У дурака деньги долго не держатся: критический анализ веб-сайтов кредитных карт
- Авторы: Муни А.1
-
Учреждения:
- Рохэмптонский университет
- Выпуск: Том 23, № 3 (2019)
- Страницы: 642-658
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/linguistics/article/view/21770
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-3-642-658
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье дается критический анализ идеи о том, что «у дурака деньги долго не держатся». С использованием мультимодального анализа рассматривается один из способов расставания человека с деньгами с помощью кредитных карт. Анализируются вебстраницы двух продуктов - «лучшего» и «худшего», согласно обществу потребителей Великобритании. Для того, чтобы осмыслить набор · Английская пословица. коммуникативных средств, применяемых на этих сайтах, используется мультимодальный анализ языка, выбора цветов, шрифта, расположения и картинок (Kress & van Leeuwen 2006; van Leeuwen 2005, 2011). В совокупности эти средства показывают разные способы конструирования образа индивидуума на двух сайтах. «Лучшая» карта ассоциируется с образом надежного потребителя, вознаграждаемого за это дальнейшими возможностями потребления. Для «худшей» карты сконструирован образ потребителя-неудачника, вставшего на путь исправления. Различные конструкты потребителя также предполагают, что «кредит» является желанным, а «долг» - нет. Учитывая сложные моральные ассоциации с понятием долга, автор предлагает заменить лексему «кредитная карта» на «долговой жетон» и утверждает, что порочна сама система, символизируемая кредитной картой («долговым жетоном»). Сопоставление сайтов демонстрирует, что они характеризуют потребление одновременно как желаемое и рискованное. Поскольку кредитные карты конструируют индивидуума как (изолированную) личность с незначительными правами и огромной ответственностью (Henry 2010), высказывается мнение о том, что эти сайты указывают на центральную роль индивидуума как потребителя. У добропорядочного гражданина деньги долго не держатся.
Ключевые слова
Об авторах
Аннабель Муни
Рохэмптонский университет
Email: a.mooney@roehampton.ac.uk
профессор Рохэмптонского университета (Великобритания). К ее науч- ным интересам относятся «язык денег», финансовая грамотность и язык прав человека Department of Media, Culture and Language, Лондон SW15 5SL, Великобритания
Список литературы
- Brocklebank, J. and Pouler, S. (2003). Credit Card Loan Sharks. Daily Mail (London), October 23, 1, 2.
- Brookes, G. and Harvey, K. (2017a). Just Pain Wronga? A Multimodal Critical Analysis of Online Payday Loan Discourse. Critical Discourse Studies, 14(2): 167-87.
- Brookes, G. and Harvey, K (2017b). The Discourse of Alternative Credit: A Multimodal Critical Examination of The Cash Converters Mobile App. In Mooney, A. and Sifaki, E. (eds) The Language of Money and Debt: A Multidisciplinary Approach. Cham: Palgrave, 233-56.
- Cathcart, A. (2013). Directing democracy: Competing interests and contested terrain in the John Lewis partnership. Journal of Industrial Relations, 55 (4), 601-20.
- Cox, P. (2010) Spedan’s Partnership: The Story of John Lewis and Waitrose. Labatie Books.
- Credit Management. (2003). Never knowingly undersold on credit. Credit Management, November: 12.
- Custers, A. (2017). Falling Behind: Debtors’ Emotional Relationships to Creditors In Mooney, and Sifaki, E. (eds) The Language of Money and Debt: A Multidisciplinary Approach. Cham: Palgrave: 163-185. Cham, Switzerland.
- Davidko, N. (2011). The concept of DEBT in collective consciousness (a socio-historical analysis of institutional discourse). Studies about Languages, 19, 78-88.
- Ensslin, A. (2012). The language of gaming. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
- Flanagan, B. (2005). Cash: Borrowing: A credit card with APR of 70 per cent. is this exploitation or the help some people need?: It may be the lesser of two evils. The Observer, February 27, 7.
- Gathergood, J. (2012). Self-control, financial literacy and consumer over-indebtedness. Journal of Economic Psychology, 33, 590-602.
- Gibbons, D. (2014). Britain’s Personal Debt Crisis: How We Got Here and What to do About it. Searching Finance.
- Graeber, D. (2014). Debt: The first 5,000 years. London: Melville House.
- Hagger, A. (2012). Despite their high rates, these credit cards are good news. The Independent (London), August 25, 52.
- Hagger, A. (2013). Find a cheaper alternative to payday loans. The Independent (London), November 30, 64.
- Hélène, A.M., Kumar, M. and Christophe, B. (2012). Determinants of cause-cobranding success: A study of consumers' attitudes in banking sector. Banks and Bank Systems, 7 (2), 107-15.
- Henry, P.C. (2010). How mainstream consumers think about consumer rights and responsibilities. Journal of Consumer Research, 37 (4), 670-87.
- Hlavinka, K. and Gomez, L. (2007). The total package: Loyalty marketing in the world of consumer packaged goods (CPG). Journal of Consumer Marketing 24 (1), 48-56.
- Jones, R. (2015). Payday loan caps come into force. The Guardian, January 2, https://www.theguardian.com/ money/2015/jan/02/payday-loans-caps-fca [accessed 30th November 2017].
- Kress, G. and van Leeuwen, T. (2006). Reading images: The grammar of visual design (2nd ed.). Oxford: Routledge.
- Lanchester, J. (2014). How to speak money: What the money people say and what they really mean. London: Faber & Faber.
- Lazzarato, M. (2012). The making of the indebted man: An essay on the neoliberal condition. Jordan, J.D. (trans.). Los Angles, CA: Semiotext(e).
- Lo, H-Y, and Harvey, N. (2011). Shopping without pain: Compulsive buying and the effects of credit card availability in Europe and the Far East. Journal of Economic Psychology, 32, 79-92.
- Lythe, R. (2016). The bank flogging credit cards in the street. Daily Mail (London), February 10.
- Maurer, B. (2012). Late to the party: Debt and data. Social Anthropology, 20 (4), 474- 81.
- Monaghan, A. and Wearden, G. (2017) Rise in credit card default rate adds to concerns over household finances. The Guardian, July 13 https://www.theguardian.com/money/2017/jul/13/rise-in-credit-card-default-rate-adds-to- concerns-over-household-finances [accessed 17th July 2017].
- The Money Charity (2018) The money statistics, September. http://themoneycharity.org.uk/money-statistics/ [accessed 15 October 2018].
- Packman, C. (2014). Loan sharks: The rise and rise of payday lending. Searching Finance.
- Paranque, B. and Willmott, H. (2014). Cooperatives - saviours or gravediggers of capitalism? Critical performativity and the John Lewis partnership. Organization, 21 (5), 604-25.
- Pardoe, A., Lane, J., Lane, P. and Hertzberg, D. (2015) Unsecured and insecure? Citizens Advice Bureau, https://www.citizensadvice.org.uk/Global/CitizensAdvice/Debt%20and%20Money%20P ublications/UnsecuredorinsecureFinal.pdf [accessed 1 December 2017].
- Phillips, T. (2015). How you can find a way back from bankruptcy; nightmare can have a happy ending. Daily Mirror, April 22, Features Section. 34, 35.
- Poovey, M. (2008). Genres of the credit economy: Mediating value in eighteenth- and nineteenth-century Britain. Chicago: University of Chicago Press.
- Prestridge, J. (2005) That’s what I think of your 49.9%. Mail on Sunday (London), March 20, C1_04; Pg. 15; Pg. 17.
- Public Policy Research. (2012). Why aren't there more companies like John Lewis? Public Policy Research, December-January, 216-21.
- Seib, C. (2008). Amid a credit crunch, is this man in danger of giving doorstep lending a good name? The Times (London), August 18, 46.
- Speake, J. (2015). Oxford dictionary of proverbs. Oxford: Oxford University Press.
- Street, A. (2006). Releasing profits to partners at John Lewis Partnership. Strategic HR Review, 5 (4), 12-3.
- van Leeuwen, T. (2005). Typographic meaning. Visual Communication, 4 (2), 137-143.
- van Leeuwen, T. (2011). The language of colour: An introduction. Oxford: Routledge.
- Wang, A. (2009). Advertising disclosures and CSR practices of credit card issuers. Management Research News, 32 (12), 1177-1191.
- Waller, M. (2013). Provident financial; credit report looks promising. The Times (London), October 19, sec BUSINESS.
- Wood, Z. (2018) John Lewis department store cuts 270 jobs as it rebrands. The Guardian, September 4, https://www.theguardian.com/business/2018/sep/04/john-lewis-joins- department-store-rout-with-250-job-cuts [accessed 21st September 2018].