Том 19, № 3 (2019): Международное энергетическое сотрудничество
- Год: 2019
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1275
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-3
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Международное измерение современной энергетической политики США: вызовы России и миру
Аннотация
За последние полтора десятилетия в американской энергетике произошли глубокие изменения. Совершив так называемую «сланцевую революцию», а также добившись впечатляющих результатов в сфере энергоэффективности и внедрения возобновляемых источников энергии, Соединенные Штаты Америки не только радикально снизили свою зависимость от импортных углеводородов, но и стали наращивать их экспорт. Учитывая экономический вес США, такие изменения заметно трансформировали глобальный энергетический рынок, потребовав от ведущих нефтегазовых экспортеров (включая Россию) нестандартных шагов (к примеру, сделка «ОПЕК+»). Они также создали серьезные предпосылки для пересмотра Вашингтоном своей традиционной энергетической политики на международной арене. Автор приходит к выводу, что США пока не вышли из той парадигмы нетто-импортера нефти, которая сформировалась после первого мирового нефтяного кризиса 1973-1974 гг. Это означает, что они все еще сохраняют приверженность традиционным принципам своей внешней энергетической политики: диверсификация источников нефтегазового импорта; продвижение свободной торговли в мировой энергетике; особые отношения с нефтеэкспортерами Персидского залива и стратегический статус Ближнего Востока; ставка на поставщиков энергоносителей из Западного полушария и т. д. Однако, кардинально сократив импорт углеводородов и получив возможность их экспортировать, США не могли не привнести что-то новое в свою энергетическую политику. Продолжая ставить во главу угла безопасность энергоснабжения страны, Вашингтон при Б. Обаме заговорил об энергетической независимости, а при Д. Трампе - о глобальном энергетическом доминировании США. В последнем случае речь идет об агрессивном продвижении интересов американских энергетических экспортеров, а также намерении Вашингтона превратить США в технологического лидера и ключевого «регулятора» глобальной энергетики. Более того, США стали более свободными в вопросе санкционного и иного давления на крупных нефтегазовых экспортеров, руководствуясь своими геополитическими и экономическими интересами. В силу роста нефтегазоэкспортного потенциала США, противостояние Москвы и Вашингтона в энергетической сфере, начавшееся еще в годы холодной войны, отныне приобрело дополнительное экономическое измерение. Ранее США уже пытались сдерживать развитие советского, а впоследствии российского топливно-энергетического комплекса, но действовали они сугубо в логике политического соперничества, а не экономической конкуренции. В этой связи можно допускать, что в обозримой перспективе США вряд ли откажутся от попыток дискредитировать Россию, представляя ее как ненадежного, политически мотивированного поставщика энергоносителей в Европу и другие регионы мира.
Влияние энергетического фактора на систему международных отношений в Латинской Америке в XXI веке
Аннотация
Взаимосвязи между торговлей нефтью и политическими режимами, изменением климата и проблемами управления природными ресурсами, технологиями добычи полезных ископаемых и борьбой с коррупцией и др. составляют феномен многокомпонентной энергетической политики, изучение которой находится на стыке естественных и социальных наук. Латиноамериканский регион обладает большими запасами углеводородов, огромным гидроэнергетическим потенциалом, а также значительными возможностями для выработки энергии ветра и Солнца. Исторически Латинская Америка занимает небольшую долю в мировом производстве энергии - около 5 %, где Венесуэла, Мексика и Бразилия долгое время являлись единственными игроками глобального уровня. Тем не менее, в XXI в. такие факторы, как открытие месторождений подсолевой нефти в Бразилии, многообещающие прогнозы разработки альтернативных источников газа в Аргентине и открытие нефтяной отрасли в Мексике для иностранных компаний после более чем 70 лет монополии государственной компании Pemex придали дополнительный импульс развитию нефтегазовой отрасли региона. Тесная взаимосвязь энергетической отрасли и политического контекста ряда латиноамериканских стран делает энергетический рынок региона менее предсказуемым, так как происходящие изменения не могут быть спрогнозированы с помощью стандартных инструментов анализа отрасли. В данной статье проанализированы наиболее характерные эпизоды вмешательства политики - внешней или внутренней - в энергетическую отрасль в XXI в., а также влияние, которое оказали на региональную политику события и решения в отрасли. Авторы оценивают характерные примеры взаимосвязи этих сфер, от сырьевой дипломатии Венесуэлы до решительных действий А.М. Лопеса Обрадора в мексиканской энергетике в первые месяцы его президентства, и проводят параллели между цепочками событий в политике и энергетике. Как показывают приведенные в статье кейсы Бразилии, Мексики, Боливии и Венесуэлы, цена ошибки становится чрезвычайно высокой, когда ее последствия способны дестабилизировать оба сектора ввиду их тесного переплетения.
Строительство АЭС в странах Ближнего Востока при участии российских компаний в контексте повышения энергобезопасности региона
Аннотация
Настоящая статья рассматривает текущее состояние атомной энергетики в государствах Ближнего Востока. Строительство АЭС тесно связано с вопросами обеспечения энергетической безопасности в регионе. Проанализированы необходимость и предпосылки диверсификации энергетического баланса в странах региона, а также потребность в надежном источнике электроэнергии, который позволит полностью решить проблему растущего спроса. Авторы анализируют роль Российской Федерации в вопросах развития атомной энергетики в странах Ближнего Востока и оценивают перспективы на рынке оказания услуг в данном секторе, рассматривают сотрудничество в атомной сфере со всеми государствами региона, преимущества и перспективы возможного участия России в реализации проектов строительства АЭС в странах Ближнего Востока. Самым перспективным направлением развития атомной энергетики на сегодняшний день является использование технологии на быстрых нейтронах и замкнутого цикла, позволяющего осуществлять переработку отработанного ядерного топлива. Обладание такими технологиями имеет существенный потенциал для экспорта и международного сотрудничества и является значительным технологическим преимуществом России. ГК «Росатом» обладает конкурентными преимуществами на рынке атомных технологий, в том числе на Ближнем Востоке, поскольку обладает компетенциями сразу во всех звеньях производственно-технологической цепочки атомной энергетики. Российская Федерация участвует во многих проектах, связанных со строительством АЭС и сопутствующей инфраструктуры, и играет значительную роль в развитии атомной энергетики в странах Ближнего Востока. Москва взаимодействует со всеми странами региона, перспективными для сотрудничества в данном направлении, имея межправительственные соглашения, которыми в том числе предусматривается строительство АЭС с такими государствами, как Египет, Иордания, Иран, ОАЭ, Турция, Саудовская Аравия, и меморандумы о сотрудничестве с Бахрейном, Катаром, Кувейтом, Оманом.
Участие России в международном сотрудничестве в сфере сокращения выбросов парниковых газов энергетическими компаниями
Аннотация
В статье анализируется участие России в международном сотрудничестве по предотвращению изменений климата. Глобальные климатические изменения с точки зрения их влияния на мировую экономику представлены в виде катализатора разнонаправленных сдвигов во многих отраслях хозяйственной деятельности. В качестве важных шагов в решении вопросов, связанных с изменением климата, рассматривается принятие таких международных документов, как Рамочная конвенция об изменении климата (1992), Киотский протокол (1997), Парижское соглашение (2015), Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (2015). Исследуя положения Климатической доктрины Российской Федерации до 2020 г. (2009), авторы называют основными факторами, влияющими на российскую климатическую политику, стремление к международной политической и хозяйственной интеграции и экономическую заинтересованность в модернизации. Одним из механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов и учет данных мер при разработке долгосрочных стратегий социально-экономического развития. Авторы отмечают, что следует создавать также региональные стратегии по борьбе с изменением климата с корректировкой и адаптацией под определенный регион или субъект Федерации. В ходе представления результатов исследования раскрыто понятие «потенциал глобального потепления» и роль управления данным потенциалом в достижении целей устойчивого развития. Авторы приводят аргументы в пользу того, что существенный вклад в увеличение выбросов парниковых газов вносит производственная деятельность энергетического сектора. На основе данных по наиболее крупным международным компаниям (Chevron, ExxonMobil, ConocoPhillips, BP, PetroChina, Shell, Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть) определены направления снижения их негативного воздействия на окружающую среду, в том числе проведена классификация инструментов сокращения выбросов парниковых газов. Исследование международной практики позволило выявить наиболее перспективные в современных условиях инструменты сокращения выбросов парниковых газов российскими нефтегазовыми компаниями.
Великодержавная конкуренция в Арктике: геополитическое соперничество в новом политическом пространстве
Аннотация
За последние несколько десятилетий в Северном Ледовитом океане произошло быстрое сокращение как протяженности, так и количества морского льда. Эти события, вызванные глобальным ростом температуры, открыли новые морские судоходные пути и сделали возможной добычу природных ископаемых из месторождений, ранее недоступных. Такие изменения повлекли за собой рост активности государств как относящихся к Арктическому региону, так и находящихся вне его, что привело к постепенному нарастанию соперничества между ключевыми державами за освоение ресурсов в Арктике и за контроль над судоходными путями. Автор показывает, что в Арктике, в отличие от других регионов мира, сложилась уникальная обстановка, которая обусловлена взаимозависимостью всех акторов, что связано с особой экологической ситуацией в регионе и общностью как экономических, так и общественных интересов. Автор анализирует, каким образом взаимодействие между великими державами сказывается на Арктическом регионе. На примере российско-американских отношений, которые являются ключевыми в рамках Арктики, автор показывает, что, несмотря на растущее соперничество между двумя государствами, имеющаяся в регионе институциональная база сотрудничества оказывает смягчающее влияние. На этом фоне растет и интерес другой великой державы к этому региону - КНР. В отличие от РФ и США, Китай придерживается неконфронтационного пути в своей деятельности в Арктическом регионе, выступая за сохранение мира и стабильности в нем, что связано с природно-ресурсным потенциалом Арктики и возможностями использования Северного морского пути. В результате соперничество государств в северных широтах можно назвать подобием холодной войны в региональном масштабе.
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
Многополярный миропорядок: старые мифы и новые реалии
Аннотация
За последние годы концепт многополярности прошел долгий путь от его категорического отрицания западными политиками и исследователями до необходимости учета реалий многополярного мира даже ближайшими союзниками США. Статья посвящена анализу официального дискурса, нормативных и позитивных концепций исследования полярности в международно-политической науке, в том числе в контексте системного моделирования международных отношений, эмпирической оценки нынешнего соотношения сил в мире, а также прогнозированию дальнейшего развития ситуации. Проведен анализ политического дискурса по проблематике многополярности за последние 25 лет и выделены наиболее знаковые политические фигуры - сторонники многополярности (в странах БРИКС и ЕС) и приверженцы однополярного мира (страны НАТО), показана эволюция данного дискурса. Исследованы основные теории (преимущественно нормативного характера), которые концептуализируют как однополярный дискурс (теория гегемонистской стабильности), так и многополярный (теория многополярного мира). Показана интеллектуальная сегрегация между двумя основными подходами в исследовании системы международных отношений - абстрактными вербальными моделями систем и эмпирическими системными исследованиями с применением количественных методов. Особое внимание в работе уделено выявлению реального соотношения сил на международной арене. Рассмотрены основные подходы к оценке совокупного потенциала и связанные с этим методологические вызовы. На основе Сводного индекса национального потенциала (CINC) проанализирована динамика доли США, РФ (СССР) и КНР от мировой мощи. Анализ материального потенциала дополнен многофакторным (более 30 параметров) комплексным исследованием как «жесткой», так и «мягкой» силы трех стран. По итогам исследования уточнены основные теоретические подходы к концепту многополярности. Проведенный эмпирический анализ выявил формирование «новой биполярности» (США и КНР) при сохранении лидирующей роли РФ в сфере международной политики и безопасности. Прогнозируется, что КНР постепенно «примеряет» на себя роль нового гегемона и уже менее заинтересована в кардинальном пересмотре сложившегося миропорядка. Показана стратегическая адаптация ближайших союзников США к реалиям многополярного мира.
Китай в урегулировании конфликтов: от невмешательства во внутренние дела к «конструктивному» вовлечению
Аннотация
Необходимость защиты граждан и инвестиций за рубежом оказывает значимое воздействие на традиционную внешнеполитическую стратегию Китая, включая следование в русле политики невмешательства. Внутренняя нестабильность в большинстве стран, участвующих в проекте «Один пояс, Один путь», влияет на формирование новых условий в сфере безопасности, ориентируя Китай на проявление большей гибкости в миссиях по политическому урегулированию внутригосударственных конфликтов, от участия в которых Китай воздерживался еще в недавнем прошлом. Исходя из формулы «политика - это большая экономика», Китай переосмысливает свои интересы в области безопасности, в том числе на концептуальном уровне с точки зрения осторожного перехода от невмешательства к более активному «конструктивному» взаимодействию. Становлению данного концепта способствует множество факторов - академический интерес, политическая поддержка, геополитическая конкуренция, растущий потенциал и новые угрозы безопасности. В статье изучается стратегия Китая по защите национальных интересов за рубежом, включая операции по спасению граждан и поддержанию мира, посредничество, использование специальных посланников и т.д. Особое внимание уделяется анализу проактивной миротворческой политики Китая и его новой роли в сфере обеспечения безопасности. Очевидно, что Китай будет продолжать наращивать свои зарубежные миссии, включая оказание гуманитарной помощи, содействие в случае стихийных бедствий, проведение операций по эвакуации, защите морских путей, стабилизации внутренней обстановки, а также миротворческие и контртеррористические миссии. Однако вряд ли можно ожидать, что Китай откроет новые военные базы (единственная база сегодня располагается в Джибути). Вместе с тем нарастающее геополитическое соперничество с США может подтолкнуть Китай к превращению нескольких глубоководных портов в военноморские базы. Степень вовлеченности Китая в обеспечение безопасности на глобальном уровне будет зависеть от уровня ответственности Пекина, на фоне более настойчивого давления международного сообщества по принятию больших обязательств в этой области. По всей видимости, реагирование на зарубежные кризисы безопасности, в том числе с помощью военного компонента, будет зависеть от конкретного случая, определяться политическими мотивами и проводиться в виде небольших и малоинтенсивных операций.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Оценка препятствий региональной интеграции на Африканском Роге: пример ИГАД
Аннотация
ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
Отношения Белоруссии с Азербайджаном (2005-2018 гг.): между экономикой и поиском политической опоры
Аннотация
Белорусско-азербайджанские отношения развивались постепенно. Республики серьезно не интересовались друг другом. Дипломатические отношения были установлены не сразу. Такое положение дел во многом определило отсутствие исследовательского интереса к белорусско-азербайджанским отношениям. Тем не менее, взаимодействие Белоруссии и Азербайджана время от времени серьезно влияет на экономическое противостояние Белоруссии и России. Данный фактор в том числе определяет актуальность темы. Исследование призвано выявить реальное состояние сотрудничества, перспективы его развития и проблемы, с которыми Белоруссия и Азербайджан могут столкнуться, развивая взаимоотношения между собой. Целью данной работы является определение значимости различных направлений белорусско-азербайджанского сотрудничества, а также их оценка для достижения результатов в решении конкретных задач, стоящих перед белорусской и азербайджанской властями. Достижение поставленных целей возможно через использование методов анализа и синтеза. Изучение конкретных направлений двустороннего сотрудничества - энергетического, военного, экономического, политического и других - позволяет понять важность каждого из них в отдельности. А рассмотрение проблемы в комплексе на основе проанализированного материала позволит выявить причины тех или иных политических решений и действий. В части выводов можно резюмировать, что в основе интереса к сотрудничеству с Белоруссией у Азербайджана лежит экономическая и военная составляющая. Так, Белоруссия помогла Азербайджану наладить лицензионную сборку гражданской техники, а также поставляет военную технику, в том числе и самую современную, которой республика обладает. Интерес Белоруссии к Азербайджану обусловлен, в первую очередь, энергетической и идеологической составляющими сотрудничества, которые жестко взаимосвязаны. С помощью азербайджанских энергоносителей Минск пытался показать Москве, что способен найти замену российской нефти. Кроме того, Белоруссия смогла получить у Азербайджана кредит для погашения долга перед Россией. Это дало повод белорусскому президенту ставить отношения с Азербайджаном выше, чем с более близкими союзниками по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что вызвало недоверие к Белоруссии со стороны некоторых членов Организации.
Экономическая политика Индонезии и перспективы российско-индонезийского торгово-экономического сотрудничества
Аннотация
Статья посвящена современной экономической ситуации в Индонезии и перспективам российско-индонезийского экономического сотрудничества. Автор рассматривает экономическое развитие Индонезии с 1998 г. - после азиатского экономического кризиса, внутриэкономическую повестку и политику нынешнего президента страны Д. Видодо, а также историю и потенциал дальнейшего развития торгово-экономических отношений между Россией и Индонезией. Актуальность выбранной темы определяется все более возрастающей ролью Индонезии в международной политике в XXI в. Это четвертая по численности населения страна после Китая, Индии и Соединенных Штатов. Ее экономика занимает 16-е место в мире и первое - в АСЕАН. Индонезия - член большой двадцатки. Эксперты прогнозируют, что к 2030 г. Индонезия войдет в пятерку самых крупных экономик мира. Для России развитие отношений с быстроразвивающимися странами Азии является важной составляющей ее внешней политики по диверсификации торговых партнеров и выходу на перспективные рынки развивающихся стран. Основной целью статьи является исследование актуальных проблем, с которыми столкнулось правительство Индонезии при реализации новой экономической политики, для выявления перспективных направлений сотрудничества России с Индонезией в условиях экономических санкций со стороны Запада в отношении России и активизации российской внешней политики на Востоке. В статье выявляются потенциал этих отношений и выгоды для российской и индонезийской экономики. В процессе исследования автор использовал исторический метод, который позволил проанализировать развитие и состояние современной экономической ситуации в Индонезии и установить перспективы российско-индонезийских отношений. При рассмотрении внутриэкономической ситуации в Индонезии был применен метод сравнительного анализа, позволивший сформулировать выводы о достижениях экономической политики правительства Индонезии. Автор выявляет перспективные направления дальнейшего развития российско-индонезийских торгово-экономических отношений с учетом нужд современной индонезийской экономической повестки дня.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ
Политико-психологический профиль Дональда Трампа
Аннотация
В статье представлено краткое изложение результатов исследования, проведенного в области политической психологии в соответствии с традициями, сложившимися на кафедре социологии и психологии политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В задачи исследования, посвященного политико-психологическому анализу личностных особенностей политиков популистского типа, в том числе входило психологическое диагностирование и оценка личности 45-го президента США Дональда Трампа. В работе использовался ряд общенаучных принципов, среди которых особо выделим принцип комплексности, системности, субъектности, интегративности, рефлексивности и оптимальности. В ходе выявления базовых психологических характеристик и анализа наиболее выраженных черт личности Д. Трампа применялась методология, объединяющая исследовательские возможности таких дисциплин, как политология, психология и социология. Само исследование осуществлялось посредством использования дистантных методов сбора и обработки данных, что связано с недосягаемостью изучаемого политика. В процессе выбора предпочтение было отдано методу биографирования, контент-анализу и методу невключенного наблюдения. В результате проведенных научных изысканий был составлен политико-психологический профиль личности американского лидера. Так, согласно типологии, предложенной Р. Зиллером, Д. Трамп относится к категории «аполитичный политик», вследствие чего можно говорить о его завышенной самооценке, нонконформизме, отсутствии зависимости от мнения окружающих людей. Кроме того, Д. Трамп является экстравертом с высоким уровнем доминирования, что следует из классификации стилей межличностных отношений Л. Этериджа. Политическое поведение главы США соответствует типу «агитатор» в соответствии с типологией Г. Лассуэла.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Энергетическая дипломатия в современном мире: меньше экономики, больше геополитики. Интервью со Станиславом Захаровичем Жизниным, российским дипломатом, доктором экономических наук, профессором МГИМО, президентом Центра энергетической дипломатии и геополитики
Аннотация
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Создание экспериментального термоядерного реактора ИТЭР как пример международного научно-технического сотрудничества в сфере энергетики
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы реализации крупнейшего международного научно-технического проекта («мегасайенс») по освоению управляемого термоядерного синтеза ИТЭР. В условиях истощения запасов ископаемого топлива повышается роль новых источников энергии, в том числе пока не освоенных. Ввиду чрезвычайно высоких затрат и амбициозных научных целей, стоящих перед проектом, его практическая реализация и финансирование возможны благодаря тесному международному научно-техническому сотрудничеству в сфере энергетики. Отмечается роль международной группы из 7 участников (России, ЕС, Японии, КНР, Индии, Республики Корея и США) в создании лабораторных установок термоядерного синтеза. Признанием успехов России является выбор конструкции типа «Токамак» для международного реактора ИТЭР, строящегося во Франции. Раскрыты основные параметры международного партнерства, конкретизация которых осуществляется на регулярной основе в ходе координационных совещаний с участием представителей национальных агентств ИТЭР. Приведены параметры взаимодействия с научными учреждениями стран, которые не входят в консорциум. Показана эволюция проекта с момента его запуска в 1985 г. как совместной советско-американской инициативы. Рассмотрены четыре варианта первоначального размещения реактора: в Испании, Франции, Канаде и Японии. Раскрыты особенности организационно-правового регулирования международного консорциума по управлению ИТЭР, в том числе учреждение Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР в 2006 г. Обсуждается роль натурального взноса стран в международных проектах в обмене уникальными технологиями мирового уровня. Перечислены основные цели, которые ставят перед собой страны - участницы проекта, и временные горизонты их практического достижения. Приведены параметры участия России в проекте, оценены перспективы дальнейшего сотрудничества в данной области. Особое внимание уделяется особенностям политического взаимодействия стран-участниц, а также промежуточным результатам, уже достигнутым при реализации проекта ИТЭР.
Оценка привлекательности американского рынка труда для высококвалифицированных специалистов в области медицины
Аннотация
В статье идет речь об особенностях миграции высококвалифицированных специалистов на примере медицинских работников в США. В качестве теоретической базы выступает теория Курта Левина и более поздние ее модификации, которые объясняют привлекательность тех или иных рынков труда для работников. Исследование ставит своей задачей рассмотрение отдельной сферы и причин ее привлекательности для иностранной рабочей силы, а также оценку перспектив притока или оттока человеческого капитала в отрасль медицины. Американский кейс вызывает исследовательский интерес ввиду особенностей образовательных программ для медицинских работников в стране, что связано с фактором длительности и необходимостью подтверждения квалификации путем прохождения квалификационных экзаменов. Американский рынок труда в сфере медицины (наряду с немецким, швейцарским и израильским) является одним из наиболее привлекательных в мире, поэтому одна из задач проведенного исследования заключалась в анализе причин данного феномена. Как свидетельствуют данные, ключевыми факторами здесь являются уровень жизни в стране и уровень заработной платы. Также вызывает интерес национальная система отбора медицинских кадров на вакантные должности по всей стране, предусмотрен одновременно и элемент квотирования (выделения определенного числа мест для зарубежной рабочей силы), и элемент состязательности (The National Resident Matching Program). Подобная комбинированная система позволяет государству сохранять баланс в распределении мест среди граждан США и граждан других государств и одновременно на состязательных началах привлекать в медицину лучших специалистов. Исследование также выявило закономерность в доле популярности тех или иных медицинских специальностей среди миграционного и немиграционного населения, что позволяет строить выводы о возможности дальнейшего большего либо меньшего притока иностранцев на позиции узконаправленных врачей. В целом, можно резюмировать, что анализ иностранной рабочей силы на примере США, а также государственных мер в области стимулирования или ограничения доступа нерезидентов в данную сферу является значимым в качестве возможного примера стратегии для других стран, в том числе Российской Федерации.
Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН)
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена ролью студенческой мобильности как одной из форм интернационализации высшего образования в России. В последнее время высшее образование становится все более массовым, что напрямую связано с развитием и распространением экспорта образовательных услуг и трансформацией мирового рынка образовательных услуг, где усиление таких факторов конкурентоспособности образования, как его «массовизация» и особая роль в РФ, играет немаловажную роль и становится актуальным предметом для исследований в области международного образовательного сотрудничества. В статье сделан акцент на академическую мобильность в сфере высшего образования на основе опыта Российского университета дружбы народов (РУДН). Цель исследования заключается в выявлении обеспечения эффективного участия России в глобальном процессе образования на примере международной академической мобильности студентов посредством сравнительного анализа трудов российских и зарубежных исследователей. Задачами исследования являются изучение передового опыта и внедрения наилучших разработок в российскую практику, а также анализ формирования инфраструктуры и институциональных условий мобильности студентов, исследователей на всех уровнях. Академическая мобильность представляет собой часть интеграционных процессов в сфере образования и отвечает за перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания. В статье представлен опыт реализации академической мобильности на примере РУДН на основе сравнительного анализа статистических данных. Организация и реализация академической мобильности, по сути, и выполняет функции одного из инструментов механизма интернационализации высшего образования. Обсуждается проблема конкурентоспособности российского высшего образования в контексте интернационализации.