Том 19, № 3 (2019): Международное энергетическое сотрудничество

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Международное измерение современной энергетической политики США: вызовы России и миру

Боровский Ю.В.

Аннотация

За последние полтора десятилетия в американской энергетике произошли глубокие изменения. Совершив так называемую «сланцевую революцию», а также добившись впечатляющих результатов в сфере энергоэффективности и внедрения возобновляемых источников энергии, Соединенные Штаты Америки не только радикально снизили свою зависимость от импортных углеводородов, но и стали наращивать их экспорт. Учитывая экономический вес США, такие изменения заметно трансформировали глобальный энергетический рынок, потребовав от ведущих нефтегазовых экспортеров (включая Россию) нестандартных шагов (к примеру, сделка «ОПЕК+»). Они также создали серьезные предпосылки для пересмотра Вашингтоном своей традиционной энергетической политики на международной арене. Автор приходит к выводу, что США пока не вышли из той парадигмы нетто-импортера нефти, которая сформировалась после первого мирового нефтяного кризиса 1973-1974 гг. Это означает, что они все еще сохраняют приверженность традиционным принципам своей внешней энергетической политики: диверсификация источников нефтегазового импорта; продвижение свободной торговли в мировой энергетике; особые отношения с нефтеэкспортерами Персидского залива и стратегический статус Ближнего Востока; ставка на поставщиков энергоносителей из Западного полушария и т. д. Однако, кардинально сократив импорт углеводородов и получив возможность их экспортировать, США не могли не привнести что-то новое в свою энергетическую политику. Продолжая ставить во главу угла безопасность энергоснабжения страны, Вашингтон при Б. Обаме заговорил об энергетической независимости, а при Д. Трампе - о глобальном энергетическом доминировании США. В последнем случае речь идет об агрессивном продвижении интересов американских энергетических экспортеров, а также намерении Вашингтона превратить США в технологического лидера и ключевого «регулятора» глобальной энергетики. Более того, США стали более свободными в вопросе санкционного и иного давления на крупных нефтегазовых экспортеров, руководствуясь своими геополитическими и экономическими интересами. В силу роста нефтегазоэкспортного потенциала США, противостояние Москвы и Вашингтона в энергетической сфере, начавшееся еще в годы холодной войны, отныне приобрело дополнительное экономическое измерение. Ранее США уже пытались сдерживать развитие советского, а впоследствии российского топливно-энергетического комплекса, но действовали они сугубо в логике политического соперничества, а не экономической конкуренции. В этой связи можно допускать, что в обозримой перспективе США вряд ли откажутся от попыток дискредитировать Россию, представляя ее как ненадежного, политически мотивированного поставщика энергоносителей в Европу и другие регионы мира.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):341-353
pages 341-353 views

Влияние энергетического фактора на систему международных отношений в Латинской Америке в XXI веке

Хейфец В.Л., Правдюк Д.А.

Аннотация

Взаимосвязи между торговлей нефтью и политическими режимами, изменением климата и проблемами управления природными ресурсами, технологиями добычи полезных ископаемых и борьбой с коррупцией и др. составляют феномен многокомпонентной энергетической политики, изучение которой находится на стыке естественных и социальных наук. Латиноамериканский регион обладает большими запасами углеводородов, огромным гидроэнергетическим потенциалом, а также значительными возможностями для выработки энергии ветра и Солнца. Исторически Латинская Америка занимает небольшую долю в мировом производстве энергии - около 5 %, где Венесуэла, Мексика и Бразилия долгое время являлись единственными игроками глобального уровня. Тем не менее, в XXI в. такие факторы, как открытие месторождений подсолевой нефти в Бразилии, многообещающие прогнозы разработки альтернативных источников газа в Аргентине и открытие нефтяной отрасли в Мексике для иностранных компаний после более чем 70 лет монополии государственной компании Pemex придали дополнительный импульс развитию нефтегазовой отрасли региона. Тесная взаимосвязь энергетической отрасли и политического контекста ряда латиноамериканских стран делает энергетический рынок региона менее предсказуемым, так как происходящие изменения не могут быть спрогнозированы с помощью стандартных инструментов анализа отрасли. В данной статье проанализированы наиболее характерные эпизоды вмешательства политики - внешней или внутренней - в энергетическую отрасль в XXI в., а также влияние, которое оказали на региональную политику события и решения в отрасли. Авторы оценивают характерные примеры взаимосвязи этих сфер, от сырьевой дипломатии Венесуэлы до решительных действий А.М. Лопеса Обрадора в мексиканской энергетике в первые месяцы его президентства, и проводят параллели между цепочками событий в политике и энергетике. Как показывают приведенные в статье кейсы Бразилии, Мексики, Боливии и Венесуэлы, цена ошибки становится чрезвычайно высокой, когда ее последствия способны дестабилизировать оба сектора ввиду их тесного переплетения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):354-367
pages 354-367 views

Строительство АЭС в странах Ближнего Востока при участии российских компаний в контексте повышения энергобезопасности региона

Аникеев В.В., Базавлук С.В.

Аннотация

Настоящая статья рассматривает текущее состояние атомной энергетики в государствах Ближнего Востока. Строительство АЭС тесно связано с вопросами обеспечения энергетической безопасности в регионе. Проанализированы необходимость и предпосылки диверсификации энергетического баланса в странах региона, а также потребность в надежном источнике электроэнергии, который позволит полностью решить проблему растущего спроса. Авторы анализируют роль Российской Федерации в вопросах развития атомной энергетики в странах Ближнего Востока и оценивают перспективы на рынке оказания услуг в данном секторе, рассматривают сотрудничество в атомной сфере со всеми государствами региона, преимущества и перспективы возможного участия России в реализации проектов строительства АЭС в странах Ближнего Востока. Самым перспективным направлением развития атомной энергетики на сегодняшний день является использование технологии на быстрых нейтронах и замкнутого цикла, позволяющего осуществлять переработку отработанного ядерного топлива. Обладание такими технологиями имеет существенный потенциал для экспорта и международного сотрудничества и является значительным технологическим преимуществом России. ГК «Росатом» обладает конкурентными преимуществами на рынке атомных технологий, в том числе на Ближнем Востоке, поскольку обладает компетенциями сразу во всех звеньях производственно-технологической цепочки атомной энергетики. Российская Федерация участвует во многих проектах, связанных со строительством АЭС и сопутствующей инфраструктуры, и играет значительную роль в развитии атомной энергетики в странах Ближнего Востока. Москва взаимодействует со всеми странами региона, перспективными для сотрудничества в данном направлении, имея межправительственные соглашения, которыми в том числе предусматривается строительство АЭС с такими государствами, как Египет, Иордания, Иран, ОАЭ, Турция, Саудовская Аравия, и меморандумы о сотрудничестве с Бахрейном, Катаром, Кувейтом, Оманом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):368-376
pages 368-376 views

Участие России в международном сотрудничестве в сфере сокращения выбросов парниковых газов энергетическими компаниями

Любарская М.А., Меркушева В.С., Зиновьева О.С.

Аннотация

В статье анализируется участие России в международном сотрудничестве по предотвращению изменений климата. Глобальные климатические изменения с точки зрения их влияния на мировую экономику представлены в виде катализатора разнонаправленных сдвигов во многих отраслях хозяйственной деятельности. В качестве важных шагов в решении вопросов, связанных с изменением климата, рассматривается принятие таких международных документов, как Рамочная конвенция об изменении климата (1992), Киотский протокол (1997), Парижское соглашение (2015), Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (2015). Исследуя положения Климатической доктрины Российской Федерации до 2020 г. (2009), авторы называют основными факторами, влияющими на российскую климатическую политику, стремление к международной политической и хозяйственной интеграции и экономическую заинтересованность в модернизации. Одним из механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов и учет данных мер при разработке долгосрочных стратегий социально-экономического развития. Авторы отмечают, что следует создавать также региональные стратегии по борьбе с изменением климата с корректировкой и адаптацией под определенный регион или субъект Федерации. В ходе представления результатов исследования раскрыто понятие «потенциал глобального потепления» и роль управления данным потенциалом в достижении целей устойчивого развития. Авторы приводят аргументы в пользу того, что существенный вклад в увеличение выбросов парниковых газов вносит производственная деятельность энергетического сектора. На основе данных по наиболее крупным международным компаниям (Chevron, ExxonMobil, ConocoPhillips, BP, PetroChina, Shell, Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть) определены направления снижения их негативного воздействия на окружающую среду, в том числе проведена классификация инструментов сокращения выбросов парниковых газов. Исследование международной практики позволило выявить наиболее перспективные в современных условиях инструменты сокращения выбросов парниковых газов российскими нефтегазовыми компаниями.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):377-391
pages 377-391 views

Великодержавная конкуренция в Арктике: геополитическое соперничество в новом политическом пространстве

Никулин М.А.

Аннотация

За последние несколько десятилетий в Северном Ледовитом океане произошло быстрое сокращение как протяженности, так и количества морского льда. Эти события, вызванные глобальным ростом температуры, открыли новые морские судоходные пути и сделали возможной добычу природных ископаемых из месторождений, ранее недоступных. Такие изменения повлекли за собой рост активности государств как относящихся к Арктическому региону, так и находящихся вне его, что привело к постепенному нарастанию соперничества между ключевыми державами за освоение ресурсов в Арктике и за контроль над судоходными путями. Автор показывает, что в Арктике, в отличие от других регионов мира, сложилась уникальная обстановка, которая обусловлена взаимозависимостью всех акторов, что связано с особой экологической ситуацией в регионе и общностью как экономических, так и общественных интересов. Автор анализирует, каким образом взаимодействие между великими державами сказывается на Арктическом регионе. На примере российско-американских отношений, которые являются ключевыми в рамках Арктики, автор показывает, что, несмотря на растущее соперничество между двумя государствами, имеющаяся в регионе институциональная база сотрудничества оказывает смягчающее влияние. На этом фоне растет и интерес другой великой державы к этому региону - КНР. В отличие от РФ и США, Китай придерживается неконфронтационного пути в своей деятельности в Арктическом регионе, выступая за сохранение мира и стабильности в нем, что связано с природно-ресурсным потенциалом Арктики и возможностями использования Северного морского пути. В результате соперничество государств в северных широтах можно назвать подобием холодной войны в региональном масштабе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):392-403
pages 392-403 views

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

Многополярный миропорядок: старые мифы и новые реалии

Дегтерев Д.А.

Аннотация

За последние годы концепт многополярности прошел долгий путь от его категорического отрицания западными политиками и исследователями до необходимости учета реалий многополярного мира даже ближайшими союзниками США. Статья посвящена анализу официального дискурса, нормативных и позитивных концепций исследования полярности в международно-политической науке, в том числе в контексте системного моделирования международных отношений, эмпирической оценки нынешнего соотношения сил в мире, а также прогнозированию дальнейшего развития ситуации. Проведен анализ политического дискурса по проблематике многополярности за последние 25 лет и выделены наиболее знаковые политические фигуры - сторонники многополярности (в странах БРИКС и ЕС) и приверженцы однополярного мира (страны НАТО), показана эволюция данного дискурса. Исследованы основные теории (преимущественно нормативного характера), которые концептуализируют как однополярный дискурс (теория гегемонистской стабильности), так и многополярный (теория многополярного мира). Показана интеллектуальная сегрегация между двумя основными подходами в исследовании системы международных отношений - абстрактными вербальными моделями систем и эмпирическими системными исследованиями с применением количественных методов. Особое внимание в работе уделено выявлению реального соотношения сил на международной арене. Рассмотрены основные подходы к оценке совокупного потенциала и связанные с этим методологические вызовы. На основе Сводного индекса национального потенциала (CINC) проанализирована динамика доли США, РФ (СССР) и КНР от мировой мощи. Анализ материального потенциала дополнен многофакторным (более 30 параметров) комплексным исследованием как «жесткой», так и «мягкой» силы трех стран. По итогам исследования уточнены основные теоретические подходы к концепту многополярности. Проведенный эмпирический анализ выявил формирование «новой биполярности» (США и КНР) при сохранении лидирующей роли РФ в сфере международной политики и безопасности. Прогнозируется, что КНР постепенно «примеряет» на себя роль нового гегемона и уже менее заинтересована в кардинальном пересмотре сложившегося миропорядка. Показана стратегическая адаптация ближайших союзников США к реалиям многополярного мира.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):404-419
pages 404-419 views

Китай в урегулировании конфликтов: от невмешательства во внутренние дела к «конструктивному» вовлечению

Худайкулова А.В.

Аннотация

Необходимость защиты граждан и инвестиций за рубежом оказывает значимое воздействие на традиционную внешнеполитическую стратегию Китая, включая следование в русле политики невмешательства. Внутренняя нестабильность в большинстве стран, участвующих в проекте «Один пояс, Один путь», влияет на формирование новых условий в сфере безопасности, ориентируя Китай на проявление большей гибкости в миссиях по политическому урегулированию внутригосударственных конфликтов, от участия в которых Китай воздерживался еще в недавнем прошлом. Исходя из формулы «политика - это большая экономика», Китай переосмысливает свои интересы в области безопасности, в том числе на концептуальном уровне с точки зрения осторожного перехода от невмешательства к более активному «конструктивному» взаимодействию. Становлению данного концепта способствует множество факторов - академический интерес, политическая поддержка, геополитическая конкуренция, растущий потенциал и новые угрозы безопасности. В статье изучается стратегия Китая по защите национальных интересов за рубежом, включая операции по спасению граждан и поддержанию мира, посредничество, использование специальных посланников и т.д. Особое внимание уделяется анализу проактивной миротворческой политики Китая и его новой роли в сфере обеспечения безопасности. Очевидно, что Китай будет продолжать наращивать свои зарубежные миссии, включая оказание гуманитарной помощи, содействие в случае стихийных бедствий, проведение операций по эвакуации, защите морских путей, стабилизации внутренней обстановки, а также миротворческие и контртеррористические миссии. Однако вряд ли можно ожидать, что Китай откроет новые военные базы (единственная база сегодня располагается в Джибути). Вместе с тем нарастающее геополитическое соперничество с США может подтолкнуть Китай к превращению нескольких глубоководных портов в военноморские базы. Степень вовлеченности Китая в обеспечение безопасности на глобальном уровне будет зависеть от уровня ответственности Пекина, на фоне более настойчивого давления международного сообщества по принятию больших обязательств в этой области. По всей видимости, реагирование на зарубежные кризисы безопасности, в том числе с помощью военного компонента, будет зависеть от конкретного случая, определяться политическими мотивами и проводиться в виде небольших и малоинтенсивных операций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):420-431
pages 420-431 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Оценка препятствий региональной интеграции на Африканском Роге: пример ИГАД

Гардачев Б.Д., Кефале Г.М., Антигегн Г.К.

Аннотация

С момента обретения независимости Африканского континента предпринимались неудачные попытки его индустриализации с использованием политики импортозамещения, что породило идею региональной интеграции как инструмента, способствующего структурным преобразованиям в Африке. Следовательно, африканские страны восприняли региональную интеграцию в качестве важного элемента своих стратегий развития, главным образом обусловленных экономическим обоснованием преодоления ограничений малых и раздробленных экономик, работающих в изоляции. Считается, что создание Организации африканского единства (ОАЕ) в 1963 г. внесло свой вклад во многие интеграционные инициативы. Даже после преобразования ОАЕ в Африканский союз (АС) лидеры континента еще раз подчеркнули свою приверженность идее региональной интеграции. Очевидно, что даже в будущем этот вопрос будет оставаться одной из главных экономических программ континента, поскольку широко распространено мнение о том, что региональное сотрудничество имеет решающее значение для решения проблем развития, которые не могут быть решены на национальном уровне. Основной целью этого документа является оценка препятствий региональной интеграции на Африканском Роге. Таким образом, результаты показывают, что политическая нестабильность, конфликты, дублирование членства и слабая инфраструктура являются основными проблемами для региональной интеграции в Восточной Африке.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):432-438
pages 432-438 views

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Отношения Белоруссии с Азербайджаном (2005-2018 гг.): между экономикой и поиском политической опоры

Гронский А.Д.

Аннотация

Белорусско-азербайджанские отношения развивались постепенно. Республики серьезно не интересовались друг другом. Дипломатические отношения были установлены не сразу. Такое положение дел во многом определило отсутствие исследовательского интереса к белорусско-азербайджанским отношениям. Тем не менее, взаимодействие Белоруссии и Азербайджана время от времени серьезно влияет на экономическое противостояние Белоруссии и России. Данный фактор в том числе определяет актуальность темы. Исследование призвано выявить реальное состояние сотрудничества, перспективы его развития и проблемы, с которыми Белоруссия и Азербайджан могут столкнуться, развивая взаимоотношения между собой. Целью данной работы является определение значимости различных направлений белорусско-азербайджанского сотрудничества, а также их оценка для достижения результатов в решении конкретных задач, стоящих перед белорусской и азербайджанской властями. Достижение поставленных целей возможно через использование методов анализа и синтеза. Изучение конкретных направлений двустороннего сотрудничества - энергетического, военного, экономического, политического и других - позволяет понять важность каждого из них в отдельности. А рассмотрение проблемы в комплексе на основе проанализированного материала позволит выявить причины тех или иных политических решений и действий. В части выводов можно резюмировать, что в основе интереса к сотрудничеству с Белоруссией у Азербайджана лежит экономическая и военная составляющая. Так, Белоруссия помогла Азербайджану наладить лицензионную сборку гражданской техники, а также поставляет военную технику, в том числе и самую современную, которой республика обладает. Интерес Белоруссии к Азербайджану обусловлен, в первую очередь, энергетической и идеологической составляющими сотрудничества, которые жестко взаимосвязаны. С помощью азербайджанских энергоносителей Минск пытался показать Москве, что способен найти замену российской нефти. Кроме того, Белоруссия смогла получить у Азербайджана кредит для погашения долга перед Россией. Это дало повод белорусскому президенту ставить отношения с Азербайджаном выше, чем с более близкими союзниками по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), что вызвало недоверие к Белоруссии со стороны некоторых членов Организации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):439-449
pages 439-449 views

Экономическая политика Индонезии и перспективы российско-индонезийского торгово-экономического сотрудничества

Сибарани Д.М.

Аннотация

Статья посвящена современной экономической ситуации в Индонезии и перспективам российско-индонезийского экономического сотрудничества. Автор рассматривает экономическое развитие Индонезии с 1998 г. - после азиатского экономического кризиса, внутриэкономическую повестку и политику нынешнего президента страны Д. Видодо, а также историю и потенциал дальнейшего развития торгово-экономических отношений между Россией и Индонезией. Актуальность выбранной темы определяется все более возрастающей ролью Индонезии в международной политике в XXI в. Это четвертая по численности населения страна после Китая, Индии и Соединенных Штатов. Ее экономика занимает 16-е место в мире и первое - в АСЕАН. Индонезия - член большой двадцатки. Эксперты прогнозируют, что к 2030 г. Индонезия войдет в пятерку самых крупных экономик мира. Для России развитие отношений с быстроразвивающимися странами Азии является важной составляющей ее внешней политики по диверсификации торговых партнеров и выходу на перспективные рынки развивающихся стран. Основной целью статьи является исследование актуальных проблем, с которыми столкнулось правительство Индонезии при реализации новой экономической политики, для выявления перспективных направлений сотрудничества России с Индонезией в условиях экономических санкций со стороны Запада в отношении России и активизации российской внешней политики на Востоке. В статье выявляются потенциал этих отношений и выгоды для российской и индонезийской экономики. В процессе исследования автор использовал исторический метод, который позволил проанализировать развитие и состояние современной экономической ситуации в Индонезии и установить перспективы российско-индонезийских отношений. При рассмотрении внутриэкономической ситуации в Индонезии был применен метод сравнительного анализа, позволивший сформулировать выводы о достижениях экономической политики правительства Индонезии. Автор выявляет перспективные направления дальнейшего развития российско-индонезийских торгово-экономических отношений с учетом нужд современной индонезийской экономической повестки дня.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):450-462
pages 450-462 views

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

Политико-психологический профиль Дональда Трампа

Айбазова М.М.

Аннотация

В статье представлено краткое изложение результатов исследования, проведенного в области политической психологии в соответствии с традициями, сложившимися на кафедре социологии и психологии политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В задачи исследования, посвященного политико-психологическому анализу личностных особенностей политиков популистского типа, в том числе входило психологическое диагностирование и оценка личности 45-го президента США Дональда Трампа. В работе использовался ряд общенаучных принципов, среди которых особо выделим принцип комплексности, системности, субъектности, интегративности, рефлексивности и оптимальности. В ходе выявления базовых психологических характеристик и анализа наиболее выраженных черт личности Д. Трампа применялась методология, объединяющая исследовательские возможности таких дисциплин, как политология, психология и социология. Само исследование осуществлялось посредством использования дистантных методов сбора и обработки данных, что связано с недосягаемостью изучаемого политика. В процессе выбора предпочтение было отдано методу биографирования, контент-анализу и методу невключенного наблюдения. В результате проведенных научных изысканий был составлен политико-психологический профиль личности американского лидера. Так, согласно типологии, предложенной Р. Зиллером, Д. Трамп относится к категории «аполитичный политик», вследствие чего можно говорить о его завышенной самооценке, нонконформизме, отсутствии зависимости от мнения окружающих людей. Кроме того, Д. Трамп является экстравертом с высоким уровнем доминирования, что следует из классификации стилей межличностных отношений Л. Этериджа. Политическое поведение главы США соответствует типу «агитатор» в соответствии с типологией Г. Лассуэла.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):463-471
pages 463-471 views

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Энергетическая дипломатия в современном мире: меньше экономики, больше геополитики. Интервью со Станиславом Захаровичем Жизниным, российским дипломатом, доктором экономических наук, профессором МГИМО, президентом Центра энергетической дипломатии и геополитики

- -.

Аннотация

Станислав Захарович Жизнин - основоположник энергетической дипломатии в России и в мире, автор термина «энергетическая дипломатия», ведущий российский эксперт по проблемам внешней энергетической политики и дипломатии, международной энергетической безопасности, автор первого в России учебника по энергетической дипломатии и множества монографий по энергетической дипломатии на русском, английском и китайском языках [Zhiznin 2005]. В 1969 г. С.З. Жизнин окончил Харьковский авиационный институт по специальности «инженер-электрик», затем в 1977 г. - Дипломатическую академию МИД СССР по специальности «Международные экономические отношения». В 1998 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Энергетическая дипломатия России на рубеже XX-XXI вв. (внешнеэкономические аспекты)», а в 2001 г. стал доктором экономических наук, защитив диссертацию на тему «Стратегические интересы России в мировой энергетике». С 1977 г. работал в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Имеет дипломатический ранг советника первого класса. До конца 2010 г. являлся главным советником Департамента экономического сотрудничества МИД России. В настоящее время - профессор кафедры международных проблем ТЭК им. Н.П. Лаверова в МГИМО. Участвовал в разработке материалов для российских делегаций на встречах «Группы восьми», ОПЕК, МЭА, Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ), Международного энергетического форума (МЭФ), АТЭС и др. С.З. Жизнин является президентом Центра энергетической дипломатии и геополитики, учрежденного в 2003 г. с участием Союза нефтегазопромышленников России при поддержке МИД России. В 2011 г. стал экспертом ОБСЕ по энергетической дипломатии и энергетической безопасности. В интервью анализируется формирование энергетической дипломатии как науки, эволюция понятия «энергетическая дипломатия», обсуждается влияние энергетического фактора на политику России и других стран мира, роль ТНК в формировании энергетической политики государства. Давая характеристику энергетической дипломатии, С.З. Жизнин подчеркивает, что это симбиоз экономики, геополитики и технологических наук, поэтому исследования в области энергетической дипломатии неразрывно связаны с данными науками. В настоящее время все большее влияние на энергетическую дипломатию оказывает развитие технологий, заставляющее страны по-новому расставлять приоритеты, выстраивать свою энергетическую политику с учетом этого фактора.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):472-479
pages 472-479 views

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Создание экспериментального термоядерного реактора ИТЭР как пример международного научно-технического сотрудничества в сфере энергетики

Дегтерев А.Х.

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы реализации крупнейшего международного научно-технического проекта («мегасайенс») по освоению управляемого термоядерного синтеза ИТЭР. В условиях истощения запасов ископаемого топлива повышается роль новых источников энергии, в том числе пока не освоенных. Ввиду чрезвычайно высоких затрат и амбициозных научных целей, стоящих перед проектом, его практическая реализация и финансирование возможны благодаря тесному международному научно-техническому сотрудничеству в сфере энергетики. Отмечается роль международной группы из 7 участников (России, ЕС, Японии, КНР, Индии, Республики Корея и США) в создании лабораторных установок термоядерного синтеза. Признанием успехов России является выбор конструкции типа «Токамак» для международного реактора ИТЭР, строящегося во Франции. Раскрыты основные параметры международного партнерства, конкретизация которых осуществляется на регулярной основе в ходе координационных совещаний с участием представителей национальных агентств ИТЭР. Приведены параметры взаимодействия с научными учреждениями стран, которые не входят в консорциум. Показана эволюция проекта с момента его запуска в 1985 г. как совместной советско-американской инициативы. Рассмотрены четыре варианта первоначального размещения реактора: в Испании, Франции, Канаде и Японии. Раскрыты особенности организационно-правового регулирования международного консорциума по управлению ИТЭР, в том числе учреждение Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР в 2006 г. Обсуждается роль натурального взноса стран в международных проектах в обмене уникальными технологиями мирового уровня. Перечислены основные цели, которые ставят перед собой страны - участницы проекта, и временные горизонты их практического достижения. Приведены параметры участия России в проекте, оценены перспективы дальнейшего сотрудничества в данной области. Особое внимание уделяется особенностям политического взаимодействия стран-участниц, а также промежуточным результатам, уже достигнутым при реализации проекта ИТЭР.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):480-489
pages 480-489 views

Оценка привлекательности американского рынка труда для высококвалифицированных специалистов в области медицины

Апанович М.Ю.

Аннотация

В статье идет речь об особенностях миграции высококвалифицированных специалистов на примере медицинских работников в США. В качестве теоретической базы выступает теория Курта Левина и более поздние ее модификации, которые объясняют привлекательность тех или иных рынков труда для работников. Исследование ставит своей задачей рассмотрение отдельной сферы и причин ее привлекательности для иностранной рабочей силы, а также оценку перспектив притока или оттока человеческого капитала в отрасль медицины. Американский кейс вызывает исследовательский интерес ввиду особенностей образовательных программ для медицинских работников в стране, что связано с фактором длительности и необходимостью подтверждения квалификации путем прохождения квалификационных экзаменов. Американский рынок труда в сфере медицины (наряду с немецким, швейцарским и израильским) является одним из наиболее привлекательных в мире, поэтому одна из задач проведенного исследования заключалась в анализе причин данного феномена. Как свидетельствуют данные, ключевыми факторами здесь являются уровень жизни в стране и уровень заработной платы. Также вызывает интерес национальная система отбора медицинских кадров на вакантные должности по всей стране, предусмотрен одновременно и элемент квотирования (выделения определенного числа мест для зарубежной рабочей силы), и элемент состязательности (The National Resident Matching Program). Подобная комбинированная система позволяет государству сохранять баланс в распределении мест среди граждан США и граждан других государств и одновременно на состязательных началах привлекать в медицину лучших специалистов. Исследование также выявило закономерность в доле популярности тех или иных медицинских специальностей среди миграционного и немиграционного населения, что позволяет строить выводы о возможности дальнейшего большего либо меньшего притока иностранцев на позиции узконаправленных врачей. В целом, можно резюмировать, что анализ иностранной рабочей силы на примере США, а также государственных мер в области стимулирования или ограничения доступа нерезидентов в данную сферу является значимым в качестве возможного примера стратегии для других стран, в том числе Российской Федерации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):490-498
pages 490-498 views

Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН)

Иманкулова Н.Б., Мошляк Г.А.

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена ролью студенческой мобильности как одной из форм интернационализации высшего образования в России. В последнее время высшее образование становится все более массовым, что напрямую связано с развитием и распространением экспорта образовательных услуг и трансформацией мирового рынка образовательных услуг, где усиление таких факторов конкурентоспособности образования, как его «массовизация» и особая роль в РФ, играет немаловажную роль и становится актуальным предметом для исследований в области международного образовательного сотрудничества. В статье сделан акцент на академическую мобильность в сфере высшего образования на основе опыта Российского университета дружбы народов (РУДН). Цель исследования заключается в выявлении обеспечения эффективного участия России в глобальном процессе образования на примере международной академической мобильности студентов посредством сравнительного анализа трудов российских и зарубежных исследователей. Задачами исследования являются изучение передового опыта и внедрения наилучших разработок в российскую практику, а также анализ формирования инфраструктуры и институциональных условий мобильности студентов, исследователей на всех уровнях. Академическая мобильность представляет собой часть интеграционных процессов в сфере образования и отвечает за перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания. В статье представлен опыт реализации академической мобильности на примере РУДН на основе сравнительного анализа статистических данных. Организация и реализация академической мобильности, по сути, и выполняет функции одного из инструментов механизма интернационализации высшего образования. Обсуждается проблема конкурентоспособности российского высшего образования в контексте интернационализации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):499-508
pages 499-508 views

РЕЦЕНЗИИ

Жизнин С.З., Дакалов М.В. Возобновляемые источники энергии в мире и в России: учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2019. - 209 с

Ильичева Ю.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):509-511
pages 509-511 views

Черненко Е.Ф. Энергетическая дипломатия: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство «Юрайт», 2018. - 139 с

Шириязданова И.Ф.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):512-514
pages 512-514 views

Рецензия: The Water, Energy, and Food Security Nexus in the Arab Region / Ed. by K. Amer, Z. Adeel, B. Böer, W. Saleh. Springer International Publishing AG, 2017. 239 p

Корнилов А.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):515-517
pages 515-517 views

Рецензия: Bo Kong. Modernization through Globalization. Why China Finances Foreign Energy Projects Worldwide. L.: Palgrave Macmillan, 2019. 103 p

Ежов В.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):518-519
pages 518-519 views

Рецензия: Yanran Xu. China’s Strategic Partnerships in Latin America. Case Studies of China’s Oil Diplomacy in Argentina, Brazil, Mexico, and Venezuela, 1991-2015. Leхington Books, 2017. 157 р

Борзова А.Ю.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019;19(3):520-523
pages 520-523 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах