Том 21, № 2 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 7
- URL: https://journals.rudn.ru/law/issue/view/977
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2017-21-2
Весь выпуск
Статьи
Институт главы государства в Испании: формирование и эволюция доктрины в национальном правоведении
Аннотация
В статье анализируется история научного осмысления института главы государства в Испании. Предметом изучения стали наиболее значительные труды испанских специалистов по конституционному праву и его истории, рассмотренные на базе историографического подхода, в хронологической последовательности. Автор подчеркивает, что предпосылкой исследования является наличие в испанской юридической терминологии особого понятия для обозначения института (Jefatura del Estado) , отличного от понятия лица, реализующего его компетенцию (Jefe del Estado) . В статье выделяются следующие периоды в национальном научном осмыслении данного института: 1) статуса короля как высшего органа исполнительной власти (I-III четверти XIX в.); 2) короля как главы государства, занимающего верховное положение в системе государственной власти (последняя четверть XIX - первая треть ХХ вв.); 3) правового положения президента - главы государства в II Республике (1931-1939); 4) института главы государства во время личной власти каудильо Ф. Франко (1939-1975); 5) института главы государства в современном Испанском королевстве (1975 - настоящее время). Автор исходит из переплетения эволюции самого института главы государства с его конституционным утверждением и тесной связи данных процессов с научным осмыслением Jefatura del Estado . При этом обнаруживается обусловленность развития института политической историей страны, в контексте которой представляется перспективным проведение юридических исследований в целом и истории конституционно-правовых институтов в частности. История научного осмысления института главы государства в Испании стимулировалось и в значительной степени определялось развитием юридического образования. Поэтому значительное место в испанской историографии занимала и занимает учебная литература, которая всегда отличалась высоким уровнем научных обобщений и достойными исследовательскими качествами. Отношение к изучению института соответствовало и ракурсу научных разработок, отраженному в названии соответствующих университетских курсов: публичное конституционное, публичное, политическое, административное, конституционное право. Примечательно, что институт главы государства, включая его исторический аспект, стал предметом изучения специалистами по данным дисциплинам, а не по истории права, что определяется традициями разграничения сфер научных исследований в Испании. В статье проводится анализ истории научного осмысления понятия и содержания одноименного института.
Соотношение полномочий высших оффициалов во Французском и Латино-Иерусалимском королевствах в XII в
Аннотация
После основания Латино-Иерусалимского королевства большинство ее населения европейского происхождения составляли выходцы из Франции. Это предопределило форму и содержание «системы управления», которую было необходимо создать в новом государстве. Первый правитель Иерусалима, Готфрид Бульонский (1099-1100) и его преемники Балдуин I (1100-1118) и Балдуин II (1118-1131) взяли за основу хорошо знакомые большинству их подданных-католиков институты высших оффициалов французской короны. Процесс перенесения данных институтов на новую почву, в новые геополитические, экономические и социокультурные условия происходил постепенно и занял около четверти века. Результаты анализа большого массива правовых (около 800 королевских и сеньориальных грамот) и исторических (латинские и арабские хроники Крестовых походов) источников показывают, что исторически первым из них стал институт сенешалей, сведения о котором появляются в 1102 г. В 1108 г. наряду с ним в документах впервые упоминаются коннетабль, канцлер и камерарий. Наконец, к 1120, 1123 и 1125 гг. относятся первые свидетельства о кравчем, регенте королевства и маршале. Кроме этого, данные документы и хроники позволяют проследить изменения полномочий соответствующих оффициалов по сравнению с их французскими образцами, выразившиеся в расширении и частичном перераспределении. Важнейшим стала смена доминирования «гражданских должностей», характерного для Франции, в пользу «военных», что было обусловлено наличием постоянной внешней угрозы королевству. На первые роли вышли коннетабль и маршал, прочие оффициалы так или иначе получили военно-административные функции. Вместе с тем некоторые французские традиции были сохранены без изменений: пожалование фьефа при «вступлении в должность», запрет наследования и одновременного выполнения функций двух высших оффициалов. Подобное сочетание обеспечило эффективность функционирования институтов высших оффициалов Латино-Иерусалимского королевства, значительно более высокую, чем у французских les grands officiers .
Критерии юстициабельности в обычном праве абхазов
Аннотация
Анализ обычного права в разных странах позволяет увидеть его культурный контекст, что дает возможность определить характер национальной правовой системы. Обычно-правовые нормы у различных народов формируются в результате длительного накопления опыта правового регулирования. Ценность обычного права заключается в том, что оно не устанавливалось исходя из политической и идеологической конъюнктуры. Исследование обычного права абхазов приводит к выводу о том, что общественный порядок зависит от баланса регулятивных процессов, состоящего из внешней организации со стороны публичного института государства и внутренней самоорганизации социума. В статье автор анализирует обычное право абхазов, которое продолжает играть важную роль в динамике развития социальной системы, так как в обычно-правовой форме мышления принцип «обычно (всегда) было так в прошлом» есть необходимое условие в урегулировании важных дел. Таким средством для юридизации общественных отношений выступает обычай, который обладает силой проверенного во времени правила поведения. В связи с этим предлагается обратить внимание на критерии «юстициабельности», разграничивающие юридическое от неюридического в социальных регулятивах. Автором выделяется ряд признаков, дифференцирующих обычай, не имеющий правового значения, от норм обычного права, обладающих критериями юстициабельного (правового). С этой точки зрения обычное право абхазов: 1) нормативно; 2) общеобязательно; 3) рационально, обеспечивает интеграцию (ориентировано на интересы большего социального целого); 4) обладает признаком целеполагания; 5) регулирует наиболее важные дела; 6) процессуально; 7) обеспечено мерами наказания, предусматривает компенсацию. Автор резюмирует, что позитивное право Абхазии в его настоящем виде самостоятельно не способно справиться с задачами должного обеспечения правового регулирования и достижения правопорядка без использования возможностей обычно-правовой формы юридизации общественных отношений, которая в условиях современной Абхазии может обеспечить развитие правовой системы, укрепляя доверие к государственным правовым институтам.
Свобода выражения мнения в практике Европейского Суда: старые подходы и новые тенденции в толковании статьи 10 ЕКПЧ
Аннотация
В статье анализируется ряд решений Европейского Суда по правам человека по статье 10 о свободе выражения мнения, принятых за последние 10 лет. Актуальность исследования диктуется потребностями правоприменительной практики по разрешению дел о защите чести и достоинства и распространении информации, а также необходимостью теоретического осмысления концепций, связанных со свободой выражения мнения. Цель статьи - исследовать изменения в подходах Европейского Суда, а также проследить формирование новых концепций, которые будут оказывать в будущем влияние на рассмотрение дел этой категории на международном и национальном уровнях. Автор отмечает, что Европейский Суд, хотя и продолжает использовать хорошо устоявшиеся подходы и концепции, разработанные им ранее, все же не всегда придерживается их, особенно с учетом новых реалий. Кроме того, Суд продолжает создавать новые концепции и подходы, которые могут расширять привычное понимание того, что покрывается гарантиями статьи 10, а могут и сужать их. Особо внимание уделяется делам, которые формируют позитивные обязательства государства по статье 10, делам о свободе выражения мнения в политической дискуссии, о защите конфиденциальных источников информации, об ответственности новостных интернет-порталов за распространение комментариев третьей стороны, о «языке вражды». Анализируются последние дела, в которых статья 10 рассматривалась во взаимосвязи со статьями 8, 11 и 17 Конвенции. Автор приходит к заключению, что практика Европейского Суда по статье 10 развивается в там же русле, что и практика по другим статьям Конвенции - волнообразно. Толкуя в каждом новом деле положения статьи 10 о свободе выражения мнения и допустимых ограничениях, Европейский Суд старается сочетать креативный подход (как, например, в делах о праве граждан на запрос общественно значимой информации, имеющейся в распоряжении государства) с ограничительным подходом (как, например, в делах о свободе художественного творчества или защите частной жизни политиков). Баланс между конфликтующими общественными и частными интересами может проводиться по-разному в зависимости от конкретных обстоятельств дела и мировоззрения судей, которые рассматривают дело.
Некоторые особенности применения оговорок о наибольшем благоприятствовании в международном инвестиционном праве
Аннотация
Оговорка о наибольшем благоприятствовании применяется в международном инвестиционном праве иначе, чем в международном торговом праве. В статье рассматриваются два варианта ее применения: «инкорпорирование» и фактическое применение. В рамках международного инвестиционного права, во-первых, инкорпорирование стандартов защиты иностранного инвестора из иных международных договоров приводит подчас к полному «переписыванию» основного двустороннего инвестиционного договора, а значит, неопределенности относительно того, какие именно обязательства взяло на себя принимающее инвестиции государство. Во-вторых, нет установленных критериев аналогичности при фактическом применении данной оговорки. Целью настоящей статьи является рассмотрение примеров из арбитражной практики для того, чтобы в отсутствие нормативного закрепления попытаться очертить пределы применения оговорки. При «инкорпорировании» под обращением понимается включение более благоприятных стандартов защиты иностранных инвесторов в текст международного договора. Для применения оговорки о наибольшем благоприятствовании достаточно того, что в обоих договорах речь идет об инвесторах, однако определения понятия «инвестор» и, соответственно, круг лиц, считающихся инвесторами, могут не совпадать. В арбитражной практике встречается несколько примеров успешного инкорпорирования стандартов защиты иностранных инвесторов из иных двусторонних инвестиционных договоров. Например, иностранный инвестор обращался к оговорке о наибольшем благоприятствовании, чтобы увеличить размер компенсации при экспроприации, инкорпорировать стандарт справедливого и равного обращения, даже несмотря на то, что он не содержался в основном двустороннем инвестиционном договоре. В одном из дел состав арбитража не исключал «импортирование» положения о справедливом и равном режиме, которое содержалось в договоре, заключенном хронологически ранее основного договора. При фактическом применении оговорки сравнение проводится между иностранными инвесторами, которые находятся в аналогичных обстоятельствах по сравнению с заявителем. В отношении «фактического применения» автор рассматривает критерии аналогичности, которые использовались арбитражами при рассмотрении дел о нарушении национального режима, а именно экономический и бизнес-сектор, в котором осуществляют свою деятельность иностранные инвесторы, где существует конкуренция между инвесторами, конкуренция между производимыми инвесторами товарами, предоставляемыми услугами, а также правовое регулирование, преследующее публичные цели. Ни один из инвесторов не убедил состав арбитража в необходимости фактического применения оговорки, однако этот новый подход имеет право на существование и требует более детальной аргументации со стороны иностранного инвестора. Автор приходит к выводу, что поиск аналогичного лица служит цели выявления аналогичности обстоятельств, и поэтому критерии, направленные на установление аналогичности лиц, должны иметь второстепенное значение после выявления аналогичных обстоятельств.
Перспективы гармонизации законодательствав области вещных прав в странах БРИКС (на примере Бразилии и Китая)
Аннотация
В статье на примере двух правопорядков стран-участниц БРИКС - Федеративной Республики Бразилии и Китайской Народной Республики - рассматриваются перспективы и пути гармонизации законодательства в области вещных прав в странах БРИКС. При исследовании законодательства Бразилии акцент сделан на положения нового Гражданского кодекса, принятого в 2002 г. Он отразил все важные изменения, закрепление которых требовалось в бразильском обществе в современный период. В области вещных прав акцент был сделан на установлении принципа социальной функции собственности, сокращении сроков приобретательной давности и частичном пересмотре системы вещных прав в кодифицированном акте. Вещное право Китая представлено анализом норм Закона «О вещных правах» 2007 г. в силу отсутствия в Китайской Народной Республике в настоящее время кодифицированного гражданско-правового акта. Этот закон полноценно закрепляет социально-экономические особенности, установившиеся в китайском обществе, учитывает традиции и обычаи, а также обеспечивает участников торгового оборота всесторонней защитой имеющихся у них вещных прав. Закон обладает признаками комплексного акта, поскольку множество норм административно-правового характера содержатся в нем наряду с правилами гражданско-правовой природы. В заключении сформулированы выводы, отражающие пути и направления для достижения цели по сближению законодательства стран-участниц БРИКС в сфере вещно-правового регулирования. Указывается, что осознание необходимости поиска путей к сближению законодательства и желание достичь намеченных целей приведут государства к пониманию того, что только гибкий подход и постепенное восприятие правовых институтов, используемых в других правовых семьях, их адаптация, а также шаги по отказу от консерватизма в установленных порядках могут привести к успеху в вопросах гармонизации законодательства. Унификация же правового регулирования в гражданско-правовой сфере станет серьезным попутным фактором в наращивании сотрудничества между странами-участницами БРИКС.