Том 25, № 2 (2021)
- Год: 2021
- Статей: 21
- URL: https://journals.rudn.ru/law/issue/view/1441
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2021-25-2
Весь выпуск
МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Правогенез: проблемы методологии
Аннотация
Актуальность исследования определяется недостаточной разработкой общетеоретической концепции правогенеза. Концепция, превалирующая в российской правовой литературе и исходящая из неразрывной связи права и государства в процессе правогенеза, здесь «пробуксовывает» в ряде аспектов. Автор использует в качестве теоретической основы данного исследования концепцию, рассматривающую правогенез в контексте всемирной эволюции. При таком подходе социальным факторам возникновения права предшествуют природные факторы такого же харакера, а исходным в исследовании становится тезис о возникновении права одновременно с человеческим обществом. В результате предмет исследования становится междисциплинарным и включает также проблематику неправовых научных дисциплин, при этом не только гуманитарных (антропологии, этнологии и т. д.), но и естественных (биологии, психологии, генетики поведения и т. д.). Важнейшее значение приобретает вывод, что закономерности развития поведения и механизмов его регуляции формируются уже на природной стадии всемирной эволюции. Возникнув в форме рефлексов, они воспринимаются потом слитными нормами обычая-мононормы. Последние становятся своеобразным связующим звеном при переходе от природного механизма регуляции поведения к социальному и от доклассового к раннеклассовому. Правогенез рассматривается в статье как противоречивый, многоаспектный и многостадийный процесс, имеющий природно-социальное содержание. Социокультурные различия стран Запада и Востока обусловили неодинаковость процесса правогенеза в тех и других. В первых из них с победой капитализма право преодолевает феномен слитности и выступает в «чистом» виде, тогда как во вторых и сегодня в ряде регионов существуют традиционные отношения и понимание права, адекватное предклассовой и раннеклассовой эпохе.
Правовое содержание социально-экономической категории «качество жизни»: аналитический дискурс
Аннотация
Рассматриваются актуальные проблемы поиска и нахождения правовых индикаторов социально-экономической категории «качество жизни». С помощью общетеоретического и прикладного методологических уровней правовой аналитики конкретизируются цели и задачи развития социальной сферы, соблюдения и защиты социально-экономических прав и свобод граждан, совершенствования законодательства в изучаемой области. Обосновывается целесообразность формулирования и использования правовых критериев качества и уровня жизни, при помощи которых возможно идентифицировать государство как социальное и правовое. Внимание автора акцентируется на необходимости применения междисциплинарного подхода в исследованиях обоюдоважной для правовой, экономической и, в целом, социогуманитарной науки, категории «качество жизни».
Понятие и виды фактических общностей в современной теории права
Аннотация
Рассмотрены проблемы становления и позиционирования категории «фактические общности» в правовой науке. Актуальность данного явления в праве обусловлена необходимостью более широкого подхода к изучению комплекса фактических обстоятельств, являющихся основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений, что, несомненно, способствует более эффективной реализации целей как правотворческой, так и правоприменительной практики. Цель настоящей статьи заключается в определении предпосылок формирования рассматриваемой правовой категории, выявлении основных видов фактических общностей, а также уяснении их функций. Достижение указанной цели позволит с достаточной определенностью выявить основные характеристики указанной правовой категории, а также определить функциональные связи со смежными правовыми понятиями. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретические, общефилософские (диалектический, анализ, синтез, дедукция, системный метод,), а также традиционные правовые методы (формально-логический, нормативно-догматический и иные). В процессе исследования, основываясь на анализе соотношения физических предметов, явлений и их групп между собой, был сформулирован вывод о том, что термин «фактические общности» является логическим продолжением развития теории юридических фактов, отражает взаимосвязанное объединение единичных юридических фактов, а также их фактических составов. Такие объединения могут иметь различный объем, вследствие чего их функциональное назначение также может отличаться. Первичной фактической общностью следует рассматривать фактический состав. Более крупными по объему и сложными по структуре фактическими общностями являются фактические системы.
Университетские кодексы этики: правовая сущность и регулирующее воздействие
Аннотация
Вопросы определения предмета этического кодекса высшего учебного заведения, выявления его правовых характеристик, а также особенности применения на практике являются малоизученными в России. С целью восполнить отмеченный пробел в правовом знании мы предприняли попытку, начав с анализа этики образования в широком смысле, обобщить российский и зарубежный опыт внедрения кодексов этики и предложить современное видение сущности и регулятивной функции этических сводов. Исследование проведено с использованием общенаучных и специальных методов познания: логического, функционального, системно-структурного, методов обобщения, синтеза, индукции и дедукции. Ряд значимых выводов сделан с опорой на социологический метод исследования. Этический кодекс вуза - это свод правил поведения добросовестного участника образовательного процесса. Кодекс является удачным «компромиссом» между разными видами «этик»: преподавателя и студента, студента и работника администрации. В этой связи особенную ценность приобретает процесс обсуждения сценариев поведения участников отношений в критических ситуациях и закрепление наиболее эффективных выработанных подходов в кодексе. По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но, как правило, неправовыми актами, поскольку они принимаются органами профессиональных сообществ и часто не подкрепляются силой государственного принуждения.
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Вторая кассация в арбитражном процессе: генезис, итоги процессуальной деятельности и перспективы единообразия судебной практики
Аннотация
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с генезисом и результатами процессуальной деятельности Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ как второй кассационной инстанции. Это представляется важным, принимая во внимание, с одной стороны, относительную новизну этой судебной инстанции в арбитражном процессе, с другой, ее весомую роль в аспекте обеспечения единообразия судебно-арбитражной практики. Авторами поставлена цель обобщить и проанализировать судебно-статистические показатели деятельности второй кассации за период 2015-2019 г. Методологическую основу статьи составили общенаучные (анализ, аналогия, описание, синтез, системный) и частно-научные методы (статистический, сравнительно-правовой, формально-юридический). По результатам проведенного исследования определены основные тенденции и проблемы второго кассационного пересмотра судебных актов по экономическим спорам. На основе анализа статистических показателей кассационной деятельности авторы приходят к выводу о необходимости модернизации структуры и функционирования второй кассационной инстанции и повышения ее роли в обеспечении единообразия судебно-арбитражной практики. В заключении формулируются обобщенные предложения по повышению эффективности деятельности второй кассационной инстанции. Исследование проведено на основе материалов судебной статистики, размещенной на сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Применение цифровых технологий в судопроизводстве и внесудебном урегулировании споров
Аннотация
К настоящему времени «цифровизация» окончательно вытеснила более общие «модернизацию» и «инновации» как из политического лексикона, так и из научной повестки. Трудно сказать, сколько этот тренд будет сохраняться и какое социально-технологическое явление придет ему на смену. Это может быть «кибернизация», в рамках которой человек начнет приводить себя в соответствие с канонами научно-фантастического cyberpunk’а и совмещать в своем теле биологическое с технологическим (и заодно цифровым), или наоборот какая-нибудь реакционная «натурализация». Так или иначе, сейчас повсеместное внедрение цифровых технологий представляет собой бесспорный и очевидный факт. И данный процесс касается всех сфер жизнедеятельности общества, не обходя стороной судопроизводство и внесудебное урегулирование споров, которые могут быть существенно усовершенствованы при помощи применения цифровых технологий. В данной статье проводится анализ практики и законодательной регламентации применения цифровых технологий в различных формах судопроизводства и таких видах внесудебного урегулирования споров, как арбитраж и медиация. При помощи сравнительно-правового метода рассматриваются российское и зарубежное законодательство, а также подходы к определению допустимых пределов применения цифровых технологий, в том числе их «интеллектуальной» разновидности, формулируются отдельные предложения по совершенствованию российского законодательства.
Срочные судебные решения во французском административном судопроизводстве
Аннотация
Институт срочных судебных решений по неотложным административным делам является особым порядком рассмотрения дел органами административной юстиции во Франции, позволяющим по ускоренной процедуре предписывать широкий спектр необходимых мер и максимально эффективно защищать законные интересы частных лиц в сфере публичного управления. Выделяются две основные категории срочных решений по неотложным административным делам, к каждой из которых отнесены три самостоятельных вида срочных судебных решений, различаемых в зависимости от их функционального предназначения. Процессуальные особенности принятия срочных судебных решений связаны с обязанностью французских административных судов устанавливать при рассмотрении соответствующих дел критерии неотложности и необходимости принятия тех или иных мер в срочном порядке. Данные критерии, являясь оценочными, конкретизируются судебной практикой французских административных судов, в соответствии с которой судья определяет, действительно ли существует угроза нанесения «незамедлительного» и «достаточно тяжкого» вреда интересам заявителя и действительно ли имеется необходимость в принятии срочных мер с учетом совокупности обстоятельств дела. При этом судья по неотложным делам не разрешает спор по существу, а устанавливает меры, носящие временный характер, которые могут быть изменены в ходе дальнейшего производства по делу. Обоснована целесообразность создания в российском законодательстве механизмов, аналогичных существующим во французском правовом регулировании срочных судебных решений по административным делам. В частности, автор предлагает расширить полномочия российских судей по приостановлению действия нормативных актов и решений при принятии судами мер предварительной защиты по административным искам.
Принцип диспозитивности в уголовном процессе Азербайджанской Республики: понятие и проявление в отдельных правах
Аннотация
В отличие от иных принципов уголовного процесса (таких как законность, презумпция невиновности и т. д.), принцип диспозитивности (принцип автономии воли участника судопроизводства) не имеет самостоятельную юридическую формулу, закрепленную в отдельной статье в действующем уголовно-процессуальном законодательстве Азербайджана. В этой связи становятся актуальными и в то же время широко дискуссионными вопросы о наличии, понятии, содержании, отдельных элементах, проявлениях и пределах данного принципа. Автор преследовал цели определить сущность диспозитивности, рассмотреть отдельные ее проявления, а также разработать научно обоснованные рекомендации по оптимизации применения на практике норм УПК в части регламентации вопросов, касающихся диспозитивных основ осуществления уголовного процесса. Поставленные цели предопределили решение таких основных задач, как исследование философско-правовой концепции диспозитивности; определение детерминантов-проявлений диспозитивности в уголовного судопроизводстве в целом; аргументация признания диспозитивности в качестве одного из автономных принципов современного уголовного процесса Азербайджана. Исследование проведено методами диалектического познания, основанными на принципах отражения, всесторонности, единства индукции и дедукции, детерминизма, противоречия, единства анализа и синтеза. Автором был изучен и обобщен большой объем доктринального материала и судебной практики, а некоторые избранные судебные акты были использованы в качестве реальных моделей для казуистики рассматриваемых в статье вопросов. В результате исследования автором обосновывается вывод о том, что, несмотря на отсутствие в УПК самостоятельной статьи, посвященной этому принципу, диспозитивность является автономным принципом уголовного процесса, не охватывающимся иными принципами, наоборот, вступающим с ними в различные коррелятивные связи. Иными словами, закрепленность в УПК не рассматривается в качестве обязательного признака принципа уголовного процесса. В качестве основных детерминантов исследуемого принципа автор предлагает рассматривать: систему процессуальных прав невластных участников судопроизводства, имеющих эффект инициирования того или иного рода производства; категорию «согласие участника», выступающего в качестве обязательного условия в механизме принятия процессуальных решений субъектами, обладающими властными полномочиями.
Пересмотр отдельных требований, предъявляемых к должности следователя следственного комитета
Аннотация
Вопросы и проблемы в области организации и деятельности органов предварительного следствия в части реализации правового статуса следователя, а также варианты их разрешения постоянно находятся в центре внимания юристов. Действующая государственная концепция подготовки следственных кадров, а также система квалификационных требований к должности следователя Следственного комитета России (далее - СК России) имеют серьёзные недостатки. Они выражаются в том, что для кандидата на должность следователя, во-первых, отсутствуют взаимосвязанные между собой этапы подготовки, а во-вторых, не требуется наличие обязательного практического стажа и не предусмотрено этапов его получения. В результате таких проблем большое количество следователей, которые проходят службу в СК России, попросту не имеют высокой квалификации и, соответственно, не подготовлены к следственной работе, что в итоге приводит к общему снижению эффективности и качества предварительного следствия. Это недопустимо для развитого демократического и правового государства. Не имеющие соответствующего практического опыта и не должным образом подготовленные, начинающие следователи принимают важные процессуальные решения, которые существенным образом отражаются на жизни конкретного человека. В этой связи разработанные должным образом государственная концепция, а также система квалификационных требований к должности следователя, включающая взаимосвязанные этапы ее достижения, будут способствовать формированию высококвалифицированных и подготовленных следственных кадров, что приведет к реальному улучшению всего предварительного следствия.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Смежные права: концептуальные подходы, определение и основные характеристики
Аннотация
Развитие технологий способствует появлению новых нематериальных объектов, имеющих потенциальную ценность и направленность на распространение результатов творчества и информации. В этой связи общество заинтересовано в поощрении деятельности субъектов, создающих такие объекты. Одним из вариантов охраны таких объектов является предоставление создателям или организаторам смежных прав. Учитывая технологические изменения в обществе, связанные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, искусственного интеллекта, вопросы предоставления смежных прав новым субъектам становятся актуальными. С целью выявления возможности расширения института смежных прав и определения направлений такого расширения в статье анализируются основные подходы формирования института смежных прав, их характеристики и делается попытка представить рабочее определение понятия смежных прав. На основе сравнительного анализа рассматриваются российские и зарубежные законодательные акты в сфере интеллектуальной собственности, международные договоры по авторскому праву и смежным правам, а также правовая литература. Наиболее поддерживаемой идей формирования института смежных прав представляется функциональное назначение деятельности субъектов смежных прав, выступающих посредниками между авторами и представителями общественности. Однако сам институт трансформируется, и признание смежных прав за новыми субъектами зависит уже не только от функционального назначения деятельности, но и от их организационного или экономического вклада, направленного на обработку и распространение произведений и информации. Можно предположить, что институт смежных прав продолжит расширяться по мере развития технологий и востребованности у общественности новых услуг, оказываемых благодаря новым технологиям.
Национальный стандарт зеленых финансов в России 2020 г. - прорыв в сфере нормативного регулирования «зеленого» финансирования?
Аннотация
Статья посвящена анализу «Методических рекомендаций по зеленому финансированию» ВЭБ.РФ, опубликованных 13 июля 2020 г., названных многими российскими специалистами Национальным стандартом зеленых финансов России. Этот документ был призван определить критерии «зеленых» проектов и финансовых инструментов для предприятий и банков и, в конечном итоге, описать архитектуру национальной системы такого финансирования. Аналогичный документ - «Регламент таксономии» был принят в Европейском Союзе 18 июня 2020 г. В связи с этим сравнительный анализ указанных выше вопросов приобретает особое значение. Цель: сформировать представление о национальном стандарте «зеленых» финансов в России на основе анализа нормативных актов и научных источников. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: проведенное исследование показало, главным финансовым регулятором в России является Банк России, и именно нормативные документы Банка России должны создавать национальный стандарт зеленого финансирования. Без одобрения Центрального банка Российской Федерации Методические рекомендации ВЭБ.РФ превращаются лишь в еще одну методику рейтингового агентства.
Критическая оценка английского и саудовского законодательства о страховании: аргументы в пользу реформы
Аннотация
Мировое значение термина «English Law» сохраняется, особенно в Саудовской Аравии, поскольку это наиболее часто выбираемый закон о страховых полисах, обе юрисдикции обеспечивают защиту потребителей на страховых рынках, включая Закон о страховании потребителей (раскрытие информации и заверения) и Закон о страховании 2015 г. в Великобритании от 2012 г., а также страхование. Принципы защиты прав потребителей 2014 г. В Саудовской Аравии. Это исследование направлено на анализ влияния нынешней реформы на интерпретацию этих доктрин между юрисдикциями Великобритании и Саудовской Аравии.
ПРАВО И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цифровизация государственного экологического управления: правовые аспекты
Аннотация
Рассмотрены особенности цифровой трансформации следующих государственных функций: информационное обеспечение в сфере охраны окружающей среды; государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду; нормирование в сфере охраны окружающей среды (в части применения наилучших доступных технологий); государственный экологический надзор; администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Обосновывается, что сведения государственного реестра объектов негативного воздействия, формируемые в результате государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, данные об осуществлении государственного экологического надзора и администрирования платы за НВОС, должны стать основой для принятия экологически значимых решений. Для расширения сфер использования этих сведений предлагается обеспечить интероперабельность данных государственного реестра. Кроме того, авторы приходят к выводу, что, во-первых, цифровизация технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий (далее также НДТ) связана с применением таких технологий, как регулирование оборота данных, экспериментальные правовые режимы (регуляторные песочницы) и оценка соответствия применяемой технологии наилучшей доступной технологии, во-вторых, при осуществлении государственного экологического надзора планировать проверки следует исходя из категории опасности объектов негативного воздействия, при проведении проверок использовать по возможности дистанционные способы контроля, внедрить электронные проверочные листы для самопроверки предприятий. Наконец, цифровизация исчисления и взимания платы за НВОС должна обеспечить бесперебойное функционирование расчета платы плательщиком в цифровом формате и контроля за правильностью исчисления и взимания со стороны контролирующего органа.
Формирование коллегии присяжных заседателей в условиях цифровизации
Аннотация
Цель исследования - провести комплексный анализ законодательства, регулирующего общественные отношения, которые складываются в процессе формирования состава присяжных при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных. Актуальность темы исследования обусловлена расширением компетенции присяжных заседателей с 1 июня 2018 г. В настоящее время одной из основных причин отмены приговоров суда, вынесенных с участием присяжных заседателей, являются нарушения, допущенные при формировании коллегии присяжных. В связи с этим авторы выделяют основные процедурные и организационные недостатки этого процесса и вносят соответствующие предложения: а) усовершенствовать законодательство, регулирующее порядок формирования жюри; б) составлять общий и резервный списки на основании сведений, включенных в Единый федеральный реестр информации; в) производить видеозапись процесса [экранной трансляции] произвольного отбора граждан из общего и резервного списков сотрудником суда при составлении предварительного списка присяжных заседателей; г) закрепить право граждан отложить обязанность явки в суд в качестве кандидата в присяжные заседатели на более поздний срок; д) применять новые формы направления приглашений в суд к потенциальным присяжным заседателям.
Тенденции и уроки антикризисного правового регулирования в период пандемии COVID-19
Аннотация
Предпринята попытка структурировать то влияние, которое оказала пандемия коронавируса на социально-политическую организацию общества и правовое регулирование. Авторы предлагают свое видение наиболее значимых изменений, происшедших в различных сферах жизнедеятельности общества. Пандемия продемонстрировала противоположные эффекты цифровизации (как сугубо позитивные с точки зрения социального прогресса и устойчивого развития, так и крайне негативные). Кроме этого, в период «противовирусного регулирования» спонтанным образом были заложены определенные тенденции и шаблоны правового регулирования, которые могут привести к принципиальным и критическим изменениям в правовой системе. В заключении формулируются тенденции, намеченные пандемией, и авторские предложения, которые позволили бы учесть экстремальный опыт выживания в условиях вирусной угрозы и выйти в постпандемический мир с минимальными потерями.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
Уголовно-правовые средства противодействия транснациональной коррупционной преступности
Аннотация
Одной из наиболее серьезных проблем в сфере противодействия преступности является борьба с транснациональной коррупционной преступностью. Этот вид преступлений уже (де-факто и де-юре) образует преступления международного характера, которые обладают специфическим субъектным составом, географией совершения и сложной объективной стороной. Ядром транснациональной коррупционной преступности является взяточничество, которое используется транснациональными корпорациями все чаще и чаще для достижения своих корпоративных целей. Борьба с такими преступлениями средствами уголовного права ведется на нескольких уровнях: международном, межрегиональном, региональном, субрегиональном, двустороннем и национальном. Целью статьи является характеристика транснациональной коррупции, которая представляет собой одну из форм самодетерминации преступности. Дается всеобъемлющая классификация коррупционных преступлений на основе различных уголовно-правовых и криминологических критериев. Особое внимание автор обращает на то, что все транснациональные коррупционные преступления можно разделить на основные и вспомогательные. В то же время эти два вида деяний существуют в неразрывном единстве. Автор предлагает основные направления уголовно-правового воздействия на транснациональную коррупционную преступность, которые затрагивают и Общую и Особенную части уголовного права. Методологией исследования выступали законы материалистической диалектики. При написании статьи автор использовала широкий круг российских и зарубежных источников научно-правовой, статистической, социологической и иной информации. Автор применял такие методы исследования, как анализ, синтез, дедукция, индукция, системно-структурный метод, логико-юридический, сравнительно-правовой.
Организация работы по противодействию незаконному выводу денежных средств, отмыванию доходов через микрофинансовые организации
Аннотация
Актуальность выбранной темы обусловливается наличием проблем обеспечения защиты прав личности при взаимодействии с микрофинансовыми организациями, защиты персональных данных граждан, мошеннических действий при заключении договора займа с использованием копий документов, персональных данных в информационной телекоммуникационной сети «Интернет», а также краденных, утерянных документов, защиты прав граждан при обработке персональных данных микрофинансовыми организациями для получения потребительского займа. Обеспечение защиты общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, и выводу денежных средств за границу. На рынке микрофинансирования имеются организации, которые незаконно ведут свою деятельность, они не состоят ни в одном государственном реестре, как правило, по юридическому адресу таких компаний никогда не находятся ответственные лица, поэтому при причинении вреда возмещение убытков через гражданские механизмы, обращение непосредственно к виновнику или через суд практически невозможны. Рядовой гражданин не в состоянии самостоятельно обеспечить свою экономическую безопасность и финансовую стабильность. В силу юридической неграмотности и специфических особенностей данного вида деятельности, гражданин является слабой (юридически неграмотной) стороной отношений. В обществе наблюдается повышение социальной напряженности в связи с предъявлением со стороны кредиторов в лице микрофинансовых организаций явно завышенных требований по обязательствам договора займа с длительной просрочкой за период неисполнения обязательств, возникших до внесения изменений в законодательные акты, касающихся ограничений по начислению процентов по потребительским кредитам (займам) на срок до одного года. Деятельность микрофинансовых организаций непосредственно связана с финансовыми операциями по переводу, предоставлению денежных средств, что может является предметом интереса криминальных кругов или иных лиц, осуществляющих отмывание доходов и финансирование терроризма. Необходимость исследования данного вопроса. Отсутствие достаточного объема научных рекомендаций для создания необходимых правовых механизмов и подготовки госорганов, в том числе МВД, прокуратуры и судов, с целью недопущения ущемлений прав граждан при взаимодействии с микрофинансовыми организациями при получении финансовых услуг потребительских кредитов (займов). Отсутствие действенного управления указанными отношениями представляет опасность для соблюдения требований ст. 46 Конституции Российской Федерации на право гарантированной судебной защиты прав и свобод гражданина. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Научная новизна заключается в том, что в исследовании делается попытка проанализировать деятельность микрофинансовых организаций не с позиции представления указанного вида деятельности как экономического инструмента для предоставления финансовой помощи незащищенным слоям населения, а в качестве потенциальной угрозы для общества, поскольку неконтролируемые денежные отношения приведут к криминализации направления деятельности и еще больше ухудшат материальное положение граждан. Практика зарубежных стран показывает, что данный инструмент реализуется только в странах с низким уровнем экономического развития, в Западной Европе микрофинансирование практически не применяется, там используются иные инструменты, такие как повышение доходов домохозяйств через создание высококвалифицированных рабочих мест, что является противоречивой практикой. Цель исследования - изучение общественных отношений в сфере деятельности микрофинансовых организаций, выявление в рассматриваемой сфере пробелов и противоречий, разработка и обоснование возможных предложений правового характера по их устранению. На основе анализа международных соглашений в области противодействия легализации (отмыванию) доходов и выводу денежных средств, механизмов межведомственного взаимодействия в Российской Федерации целесообразно разработать меры, направленные на совершенствование российского законодательства о микрофинансовой деятельности.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО
Международные правовые проблемы реализации концепции управления космическим движением
Аннотация
Детально анализируется концепция управления космическим движением, которая в последние три десятилетия вызвала большой интерес у всех государств и иных участников, вовлеченных в космическую деятельность. С наступлением «новой космической эры» («NewSpace», или «космос 2.0») и ростом экономических стимулов для космической деятельности эта тема привлекла много внимания общественности и стала важным пунктом повестки дня Юридического подкомитета Комитета Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях. Однако разработка и внедрение международных правил космического движения является сложной задачей, особенно для новых частных участников космической деятельности. Эта статья призвана оценить существующие международно-правовые проблемы реализации концепции управления космическим движением и предложить некоторые решения для их преодоления. В рамках настоящей статьи, во-первых, будет оценена и обсуждена необходимость установления регулирования управления космическим движением, а также перечислены требования, которые необходимо решить для достижения этой цели. Во-вторых, будут проанализированы определения, предоставленные государственными и негосударственными организациями в отношении этой концепции, и меры, принятые для ее реализации. В конечном итоге будут обсуждены теоретические и практические международно-правовые проблемы, с которыми сталкиваются участники космической деятельности при реализации этой концепции. В заключение подчеркивается важность поощрения усилий и координации между всеми действующими и потенциальными участниками космической деятельности с должным учетом потребностей последних.
Конституционное умолчание отсрочки выборов в Эфиопии в условиях пандемии: критика конституционного толкования
Аннотация
Отсрочка выборов в Эфиопии из-за пандемии COVID-19 подняла важные конституционные вопросы, о которых раньше никогда не задумывались в судебной практике страны. Это связано с тем, что чрезвычайное положение в Эфиопии, направленное на сдерживание распространения COVID-19, противоречит конституционным срокам проведения выборов. Конституционная лакуна осложняется отсутствием четких конституционных положений, регулирующих неоспоримо отсрочку выборов. Хотя любые правовые меры по переносу графика выборов и выходу из конституционного тупика далеко не просты, правительство Эфиопии предложило четыре возможных «варианта» решения конституционной дилеммы: роспуск парламента, объявление чрезвычайного положения, поправка к Конституции и ее толкование. Наконец, Палата Федерации (HoF), верхняя палата Эфиопии, которой было поручено толковать конституцию, приняла решение и отложила выборы на неопределенный срок до тех пор, пока пандемия не перестанет представлять опасность для здоровья населения, что было подтверждено самим парламентом, который непосредственно заинтересован в их результатах. В этом исследовании изучается, соответствует ли вариант конституционного толкования положениям Конституции Эфиопии или он является дополнительным конституционным. Соответственно, HoF представила поверхностный анализ и ошибочные аргументы и не смогла серьезно решить серьезные конституционные проблемы. Конституционное толкование не является конституционным, оно ошибочно. Таким образом HoF якобы устранила конституционный вакуум в отношении отсрочки выборов; бесспорно, это было так называемое «толкование конституции», а на самом деле на практике - это политическое решение.
РЕЦЕНЗИИ. НАУЧНЫЕ ФОРУМЫ
Ведущему российскому теоретику права - 80 лет. К Юбилею В.М. Сырых
Аннотация
Посвящена 80-летнему юбилею известнейшего учёного-правоведа Владимира Михайловича Сырых, автора более 40 монографий, учебников, учебных пособий, многих сотен научных статей и других материалов. Анализируется вклад учёного в юридическую науку. Речь идёт о методологии теории права, структуре метода, содержании материалистической теории права и др. Отмечается исключительный вклад учёного в подготовке и издании Энциклопедического словаря «Правовая наука и юридическая идеология России». Иллюстрируются идеи и оценки последних историко-правовых монографий автора, посвящённых советскому режиму, красному террору, сталинским репрессиям.
Совместное заседание ученого совета юридического института РУДН и редакционной коллегии научного журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки»
Аннотация
Материал посвящён совместному заседанию учёного совета Юридического института РУДН и редакционной коллегии журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки». Продемонстрированы показатели журнала за 2020 г. Речь идет о количестве поступивших статей, опубликованных, отклонённых и т. д. Проиллюстрированы Дорожная карта развития журнала на 2021-2023 гг., а также экспертные оценки АНРИ за последние годы. Опубликовано решение учёного совета Юридического института по вопросу ротации членов редколлегии журнала.