Критический анализ соглашений в сфере безопасности между Индией и США

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время Азия является центральной частью мировой политики, где столкнулись интересы ряда глобальных и региональных игроков, среди которых можно выделить Индию, Китай, Японию, США и Россию. С распадом социалистического блока и окончанием холодной войны США приступили к формированию новой политики в сфере безопасности - изменили свои приоритеты, содействовали новой расстановке сил и определили для себя новую роль в постбиполярном мире. Индия же благодаря быстрому экономическому росту и огромному внутреннему рынку, модернизации вооруженных сил, а также индийской практике демократизации усилила свои позиции в Азиатском регионе. Учитывая трансформацию Индии и стратегическое значение Индийского океана, а также проходящих в нем морских транспортных путей, Вашингтон проявлял интерес в укреплении своих отношений с Нью-Дели. В результате на современном этапе отношения между Индией и США переходят от царившего в прошлом отчуждения к стратегическому взаимодействию. Начиная с 2004 г., когда была принят документ «Следующий шаг к стратегическому партнерству», обе страны переживают этап глубокого стратегического сближения. В первую очередь это касается сферы безопасности и обороны. Автор на основе проведенного анализа утверждает, что соглашения между Индией и США в сфере обороны стимулируют наступательную мощь Индии, оказывают негативное влияние на региональную безопасность в Южной Азии, особенно на безопасность Пакистана. В качестве методологии применяются контент-анализ, ивент-анализ и проблемно-хронологический метод.

Полный текст

Введение

В исторической ретроспективе Индия и США находились в противоположных блоках — во времена холодной войны Вашингтон возглавлял западный блок, противостоящий СССР, а Нью-Дели, напротив, придерживался более открытого и нейтрального курса, будучи одним из организаторов Движения неприсоединения (ДН). Окончание холодной войны оказало серьезное влияние на международные процессы, что стало одной из причин дальнейшего развития отношений между двумя странами, особенно в сфере обороны и безопасности.

С изменением своих внешнеполитических приоритетов в 1990-е гг. Индия нуждалась в новом и современном технологичном оружии, предназначенном для реализации внешнеполитических амбиций в Южной Азии и за ее пределами, а США, в свою очередь, хотели получить новый рынок для своего вооружения и превратить Индию в форпост противодействия антиамериканским силам. Таким образом, совпадение интересов резко сблизило Индию и США.

Самым первым шагом, который был предпринят обеими сторонами для развития отношений в сфере безопасности и обороны, стало подписание в 1995 г. «Согласованного протокола по оборонным отношениям» (Agreed Minute on Defense Relations, AMDR)1. В рамках AMDR были созданы специальные группы для обсуждения вопросов оборонной политики, совместных технологий и военного сотрудничества (Sharma, 2012). Однако в 1998 г. Индия провела ядерные испытания «Похран-II», в результате которых Вашингтон осудил действия Нью-Дели и ввел санкции в отношении торговли оружием и другими технологиями, связанными с вооружением, а также оборонного сектора Индии2.

Спустя два года, после визита президента США Б. Клинтона в Индию в 2000 г., отношения двух стран вновь вернулись в русло конструктивного диалога. В 2004 и 2005 гг. были подписаны два важных документа — «Следующий шаг в стратегическом партнерстве» (Next Step towards Strategic Partnership, NSSP) 3 и Новое рамочное соглашение по американо-индийским отношениям в сфере обороны (New Framework for the U.S. — India Defense Relationship, NFDR)4, открывшие новую эру сотрудничества в отношениях двух стран. В рамках NSSP оба государства согласились расширить взаимодействие в определенных сферах: ядерной, космической, сфере обороне и безопасности, а также в плане обмена высокими технологиями. Целями же NFDR являлись стимулирование торговли вооружением, обмен опытом в развитии вооруженных сил наряду с военными учениями. Это соглашение было продлено на 10 лет в 2015 г.5

Администрации Б. Обамы и Д. Трампа открыли новые горизонты для сотрудничества Индии и США в области безопасности, предоставив Индии статус «основного партнера в области обороны» (major defense partner) и привилегии в рамках Разрешения на стратегическую торговлю (Strategic Trade Authorisation-1, STA-1) соответственно (Ahamed, 2021). Кроме того, в 2012 г. оба государства согласовали Инициативу по оборонным технологиям и торговле (Defense Technology and Trade Initiative, DTTI), направленную на укрепление отношений в области безопасности и обороны, что считается огромным триумфом администрации Б. Обамы6.

Таким образом, Индия и США поддерживают стабильные и надежные отношения, что, по мнению ряда экспертов, будет иметь серьезные последствия для Пакистана (Singh, 2019), особенно в контексте развития Индо-Тихоокеанской стратегии США (Hayat, Zaid & Shahzad, 2020, р. 63). Наряду с военным сотрудничеством подписанные соглашения о безопасности между Индией и США еще больше расширили процесс передачи исключительных высоких технологий, а торговля, связанная с обороной, стала главным столпом соглашений о безопасности. Дальнейшее развитие этого партнерства осуществлялось в рамках серии так называемых основополагающих соглашений в сфере безопасности7.

Это теоретическое исследование, подготовленное с использованием вторичных данных, собранных из опубликованных работ, и информации, полученной в библиотеках и сети Интернет. Автор использовал исторические, описательные и аналитические методы. Для получения объективных выводов применялся метод контент-анализа. Для обеспечения сбалансированности исследования и исключения предвзятости был проведен перекрестный сравнительный критический анализ имеющихся данных.

Обсуждение

Общее соглашение о безопасности в области военной информации

Первым основополагающим документом, подписанным двумя странами в 2002 г., стало Общее соглашение о безопасности в области военной информации (General Security of Military Information Agreement, GSOMIA). Нью-Дели и Вашингтон преследовали цель создания надежного канала обмена разведывательной и конфиденциальной информацией между двумя странами (Shida, 2019).

Заключение этого соглашения имеет свою предысторию. В 1981 г. Индия продемонстрировала готовность закупить у США легкие многоцелевые истребители F-5G, но Вашингтон опасался продавать их, считая, что это может привести к утечке секретной разведывательной информации. Именно поэтому в 1984 г. оба государства подписали Меморандум о взаимопонимании в области передачи технологий (Memorandum of Understanding on Technology Transfers) (Samuel, 2007). Аналогичным образом в 2002 г. США настояли на том, чтобы Индия подписала новое соглашение с дополнительными условиями — GSOMIA, дабы укрепить взаимное доверие между государствами.

Подписание GSOMIA сыграло важную роль в развитии отношений Индии и США, так как Вашингтон снял санкции, которые были введены в 1998 г. после проведенных Нью-Дели ядерных испытаний. Для Индии это соглашение открыло возможности в осуществлении закупок в США передовых вооружений и технологий четвертого и пятого поколений и в целом сблизило два государства (Rosen & Jackson, 2017). Одним из прямых последствий подобного сближения стало возобновление с 2002 г. военно-морских учений «Малабар»8.

В дальнейшем, основываясь на GSOMIA, на министерской встрече в формате «2+2»9 в 2019 г. Индия и США подписали Приложение по промышленной безопасности (Industrial Security Annex, ISA)10. Целью подписания документа было желание наладить двустороннее сотрудничество в сфере оборонной промышленности для производства новейшего вооружения и использования передовых технологий в создании боевых самолетов. По мнению экспертов, ISA может сыграть значимую роль в развитии сотрудничества частных предприятий двух стран в сфере оборонной промышленности11, что будет способствовать развитию оборонной промышленности Индии и может стать крайне выгодным для Нью-Дели12.

Меморандум о сотрудничестве в области логистики

29 августа 2016 г. США и Индия подписали Меморандум о сотрудничестве в области логистики (Logistics Exchange Memorandum of Agreement, LEMOA)13, что стало шагом вперед в развитии взаимодействия между двумя странами в сфере безопасности, особенно в контексте использования военной инфраструктуры. По сути, LEMOA является адаптированной для Индии версией Соглашения о логистической поддержке (Logistic Support Agreement, LSA)14. Следует отметить, что Вашингтон заключил подобные соглашения о логистической поддержке лишь с ограниченным количеством стран, с которыми установлено тесное военное сотрудничество15.

Основная цель подписания LEMOA заключалась в предоставлении вооруженным силам Индии и США возможности получать доступ к логистическим объектам друг друга для оказания материально-технической поддержки (Ramaswamy & Shivaswamy, 2018). В соглашении уделяется большое внимание таким аспектам логистической помощи, как, например, правила захода в морские порты, совместные учения вооруженных сил, оказание гуманитарной помощи, а также управление и оказание помощи при стихийных бедствиях. Таким образом, LEMOA оценивается экспертами как важная веха в оборонной истории стран-участниц.

Новое соглашение открывает дополнительные возможности для ВВС и ВМФ США и Индии, которые могут использовать базы друг друга в Индо-Тихоокеанском регионе для дозаправки и пополнения запасов16. Фактически оно создает «зону комфорта» для региональной военно-морской деятельности Индии. Это соглашение еще больше усилит наступательную мощь Индии в регионе Индийского океана, что может оказаться крайне эффективным для удовлетворения стремления Индии к региональному доминированию и гегемонии.

Если говорить о выгодах для США, то это соглашение является проявлением стратегии третьего противовеса17, а также стратегии передачи ответственности (buck-passing strategy) и стратегии балансирования, основанной на наступательном реализме Дж. Миршаймера (Mearsheimer, 2001). Одна из задач такой политики Вашингтона — сделать Индию достаточно сильной для сдерживания или противодействия антиамериканским силам.

Говоря о Китае и Пакистане, необходимо отметить, что обе страны испытывают серьезные опасения по поводу своей безопасности в связи с растущими и постоянно укрепляющимися стратегическими отношениями между Индией и США. По мнению пакистанских экспертов по вопросам стратегии, это соглашение имеет множество последствий для Пакистана18.

Продолжающееся стратегическое сближение Индии и США и само соглашение LEMOA расширяют стремление Индии к региональной гегемонии, а также выходу за пределы Южной Азии под безопасным прикрытием США. Это соглашение придает дополнительные преимущества Индии, провоцируя усиление политической напряженности и углубление традиционной асимметрии сил в Южной Азии между двумя региональными соперниками — Индией и Пакистаном.

Соглашение о совместимости и безопасности коммуникаций

Соглашение о совместимости и безопасности коммуникаций (Communications Compatibility and Security Agreement, COMCASA) представляет собой модифицированную версию Меморандума о соглашении по информационной безопасности (Information Security Memorandum of Agreement, CISMOA), адаптированного в пользу индийского оборонного сектора с целью предоставления Индии бóльших привилегий. Подписание COMCASA стало знаковым результатом встречи министров в формате диалога «2+2», состоявшейся в сентябре 2018 г.19

Новое соглашение было разработано с целью улучшения оперативной совместимости, коммуникации и, вероятно, расширения возможностей для работы американских тактических передовых систем разведки и защиты важных данных20. В соответствии с этим соглашением обе страны согласились избегать передачи своей информации какой-либо третьей стороне без взаимного согласия, что наиболее важно для индийской стороны21. Фактически COMCASA позволяет военным Индии и США использовать каналы связи, недоступные ранее[22].

Используя платформу COMCASA, Нью-Дели и Вашингтон получили возможность взаимодействовать в нескольких форматах, в частности в области оценки совместных угроз, планирования и проведения совместных операций против любого типа повстанческих движений, обучения и подготовки вооруженных сил, сотрудничества в структурах и системах командования и управления, а также при оказании друг другу логистической и коммуникационной помощи23. Это соглашение не только открыло для Индии возможность использовать американские коммуникационные технологии, связанные с оборонительной сферой, но также позволило Индии получить доступ к американским разведывательным технологиям, в том числе технологии получения разведданных в режиме реального времени, что рассматривается в Нью-Дели как преимущество, которое Индия может использовать против своих противников, в частности против Пакистана24. Например, при помощи COMCASA Индия и США могут отслеживать все перемещения и действия своих оппонентов, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе. К тому же в ближайшие годы, после внедрения COMCASA, индийские дроны морского базирования будут заменены аппаратами с более передовыми технологиями, например БПЛА MQ-9B SeaGuardian[25], которые обладают большей мощностью и способны оставаться в воздухе более 30 часов.

По словам главы Индо-Тихоокеанского командования Вооруженных Сил США в 2018—2021 гг. П. Дэвидсона, «мы смотрим вперед и дальше, чтобы полностью ввести в действие COMCASA с Индией, поскольку оборонные связи между Нью-Дели и Белым домом слишком сильны»26. В отчете Economic Times утверждается, что «соглашение изменит правила игры для Индии в сфере оперативной совместимости, связи, разведки и слежения в реальном времени», что окажет неблагоприятное воздействие на безопасность Пакистана и может поставить под угрозу оборонительные средства и ядерные боеприпасы страны, а также нанести ущерб пакистанским средствам ракетного сдерживания в условиях высокой опасности27.

STA-1

STA-1 связан с механизмом американского экспортного контроля и представляет собой клуб стран, имеющих разрешение на экспорт и реэкспорт определенной продукции, включенной в Контрольный список товаров (Commerce Control List)28. Эти страны также являются членами четырех многосторонних режимов экспортного контроля: Группы ядерных поставщиков (Nuclear Suppliers Group), Режима контроля за ракетными технологиями (Missile Technology Control Regime), Австралийской группы (Australia Group) и Вассенаарских договоренностей (Wassenaar Arrangement). Вашингтон предоставил этот привилегированный статус только 37 странам мира29, которые являются крайне важными для национальных интересов США.

Индия получила статус STA-1 в июле 2018 г. Можно сказать, что предоставление Индии подобного статуса оказало серьезное влияние на безопасность в регионе Южной Азии. Фактически с 2018 г. Нью-Дели получил полный доступ к американским технологиям, в том числе связанным с передовым вооружением четвертого и пятого поколений (боевые самолеты и боеприпасы)30, и к технологиям двойного назначения без необходимости приобретения лицензий. В итоге примерно 50 % торговли вооружением между двумя странами не нуждаются в какой-либо лицензии в рамках STA-131.

Определенно, переход Индии в приоритетную категорию стран — партнеров США откроет дополнительные возможности для американской оборонной промышленности. Без сомнения, это десятилетие стало свидетелем масштабной торговли оружием между двумя странами: вертолеты, самолеты F-35, дроны, датчики информационной безопасности, технологии аэрокосмического слежения и передовые средства связи являются частью этих отношений в военно-технической сфере32. Предоставление статуса STA-1 может также свидетельствовать о желании Вашингтона потеснить Москву как с индийского рынка вооружений, так и с позиций одного из ключевых партнеров индийской оборонительной промышленности и, возможно, занять ее место.

Базовое соглашение об обмене и сотрудничестве

27 октября 2020 г. во время встречи в рамках министерского диалога «2+2» две страны подписали «Основное соглашение об обмене и сотрудничестве» (Basic Exchange and Cooperation Agreement, BECA)33. Документ предоставляет Индии доступ к топографическим, геофизическим, геомагнитным, геодезическим данным США, а также к морским и аэронавигационным картам.

Следует отметить, что до подписания данного соглашения Индия уже имела доступ к разведывательной информации, предоставляемой США, в рамках уже существовавшего COMCASA, в том числе к данным геоинформационных систем, данным о погодных условиях и др. Однако в рамках BECA Нью-Дели получает доступ к геопространственным и иным данным уже в формате реального времени, так как они передаются напрямую с американских спутников. Доступ к информации такого уровня повышает военную мощь Индии, что важно в новую эпоху цифровых войн и искусственного интеллекта.

Получение новых американских разведывательных данных позволит в несколько раз увеличить наступательные возможности Индии34, в том числе возрастет точность индийских баллистических и крылатых ракет35, что позволит ей более точно и эффективно поражать противника. Это также повысит эффективность индийских беспилотных летательных аппаратов и особенно ударных дронов.

В ходе реализации этого соглашения США поставят и установят различные цифровые датчики, а также новейшую авионику и навигационные инструменты на территории Индии для мониторинга потенциальных угроз. Более того, благодаря этому соглашению Индия сможет отслеживать все передвижения в регионе Индийского океана, а также расположение военных группировок и действия своего противника — Пакистана — в западной части Индийского океана.

Последствия для Пакистана

Военные и дипломатические отношения между Пакистаном и Индией остаются напряженными с самого момента получения независимости. Оба государства являются региональными соперниками, причем между ними существует очевидная асимметрия потенциалов. Это особенно важно, учитывая, что безопасность Пакистана переплетается с наступательной угрозой со стороны Индии.

По данным сайта Global Firepower, Индия по своему военному потенциалу занимает четвертое место среди 145 стран, тогда как Пакистану принадлежит седьмое место36. Разрыв между расходами на оборону Индии и Пакистана также значителен. В то время как Пакистан тратит всего 7 млрд долл. США в год на оборону, Индия тратит 47 млрд долл. США. Правительство Индии ежегодно увеличивает расходы на оборону в среднем на 5,5 %, в результате чего сегодня Индия находится на пике наступательной эффективности своих вооруженных сил (Abbasi & Nisar, 2022, р. 3878).

На фоне роста индийского военного потенциала развитие оборонного сотрудничества Нью-Дели и Вашингтона дополнительно усиливает Индию. По мнению ряда пакистанских экспертов, национальная безопасность Пакистана находится под угрозой из-за растущего сопряжения США с Индией (Khan, 2013), которое может привести к военной стычке между Индией и Пакистаном (Yusuf, 2018) или полноценной войне (Ganguly, 2016). Кроме того, сближение Индии и США в военно-политической и военно-технической сферах наносит серьезный удар по сохранявшемуся до 1998 г. военному и ядерному паритету в индийско-пакистанских отношениях37. Таким образом, своими действиями США нарушают долго сохранявшийся баланс сил в Южной Азии, который становится асимметричным.

Активное развитие оборонительного сотрудничества Индии и США вызвано стремлением Вашингтона сдержать усиление Китая. Именно поэтому Индии оказывается массированная поддержка, в результате чего значительно увеличилась как военная мощь Индии, так и ее наступательные амбиции в Азии и за ее пределами. На этом фоне Нью-Дели также усиливает морскую составляющую своей ядерной триады, введя в эксплуатацию стратегическую ударную атомную подводную лодку «Арихант», которую можно использовать для поражения целей на расстоянии до 750 км (Joshi, 2020). Все это дополнительно оказывает негативное влияние на региональный баланс сил и подталкивает Пакистан к более тесному сближению с Китаем, который заинтересован в сохранении баланса сил в регионе (Hussain, 2017).

Соглашения в области безопасности между Индией и США (GSOMIA, LEMOA, COMCASA, BECA), вне всякого сомнения, не только создают угрозу региональной безопасности, но и углубляют дисбаланс в стратегической стабильности Южной Азии. Представляется возможным, что Индия, нарастив свой военный потенциал, в том числе благодаря сотрудничеству с США, может задействовать его против Пакистана, например, использовать полученные разведывательные данные относительно ядерных, обычных и ракетных вооружений Пакистана. Это, в свою очередь, вынудит Пакистан принять контрмеры против Индии. Кроме того, эти соглашения создают дилемму безопасности не только для Пакистана, но и для малых государств Южной Азии.

В азиатском ядерном поясе, который включает в себя Россию, Китай, Индию, Пакистан и Северную Корею, США стремятся противостоять растущему влиянию Китая, одновременно пытаясь ограничить Россию и сблизиться с Индией (Einhorn & Sidhu, 2017). Безусловно, противостояние между Китаем и США набирает обороты (Edelstein, 2019), и Индия, соответственно, используется в качестве транзитного союзника. Мощная в экономическом и военном плане Индия может проявить агрессию в отношении не только Пакистана, но и других периферийных государств, и США, вероятно, будут разыгрывать именно индийскую карту в попытке решить проблему Южно-Китайского моря, а также в других стратегических планах (Mahrukh, 2017, р. 115). Кроме того, сама Индия понимает, насколько она важна для США, которые хотят использовать ее для противостояния Китаю, поэтому она ведет двойную игру: например, Нью-Дели приобретает зенитные ракетные комплексы С-400 у России, не опасаясь санкций и цитируя слова начальника штаба армии Индии в 2016—2019 гг. Бипина Равата (Shaza, 2021).

Гонка вооружений в регионе, в частности между Индией и Пакистаном, также становится побочным продуктом индийско-американских соглашений. Углубление стратегического партнерства между Индией и США, основанное на четырех основополагающих соглашениях в области безопасности, может спровоцировать рост наступательных возможностей Индии как в традиционном, так и в стратегическом проецировании силы. Последовательное и регулярное наращивание военной мощи государства «А» (Индия) в условиях, когда отношения США и Индии укрепляют обороноспособность последней, одновременно ставит дилемму для обеспечения безопасности государства «Б» (Пакистан) и других более слабых малых государств.

Соглашения по безопасности будут способствовать дальнейшему укреплению наступательной военной доктрины Индии — «Холодный старт»38. Например, соглашение BECA будет стимулировать дальнейшее развитие методов сетецентрической войны, а именно — интеграции индийской военной доктрины с атаками в режиме реального времени (Babar & Mirza, 2021, р. 87).

В рамках доктрины «Холодный старт» индийские интегрированные боевые группы (Integrated Battle Groups, IBG)39 действуют вблизи границы Индии и Пакистана (Khan & Khalid, 2018, р. 335). В основе стратегии их использования лежит принцип «Угроза, территория, задача и ресурсы» (Threat, Terrain, Task and Resources, TTTR)40. Создание и возможное использование подобных боевых единиц представляет собой масштабную угрозу для безопасности Пакистана на приграничных территориях, так как возможное ограниченное их использование (Khattak, 2020, р. 130) может привести к ядерной войне.

Именно поэтому безопасность Пакистана и других соседних стран может оказаться под угрозой. Например, в 2017 г. начальник штаба ВВС Индии Бирендер Сингх Дханоа заявил, что «в следующий раз следует нанести хирургический удар по ядерным объектам Пакистана»41. Кроме того, в условиях растущей цифровизации и распространения передовых технологий Индийское агентство внешней разведки — «Отдел исследований и анализа» (Research and Analysis Wing) играет свою роль в дестабилизации Пакистана, используя цифровые и компьютерные технологии и распространяя конфиденциальную и стратегическую информацию42.

Следует отметить, что это уже не первый случай, когда американо-индийские отношения имеют серьезные последствия для безопасности Пакистана, как, впрочем, и Китая (Madan, 2020, р. 11). Похоже, что растущее взаимодействие в сфере безопасности и ядерное сотрудничество между двумя государствами оказало влияние на индийскую ядерную политику — Нью-Дели постепенно отходит от принципа «неприменения первым» (No First Use) к принципу «Используй первым» (First Use) (Narang, 2018). Кроме того, Индия пересматривает свою политику в области ядерного сдерживания в отношениях с Пакистаном, что может подтолкнуть регион к необратимой гонке ядерных вооружений, что представляет угрозу для всего азиатского ядерного пояса (России, Китая, Индии, Пакистана, Северной Кореи и, возможно, Ирана). Как представляется, ядерная политика Индии после индийско-американского сближения в этой области превращается в масштабное наступательное возмездие и утверждение господства над Пакистаном (Abbasi & Khan, 2020).

Заключение

Финальные размышления в данном исследовании подтверждают тот факт, что верные шаги укрепляют глобальный мир, в то время как ошибочные действия его разрушают. Растущее стратегическое партнерство и подписанные соглашения по безопасности между Индией и США посеяли семена новой гонки вооружений и нестабильности в Южной Азии. Предоставление Индии различных стратегических и военных инструментов со стороны США будут иметь неблагоприятные последствия для региональной безопасности. Фактически они будут усиливать военные амбиции Индии, которые со времен будут становиться все более антагонистическими и воинственными, что, в свою очередь, поставит под угрозу суверенитет и безопасность соседних государств. Учитывая, что безопасность Пакистана тесно связана с наступательными возможностями Индии, именно Пакистан, главный соперник и традиционный противник Индии, находится под большей угрозой.

 

1 Framework for the U.S. — India Defense Relationship // U.S. Department of Defense. September 17, 2004. URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2015-Defense-Framework.pdf (accessed: 23.03.2022).

2 India — Pakistan Nuclear Tests and U.S. Response // CRS Report for Congress. November 24, 1998. URL: https://www.everycrsreport.com/files/19981124_98-570_6ba82961282f5bb2b429282bbb444eeda17df798.pdf (accessed: 23.03.2022).

3 United States — India Joint Statement Next Step in Strategic Partnership // U.S. Department of State. September 17, 2004. URL: https://2001-2009.state.gov/r/pa/prs/ps/2004/36290.htm (accessed: 23.03.2022).

4 New Framework for the U.S. — India Defense Relationship // Rumsfeld Papers. June 28, 2005. URL: http://library.rumsfeld.com/doclib/sp/3211/2005-06-28%20New%20Framework%20for%20the%20US-India%20Defense%20Relationship.pdf (accessed: 23.03.2022).

5 Framework for the U.S. — India Defense Relationship // U.S. Department of Defense. September 17, 2004. URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2015-Defense-Framework.pdf (accessed: 23.03.2022).

6 U.S. — India Defense Technology and Trade Initiative (DTTI) // International Cooperation Office. URL: https://www.acq.osd.mil/ic/dtti.html (accessed: 23.03.2022).

7 Jain B. LSA, CISMOA, and BECA: The Future of US — India Defence Ties // CLAWS Journal. 2018. P. 115. URL: https://archive.claws.in/images/journals_doc/362182962_BhupeshJain.pdf (accessed: 23.03.2022).

8 Военно-морские учения «Малабар» проводятся с 1992 г. на двусторонней основе с участием Индии и США. Однако после ядерных испытаний, проведенных Индией в 1998 г., Вашингтон прекратил свое участие в них. В период с 1992 по 2021 г. было проведено 24 учения. См.: Malabar Naval Exercises // Press Information Bureau. Government of India. February 8, 2021. URL: https://pib.gov.in/Pressreleaseshare.aspx?PRID=1696140 (accessed: 23.03.2022).

9 Ежегодные встречи министра иностранных дел и министра обороны Индии и государственного секретаря и министра обороны США, проводимые с 2018 г. См.: What India, US Would Have Discussed in ‘2+2’ Dialogue // The Indian Express. July 3, 2018. URL: https://indianexpress.com/article/explained/what-india-us-would-have-discussed-in-22-dialogue-5243151/ (accessed: 23.03.2022).

10 Chaudhury D. R. India and USA Conclude Several Landmark Agreements in 2+2 Ministerial Dialogue // International Cooperation Office. December 19, 2019. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/india-and-usa-conclude-several-landmark-agreements-in-22-ministerial-dialogue/articleshow/72892719.cms?from=mdr (accessed: 23.03.2022).

11 Industrial Security Annex Opens Indian Private Partnership for U.S. Defense Firms // The Hindu. December 19, 2019. URL: https://www.thehindu.com/news/national/defence-ties-with-us-set-to-deepen-rajnath-singh/article61605050.ece#:~:text=%EF%BB%BFThe%20Industrial%20Security%20Annex,deal%20for%20114%20fighter%20jets. (accessed: 23.03.2022).

12 Industrial Security Annex to Deepen Industry Collaboration between India, US: Nisha Desai Biswal // Economics Times. December 28, 2019. URL: https://m.economictimes.com/news/economy/foreign-trade/industrial-security-annex-to-deepen-industry-collaboration-between-india-us-nisha-desai-biswal/articleshow/73004435.cms (accessed: 23.03.2022).

13 Rajagopalan R. P. Logistics Pact with US: Why LEMOA Is Significant for India // Hindustan Times. August 31, 2016. URL: https://www.hindustantimes.com/analysis/logistics-agreement-with-us-why-signing-lemoa-is-significant-for-india/story-btGO0oM2jVfxRZt6xkxHgJ.html (accessed: 23.03.2022).

14 LSA — это двустороннее соглашение, которое регламентирует целый ряд форм сотрудничества сторон. См.: Logistic Support Agreements — A Growing Footprint // Vivekananda International Foundation. October 27, 2020. URL: https://www.vifindia.org/article/2020/october/27/logistic-support-agreements-a-growing-footprint (accessed: 23.03.2022).

15 Singh R. Logistic Support Pact with US Helps Naval Ties // Hindustan Times. December 26, 2018. URL: https://www.hindustantimes.com/india-news/logistic-support-pact-with-us-naval-ties/story-saqNwKfsM2hBrBhwC5YJ5O.html  (accessed: 23.03.2022).

16 US Military Aircraft Refuels at Indian Base for First Time under Defense Pact // The Print. October 2, 2020. URL: https://theprint.in/defence/us-maritime-surveillance-aircraft-refuels-in-andamans-amid-tensions-with-china/515631/ (accessed: 23.03.2022).

17 Remarks by Deputy Secretary Work on Third Offset Strategy // U.S. Department of Defense. April 28, 2016. URL: https://www.defense.gov/News/Speeches/Speech/Article/753482/remarks-by-deputy-secretary-work-on-third-offset-strategy/ (accessed: 23.03.2022).

18 Muneer Z. Logistics Exchange Memorandum of Agreement // CSCR. 2016. URL: http://cscr.pk/pdf/rb/RB%20_LEMOA.pdf (accessed: 23.03.2022).

19 Joint Statement on the Inaugural U.S. — India 2+2 Ministerial Dialogue // U.S. Embassy and Consulates in India. September 7, 2018. URL: https://in.usembassy.gov/joint-statement-on-the-inaugural-u-s-india-22-ministerial-dialogue/ (accessed: 23.03.2022).

20 Ramaprasad. COMCASA — Should India Sign? // Delhi Defence Review. January 26, 2017. URL: https://delhidefencereview.com/2017/01/26/comcasa-should-india-sign/ (accessed: 23.03.2022).

21 Smith J. COMCASA: Another Step Forward for the United States and India // The Diplomat. September 11, 2018. URL: http://thediplomat.com/2018/09/comcasa-another-step-forward-for-the-united-states-and-india/ (accessed: 23.03.2022).

22 Panda A. What the Recently Concluded US — India COMCASA Means // The Diplomat. September 9, 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/09/what-the-recently-concluded-us-india-comcasa-means/ (accessed: 23.03.2022).

23 Kanwal G. Meeting the Chinese Challenge through Cooperative Security // Indian Defense Review. April 3, 2017. URL: http://www.indiandefencereview.com/spotlights/meeting-the-chinese-challenge-through-cooperative-security/ (accessed: 23.03.2022).

24 India, US Navies Set Up First Ever Secure Communication Link under COMCASA // Business Today. April 3, 2019. URL: https://www.businesstoday.in/latest/economy-politics/story/india-us-navies-set-up-first-ever-secure-communication-link-under-comcasa-185097-2019-04-03 (accessed: 23.03.2022).

25 Pandit R. COMCASA Will Pave Way for Armed Drones, Sharing of Op Intel // The Times of India. September 7, 2018. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/comcasa-will-pave-way-for-armed-drones-real-time-sharing-of-operational-intelligence/articleshow/65710226.cms (accessed: 23.03.2022).

26 India — US Defense Sales at All Time High: Pentagon // Asian Age. February 13, 2019. URL: https://www.asianage.com/world/americas/130219/india-us-defence-sales-at-an-all-time-high-pentagon.html (accessed: 23.03.2022).

27 India, US Navies Set Up First Ever Secure Communication Link under COMCASA // Business Today. April 3, 2019. URL: https://www.businesstoday.in/latest/economy-politics/story/india-us-navies-set-up-first-ever-secure-communication-link-under-comcasa-185097-2019-04-03 (accessed: 23.03.2022).

28 Understanding Strategic Trade Authorization // Customs & International Trade Law. URL: https://customsandinternationaltradelaw.com/2021/04/20/understanding-strategic-trade-authorization/ (accessed: 23.03.2022).

29 License Exceptions. Supplement No. 1 to Part 740 // Bureau of Industry and Security. September 15, 2022. P. 1—3. URL: https://www.bis.doc.gov/index.php/documents/regulation-docs/2255-supplement-no-1-to-part-740-country-groups-1/file (accessed: 20.04.2023).

30 US Eases Export Controls for High-Tech Product Sales to India // The Times of India. July 30, 2018. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/business/india-business/us-eases-export-controls-for-high-tech-product-sales-to-india/articleshow/65203062.cms (accessed: 23.03.2022).

31 Granting of Strategic Trade Authorization-1 (STA-1) // Strategic Vision Institute. August 29, 2018. URL: https://thesvi.org/granting-of-strategic-trade-authorization-1-sta-1/ (accessed: 23.03.2022).

32 Gady F. S. US Approves Sale of 6 More Apache AH-64E Attack Helicopters to India // The Diplomat. June 13, 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/06/us-approves-sale-of-6-more-apache-ah-64e-attack-helicopters-to-india/ (accessed: 23.03.2022).

33 Raghuvanshi V. India, US Sign Intel-Sharing Agreement Amid Tension with Neighboring China // Defense News. October 28, 2020. URL: https://www.defensenews.com/space/2020/10/28/india-us-sign-intel-sharing-agreement-amid-tension-with-neighboring-china/ (accessed: 23.03.2022).

34 Ali S. Whither Strategic Autonomy? India Sign BECA // CISS. October 28, 2020. URL: https://ciss.org.pk/whither-strategic-autonomy-india-signs-beca/ (accessed: 23.03.2022).

35 Raghuvanshi V. India, US Sign Intel-Sharing Agreement Amid Tension with Neighboring China // Defense News. October 28, 2020. URL: https://www.defensenews.com/space/2020/10/28/india-us-sign-intel-sharing-agreement-amid-tension-with-neighboring-china/ (accessed: 23.03.2022).

36 Global Firepower Countries Index // Global Firepower. 2023. URL: https://www.globalfirepower.com/countries.php (accessed: 20.04.2023).

37 См.: Sawhney P. Why India’s Latest Defense Agreement with the United States May Prove a Costly Bargain // The Wire. October 27, 2020. URL: https://m.thewire.in/article/security/beca-india-usa-comcasa-defence-data-sharing (accessed: 23.03.2022); Ghaffar T. US and India Sign BECA, Putting Pakistan in a Vulnerable Position // Global Village Space. October 29, 2020. URL: https://www.globalvillagespace.com/us-and-india-sign-beca-putting-pakistan-in-a-vulnerable-position/ (accessed: 23.03.2022).

38 Доктрина «Холодный старт» была предложена в 2004 г. для ускорения развертывания подразделений индийской армии на границе с Пакистаном. Согласно доктрине, индийская армия должна иметь возможность проводить ограниченные пограничные операции на индо-пакистанской границе в течение 72 часов. См.: (Ladwig III, 2008).

39 Интегрированные боевые группы представляют собой боевые формирования бригадного типа индийской армии, развернутые вдоль приграничных районов, способные в случае начала боевых действий быстро нанести удар по противнику. См.: Decoding Integrated Battle Groups of the Indian Army // China Military Online. September 29, 2019. URL: http://eng.chinamil.com.cn/OPINIONS_209196/Opinions_209197/9639138.html (accessed: 23.03.2022).

40 Принцип TTTR был предложен начальником штаба армии в 2016—2019 гг. генералом Бипином Раватом. Он означает, что ресурсы, выделяемые каждой IBG, будут определяться ее миссией, местностью и угрозой, с которой она сталкивается. Например, IBG, действующие в пустынной местности на границе с Пакистаном, будут вооружены иначе, чем IBG в гористой местности на границе с Китаем. См.: Unnithan S. The New Strike Strategy // India Today. October 5, 2019. URL: https://www.indiatoday.in/magazine/the-big-story/story/20190916-the-new-strike-strategy-1595666-2019-09-06 (accessed: 23.03.2022).

41 IAF Chief Said Pak Nukes Sites Can Be Hit, Then India Shouldn’t Expect Restraint: Pakistan // Wion. October 6, 2017. URL: https://www.wionews.com/south-asia/pak-warns-india-against-surgical-strike-on-its-nuclear-installations-21071 (accessed: 23.03.2022).

42 Nisar R. D. 5th Generation Warfare: A Real Global Warming (Alarming) and its Implications for Pakistan // Geostrategic Insight. May, 22, 2022. URL: https://wgi.world/5-generation-warfare-a-real-global-warming-and-its-implications-for-pakistan/ (accessed: 20.04.2023).

×

Об авторах

Рана Даниш Нисар

Университет Саргодха

Автор, ответственный за переписку.
Email: ranadanishnisar@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1354-5144

доктор наук (международные отношения), приглашенный преподаватель, кафедра политики и международных отношений

Саргодха, Пакистан

Список литературы

  1. Abbasi R., Khan Z. Nuclear Deterrence in South Asia: New Technologies and Challenges to Sustainable Peace. Abingdon : Routledge, 2020.
  2. Abbasi S. Y., Nisar R. D. Two Angry-Birds of South Asia & Balance of Power: (An Appraisal) // Webology. 2022. Vol. 19, no. 3. P. 3878—3890.
  3. Ahamed M. A Matter of Trust: India — US Relations from Truman to Trump. Noida : HarperCollins Pub-lishers India, 2021.
  4. Babar S. I., Mirza M. N. Indian Strategic Doctrinal Transformation: Trends and Trajectory // Journal of Secu-rity and Strategic Analyses. 2021. Vol. 6, no. 2. P. 79—100.
  5. Edelstein D. M. The Persistence of Great Power Politics // Texas National Security Review. 2019. Vol. 2, no. 2. P. 117—120. URL: https://repositories.lib.utexas.edu/bitstream/handle/2152/74827/TNSRVol2Issue2_Edelstein.pdf?sequence=2&isAllowed=y (accessed: 23.03.2022).
  6. Einhorn R., Sidhu W. P. S. The Strategic Chain: Linking Pakistan, India, China, and the United States // Arms Control and Non-Proliferation Series Paper. 2017. No. 14. P. 1—68. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2017/03/acnpi_201703_strategic_chain.pdf (accessed: 23.03.2022).
  7. Ganguly S. Deadly Impasse: Indo-Pakistani Relations at the Dawn of a New Century. Cambridge : Cam-bridge University Press, 2016.
  8. Hayat M. U., Zaid A., Shahzad F. Strategic Uncertainty in India’s Nuclear Doctrine: Collusive Threat, Impli-cations for Pakistan // Global Political Review. 2020. Vol. 5, no. 2. P. 57—68. https://doi.org/10.31703/gpr.2020(V-II).06
  9. Hussain M. Impact of India — United States Civil Nuclear Deal on China — Pakistan Strategic Partnership // Journal of South Asian Studies. 2017. Vol. 5, no. 1. P. 13—25.
  10. Joshi S. How Terrorist Actors in Pakistan Use Nuclear Weapons for Political Influence // Asian Security. 2020. Vol. 16, no. 2. P. 221—242. https://doi.org/10.1080/14799855.2019.1582522
  11. Khan H. U., Khalid I. Indian Cold Start Doctrine and Pakistan’s Policy Response // Journal of the Research Society of Pakistan. 2018. Vol. 55, no. 1. P. 325—341.
  12. Khan Z. South Asian Security Structure: New Technologies and Nuclear Deterrence // Strategic Studies. 2013. Vol. 33, no. 3/4. P. 85—108.
  13. Khattak M. U. R. The Indian Army’s Land Warfare Doctrine 2018: A Critical Analysis // IPRI Journal. 2020. Vol. 20, no. 1. P. 105—134. https://doi.org/10.31945/iprij.200105
  14. Ladwig III W. C. A Cold Start for Hot Wars? The Indian Army’s New Limited War Doctrine // International Security. 2008. Vol. 32, no. 3. P. 158—190. https://doi.org/10.1162/isec.2008.32.3.158
  15. Madan T. Fateful Triangle: How China Shaped U.S. — India Relations during the Cold War. Washington, D.C. : Brookings Institution Press, 2020.
  16. Mahrukh K. Growing India — US Strategic Cooperation: An Analysis // Journal of Strategic Studies. 2017. Vol. 37, no. 4. P. 97—117.
  17. Mearsheimer J. J. The Tragedy of Great Power Politics. New York : W.W. Norton, 2001.
  18. Narang V. India‘s Nuclear Strategy Twenty Years Later: From Reluctance to Maturation // India Review. 2018. Vol. 17, no. 1. P. 159—179. https://doi.org/10.1080/14736489.2018.1415289
  19. Ramaswamy M., Shivaswamy A. India’s Logistics Exchange Memorandum of Agreement (LEMOA): A Dys-phoria in Disguise // International Area Studies Review. 2018. Vol. 21, no. 3. P. 271—286. https://doi.org/10.1177/2233865918761922
  20. Rosen M., Jackson D. The U.S. — India Defense Relationship: Putting the Foundational Agreements in Per-spective // CNA. 2017. P. 1—50. URL: https://www.cna.org/archive/CNA_Files/pdf/drm-2016-u-013926-final2.pdf (accessed: 23.03.2022).
  21. Samuel C. Indo-US Defence Cooperation and the Emerging Strategic Relationship // Strategic Analysis. 2007. Vol. 31, no. 2. P. 209—236. https://doi.org/10.1080/09700160701391159
  22. Sharma G. D. Indo-U.S. Defense Cooperation. New Delhi : Vij Books India Pvt Ltd, 2012.
  23. Shaza A. India’s Acquisition of the S-400 Air Defense System: Implications and Options for Pakistan // Journal of Indo-Pacific Affairs. 2021. URL: https://www.airuniversity.af.edu/JIPA/Display/Article/2743750/indias-acquisition-of-the-s-400-air-defense-system-implications-and-options-for/#:~:text=India's%20acquisition%20of%20the%20S-400%20air%20defense%20system%20will,from%20this%20air%20defense%20system (accessed: 23.03.2022).
  24. Shida W. The Challenge of India — US Security Cooperation to India’s Tradition of Strategic Independence // Contemporary International Relations. 2019. Vol. 29, no. 3. P. 46—67. URL: http://www.cicir.ac.cn/UpFiles/file/20200228/6371847869381966374066448.pdf (accessed: 23.03.2022).
  25. Singh B. Indo-US New Strategic Bonhomie in the 21st Century // The Journal of Political Science. 2019. Vol. 34, no. 1. P. 1—11. URL: http://ps.gcu.edu.pk/wp-content/uploads/2020/04/1.-Indo-US-New-Strategic-Bonhomie-in-the-21st-Century-by-Balwinder-Singh.pdf (accessed: 23.03.2022).
  26. Yusuf M. Brokering Peace in Nuclear Environments: U.S. Crisis Management in South Asia. Stanford : Stanford University Press, 2018.

© Нисар Р.Д., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах