Том 17, № 4 (2017): Терроризм как угроза международной безопасности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ: ВНУТРЕННИЕ ИСТОКИ ТЕРРОРИЗМА

Косач Г.Г.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением антисистемного террористического подполья в Саудовской Аравии как прямого итога выхода религии из-под контроля государства. Важнейшей причиной этого явления был сохраняющий свое значение и сегодня религиозно-политический союз между династией - правящей семьей Аль Сауд - и корпусом улемов, представленных потомками Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба, семьей Аль аш-Шейх. Внутренняя конфликтность этого союза, в конечном итоге, определила периодические выходы оппозиции, апеллировавшей к основополагающим постулатам ваххабитской версии ханбалитского мазхаба, на политическую арену и ее превращение в важнейшего противника существующей саудовской государственности. Автор выделяет основные этапы противостояния саудовской власти и апеллировавшей к ре-лигиозной догме антисистемной оппозиции. В этом случае речь идет о выступлении ихванов (1920-е гг.), захвате Запретной мечети в Мекке, осуществленном в ноябре 1979 г. группой Аль-Утейби, движении заблудшей секты в конце 1990-х - начале 2000-х гг. и, наконец, о террористической деятельности в Саудовской Аравии на современном этапе, ассоциируемой властью с запрещенной в России группировкой ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ). Используя методы системного анализа, автор приходит к выводу, что лежащая в основе саудовской политической системы религиозная составляющая представляет собой фактор, к которому обращается оппозиция с тем, чтобы доказать «отход» власти от взятых ею на себя обязательств, связанных с поддержанием «чистоты» религиозных основ общества и государства. Это обстоятельство тем более значимо, что развивающийся в Саудовской Аравии процесс модернизации приводит к снижению авторитета корпуса официальных улемов и появлению оппозиционных законоучителей, легитимирующих деятельность террористических групп (формирующихся, в первую очередь, из уроженцев депрессивных регионов страны) и вдохновляющихся идеологией ИГИЛ (запрещена в России). Ключевые слова: Саудовская Аравия, семья Аль Сауд, семья Аль аш-Шейх, ваххабизм, тер-роризм, движение ихванов, Джухейман Аль-Утейби, «заблудшая секта», ИГИЛ (запрещена в России).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):639-654
pages 639-654 views

«ДЖАБХАТ АН-НУСРА» - ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧАСТНИК СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА

Крылов А.В.

Аннотация

В статье показана история и эволюция террористической джихадистской организации «Джаб-хат ан-нусра» («Фронт помощи», встречается также «Фронт поддержки»). Автор раскрывает идео-логические установки организации, ее основные цели, используемые для их достижения методы. «Джабхат ан-нусра» создавалась как филиал «Аль-Каиды» в Сирии. Впоследствии организация дважды меняла свое название на «Джабхат фатх аш-Шам» («Фронт завоевания Леванта») 29 июля 2016 г. и «Хайат тахрир аш-Шам» («Организация освобождения Леванта») 28 января 2017 г. Частые изменения вывески были вызваны, прежде всего, тем, что организация была признана террористи-ческой во многих странах мира, в том числе в России. «Джабхат ан-нусра» ставит перед собой две основные цели: первая - свержение легитим-ного сирийского правительства президента Башара Асада; вторая - создание на территории Си-рии суннитского мусульманского государства, управляемого в соответствии с законами шариата. В статье показано, что сейчас «Джабхат ан-нусра» является наиболее влиятельной военной и поли-тической силой среди всех политических организаций и военных формирований сирийской оп-позиции. Группировка активно старается стать более респектабельным движением и настойчиво стремится избавиться от ярлыка террористической организации. В статье отражена официальная позиция Российской Федерации в отношении «Джабхат ан-нусры».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):655-668
pages 655-668 views

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аватков В.А.

Аннотация

Предметом данного исследования выступает противодействие терроризму в современной Турции. Подробно рассматриваются природа и характер подрывной деятельности боевых групп на территории Турции, внешние и внутренние факторы, оказывающие воздействие на контртерро-ристическую борьбу в различных регионах Турецкой Республики. В данной работе автор также затрагивает проблему трансформации национальной протестной контркультуры в контексте политического курса Партии справедливости и развития (ПСР). Целью данного исследования является анализ механизмов и мер, используемых структурами турецкого государства, напрямую или косвенно задействованными в борьбе против террористиче-ской угрозы. Достижению заявленной цели исследования и успешному разрешению поставленных задач способствовало использование институционального и системного подходов. В качестве методов исследования применялись общенаучные и прикладные политологические принципы, включая контент-анализ документов. Особое внимание в статье уделено анализу спектра мер и механизмов, используемых турецкими властями для борьбы с террористическим и экстремистским элементом. Особый интерес представляет структура профильных правоохранительных ведомств, ответственных за реализацию государственных задач по данному направлению, и классификация функциональных обязанностей данных ведомств. Кроме того, в фокусе исследования находится проблематика использования мобилизации турецкого населения на фоне борьбы режима Р.Т. Эрдогана с террористической угрозой для достижения узконаправленных интересов нынешнего турецкого руководства, которые не всегда можно назвать полностью тождественными государственным. Например, тезис о «разделенной нации» - убеждение общественности в том, что террористическая угроза в Турции является исключительно следствием существования курдской проблемы - нередко использовался правящим режимом в качестве механизма воздействия на электорат в предвыборных кампаниях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):669-683
pages 669-683 views

«ДЖИХАД НОЖЕЙ» В БАНГЛАДЕШ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Котин И.Ю.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые случаи индивидуального терроризма, так называемого джихада ножей, к которому прибегали радикальные исламисты в Бангладеш в период с 2013 г. по 2016 г. Цель работы - выявление причин роста исламистского терроризма в Бангладеш в 2013-2016 гг. Задачи работы - анализ исторических предпосылок индивидуального и группового терроризма в Бангладеш, выявление групп, ставших жертвами террористических атак, а также анализ антитеррористических мероприятий правительства Хасины Вазед. Автор обращается к методу контент-анализа источников, преимущественно англоязычной прессы. Историко-генетический методологический принцип, применяемый в работе, позволяет проследить развитие такого опасного явления, как терроризм в Бангладеш, стране с мусульманским большинством населения, долгое время не знавшей этого страшного явления. В рамках исследования доказывается, что истоки проблемы терроризма в Бангладеш кроются в ранней истории страны, а также в ошибках нынешнего светского правительства. Отсутствие легальных форм политической борьбы, отказ оппозиции от участия в парламентском процессе усугубили проблему. Рассматривается серия убийств иностранцев, представителей меньшинств, либеральных блогеров и атеистов, анализируется деятельность властей Бангладеш, сумевших остановить волну террора к концу 2016 г. Автор предлагает 4 возможных сценария дальнейшего развития событий в Бангладеш в ближайшие годы: победа секуляристов, вариант мягкой исламизации в случае прихода к власти оп-позиции, жесткая исламизация и введение военного положения в стране.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):684-696
pages 684-696 views

УГРОЗА ТЕРРОРИЗМА В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Рогожина Н.Г.

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния ИГИЛ (ИГ, «Исламское государство») (запрещено в России) на развитие джихадистского движения в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) с сопутствующим ростом угрозы терроризма в регионе, где проживает 15% мусульман мира и где уже давно действуют террористические организации исламистского толка, вынашивающие планы по созданию здесь салафитского халифата. Выясняются причины уязвимости мусульманских стран ЮВА к распространению идеологии радикального исламизма, что создает предпосылки для вовлечения местных джихадистов в мировое террористическое движение с опасными для стабильности региона последствиями. Создание ИГИЛ представляет непосредственную угрозу для безопасности стран ЮВА, поскольку побуждает к активизации действий местные экстремистские группировки исламистского толка. Все они едины в своем отрицании демократической системы власти, на смену которой должны прийти исламское государство и шариат. Атака на г. Марави (юг Филиппин), предпринятая местными экстремистами, сторонниками ИГИЛ, стала предупреждением для других стран ЮВА об усилении опасности регионализации терроризма в странах Юго-Восточной Азии и превращения региона в новый фронт террористической деятельности группировки ИГИЛ, планирующей создать здесь свой плацдарм. Автор анализирует риски, связанные с усилением интереса к региону ИГИЛ, которое целенаправленно ведет работу по расширению здесь своей социальной базы и мобилизации своих сторонников, рассматривая регион как основной плацдарм по вербовке боевиков в рамках проведе-ния стратегии экспорта терроризма силами «волков-одиночек». В этих целях применяются разные политические инструменты, среди которых наиболее эффективным способом идеологического влияния на местное мусульманское общество становится пропаганда джихада в Интернете. Автор полагает, что создание ИГИЛ способствовало оживлению терроризма в странах ЮВА и появлению множества мелких ячеек такого рода, что повышает уровень террористической угрозы в регионе. Воздействие ИГИЛ на политическую ситуацию в ЮВА проявляется напрямую - в нарастании экстремизма и росте угрозы терроризма - и косвенно - в усилении исламистского радикализма в политическом развитии мусульманских стран.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):697-709
pages 697-709 views

УЧАСТИЕ ФРГ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА ТЕРРИТОРИИ СОМАЛИ

Трунов Ф.О.

Аннотация

Пребывание Сомали в состоянии нестабильности являет собой серьезную угрозу безопасности для международного сообщества, в том числе стран и институтов Запада. Главным фактором, провоцирующим эту нестабильность, на современном этапе является деятельность международной террористической структуры «Аш-Шабаб». С проблемой активизации ее боевиков уже столкнулась Германия и ее партнеры по Европейскому союзу. Методологической основой работы выступают теории урегулирования вооруженных конфликтов и строительства вооруженных сил (на примере национальной армии Сомали). Основными методами исследования избраны ивентанализ и сравнительный анализ. Цель работы - выявление особенностей подхода ФРГ к урегулированию «сомалийской проблемы». В этой связи первой задачей статьи выступает изучение предшествующего опыта Германии по борьбе с нестабильностью в Сомали в 1990-е гг. и с конца 2000-х гг. (в рамках противодействия пиратству). Второй задачей, на решение которой обращено основное внимание в статье, является изучение комплексного по своему характеру использования Германией своих политических, военных и экономических инструментов для ослабления «Аш-Шабаб». Рассматривается участие ФРГ в миссии ЕС по реформе сектора безопасности Сомали и на основе этого оценивается военный вклад Германии в дело борьбы с международным терроризмом. Раскрывается ход, проблемы и перспективы использования национальной армии Сомали для борьбы с «Аш-Шабаб» на юге, а также сепаратистскими течениями в северной части страны. Изучается содействие, оказываемое Германией восстановлению органов власти в Сомали в 2010-е гг. и процессу федерализации страны как ключевого направления стабилизации обстановки в ней. В статье исследуются особенности экономического участия Германии в решении глубоких внутренних проблем Сомали, во многом приведших к возникновению и укреплению позиций «Аш-Шабаб». Делается вывод о мерах, которые требуются от ФРГ для полного разгрома «Аш-Шабаб» и будущей минимизации угрозы терроризма с территории Африканского рога для Германии и ЕС.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):710-726
pages 710-726 views

КАМЕРУН В БОРЬБЕ С «БОКО ХАРАМ»

Кума Ж.К.

Аннотация

В данном исследовании описаны преступления террористической группы «Боко Харам» в Камеруне, а также история международного сотрудничества в борьбе против данной исламистской секты с момента объявления войны против нее в 2014 г. Показаны основные антитеррористические усилия Камеруна, в том числе создание «Оперативных командований», частичная реорганизация территориальной обороны, расширение оборонной политики на субрегиональный уровень и постепенная передислокация военных, распределение ресурсов и резервов с учетом новых задач. Камерун участвует в процессе многостороннего контртеррористического сотрудничества, которое придает новый импульс действиям национальных сил обороны и безопасности. Выявлена роль основных держав и стран субрегиона, а также Африканского союза и Организации Объединенных Наций в борьбе с «Боко Харам». Камерун является традиционным бенефициаром французской военной помощи. Антитеррористическая помощь также поступает из России, США, Великобритании и Германии. Показана роль Многонациональной объединенной целевой группы Комиссии бассейна озера Чад. Автор также показывает, что война против «Боко Харам» вызывает одновременно одобрение и критику как со стороны камерунского народа, так и международного сообщества. Подробно разбирается анализ критики со стороны НПО «Международная амнистия».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):727-737
pages 727-737 views

СЕТЕВАЯ ПРИРОДА МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА И ВОЗМОЖНОСТИ КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Абрамов А.В., Федорченко С.Н., Курылев К.П.

Аннотация

Целью статьи является анализ сетевого механизма воспроизводства международного терроризма - феномена постправды, решительно изменяющего прежнюю интерпретацию политического, этнического, религиозного, культурного и социального, приводя к исчезновению прежних смыслов, когда важно уже не то, правдиво новостное сообщение или нет, а его активное переживание, обсуждение. Использованный в качестве методологии контент-анализ сетевых сообществ подтвердил рабочую гипотезу, согласно которой несмотря на имеющийся абсентеизм и атомизацию социума в современных странах проявляется стремительная политизация сообществ социальных сетей Интернета по причине подрыва доверия граждан к традиционным политическим институтам - партиям и парламенту. Вербовщики террористических организаций используют этот тренд в своих целях, разогревая эмоциональный настрой участников социальных сетей и заостряя их обиды и противоречия по различным признакам. По мнению авторов, террористической пропаганде псевдобратства и космополитического религиозного общества современное государство может противопоставить только идеологию патриотизма. При этом характерной чертой патриотизма должна оставаться его опора на национальный суверенитет и дееспособное государство. Однако авторы, проанализировав методические разработки по проблеме патриотического воспитания в современной России, отмечают, что большинство предлагаемых приемов не учитывают развитие сетевого общества и заимствовано из советского ассортимента: лекции, беседы, классные часы, конкурсы смотра строя и песни, военно-патриотические сборы и пр. В работе делается вывод, что государство, не обращающее внимание на механизмы сборки новых политических идентичностей через социальные сети и не занимающееся элементарным политическим просвещением через интернет-коммуникации, будет вытеснено из виртуальной среды и не сможет выстроить эффективную защиту от технологий государственных переворотов в виде «цветных революций».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):738-748
pages 738-748 views

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (МНПО) В СОБЫТИЯХ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» В ЕГИПТЕ: РОЛЬ, МЕХАНИЗМЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ

Шитова А.В.

Аннотация

«Арабская весна» запустила процесс масштабной политической трансформации стран Северной Африки и Ближнего Востока. В регионе Северной Африки до сих пор остается немало «точек напряжения», в которых сходятся политические и экономические интересы многих внешних акторов, в том числе и международных неправительственных организаций (МНПО). Изменения, связанные с лоббированием демократических ценностей в противовес клановости, привели к усилению роли Запада в от-ношении государственных и общественных институтов стран Северной Африки и Ближнего Востока. Академические круги признают, что МНПО на настоящем этапе активно участвуют в современных международных отношениях, во внутриполитической жизни тех стран, где они осуществляют свою деятельность. Еще более значимыми их действия становятся в условиях смены политических режимов. Целью данной статьи является выявление особенностей деятельности МНПО в событиях «арабской весны» до, во время и после смены правительства Х. Мубарака в Египте, при правительствах М. Мурси и Абдель Фаттаха ас-Сиси (2010-2016 гг.). В статье идентифицированы несколько МНПО, активно действующих в Египте в период «арабской весны», среди них: Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, Центр Картера и др. Проведенный анализ деятельности данных МНПО позволяет сделать выводы о стратегии поведения, методах и инструментах применения современных технологий, содействующих смене политического режима в Египте. Наиболее распространенными механизмами влияния МНПО на политический процесс стали: участие в организации избирательного процесса при проведении президентских и парламентских выборов, организация избирательных кампаний, семинаров, консультаций для гражданского общества, содействующих выдвижению новых потенциальных политических лидеров. Особое внимание уделяется социально-экономической ситуации в Египте после массовых беспорядков. Автор выявляет, какие внешние силы стояли за иностранными МНПО, действовавшими в Египте, как они способствовали демократическому транзиту этой арабской страны и к каким неоднозначным результатам для населения это привело. Методологической базой исследования стали системный и сравнительный методы анализа, а также ивент-анализ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):749-759
pages 749-759 views

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРГ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

Ханнанова Г.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу основных факторов, определяющих внешнеполитическую линию ФРГ в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Актуальность темы обусловлена потребностью исследования феномена активизации военно-политического участия Германии в урегулировании кризисных ситуаций. Автор, опираясь на принцип историзма, рассмотрел внешнюю политику германского государства на Арабском Востоке в ее развитии, начиная с формирования в конце XIX в. Применение историко-генетического метода позволило выделить основные аспекты колониальной политики Германии в преддверии Первой и Второй мировых войн, а также предпосылки углубления контактов со странами региона в период холодной войны. Выявление факторов, детерминирующих современную ближневосточную политику Германии, способствовало системному анализу рассматриваемой проблематики. Несмотря на аргументированность заявлений официальных лиц ФРГ о заинтересованности в установлении «баланса сил» и в восстановлении политической стабильности региона, данные цели были подвергнуты критической оценке, учитывая, что в условиях геополитической «разбалансировки» Германия получает возможность упрочить свое влияние в регионе. Взяв за основу цели германского правительства на Ближнем Востоке и в Северной Африке, определенные в коалиционном договоре 2013 г., автор пришел к выводу о приоритетности кризисного урегулирования в исследуемом регионе. При этом отмечается, что конфликтный потенциал Арабского Востока и его поддержание на высоком уровне отвечает интересам германского военно-промышленного комплекса. Увеличение экспорта продукции ВПК в арабские страны и игнорирование экспортных ограничений можно расценить как поддержку гонки вооружений в регионе. Таким образом, на современном этапе внешняя политика Германии на Ближнем Востоке и в Северной Африке характеризуется наличием «двойных стандартов» и противоречием предпринимаемых инициатив декларируемым целям. Явная непоследовательность ближневосточной политики ФРГ на современном этапе объясняется незавершенным процессом ее переформатирования и выделением новых приоритетов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки на долгосрочную перспективу.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):760-769
pages 760-769 views

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ СЕПАРАТИЗМА В СУАР КНР

Мавлонова А.С.

Аннотация

В статье рассматривается важное геостратегическое положение Синьцзяна, находящегося на пересечении очагов нестабильности, главным образом вследствие наличия общей границы с Афганистаном и Пакистаном. Обозначено серьезное влияние на Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики (СУАР КНР) масштабного военного конфликта на Ближнем Востоке. Проведенный анализ показывает, что особенность данного конфликта заключается в том, что он влияет не только на политическую, но и экономическую обстановку в СУАР КНР. Что касается политического аспекта, то появление на Ближнем Востоке новой активной силы в лице «Исламского государства» (ИГИЛ, ИГ) (террористическая организация, запрещена в России) создает определенные риски для КНР, учитывая наличие радикально настроенной молодежи и возможность проникновения религиозных экстремистов с Ближнего Востока на его территорию через Афганистан и республики Центральной Азии. В этой связи Китаю совершенно не выгодна длительная дестабилизация политической обстановки в Сирии, распад государства или победа религиозных экстремистов. Автор также приходит к выводу, что военный конфликт на Ближнем Востоке может негативно сказаться и на реализации проекта Нового Шелкового пути. Отправной его точкой является СУАР. Успешная реализация проекта будет стимулировать торгово-экономические и энергетические обмены с республиками Центральной Азии и положительно влиять на стабилизацию обстановки в СУАР. Но проблема заключается в том, что сам путь пролегает в опасной близости от ближневосточного региона, где в острой фазе находится противостояние «Исламскому государству». В статье также рассматривается влияние США на обстановку в Синьцзяне и поддержка Вашингтоном уйгурского сепаратистского движения. В будущем уйгурский вопрос с большой вероятностью может быть использован американцами с целью ослабления Китая и получения уступок с его стороны по различным вопросам.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):770-780
pages 770-780 views

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИИ В АФГАНИСТАН: ПЕРСПЕКТИВЫ ДВУСТОРОННЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Асеф Н.

Аннотация

В статье рассматривается динамика развития экономической ситуации в Исламской Республике Афганистан после падения режима талибов в 2001 г., а также современное состояние и перспективы развития российско-афганских торгово-экономических отношений. Россия и Афганистан имеют долгую историю сотрудничества. В XX в. Советский Cоюз оказывал экономическую помощь Афганистану, включающую финансирование и строительство объектов промышленности и инфраструктуры, которые сегодня нуждаются в восстановлении и модернизации. Благодаря накопленному опыту сотрудничества Россия сегодня может стать одним из основных игроков в Афганистане и поучаствовать в восстановлении страны. Актуальность данной статьи обусловливается тем, что в настоящее время в условиях экономических санкций и ухудшения отношений со странами Запада Россия намерена возобновить и развивать отношения с давними партнерами. Сегодня Афганистан пытается оправиться от разрушительных последствий многолетней гражданской войны и приглашает Москву присоединиться к этому процессу. Проведенный анализ российско-афганских отношений показал, что на сегодняшний день, несмотря на наличие определенных проблем, с которыми сталкиваются наши страны, развитие торгово-экономических отношений является перспективным направлением двухстороннего сотрудничества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):781-792
pages 781-792 views

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ В СФЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ (на примере Республики Кения)

Хлебникова Л.Р.

Аннотация

В феврале 2016 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил о возвращении Израиля в Африку, особо отметив, что еврейское государство может успешно сотрудничать с представителями Африканского континента в двух ключевых сферах - борьба с терроризмом и «создание возможностей завтрашнего дня», т.е. содействие развитию. И эти две области, по мнению израильского лидера, взаимосвязаны. В статье рассматривается израильско-кенийское сотрудничество в качестве примера успешного взаимодействия ближневосточного государства и страны Восточной Африки - приоритетной для Израиля части континента. Особое внимание уделено военной и невоенной помощи, оказываемой Израилем Кении. Для обеспечения своей национальной безопасности кенийское руководство стремится получить доступ к израильским военным инновациям и богатому опыту еврейского государства в сфере борьбы с терроризмом. Расширяя и углубляя военное сотрудничество с Израилем, кенийское руководство также обращается к израильским успехам в сфере развития. Израильские инновации, особенно в сельском хозяйстве и медицине, представляют большой интерес для африканских государств, и Кения здесь не исключение. Целью исследования является анализ современного израильско-кенийского взаимодействия как в сфере развития, так и в области безопасности. В статье использованы официальные документы МИД Израиля, Кнессета, а также кенийского парламента. Путь Израиля к «сердцам и умам» кенийцев лежит как через предоставление технической помощи, так и через укрепление взаимодействия в области борьбы с одной из главных для обоих государств угроз - терроризмом. В свою очередь, еврейское государство, вновь прокладывая путь в Африку, ждет от Кении экономических и торговых преференций, дипломатической лояльности в ООН, поддержки в сдерживании амбиций Исламской Республики Иран в Африке. Автор приходит к выводу, что для сохранения позитивного импульса в развитии израильско-кенийских отношений стороны должны продолжать интенсивно углублять сотрудничество с учетом взаимных интересов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):793-806
pages 793-806 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

НЕМЕЦКОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В «ДВАДЦАТКЕ». ИСПЫТАНИЕ ТРАМПОМ

Ларионова М.В.

Аннотация

Около десяти лет «Группа двадцати» объединяет лидеров развитых и развивающихся стран для управления общими вызовами. Существуют разные оценки ее роли. Однако в условиях изменяющегося расклада сил в мире, растущего протекционизма, деградации окружающей среды и значительного уровня враждебности по отношению к глобализации «Группа двадцати» остается важнейшим форумом экономического сотрудничества. Каждое председательство «двадцатки» уникально, поскольку каждое председательствующее государство выбирает свой подход к балансу национальных приоритетов и интересов стран-партнеров в процессе формирования повестки дня и выработки коллективных решений. Высокий уровень ожиданий от председательства Германии был связан с внешними и внутренними факторами. Во-первых, потребность в ответе на растущие вызовы де-глобализации, экономического неравенства и изменения климата формирует запрос на решительные коллективные действия. Во-вторых, имея значительный уровень экономического и дипломатического влияния, готовность развивать многостороннее сотрудничество, Германия обладает уникальными возможностями повысить эффективность деятельности «двадцатки» и закрепить роль форума как гаранта всеобщего благосостояния. В статье представлен анализ приоритетов и результатов председательства Германии в контексте внешних и внутренних вызовов работы «двадцатки» в 2017 г.: позиции 45-го президента США по международной торговле и климату, переговоров по Брекситу, сентябрьских парламентских выборов в ФРГ, значительного профицита счета текущих операций платежного баланса Германии. Анализ показывает, что ФРГ и ее партнерам по «двадцатке» удалось многое сделать. Геополитические проблемы не помешали согласовать решения лидеров по ключевым вопросам экономической повестки. Состоялось шесть министерских встреч; институционализировано сотрудничество по цифровой экономике и здравоохранению; принято 15 документов лидеров, включая Коммюнике лидеров «Группы двадцати» и План действий по борьбе с терроризмом; согласовано более 500 конкретных обязательств. Саммит стал площадкой для более чем 70 двусторонних встреч лидеров. Несмотря на противоречия между членами и внутренние и внешние вызовы председательства, заложен фундамент сотрудничества по приоритетным направлениям, сформулированным Германией как председательствующим государством; обеспечен прогресс по ключевым направлениям работы форума; выработаны формулировки, позволившие преодолеть протекционистские тенденции в международной торговле; закреплена приверженность «двадцатки» реализации Парижского соглашения по климату, усилено сотрудничество в области устойчивой энергетики и энергоэффективности. «Группа двадцати» успешно преодолела новые испытания, подтвердив свою роль клю-чевого форума экономического сотрудничества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):807-823
pages 807-823 views

РОССИЙСКАЯ И КИТАЙСКАЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Дегтерев Д.А., Янь Л., Трусова А.А.

Аннотация

Предметом данного исследования являются механизмы оказания международной помощи в РФ и КНР. Авторы проводят сравнительный анализ нормативных баз двух государств в сфере содействия международному развитию, организационных структур, понятийного аппарата, специфики и сфер оказания внешней помощи. Методологическая основа данного исследования строится на принципах достоверности и научной объективности. В исследовании применен метод сравнительно-сопоставительного анализа. Стратегическое партнерство РФ и КНР, в том числе сопряжение проекта Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, создает предпосылки для успешного взаимодействия двух государств в области оказания международной помощи третьим странам. В законодательстве КНР существует концептуальная основа оказания официальной помощи развитию, в нее входят Белые книги и другие политические документы, закрепляющие принципы, цели и задачи, механизм реализации внешней помощи Китая. В РФ существует Концепция государственной политики в сфере содействия международному развитию (СМР), которая отражает цели, задачи, принципы осуществления СМР, но не утверждает на законодательном уровне механизм оказания помощи. В обеих странах также отсутствует специализированный государственный орган, который бы осуществлял политику в сфере СМР. Речь идет скорее о целом ряде государственных органов в сфере оказания международной помощи, деятельность которых в той или иной степени координируется на межведомственной основе. Анализ доктринальных и нормативных документов, а также существующих программ международной помощи РФ и КНР, страновых и отраслевых приоритетов позволяет выработать рекомендации по координации усилий РФ и КНР в области СМР, что приведет, в конечном счете, к повышению эффективности национальных программ международной помощи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):824-838
pages 824-838 views

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В РЕШЕНИИ КОРЕЙСКОГО ВОПРОСА (1944-1945 гг.)

Минкова К.В.

Аннотация

В статье на основе советских и американских документов, часть из которых вводится в научный оборот впервые, рассматривается место корейской проблемы в советско-американских отношениях середины 1940-х гг. Вскрываются основы политики в «корейском вопросе» СССР и США, вводятся два новых актора, действовавших на территории США и сыгравших значительную роль в формировании этой политики, - Китайско-корейская народная лига и Корейская комиссия. Руководствуясь принципами историзма и научной объективности, проанализировав советские архивные документы и сравнив их с американскими, автор делает вывод о том, что до начала 1950 г. корейский вопрос не имел первостепенного значения ни для Москвы, ни для Вашингтона. Обе стороны выступали за создание независимой Кореи (пусть и с разными целями, и в своем понимании независимости). Вместе с тем, уже в конце 1945 г. корейская проблема стала одним из тех вопросов, по которым ялтинские договоренности не смогли быстро воплотиться в реальность. Как это случилось с рядом других вопросов, рассматривавшихся в то же время и также не получивших ожидаемого и быстрого решения, корейская проблема перестала восприниматься союзниками как автономная. Возникновению взаимного недопонимания и подозрений между СССР и США немало способствовали действия будущего первого президента Южной Кореи Ли Сын Мана, стремившегося увеличить свой политический капитал за счет разногласий между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Определенную роль в них сыграл и глава Китайско-корейской народной лиги Килсу Хаан. Изменение советской политики в отношении Кореи, ставшее одной из главных причин начала Корейской войны, произошло лишь в начале 1950 г. и стало следствием кардинального изменения политической обстановки в мире, весьма далекой от тех условий, в которых заключались ялтинские соглашения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):839-856
pages 839-856 views

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

О РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ефремова Л.И.

Аннотация

Автор, основываясь на практическом опыте реализации двустороннего взаимодействия КНР и РФ в области образования, раскрывает основные направления этого сотрудничества и анализирует его ключевые особенности. В статье приводятся конкретные примеры из опыта работы российских вузов и организаций с китайскими партнерами по согласованным направлениям двустороннего сотрудничества, совместного взаимодействия в области изучения и преподавания русского и китайского языков, создания ассоциаций профильных вузов России и Китая и пр. Целью данного исследования является выявление особенностей практики взаимодействия ведущих российских и китайских университетов по развитию и реализации совместных образовательных программ с выдачей двойных дипломов. Отдельно анализируется актуальная нормативно-правовая база российско-китайского сотрудничества в области образования. Одной из задач статьи стало рассмотрение сотрудничества обеих стран по продвижению русского и китайского языков, состояния вопроса изучения государственных языков стран-партнеров. Проводится статистический анализ количества китайских студентов, обучающихся в российских вузах, числа партнерских соглашений и программ, объемов бюджетной квоты, выделяемой на обучение китайских студентов в российских вузах. В целом, актуальность статьи обусловлена общей тенденцией по расширению сотрудничества России и Китая в области образования, в частности, в рамках проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», по которому КНР является одним из приоритетных государств, а число китайских студентов, обучающихся на различных формах подготовки в российских образовательных организациях должно увеличиться до 100 тыс. человек. Представляется, что статья привлечет внимание руководителей и работников международных подразделений вузов Российской Федерации, государственных и частных компаний, занимающихся сотрудничеством в сфере образования и науки с Китайской Народной Республикой.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):857-865
pages 857-865 views

РЕЦЕНЗИИ

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Baldwin R.E. The Great Convergence: Information Technology and the New Globalization. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press, 2016. - 344 p

Волгина Н.А.

Аннотация

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:
Baldwin R.E. The Great Convergence:
Information Technology and the New Globalization.
Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press
of Harvard University Press, 2016. — 344 p.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):866-873
pages 866-873 views

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: История Китая с древнейших времен до начала ХХI века: В 10 т. / Гл. ред. акад. РАН С.Л. Тихвинский; Институт Дальнего Востока РАН. Т. IX: Реформы и модернизация (1976-2009) / Отв. ред. А.В. Виноградов. М.: Наука, 2016. - 996 с

Кондрашова Л.И.

Аннотация

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:
История Китая с древнейших времен до начала ХХI века:
В 10 т. / Гл. ред. акад. РАН С.Л. Тихвинский; Институт
Дальнего Востока РАН. Т. IX: Реформы и модернизация
(1976—2009) / Отв. ред. А.В. Виноградов.
М.: Наука, 2016. — 996 с.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):874-881
pages 874-881 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах