Том 18, № 2 (2018): Центральная Азия: "геополитический плюрализм" и поиск региональной идентичности
- Год: 2018
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1084
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-2
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Целью статьи является анализ наиболее значимых процессов и тенденций на территории бывшего СССР, связанных преимущественно с внутриэкономическими и внутриполитическими проблемами, итогов 25-летнего периода независимого развития постсоветских государств, особенностей их политической и социально-экономической трансформации. Эти и другие темы рассматриваются в контексте интересов России и ее роли на постсоветском пространстве.По мнению автора, характерной особенностью олигархических режимов в постсоветских государствах стал отказ от самостоятельной политики и курс на введение внешнего управления, когда суверенитет и национальные интересы государств приносятся в жертву интересам транснациональной олигархии, а также выступающих ее агентами местных политиков и олигархов. Закономерно, что государства под внешним управлением (Грузия, Молдова, Украина) оказались на постсоветском пространстве в числе отстающих.По мнению автора, наиболее успешными из постсоветских государств стали те, где была выстроена жесткая административно-бюрократическая вертикаль власти, сумевшая ограничить роль олигархии и местных криминальных структур в политической жизни. Таким путем национально ориентированная часть бюрократии и бизнеса сумела предотвратить установление диктата транснациональной олигархии, преодолеть основные негативные последствия трансформационного кризиса, обеспечить внутриполитическую и социально-экономическую стабильность в новых государственных границах. Это создает необходимые предпосылки для решения задачи ускоренной модернизации и строительства более демократического государственного устройства.
ПОСТСОВЕТСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И АФГАНИСТАН КАК СФЕРА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ КРУПНЫХ АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВ
Аннотация
В статье дается оценка сложившейся в Афганистане обстановки, выявляются исходящие из этой конфликтной зоны вызовы и риски, воздействующие на сферу безопасности пяти государств постсоветской Центральной Азии (ЦА) и их азиатских соседей. Уделено внимание росту наркотрафика и террористической угрозы из Афганистана, исходящей от «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая группировка). Рассмотрены дипломатические инициативы России, Китая, других государств по достижению национального примирения в Афганистане. С учетом соперничества в рамках треугольника Китай - Индия - Пакистан анализируются затрагивающие интересы ЦА военно-политические и экономические проекты («Один пояс, один путь», «Китайско-пакистанский экономический коридор»), являющиеся альтернативами инициируемой Россией в ЦА интеграции в сфере экономики (Евразийский экономический союз - ЕАЭС) и безопасности (Организация Договора о коллективной безопасности - ОДКБ). В связи с недавними изменениями в азиатской стратегии США выявлены особенности взаимодействия Индии и Пакистана с постсоветскими государствами Центральной Азии и с Афганистаном. Хронологически статья охватывает период с 2014 г., когда начался частичный вывод из Афганистана американского воинского контингента, и до начала 2018 г. - складывания в Центрально-Азиатском регионе новой геополитической реальности.
ЕВРАЗИЙСТВО: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
Аннотация
Несмотря на то что вопросу изучения евразийства посвящено много исследовательских работ, как в России, так и за рубежом, в международном научном сообществе, как представляется, до сих пор отсутствует единое понимание как самого термина «евразийство», так и его производных. Причем речь может идти не только о социально-политическом, культурном, философском и религиозном определении этих понятий, но даже и о географическом. Если различие в гуманитарных аспектах этого вопроса можно объяснить с точки зрения разности общественного строя, идеологии, политического устройства, то расхождения в географическом понимании евразийского пространства и его границ могут вызвать удивление. При этом западные ученые после распада Советского Союза стали все активнее прибегать к географическому районированию мировой политической карты, деля регионы на все более незначительные фракции вплоть до перекраивания границ национальных государств, оправдывая в своих трудах возникновение новых политических образований естественным ходом истории, оставляя в прошлом не только блоковый подход периода «холодной войны», но и основные константы геополитической науки о противостоянии двух глобальных сил: морских и сухопутных. В терминах все той же геополитики сухопутные силы представлены «мировым островом», Хартлендом или Евразией. По данным английского словаря Коллинза, количество употреблений термина «Евразия» с 2006 г. в англоязычной литературе стало стремительно расти, побив все рекорды, начиная с момента своего появления и заняв почетное место среди других 30 000 наиболее употребительных слов. Как представляется, данный интерес вызван осознанием Западом того факта, что Россия смогла преодолеть турбулентность девяностых годов и постепенно начала восстанавливать свои позиции, прежде всего, на внешнеполитической арене. Таким образом, на наших глазах происходит возвращение к теме евразийства среди ученых-международников, но уже в новых геополитических реалиях. С изменением реалий произошло также и изменение восприятия основной категории геополитики - пространства, что, в свою очередь, привело к различию в толковании термина «Евразия» и его производных.
РОЛЬ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ КИРГИЗИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Интерес к исследованию киргизско-казахских, киргизско-узбекских, киргизско-таджикских взаимоотношений вызван тем, что есть необходимость выявления особенностей совместной работы. Безусловно, государства были взаимозависимы, но каждое в отдельности играло определенную роль в развитии топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Киргизии. Республика в двусторонних отношениях с соседними государствами региона определяет пути развития топливно-энергетического комплекса с учетом вопросов суверенности и национальных интересов. Киргизия, располагаясь по соседству с этими республиками, не использует это преимущество, а находит альтернативных партнеров. Основной целью исследования является определение роли Казахстана, Узбекистана, Таджикистана в топливно-энергетическом секторе Киргизии. В статье отмечается важность укрепления взаимодействия в топливно-энергетическом секторе в контексте противодействия новым вызовам и угрозам национальной и региональной безопасности. В процессе исследования использованы исторический и индуктивный методы анализа. Исторический метод дает возможность в хронологической последовательности фиксировать факты состояния и возникших проблем двусторонних отношений. Индуктивный метод исследования позволяет перейти от изучения отдельных факторов к обобщениям. В исследовании подчеркивается важность развития интеграционных связей на постсоветском пространстве. Показана роль центральноазиатских стран в межгосударственных отношениях. Указывается необходимость выстраивания более качественного формата политических договоренностей с соседними странами во избежание двусторонних проблем и осуществления перспективных проектов в ТЭК, которые могут улучшить не только экономическое развитие Киргизии, но и всего Центрально-Азиатского региона.
РЕФОРМЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ УЗБЕКИСТАНА: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация
В работе рассматривается актуальная тема реформ нового президента Республики Узбекистан Ш. Мерзиеева. Отмечается, что изучение этих реформ и перспектив развития ситуации в Узбекистане чрезвычайно важны с точки зрения интересов всех стран постсоветского пространства, так как Узбекистан является удачно расположенным и самым большим по населению государством Центральной Азии. Связывающие Россию и Узбекистан миграционные процессы и наличие общей террористической угрозы говорят о серьезной заинтересованности России в сохранении стабильности в соседнем государстве. Цель работы состоит в анализе реформ во внешней политике Узбекистана. Статья опирается на научные работы и экспертные мнения, посвященные ситуации, как в Узбекистане, так и в регионе Центральной Азии. Кроме того, использованы материалы прессы, как узбекской, так и российской. В заключение указывается на то, что президентом Узбекистана была инициирована масштабная серия реформ, которую уже вполне можно назвать «оттепелью». Она включает в себя значимые меры по открытию внешнему миру. Во внешней политике Узбекистану удалось серьезно улучшить отношения со всеми соседями по региону, а также с Россией и странами Запада. Авторами сформулированы три сценария дальнейшего развития ситуации в стране: свертывание реформ без серьезных социально-экономических изменений, успешные реформы при сохранении стабильности, выход реформ из-под контроля.
ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕС В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ
Аннотация
В связи с ростом угроз безопасности, связанных с миграционными потоками из неблагополучных регионов мира, необходимостью диверсифицировать транспортные потоки углеводородных ресурсов, ЕС стал обращать внимание на сотрудничество с центральноазиатскими странами. В рамках Стратегии ЕС для Центральной Азии было названо несколько приоритетных направлений, по которым предполагалось строить отношения с постсоветскими республиками наиболее плотно. Данное исследование ставит целью проанализировать основные проекты по линии гуманитарного сотрудничества и ответить на вопрос: насколько проекты подобного рода являются конкурентными для России, в чью непосредственную зону интересов входят рассматриваемые страны региона. Достижению данной цели способствовало использование в процессе исследования общенаучных методов и системного подхода. В частности, системный подход был применен при анализе взаимоотношений основных субъектов и объектов гуманитарной деятельности, что позволило выявить комплекс исторических, этнических и иных противоречий, которые снижают эффективность гуманитарных проектов для стран региона. При изучении документов, содержащих концептуальное обоснование европейского прихода в регион, а также материалов зарубежных и российских ученых по гуманитарной проблематике региона, которые занимались исследованием основных результатов реализации Стратегии ЕС для ЦА, автор приходит к выводу, что проекты гуманитарного сотрудничества ЕС со странами ЦА не учитывают национальные особенности и первоочередные нужды бывших советских республик. Однако многие проекты являются не менее конкурентоспособными, чем российские, и России следует учитывать их достижения и характер при будущем выстраивании отношений со странами региона, для того чтобы в длительной перспективе оставаться для центральноазиатских республик стратегическим партнером.
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СТРАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Аннотация
Система международных отношений находится в постоянном изменении, где появляются новые вызовы, проблемы, определенные тренды. В этом смысле глобальная миграция не является исключением. В данном исследовании речь идет о том, что мигранты из Центральной Азии в последние годы устремлены против традиционно сложившегося направления, где на смену России приходят другие страны Европы. Подобная тенденция не может являться краткосрочной по ряду внутренних и внешних причин, где глобализация, нивелирующая естественные границы государств, способствует постепенному росту мировой миграции. Более того, ведущие страны Европы с высоким уровнем экономического развития всегда привлекали иностранцев, которые находились в поиске работы и лучшей жизни. Среди других причин актуальности этой проблемы можно назвать и быстрое демографическое развитие ЦА, заинтересованность европейских стран в более дешевой рабочей силе, но, тем не менее, достаточно квалифицированной. Помимо этого экономический кризис в России, усложнение миграционной политики, ослабление курса валюты, а также зависимость бюджета стран ЦА от денежных переводов из-за границы в комплексе провоцируют большую заинтересованность в смене традиционного миграционного направления. Цель работы - исследовать феномен постепенного увеличения числа мигрантов из стран Центральной Азии в Европу и проанализировать причины и последствия данного явления в контексте актуальной международной обстановки. По итогам рассмотрения проблемы авторы делают вывод о том, что количество мигрантов из Центральной Азии в странах Европейского союза постепенно увеличивается. В следующие десятилетия этот феномен также будет актуален из-за высокого темпа рождаемости и относительно молодого среднего возраста граждан в странах ЦА, потребности ЕС в дешевой и одновременно квалифицированной рабочей силе, невысокого уровня экономики ЦА и экономического кризиса в России.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПАКИСТАНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Целью настоящего исследования является анализ одного из современных направлений пакистанской внешнеэкономической политики в 1990-2000-е гг. - связей Пакистана со странами Центральной Азии. При выборе направления работы автор исходила из того, что проблема пакистаноцентральноазиатского сотрудничества в последние два десятилетия в российской экономической литературе комплексно, с привлечением математического аппарата, практически не освещалась. Тема исследования потребовала привлечения и обобщения большого объема статистических данных, которые были почерпнуты из многих источников, включая официальные интернет-сайты государственных структур Пакистана и стран Центральной Азии. Автор также использовала российские и пакистанские научные журналы и монографии. В статье детально проанализировано пакистано-центральноазиатское экономическое сотрудничество: приводятся данные по индексу интенсивности взаимной торговли Пакистана и стран Центральной Азии, характеризуется инвестиционное сотрудничество между ними, рассматривается действие «мягкой силы» Пакистана в регионе. Проведенный автором исследования комплексный анализ экономических связей Пакистана с центральноазиатскими государствами сотрудничества позволяет сделать следующие практические выводы. Несмотря на некоторый рост объемов взаимной торговли в последние годы, ее динамика и характер по-прежнему остаются ниже потенциально возможных. Важным препятствием на пути расширения сотрудничества, помимо экономических проблем в самом Пакистане, отсутствия у него общей границы со странами Центральной Азии и нестабильной ситуации в Афганистане, через который осуществляется торговля, также являются геополитические устремления сторон. Геополитические интересы государств Центральной Азии в направлении США, стран ЕС, Японии и России снижают возможность расширения экономического сотрудничества между Пакистаном и странами региона. В свою очередь развернувшаяся в регионе новая «Большая игра» и подключение к ней целого ряда развивающихся государств (прежде всего Китая, Турции и Ирана), каждое из которых для закрепления своих позиций использует внушительный арсенал средств - от предоставления гуманитарной помощи до финансирования различных инфраструктурных проектов, в существенной мере снижает шансы Пакистана на значительное расширение своего присутствия в регионе. В статье приведены статистические данные, характеризующие состояние взаимной торговли Пакистана и стран Центральной Азии на современном этапе.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
Аннотация
Актуальность проблематики энергетического диалога Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия (КСА) во многом определяется трансформацией всей системы международных отношений на Ближнем Востоке, вызванной событиями «арабской весны», т.е. чередой региональных военно-политических кризисов, а также военно-политической ролью, взятой на себя Россией в урегулировании конфликта в Сирийской Арабской Республике (САР). Энергетический диалог нефтедобывающих государств рассматривается как один из важных механизмов, способствующих урегулированию кризисов на Ближнем Востоке, разрешению спорных вопросов в сфере ценообразования на энергоресурсы и решению инфраструктурных, социальных и экологических проблем региона. Авторская позиция заключается в том, что международные отношения не являются «игрой с нулевой суммой», и политическая воля государств идти на сближение за счет поиска компромиссов может способствовать стабилизации ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока и стать основой для устойчивого социально-экономического развития и России, и Саудовской Аравии. Целью статьи является выявление особенностей энергетического диалога между Россией и Саудовской Аравией, а также факторов, влияющих на него. Автор прибегает к методам сравнительного анализа и использует системный подход. В работе проанализированы концептуальные основы энергетической политики России и КСА, изучены международные договоры и механизмы функционирования формата «ОПЕК+», сопоставлены подходы Москвы и Эр-Рияда к выстраиванию диалога в энергетической сфере. В работе учтены экспертные оценки ведущих арабских и российских специалистов в области энергетики. В результате проведенного исследования были выявлены следующие ключевые особенности энергодиалога России и КСА. Во-первых, он развивается на фоне региональных военно-политических кризисов и принципиально отличающихся подходов двух стран к урегулированию конфликта в Сирии. Во-вторых, введя термин «переворот союзов», автор обращает внимание на серьезные изменения в выстраивании Саудовской Аравией партнерских отношений с США и Россией. В-третьих, отмечается поиск компромиссов и готовность сторон идти на взаимные уступки в принципиальных вопросах, таких как конфликт в Йемене и Сирии. Еще одной особенностью диалога России и КСА является использование сферы энергетики как универсальной площадки для поиска взаимовыгодных решений в вопросах обеспечения региональной экономической безопасности и военно-политической стабильности.
КИТАЙСКОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В БРИКС В 2017 Г.: РАСШИРЯЯ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация
В данной статье представлен анализ председательства Китая в БРИКС в 2017 г. через призму критериев: консолидации миссии и обеспечения преемственности повестки дня БРИКС; формирования новых инициатив, соответствующих интересам председателя и стран-членов; реализации национальных приоритетов страны-председателя в условиях сохраняющихся и новых глобальных вызовов. При проведении исследования автор опирается на методы исторического и сравнительного анализа. Автор приходит к выводу, что Китаю удалось достаточно эффективно организовать работу БРИКС в рамках председательства, закрепить тенденцию институционализации форума, реализовать приоритеты председательства. В сфере экономического сотрудничества был одобрен ряд секторальных документов для обмена опытом между странами-участницами, предполагающий выделение финансирования в размере 500 млн юаней для наращивания практического сотрудничества. В финансовой сфере, с учетом задач продвижения национальной китайской валюты на международных финансовых рынках, Китаем были предприняты шаги по развитию сотрудничества в валютной сфере, что, безусловно, выгодно и для других стран - членов института. В силу большого числа социальных задач, стоящих перед КНР, соответствующих Целям устойчивого развития, Сямэньский саммит закрепил обязательства стран-участниц по полной имплементации Повестки-2030. Будучи заинтересованным в трансфере новых технологий, Китай содействовал принятию долгосрочного инструмента сотрудничества в этой сфере (Плана действий БРИКС по инновационному сотрудничеству на 2017-2020 гг.). Поскольку для расширения своего влияния на международной арене Китай активно использует механизмы «мягкой силы», председательство в БРИКС не стало исключением. Было организовано большое число встреч для продвижения культуры и языка КНР, впервые были организованы Спортивные игры БРИКС. Таким образом, в ходе китайского председательства 2017 г. была обеспечена преемственность повестки дня, определены новые направления сотрудничества в интересах КНР и стран-партнеров; консолидирована роль БРИКС как института глобального управления.
ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ В НАЧАЛЕ XXI В
Аннотация
В статье анализируются особенности развития российско-иранских культурных связей на рубеже XX-XXI вв. За последние 25 лет эти отношения существенно активизировались преимущественно в результате целенаправленной и финансируемой государством политики руководства Исламской Республики Иран (ИРИ), которая обеспечивает распространение ирано-исламской культуры и персидского языка в мире, в том числе и в России. При этом Иран сопротивляется проникновению любого культурного влияния, «чуждого исламским ценностям», что требует тщательно продуманного подхода при распространении достижений российской культуры на его территории. Россия рассматривает Иран как влиятельную региональную силу и геополитического союзника по укреплению стабильности в регионе и многополярном мире. Развитие связей с ИРИ на данном этапе приоритетно в военно-технической, научно-образовательной и торгово-экономической сферах. Культурному сотрудничеству с Ираном на государственном уровне не придается самостоятельного значения и отводится роль некоего благоприятного фона. Имеет место недооценка роли культурного фактора в формировании структуры стратегического взаимодействия России с ИРИ.
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: РОЛЬ РУССКОЯЗЫЧНОГО СООБЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Аннотация
Статья посвящена изучению многочисленного и активно развивающегося сообщества Израиля - «русской улицы» - и его влияния на российско-израильские отношения. Автор касается таких аспектов темы, как: отличия «большой алии» 1990-х гг. от первой волны репатриации 1970-х гг. и факторы, сформировавшие уникальную «русско-еврейскую» идентичность у представителей «русской улицы», политический и экономический потенциал «русского Израиля», ключевые сферы сотрудничества между двумя государствами и роль «русского» сообщества в этом сотрудничестве. Специфика работы состоит в использовании герменевтического подхода, который был выражен в стремлении автора осмыслить уникальную идентичность отдельного культурного сообщества и выявить факторы, которые главным образом повлияли на формирование данного сообщества в отдельный исторический период. Автор также прибегает к общенаучным методам исследования, таким как анализ и синтез, индукция и дедукция. Научная новизна исследования состоит в попытке автора спрогнозировать возможность формирования пророссийского экономического лобби среди израильских бизнесменов в будущем, а также сделать прогноз относительно возможности возвращения бывших соотечественников в Россию с целью развития в стране индустрии высоких технологий. Автор пришел к следующим выводам: если русскоязычное сообщество не оказывает столь серьезного влияния на политические решения израильского руководства, то в экономической сфере оно способно укрепить контакты между Израилем и Россией. Инициативы России по развитию различных форм экономического, культурного сотрудничества и взаимодействия по линии СМИ могут дать импульс для роста влияния русскоговорящего сообщества.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Интервью c РУСТАМОМ РЕНАТОВИЧЕМ БУРНАШЕВЫМ, профессором Казахстанско-Немецкого университета (Казахстан)
Аннотация
ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Интервью с доктором ШИРИН АКИНЕР, старшим научным сотрудником Кембриджского Форума по Центральной Азии Кембриджского университета, научным сотрудником Школы востоковедных и африканских исследований Лондонского университета; членом Редколлегии Вестника РУДН. Серия: Международные Отношения
Аннотация
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС
Аннотация
Статья посвящена развитию российско-китайского гуманитарного сотрудничества в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Автор анализирует гуманитарное взаимодействие между странами - членами Организации, так как именно данный вектор сотрудничества является одним из приоритетных. Вместе с тем выделяется особая значимость российско-китайских отношений в данной сфере в связи с тем, что Россия и Китай являются одними из первых государств - участников ШОС, заявивших о гуманитарном взаимодействии. В статье рассмотрены различные направления гуманитарных отношений в рамках ШОС, а именно российско-китайское сотрудничество в сферах образования, культуры, академической мобильности, спорта и туризма. В последнее время все большее значение в российско-китайском сотрудничестве приобретает именно гуманитарная составляющая, которая в последние два десятилетия стала включать в себя не только такие традиционные сферы взаимодействия, как культура и образование, но и здравоохранение, спорт, СМИ и туризм. Кроме того, после установления между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, гуманитарное сотрудничество, получив большую государственную поддержку, стало развиваться быстрыми темпами. С образованием Шанхайской организации сотрудничества, в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Узбекистан, а с 2017 г. Индия и Пакистан, двустороннее сотрудничество между Москвой и Пекином приобрело новый характер.