Том 27, № 2 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 17
- URL: https://journals.rudn.ru/law/issue/view/1657
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2023-27-2
Весь выпуск
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Отклоняющееся государство: методология исследования и основы теории
Аннотация
Подвергается анализу современное состояние отечественного государствоведения, тенденции и особенности его развития. Делается вывод, что юридическая наука практически не исследует так называемые промахи в делах государства, неэффективную политику, провалы отдельных реформ и программ. Классическое государствоведение, его представитель Аристотель называли это отклонением в государственном развитии и использовали понятие «отклоненное (отклоняющееся) государство». Предлагается изучать причины отклонений, виды и формы. Автор полагает, что такой подход позволит более глубоко проанализировать складывающиеся негативные тенденции и закономерности в развитии европейской государственности и не только. Современный мировой кризис, спровоцированный ситуацией на Украине и вокруг нее, только усугубляет отклонения в развитии государств Европы. Обращается внимание на необходимость разработки юридической наукой теории отклоняющегося государства. Центральным моментом в будущей теории должна занять проблема имитации деятельности государственных органов. Автор полагает, что многие компоненты современной государственности по существу своих задач и функций не выполняют или, если выполняют, то отчасти. Через призму отчужденности анализируется отношение между обществом и государством. Они не должны быть независимы. Государство создается обществом, зависит от него и ему обязано. Юридическая наука должна выработать критерии отдаленности государства от общества, при помощи которых можно говорить о степени отчужденности. В рамках негативных тенденций рассматривается и селективность как признак современной государственности. Под ней автор понимает особую форму принуждения. Такие государства не проводят шквальных репрессий; здесь присутствует некая точечность мести отдельным лицам, группам, организациям и т.д. К числу отклонений автор относит игнорирование роли и значения общественных организаций в деятельности государства, его выход из международных правозащитных организаций и др. Завершается статья обращением автора к разумности как условию противостояния отклонениям. Разумность должна явиться основой организации государственности и правовой действительности. Государство, его институты должны являться продуктом разумной деятельности человека. Человечество давно определилось в собственных ценностях, к которым относится государство и его спутник - право.
О научном содержании понятия «юридическая техника»
Аннотация
Предпринята попытка, с учетом существующих научных достижений теории права, определить понятие содержания «юридическая техника», а также ее место и роль в категориальном аппарате теории права. Рассмотрены основные научные подходы к определению понятия, дана классификация видов юридической техники, определено ее аксиологическое значение через функциональный методологический подход, влияние на эффективность правового регулирования, а также место и роль в категориальном аппарате теории права. Установлено, что терминологическая особенность понятия «юридическая техника» заключается в ряде аспектов. Прежде всего этот термин выполняет функцию «рамочного» понятия» и нередко подвергается ошибочной идеализации. При этом термин «юридическая техника» обладает полисмысловым характером и, как следствие, поликонцептуальным научным сопровождением и относится к области инструментальной части юридической деятельности. Сделан вывод, что юридическая техника занимает особе место в категориальной системе, что обусловлено, прежде всего, разностью подходов к ее толкованию, и большим по объему содержанием.
Проблема оснований и критериев права: критика теории социальных правил и конвенционального «правила распознания» в доктрине «раннего» Р. Дворкина
Аннотация
Предмет - доктрина американского правоведа Рональда Дворкина, представленная в очерке «Социальные правила и правовая теория» (1972) и рассматриваемая как этап в его масштабной полемике с юридическим позитивизмом. В рамках данной доктрины автор критикует базовую для оппонентов теорию «социальных правил» и конвенционального «правила распознания», требующую согласованного единства практики, отстаивая спорность и моральную ангажированность нормативных оснований права, их приоритет и автономию относительно практик сообщества. Актуальность темы обусловлена как фундаментальностью спора Р. Дворкина и позитивистов, так особенностями (мало обсуждаемой) доктрины 1972 года, сформировавшей ряд «сквозных» для него элементов. Статья имеет целью систематизацию и оценку доктрины 1972 года, опирается на тексты автора, его оппонентов и исследователей, использует различные инструменты, прежде всего идейно-исторический метод, сосредоточенный на разъяснении взглядов и проблем, развивающихся в истории мысли. Результатами исследования выступают обобщение оригинальных компонентов доктрины Р. Дворкина 1972 года, ее локализация в контексте спора автора и позитивистов, выявление ее идейно-исторических следствий. В качестве выводов в статье подчеркивается стимулирующая роль доктрины 1972 года для эволюции соперничающих подходов, а также ее потенциал для философии права, ассоциируемый с проблематизацией Р. Дворкином связи нормативности и фактичности в праве, лингво-аналитической идеи правила как обыкновения и конвенционалистской трактовки оснований права, децентрирующей нормативные разногласия.
Обоснование права на достойное существование в современной западной философии: проблемы и пути решения
Аннотация
Анализируются позиции современных западных философов относительно права на достойное человеческое существование, в частности основные линии критики данного права. Цель работы - ответить на вопрос о том, является ли право на достойное существование морально оправданным. Работа выполнена в рамках аналитического подхода и свойственной ему методологии. Автор выделяет несколько типов аргументации, высказываемой в западной литературе против права на достойное существование. Это, во-первых, отсылки к фактической невозможности гарантирования данного права и указание на отрицательные последствия реализации данного права, во-вторых, отрицание внедоговорных позитивных обязанностей, которые могли бы корреспондировать данному праву, в-третьих, проблематизация несовершенного характера позитивных обязанностей, корреспондирующих данному праву. Демонстрируется, эти возражения сами по себе недостаточны для того, чтобы отвергнуть право на достойное существование, однако они показывают, что на абстрактном уровне это право на может обосновываться лишь в «негативном» смысле, то есть как право, которому корреспондируют лишь негативные обязанности других лиц. Автор предлагает рассмотреть варианты решения проблем, породивших дискуссии о праве на достойное существование, вне дискурсов о правах человека. Так, моральное основания борьбы с бедностью и иными признаками «недостойного» существования возможно сформулировать путем применения к публичной сфере по аналогии категорий гражданского права - кондикции, деликта и договора, а также с учетом классических условий наступления юридической ответственности. Кроме того, моральное обоснование обеспечения некоторого «достойного» уровня существования достигается путем обращения к общим принципам справедливого распределения материальных благ (вне зависимости от того, что считать «достойным существованием»). Одним из таких принципов служит ролзовский принцип различия, не зависящий ни от представлений о человеке как «моральном агенте», которому требуется какой-то минимальный («достойный») уровень благосостояния, ни от понимания природы прав человека.
Концессионная политика Советского государства: механизм реализации
Аннотация
Анализируется опыт реализации концессионной политики РСФСР и СССР периода 20-х гг. ХХ в., используемые в ее рамках подходы, позволявшие решать одновременно широкий комплекс задач, связанных с подъемом внутренней экономики и преодолением внешнеполитической изоляции. Этот опыт Советского государства может быть использован для решения проблем, стоящих перед Российской Федерацией на сегодняшний день. Авторы обосновывают, что концессионная политика Советского государства представляла собой рационально выстроенный механизм для решения ряда задач: 1) создание в Советской стране иностранных концессий способствовало выходу из дипломатической блокады, объявленной западными странами; 2) посредством концессионной политики шло возобновление обязательств Российской империи перед иностранными инвесторами в условиях социалистической экономики; 3) создавая концессии, советское правительство во главе с В.И. Лениным привлекало для развития экономики материальные и технологические ресурсы из Европы и США; 4) на концессионных предприятиях за счет средств иностранных инвесторов формировались модели производственных отношений с высоким уровнем организации труда и условий жизни рабочих, которые затем должны были внедряться повсеместно; 5) концессионная политика охватывала национальные окраины и способствовала объединению экономического потенциала республик в составе Союза ССР. Проведенный анализ нормативного правового регулирования концессионных отношений дает основания полагать, что концессионную политику Советского государства не следует сводить к НЭПу, поскольку ее реализация была начата раньше, с принятием Декрета СНК от 23 ноября 1920 г. «Общие экономические и юридические условия концессий», и в ее рамках решался круг задач, выходящих далеко за рамки предусмотренного НЭПом оживления экономики за счет использования частноправовых начал. Следует также обратить внимание на конституционный характер регулирования концессионных правоотношений, определявшийся Договором об образовании Союза ССР 1922 г. и Конституцией 1924 г.
КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Делегированное нормотворчество Центральной избирательной комиссии России
Аннотация
Проблема систематизации законодательства актуальна, и задача по ее решению является частью государственной правовой политики. При этом решение вышеназванной задачи невозможно в отрыве от исследования целого ряда вопросов, затрагивающих как теоретическую, так и практическую сторону правотворческой и правоприменительной деятельности. Например, одним из таких ключевых вопросов является иерархия нормативных правовых актов, в том числе издаваемых государственными органами Российской Федерации. Дискуссионным является вопрос о наличии нормотворческих полномочий у тех или иных государственных органов. Рассмотрены практики реализации института делегированного законодательства в Российской Федерации, на примере делегированного нормотворчества Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Российской Федерации. Последовательно исследованы вопросы о конституционно-правовом статусе ЦИК России, в том числе касающиеся ей нормотворческих полномочий. Обозначены различные точки зрения, существующие в научной среде по этой проблематике. Нормотворческие полномочия являются неотъемлемыми атрибутивными свойствами конституционно-правового статуса ЦИК России. Исходя из поставленных задач, исследуются вопросы форм нормативных правовых актов ЦИК России, как источников конституционного права. Авторами обозначена необходимость в диверсификации актов, издаваемых ЦИК России в рамках исполнения своих непосредственных полномочий, с актами, издаваемыми в рамках делегированного нормотворчества. Отдельное внимание обращено на нормативно-правовое регулирование относительно новой избирательной процедуры - дистанционного электронного голосования. Учитывая колоссальную значимость для государства и его обязанность по обеспечению прозрачности и легитимности при проведение электоральных процедур, объяснимо, что их законодательное регулирование должно быть адекватно уровню решаемых задач. Авторы полагают, что акты делегированного нормотворчества, при условии соблюдения определенных ограничений и требований, отвечают заданным характеристикам. Методическую и методологическую базу исследования составили диалектический метод, а также методы анализа, синтеза и аналогии, а также формально-юридический и сравнительно-правовой.
Соединенные Штаты Америки и пандемия: проблемы правового регулирования борьбы с COVID-19
Аннотация
Период пандемии в США стал испытанием на прочность многих государственных механизмов, поставил вопрос о границах чрезвычайных полномочий Президента и губернаторов и эффективности государственной системы здравоохранения. Причины, по которым одна из самых благополучных стран мира стала самым пострадавшим от пандемии государством, во многом кроются в организации системы государственного управления и исторически сложившихся прецедентах расширения полномочий исполнительной власти в период чрезвычайных обстоятельств. Цель исследования - установление основ конституционно-правового регулирования борьбы с последствиями пандемии в США и установление корреляционных связей между особенностями распределения полномочий в сфере общественной безопасности и эффективностью мер по противодействию распространению COVID-19. Одной из задач является выявление как достоинств, так и недостатков политического устройства США в контексте противодействия общенациональной угрозе. Определить специфику чрезвычайных полномочий Президента США позволил исторический метод исследования, в то время как конкретно-правовой метод был положен в основу анализа структуры и полномочий органов законодательной и исполнительной власти наряду с сравнительно-правовым, системно-структурным и функциональным подходами. В борьбе с пандемией механизм государственного управления в США показал свою неспособность противостоять угрозам общенационального характера. Во многом подобное положение объясняется особенностями законодательного регулирования сферы здравоохранения, переданной для автономного регулирования органам власти штатов, разрозненной системой правового регулирования противодействия чрезвычайным ситуациям, а также весьма скромными возможностями главы государства в вопросах реагирования на эпидемиологические угрозы. Исследование позволило сделать вывод об имеющейся корреляции между особенностями системы государственного управления в США, ее законодательным регулированием и негативными последствиями пандемии COVID-19, вызванными нескоординированными действиями федеральных и региональных органов государственной власти.
Теория юридических сдержек: фактические границы правотворческих полномочий судьи с точки зрения неореалистической теории толкования
Аннотация
Для современной методологии судебного толкования характерна апология реалистического стиля судебной интерпретации. Основные тезисы реалистической теории толкования - волюнтаризм органа официального толкования и отсутствие значения нормативного текста, отличного от придаваемого ему официальным толкованием. В связи с тем, что данные тезисы фактически допускают суверенизацию судебной власти, судебный реализм сталкивается с обоснованной критикой. Однако представители французской правовой доктрины отрицают возникновение тенденции к формированию нового суверена в лице судьи и выделяют особые факторы - юридические сдержки, которые обусловлены конфигурацией правовой системы и которые, хотя не являются нормативными обязательствами, сдерживают на практике аргументацию судей. Раскрываются основные положения теории юридических сдержек на основе работ французских ученых в области теории и философии права. Также, поскольку основным инструментарием реалистической теории толкования является эмпирический подход, положения теории юридических сдержек апробируются на примере практики органа международной юстиции - Европейского суда по правам человека. В частности, делается вывод о том, что соблюдение принципа субсидиарности и обращение к европейскому консенсусу могут быть рассмотрены в качестве примеров юридических сдержек. В результате анализа теории юридических сдержек автор соглашается с тем, что, хотя теория юридических сдержек дополняет реалистическую теорию толкования и может выступать инструментом для изучения политико-правового дискурса, ей присущи определенные ограничения. Так, теория юридических сдержек не предлагает объективных критериев для их выявления и отграничения от нормативных обязательств субъекта толкования, а также она, в целом, является описательной. Кроме того, природа юридических сдержек свидетельствует о том, что их соблюдение остается на усмотрение субъекта толкования, а значит, они не могут полностью исключить возможность его абсолютной дискреции.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Понятие и особенности административного регламента как источника российского права
Аннотация
Проведено исследование административных регламентов как вида актов государственного управления с целью выявления особенностей административного регламента как источника российского права. Рассмотрены недостатки в сфере разработки и принятия административных регламентов, предложены возможные пути их устранения. Применены как общенаучные, так и специальные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительный метод, формально-юридический. Выявлена спецификв административных регламентов как источников российского права, обозначены место и роль данных нормативных правовых актов в правовой системе России. Предложена авторская дефиниция административных регламентов, отражающая их наиболее важные, сущностные черты. Отмечен такой негативный аспект, как практика утверждения административных регламентов, являющихся кодифицированными ведомственными актами, простыми актами, - приказами. Обращено внимание на то, что административные регламенты не являются объектами оценки регулирующего воздействия, что не может быть признано положительным явлением. Результаты исследования возможно использовать для совершенствования процессов разработки и принятия административных регламентов, повышения уровня юридической техники данного вида нормативных правовых актов.
Публичные закупки в России: понятие и содержание
Аннотация
На основании анализа зарубежных и российских правовых актов, научных трудов и исследований широкого круга ученых обоснована значимость использования понятия «публичные закупки», раскрыто его содержание. По итогам рассмотрения публичных закупок как системы правоотношений предложено авторское определение публичных закупок, под которыми следует понимать систему правоотношений, в которых одной стороной выступает уполномоченный представитель публичной власти, осуществляющий приобретение товаров, работ, услуг за счет средств соответствующего бюджета в целях реализации публичного интереса. Выделены характерные признаки публичных закупок и обоснованы наиболее значимые функции публичных закупок, среди которых: социальная, регулятивная, воспроизводственная, инновационная, стимулирующая, оптимизации расходов. Представлена авторская классификация основных субъектов публичных закупок, предусматривающая уполномоченных представителей публичной власти (субъекты, уполномоченные на регулирование и контроль публичных закупок, на централизацию и проведение совместных торгов, а также все заказчики), хозяйствующих субъектов (поставщики, подрядчики, исполнители) и производных субъектов (банки и кредитные организации, электронные торговые площадки, специализированные организации). Акцентировано, что для повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации финансового обеспечения публичных закупок ряд производных субъектов может быть упразднен. Доказано, что правоотношения в публичных закупках подлежат регулированию нормами финансового, административного, гражданского права. Отмечено, что правоотношения в публичных закупках, регулируемые нормами гражданского права (контрактные правоотношения), возникают исключительно после отношений, урегулированных нормами публичного права. Дана правовая характеристика выявленным правоотношениям, обоснована необходимость учета приоритета норм публичного права.
Публичный контроль и надзор в экономике: теоретико-правовое обоснование
Аннотация
В условиях стремительных процессов цифровизации и интеграции экономики закономерно возникают вопросы обновления форм и методов публично-правового воздействия на экономические отношения в новых современных условиях. С учетом того, что контроль и надзор традиционно позиционируются в качестве базовых управленских функций, становятся все более актуальными вопросы обоснования публичного контроля и надзора в различных сферах управленческого воздействия в целом и в экономической сфере в частности. При этом проведенный обзор литературы позволяет говорить об отсутствии единых позиций в вопросах структурно-функционального наполнения категории «публичный контроль и надзор в экономике». В связи с этим целью исследования стало теоретико-правовое обоснование понятия публичного контроля и надзора в экономике, его структурно-функционального содержания и места в общей системе публичного управления. В качестве материалов для исследования выступили научные работы российских и зарубежных ученых в области публичного контроля и надзора, отдельных их направлений (публичный финансовый контроль, публичный экологический контроль и др.). Различные мнения по вопросам структурно-функционального содержания публичного контроля и надзора в экономике, отдельных направлений оценки субъектного состава, целей и механизмов осуществления подобной деятельности стали основанием для классификации существующих научных подходов к обоснованию публичного контроля и надзора в экономике. Предложено выделение как минимум трех подходов к подобному обоснованию: от узкого (публичный контроль и надзор как контроль и надзор органов публичной власти) до двух вариантов широкого подхода (имеющих национальный и наднациональный уровни). Последний представляется актуальным с точки зрения объединения государств на экономической основе, формирования региональных рынков товаров и услуг в современном экономическом пространстве.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Понятие «страховой интерес» в гражданском праве: основные проблемы теории и практики
Аннотация
Уделяется внимание значению страхового интереса в современной правовой среде. Страховой интерес рассматривается в соотношении со страховым риском, при этом объясняется смысл страховых имущественных потерь. В статье сформулированы признаки для единого понятия договора страхования. Уделено внимание таким признакам страхового интереса, как правомерность и частный (субъективный) характер. Автором раскрывается разница объективной и субъективной стороны страхового интереса, анализируется судебная практика. Сделан вывод о том, что страховой интерес субъекта состоит в компенсации имущественных потерь, которые не во всех случаях связаны с понятием «убытки» и «вред» в гражданском праве. Соответственно, во-первых, страховой интерес существует постольку, поскольку есть возможность наступления страховых имущественных потерь, и, во-вторых, страховой интерес имеет имущественный характер, что позволяет сформулировать единые признаки договора личного и имущественного страхования.
Развитие привилегии при несостоятельности в отношении деривативов по немецкому праву
Аннотация
В исторической перспективе описывается развитие привилегии для деривативов по немецкому праву в условиях банкротства. Прослеживается эволюция привилегии с момента, когда она впервые появилась в немецком законе о несостоятельности ( Insolvenzordnung ) и вступила в силу 1 августа 1994 г., до момента внесения изменений в законодательные положения, обеспечивающие функционирование деривативов в контексте несостоятельности в ответ на решение Верховного суда Германии 2016 года. Это судебное решение положило конец давнему консенсусу в отношении «дружественности» законодательства Германии о несостоятельности по отношению к деривативам и другим финансовым сделкам. Высший суд Германии пришел к выводу о том, что договорные положения о прекращении обязательств по деривативным договорам в случае банкротства недействительны, если их юридический результат не идентичен предусмотренному законом. Это решение суда создало значительную правовую неопределенность в отношении признания требований по сделкам с производными финансовыми инструментами и напрямую повлияло на использование стандартного генерального соглашения для внебиржевых производных финансовых инструментов. Разработанное под эгидой Немецкого банковского союза ( GBU ), организации, представляющей интересы немецких финансовых учреждений, немецкое генеральное соглашение о сделках с производными финансовыми инструментами (Deutscher Rahmenvertrag fur Finanztermingeschäfte) обеспечило договорную основу для соответствующего рынка и подверглось значительному давлению. В целом, немецкое законодательство о несостоятельности было значительно усилено для обеспечения возможности принудительного исполнения ликвидационного неттинга, что расширило привилегию для сделок с производными инструментами при несостоятельности.
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Применение искусственного интеллекта в судопроизводстве Китайской Народной Республики: теоретико-правовой анализ
Аннотация
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе интегрирования технологий искусственного интеллекта в судопроизводство Китайской Народной Республики (КНР). Рассматривается правовая основа, регламентирующая данный процесс, а также осуществляется теоретико-правовой анализ феномена искусственного интеллекта в новой правовой реальности. Особое внимание уделено исследованию ценностных и сущностных характеристик искусственного интеллекта в правосудии, его видам и составляющим с позиции методологии права. Кроме того, проанализированы цели, принципы, сфера и система применения искусственного интеллекта в судопроизводстве, а также меры государственной поддержки данного процесса. В ходе исследования доказано, что процесс внедрения искусственного интеллекта в судопроизводство является сложным и требует серьезного правового осмысления данных технологий в контексте осуществления правосудия. Автором сделаны выводы об эффективности и прагматичности процесса интегрирования искусственного интеллекта в судебную систему КНР. Однако полностью автоматизированный процесс осуществления правосудия в судах КНР может привести к крайне негативным последствиям для судебной системы, что повлечет недоверие граждан к судебному способу защиты прав и снижению приверженности общества к основным социалистическим ценностям и обычаям.
Институциализация судебного перевода в уголовном судопроизводстве: европейская практика и российские перспективы
Аннотация
Рассматривается институт судебного перевода в ряде европейских стран и перспективы формирования института судебного перевода в России. Автор связывает предыдущие исследования, касающиеся профессионализации этой деятельности, с новыми реалиями и распространяется на правовое регулирование, потребности рынка и систему управления. Исследование освещает многогранный процесс формирования института судебного перевода в интересах гражданского общества. В центре внимания находятся вопросы, касающиеся образования переводчиков, участвующих в судебном процессе, уровня владения языком, квалификации, полномочий юридических устных и письменных переводчиков, их статуса, прав и обязанностей, этического кодекса и некоторые другие, присущие процессу институционализации. Также выделяются основания и озвучиваются перспективы развития института юридических переводчиков в России. Методы исследования подразделяются на теоретико-аналитические, сравнительно-сопоставительные и методы рассуждения, оценки и обобщения, позволяющие сбалансировать материал в соответствии с академическими целями. Практическая значимость работы заключается в унификации и гармонизации правовых, административных и профессиональных аспектов институционализации судебного перевода на европейском пространстве.
ПРАВО И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Правовое обеспечение развития устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
Аннотация
Необходимость адаптации регуляторных механизмов к активно развивающимся в настоящее время процессам цифровизации обуславливает актуальность темы исследования. При этом в условиях нарастающих киберугроз и все большей зависимости общественных отношений от информационно-телекоммуникационных технологий определенному переосмыслению в правовом аспекте подлежат направления развития законодательства, обеспечивающее стабильность и безопасность соответствующей инфраструктуры. Предмет исследования - правовое обеспечение развития устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Цель работы - определение ключевых направлений совершенствования правового регулирования в области функционирования и развития устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза и сравнения, а также буквального и системного толкования норм действующего законодательства в области функционирования и развития устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. В заключении сформулированы выводы относительно необходимости развития нормативного регулирования в данной сфере. Предложены конкретные направления изменения правового поля, обеспечивающее устойчивое развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Российской Федерации.
РЕЦЕНЗИИ. НАУЧНЫЕ ФОРУМЫ
Обзор научно-методического семинара «Синергетический подход в государствопонимании: проблемы и развитие»
Аннотация
15 декабря 2022 года кафедра теории права и государства юридического института РУДН провела научно-методологический семинар по теме «Синергетический подход в государствопонимании: проблемы и развитие». К участию в семинаре привлечены: профессорско-преподавательский состав института, аспиранты и студенты. Работа семинара организована с учетом личного и дистанционного присутствия участников и слушателей семинара.