ЭЛЕМЕНТЫ ЛАТИНСКО-ГРЕЧЕСКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несмотря на многообразие дисциплинарных дискурсов и различия в национальных научных традициях, глобальный академический дискурс использует английский язык как единый язык образования и науки. Однако специфику академического языка определяет активное словообразование на основе элементов из классических языков как в терминологии дисциплин, так и в междисциплинарном контексте. Понимание функциональных особенностей этой лексики необходимо каждому члену академического сообщества, как студентам, так и исследователям, в особенности тем, для кого английский язык не является родным. К сожалению, информация о латинско-греческом словообразовании в английском языке в словарях, реферативных источниках и учебной литературе не всегда достаточна, точна и систематизирована. В статье обсуждаются проблемы изучения классических элементов и словообразования в английском языке и предлагается междисциплинарный подход к их изучению на основе лингвистической теории, дискурсивного анализа, контрастивной (межкультурной) риторики и теории общей компетенции, лежащей в основе развития родного и изучаемого языка. Подход был апробирован в различных образовательных контекстах и может быть использован в качестве модели для расширения лексики глобального академического дискурса на основе активизации скрытого в родном языке знания латинско-греческих элементов носителями других языков.

Об авторах

ИРИНА БОРИСОВНА КОРОТКИНА

Московская высшая школа социальных и экономических наук

Email: irina.korotkina@gmail.com
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой английского языка Московской высшей школы социальных и экономических наук, является членом Национального общества преподавателей английского языка (NATE), Российской ассоциации глобальной коммуникации и Российского общества по изучению американской культуры (ОИКС). Автор свыше 70 научных и учебно-методических публикаций, в том числе пяти учебных пособий. Сфера научных интересов: академическое письмо, проблемы академической грамотности и языка науки, требования к публикациям в зарубежных научных журналах, академическая лексика и проблемы терминообразования, международные исследования в области новой грамотности (New Literacy Studies), английский для специальных и академических целей (EGAP/ESAP), онлайновое образование, интернационализация образования и науки 119571, Москва, Россия, пр. Вернадского, д. 82/2

Список литературы

  1. Adams, Valerie (2013). An Introduction to Modern English Word-formation. London: Routledge: Taylor and Francis Group.
  2. Ayers, Donald M. (1986). English Words from Latin and Greek elements. University of Arizona Press.
  3. Bauer, Laurie (2002). English Word-formation. Cambridge Textbooks in Linguistics. Cambridge University Press.
  4. Bhatia Vijay K. (2002). A Generic View of Academic Discourse. Academic Discourse. John Flowerdew (ed.) 2002. 21-39.
  5. Bizzel, Patricia (1999). Hybrid academic discourses: what, why, how. Composition Studies, 27 (2). 7-21.
  6. Bloomfield, Leonard (1935). Language. London: George Allen & Unwin.
  7. Campbell, Colin (2007). English for Academic Study: Vocabulary. Reading: Garnet.
  8. Callella, Trisha (2004). The Learning Works: Prefixes and Suffixes, Grades 4-8: Teaching Vocabulary to Improve Reading Comprehension. Creative Teaching Press.
  9. Chomsky, Naom (1957). Syntactic Structures. The Hague: Mouton.
  10. Connor, Ulla (2008). Mapping multidimensional aspects of research. Contrastive rhetoric: reaching to intercultural rhetoric. Ulla Connor, Ed Nagelhout & William V. Rozycky (eds.). John Benjamins Publishing Company, pp. 299-316.
  11. Cotter, Colleen (2001). Discourse and Media. The Handbook of Discourse Analysis. Deborah Schiffrin, Deborah Tannen & Heidi E. Hamilton (eds.), pp. 416-436.
  12. Cummins, James (1996). Negotiating identities: Education for empowerment in a diverse society. Los Angeles, CA: California Association for Bilingual Education.
  13. Cummins, James (2000). Language, Power and Pedagogy: Bilingual Children in the Crossfire. Clevedon, England: Multilingual Matters.
  14. Draze, Dianne (2005). Red Hot Root Words: Mastering Vocabulary With Prefixes, Suffixes And Root Words (Book 2). Prufrock Press.
  15. Flowerdew John (ed.) (2002). Academic Discourse. Routledge: Taylor & Francis Group.
  16. Flowerdew, John (2008). Scholarly writers who use English as an additional language: What can Goffman’s “Stigma” tell us? Journal of English for Academic Purposes, 7, 77-86.
  17. Grabe, William and Kaplan, Robert B. (1996). Theory and Practice of Writing: An applied linguistic perspective. Harlow: Pearson Education.
  18. Green, Tamara M. (2015). The Greek and Latin Roots of English. 5th ed. Lanham: Rowman & Littlefield.
  19. Harris, Zellig S. (1951) Methods in Structural Linguistics. Chicago: University of Chicago Press.
  20. Hatch, Evelyn (1992). Discourse and Language Education. Cambridge: Cambridge University Press.
  21. Hyland, Ken (2000). Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing. London, Longman.
  22. Hyland, Ken (2006). Disciplinary differences: Language variation in academic discourses. Hyland, Ken & Bondi, Marina (Eds.) Academic Discourse Across Disciplines. Frankfort: Peter Lang. pp. 17-45.
  23. Hyland, Ken (2011) Academic Discourse. Hyland, Ken & Paltridge Brian (eds.) The Bloomsbury Companion to Discourse Analysis. Bloomsbury.
  24. Jordan, Robert R. (1997). English for Academic Purposes: A guide and resource book for teachers. Cambridge: Cambridge University Press.
  25. Kastovsky, Dieter (1977). Word-formation, or: at the crossroads of morphology, syntax, semantics and the lexicon. Folia Linguistica, 10. 1-33.
  26. Kastovsky, Dieter (2009). Astronaut, astrology, astrophysics: About combining forms, classical compounds and affixoids. Selected Proceedings of the 2008 Symposium on New Approaches in English Historical Lexis (HEL-LEX), Lammi, Finland, 25-28 April 2008, 1-13.
  27. Korotkina, Irina B. (2016). Academic Vocabulary for Social Sciences. Moscow: HSE Publishing House.
  28. Korotkina, Irina B. (2017). Expanding academic vocabulary through logical games. Problems of Contemporary Science and Practice. Tambov State Technical University. 66 (4), 173-180.
  29. Levine, Harold (1965) Vocabulary for the College Bound Student. Amsco School Publications.
  30. McCarthy, M. and Carter, R. (1994). Language as Discourse: Perspectives for Language Teaching. London: Longman.
  31. McCarthy & O’Dell (2008). Academic Vocabulary in Use. Cambridge, England: Cambridge University Press.
  32. Menzel, K. & Degaetano-Ortlieb, S. (2017). The diachronic development of combining forms in scientific writing. Lege Artis: Language yesterday, today, tomorrow. II (2). 185-234.
  33. Olshtain, E. & Celce-Murcia M. (2001). Discourse analysis and language teaching. The Handbook of Discourse Analysis. D.Schiffrin, D.Tannen & H.Hamilton (eds.). Blackwell Publishers, 2001, pp. 707-724.
  34. Pennanen, E.V. (1972). Current views of word-formation. Neuphilologische Mitteilungen. 73, 292-308.
  35. Plag, I. (2003). Word-formation in English. Cambridge: Cambridge University Press.
  36. Prćić, T. (2005). Prefixes vs Initial Combining Forms in English: A Lexicographic Perspective. International Journal of Lexicography. 18 (3), 313-334.
  37. Saussure, F. de (1916). Cours de linguistique générale (Course in General Linguistics). Paris.
  38. Scarcella, R. (2003). Academic English: A Conceptual Framework. Technical Reports, University of California Linguistic Minority Research Institute, UC Berkeley. Retrieved from: http://escholarship.org/uc/item/6pd082d4. Accessed 9 January 2018.
  39. Schiffrin D., Tannen D. & Hamilton H. (eds.) (2001). The Handbook of Discourse Analysis. Blackwell Publishers.
  40. Swales, J. M. (1990). Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge: Cambridge University Press.
  41. Tardy, C. (2004). The role of English in scientific communication: lingua franca or Tyrannosaurus rex? Journal of English for Academic Purposes, 3, 247-269.
  42. Uzuner, S. (2008). Multilingual scholars’ participation in core/global academic communities: A literature review. Journal of English for Academic Purposes, 7, 250-263.
  43. Warren, B. (1990). The importance of combining forms. Contemporary morphology. Dressler, W.U., Luschützky, H.C, Pfeiffer, O.E. et al. (eds.). Berlin: de Gruyter. 111-132.
  44. Egorova, L.A. (2011) The problem of scientific hypermedia discourse perception. Russian Journal of Linguistics. 2. 5-10.
  45. Kolesnikova, N. (2010). What is important to know about the language and style of academic texts. Vysshee obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. Part 1. 3, 130-137.
  46. Sinelnikova, L.N. (2017). Rhizome and discourse of intermediality. Russian Journal of Linguistics. 21 (4), 805-821.
  47. Yanutik S.Y., Amatov A.M. (2017). Derivational potential in prefixes of Latin origin. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities. 14 (263), 34. 76-83 (in Russ.)
  48. Zubenko I.V., Masneva I.E. (2002). Morfemnoye slovoobrazovaniye v latinskom i angliyskom yazykah [Morphemic word-formation in Latin and English] Yazyk i Kul'tura [Language and Culture]. 2, 86-90. (In Russ.)

© КОРОТКИНА И.Б., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах