Том 18, № 3 (2018): Перспективы сотрудничества Юг—Юг. К 40-летию Буэнос-Айресского плана действий
- Год: 2018
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1140
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-3
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
К 40-ЛЕТИЮ БУЭНОС-АЙРЕССКОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ: СОТРУДНИЧЕСТВО ЮГ-ЮГ В СОВРЕМЕННОМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Аннотация
Концепция сотрудничества по линии Юг-Юг не очень широко известна и применяется не часто. Исключением в данном случае выступает разве что Организация Объединенных Наций. Данная концепция начала формироваться более 60 лет назад в качестве центрального элемента национально-освободительной и антиколониальной борьбы развивающихся стран, которая достигла своего апогея в рамках ООН и ознаменовалась конголезским кризисом, приведшим к трагической гибели Патриса Лумумбы и Дага Хаммаршельда. В марте 2019 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) состоится Вторая Конференция высокого уровня по сотрудничеству Юг-Юг с целью обсуждения состояния и перспектив сотрудничества по линии Юг-Юг и определения его будущих контуров. Конференция также ознаменует сороковую годовщину проведения Конференции ООН по техническому сотрудничеству между развивающимися странами 1978 г. (г. Буэнос-Айрес), на которой был принят План действий по содействию и осуществлению технического сотрудничества между развивающимися странами (Буэнос-Айресский План действий, БАПД). 40-летие БАПД позволит международному сообществу и, что более важно, «Глобальному Югу» сосредоточить внимание на сотрудничестве по линии Юг-Юг. Это сотрудничество важно не только для развития и укрепления суверенитета развивающихся стран и населяющих их народов, но и для увеличения их роли и влияния на мировой арене. Следовательно, сотрудничество Юг-Юг открывает развивающимся странам новые горизонты в трансформации и формировании мирового порядка для удовлетворения общих потребностей и целей всего международного сообщества. Автор, вдохновенный многолетней коллективной борьбой стран «глобального Юга» на мировой арене, рассматривает проблематику сотрудничества Юг-Юг именно с позиций развивающихся стран.
ВЕНЕСУЭЛА В ЭПОХУ УГО ЧАВЕСА И СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ЛИНИИ ЮГ-ЮГ
Аннотация
Одним из ключевых трендов международных отношениях нового тысячелетия стало сотрудничество Юг-Юг. Инициативы политического сотрудничества, предоставления экономической и технической помощи в этом направлении можно проследить с 1960-х гг., например, в рамках Бандунгской конференции неприсоединившихся стран или по линии создания Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) под эгидой Рауля Пребиша [Braveboy-Wagner 2009; Prebisch 1954, 1969]. Последовавшее возвышение Китая и БРИКС и новый период высоких цен на нефть привели к увеличению доли участия стран со средним уровнем доходов в сотрудничестве с другими странами Глобального Юга. В период президентства Уго Чавеса Венесуэла активно участвовала в рамках сотрудничества Юг-Юг. Разумеется, данное направление не является полностью новаторским во внешней политике Венесуэлы. Начиная с 1970-х гг. Каракас поступательно реализовывал программы сотрудничества по поставке нефти на особых условиях в некоторые страны Центральной Америки и Карибского бассейна. В качестве примеров выступают Соглашение в Пуэрто-Ордасе, подписанное во время правления Карлоса Андреса Переса (1974-1979 гг.), и Соглашение Сан-Хосе, венесуэльско-мексиканская инициатива, запущенная в начале 1980-х гг. [Grayson 1985]. Карлос Андрес Перес, используя аналогичные методы и стратегию, оказал значимое влияние на продвижение нового международного экономического порядка и создание Латиноамериканской экономической системы (известной на испанском языке как SELA) [P é rez 1980, 1983]. Однако логика участия Венесуэлы в сотрудничестве по линии Юг-Юг изменилась именно после прихода к власти У. Чавеса в 1999 г. и, в частности, после его победы на референдуме в 2004 г. С самого начала своего президентства Чавес стремился преобразовать внешнюю политику Венесуэлы. Одной из его целей было существенное углубление сотрудничества с Глобальным Югом. Венесуэла как страна со средним доходом стала своего рода локомотивом в новой динамике сотрудничества Юг-Юг как в Латинской Америке и Карибском бассейне, так и за пределами Западного полушария. В данной статье анализируется все более активное участие Венесуэлы в инициативах по линии Юг-Юг, в частности, причины подобной активизации в рамках правления У. Чавеса. На фоне активного использования венесуэльским правительством особой риторики в вопросах диалога Юг-Юг с опорой на принципы солидарности, взаимодополняемости и сотрудничества, автор сравнивает стратегию международного сотрудничества Венесуэлы с более традиционными формами сотрудничества по линии Север-Юг. Для достижения поставленной цели в статье используются качественные методы анализа, включающие анализ литературы по международному сотрудничеству с позиций разных теоретических подходов и оценку международного сотрудничества, проводимого правительством Венесуэлы.
ПОЛИТИКА ВЕНЕСУЭЛЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ: ВТС, НЕФТЯНОЙ ФАКТОР И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИВИДЕНДЫ
Аннотация
В статье анализируется история военно-технического сотрудничества (ВТС) Венесуэлы с иностранными государствами в период с 1950-х гг. по настоящее время. Выделяются три этапа ВТС Венесуэлы - в период до прихода к власти Уго Чавеса, период пребывания у власти Уго Чавеса, с которым совпал период роста стоимости нефти и время интенсивных закупок вооружений за рубежом, и этап после смерти Уго Чавеса в период правления Николаса Мадуро. Для каждого из этих этапов рассматриваются характер и направленность ВТС, а также структура поставщиков вооружения и военной техники, описываются факторы, способствовавшие такой направленности. Делается вывод о зависимости ВТС Венесуэлы от двух ключевых факторов - политических установок действующего руководства и конъюнктуры цен на ключевой экспортный товар Венесуэлы - нефть. C учетом поразившего Венесуэлу после 2014 г. тяжелого экономического, социального и финансового кризиса единственным экспортером, продолжающим крупные поставки продукции военного назначения (ПВН) в Венесуэлу, остался Китай. В то же время некоторое восстановление цен на нефть дает определенные основания рассчитывать на возвращение Венесуэлы на мировой рынок вооружений в среднесрочной перспективе. Однако конкуренция с КНР потребует от других экспортеров ПВН предоставления Венесуэле масштабных льготных кредитов. При этом венесуэльский долговой рынок будет отличаться высоким страновым риском из-за политической нестабильности в стране, внешнеполитического давления и волатильности цен на углеводороды. В случае сворачивания боливарианского революционного проекта высока вероятность внешнеполитической и военнотехнической переориентации Каракаса на США и другие западные страны. В то же время набранная инерция российско-венесуэльского ВТС является солидным фундаментом для его продолжения после стабилизации экономического положения в стране независимо от внешнеполитической ориентации будущих правительств Венесуэлы. В любом случае российскому политическому руководству и руководству спецэкспортера в сотрудничестве с экспертным сообществом и академической наукой необходимо постоянно тщательно взвешивать экономические и политические риски продолжения российско-венесуэльского ВТС, с одной стороны, и его очевидные потенциальные коммерческие и геополитические дивиденды, с другой стороны.
РАЗВИТИЕ БРИКС И СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Данная статья, в основу которой лег анализ довольно спорных толкований Буэнос-Айресского плана действий, нацелена на изучение в первом приближении итогов реализации программы развития БРИКС, прежде всего в области образования как примера сотрудничества по линии Юг-Юг. В методологическом плане автор опирался на теоретически подкрепленное кейс-исследование с использованием широкого круга примеров и пояснений. Аналитический обзор англоязычной академической литературы по проблематике образования в странах БРИКС в данном случае был объединен с анализом документальной базы по вопросам сотрудничества стран БРИКС в период с 2009 по 2017 г. Хотя основная международная и компаративистская образовательная литература, встроенная в (нео) реалистическую теорию международных отношений, по-прежнему ограничивается изучением примеров отдельных стран БРИКС, использование критического подхода, связанного с теорией контрзависимости в контексте сотрудничества Юг-Юг, позволяет обойти методологическую «близорукость» через выявление общих повесток, проектов, интеракций и потенциальных синергий, формируемых в рамках БРИКС в качестве аналитических инструментариев. На фоне формирования более явной и убедительной повестки дня БРИКС как примера сотрудничества Юг-Юг достигнутые результаты все же еще не позволяют с уверенностью и однозначно утверждать, что сотрудничество БРИКС в области образования создает контрструктуру неолиберальной глобальной системе образования. Тем не менее образовательный вектор сотрудничества БРИКС воспринимается автором как способствующий построению подобной структуры контрзависимости. В этой связи фокус внимания будущих эмпирических исследований должен быть нацелен на анализ результатов фактической реализации заявленной повестки дня.
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ГЕОЭКОНОМИКА БРИКС
Аннотация
Статья посвящена анализу центробежных тенденций в рамках БРИКС и их влиянию на процессы, происходящие в глобальном масштабе. Пристальное внимание уделяется факторам, стимулирующим данные тенденции. Автор полагает, что, несмотря на позитивный потенциал и заметную роль стран БРИКС в условиях глобальных кризисов, своей нынешней экономической политикой они способствуют продвижению «империализма», активизируя тем самым негативные проявления глобального «кризиса капитализма». По мнению автора, многополярность усиливает неолиберальный характер институтов, особенно в сфере финансов, торговли и климата. Корпорации, базирующиеся в странах БРИКС, демонстрируют сверхэкплуатацию в ходе накопления капитала, как в своих регионах, так и за пределами. Статья основана на осмыслении документов международных организаций, в том числе ЮНКТАД, критическом анализе мнений экспертов, разделяющих иногда противоположные взгляды. Автор задается целью доказать, что движение в позитивном направлении возможно. Статья содержит призыв рассматривать итоги саммита БРИКС в Йоханнесбурге в 2018 г. как приглашение общественности стран - членов этой организации к серьезному совместному обсуждению проблем современной глобальной политики.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИРАНА И ДИНАМИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ЮГ-ЮГ
Аннотация
Исламская Республика Иран является одним из наиболее активных участников в формате сотрудничества Юг-Юг. В годы холодной войны сотрудничество Юг-Юг выступало для Ирана способом обеспечения независимой внешней политики и защиты прав «обездоленных» народов от угнетения со стороны колонизаторов и империалистов. В настоящее время это сотрудничество является инструментом борьбы Ирана за региональное превосходство на Ближнем Востоке и в мусульманском мире. В статье рассмотрены иранские внешнеполитические стратегии и детерминанты с периода правления шаха Пехлеви вплоть до президентства Хасана Роухани. Цель статьи состоит в том, чтобы оценить, были ли полезны инструменты, используемые для содействия сотрудничеству Юг-Юг в качестве средства достижения международного признания, для реализации долгосрочной цели внешней политики Ирана по превращению в региональную державу, принятую и признанную всем международным сообществом. Автор использует качественные методы, анализируя литературу по внешней политике Ирана, особенности иранских инициатив в рамках сотрудничества Юг-Юг в постбиполярную эпоху в годы президентства А.А. Хашеми Рафсанджани, М. Хатами, М. Ахмадинежада и Х. Роухани, объясняя суть стратегии «неприсоединения» и тьер-мондизма в иранской внешней политике. В статье также рассматривается деятельность Ирана в международных организациях «Глобального Юга», таких как Движение неприсоединения (ДН), Организация исламского сотрудничества (ОИС), «Группа 77» и т.д.
УЧАСТИЕ ТУРЦИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЮГ-ЮГ: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ НА АФРИКАНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
Аннотация
Рост влияния Турции в Африке во многих сферах является достаточно новым явлением для внешней политики Анкары. Динамика движения от помощи развитию к полноценному экномическому сотрудничеству, от политического измерения к обеспечению безопасности позволяет Турции претендовать на статус влиятельного актора в африканском регионе. Политика Турции в Африке что-то большее, чем просто внешнеполитические отношения. Это осознанное углубление направления сотрудничества по линии Юг-Юг. Одним из новейших инструментов внешней политики Турции с 2002 г. является ее стремление стать частью сотрудничества Юг-Юг и повысить свою видимость в проектах помощи в целях развития. Это участие - как на уровне государства, так и на уровне НПО - особенно ощутимо на африканском континенте. Вместо того чтобы идти по стопам других стран-доноров, Анкара пытается развивать свое собственное понимание и реализацию - турецкий путь сотрудничества Юг-Юг, основываясь на опыте, накопленном в основном на Балканах и в республиках Центральной Азии. В статье на концептуальном, социальном и институциональном уровнях анализируется политика Турции по содействию международному развитию в Сомали и в Африке в целом. Религия наряду с торговлей является одним из ключевых факторов этой политики на общественном и государственном уровнях. На идейном фронте в Турции появилось новое географическое видение, в рамках которого Африка рассматривается с совершенно иной точки зрения, чем десятилетие назад.
К ГЛОБАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ ОАЭ: ОТ АРАБСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ ЮГ-ЮГ
Аннотация
Статья посвящена феномену деятельности «новых доноров» в рамках сотрудничества Юг- Юг. Пример оказания международной помощи Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) демонстрирует новые принципы и инструменты сотрудничества Юг-Юг; прежде всего, это солидарность и взаимодействие с ООН и другими правительственными и неправительственными организациями по оказанию помощи в целях содействия развитию стран «Глобального Юга». Положение ОАЭ на региональном (ближневосточном) и международном уровне обязывает страну к оказанию всех видов помощи, особенно гуманитарной. По сути, ОАЭ являются «гуманитарной нацией», где содействие развитию становится частью ежедневной внешнеполитической деятельности государства. Следовательно, отношения ОАЭ со странами Юга и так называемыми «развивающимися странами» стали развиваться в достаточно активном режиме, поскольку ОАЭ способствуют экономическому росту этих государств. Сотрудничество Юг-Юг включает в том числе обмен технологий и ресурсов между развивающимися странами. Используя преимущественно количественную методологию, автор анализирует стратегию внешней помощи ОАЭ и подтверждает ее согласованность с Целями устойчивого развития и Целями развития тысячелетия, объявленными ООН. Более того, автор показывает расширение географии иностранной помощи ОАЭ: крупнейшими получателями помощи ОАЭ в основном являются государства Азии и Африки, где находятся самые бедные страны мира.
КИТАЙ В БОРЬБЕ ЗА РЕСУРСЫ В АФРИКЕ И АРАБСКОМ МИРЕ
Аннотация
Статья посвящена проблеме борьбы за ресурсы в Африке и арабском мире и роли, которую играет в этой борьбе Китай. Выход КНР «за рубеж» в 2002 г. ознаменовался экономической экспансией китайских компаний в Африку и арабские страны, во многом обусловленной потребностями экономики Поднебесной в сырьевых ресурсах, прежде всего, в нефти. Вместе с тем активность ведущих западных держав в африканском и арабском регионах также возросла. Как показано в статье, конкурентная борьба за доступ к природным ресурсам способствовала возникновению конфликтных и кризисных ситуаций на африканском континенте и в арабских странах. Научная новизна работы состоит в том, что, хотя проблема борьбы за ресурсы в Африке и арабском мире находит отражение в публикациях в нашей стране и за рубежом, позиция Китая в этом вопросе пока не стала объектом серьезного внимания. Тема представляется весьма актуальной в условиях, когда Запад предпринимает попытки оказывать силовое воздействие на кризисы, зачастую в обход СБ и Устава ООН. Аналитики связывают действия США и НАТО в Ливии в 2011 г. и французскую кампанию 2012 г. в Мали, а также кризисы в Ираке и Сирии со стремлением стран Запада вытеснить Китай из Африки и арабского региона. Автор приходит к выводу, что реализация инициативы «Один пояс - один путь» увеличивает потребности Китая в ресурсах, необходимых для осуществления проектов на пространстве «пояса и пути», чему будут противодействовать страны Запада, а значит, борьба за ресурсы не ослабнет.
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ КИТАЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ ЮГ-ЮГ
Аннотация
Целью статьи выступает выявление особенностей региональных интеграционных соглашений с участием Китая как развивающейся страны с другими развивающимися государствами, т.е. в рамках модели Юг-Юг. Основу китайской интеграционной стратегии составляет принцип «мораль крупной державы», позволяющий оказывать содействие развивающимся странам с небольшой по размеру территорией с учетом стратегических мотивов и нередко - в меньшей степени - экономических преимуществ. Именно развивающиеся страны являются основными партнерами Китая по региональным интеграционным соглашениям (12 из 16). При написании исследования авторы применяли методы сравнительного и статистического анализа, политического прогнозирования для характеристики норм соглашений с участием Китая; а также логический анализ, который позволил сформировать целостную картину интеграционной стратегии КНР. Проведен анализ основных положений интеграционных соглашений с участием Китая по модели Юг-Юг, а также определена динамика внешней торговли КНР с развивающимися странами - партнерами по интеграционным соглашениям. Главные выводы авторов: региональные интеграционные соглашения с участием Китая отличаются преобладанием модели Юг-Юг, в основном двустороннего формата, либерализацией торговли товарами и услугами, приоритетом в подписании соглашений со странами Азии; относительно узким охватом и редко включают вопросы защиты интеллектуальных прав собственности, конкурентной политики, перемещения лиц, экологии, госзакупок; применением гибкого подхода к выбору партнеров по интеграционным соглашениям и содержанию соглашений; более динамичным ростом экспорта Китая в страны - партнеры по интеграционным соглашениям; наиболее эффективными для КНР стали интеграционные соглашения с АСЕАН, Республикой Корея и Пакистаном.
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
УЧЕНИЯ IBSAMAR: ИМПЕРАТИВЫ ИНДИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация
Одной из форм сотрудничества в формате Юг-Юг является проведение совместных учений, способствующих укреплению военно-политических связей между странами «Глобального Юга» и обеспечению безопасности в регионах, ключевых для стран-участниц. Примером учений такого рода являются ИБСАМАР - морские маневры с участием ВМС Индии, Бразилии и ЮАР. Появление нового геополитического конструкта - Индо-Тихоокеанского региона - и рост его популярности в индийской экспертной и политической среде заставляют переосмыслить место ИБСАМАР в системе безопасности Индии, являющейся стратегическим партнером России. В статье анализируются основные императивы, побуждающие Индию участвовать в этом формате: стремление сохранить доминирование в западной части Индийского океана и вовлечь страны Восточной Африки в свою внешнеполитическую орбиту, обеспечение безопасности одной из стратегических «узких горловин» входа в Индийский океан, намерение укрепить связи с ЮАР и Бразилией с учетом необходимости обеспечить безопасность движения грузов, прежде всего углеводородов, через Южную Атлантику, желание продемонстрировать независимость и многовекторность своей внешней политики. Анализируя предложения индийских экспертов о возможном расширении формата ИБСАМАР и создании на его основе региональной структуры безопасности, автор приходит к выводу о невозможности реализовать их без коренного изменения индийской внешнеполитической стратегии и усиления внимания к Африке. При этом опыт, накопленный при проведении ИБСАМАР, может оказаться востребован при налаживании военно-политического взаимодействия в формате Россия-Индия-Китай.
РОЛЬ КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ АВСТРАЛИИ
Аннотация
Статья содержит исторический обзор миграционной политики Австралии, а также анализ роли китайской диаспоры в создании австралийского мультикультурного общества. Актуальность исследования определятся повышением значения дискуссии о правах человека и расовой дискриминации в политике развитых стран в связи с усилением процессов миграции в мире. В Австралии эта проблема не является новой, на протяжении большей части ХХ в. в стране действовала печально известная политика «Белой Австралии», которая ограничивала въезд для некоторых групп мигрантов, особенно из азиатских стран, с целью создания англо-кельтской австралийской нации, а также подразумевала дискриминационные меры для «нежелательных» этнических групп внутри страны. Однако послевоенная массовая миграция оказала значительное влияние на этнический состав населения, что, в свою очередь, оказало давление на правительство в признании культурного разнообразия и привело в начале 1970-х гг. к созданию концепции мультикультурного общества. Цель работы - проследить эволюцию общественного мнения в отношении китайских мигрантов и оценить роль китайской диаспоры в формировании новой иммиграционной политики Австралии. Помимо этого автор также исследует проблемы интеграции, расовой дискриминации и остаточного расизма в австралийском обществе на современном этапе. В заключение автор делает вывод о том, что, несмотря на некоторые проблемы мигрантов в области социальной интеграции, в настоящее время в австралийском обществе гармонично уживаются выходцы со всего света. Китайская диаспора является самой большой азиатской этнической группой в Австралии и выступает одним из факторов, влияющих на политические и экономические процессы в стране.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
НБР И АБИИ КАК КАТАЛИЗАТОРЫ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ
Аннотация
Статья посвящена деятельности недавно созданных многосторонних банков развития (МБР) - Нового банка развития БРИКС (НБР) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) - по мобилизации частных инвестиций в инфраструктуру. В отличие от других МБР указанные банки специализируются исключительно на проектах в области устойчивой инфраструктуры и в настоящее время продолжают создание механизмов привлечения частных инвестиций. Эти факторы, а также важная роль России в обоих банках (РФ является третьим по величине акционером АБИИ и одним из пяти равноправных - НБР) обуславливают актуальность изучения используемых НБР и АБИИ механизмов мобилизации средств частного сектора и выработки рекомендаций по их дальнейшему расширению и развитию. Для достижения этой цели в данной статье представлен анализ документов НБР и АБИИ, регламентирующих их взаимодействие с частным сектором и мобилизацию его ресурсов, а также сравнение качественных и количественных характеристик практической стороны этого взаимодействия. На основе проведенного анализа автором сформулированы рекомендации по совершенствованию и расширению списка используемых механизмов. В частности, АБИИ по примеру НБР следует как можно скорее начать практику привлечения капитала на финансовых рынках стран-членов. НБР необходимо обеспечить скорейшее начало функционирования Фонда подготовки проектов, а аналогичный фонд АБИИ должен сосредоточиться на привлечении средств частных инвесторов для финансирования своей деятельности. Целесообразным для НБР представляется четкое формулирование стратегии в отношении финансирования кредитов без суверенных гарантий. Кроме того, обоим банкам следует расширять используемый набор инструментов мобилизации частных инвестиций, включая предоставление гарантий, экспертную работу непосредственно со странами-заемщиками, а также обмен опытом между собой и участие в совместных проектах.
ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
НИГЕРИЯ И КИТАЙ: ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация
Предметом данного исследования являются механизмы политического и экономического взаимодействия Китайской Народной Республики и Федеративной Республики Нигерия. Анализ отношений между Китаем и африканскими странами, как правило, имеет обобщенный характер, хотя на практике они заметно варьируются по континенту. Поэтому представляется правомерным изучение каждого случая двусторонних контактов в отдельности. Отношения между Китаем и Нигерией развиваются быстрее, чем между КНР и другими африканскими государствами. В известной мере это обусловлено тем, что «азиатский гигант» Китай является самой крупной по численности населения страной мира и самой быстроразвивающейся мировой экономикой, а «африканский гигант» Нигерия - крупнейшая по численности населения страна континента - в последние годы превратилась в одну из первых экономик Африки и стремится войти в число 20 крупнейших экономик мира. Хотя, безусловно, главные причины растущего присутствия Китая в Нигерии - это наличие здесь огромных запасов углеводородов, в которых остро нуждается китайское народное хозяйство, и обширного потребительского рынка, чем активно пользуются китайские производители. Однако, в отличие от отношений Поднебесной с другими африканскими странами, между Китаем и Нигерией в последние два десятилетия был сформирован прочный политический союз и установлены тесные культурные связи. Расширение экономического и политического сотрудничества между КНР и странами Африки поставило вопрос о сбалансированности позитивных и негативных факторов растущего присутствия Китая на континенте. Проведенный анализ модели китайско-нигерийского взаимодействия в различных сферах показал, что на сегодняшний день, несмотря на наличие определенных проблем, развитие торгово-экономических отношений является перспективным направлением двустороннего сотрудничества.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ
О РОЛИ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕВЫХ ВЗГЛЯДОВ БЕНГАЛЬСКОЙ ЭЛИТЫ
Аннотация
Статья представляет собой попытку проанализировать возникновение и распространение левых идей в ключевой провинции колониальной Индии - Бенгалии. Сейчас большая часть провинции относится к индийскому штату Западная Бенгалия, который на протяжении десятилетий возглавляли коммунисты. Такой феномен, как формирование коммунистического штата в капиталистической стране, не может быть объяснен только экономическим фактором. При ближайшем рассмотрении налицо корреляция между путешествиями на Запад видных бенгальских общественных деятелей в конце XIX - начале XX в. и высказыванием ими левых идей. В этой связи особый интерес вызывает исследование их путевых записок - травелогов. В них Запад предстает как эпицентр бурного экономического и научно-технического развития, вызывающего духовную деградацию общества. Ни один из авторов не выступает последовательным социалистом или коммунистом, однако западная модель развития подвергается суровой критике, несмотря на признаваемую необходимость технического развития для Индии. Альтернативой пути Европы и США выступает советская модель, более привлекательная и близкая Индии.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
РОЛЬ «ГЛОБАЛЬНОГО ЮГА» В МУЛЬТИПЛЕКСНОМ МИРЕ Интервью с профессором АМИТАВОМ АЧАРИЕЙ, заведующим кафедрой ЮНЕСКО по вопросам транснациональных проблем и управления, заслуженным профессором Школы международной службы Американского университета
Аннотация
Амитав Ачария - заведующий кафедрой ЮНЕСКО по вопросам транснациональных проблем и управления, заслуженный профессор Школы международной службы Американского университета в Вашингтоне. Он стал первым незападным ученым, который был избран (2014- 2015 гг.) в качестве президента Ассоциации международных исследований (ISA). А. Ачария работал профессором Йоркского университета в Торонто и заведующего кафедрой глобального управления в Бристольском университете (Великобритания). В 2012-2013 гг. он стал первым приглашенным профессором программы им. Н. Манделы по международным отношениям в Университете Родса (ЮАР) в 2012-2013 гг., а также первым из профессоров кафедры компании Boeing по международным отношениям программы Schwarzman Scholars в Университете Цинхуа (КНР) в 2016-2018 гг. Он был членом Азиатского центра Гарвардского университета и Школы управления Джона Ф. Кеннеди и был избран в качестве почетного члена Совета колледжа в Оксфорде. Среди его трудов: «Построение глобального порядка» [Acharya 2018a]; «Конец американского мирового порядка» [Acharya 2018b]; «Зачем руководить? Переосмысление спроса и прогресса в глобальном управлении» [Acharya 2016]; «Формирование Юго-Восточной Азии» [Acharya 2013]; «Чьи идеи имеют значение» [Acharya 2009] и др. Его статьи опубликованы в ведущих международных журналах, включая “International Organization”, “International Security”, “International Studies Quarterly”, “Journal of Asian Studies”, “Foreign Affairs”, “Journal of Peace Research”, “International Affairs” и “World Politics”. Он получил две награды за выдающиеся заслуги от ISA: в 2015 г. - за «вклад в незападную теорию международных отношений и международные исследования», и 2018 г. получил признание как «ученый исключительных заслуг... чье влияние, интеллектуальные работы и наставничество по-прежнему будут оказывать влияние в своей области в течение долгих лет». В своем интервью профессор А. Ачария рассказывает о незападных теориях международных отношений, проблемах и самом понятии «Глобального Юга», современных международных исследованиях и новых институтах глобального управления.