Том 24, № 2 (2024): Разворот России на Восток
- Год: 2024
- Статей: 11
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1762
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-2
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Разворот на Восток как фактор укрепления влияния России в Азии
Аннотация
Объект исследования - восточный вектор современной внешней политики России, предмет исследования - ее основные направления, механизмы и инструменты. Авторы опираются на теорию неореализма, которая позволяет объяснить внешнюю политику государств стремлением обеспечить свои национальные интересы. Использованы принципы историзма, научной объективности и достоверности, что позволило изучить предпосылки российской политики разворота на Восток, установить причинно-следственные связи и выявить закономерности развития международных отношений России со странами Востока. Были применены системный подход, а также ряд общенаучных (анализ, синтез) и специально-исторических методов исследования: сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы. Выявлена роль главы МИД России Е.М. Примакова в возвращении России на Восток. Подчеркивается, что Е.М. Примаков не был сторонником разрыва отношений с европейскими странами и США, но стремился найти контрбаланс прозападному курсу внешней политики 1990-х гг. и наращивать отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Отмечены сложности, с которыми Россия сталкивается при реализации восточной политики, среди которых географическая удаленность от большинства стран АТР, холодный климат, малочисленность населения Дальнего Востока, неразвитость дальневосточной инфраструктуры, социокультурные различия России и стран АТР. Однако курс на укрепление российских позиций в АТР становится ключевым внешнеполитическим направлением, жизненно важным фактором в сохранении и укреплении России в статусе развитой индустриальной страны. Проанализированы мероприятия, реализованные руководством страны для включения российской экономики в интеграционные процессы в АТР, рассмотрена динамика торговых отношений России с основными партнерами в данном регионе. В заключение делается вывод, что политика поворота на Восток состоялась, так как очевидны ее успехи.
Приоритеты экономического сотрудничества России и Азербайджана в условиях глобальной турбулентности
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях санкционной политики Российская Федерация заинтересована выстраивать новую парадигму международных отношений, ориентированную на достижение экономических и политических преимуществ на основе сотрудничества с дружественными государствами. В качестве такого государства, безусловно, выступает Азербайджан, который благодаря своему географическому положению, политической стабильности и международной кооперации с российскими производителями сегодня способен стать стратегически важным партнером с учетом геополитических и геоэкономических реалий. Несмотря на наличие научных трудов по проблеме экономического сотрудничества России и Азербайджана, в настоящее время отсутствует комплексное исследование возможностей расширения экономического партнерства в условиях турбулентности глобальных процессов. Цель исследования - выявление приоритетов экономического сотрудничества России и Азербайджана в условиях глобальной трансформации современных международных отношений и поворота Российской Федерации на Восток. Для достижения поставленной цели использовались методы сравнения, системного анализа, синтеза, логического обобщения и экономического анализа. Изучена современная ситуация развития экономического сотрудничества Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией с учетом политических особенностей развития глобального сообщества, что делает данное исследование междисциплинарным. Новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены факторы, содействующие углублению экономического партнерства двух стран. Отмечено, что в современных условиях возрастает роль Азербайджана как стратегического партнера Российской Федерации. Глобальная турбулентность привела к повышению значимости Азербайджана как международного транспортно-логистического центра: только в 2023 г. объем перевозок из России через территорию республики вырос почти вдвое. Авторы приходят к выводу, что страны заинтересованы в расширении экономического сотрудничества и создают условия для развития международной кооперации. Прогнозируется более тесное сотрудничество Азербайджана с государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая процесс углубления интеграционного партнерства в рамках формирования единого экономического пространства. Кроме того, определены новые приоритеты международного экономического сотрудничества и стратегических направлений развития отношений Азербайджанской Республики и Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом турбулентности глобальных процессов.
Алжирско-российские отношения: стратегическое партнерство в эпоху геополитики
Аннотация
Раскрывается проблематика современных отношений Алжира и России. Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы отношения между двумя странами претерпели качественную трансформацию, поскольку связи в военной сфере расширились до экономических отношений и инвестиционного сотрудничества, что привело к новой динамике в двусторонних отношениях. В условиях растущей взаимозависимости обе страны также обращают внимание на политику крупных держав, особенно западных, и традиционное двустороннее стратегическое сотрудничество углубляется для решения новых геостратегических задач, что во многом будет определять их будущее направление. В этих условиях важно проанализировать формирующуюся геополитическую динамику и определить ее влияние на стратегические аспекты двусторонних отношений. Исследование призвано выделить ключевые события в этих отношениях и сделать упор на их развитие в эпоху геополитической напряженности. Методологически исследование базируется на политическом реализме. Основными источниками для анализа служат материалы аналитических центров, выступления официальных должностных лиц и др. Выявлены факторы, лежащие в основе современного сотрудничества между Алжиром и Россией, и проанализировано влияние геополитической динамики на это сотрудничество. Обе страны рассматривают друг друга как важных партнеров в деле обеспечения безопасности в отдельных регионах, например в Северной Африке и Сахеле, а также как партнеров в более амбициозных проектах политического и стратегического характера.
Газопровод «Центральная Азия - Центр»: вызовы и возможности современных энергетических отношений России и стран Центральной Азии
Аннотация
Aннотация. Недавно заключенный «газовый союз» России, Казахстана и Узбекистана переживает поворотный этап, символизируя серьезный сдвиг в энергетической динамике Центральной Азии. Целью трехстороннего альянса, инициированного президентом России В.В. Путиным, является транспортировка российского газа в Узбекистан через Казахстан. Событие знаменует собой исторический момент, поскольку российский газ впервые начал импортироваться в Центральную Азию. Однако «союз» воспринимается со стороны Узбекистана с пристальным вниманием и настороженностью. На фоне острых энергетических проблем в регионе союз нацелен на удовлетворение насущных потребностей стран Центральной Азии, но также оставляет множество долгосрочных геополитических и экономических проблем в отношениях стран-участниц. Цель исследования - всесторонний анализ роли и места системы газопроводов «Средняя Азия - Центр» в рамках формирующегося газового союза между Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Рассматривается исторический контекст создания данной газопроводной системы, стратегические цели стран - участниц союза, а также потенциальные последствия реализации этого союза для регионального и глобального энергетического ландшафта. Методология исследования включает в себя анализ существующей литературы, политических документов и отчетов по энергетике. Теоретический фундамент данного исследования основан на неолиберальной теории. Авторы приходят к выводу, что создание нового энергетического альянса является признаком начала нового этапа в процессе трансформации энергетического сотрудничества России и стран Центральной Азии.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Проблемы во взаимодействии между дипмиссиями УССР и РСФСР в Варшаве в процессе создания СССР
Аннотация
Рассматриваются наиболее острые проблемы и их решение во взаимоотношениях между дипломатами РСФСР и Украинской ССР (УССР) в Польше в период создания Советского Союза (1921-1923 гг.) Актуальность исследования обусловлена введением в научный оборот недавно рассекреченных архивных документов, а также ростом интереса к теме в связи со столетним юбилеем создания СССР. Цель состоит в выявлении ранее замалчиваемых фактов и проблем, сопровождавших работу внешнеполитических ведомств советских республик вплоть до жесткой централизации и регламентации их деятельности, пришедшихся на вторую половину 1923 г. До сих пор в российской историографии вопросы взаимодействия дипломатических ведомств советских республик остаются практически неизученными. При этом к теме проявляют несомненный интерес ограниченные материалами в основном локальных архивов исследователи в других постсоветских странах. Автор опирается на методы сравнительного исторического анализа, а также на ранее засекреченные документы Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), в частности, переписку полномочного представительства РСФСР с центральным аппаратом Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) РСФСР в Москве. Установлено, что во взаимоотношениях между действовавшими в Варшаве в 1921-1923 гг. дипломатическими миссиями РСФСР и УССР возникали постоянные недоразумения и конфликтные ситуации. К их разрешению приходилось постоянно привлекать вышестоящих должностных лиц в Москве и Харькове. При этом не всегда возникавшие разногласия и конфликты удавалось решать оперативно из-за отсутствия готовых решений в профильных ведомствах двух республик. Многие разногласия в действиях российских и украинских дипломатов отражали многочисленные внутрипартийные споры по самым разным вопросам субординации и государственного устройства, развернувшиеся среди победивших в России и на Украине большевиков. Возникавшие противоречия, особенно на первом этапе становления дипломатических миссий, пытался углубить и использовать в своих целях МИД Польши.
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Индонезийская повестка дня: фейковые новости о специальной военной операции РФ в социальных сетях Индонезии
Аннотация
Одним из ключевых событий, оказывающих влияние на международные отношения, является специальная военная операция (СВО) РФ на Украине. На момент написания этой статьи Россия и Украина находятся в состоянии конфликта. Россия объясняет свои действия соображениями обороны, выступая против вступления Украины в НАТО, что сделало бы границы России более уязвимыми. Противостояние между сторонами ведется во всех сферах, в том числе и в информационном пространстве. В данном случае это противостояние предполагает распространение фейковых новостей. Авторы анализируют динамику распространения фейковых новостей в Индонезии по вопросу российской военной операции на Украине. Для проведения качественного исследования авторы используют данные, взятые с информационной платформы TurnBackHoax.ID. Всего был отобран и успешно рассмотрен 71 образец фейковых новостей. Авторы пришли к следующим выводам. Во-первых, TikTok оказался одним из основных источников распространения фейковых новостей о конфликте России и Украины. Во-вторых, фейковые новости о СВО не так популярны в Индонезии, как распространяемая в свое время информация о COVID-19, причиной чего является географическое удаление страны от основного места событий. В-третьих, потребители новостей все еще находятся в ловушке субъективных предположений и не столь критичны при проверке информации. Полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований фейковых новостей, а также способов борьбы с ними с опорой на навыки критического мышления.
Трансграничное взаимодействие Афганистана и Шанхайской организации сотрудничества после вывода войск США из Афганистана
Аннотация
Проанализирована роль Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в укреплении региональной стабильности после вывода войск США из Афганистана. Нестабильность в Афганистане становится серьезной проблемой регионального масштаба, которая требует от ШОС поиска приемлемого решения. Рассматривается вопрос о том, как страны - члены ШОС справляются с углубляющимся кризисом в Афганистане. Роль ШОС в достижении консенсуса между государствами-членами в долгосрочной перспективе раскрывается с опорой на концептуальные рамки, состоящие из двух теорий международных отношений - теории комплекса региональной безопасности и теории функционального сотрудничества, которые обеспечивают понимание того, что интересы государств, принадлежащих к единому географическому региону, схожи, и их взаимное сотрудничество оказывается более прочным, чем у государств, находящихся за его пределами. Рассматривается роль ШОС в поддержании региональной безопасности и прослеживаются ее усилия по обеспечению стабильности. Для изучения сложных проблем внутри ШОС при формировании отношений с зарождающимся правительством «Талибана» (запрещен в РФ) в Афганистане были собраны и проанализированы фактические данные, полученные из официальных документов и заявлений, опубликованных на правительственных веб-сайтах, материалы научных публикаций, статей в СМИ, изданных в разных странах. Установлено, что ухудшение ситуации в сфере безопасности в Афганистане представляет общую угрозу для всех стран - членов ШОС, поэтому необходим консенсус для продвижения практических мер, включая содействие развитию Афганистана. Таким образом, ШОС сосредотачивается на устранении непосредственных и ощутимых последствий захвата власти талибами после вывода войск США из Афганистана, с одной стороны, а с другой - на поддержке региональных государств в налаживании функционального сотрудничества для восстановления Афганистана.
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
Институциональное становление и эволюция деятельности ШОС: опыт ретроспективного анализа
Аннотация
Рассматривается институциональное развитие и эволюция Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с 2001 г. по настоящее время. Авторы выделяют и характеризуют этапы и вехи развития организации, а также изучают нормативную базу и организационную структуру ШОС. Показано, что современная организационная структура ШОС, сформировавшаяся в процессе длительной и противоречивой эволюции, включает ряд подсистем, которые наряду с основополагающими принципами деятельности обеспечивают жизнеспособность и развитие ШОС в будущем. Ненаправленный тематический контент-анализ 120 официальных документов ШОС позволил выявить основные направления деятельности ШОС, характер эволюции организации и в конечном итоге этапы ее институционального развития. Первый этап (2001-2004 гг.) связан с институциональным становлением организации, второй (2004-2008 гг.) - характеризуется интенсивным продвижением и минимальной сложностью торгово-экономических, гуманитарных и культурных инициатив. Третий этап (2008-2014 гг.) демонстрирует некоторое ослабление импульса развития ШОС, тогда как четвертый этап (с 2015 г.) обусловлен стремлением вывести ШОС на качественно новый уровень с ростом эффективности сотрудничества во всех сферах. Количественный контент-анализ частоты и динамики употребления репрезентативных ключевых слов одного из видов официальных документов ШОС - деклараций, принятых по итогам саммитов глав государств - членов организации, позволил обосновать тезис о постепенном усложнении, детализации и специализации направлений деятельности ШОС, выявить и охарактеризовать динамику ее приоритетов. В целом контент-анализ показывает, что ШОС в своем развитии прошла несколько этапов, отличающихся качественной спецификой, сохраняя при этом четкий приоритет вопросов безопасности, отражающий значимость традиционных и новых угроз. Сделан вывод о функционировании на платформе ШОС многоуровневого взаимодействия по обеспечению региональной безопасности и сотрудничества при одновременном развитии как многосторонних, в том числе с внешними акторами, так и двусторонних его форматов, что свидетельствует о формировании новой модели регионализма в условиях становления многополярного мира.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Влияние прямых южнокорейских инвестиций на Дальнем Востоке России на улучшение двусторонней экспортно-импортной деятельности
Аннотация
Республика Корея благодаря своей географической близости к российскому Дальнему Востоку является близким и важнейшим экономическим партнером региона наряду с другими странами Восточной Азии. Рост санкционного давления со стороны стран Запада и активизация политики «поворота на Восток» Российской Федерации создали предпосылки для развития сотрудничества с восточными странами, что повышает роль дальневосточных регионов России. Кроме того, санкции стран Запада вернули в повестку дня тему импортозамещения в российской экономике. В этом ключе актуализируется тема взаимосвязи (взаимодополняющей или замещающей) между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) и торговлей. Данный вопрос является дискуссионным и давно анализируется в академических кругах. Исследование посвящено выявлению влияния южнокорейских ПИИ на Дальнем Востоке России на их двусторонний экспорт и импорт за период со второго квартала 2017 г. по третий квартал 2021 г. Применение метода наименьших квадратов (МНК) и робастного регрессионного анализа позволило доказать, что южнокорейские ПИИ на российском Дальнем Востоке способствуют росту импорта Дальнего Востока из Южной Кореи, в то время как они не показывают статистической значимости для экспорта в Южную Корею. Для содействия экономическому росту дальневосточных регионов и создания взаимовыгодных эффектов необходимо реформировать методы инвестирования южнокорейских компаний на Дальнем Востоке с целью локализации их производственного процесса.
МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Ректор В.Ф. Станис: по пути преемственности и совершенствования Университета дружбы народов
Аннотация
Исследование посвящено деятельности второго ректора Университета дружбы народов (УДН) имени Патриса Лумумбы Владимира Францевича Станиса, харизматичного лидера, пользовавшегося огромным авторитетом среди коллег и внесшего огромный вклад в развитие этого уникального университета. Обозначены основные этапы биографии В.Ф. Станиса, его сложный жизненный путь от участия в Великой Отечественной войне до работы на ответственных государственных постах, в результате чего он приобрел огромный опыт организационно-управленческой работы. Особое внимание авторы уделяют разносторонней деятельности В.Ф. Станиса на посту ректора Университета дружбы народов в течение более 20 лет, с 1970 до 1993 г., подчеркивая, что именно в этот период полностью раскрылся научно-педагогический потенциал Владимира Францевича и его талант руководителя. Подчеркивается, что благодаря умелой работе с кадрами В.Ф. Станису удалось обеспечить формирование в УДН сильных научных и методических школ в рамках различных направлений. При этом особую известность в СССР и за рубежом получили не только научные школы естественных и гуманитарных наук, но и самобытные методики преподавания русского языка как иностранного, иностранных языков, в том числе восточных, разработанные профессорско-преподавательским составом Университета. Вместе с тем ректор активно развивал другие направления деятельности Университета: международные связи, внеаудиторную работу, что требовало глубокого знания истории зарубежных стран и тонкого понимания текущей политической обстановки в них. Авторы показывают, как благодаря огромной самоотдаче и бережному отношению к кадровому и студенческому составу В.Ф. Станису удалось сформировать многотысячный интернациональный коллектив УДН.
Выявление изменений в постконфликтных сценариях и путях реабилитации: восприятие японскими студентами России и источников информации о ней в 2021-2022 гг
Аннотация
В последнее время сфера межгосударственных отношений переживает кризисные явления, что во многом создает эффект напряженности в общении и достижении понимания на уровне обществ. В такой непростой ситуации молодые люди являются не только объектами воздействия со стороны общества, но в то же время выступают в роли целеполагающих акторов, способных к познанию и действию, основанному на своих знаниях о международной обстановке. В статье основное внимание уделяется тому, как японская молодежь воспринимает страну, ближайшего соседа Японии, Россию, и анализируется изменение взглядов молодых людей на образ соседнего государства и ее граждан в 2021-2022 гг. Чтобы изучить произошедшие изменения в восприятии страны-соседа, в рамках исследовательского проекта «Представления студентов о странах-соседях: Россия и Япония» посредством онлайн-анкетирования были опрошены студенты четырех японских университетов. Для этого исследования автором были выбраны студенты университетов, так как предполагалось, что они, возможно, станут частью политической элиты страны. Тенденция к социальной и политической пропаганде среди молодежи также была фактором, который способствовал выбору студентов университетов в качестве подходящей для этого исследования референтной группы. Кроме того, опрос среди студентов университетов обеспечивает более высокий уровень однородности респондентов, повышая внутреннюю достоверность результатов. Анализируются результаты проведенных исследований с целью выявления факторов, определяющих общественное восприятие России молодыми японцами. Сравнение результатов опросов 2021 и 2022 гг. показало, что в восприятии России японской молодежью произошли некоторые показательные изменения, связанные главным образом со смещением восприятия со сферы культуры в сторону сферы безопасности. Приведенные цитаты студентов позволяют конкретизировать полученные результаты. Исследование также подтверждает, что у японской молодежи могут сосуществовать негативные и позитивные когнитивные мнения о стране-соседе.