Том 16, № 1 (2016): "Мягкая сила" в международных отношениях. Образ России
- Год: 2016
- Статей: 17
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/642
Весь выпуск
Статьи
БРИКС: эволюция и конвергенция сил
Аннотация
Осуществление внешней политики государства посредством исключительно классической дипломатии на сегодняшний день представляется малоэффективным. Государства вынуждены использовать дополнительный набор инструментов, которые традиционно находились на пересечении «мягкой» и «жесткой» сил. На волне конвергенции данных концепций происходит зарождение таких стратегий, как «смарт-сила» и «гибридная сила», что системно анализируется в данной статье применительно к такому феномену, как объединение БРИКС.
Стратагема красотки: теории «мягкой силы» с китайской спецификой
Аннотация
На данный момент в мировой научной литературе существует не одно определение и не одно обозначение понятия «мягкая сила». В англоязычных трудах в основном принят термин «soft power», в русскоязычных исследованиях чаще встречается «мягкая сила», реже «мягкая власть», в китайской историографии также довольно разнообразная терминология: жуань шили, жуань лилян и жуань цюаньли (软实力, 软力量 и 软权力). Разнообразие терминов отражается и в разнообразии трактовок системы или механизма работы «мягкой силы», что позволяет сделать вывод, что на данный момент не сформировалось единой концепции и подхода к ее изучению. Предметом данного исследования служит «мягкая сила» в рамках концепций зарубежных и российских исследователей. Перед автором был поставлен ряд задач, среди которых: определить место политики «мягкой силы» во внешнеполитическом курсе КНР, проанализировать существующие интерпретации и концепции «мягкой силы с китайской спецификой», а также проследить развитие теорий «мягкой силы». В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что несмотря на различие в трактовках, есть и общие аспекты, в том числе: большинство исследователей полагают, что само понятие непосредственно связано с влиянием субъекта на объект, а также что среди основных инструментов «мягкой силы» зачастую выделяются гуманитарное сотрудничество, инвестиции, диалог на высшем уровне и др. Данное исследование позволяет не только сформировать представление о «мягкой силе» через призму различных научных изысканий, но и выявить ключевые элементы системы, а также альтернативные способы применения политики «мягкой силы» субъектом и варианты ее усиления.
Международные молодежные организации общеевропейского пространства: некоторые особенности участия в политике продвижения «мягкой силы»
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли института международных молодежных организаций общеевропейского пространства как компонента «мягкой силы». Приведены примеры продвижения политики «мягкой силы» в истории международного молодежного движения, с позиций концепции «мягкой силы» проанализирована деятельность Европейского молодежного форума, который активно выступает проводником западных ценностей. В рамках общеевропейской организованной молодежной среды многие акторы активно выходят за рамки традиционных форм деятельности, свойственных молодежным организациям (неформальное образование, молодежные обмены, лагеря, совместные социальные проекты и т.п.), включаясь в продвижение в межгосударственных отношениях и межправительственных организациях политических позиций.
Формирование и продвижение бренд-имиджа России
Аннотация
В условиях возрастающей конкуренции между странами борьба переместилась в бренд-имиджевое пространство. Международные рейтинги показывают, что Россия занимает в них достаточно низкие позиции. Этот факт свидетельствует о том, что проблема формирования имиджа России имеет первостепенное значение в контексте информационного давления со стороны ряда ведущих стран мира. Статья посвящена механизмам формирования и продвижения бренд-имиджа России. Автор дает ряд предложений по подготовке стратегии формирования и продвижения бренд-имиджа России и предлагает создать Институт по разработке имиджевой политики, в который могут войти представители государства, бизнес-элиты и общественных институтов.
Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в
Аннотация
В статье рассмотрены совместные российско-китайские проекты в области высшего образования в качестве инновационной формы сотрудничества двух государств в новом тысячелетии. Автор подчеркивает, что в основном данные проекты являются учебными, тогда как недостаточно развитыми остаются исследовательские, инновационные, инвестиционные и комбинированные образовательные проекты. Но, несмотря на это, наблюдается очевидный прогресс во взаимоотношениях двух государств в данной области. Вместе с тем автор отмечает возрастающую роль совместных проектов в области образования как важных и эффективных инструментов «мягкой силы». При этом, как показало исследование, российско-китайские образовательные проекты подразделяется не только на двусторонние, но и на многосторонние, что, в свою очередь, позволяет России популяризировать собственную культуру и образовательные услуги на разных геополитических пространствах, которыми выступают пространства ШОС и БРИКС. Соответственно, вслед за повышением привлекательности культуры и образовательных услуг будет формироваться положительный имидж российского государства на международной арене. В статье определены интересы, проблемы и перспективы участия России в реализации совместных с Китаем проектов в области высшего образования.
Международный и российский опыт формирования и продвижения инновационных кластеров
Аннотация
В статье анализируются ведущие международные практики формирования и продвижения инновационных кластеров. Исследуется текущий российский опыт построения стратегии продвижения существующих различных типов инновационных кластеров. В конце статьи представлены основные принципы реализации стратегии продвижения, направленной на повышение конкурентоспособности функционирования инновационного кластера в целом - это аспект открытости к интеграции новых потенциальных участников; механизм сетевого управления; следование единой стратегии развития кластера, основным акцентом которой является технологический рост; активное внешнее сотрудничество на межрегиональном и международном уровне.
Евразийский экономический союз во внешнеполитической стратегии России
Аннотация
В статье рассматривается роль и место ЕАЭС во внешнеполитической стратегии России. Авторы изучают особенности развития интеграции на пространстве СНГ, аргументируют ее особую значимость для России. В работе были выявлены экономические и политические интересы российского государства в ЕАЭС. Отмечается, что Россия стремится посредством углубления интеграционных процессов обеспечить себе и своим партнерам по интеграции возможность быть конкурентоспособными в современном турбулентном мире. Был проведен анализ значимости украинского фактора для развития интеграционных процессов в СНГ. Показано, что для успешного функционирования ЕАЭС, участие в нем Украины является необходимым условием с учетом потенциалов, которыми обладает украинское государство.
Географические и политические факторы транспортировки каспийской нефти и газа Азербайджана и Казахстана
Аннотация
В статье рассматриваются энергетические ресурсы в качестве инструментов внешней политики на примере Азербайджана и Казахстана. Данные страны являются одними из ключевых энергетических игроков в регионе. Автор статьи старается проанализировать и показать изнутри нефтяную политику Азербайджана и Казахстана в Каспийском регионе и связанные с ним проблемы. В статье показано, что Азербайджан и Казахстан сталкиваются с рядом ограничений на использование их энергетического потенциала, чтобы иметь независимую внешнюю политику. В статье описываются основные предположения теоретических подходов по нефтяной политике, с особым акцентом на Каспийский регион. В связи с этим в статье описываются различные пути внешней политики. В итоге показывается применение теоретических моделей для объяснения роли углеводородов в азербайджанской и казахской внешней политики.
Формирование новых глобальных «правил игры»: роль России
Аннотация
В настоящей статье представлен анализ актуальной геополитической ситуации в мире. Автор показывает, что рост международной напряженности, обусловленный исчезновением баланса сил в мировой политике и стратегией силового гегемонизма США, актуализирует необходимость активизации внешнеполитической позиции России, усиления ее роли в мире. Автор обосновывает ошибочность распространенных представлений о том, что статус державы на мировой арене определяется преимущественно экономическими параметрами. На фоне сокращения внешнеполитических возможностей США, создававших иллюзию «американской исключительности», наблюдается изменение текущих внешнеполитических конфигураций. В связи с этим большое значение приобретает российская военная операция в Сирии, убедительно продемонстрировавшая возвращение Россией статуса сверхдержавы в мировой политике и ликвидацию мнимой монополии НАТО на «высокоточную войну». При этом Россия демонстрирует принципиально иную внешнеполитическую модель, основанную на уважении международного права, принципов национального суверенитета и многостороннем сотрудничестве. Возвращение Россией статуса сверхдержавы, способной открыто противостоять США по принципиально важным вопросам, требует консолидации российского общества, формирования государственной идеологии и интенсификации усилий по формированию внешнеполитических альянсов и участию в интеграционных объединениях.
Деятельность специализированных организаций ООН и МОГО по вопросам борьбы с катастрофами в начале XXI в
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы, анализу структуры и основных направлений деятельности специализированных учреждений ООН, а также других международных организаций, таких как Международная организация гражданской обороны (МОГО) по борьбе с катастрофами и гражданской обороне/защите от катастроф в начале XXI в. Актуальность статьи состоит в том, что впервые в отечественной научной литературе достаточно подробно рассматривается многоуровневый характер взаимодействия этих органов, распределение между ними функций и обязанностей (ред.). Основной вывод статьи заключается в том, что в настоящее время успешно функционирует разветвленная система специализированных учреждений ООН и других международных организаций, которая с начала XXI в. уже неоднократно демонстрировала оперативный характер и эффективность оказания помощи пострадавшим странам и населению в борьбе с катастрофами, однако эта система нуждается в существенном улучшении своей эффективности и потенциала действий.
Армянские исследования в мозговых центрах Франции и процесс принятия решений
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной и малоисследованной теме изучения проблематики Армении в мозговых центрах Франции. В статье рассматривается взаимосвязь между интересами ведущих мозговых центров Франции к изучению «армянской проблематики» и процессом принятия политических решений, а также влияние на этот процесс со стороны армянской диаспоры, проживающей во Франции. Основная часть исследователей и экспертов, занимающихся армянской проблематикой в аналитических центрах Франции, имеет армянское происхождение, и в первую очередь они проявляют интерес к политическим вопросам страны своего происхождения. Мозговые центры пользуются различными методами доведения интеллектуального продукта до лиц, принимающих решение. В статье особое внимание уделено количественному анализу влияния исследователей и мозговых центров на политический процесс страны.
Развитие отношений между Новой Зеландией и Европейским Союзом на рубеже ХХ-ХХI вв
Аннотация
Распространение культурных норм и ценностей: агентное моделирование
Аннотация
В данной статье показано, каким образом агентное моделирование позволяет исследовать механизмы распространения культурных норм и ценностей как в рамках одной страны, так и в целом по миру. В последние годы данный тип имитационного моделирования получил особое распространение в анализе международных отношений, став более популярным, чем системная динамика и дискретно-событийное моделирование. Применение агентного моделирования в анализе международных отношений связано с агент-структурной проблемой в международных отношениях. Структура и агенты выступают как взаимообусловленные и динамически меняющиеся в процессе взаимодействия сущности. Моделирование взаимообусловленного агент-структурного взаимодействия возможно посредством теории сложных адаптивных систем с применением методов агентного моделирования. Одним из первых примеров применения агентного моделирования в политической науке является модель расовой сегрегации Т. Шеллинга. На основе данной модели автор показывает, как изменение поведенческих паттернов на микроуровне влияет на макроуровень. Изменение паттернов происходит вследствие динамики культурных норм и ценностей, задаваемых в т.ч. СМИ. Автор показывает основные направления современного применения агентного моделирования международных отношений, в т.ч. при анализе этнических конфликтов, формировании международных коалиций. Особое внимание уделяется подходу Р. Аксельрода, основанному на применение генетических алгоритмов при анализе механизмов распространения культурных норм и ценностей. Посредством агентного моделирования показывается, как создать такие условия, чтобы нормы, которые изначально может не разделять значительная часть населения, в конечном счете распространились повсеместно. Практическое применение данных алгоритмов показано автором статьи на примере ситуации на Украине 2015-2016 гг. В статье также раскрываются механизмы международного распространения культурных норм и ценностей. Указаны основные центры по применению агентного моделирования в международных отношениях. Приведен наиболее часто используемый софт. Показано, что значительная часть исследований по данной проблематике имеет большое прикладное значение.
Односторонний выход США из договора по ПРО 1972 г. и его глобальные последствия
Аннотация
Автор анализирует истоки и причины прекращения США действия советско-американского Договора по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО) 1972 г. На основе изученных в Архиве внешней политики Российской Федерации документов прослеживается эволюционный путь одностороннего выхода американской стороны от достигнутых договоренностей. В статье отмечается, что на протяжении трех десятилетий США проводили в отношении советско-американских договоренностей в области ограничения систем противоракетной обороны 1972 г. политику двойных стандартов. Декларируя на словах свою приверженность основополагающим принципам договора, на практике США все эти годы готовили почву для одностороннего выхода из договора. Особо подчеркивается, что денонсация Вашингтоном в 2001 г. договора по ПРО, являвшегося краеугольным камнем стратегической стабильности и безопасности в мире, стала отправной точкой для развертывания американской глобальной противоракетной системы.
Российско-французское соглашение о взаимном признании квалификаций - важный этап развития международного образовательного сотрудничества
Аннотация
В статье рассматриваются исторические предпосылки и организационно-правовые обстоятельства разработки и подписания российско-французского соглашения о взаимном признании образования и (или) квалификаций и ученых степеней. Показана принципиальная значимость закрепленного в межправительственном соглашении единого подхода при сопоставлении основных уровней образования двух стран и соответствующих квалификаций. Анализируются основные содержательные положения совместного документа, являющегося первым полномасштабным соглашением подобного рода, заключенным Российской Федерацией с одной из развитых стран.