Том 19, № 1 (2019): КНР — США: конкуренция или сотрудничество
- Год: 2019
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1175
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-1
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Новая холодная война? Причины и перспективы зарождающегося американо-китайского соперничества
Аннотация
Роль Китая в стратегии «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» Д. Трампа
Аннотация
Приход к власти в США в январе 2017 г. Д. Трампа и предпринятые им решительные действия, перечеркнувшие многие достигнутые предшествующими американскими администрациями договоренности (выход США по инициативе Д. Трампа из ТТП, Парижского климатического соглашения, сделки с Ираном, ЮНЕСКО и т.д.), обуславливают существенную перестройку как международной системы, так и региональных подсистем международных отношений. Большой исследовательский интерес представляет оценка привнесенных администрацией Д. Трампа изменений в политику в ИндоТихоокеанском регионе, откуда исходят две сильнейшие угрозы для США и их союзников - угроза возвышающегося Китая, ведущего «нечестную» торгово-экономическую политику и отличающегося напористостью в реализации своих «коренных» интересов, а также угроза, исходящая от Северной Кореи. На основе анализа концептуальных документов США, выступлений Д. Трампа и других представителей американской администрации в статье характеризуется выдвинутая Трампом в ноябре 2017 г. стратегия «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», выявляются черты, как отличающие ее от стратегии Б. Обамы, так и свидетельствующие о ее преемственности. В статье демонстрируется практическая реализация стратегии Д. Трампа в 2017-2018 гг. Особое внимание уделяется американо-китайским противоречиям в регионе и влиянию индотихоокеанской стратегии Д. Трампа на отношения США с Китаем.
Американо-китайская экономическая конфронтация: идеология, хронология, значение
Аннотация
Летом 2018 г. США развязали торговую войну против Китая. До этого многим казалось, что стороны найдут компромисс. Надежды на это появились и после майских консультаций сторон. Однако в июле и августе США ввели дополнительные тарифы на импорт китайских товаров общей стоимостью 50 млрд долл. США. Пекин ответил таким же повышением пошлин на импорт из США. В сентябре вступили в действие новые тарифы еще на 200 млрд долл. США. Успешный экономический рост Китая приводит к трансформации мирового экономического пространства, где лидирующие позиции еще занимают страны Запада [Kissinger 2011]. Новая администрация США, опасаясь экономической конкуренции, объявила о политике сдерживания Китая. При этом Вашингтон идет на нарушения существующих правил международной торговли. Напряженность в экономических отношениях США и КНР нарастает. В статье рассматриваются история, идеология и детали торгового конфликта между двумя лидерами мировой экономики. Авторы попытались определить, какой ущерб понесут обе страны из-за разгорающейся торговой войны, которая, помимо прочего, угрожает всей системе международного регулирования торговли. Кроме того, конфликт между Вашингтоном и Пекином отражает фундаментальный сдвиг в мировой экономике и политике, где восходящие страны перехватывают лидерство в глобализации. Новизна ситуации в том, что впервые в истории американо-китайских отношений экономические противоречия между сторонами вылились в столь масштабные действия. Выявление их последствий выходит за рамки стандартных методик оценки мер торговой политики.
США и КНР в Латинской Америке: контуры конкуренции
Аннотация
Статья посвящена анализу сложной и противоречивой геополитической ситуации, складывающейся в Латинской Америке под влиянием глобальных процессов, одним из которых становится соперничество между Вашингтоном и Пекином за лидирующую роль на мировой арене. Автор показывает, что в последнее десятилетие в торгово-экономическом и финансовом отношении Латинская Америка оказывается все более «зажатой» между Соединенными Штатами и Китаем, на долю которых приходится свыше половины совокупного товарооборота латиноамериканских стран, а также решающая часть поступающих в регион инвестиционных и кредитных ресурсов. Данное обстоятельство оказывает сильнейшее воздействие на структуру и направленность внешнеэкономических связей и внешнеполитических контактов. В статье проводится идея, что в обозримой перспективе одна из сложностей внешней политики латиноамериканских стран будет заключаться в лавировании между США и КНР, которые втянулись в гибридную войну за доминирующие позиции в глобальной экономике и торговле. Особенно острый характер американо-китайские противоречия приобрели в Карибском бассейне, примером чему может служить венесуэльский кризис, который привлек широкое мировое внимание. Политика Вашингтона, направленная на свержение режима Н. Мадуро, способствовала расколу в рядах латиноамериканских стран и поставила под угрозу огромные экономические интересы Китая в Венесуэле. В этих условиях на первый план выдвигается задача поддержания безопасности в регионе, разрешения конфликтов мирным путем. Актуальное значение сохраняет диверсификация международных отношений латиноамериканских государств, расширение круга экономических и политических партнеров. Только таким путем можно ослабить гиперзависимость от Вашингтона и Пекина и нивелировать негативные эффекты силовых действий, протекционистской политики и торговых войн.
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
Постъевропейский мир, или Что нас ожидает после инволюции Европы? Монизм и отношения с Россией. Часть 2
Аннотация
Текущие противоречия во взаимоотношениях между Россией и Европейским союзом (ЕС) необходимо рассматривать в контексте более глубокого и всеобъемлющего кризиса в области обеспечения безопасности, характерного для периода после окончания холодной войны. В настоящей работе предпринимается попытка структурной интерпретации и выявления четырех взаимосвязанных процессов, которые в той или иной степени способствовали формированию причин данного кризиса. Речь идет, во-первых, о противоречии между логикой территориального расширения ЕС и его структурной трансформации; во-вторых, о динамике инволюции и сопротивления данному процессу; в-третьих, о проблеме монизма, заключающейся в том, что расширяющееся интеграционное объединение не способно адекватно взаимодействовать с иными, не участвующими в интеграции акторами; и, наконец, в-четвертых, о концепциях «Малой», «Широкой» и «Большой Европы», реализация которых потенциально может внести вклад в преодоление текущих кризисных явлений, т.е. инволюции Европы. В свою очередь, наблюдающаяся на сегодняшний день эрозия евроатлантической модели обеспечения безопасности создает определенные предпосылки для того, чтобы наверстать упущенное за предыдущие десятилетия и, в частности, добиться заметной эволюции как в институциональной, так и в идейно-концептуальной сферах. На основе методологии классического реализма и современных конструктивистских теорий автор анализирует, каким образом недостаток взаимопонимания и ошибки в понимании намерений и действий России, с одной стороны, и Запада - с другой, повлекли за собой глубокие структурные и когнитивные противоречия, которые привели к возобновлению конфронтации между евроатлантическим блоком и Россией. Автор приходит к выводу, что невозможность реализации проекта «Большой Европы» с участием России обусловила углубление противоречий между Россией и Западом, а также вынудила Москву искать альтернативу европейской интеграции в проекте «Большой Евразии». При этом Европейский союз также вступил в кризисную стадию, свидетельством чего стал «Брекзит».
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Значение стратегии «Один пояс, один путь» для Китая и Евразии
Аннотация
Инициатива «Один пояс, один путь» была предложена президентом Китая Си Цзиньпином во время его визитов в Казахстан и Индонезию в 2013 г. Данная инициатива может восприниматься в качестве инструмента как внутренней экономической, так и внешней политики КНР. Стратегия призвана укрепить Китай как привлекательного игрока на мировом рынке и усилить его мягкую силу. Реализация стратегии предусматривает в основном расширение экономических обменов между Китаем и внешним миром. Исторически концепция «Шелкового пути» была ориентирована не только на развитие международной торговли. Она также имеет значительную гуманитарную составляющую. Очевидно, что данная инициатива будет служить культурным мостом между Китаем и зарубежными странами и в этом смысле способствует формированию диалога между цивилизациями, а не только между рынками или крупнейшими мировыми игроками. Китай с его долгосрочными интересами рассматривает «Один пояс, один путь» как важную составляющую своей большой стратегии. Эта инициатива широко обсуждается учеными и политиками как в Китае, так и за его пределами. В статье показаны координация усилий Китая и России по вопросам регионального развития, а также интернационализация региона Центральной Азии после 1991 г. и роль Китая в этом процессе. Описаны контуры возможного соперничества великих держав, а также отсутствия взаимного политического доверия между странами Центральной Азии в контексте реализации стратегии. Данная статья позволяет взглянуть на вопрос реализации стратегии «Один пояс, один путь» с точки зрения китайских исследователей.
Саммит БРИКС в Йоханнесбурге: больше новых механизмов и меньше конкретных решений
Аннотация
В статье представлен анализ итогов десятого юбилейного саммита БРИКС в Йоханнесбурге, ЮАР, а также встреч на уровне министров стран - членов объединения. Достижения министерских встреч и основного саммита анализируются с учетом таких параметров, как реализация приоритетов страны - председателя объединения; обеспечение преемственности повестки дня БРИКС; выдвижение новых инициатив и принятие решений, соответствующих интересам страны-председателя и партнеров по объединению. Наряду с этим в статье представлены результаты анализа содержания текстов итоговых документов с точки зрения распределения функций глобального управления («обсуждение», «принятие решений», «определение направлений деятельности», «выполнение решений») и вопросов глобального управления по количеству использованных символов. Автор статьи применял метод контент-анализа при рассмотрении стратегических документов ЮАР по вопросам долгосрочного развития и документов, принятых в ходе второго председательства ЮАР в БРИКС, а также метод исторического анализа для определения влияния ЮАР на повестку объединения и успешности председательства. ЮАР в роли председателя объединения обеспечила преемственность повестки БРИКС по ключевым вопросам (макроэкономическая политика, сотрудничество в гуманитарной сфере и др.). Вопросы сотрудничества в области безопасности не получили должного развития, хотя и были заявлены страной-председателем в списке приоритетов. Решения, принятые на саммите БРИКС в Йоханнесбурге и в ходе министерских встреч, сопровождаются созданием новых рабочих механизмов в рамках объединения (PartNIR, Центр изучения и создания вакцин и др.), что отвечает текущим глобальным вызовам и интересам сторон. Тем не менее, значительно снизилась доля функции «принятие решений» на фоне роста доли функции «обсуждение» в общем массиве документов председательства, что говорит о несовпадении интересов сторон по ряду обсуждаемых вопросов.
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
Западная Европа глазами студентов казахстанских вузов: образы стран и движущая сила их формирования
Аннотация
Имидж страны и в особенности та его версия, которая воспринимается за ее границами, становится все более важным гуманитарным ресурсом, способным оказывать позитивное или негативное влияние в разных областях, включая и область международных отношений. В СССР Западная Европа и образующие ее страны были наделены двойственным имиджем: в нем соединялись представления о сокровищнице культуры и о территории господства классов и сил, враждебных социалистическому лагерю. После распада Советского Союза Западная Европа стала восприниматься на постсоветском пространстве как образцовая капиталистическая модель, на которую следует походить. Представления молодежи Казахстана об имидже Западной Европы формировались как раз в этот период. С целью их зондирования был проведен пилотный социологический опрос студентов двух казахстанских вузов, один из которых расположен на северо-востоке страны, в г. Усть-Каменогорске, второй на юге, в Шымкенте. Полученные результаты позволяют с уверенностью утверждать, что у студентов нет целостного имиджа Западной Европы. В их представлениях господствует совокупность имиджей отдельных европейских стран в составе региона, сильно различающихся между собой по степени полноты. Наиболее разработаны имиджи Франции и Германии. Но и они, не говоря уже об имиджах стран, меньших по размерам и реже упоминаемых в СМИ, основываются преимущественно на широко распространенных стереотипных представлениях об экономических, политических, культурных характеристиках этих стран. Также бросается в глаза, что имиджи западноевропейских стран, вырисовывающиеся из ответов студентов, практически не персонифицированы - очень редко отождествляются с той или иной личностью, значимой в историческом, политическом и культурном отношении. По мнению авторов, эта особенность ответов может считаться одним из индикаторов преобладания у студентов восприятия Западной Европы как такого места, где могут быть удовлетворены их различные потребительские запросы.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Японское университетское сообщество в международном окружении: маневры или курс на снижение?
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, с которыми в последние годы сталкиваются японские университеты, стремящиеся попасть в первые строки рейтингов. Начиная с 2003 г. мировая университетская система вступила в новую фазу своего развития, когда вузы начали получать публичную оценку в глобальных рейтингах университетов. Для многих стран, в том числе и Японии, попадание в их топ-лист стало чуть ли национальной целью. Из новых проблем, возникших в течение последних лет, наиболее важной является «интернационализация» японских университетов, и наиболее очевидным проявлением этой тенденции стал растущий интерес японских вузов к мировым университетским рейтингам. В Японии интернационализация стала приоритетом и для университетов, и для правительства, потому что она рассматривается как признак глобальной конкурентоспособности. С 2000 г. японское правительство представило ряд законодательных и политических инициатив, направленных на повышение автономии и управленческого потенциала вузов, на повышение их оценки и повышение их качества, а также на развитие конкурентоспособных на международном уровне исследований, проводящихся в центрах передового опыта и аспирантуре. Для того чтобы решить эту проблему, правительство Японии решило увеличить число иностранных студентов с нынешних 100 000 до 300 000 к 2020 г. Тем не менее, в то время как вузы других стран Восточной Азии вырываются вперед по разным показателям, рейтинг японских университетов идет по нисходящей траектории. Чтобы стать более конкурентоспособной, Японии необходимо открыть двери своих университетов и активно работать в направлении привлечения новых и талантливых исследователей и студентов из-за рубежа, также целесообразно увеличить количество курсов, доступных на английском языке. Вместе с тем следует отправлять больше японских исследователей и студентов за рубеж, чтобы стимулировать их исследовательскую деятельность и улучшить, таким образом, стандарты, требующиеся для повышения рейтинговых позиций.
Стратегии зарубежных университетов на образовательном рынке АСЕАН
Аннотация
АСЕАН, характеризующийся неуклонным ростом экономики, растущим средним классом и большой численностью населения школьного возраста, является одним из наиболее перспективных рынков для экспорта образовательных услуг. Уровень выездной учебной мобильности из региона постоянно увеличивается. При этом складывается заметная тенденция к диверсификации географии мобильности с появлением новых стран и ослаблением позиций таких традиционных направлений, как США, Франция и Германия. АСЕАН не только является перспективным рынком в качестве крупнейшего донора иностранных студентов, но и становится заметным игроком на мировом образовательном рынке в качестве направления обучения. Особое внимание уделено анализу рынков Сингапура и Малайзии как крупнейших образовательных центров в регионе. Стратегии данных стран основаны на создании особых экономических зон в сфере образования, привлекая тем самым ведущие зарубежные вузы. Такой подход положительно сказывается на качестве образования, повышая привлекательность страны в качестве места обучения. Целью данной статьи является исследование особенностей стратегий зарубежных вузов на рынках стран АСЕАН для выявления потенциала экспорта образовательных услуг российскими вузами. Стратегии иностранных университетов основываются на использовании целого ряда механизмов, таких как открытие кампусов на территории стран блока, создание совместных вузов и работа через систему франчайзинга. В статье определены основные проблемы, препятствующие расширению экспорта российского образования в страны АСЕАН, среди которых недостаточная информационная и маркетинговая поддержка, слабое развитие образовательных программ на английском языке и механизмов финансовой поддержки иностранных студентов. Дана оценка привлекательности региона для России с точки зрения экспорта образовательных услуг.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Пинг-понговая дипломатия: влияние на установление китайско-американских отношений
Аннотация
Актуальность темы исследования определяется ролью и местом спортивной дипломатии в международных отношениях и внешней политике. Спорт - явление глобального масштаба. В современном мире он является инструментом политического воздействия с мощнейшим потенциалом и возможностями. История знает немало примеров того, как разные страны использовали этот инструмент для реализации поставленных целей. Подтверждением этому является «дипломатия пинг-понга», которая явилась прорывом в американо-китайских отношениях. Благодаря усилиям премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая и госсекретаря США Генри Киссинджера в отношениях Пекина и Вашингтона удалось установить доверие в 1971 г., а в 1979 г. и дипломатические отношения. Это, в свою очередь, способствовало изменению геополитической ситуации в отношениях США - КНР - СССР: упрочило положение США и Китая и ослабило позиции СССР. Предметом исследования статьи является спортивная дипломатия, ее особый случай - «дипломатия пинг-понга», сыгравшая решающую роль в нормализации отношений между КНР и США и их последующем развитии. В данном исследовании авторы применили принципы историзма и объективности, которые предполагают рассмотрение явлений в динамике их изменения, закономерном историческом развитии. Был использован историко-генетический метод исследования, суть которого состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. По итогам исследования авторы делают вывод, что пинг-понговая дипломатия оказала значительное влияние на установление дипломатических отношений между двумя державами - КНР и США, а также в дальнейшем способна оказывать положительное воздействие на развитие двусторонних отношений, преодоление проблем и конфликтов между сторонами.