Аннотация
Цель статьи - анализ лингвокультурных особенностей китайских нарративных песен XX - начала XXI вв. Исследование проводится с позиций нарратологии, культурной антропологии и лингвистики (Р. Барт, М. Бахтин, Ж. Женетт, В. Пропп, Ц. Тодоров и др.). В статье прослеживается динамика нарративной песни, обусловленная историческими событиями в Китае в исследуемый период: а) изменение тематики, сюжетов и отношения к повествованию - от идеологического восхваления коммунистической партии и вождя Мао - к личностному описанию жизни и любви человека в глобализованном мире; б) эволюция персонажей - от самоотверженных борцов за коммунистические идеалы с четко обозначенной социальной идентичностью - до обобщенных лирических героев, движимых любовью, страданиями, заботой о ближнем, верностью родине; в) рост жанрового разнообразия вследствие ослабления идеологического контроля и влияния западной музыкальной культуры; г) возврат к ценностям древнекитайской культуры и восстановление традиционной национальной идентичности, воплощенной в фоновых знаниях, бинарных оппозициях и интертекстуальных связях; д) новые формы языкового выражения. Алгоритм текстового анализа, разработанный в ходе исследования, может быть применен к другим типам китайских нарративов, а также экстраполирован на нарративы из иных лингвокультур.