Том 17, № 2 (2017): Идеология, мораль и международные отношения: опыт Востока и Запада
- Год: 2017
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/965
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-2
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
«Запад» и «не Запад» в пространстве теории международных отношений
Аннотация
В последнее время вопрос о «прозападной ориентации» теории международных отношений стал предметом дискуссии в научной среде. Ее критики и сторонники «незападных» теорий отчасти правы. В самом деле, на протяжении более чем полутора столетий теория международных отношений, возникшая и разрабатываемая, главным образом, на Западе, очевидно поддерживала представления, сформировавшиеся сначала в Европе, а затем в США. Англо-американские авторы и сегодня доминируют в дисциплине, причем не только количественно (огромные масштабы публикуемой научной литературы и профессиональных журналов на английском языке плюс влияние университетов и научных центров), но и качественно (впечатляющее финансирование открывает возможность для разработки новых идей и их развития со стороны самых разных научных «школ» - политического реализма, либерализма, конструктивизма, постмодернизма, постмарксизма и т.д.). В теории международных отношений всегда ощущалась идеологическая предвзятость. Однако на волне деколонизации и позднее, по мере возрастания роли азиатских и других стран в мировой политике, господству Запада в области теории был брошен вызов - международники из КНР, Индии и др. стран пытаются создать собственные теории международных отношений, отражающие опыт и традиции этих стран. Соотношение медленно, но все же начинает меняться. Тем не менее и «незападные» теории также не свободны от идеологических предвзятостей. Нередко они отрицают или подвергают жесткой критике западные теории именно в силу их происхождения. Еще чаще они по существу продолжают развивать те же западные идеи, лишь добавив к ним имена местных мыслителей или какие-то ссылки либо на собственные национальные традиции, религиозное и культурное наследие. Однако, если теория международных отношений является наукой, то неважно, в какой стране она родилась и на каком языке говорили ее главные персоналии. Конечно, элементы идеологии (в большей или меньшей степени) действительно в ней присутствуют. Подобно любой другой социальной науке, имеющей дело не только со структурами, но и с человеческим фактором, она неизбежно идеологична. Но это не означает, что теорию следует отожествлять с идеологией. Выход - в деконструкции имеющихся теорий, их «очищении» от слишком очевидных идеологических моментов, стало быть, позиция международника должна быть априорно критичной, но сохраняющей уже сформированное научное содержание.
Внешнеполитическая программа Октябрьской революции: истоки и результат
Аннотация
В статье анализируются идейные истоки советской внешнеполитической практики после победы Октябрьской революции 1917 г. Отмечается, что у марксистской и либеральной концепций международной политики имелись общие корни, что предопределило схожесть предложений о мирном урегулировании, выдвинутых после Октябрьской революции русскими большевиками и соответствующими предложениями президента США В. Вильсона. В статье обращается внимание на то, что лидеры Октябрьской революции изначально рассматривали ее как составную часть мировой революции. Поэтому надежда на успех мировой революции стала фактором, определившим как внутреннюю, так и внешнюю политику Советской России. В статье отмечается, что ленинская концепция мировой революции предполагала тесную связь рабочего движения с национально-освободительными движениями в колониальных и полуколониальных странах. Такое сотрудничество стало важным направлением советской внешней политики, хотя в разные периоды советской истории степень внимания к национально-освободительным движениям была неодинаковой и зависела от внешнеполитической ситуации, в которой находился Советский Союз. Вместе с тем указывается, что при всей противоречивости внешней политики СССР, которая была обусловлена как идеологическими, так и геополитическими факторами, в ней всегда присутствовала готовность поддерживать принцип национального самоопределения, что фактически осталось в наследство от внешнеполитической платформы Октябрьской революции. В результате СССР внес существенный вклад в ликвидацию колониальной системы и тем самым способствовал изменению характера мировой политики и международных отношений в XX в.
Незападные теории международных отношений: миф или реальность?
Аннотация
В последние годы в российской и зарубежной литературе все чаще поднимается вопрос о национальных теориях международных отношений (ТМО). При этом особый интерес проявляется к незападным ТМО. В статье анализируются причины такого интереса. Отмечается, что основным мотивом, побуждающим исследователей к поиску национальных школ ТМО, является трансформация системы политической организации мира, возникшей на Западе и развивавшейся во многом по западным образцам. Эта трансформация охватывает три уровня политической организации современного мира: Вестфальскую систему, систему международных (межгосударственных) отношений и политические системы отдельных государств. Три уровня политической организации мира, меняясь сегодня одновременно, усиливают друг друга и порождают эффект синергии. С такой масштабной трансформацией, когда «подвижными» оказываются все три уровня, мир сталкивается впервые, хотя изменения второго и особенно третьего уровней были и ранее. Поскольку в настоящее время система политической организации мира подвергается серьезным изменениям, то в кризисе оказываются и теории, которые так или иначе пытаются ее осмыслить и которые также появились на Западе. Обращение исследователей к незападным, преимущественно азиатским ТМО для поиска ответов обусловлено следующими причинами: 1) бурным экономическим ростом региона; 2) развитием научных исследований в Азии; 3) кризисом именно западной модели политической организации мира, что побуждает искать решения в иных цивилизационных структурах. В статье обосновывается необходимость и возможность «проектной» деятельности по реформированию современной политической организации мира и включению в нее практик, которые имеются в различных регионах мира. Отмечается, что для реализации такой деятельности необходима работа специалистов в области международных отношений, а также в области других социальных дисциплин из разных стран, подобно тому, как реализуются крупные проекты в технических и естественнонаучных областях.
Этика политической ответственности в международных отношениях
Аннотация
Статья посвящена нравственному фактору в международных отношениях. Автор рассматривает вопрос этической оценки ответственности акторов международных отношений в идеях ряда зарубежных и российских мыслителей XX и XXI вв. В исследовании отмечается, что анализ сложившихся в рамках социально-политической мысли пониманий этики ответственности, а также механизма воздействия нравственности на международные отношения дает основание сделать вывод о возможности и необходимости конкретизации понятия «этика ответственности», которое, по мнению известного российского политолога А.С. Капто, применительно к сфере международных отношений и внешней политики, может быть истолковано как этика политической ответственности. Таким образом, автор отмечает, что в системе международных отношений произошло становление важнейшей категории, которую исследователи характеризуют как «этика политической ответственности». Опираясь на тезис А.С. Капто о том, что сердцевина «этики политической ответственности» - синтез политической и нравственной ответственности, на основе которого формируется более высокий уровень долженствования в международных отношениях, определяемый категорией «морально-политическая ответственность», автор анализирует ее структуру и классификацию. Автор приходит к выводу о необходимости формирования у акторов международных отношений и мировой политики общечеловеческого аспекта политической ответственности.
Понимающая социология внешней политики: «агентная» модель поведения государства на международной арене
Аннотация
В статье рассматриваются возможности социологических теорий в исследовании проблематики международных отношений. Актуальность такого анализа определяется серией международно-политических кризисов (включая украинский), которые оказались сюрпризом для ученых международников. В частности, эти кризисы выявили ограниченность реализма, который остается наиболее влиятельной теорией международных отношений. В качестве альтернативы предлагается вернуться к идее конвергенции социологической теории и теории МО. В статье анализируются сильные и слабые стороны методологического холизма конструктивистской теории международных отношений, которая представляла собой попытку социологического стиля изучения международных отношений. На основе категорий понимающей социологии Макса Вебера, типологии концептуальных моделей принятия внешнеполитических решений Грэма Аллисона и модели влияния идейных факторов на внешнюю политику Марка Хааса, конструируется «агентная» модель поведения государства на международной арене. В качестве «агента» рассматриваются три единицы анализа - государство, организации и ведомства внутри государств, а также конкретные лица, принимающие и исполняющие решения. Проводится ревизия понятия идентичности как организующего концепта для анализа социальных конструктов и их влияния на внешнюю политику. Акцент на «агенте», а не на структуре представляет собой альтернативу методологическому холизму конструктивистов, подобных Александру Вендту. Подобная модель представляется наиболее применимой к исследованию крупных государств, которые сами задают параметры структуры международных отношений, играя, в отличие от малых стран, субъектную, а не объектную роль. Модель формируется в качестве основы для дальнейших эмпирических исследований внешней политики России на основе социологических подходов.
Дихотомия «обездоленные - высокомерные» в шиитском восприятии международных отношений
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению дихотомии «обездоленные (араб.مستضعفون мустадʻафун , перс. مستضعفين мостазефин ) - высокомерные» (араб. مستكبرون мустакбирун , перс.مستكبرين мостакберин ), которая была разработана в рамках шиитского ислама и стала важным элементом теории и практики международных отношений таких государств, как Иран и Ливан. Автор выявляет особенности восприятия международных отношений мусульманскими государствами, а также объясняет отличия в формировании взглядов на миропорядок на Западе и в мире ислама. Наиболее важные аспекты дихотомии «обездоленные - высокомерные», лежащей в основе шиитского восприятия международных отношений и оказавшей влияние на внешнюю политику Ирана и Ливана, были разработаны такими шиитскими религиозными мыслителями, как Мухаммад Бакир ас-Садр, Муса ас-Садр, Рухолла Мусави Хомейни, а также Мухаммад Хусейн Фадлалла. Их представления о миропорядке базируются на интерпретации наиболее важных источников ислама - Корана и хадисов. Идеи шиитских религиозных авторитетов получили широкое распространение и популярность в различных странах мира ислама в 1970-е гг. Это обусловлено тем, что данные идеи стали реакцией на недовольство широких масс в странах Ближнего и Среднего Востока вмешательством в их внутренние дела западных стран, монополизацией западными компаниями природных богатств государств региона, а также бездействием местных властей, допустивших неоколониализм. Более того, к тому времени в странах региона уже наступило глубокое разочарование как в социализме, так и в капитализме, которым не удалось разрешить проблемы, тормозящие развитие мусульманских государств. Шииты как часть мира ислама, которая на протяжении своей длительной истории практически всегда подвергалась дискриминации и гонениям со стороны суннитского большинства, высказались о том, что угнетенным и обездоленным мусульманским народам незачем заимствовать у Запада какую-либо государственную идеологию, поскольку ответом на все вопросы и главным оружием в борьбе с «высокомерными» может стать только ислам.
Буддизм как ресурс «мягкой силы» Китая
Аннотация
На данный момент в теории международных отношений определенный интерес вызывает концепт «мягкой силы», введенный американским политологом Джозефом Наем-мл. Особое значение придает «мягкой силе» Китай, обладающий в настоящее время не только обширными экономическими и политическими ресурсами, но и источниками несилового влияния. В статье авторы исследуют такое понятие, как «буддийская дипломатия» и ее роль во внешнеполитической деятельности КНР. Также было рассмотрено историческое становление буддизма и его развитие в качестве ресурса «мягкой силы» как одной из государственных китайских религий, входящей в синкретический комплекс, наряду с конфуцианством и даосизмом, в разные периоды китайской цивилизации, начиная с доимперского периода и заканчивая современными реалиями. Были изучены взгляды отечественных и зарубежных специалистов о направлениях и сферах действия дипломатии буддизма и особенности ее проведения в жизнь китайским правительством. Исследование строилось на использовании исторического подхода и общенаучных методов, таких как анализ, синтез, дедукция и т.д. [Методические... 2015]. В статье авторами выявлены современное положение религии на примере буддизма во внешнеполитической стратегии Китая как на мировой арене, так и на региональном уровне и основные аспекты, в рамках которых развивается китайская буддийская дипломатия.
Возмещение морального ущерба Африке: на примере Бенинского царства (Нигерия)
Аннотация
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
Концепция личностной безопасности в практике ООН
Аннотация
В рамках безусловного роста мировых угроз на повестку дня современных международных исследований встают вопросы о взаимодействии стран в целях их предотвращения и защиты людей от тяжелых последствий кризисов. Одним из важных инструментов в рамках мер ответа мирового сообщества является пересмотр и активизация дискуссий в рамках концепции личностной безопасности (human security). В статье рассматриваются особенности развития «human security» в Организации Объединенных Наций как противоположного подхода к разрешению проблем обеспечения безопасности. Автор обратился к анализу проблематики концепции личностной безопасности в правозащитном измерении ООН, поскольку данная оранизация выполняет ключевую роль в области применения и реализации концепции в глобальном масштабе. Представлена периодизация развития концепции безопасности человека в рамках ООН. Проведен анализ ситуации с сирийскими беженцами в Ливане в формате «кейс-стади». В работе автор не предпринимал попытку всестороннего анализа концепции в рамках ООН, но осмысления новых тенденций и доминирующих задач в области практической применимости концепции личностной безопасности и ее влияния на эффективность реализуемых программ международными организациями.
Журнал «Geopolitica» и становление итальянской геополитической школы
Аннотация
Роль кибербезопасности в мировой политике
Аннотация
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Россия в «Группе двадцати»: факторы успеха и задачи на будущее
Аннотация
Созданная в ответ на экономический и финансовый кризис, с которым существующие институты не смогли справиться должным образом, «двадцатка» трансформировалась из института антикризисного управления в ведущий форум международного экономического сотрудничества. В статье проанализирована роль «Группы двадцати» в системе глобального управления; систематизированы факторы успеха участия России в «двадцатке»; представлен анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков форума. Автор считает, что в долгосрочной перспективе повестка дня «двадцатки» будет углубляться, одновременно усилится взаимосвязанность вопросов, продолжится капитализация лидерского потенциала форума. По мнению автора, реализация решений, рекомендаций, широкого арсенала наработок «двадцатки», в том числе предусмотренных страновой стратегией роста и национальным планом занятости, а также документами в сферах финансового регулирования, торговли, инвестиций в инфраструктуру, энергетики, инноваций будет способствовать формированию новой модели экономического развития и интеграции России в мировую систему. Эффективное использование механизмов «двадцатки» для продвижения приоритетов России потребует усиления сформированных дипломатических, экспертных и политических «активов» участия России в «Группе двадцати». Такая стратегия позволит преодолеть внешние риски, такие как снижение доли экономики России в мировом ВВП; сохранение геополитического напряжения; возникновение новых центров силы.
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
Стереотипные визуальные символы как средство консолидации общественности в контексте международного признания геноцида
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования, посвященного стереотипным визуальным символам как составляющей комплекса корпоративной идентичности организаций, деятельность которых направлена на борьбу с геноцидом, а также на достижение международного признания таких преступлений. Актуальность исследования обоснована в результате выявленного сходства современных инструментов визуального выделения уникальных характеристик организаций с многовековой практикой противопоставления друг другу противников. Доказана эффективность использования стереотипных визуальных символов в качестве средства консолидации общественности в борьбе против геноцида, что является целью данного исследования. Методом структурного анализа и семиотического подхода авторами исследованы визуальные символы, используемые как средство трансляции закодированного в ключевое послание общественного мнения в рамках деятельности организаций по борьбе с геноцидом. Исследованные визуальные символы были определены как средство стереотипного воздействия на массовую аудиторию, что позволило говорить об эффективности таких символов в решении задач в рамках массовых коммуникаций. В ходе обобщения и систематизации полученных данных выявлены наиболее часто используемые символы, включающие в себя коды отдельных культур, что позволило сделать вывод о стереотипном распространении таких символов в контексте борьбы против геноцида и его международного признания.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Идеология и международные отношения: взгляд из России. Интервью с академиком РАН В.Г. Барановским (ИМЭМО РАН)
Аннотация
Барановский Владимир Георгиевич является одним из ведущих специалистов в области международных отношений в России. В 1972 г. окончил МГИМО МИД СССР. В 1973-1976 гг. обучался в аспирантуре Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР. С 1976 г. работает в структуре ИМЭМО АН СССР. В 1982-1988 гг. - заведующий сектором международной безопасности ИМЭМО АН СССР. В 1986 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Европейское сообщество в системе международных отношений». В 1988-1992 гг. - заведующий отделом западноевропейских исследований ИМЭМО АН СССР (ИМЭМО РАН). В 1992-1998 гг. являлся главным научным сотрудником ИМЭМО РАН. В 1992-1996 гг. руководил проектом в Стокгольмском международном институте исследований проблем мира SIPRI. С 1998 г. - заместитель директора ИМЭМО РАН. С 2005 г. - профессор кафедры международных отношений и внешней политики МГИМО МИД РФ. С 2011 г. - действительный член РАН. В своем интервью В.Г. Барановский рассказывает об этике и морали в международных отношениях, многополярности и роли идеологии во внешней политике.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Стратегии иезуитов при покорении Японии и Индии в конце XVI - начале XVII в. как предтечи современной «мягкой силы»
Аннотация
«Франсафрик» и этика в международных отношениях
Аннотация
В статье рассматриваются коррупционные связи политических элит Франции и ряда суверенных африканских государств, бывших до середины прошлого столетия частью французской колониальной империи. Дан анализ причин, побудивших первого президента Пятой республики генерала Шарля де Голля приступить к формированию особого военно-политического феномена, получившего впоследствии название «Франсафрик». Раскрыт характер этого феномена как особой совокупности латентных лоббистских сетей военно-политического и экономического влияния Елисейского дворца в странах Черного континента, с одной стороны, и как специфического механизма реализации французской версии неоколониализма в политической практике, с другой. Обоснована точка зрения, согласно которой угроза утраты всех военно-стратегических, политических и, в особенности, экономических преференций Франции в ставших независимыми африканских странах побуждала Елисейский дворец к полулегальным, нелегальным, а зачастую и криминальным методам отстаивания интересов Франции в регионе. На практике это означало конструирование системы интегральной зависимости формально независимых стран тропической Африки от бывшей метрополии, формирование кортежа клиентелистских государств с коррумпированными властными элитами. Последние призваны были обеспечивать французским энергетическим гигантам фактически неограниченный доступ к стратегическим природным ресурсам, контроль над политическими партиями этих стран. Основной акцент в этой французской модели неоколониализма был сделан на тотальном подкупе формирующихся политических элит африканских стран. Тогда, когда прямой подкуп африканских политиков оказывался невозможным или недостаточным, французские спецслужбы использовали такие методы сохранения контроля над ситуацией, как шантаж, политические убийства или прямая военная агрессия. Особое внимание уделяется проблеме обратного влияния коррумпированных африканских лидеров на политический класс Франции на разных этапах истории Пятой республики. Сделан вывод о том, что послевоенная политика бывшей метрополии в ныне суверенных государствах Африки привела не только к растлению зависимых африканских лидеров, но и к коррупционному разложению верхушки французской политической системы.