Том 16, № 3 (2016): Международные конфликты: Quo Vadis?
- Год: 2016
- Статей: 19
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/896
Весь выпуск
Статьи
Военные учения и риски взаимного недопонимания: кризис в отношениях между Востоком и Западом в начале 1980-х гг
Аннотация
Данная статья посвящена анализу рисков взаимного недопонимания в контексте проведения странами-членами НАТО и ОВД крупномасштабных военных и командно-штабных учений в 1983 г. Проблема взаимного недопонимания рассматривается в контексте классической «дилеммы безопасности», сформулированной Дж. Герцем еще в 1951 г. и адаптированной к вопросам проведения военных учений Д. Адамски. Несмотря на все имеющиеся знания, аналитику, разведку и другие формы коммуникации между Западным и Восточным блоком, между ними зачастую возникала проблема взаимного недопонимания. Особенно ярко это проявилось в ходе проведения командно-штабных учений стран НАТО «Искусный лучник 83», которые поставили мир на грань ядерной войны. При том, что западные страны рассматривали учения как демонстрацию своей мощи для сдерживания возможного нападения со стороны ОВД, страны Восточного блока воспринимали эти учения как мероприятия, непосредственно угрожающие их военной безопасности. По мнению автора, именно военные учения, проводимые обеими сторонами, были наиболее значимым фактором и самой главной причиной резкого ухудшения отношений между Западом и Востоком в начале 1980-х гг., последовавшего за периодом разрядки международной напряженности в 1970-е гг. Статья основана на большом эмпирическом материале, архивных данных, личных беседах автора с участниками описываемых событий.
Новая идеологическая борьба?
Аннотация
Вместо предсказываемого 15-25 лет тому назад конца идеологий и их соревнования, окончательной победы западного либерализма и демократии мир скользит к новой идеологической борьбе. Среди причин - падение привлекательности Запада. Демократия и ренационализация международных отношений выводит на передний план новых лидеров. А они, как правило, придерживаются традиционных и националистических ценностей. Новые европейские ценности не прижились в России не только потому что россияне стремились к традициям, от которых они были отрезаны семьюдесятью годами коммунистического эксперимента, но и потому что западная идейная экспансия сопровождалась нео-Веймарской геополитикой, вызвавшей жесткое отторжение. Интенсивность новой идеологической борьбы подстегивается тем, что модернизация теснит старые ценности, образуется вакуум, за заполнение которого развертывается соревнование. Автор приходит к выводу, что взаимное недовольство России и Европы достаточно сильно в настоящее время, однако необходимо стремиться к добрососедским отношениям, принимая во внимание тот факт, что мы разные. Но прежде следует приложить немало усилий, чтобы избежать новой системной военно-политической конфронтации, в которой заинтересованы многие силы.
Теории безопасности третьего мира
Аннотация
Статья посвящена анализу исследований в области безопасности в государствах третьего мира. Показана эволюция понятийного аппарата как в сфере исследований безопасности, так и в понимании третьего мира, представлен анализ проблематики безопасности в так называемых постколониальных странах в годы холодный войны и постбиполярный период, определена текущая повестка дня в области безопасности для развивающегося мира. Особое внимание уделяется анализу концепций безопасности конца XX в. - «безопасности личности», «секьюритизации», «гуманитарной интервенции», представляющих особую озабоченность для государств третьего мира. Представлен альтернативный формат третьего мира в категории миров постмодерна, модерна и премодерна, также используется понятие «невестфальских государств». Выделены базовые характеристики стран третьего мира в социально-экономической и политической сферах. Автор особо отмечает, что безопасность стран третьего мира коренным образом отличается от безопасности развитых западных государств, так как большинство угроз в незападных странах исходит не из внешней среды, а изнутри. Соответственно, незападные теории безопасности не концентрируются исключительно на военных вопросах, а наравне с ними исследуют широкий спектр проблем гражданского характера - экономических, политических, социальных, экологических, а также проблематику развития, преодоления бедности и экономической отсталости.
Современный военно-силовой контртерроризм: международно-политический и правовой аспекты
Аннотация
Статья оценивает практику военно-силовых ответов на вызов международного терроризма с точки зрения ее соответствия принципам международного права. Показано, что риски незаконного использования силы в контртеррористических операциях возникают в связи с расширением трактовки понятия «самооборона». Но несмотря на потенциал межгосударственной конфликтности, который несут в себе операции, проводимые на территории третьей страны без согласия ее правительства, военная сила продолжает утверждаться в качестве допустимой формы ответа на террористический вызов. В заключительной части статьи рассматриваются вопросы соблюдения международного гуманитарного права (МГП) в военных антитеррористических операциях. Также в работе трактуются нормы jus ad bellum и их место в системе Устава ООН. В результате автор приходит к заключению, что «криминализация» гуманитарной деятельности остается одним из серьезных вызовов, порожденных террористическим насилием во внутренних вооруженных конфликтах, и государствам и гуманитарным акторам еще только предстоит прийти к взаимоприемлемому компромиссу по разрешению этого вопроса.
Всеобъемлющий подход к постконфликтному восстановлению: опыт ФРГ в Афганистане
Аннотация
В статье изучаются дилеммы всеобъемлющего подхода к постконфликтному восстановлению на примере опыта ФРГ по использованию провинциальных восстановительных команд (ПВК) в Афганистане. Дается сравнительный анализ моделей ПВК, апробированных ФРГ, США и Великобританией. Раскрывается роль команд как механизмов тесного сотрудничества профильных силовых и гражданских ведомств. Обозначаются особенности и проблемные аспекты использования германских ПВК в провинциях Кундуз и Бадахшан. На этой основе дается оценка эффективности применения ПВК в целях решения комплексных задач постконфликтного восстановления и перехода к мирному развитию. В частности, автор делает вывод, что германский опыт использования ПВК в Афганистане может оказаться весьма востребованным в условиях повышения общего уровня конфликтности на международной арене, повышения внимания к вопросам обеспечения мира, безопасности и качества управления.
Конфликты в Африке и великие державы: опосредованные войны, зоны влияния или провоцирование нестабильности
Аннотация
В статье анализируются конфликты, вспыхнувшие в Африке после окончания холодной войны. Особое внимание уделяется роли внешних факторов в процессе эволюции конфликтов и эскалации насилия на африканском континенте. Рассматриваются стратегии великих держав, используемые ими для продвижения своих интересов в Африке. Анализируются соперничество между США и Китаем в Судане, а также влияние Франции на бывшие колонии в сфере установления контроля над стратегически важными энергетическими ресурсами. Авторы приходят к выводу, что влияние ядерных держав в конечном итоге создает постоянную напряженность, вызывает острые конфликты, оказывает негативное влияние на мир и стабильность континента. Установлено, что конфликты в Африке, как внутригосударственного, так и межгосударственного характера негативно воздействуют на положение африканских стран на международной арене.
Геополитическое измерение сирийского конфликта
Аннотация
В статье содержатся подробное исследование и анализ геополитической составляющей сирийского конфликта. Подробно рассматриваются региональное деление Сирии, особенности регионов этой страны и их тяготение к сопредельным государствам. Вскрывается природа Сирии как объекта, а не субъекта мировой политики в 1946-1970 гг. Показаны основные риски внедрения в Сирии идеологии арабского национализма и позиционирования Дамаска в качестве полюса арабского единства в условиях поликонфессиональной природы сирийского общества. Представлен геополитический курс президента Хафеза Асада (1970-2000 гг.), выявляются причины стратегического альянса Сирии в конце ХХ в. с Советским Союзом и Ираном, а также цели режима Х. Асада во внешнеполитическом плане (возвращение Голанских высот и создание Великой Сирии). Выявляются причины, приведшие к кризису 2011 г., причины изоляции Сирии и враждебности по отношению к ней таких акторов как США, Саудовская Аравия, Турция. Рассматривается роль Сирии в рамках ирано-саудовского регионального соперничества. Делаются выводы о геостратегических целях Саудовской Аравии, Ирана, Турции в сирийском конфликте, а также прогноз развития этого военно-политического кризиса.
США и «арабская весна»: оценки российского экспертного сообщества
Аннотация
Начавшаяся в 2011 г. «арабская весна» привлекла внимание политико-академического сообщества и общественности всего мира, в том числе и России. В статье на основе общенаучных и специально-исторических методов исследованы оценки российским экспертным сообществом роли и места США в событиях «арабской весны». Выделены три подхода российских экспертов к антирежимным выступлениям на Ближнем Востоке: признание активного участия американцев в событиях «арабской весны»; признание ведущими в событиях «арабской весны» внутриполитических факторов; признание в событиях «арабской весны» как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов. Сделан вывод о наличии в экспертном сообществе России наряду с рассмотрением ближневосточных событий в контексте реализации теорий «цветных революций» и «управляемого хаоса» достаточно трезвых, объективных взглядов на ближневосточную политику США.
Неурегулированные конфликты на постсоветском пространстве в анализе западных экспертно-аналитических центров
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению представлений ряда ведущих западных экспертно-аналитических центров по проблемам развития конфликтов на пространстве СНГ. Изучаются позиции «фабрик мысли» США, Великобритании, ФРГ и Франции. Из большого числа региональных конфликтов в СНГ авторы акцентируют внимание на конфликтах на Востоке Украины, в Приднестровье и в Нагорном Карабахе. Подобный выбор связан с тем, что эти конфликты являются наиболее острыми и затрагивают интересы не только России, но и других доминантных государств и международных организаций. Авторы статьи раскрывают позиции западных think tanks относительно генезиса и эволюции вооруженных конфликтов в регионе СНГ, а также перспектив их урегулирования. В статье освещаются оценки западных «фабрик мысли» причин «замороженности» конфликтов на пространстве бывшего СССР, даны их мнения о роли Российской Федерации в процессах урегулирования, а также участия внешних акторов (ЕС и США). С учетом того, что в статье презентуются подходы западных экспертно-аналитических центров, авторы приходят к выводу об определенной заданности оценок западными политологами и международниками. Это выражается в том, что в большинстве случаев ответственность за затяжной характер разрешения конфликта, а порой и за его развязывание возлагается на российскую сторону. Это особенно очевидно в случае с кризисом на Украине, главным виновником которого на Западе считается Россия. Подобная однобокость суждений является, как полагают авторы статьи, не свидетельством некомпетентности экспертов think tanks, а теми задачами, которые ставятся перед ними властными структурами тех или иных стран.
Западные Балканы в контексте теории комплексов региональной безопасности
Аннотация
В данной статье анализируются актуальные вопросы международной безопасности подкомплекса Западных Балкан при использовании теории комплексов региональной безопасности (ТКРБ) в качестве современного теоретического подхода. Исследование позволяет не только идентифицировать ключевые элементы и основные черты ТКРБ, но и сформировать представление о том, насколько Западные Балканы являются гетерогенным и конфликтным регионом. С целью подтверждения ТКРБ на примере подкомплекса Западных Балкан перед автором был поставлен ряд задач, среди которых: применение четырех уровней ТКРБ для анализа таких вопросов безопасности на Западных Балканах как внутренная безопасность, отношения между странами в регионе, отношения региона с соседними регионами и роль глобальных сил в регионе; другой задачей работы является анализ Западных Балкан как подкомплекса в рамках Европейского регионального комплекса безопасности. Этот вопрос является одной из причин, поясняющих, почему Балканы заслуживают особого внимания со стороны ТКРБ, так как в 90-е годы появилась возможность для того, чтобы в регионе сформировался отдельный комплекс региональный безопасности. В результате проведенного исследования автор дает три возможных сценария для развития подкомплекса Западных Балкан, чтобы стать частью Европейского регионального комплекса в будущем. Основные выводы статьи заключаются в том, что Западные Балканы сохраняют свою специфику, которая требует отдельного исследования и особого подхода, и что ТРКБ является эффективным методологическим инструментом, который позволяет исследователям проанализировать региональные международные политические процессы в области безопасности на Западных Балканах и их связи в глобальном контексте.
Сотрудничество Узбекистана и России как стабилизирующий фактор на евразийском пространстве
Аннотация
Уход президента Узбекистана И. Каримова побудил авторов статьи предпринять попытку анализа того наследия, которое он оставил после себя как крупный политический деятель современности, в том числе в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В статье рассматриваются отношения Узбекистана и России в контексте активизации интеграционных процессов в Евразии на примере ЕАЭС и ШОС, происходящих в период повышенной турбулентности мировой системы в 2014-2016 гг., обострения отношений России с Западом в связи с введением антироссийских санкций и переориентации российской внешнеэкономической политики на Восток. Авторы рассматривают развитие узбекско-российских отношений на широком историческом фоне в свете интересов обеих стран, возможностей повышения их конкурентоспособности в условиях усиления кризисных явлений в современном мире в целом и на евразийском экономическом пространстве, в частности. Объединение усилий двух стран в борьбе с международным терроризмом - одним из наиболее серьезных вызовов современности, участие в решении актуальных проблем международной безопасности на континенте в рамках интеграционных объединений могли бы придать дополнительный политический вес обеим странам. Показана способность Узбекистана и России искать и находить компромиссы в процессе урегулирования спорных вопросов политического и экономического взаимодействия. В статье обращается внимание на нереализованные возможности узбекско-российских отношений, которые рассматриваются как возможный фактор развития интеграционных процессов в Евразии.
Смена приоритетов в стратегиях ведущих доноров международной помощи в 2014-2016 гг.: цели устойчивого развития и фактор безопасности
Аннотация
Статья обращается к вопросу о том, что движет странами-донорами при изменении стратегий содействия международному развитию (СМР). Были проанализированы программные документы девяти доноров, принявших свои стратегии в 2014-2016 гг. В выборку попали в основном традиционные доноры, а также новые европейские доноры Польша и Россия. Для изучения изменений, произошедших в последнее время, стратегии изучались парами: новые, принятые в 2014-2016 гг., документы сравнивались с прежними программными документами. Анализ выявил четыре основных кластера причин или факторов, которые побуждали доноров к пересмотру своих стратегических документов в 2014-2016 гг. или определяли изменение курса данных стратегий: вопросы безопасности, принятие повестки устойчивого развития, экономический и внешнеполитический факторы. В целом, доноры становятся гораздо более открытыми в признании своих целей при оказании помощи развитию. Связка «безопасность-развитие» стала сильнее проявляться почти во всех рассмотренных стратегиях и особенно характерна для Великобритании и Японии. Международная повестка устойчивого развития обусловливает принятие новых стратегий СМР в таких странах, как Германия, Финляндия и Польша. Для ряда доноров, например для Австралии, определяющим оказался экономический фактор. В новой российской стратегии в сфере СМР заметно усиление роли внешнеполитической мотивации при оказании помощи.
Франко-армянские привилегированные отношения: опыт прикладного анализа
Аннотация
Франция занимает приоритетное положение во внешнеполитическом курсе Армении. Двусторонние отношения находятся на высоком уровне и оба государства их характеризуют как привилегированные. Для уточнения структуры франко-армянских отношений автор использует прикладные методы анализа: проведен контент-анализ отчета деятельности МИД Армении, количественный анализ двусторонних визитов и встреч, группы дружбы в парламенте Франции, децентрализованного сотрудничества, голосования в ГА ООН и ПАСЕ. Высокому уровню сотрудничества соответствует совпадение позиций более чем в половине случаев в ходе голосования в ООН. Регулярные визиты во Францию показывают большую значимость французского вектора. Благодаря активной деятельности армянской общины Франции, Армения может опираться на группу сторонников во французском парламенте, в ПАСЕ, Европейском парламенте и т.д., децентрализованное сотрудничество с Францией не уступает взаимодействию Армении с другими странами в этой сфере.
Исследование международных конфликтов в России: истоки, современное состояние и тенденции. Интервью с профессором В.А. Кременюком (ИСК РАН)
Аннотация
Интервью с профессором В.А. Кременюком, российским американистом, экспертом в области истории международных отношений и внешней политики, посвящено анализу особенностей отечественной школы конфликтологии и методологии урегулирования современных конфликтов. Ученый рассказывает о предпосылках зарождения советской школы исследования международных конфликтов в годы холодной войны, когда остро встал вопрос об истощении ресурсов противоборствующих сторон. В.А. Кременюк выявляет отличия российской конфликтологии от западных школ. Рассматриваются особенности процесса урегулирования наиболее сложных конфликтов современности, в частности, узла противоречий на Ближнем Востоке, а также кризиса в российско-американских отношениях. Ученый подчеркивает важность контроля над состоянием конфликта и переговоров как инструмента урегулирования конфликтов, обращая особое внимание на многоаспектность процесса урегулирования любого конфликта, необходимость учета огромного количества различных факторов в ходе переговоров, а также на важность осознания великими державами своей глобальной ответственности. На примере деятельности Международного института прикладного системного анализа (IIASA) исследователь акцентирует внимание на роли международных научных центров как связующего звена между научным сообществом и властью.
Конфликты в XXI веке. Интервью с профессором Йоханом Галтунгом (Норвегия)
Аннотация
Йохан Галтунг, профессор исследований по проблемам мира, родился в 1930 г. в Осло, Норвегия. Он математик, социолог, политолог и основатель дисциплины исследований по проблемам мира. Он основал Международный институт исследований проблем мира, Осло (PRIO, 1959), первый в мире академический научно-исследовательский центр, ориентированный на изучение конфликтов, а также влиятельный Журнал исследований мира (Journal of Peace Research, 1964). Он помог основать десятки других аналогичных центров по всему миру. В настоящее время он президент Галтунг-института по теории и практике мира. С 1957 г. он выступал посредником в более чем 150 конфликтах между государствами, нациями, религиями, цивилизациями, сообществами, а также лицами. Его вклад в теорию и практику мира включает в себя концептуализацию миростроительства, урегулирования конфликтов, примирения, отказа от насилия, теории структурного насилия, концептуализации негативного и позитивного мира, образования и журналистики в области исследования мира. В своем интервью он говорит о современных конфликтах, источниках культурного насилия и золотом правиле медиации. Он также затрагивает проблемы региональной безопасности в Европе и Азии, развития исследований по вопросам мира и самые большие вызовы, стоящие сегодня перед миром.
Роль Абдель Азиза Бутефлики в урегулировании внутриалжирского конфликта
Аннотация
В статье рассматривается политическая деятельность президента Алжира Абдель Азиза Бутефлика, находящегося на этом посту с 1999 г. За это время страна пережила серьезные политические трансформации, вышла из гражданской войны, восстановила позиции на международной арене, сделала рывок в экономической сфере. Этим успехам во многом способствовала личность президента страны - опытного политика и дипломата, сумевшего в сложный для страны период сплотить алжирское общество и предложить пути выхода из кризиса. Под руководством А. Бутефлики Алжир добился существенных успехов, прежде всего, в борьбе с терроризмом. В 2000-е гг. властям удалось резко снизить уровень насилия, практически подавить радикальное исламское движение и начать процесс восстановления гражданского согласия в обществе. Переизбрание Бутефлики на четвертый президентский срок подтвердило, что значительная часть алжирцев продолжает поддерживать политический курс президента и воспринимает его в качестве общенационального лидера. Проведение политических реформ в 2011 г., инициированных президентом, позволило Алжиру избежать новых революционных потрясений, охвативших другие арабские страны.