1986. С. 105-123. [Karaulov, Yu.N. (1986). Rol’ pretsedentnyih testov v strukture i funktsionirovanii yazyikovoy lichnosti. Nauchnyie traditsii i novyie napravleniya v prepodavaniya russkogo yazyika i literaturyi. Moscow. (In Russ.)]
  9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. [Karasik, V.I. (2002). Yazyikovoy krug: lichnost, kontseptyi, diskurs. Volgograd: Peremena. (In Russ.)]
  10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с. [Kastels, M. (2000). The Information Age: Economy, Society and Culture. Moscow.: GU VShE]
  11. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Акад. проект, 2006. 448с. [Kirillova, N.B. (2006). Mediakultura: ot moderna k postmodernu. Moscow: Akad. Proekt. (In Russ.)]
  12. Клушина Н.И. Медиастилистика. М., 2018. 184 с. [Klushina, N.I. (2018). Mediastilistika. Moscow: Flinta. (In Russ.)]
  13. Клушина Н.И. Культура в медиапространстве: структура и эффекты // Масс-медиа и массовые коммуникации: статус научных и учебных дисциплин: Первый Междунар. науч. коллоквиум. Белгород, 26-27 сентября 2013 г.: сб. науч. работ. Белгород, 2013. С. 37-42. [Klushina, N.I. (2013). Kultura v mediaprostranstve: struktura i effektyi. Mass-media i massovyie kommunikatsii: status nauchnyih i uchebnyih distsiplin: Pervyi Mezhdunar. nauch. kollokvium, Belgorod, 26-27.09.2013, 37-42. (In Russ.)]
  14. Клушина Н.И. Дискурс-анализ и стилистика: интегративные методы исследования медиа коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2016. Т. 20. № 4. С. 78-90. [Klushina, N.I. (2016). Diskurs-analiz i stilistika: integrativnyye metody issledovaniya media kommunikatsii. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Lingvistika = Russian Journal of Lingguistics, 4, 78-90. (In Russ.)]
  15. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.В. Как тексты становятся прецедентными // Русский язык за рубежом. 1994. № 1. С.73-76. [Kostomarov, V.G., Burvikova, N.V. (1994). Kak teksty stanovyatsya pretsedentnymi. Russkiy yazyik za rubezhom, 1, 73-76. (In Russ.)]
  16. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 284 с. [Krasnyih, V.V. (2002). Etnopsiholingvistika i lingvokulturologiya: Kurs lektsiy. Moscow: ITDGK «Gnozis». (In Russ.)]
  17. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. М., 1999. С. 138-149. [Lazarsfeld, P., Merton, R. (1999). Massovaya kommunikatsiya, massovyie vkusy i organizovannoe sotsialnoe deystvie. Massovaya kommunikatsiya v sovremennom mire: metodologiya analiza i praktika issledovaniy.Moscow, 138-149. (In Russ.)]
  18. Липпман У. Общественное мнение. М.: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2004. 384. [Lippman, Walter (2004). Public opinion. Moscow.: In-t Fonda «Obschestv. mnenie». (In Russ.)]
  19. Луман Н. Реальность масс-медиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 с. [Luman, Niklas (2005). Realnost mass-media. Moscow: Praksis. (In Russ.)]
  20. Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. 280 с. [Luman, Niklas (2005). Media kommunikatsii. Moscow.: Logos. (In Russ.)]
  21. Макклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Жуковский: Канон-пресс, 2003. 464 с. [McLuhan, Herbert (2003). Understanding Media: The Extensions of Man. Moscow: Zhukovskiy: Kanon-press. (In Russ.)]
  22. Миронов В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры / Язык средств массовой информации. М.: Академический Проект, 2008. 315 с. [Mironov, V.V. (2008). Sredstva massovoy kommunikatsii kak zerkalo pop-kulturyi. Yazyik sredstv massovoy informatsii. Moscow: Akademicheskij Proekt (In Russ.)]
  23. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с. [Popper, Karl (1992). The Open Society and Its Enemies. Moscow: Mezhdunar. fond «Kulturnaya initsiativa» (In Russ.)]
  24. Рогозина И.В. Функции и структура медиакартины мира // Методология современной психолингвистики: сб. статей. М., 2003. С. 121-137. [Rogozina, I.V. (2003). Funktsii i struktura mediakartinyi mira. Metodologiya sovremennoy psiholingvistiki: sb. statey. Moscow. 121-137. (In Russ.)]
  25. Тахан С.Ш. Русские литературные традиции в очерках А. Букейханова (На материале публикаций в журнале «Сибирские вопросы») // Нёман: ежемесячный литературно- художественный и общественно-политический журнал (Беларусь). 2017. № 9. С. 132-140. [Takhan, S.SH. (2017). Russkiye literaturnyye traditsii v ocherkakh A. Bukeykhanova (Na materiale publikatsiy v zhurnale «Sibirskiye voprosy»). Noman: yezhemesyachnyy literaturno-khudozhestvennyy i obshchestvenno-politicheskiy zhurnal. Belarus, 9, 132-140. (In Kazakh)]
  26. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002. 776 с. [Toffler, Alvin (2002). The Third Wave. Moscow: AST. (In Russ.)]
  27. Тошович Б. Интернет-стилистика. М.: Флинта: Наука, 2015. 238 с. [Toshovich, Branko (2015). Internet-stilistika. Moscow: Flinta: Nauka. (In Russ.)]
  28. Третьякова О.В. Плюсы и минусы медиатизации правовой жизни общества // Вестн. Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 4. С. 111-126. [Tretyakova, O.V. (2011). Plyusyi i minusyi mediatizatsii pravovoy zhizni obschestva. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika, 4, 111-126. (In Russ.)]
  29. Черных А.И. Медиа и демократия. М.; СПб.: Университет. кн., 2011. 272 с. [Chernyih, A.I. (2011). Media i demokratiya. Moscow; SPb.: Universitet. kn. (In Russ.)]
  30. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций. М.: Издат. дом ГУ-ВШЭ, 2008. 451 с. [Chernyih, A.I. (2008). Sotsiologiya massovyih kommunikatsiy. Moscow: izdat. dom GU-VShE. (In Russ.)]
  31. Черных А.И. Реальность «четвертой власти» // Социолог. журнал. 2008. № 1. С. 100-125. [Chernyih, A.I. (2008). Realnost «chetvertoy vlasti». Sotsiolog. Zhurnal, 1, 100- 125 (In Russ.)]
  32. Шевченко Л.И. Символы модерной культуры в интертексте славянских медиа // Актуальные проблемы стилистики. 2018. № 4. С. 77-84. [Shevchenko, L.I. (2018). Simvoly modernoy kul'tury v intertekste slavyanskikh media. Aktual'nyye problemy stilistiki, 4, 77-84. (In Russ.)]
  33. Adorno, Theodor (1991). The Culture Industry. Selected Essays on Mass Culture. London: Routledge.
  34. Couldry, Nick (2008). Mediatization or mediation? Alternative understandings of the emergent space of digital storytelling. New Media Society, 10 (373), 373-391.
  35. Fairclough, Norman (1995). Media discourse. New York, 1995.
  36. Hjarvard, Stig (2008). The Mediatization of Society: A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change. Nordicom Review, 2, 105-134.
  37. Krotz, Friedrich (2007). The Meta-Process of “Mediatization” as a Conceptual Frame. Global Media and Communication, 3, 256-260.
  38. Livingstone, Sonia (2009). On the mediation of everything: ICA presidential address 2008. Journal of communication, 59 (1), 1-18. doi: 10.1111/j.1460-2466.2008.01401.x.

© Байгожина Д.О., Клушина Н.И., Тахан С.Ш., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах