Том 18, № 1 (2018): Великие державы: парадоксы восприятия
- Год: 2018
- Статей: 17
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/issue/view/1066
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-1
Весь выпуск
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Ситуативный антиамериканизм в Республике Корея: история появления и причины снижения
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию антиамериканизма, в т.ч. ситуативный антиамериканизм, подразумевающий критику не США как таковых, но их отдельных действий. На сегодняшний день в Республике Корея (РК) сформировался именно этот тип антиамериканизма. Если в первые десятилетия холодной войны Южная Корея была одним из наиболее проамерикански настроенных государств мира, то в 1980-х гг. ситуация начинает меняться. Возникновение антиамериканизма в стране связывается в статье с поддержкой Вашингтоном авторитарного режима в Южной Корее в условиях, когда среди значительной части населения сформировались требования демократизации. Большое внимание уделено событиям 2000-х гг., связанных с ростом антиамериканских настроений в южнокорейском обществе. Автор показывает, что в Республике Корея и в настоящее время преобладает ситуативный антиамериканизм. В целом в последние годы наблюдается тенденция, связанная со снижением антиамериканских настроений в обществе. Автор увязывает это с провалом шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной программе, ростом напряженности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом и, прежде всего, с очевидным прогрессом, достигнутым КНДР в развитии своих ракетных и ядерных технологий. Делается вывод, что до тех пор пока на территории Южной Кореи сохраняется американское военное присутствие и пока военно-политические и экономические связи США и РК остаются столь тесными, как в настоящее время, ситуативный антиамериканизм также будет оставаться характерным для южнокорейского общества.
Возникновение и эволюция партийного евроскептицизма как феномена политической жизни Италии
Аннотация
Несмотря на то что изучению евроскептицизма посвящен достаточно обширный пласт зарубежной исследовательской литературы, российская научная школа до недавнего времени не уделяла должного внимания этому феномену, особенно его распространению в таких традиционно еврооптимистичных государствах, как Италия. Целью данной работы является рассмотрение основных вех эволюции евроскептицизма с начала участия Италии в европейской интеграции до настоящего времени. Исходя из данной цели, автор ставит для себя такие задачи, как исследование истории распространения евроскептических идей, определение ключевых носителей антиевропейских настроений и сравнение характерных черт партийного евроскептицизма Первой и Второй республик. Для решения обозначенных задач в работе используется историко-хронологический метод, с помощью которого прослеживается возникновение и эволюция евроскептицизма как феномена политической и общественной жизни Италии. Кроме того, чтобы разделить идеологический и стратегический евроскептицизм и их место в программных установках различных политических партий, в статье применяется метод компаративного анализа. По итогам выполненного исследования автор приходит к ряду важных выводов. Во-первых, эволюцию евроскептических идей в Италии можно условно разделить на три этапа. Первый (начало 1950-х - начало 1970-х гг.) был связан с несогласием некоторых политических сил с выбранным властями вектором на утверждение Италии в качестве надежного участника атлантического и, следовательно, европейского блоков. Второй (середина 1970-х - начало 1990-х гг.) характеризовался падением популярности евроскептицизма как политического явления в связи с достижением «исторического компромисса» между правительством и оппозицией. На третьем этапе (середина 1990-х гг. - настоящее время) имеет место возрождение евроскептической составляющей в программах новых партий, не связанных с политическими традициями прошлого. Во-вторых, основными носителями евроскептических идей периода Первой республики были Итальянская коммунистическая и Итальянская социалистическая партии, тогда как во Второй республике они были взяты на вооружение в основном силами правого центра. В-третьих, евроскептицизм коммунистов и социалистов носил идеологический характер, в то время как новые партии, появившиеся в 1990-х гг. и позднее, используют его только как стратегию, направленную на привлечение электората.
Фактор внешнего авторитета для «малых» государств и интеграция на постсоветском пространстве
Аннотация
Поиск внешнеполитических ориентиров для новых независимых государств, возникших вследствие распада СССР, тесно связан с признанием с их стороны определенных норм и ценностей, а также принятием определенных поведенческих установок. Новые геополитические условия существенно повлияли на их стратегические ориентиры в отношении отдельных стран и институтов, которые стали своего рода авторитетами в определении многих как внешнеполитических, так и внутренних процессов постсоветских республик. В данной статье рассмотрены основные проявления фактора внешнего авторитета применительно к «переходным» постсоветским государствам в контексте интеграционных инициатив России. Автор полагает, что РФ, активно продвигая интеграционные проекты на постсоветском пространстве, сталкивается с рядом преград, обусловленных, в первую очередь, относительной слабостью экономического потенциала России по сравнению с совокупным Западом (США и ЕС) и КНР. Лидирующее положение России, по мнению автора, также подрывается и отсутствием ценностной системы и идеологической привлекательности, что в итоге препятствует укреплению ее имиджа в регионе. Вследствие этого интеграционные процессы, которые активно продвигает Россия (СНГ, ОДКБ, ЕЭС), не лишены изъянов. Отсутствует прочная идеологическая основа для сплоченности и солидарности между государствами-членами, которые по-прежнему предпочитают свои собственные национальные интересы единой парадигме партнерства. Автор также полагает, что помимо сложности с формулировкой ценностных ориентиров, привлекательных для своих ближайших соседей, России до сих пор не удается обосновать наличие общего внешнего противника или общих вызовов, без чего прочность альянсов и союзов под ее лидерством становится сложно достижимой.
Восприятие России молодым поколением Японии
Аннотация
В работе исследуется динамика изменения восприятия России молодым поколением Японии. Цель статьи - рассмотреть, какие представления и стереотипы сложились у японской молодежи в отношении России, проанализировать факторы, влияющие на восприятие молодыми японцами «дальнего соседа», и то, как эти представления изменились за пять лет. По мере усложнения отношений между Японией и Россией возрастает потребность в получении большего объема знаний для выстраивания взаимопонимания. Для более детального анализа в статье были использованы данные опросов, проведенных в университетах Японии в рамках исследовательского проекта «Представления студентов о странах-соседях в начале XXI века - Россия и Япония». Как представляется, студенческая аудитория - наиболее перспективная для работы в плане формирования общественного мнения о зарубежных странах. Мы обращаемся к результатам, полученным в 2007 и 2012 гг., и используем эмпирические методы исследования, такие как опрос и анализ дискурса. Таким образом, мы предоставляем обзор результатов репрезентативных опросов и анализируем результаты исследований для того, чтобы сделать выводы о движущих факторах изменения общественного восприятия России молодыми японцами. Представленное исследование является иллюстративным объяснением того, что стереотипы долговечны - их довольно трудно изменить - и они могут передаваться из поколения в поколение. По результатам исследования автор пришел к следующему выводу: хотя в целом уровень восприятия России в студенческой среде не изменился, но, тем не менее, мы смогли увидеть некоторые количественные изменения. Результаты опросов показали, что определенная часть японских студентов придерживается довольно оптимистичного мнения о России. Однако были и свидетельства того, что по некоторым вопросам мнения японских студентов изменились, при этом иногда не в лучшую сторону.
Психология восприятия социальной дистанции в отношении разных стран мира: взгляд из России
Аннотация
В современном мире межкультурные коммуникации становятся все более интенсивными, расширяется психологическое восприятие представителей других этносов и их культур. В статье рассматриваются психологические особенности восприятия студенческой молодежью Санкт-Петербурга социальной дистанции в отношении различных народов мира. Описаны трудности восприятия и межкультурного взаимодействия в зависимости от стереотипов, ошибок каузальной атрибуции, предубеждений и дискриминации, этноцентризма. Утверждается, что ассертивность как способность оберегать свои права и интересы проявляется в увеличении социальной дистанции и является конструктивным способом защиты. Цель эмпирического исследования - изучить величину социальной дистанции студенческой молодежи русской национальности по отношению к представителям других этносов. Задачи исследования состояли в оценке величины социальной дистанции по отношению к народам, не входящим в состав Российской Федерации, и в определении динамики социальной дистанции в зависимости от политических и экономических событий, происходящих в мире. Методом исследования служила шкала социальной дистанции Э. Богардуса. На основе результатов эмпирического исследования были сделаны следующие выводы. Величина социальной дистанции студенческой молодежи русской национальности свидетельствует об их нормальной этнической идентичности и позитивном настрое в отношении разных народов мира. Опрошенные студенты осознают себя как самостоятельный этнос, проявляют стремление и готовность к деловому сотрудничеству с другими народами. Социальная дистанция по отношению к европейским народам в целом ближе, чем к этносам Азии и Африки. Социальная дистанция студентов по отношению к братским славянским народам (украинцам и белорусам) ближе, чем к представителям других народов. Славянское братство в восприятии студенческой молодежи сохраняется, однако с белорусами студенты готовы строить дружеские и деловые отношения, а с гражданами Украины и с жителями Донбасса в последние годы - исключительно деловые. Это свидетельствует о некотором увеличении социальной дистанции по отношению к украинцам. Люди, отодвигая социальную дистанцию по отношению к жителям страны, где идет гражданская война, психологически защищаются, стараясь быть эмоционально дальше от военного конфликта. Это нормальная психологическая реакция людей. В ситуации террористического акта величина социальной дистанции по отношению к террористам и их жертвам также резко увеличивается.
Коалиционные модели международных коммуникаций в контексте глобального управления (на примере БРИКС)
Аннотация
В статье анализируются особенности международных коммуникаций в контексте механизмов глобального управления. В первой части статьи обосновывается тезис о постепенном превращении транснациональных коммуникационных сетей в важный инструмент глобального управления. Глобальную коммуникацию авторы определяют и как коммуникационный процесс, и как коммуникационную систему. Описывается процесс формирования информационно-коммуникационной модели в глобальном управлении, в которой функции информационных и коммуникационных механизмов глобального управления, прежде всего, связаны с разработкой правил , регулирующих основные сферы международного взаимодействия (обмена информацией) государственных и негосударственных субъектов мировой политики и экономики. Рассматривается сотрудничество группы крупнейших стран БРИКС в сфере использования информационно-коммуникационных моделей в глобальном управлении. Приводятся форматы диверсификации коммуникационного потенциала посредством расширения диалога в формате форумов, саммитов, регулярных встреч представителей разных направлений. Рассматривается информационно-коммуникационная деятельность в рамках экспертной и рабочих групп по вопросам сотрудничества в области информационно-коммуникационных технологий, международной информационной безопасности. Делается вывод о необходимости формирования общей информационной площадки для развития взаимодействия стран БРИКС в общественно-политической, экономической, научной, культурной, молодежной сферах, а также укрепления трансграничной системы реагирования на угрозы информационной безопасности.
Формирование образа России аналитическими центрами Германии в контексте сирийского кризиса (на примере Фонда Фридриха Эберта)
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью аналитических центров в формировании образа России в общественном сознании зарубежных стран. В этой связи позиция немецких аналитических центров представляет наибольший интерес. ФРГ - это государство, с одной стороны, являющееся членом военно-политического блока НАТО, политика которого может представлять определенную угрозу для национальных интересов России, а с другой - один из основных европейских партнеров России. Это не дает ей в полной мере сформировать четко очерченную позицию по проблемам, имеющим непосредственное отношение к России, а также по вопросам, в решение которых вовлечены оба государства. Целью исследования является выявление роли аналитических центров Германии в процессе формирования образа России, а также степени влияния исследований аналитических центров на средства массовой информации. В качестве основного аналитического центра, материалы которого легли в основу исследования, был выбран Фонд Фридриха Эберта. Организация имеет представительство в России. На его примере проводится исследование роли центров в формировании образа России в рамках урегулирования сирийского кризиса. В качестве методов исследования следует выделить метод описания, использовавшийся для изучения материалов Фонда, метод сравнения для выбора объекта исследования, а также для выявления влияния материалов центра на различные средства массовой информации. Для более широкого раскрытия темы помимо материалов аналитических центров были использованы некоторые источники, а также дополнительная российская и зарубежная литература и материалы статистических агентств. Результаты исследования представляют собой ряд выводов, которые показывают степень заинтересованности Фонда Фридриха Эберта в процессе формирования российского образа и перспективы реализации идей аналитического центра в немецкой новостной системе.
МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
Сценарный прогноз развития украинского кризиса
Аннотация
Статья посвящена анализу развития украинского кризиса в кратко- и среднесрочной перспективе. Проводится анализ четырех возможных сценариев развития кризиса и его последствий. При подготовке прогноза был использован инструментарий сценарного анализа: выделение двух ключевых переменных, соотношение которых задает спектр анализируемых сценариев. При анализе украинского кризиса авторами были выбраны следующие переменные: мера поддержки Западом действующего правительства Украины и внутриполитическая стабильность правительства П.А. Порошенко. Хотя поддержка со стороны Запада играет важную роль в укреплении внутриполитических позиций президента П.А. Порошенко, а неудачи украинских властей в проведении реформ в будущем могут ослабить готовность Запада оказывать им поддержку, авторы считают возможным признать эти неопределенности независимыми друг от друга. Соотношение двух указанных переменных дает четыре сценария развития ситуации. Описанные сценарии могут не осуществиться в «чистом» виде. Политическая реальность будет представлять собой их сочетание, склоняясь к одному из них. Свою задачу авторы видят не в том, чтобы «предсказать будущее», а в том, чтобы структурировать его, наиболее полно представив спектр его вариантов. Перечисляются события-маркеры, которые будут указывать на осуществление того или иного сценария. Авторы приходят к выводу, что на ближайшие годы будущее украинского кризиса будет ограничено двумя ключевыми константами - большая война, как и глубокое политическое урегулирование, одинаково маловероятны. Долгосрочного решения украинского кризиса пока не просматривается. Большинство внешних участников ситуации занимают выжидательную позицию, наблюдая, какая именно фракция одержит верх в Киеве. Можно констатировать, что ключевой процесс ближайшего времени - формирование устойчивых рамок статус-кво, в которых кризис застынет на один-два электоральных цикла.
Иран и Саудовская Аравия на Ближнем Востоке: лидерство и межрелигиозная конфликтность (2011-2017)
Аннотация
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
АБИИ, многосторонние и национальные банки развития: перспективы сотрудничества
Аннотация
ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
Россия - Индия: новые горизонты стратегического альянса
Аннотация
Автор рассматривает развитие российско-индийских торгово-экономических отношений с 1992 по 2017 г. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время экономические санкции ряда стран Запада и США в отношении России вынуждают ее усиливать восточный вектор своей внешней политики. Индия является ведущим государством Южно-Азиатского региона, обладает ядерным потенциалом, демонстрирует высокие темпы социально-экономического роста, и у нее есть все шансы войти в число мировых держав. Углубление сотрудничества с Индией может стать хорошим стимулом для развития российской экономики и придать глубину двусторонним стратегическим отношениям, что в условиях обострения конкурентной борьбы в мировой политике и экономике является чрезвычайно важным для обеих стран. Изучение исторического опыта отношений, их содержания, потенциала, проблем и перспектив представляется актуальным и полезным. В рамках данной темы автор рассмотрел становление современной нормативно-правовой базы торгово-экономических отношений, выделил этапы в процессе двустороннего взаимодействия, изучил структуру и динамику торгового оборота, раскрыл основные причины существующих проблем в отношениях и определил перспективы сотрудничества. В качестве методологической основы был использован историко-описательный метод, который позволил автору проанализировать историю российско-индийских торгово-экономических отношений. По итогам анализа автор делает вывод о том, что на сегодняшний день существует ряд внешних и внутренних факторов, которые негативно влияют на экономические отношения двух стран, однако у российского и индийского правительств есть решимость укреплять отношения в этой сфере, создавая благоприятную среду для развития бизнес-контактов между представителями деловых кругов России и Индии, и готовность вывести экономические отношения на уровень, сопоставимый со статусом «особо привилегированного стратегического партнерства».
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
Сравнительный анализ приоритетов российской внешней политики и научно-образовательного сообщества специалистов по международным отношениям
Аннотация
Оценка степени соответствия интересов научно-образовательного сообщества политологов-международников приоритетам российской внешней политики представляет не только чисто исследовательский, но и сугубо практический интерес. В условиях, когда государственные ведомства выступают основным заказчиком как специализированных кадров, так и аналитических продуктов в сфере изучения международных отношений, соответствующие разработки могли бы способствовать обоснованию статусных и материальных запросов ученых и педагогов. Тем не менее до сих пор систематические попытки соотнести работу исследователей с требованиями практики на основе обширного эмпирического материала не предпринимались. Настоящая статья призвана стимулировать дискуссию относительно соотношения между приоритетами научно-образовательного сообщества и государственной политики на основе сравнительного анализа основных направлений внешнеполитической деятельности Москвы с тематической структурой массива диссертаций по политическим наукам. С этой целью в данной статье рассматривается эволюция различных изданий концепции внешней политики Российской Федерации как основного открытого документа стратегического планирования. На основе выявленных в них приоритетов производится классификация диссертационных исследований по специальности 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития», подготовленных с 1991 г. Выбор этого типа научных работ в качестве объекта анализа определяется тем, что они раскрывают долгосрочные интересы специалистов-международников, обладают значительным мультипликативным эффектом на научные публикации и образовательные программы, а также характеризуют переход молодых специалистов от стадии обучения к вхождению в профессиональное сообщество. Проведенный анализ свидетельствует о том, что тематические приоритеты диссертационных исследований, подготовленные в 2000-2010-х гг., в целом соответствуют основным направлениям российской внешней политики, изложенным в концептуальных документах. В то же время в диссертациях недостаточное внимание уделяется ряду важных проблем, таких как контроль над вооружениями, политические аспекты формирования глобальной инновационной системы, международные отношения на постсоветском пространстве и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Психологическое воcприятие великих держав в мире. Истоки русофобии. Интервью с профессором международных отношений и политических наук Университета Сан-Франциско Андреем Павловичем Цыганковым
Аннотация
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Роль гуманитарного сотрудничества в современной внешней политике Испании
Аннотация
В статье представлен анализ использования инструментов «мягкой силы» во внешней культурной политике Испании по следующим направлениям: распространение языка и культуры и международное сотрудничество в области образования. Авторами были проанализированы факторы, повлиявшие на формирование и становление стратегии культурного и образовательного сотрудничества внешней политики Испании, а также изучены ключевые ведомства, отвечающие за его реализацию. В эпоху глобализации культура и образование все активнее выходят за рамки национальных границ и становятся важным инструментом межнационального диалога и современной геополитики. Для такой страны, как Испания, имеющей большое число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, богатейшую историю и культуру и динамично развивающейся сегодня, сотрудничество в области культуры является мощнейшим ресурсом внешнеполитической деятельности, и Королевство Испания умело пользуется своими конкурентными преимуществами. Деятельность по распространению образовательной модели Испании в других странах можно условно разделить на три составляющие: сотрудничество в сфере высшего образования с вузами других стран, распространение языка и культуры Испании за рубежом в образовательных центрах и учреждениях культуры и обучение испанскому языку иностранных граждан на территории своей страны. Применительно к первой составляющей рассмотрены пути привлечения студентов в Испанию через реализацию ряда программ с учетом Болонской системы образования, к которой присоединилась страна. По второму пункту анализируется дипломатическая, информационная и другие виды помощи в области распространения испанского языка и культуры, реализуемой испанскими государственными учреждениями на территории России. В третьем подразделе приводятся данные об изменении политики в области обучения испанскому языку иностранных граждан на территории самой Испании. Были сделаны шаги для формирования системы качественного и общедоступного обучения как в университетах, так и в частных лингвистических центрах, стандарты качества преподавания в которых обеспечивает Институт Сервантеса.
РУДН и Латино-Карибская Америка: новые направления взаимодействия в образовательной сфере
Аннотация
В статье проанализировано международное сотрудничество РУДН в области высшего образования и науки, показана его роль в подготовке высококвалифицированных кадров из стран Латинской Америки и Карибского бассейна с особым упором на Эквадор. Цель статьи - на основе сравнительного анализа показать срез латиноамериканского контингента учащихся РУДН на современном этапе, и для этого ставятся задачи: выявить новые приоритеты в образовании, которые оказываются востребованными в современном обществе и получают воплощение в РУДН, показать значение интернационализации образования как одного из факторов обеспечения образовательного сотрудничества для РУДН. Ставится также задача показать взаимодействие правительства Эквадора и РУДН в подготовке конкурентоспособных специалистов для реализации амбициозных планов по развитию страны, выявить особенности проекта «Ячай» для развития научного потенциала Эквадора, определить перспективы для двустороннего взаимодействия в системе подготовки кадров. Авторы приходят к выводу, что за 58 лет своей деятельности РУДН добился значительных результатов в интернационализации образования, разработал интересные методики преподавания русского языка и других предметов, ввел изучение ряда предметов на английском языке, что сделало вуз привлекательным для иностранных, в частности латиноамериканских, студентов.