Гуманитарная политика Испании в Латинской Америке: особенности и приоритеты
- Авторы: Борзова А.Ю.1, Волосюк О.В.2, Николашвили Н.Д.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 22, № 3 (2022): Латиноамериканский дискурс идентичности и новая региональная интеграционная повестка
- Страницы: 586-599
- Раздел: ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/32177
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-3-586-599
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается становление и формирование гуманитарной политики Испании, эволюция концепции «испанизма» в отношении Латинской Америки, когда Испания наряду с расширением инвестиционного и экономического сотрудничества наращивала образовательное, научное, культурное взаимодействие, основанное на общем историческом прошлом, и стала позиционировать себя как «мост» между ЕС и этим регионом. Использован комплексный подход, основанный на применении положений теории конструктивизма, где основой для сближения государств служат «исторические и культурные парадигмы», нормы и верования, а не только экономическая мощь государства. Важное место занимает проблемно-хронологический метод, позволяющий проследить особенности и приоритеты гуманитарной политики страны начиная со второй половины 2010-х гг., которые в результате свелись к доминированию образовательного и научного фактора в публичной дипломатии Испании в отношении Латинской Америки. Испанское государство достигло значительных результатов в совершенствовании системы высшего образования, сделав его привлекательным для иностранных студентов. Деятельность государственных и частных структур (МИД, АЕСИД, Фонд «Каролина», «Каса Америка») направлена не только на формирование позитивного образа Испании (Программа «Испания Глобал»), но и на создание единого иберо-американского научного и образовательного пространства. В Иберо-американском сообществе наций (ИСН), которое объединило страны по признаку языка и культуры, важное место отводится проблемам молодежи, связанным с доступностью качественного образования и занятостью, а также вопросам цифровизации, модернизации экономики, возобновляемых источников энергии. В рамках ИСН работает Группа Тордесильяс, Ассоциация иберо-американских университетов, Группа Ла Рабида и т. д., в задачи которых входит реализация «Целей 2021» в сфере образования. Использование профессиональных исследовательских сетей, внедрение новых навыков и компетенций для студентов и преподавателей, создание Иберо-американского института образования и производительности (IIEYP) для изучения взаимосвязи между образованием и экономическим ростом стали реальной основой для упрочения единого иберо-американского образовательного и научного пространства как основного приоритета в современной гуманитарной политике Испании.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Во внешнеполитической стратегии Испании 2021—2024 гг. Латиноамериканскому региону отводится важное место, отмечается, что страна стремится стать «ключевым агентом в отношениях между Европой и странами этого региона» и указывается, что «Иберо-Америка всегда была приоритетом внешней политики Испании»1. В этом же документе подчеркивается, что страны объединяют «человеческие, исторические, социальные, культурные, политические, экономические и языковые связи»2, то есть Испания пытается сцементировать эти отношения вопросами национальной и культурной идентичности.
Методологической основой данного исследования служат такие теории, как неолиберализм и конструктивизм, где интересы государства определяются социальными структурами, «историческими» и «культурными» парадигмами, нормами и верованиями, а не только интересами, силой и мощью государства. Сближение на основе культурной, духовной общности, а не только прагматизма помогает объяснить «глубинные механизмы» взаимодействия между государствами (Wendt, 1999, pp. 165—176), их взаимного восприятия, когда совпадение интересов приводит к созданию международных коалиций, а их столкновение — к конфликтам различной глубины. Международные структуры формируются благодаря не только материальным, но и гуманитарным факторам, которые имеют более длительное и глубокое воздействие (Павленко, 2015, c. 57).
Испания стала уделять значительное внимание формированию своего позитивного имиджа (Борзова, Николашвили, 2020, c. 77—90), развитию основ публичной дипломатии в Латинской Америке (Лобанова, 2019, c. 6), расширению «мягкосилового» влияния, применению гибкой стратегии, когда отказ от мер по принуждению должен сочетаться с воздействием на массовое сознание своей страны или всего мирового сообщества (Keohane, 2005, рp. 49—53). «Мягкая сила» стала активно использоваться бывшими метрополиями в выстраивании отношений с некогда зависимыми территориями, поскольку возникшая ранее историко-культурная и языковая близость с получившими независимость странами стала надежным фундаментом для выстраивания отношений на новой концептуальной основе (Харитонова, Прохоренко, 2018, с. 39—43), что соответствовало новой концепции образования как в самой Испании (Merchán Iglesias, 2021, pp. 10—12), так и в Латинской Америке (Santa María et al., 2021, pp. 329—332).
Испанские исследователи Х. Нойя и И. Оливье дополнили идеи Дж. Ная собственными наработками, что позволило подготовить комплексный «Индекс глобального присутствия» страны. Если в 2011 г. было рассмотрено 54 страны, то в 2022 г. — 150 государств мира, и, согласно разработанной формуле, на «мягкую силу» приходится 36 %, на экономику — 43 %, а на военную составляющую — 21 % от глобального влияния страны3.
Основными элементами «мягкой силы» Х. Нойя (Noya, 2005) считает образование, научно-технические достижения, продвижение интереса к испанскому языку, а также культурные связи. Среди официальных органов ключевую роль в создании позитивного имиджа играют Министерство иностранных дел, Европейского союза и сотрудничества, Министерство образования и профессиональной подготовки, научно-исследовательские центры: Дом Америки, Арабский Дом, Дом Азии и Средиземноморский Дом, которые способствуют развитию всесторонних связей Испании и которым отводится важная роль в создании международных программ сотрудничества для поддержания позитивного испанского бренда. Испанский Институт Сервантеса активно продвигает распространение испанского языка и культуры, выстраивает целую систему изучения испанского языка в мире (Химич, Терентьева, 2018, с. 200—203).
Концептуальное обоснование гуманитарной политики Испании в Латинской Америке
Испания утратила латиноамериканские колонии в первой трети ХIХ в., а поражение в американо-испанском конфликте 1898 г. означало полное военное и политическое поражение страны на Американском континенте. Оно оказалось губительным не только для испанской политики и экономики, но стало катастрофой для испанского национального самосознания. Испания, которая в конце XIX в. уже давно не была великой державой, в войне с США потеряла то последнее, что придавало ее элитам хотя бы ментальное ощущение самодостаточности. Духовные ценности, которыми она жила, оказались выброшенными на помойку, а миражи о былом величии внезапно развеялись. В этих условиях сложилось поколение писателей, философов, историков, художников, поэтов — «потерянное испанское поколение». Этих мыслителей объединяло ментальное ощущение катастрофы и поиски национальной идеи. «Рецепты» выхода из кризиса при этом предлагались самые разные, но в целом испанских интеллектуалов начала XX в. можно объединить в две большие группы: 1) западников — сторонников сближения с Европой, 2) иберофилов — сторонников необходимости возврата Испании к своему великому прошлому, великой европейской метрополии. Этого, по мнению иберофилов, можно было достичь, только опираясь на свою цивилизационную специфику, то есть единение со своими бывшими колониями.
В начале XX в. позиции возврата к традиционным ценностям были поддержаны в большей степени представителями правого крыла испанской общественной мысли. В работах классика испанских консерваторов Рамиро де Маэсту появляется термин, который был крайне популярным в течение всего XX в. — hispanidad4. В 1931—1933 гг. Р. де Маэсту публикует серию статей, которые затем объединяет в книгу «Защита испанизма» (Delgado Gómez-Escalonilla, 1988, рр. 27—30). Он считает, что испанизм станет основой восстановления разорванной общности со странами Латинской Америки, а также позволит Испании сыграть ведущую роль в мировом историческом процессе. При этом цементом, который свяжет метрополию со своими бывшими колониями, станут католицизм и духовность. Идеи мессианства испанизма, националистические паниспанистские тенденции оказались близки лидерам франкистского движения, которые начиная с 1940-х гг. для укрепления своих позиций в латиноамериканском мире начинают апробировать эту концепцию на практике (Кулешова, 1979, с. 129).
В течение 36 лет правления Ф. Франко идея испанизма была официальной доктриной государства и использовалась для выстраивания приоритетных отношений с Латинской Америкой. Этому способствовала и международная изоляция, в которой оказался франкистский режим после Второй мировой войны. В отчете Главного управления культурных связей МИД Испании от 2 февраля 1959 г. говорилось: «В случае Испании, международная сила которой состоит в первую очередь в ее связях, объединенных духом испанизма... культурная политика является одним из основных средств ее присутствия в мире» (Филатов, 2014, с. 69). Были созданы специальные институты: Совет испанидад (1940—1945) и Институт испанской культуры (1945—1977).
Понятие «испанизма» настолько прочно ассоциировалось с франкизмом, что эту концепцию полностью отвергали представители левых сил, будь то левая оппозиция во времена франкистского режима или левые партии в период перехода Испании к демократии. В политической риторике правительств первых лет перехода к демократии интерес к Латинской Америке никогда публично не демонстрировался (Treviño, 1985, р. 111).
С приходом к власти социалистов в 1982 г. Испания вступила в НАТО и начала интеграцию в Европейское сообщество. Важным политическим моментом стал кризис и последующая ликвидация военных диктатур в странах Латинской Америки, что создало условия для расширения политического присутствия Испании на мировой арене и в рамках этого курса позволило ей вернуться к вопросу укрепления своих позиций и позиций Евросоюза в целом в Латинской Америке. В сообщении правительства от 22 октября 1983 г. говорится, что необходимо начать «преобразование... традиционной политики в Иберо-Америке, перейдя от риторики к ее реальному осуществлению» (Treviño, 1985, р. 113).
В выступлении в Парламентской Ассамблее Совета Европы в январе 1984 г. председатель правительства Ф. Гонсалес развил эту идею. «Для Латинской Америки важно, чтобы Европа знала ее проблемы», — заявил он (Treviño, 1985, р. 119). Смысл этих деклараций достаточно понятен и сводится к упрочению двусторонних отношений Испании со странами Латинской Америки, появлению новой роли Испании — «моста» в отношениях Латинской Америки и Евросоюза. В качестве идеологической основы социалисты позаимствовали концепцию «испанизма», которую активно пропагандировал Ф. Франко. Уже прошло достаточно времени, и идея единения с Латинской Америкой перестала вызывать отторжение у левых сил: в результате Испанская социалистическая и рабочая партия (ИСРП), позаимствовав этот основной козырь политики правых, перевернула эту концепцию на 180 градусов, облачив ее в «демократические одежды», и стала активно воплощать в жизнь. Причем если Р. де Маэсту понимал под испанизмом религиозные и духовные связи, то социалисты — человеческие, исторические, социальные, культурные, политические, экономические и языковые (Pereira, 2003).
В рамках формирования латиноамериканского курса в правительстве Ф. Гонсалеса были выделены три основных приоритета, которые были подхвачены и последующими испанскими правительствами. К началу XXI в. это было военное сотрудничество — 0,5 %, экономическое — 7,8 %, социально-культурное — 2,9 %, охватывая в целом 11,1 % среди других приоритетов внешней политики Испании5.
С конца 1980-х гг. эта концепция получает свое институциональное наполнение: начинают создаваться первые структуры и институты, деятельность которых была направлена на укрепление сотрудничества с Латинской Америкой. К 1988 г. относится создание Испанского агентства международного сотрудничества в целях развития (AECID) при МИД Испании, основной задачей которого стало расширение присутствия испанской культуры и испанского бизнеса за рубежом. В рамках МИД осуществление внешней культурной политики страны находится под контролем Агентства по культурной деятельности (ACE) Испании. Реализацией латиноамериканского направления занимается Дом Америки, находящийся в Мадриде. Еще одним важным институтом культурной дипломатии стал созданный в октябре 2000 г. Фонд «Каролина» (Fundación Carolina). В рамках деятельности каждой из этих организаций приоритетное внимание уделялось развитию сотрудничества с Латинской Америкой в сфере науки и образования.
Подходы Испании к повышению конкурентоспособности в сфере образования и науки
Экономическое развитие и конкурентоспособность современного государства во многом зависит от наличия образованных и компетентных специалистов и наукоемких технологий, содействующих развитию эффективного производства и производительности труда. Качественное высшее образование содействует реализации этих задач. Традиционно основным местом для получения высшего образования латиноамериканцами остаются США, поэтому Испания приложила значительные усилия для повышения привлекательности своей системы высшего образования. В разработку и реализацию образовательных программ были вовлечены практически все государственные органы страны. С 2014 г. расходы на образование в Испании постоянно росли: если в 2014 г. они составляли 2 175 млн евро (0,61 % от ВВП), то в 2022 г. они достигли уже 5 023 млн евро6.
Рис. 1. Количество иностранных студентов в Испании в 2015—2020 гг.
Источник: International Student Statistics in Spain 2022 // Study in Spain. URL: https://www.studying-in-spain.com/spain-international-student-statistics/ (accessed: 15.06.2022).
Что касается расходов на научные исследования и цифровизацию, то в государственном бюджете на 2022 г. на эти цели выделяется самая большая сумма среди всех статей государственных расходов — 13 298 млн евро7.
Из 76 университетов страны 45 были основаны государством, и сегодня 55 вузов Испании превратились в университеты мирового класса и входят в рейтинг QS (QS World University Rankings)8. Повышение качества высшего образования привело к расширению связей на международном уровне, росту числа иностранных студентов, обмену студентами, проектами и идеями через национальные границы (рис. 1).
По данным Министерства образования Испании, в 2019—2020 гг. из более чем 1633 млн студентов, обучающихся в стране, 208 366 составляли иностранцы, из которых 55 277 обучались по программам мобильности9. В тот учебный год численность иностранных студентов выросла на 7 %, а в предыдущие три года прирост составлял 12 %. Наибольшее количество студентов в 2019—2020 учебном году прибыло из Италии (21 441), Эквадора (16 758), Франции (16 509), Колумбии (16 460) и Китая (12 571)10. Большинство иностранных студентов в Испании изучают инженерное дело, менеджмент и управление, языки, гуманитарные науки, право или медицинские науки. Среди большого разнообразия специальностей, которые предлагает Испания студентам, также есть возможность получить образование по американской системе полностью на английском языке в таких университетах, как Schiller International University Madrid Campus, Saint Louis University Madrid Campus, The American College in Spain и др.
Наука и образование становятся основной сферой сотрудничества, а образование рассматривается как основа для интеграции со странами Латинской Америки. Дистанционно в 2018—2019 учебном году в испанской университетской системе обучалось 39 878 студентов из Латинской Америки и Карибского бассейна, что на 1000 студентов больше, чем в предшествующем году. Колумбийцы и венесуэльцы стали самыми многочисленными представителями Латинской Америки в системе довузовского образования в Испании: 40 174 и 36 235 студентов соответственно в 2020—2021 учебном году11.
Образование превращается в универсальный инструмент «мягкой силы» Испании, содействуя усилению ее связей с Латинской Америкой и продвигая там ее политические интересы.
Фонд «Каролина» и AECID в образовательной дипломатии Испании
Задачей созданного в 2000 г. Фонда «Каролина» стало содействие росту популярности испанских университетов и исследовательских центров по всему миру, созданию единого иберо-американского научного и образовательного пространства. Фонд проводил исследовательскую деятельность сначала через Центр иберо-американских исследований (CEHI), а с 2004 г. — через Центр исследований Латинской Америки и международного сотрудничества (CeALCI), который после организации 80 семинаров и выпуска 150 публикаций стал настоящим экспертным центром в области международных исследований по проблемам развития. Фонд развивает обучение на базе академических программ в области окружающей среды, социальных инноваций, IT-технологий и гендерного равенства. С 2020 г. стипендии для аспирантов распределяются в областях, известных как «пять Р»: люди, планета, процветание, мир, справедливость и устойчивые институты, а также союзы (партнерства) (исп. Personas, Planeta, Prosperidad, Paz, justicia e instituciones sólidas y alianzas (Partenariados)).
За 20 лет деятельности Фонд предоставил 17 256 стипендий и грантов в следующих формах: 11 748 стипендий для аспирантов; 3 121 — для докторантов и стажировок в докторантуре, 1 711 стипендий для мобильности учителей и 676 прочих стипендий. Учреждение реализовало 3 491 программу в государственных и частных университетах Испании и подписало 3 167 соглашений почти с 300 испанскими и латиноамериканскими организациями12.
Фонд проводит исследовательскую деятельность в области сотрудничества в сфере высшего образования, многосторонности и регионализма, цифровизации и инклюзивности, отношений между Европейским союзом и Латинской Америкой. Было расширено сотрудничество с Экономической комиссией для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL), Латиноамериканским факультетом социальных наук (FLACSO), Фондом EU — LAC, Центром развития ОЭСР, Международным институтом высшего образования ЮНЕСКО и др. Благодаря программам «Иберо-американское общественное лидерство», «Молодые лидеры», инициативам «Женщины-лидеры» или «Иберо-американские журналисты» более 3000 человек получили возможность стажировок в Испании, смогли установить контакты с коллегами и укрепить горизонтальное сотрудничество в рамках «Сети Каролина», которая включает более чем 20 000 человек, в том числе бывших студентов, лидеров, исследователей и специалистов (Morales San-Juan, 2017, р. 314).
Испанское агентство по содействию развитию AECID наряду с предоставлением гуманитарной помощи и официальной помощи развитию (ОПР) также сосредоточено на поддержке контактов в области науки и образования. С 2018 г., со сменой правительства, политика сотрудничества выходит из так называемого «периода отрешенности», когда с 2010 по 2016 г. ОПР Испании странам Латинской Америки из-за кризисной ситуации в стране год от года снижалась. В 2018 г. на Латинскую Америку было выделено 288,8 млн долл. США в виде ОПР, что контрастирует с ростом частных инвестиций в регионе за тот же период (Atienza & Macias, 2020).
Правительство определило в качестве приоритета в 2018—2019 гг. «возрождение политики международного сотрудничества в целях развития» и намерено увеличить объем официальной помощи в целях развития до среднего уровня в Европе. С каждой латиноамериканской страной у Испании подписана так называемая «Программа странового партнерства». На гуманитарную помощь было предоставлено 7,4 млн евро в 2018 г. и 4,9 млн евро — в 2019 г.13 В 2020 г. 33 % ресурсов, выделяемых на гуманитарную деятельность в рамках AECID, было направлено исключительно на решение проблем, вызванных пандемией COVID-19 в регионе, из них почти 60 % средств было выделено на решение проблем после политического кризиса в Венесуэле для помощи беженцам и мигрантам и принимающим их пунктам назначения на региональном уровне14. Объем гуманитарных ресурсов Агентства в этот год увеличился в 4 раза по сравнению с предыдущими и достиг почти 28 млн евро15. В 2021 г. на содействие развитию было выделено уже 2,253 млрд евро (из них более 5 млн — на развитие образования и 1,589 млн — на пропаганду испанской культуры)16.
В рамках AECID функционирует 31 офис технического сотрудничества, из них 16 действуют в Латинской Америке. Из 13 культурных центров 11 находятся в Латинской Америке и занимаются продвижением политики Испании в области культурного и научного сотрудничества, а также предоставлением стипендий для обучения в Испании (Becas MAEC−AECID)17. В Боливии, Гватемале, Колумбии и Уругвае AECID располагает 4 центрами профессиональной подготовки, которые специализируются в области управления и передачи знаний, выполняют функции форумов для обмена опытом по проблемам развития в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Согласно положениям «V Генерального плана сотрудничества Испании»18, особое внимание уделено таким сферам, как права человека и основополагающие свободы, гендерная политика, окружающая среда и уважение культурного разнообразия. В партнерстве с ЮНИСЕФ AECID работает над сокращением разрыва в цифровом образовании в Доминиканской Республике, Гондурасе, Перу; в рамках своего Фонда Educ@ Агентство занимается вопросами интеграции в образовательную систему Колумбии детей мигрантов из Венесуэлы, расширяет образовательные услуги для детей южной части Гаити, пострадавшего от землетрясения 2021 г., обеспечивает доступ подростков к инклюзивному и качественному образованию в Венесуэле, что нашло отражение в принятой «Гуманитарной стратегии Испании в отношении Латинской Америки и Карибского бассейна» на 2022—2023 гг.19
Иберо-американское сообщество наций и формирование единого образовательного пространства
В рамках созданного в 1991 г. Иберо-американского сообщества наций (ИСН), которое объединяет 22 государства, приоритетами также были заявлены образование, научное и культурное сотрудничество. На саммитах ИСН образование рассматривалось как фактор сплоченности сообщества и важнейший элемент социальной политики и экономического развития20. Начали работать Иберо-американская образовательная телевизионная программа TEIB, направленная на обучение учителей, Программа MUTIS, а затем Программа IBERCAMPUS, нацеленные на расширение межвузовской мобильности студентов, аспирантов и преподавателей в рамках престижных учебных заведений Иберо-Америки, Программа сотрудничества в целях развития национальных систем оценки качества образования, Программа по сотрудничеству в области профессиональной подготовки IBEROFOP, Иберо-американская программа модернизации системы управления образованием IBERMADE и т. д.
На XIV Иберо-американском саммите (Сан-Хосе, 2004 г.) были поставлены задачи укрепления «образования в интересах прогресса», создания Иберо-американского пространства знаний, ориентированного на необходимую трансформацию высшего образования и исследовательскую деятельность, а также разработки в области инноваций. Участники саммита посчитали это необходимым условием для повышения производительности труда, сокращения цифрового разрыва между регионом и остальным миром, а также повышения международной конкурентоспособности Латинской Америки21. На ХХ саммите (Аргентина, 2010 г.) в центре внимания оказались вопросы развития «образования в интересах социальной интеграции». На саммитах в Картахене (2016 г.) и Гватемале (2018 г.) были выдвинуты инициативы по развитию академической мобильности с предоставлением 200 000 стипендий для преподавателей, исследователей и студентов22. К ней уже присоединились более 600 государственных и частных организаций из 18 стран Иберо-Америки. Данное сообщество является одним из самых важных инструментов латиноамериканской политики Испании в сфере образования и науки, хотя и пережило ряд серьезных кризисов (Яковлев, 2016, с. 43—47).
С начала 2000-х гг. ИСН запустило ряд программ академических обменов и мобильности для расширения возможности учиться и проводить исследования в иностранных университетах и лабораториях. При этом особенно много стипендий выделяется на латиноамериканских студентов и преподавателей для прохождения стажировок в Испании. Так, в рамках программы академической мобильности «Пабло Неруда» в 2013—2014 гг. 20 % от общего числа стипендиатов прошло стажировки в испанских университетах23.
В рамках ИСН работает Иберо-американская организация содействия образованию, науке и культуре (ОЕI, Organización de Estados Iberoamericanos para la Educación, la Ciencia y la Сultura)24, 24 % от общего финансирования которой лежит на Испании[25]. Именно OEI, опираясь на ряд комплексных исследований, попыталось выявить причины отставания Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) от других регионов в области высшего образования и НИОКР. Среди этих негативных факторов — незначительные расходы стран на высшее образование, недостаточное повышение квалификации и численности преподавательского состава, слабая система подготовки в области STEM (наука, технологии, инженерия и математика).
Так, в 2018 г. только Эквадор выделял 2,18 % от ВВП на развитие высшего образования, Чили — 1,36 %, Бразилия — 1,31 %, Аргентина — 1,21 %, Мексика — 1,02 %, остальные страны — гораздо меньше (Dutrénit et al., 2021).
В Иберо-Америке насчитывается около 4000 высших учебных заведений, что является историческим рекордом для региона, но эти вузы занимают скромное место в мировом рейтинге: только 3 входят в ТОП-200 Академического рейтинга университетов мира (ARWU), и 79 — в ТОП-100026, 40 из них находятся в Испании, 22 — в Бразилии, 9 — в Португалии, 4 — в Чили, по 2 — в Мексике и Аргентине и по одному — в Колумбии и Уругвае.
Около 60 % исследовательских проектов выполняются в стенах университетов, однако доля студентов, проходящих обучение на уровне докторантуры, в 2017 г. составляла всего 0,8 %, на уровне магистратуры — 5,4 % от общего числа. Количество исследователей на 1 тыс. рабочей силы в регионе в 2013 г. составляло 0,98 %, а в 2017 — 1,03 %. Наибольшее количество исследователей — в Аргентине (2,91 %), затем следуют Бразилия, Чили, Коста-Рика, Уругвай (Dutrénit et al., 2021).
Немаловажным фактом стало то, что наибольшее число публикаций латиноамериканских исследователей посвящено проблемам агроэкологии, тропической медицины, устойчивому использованию экосистем, сохранению биоразнообразия, сельскохозяйственной системе, а работы по биотехнологии, робототехнике, важным стратегическим технологиям составляют всего 7,1 % от мировых публикаций (Basco et al., 2020). 60 % докторов наук (PhD) в таких областях, как математика, IT-технологии, инженерия, были подготовлены латиноамериканцами в Канаде и США, и только 26 % — в Мексике27.
Принимая во внимание данные Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) о том, что население региона, которое сегодня составляет 620 млн человек, к 2050 г. достигнет 784 млн и число студентов удвоится к 2040 г. — с 30,4 до 65,4 млн человек, несмотря на последствия COVID-19, следует подчеркнуть, что перед латиноамериканскими университетами стоит серьезная задача — чтобы подготовка квалифицированных специалистов соответствовала требованиям экономики и технологического развития (Ермольева, 2014, с. 27—41).
Для достижения поставленных целей Иберо-американское сообщество стало расширять взаимодействие с ЕС и поддерживать развитие межвузовских ассоциаций. OEI работает с ЕС как через диалог по вопросам политики в области образования, науки и культуры, так и через совместные программы и проекты. В 2020 г. в Латинской Америке осуществлялось 224 программы, в рамках которых около 702 тыс. студентов получили образование; примерно 98 тыс. преподавателей прошли курсы повышения квалификации; проведено более 750 исследований, а также около 2000 конгрессов и различных мероприятий28. Выдвинутый Испанией образовательный проект «Цели 2021» (Metas 2021: la educación que queremos para la generación de los Bicentenarios) получил поддержку со стороны ЕС: на VI саммите ЕС — ЛАКБ (Мадрид, 2010 г.). Ведущие государства Европы решили обеспечить его дополнительными финансовыми дотациями в дополнение к тем ассигнованиям, которые должны изыскать сами страны Латинской Америки.
С 2006 г. ЕС начал программу EUROsociAL Educacion, где участвуют профильные ведомства из 14 латиноамериканских государств и нескольких европейских стран. Работа организации опирается на специальный Фонд OEI со штаб-квартирой в Испании, а также на Международный центр педагогических исследований в Париже (CIEP−Francia) и Интернациональный комитет по проблемам населения (CISP−Italia). Главная задача EUROsociAL Educacion — содействовать латиноамериканской политике, направленной на достижение социальной сплоченности, развивать новые компетенции у студентов29.
В рамках ИСН функционирует ряд ассоциаций, направленных на совершенствование высшего образования в Латинской Америке. Ассоциация иберо-американских университетов последипломного образования (Asociación Universitaria iberoamericana de Postgrado, AUIP), признанная ЮНЕСКО, в настоящее время насчитывает 254 партнерских учреждения, расположенных в следующих странах: Аргентина (22), Боливия (6), Бразилия (9), Чили (12), Колумбия (50), Коста-Рика (2), Куба (9), Эквадор (16), Сальвадор (2), Испания (50), Гватемала (2), Гондурас (1), Мексика (28), Никарагуа (5), Панама (2), Парагвай (3), Перу (12), Португалия (5), Пуэрто-Рико (1), Доминиканская Республика (5), Уругвай (6), Венесуэла (6). В Испании 50 партнерских учреждений расположены в разных автономных сообществах30.
В качестве общей цели ставится задача содействовать обеспечению высокого академического качества подготовки преподавателей университетов, ученых и специалистов на уровне докторантов, академической мобильности преподавателей, а также совершенствованию управления и организационного развития вузов. Совместные программы формируются на основе консорциумов или стратегических альянсов между несколькими университетами при финансовой поддержке автономных сообществ Королевства. Так, Генеральный секретариат по университетам, исследованиям и технологиям Совета Андалусии активно поддерживает Программу академических обменов и мобильности (Programa de intercambio e movilidad académico, PIMA): в 2013 г. на стипендии в рамках данной программы Совет выделил 407 000 долл. США, с 2011 по 2016 г. профинансировал создание около 40 исследовательских сетей по различным научным областям, а в 2015 г. выделил 600 стипендий для обучения в магистратуре и докторантуре31.
В 2020—2021 гг. была принята «Совместная Программа по подготовке исследователей и преподавателей для высшей школы» (Programas Colaborativas de Formacion Doctoral) между вузами Андалусии и Латинской Америки в области STEM (наука, технологии, инженерия и математика) и в области Целей устойчивого развития (ЦУР). В рамках этой программы разрабатывались новые научные направления — устойчивая энергетика, технологии в сфере продовольствия, экономика и компьютеризация предприятий, СМИ, морское право, международное право, биомедицина, IT-технологии в образовании. В 2020—2021 гг. было предоставлено 620 стипендий на 860 тыс. евро. В 2022 г. уже реализуются 23 программы докторантуры и создано 72 иберо-американских исследовательских сети (Redes Iberoamericanos de investigadores, RII) и Иберо-американское пространство знаний (Espacio Iberoamericano de Conocimiento, EIC), чья деятельность направлена на повышение качества постуниверситетского образования32.
В Плане на 2022—2023 гг. обозначены задачи по укреплению EIC, расширению академических обменов для эффективного взаимодействия в социальной, культурной, экономической, производственной, геополитической сферах, передаче технологий и поставлена цель открыть еще 36 общих исследовательских сети, чтобы довести их количество до 108. План предусматривает выделение 400 стипендий для докторантуры и 424 стипендии для магистров. На академическую мобильность расходы предусматривают3,378 млн евро из общей суммы в 5,5 млн евро, куда включены расходы на институциональное укрепление всей системы, семинары, форумы, инновации в образовании33.
C 2000 г. начала работу Группа Тордесильяс (Grupo Tordesillas), представляющая собой академическую сеть университетов Испании, Португалии и Бразилии. В рамках данной ассоциации осуществляется совместное участие в экзаменационных комиссиях, интеграция исследовательских групп, объединение профессоров по областям научных интересов, реализуются совместные публикации, проводятся международные семинары и совместное обучение на междисциплинарной основе. Организация состоит из 54 университетов, в том числе 24 — из Бразилии, 10 — из Португалии и 20 — из Испании. В 2018 г. на XIX встрече ректоров было подписано соглашение между Группой Тордесильяс и Фондом «Каролина» с целью предоставления 12 стипендий для стажировки профессоров и докторов наук из португальских и бразильских университетов в испанских вузах, входящих в эту группу. Затем прошла первая встреча «Докторских колледжей Тордесильяс», в которой участвовали 50 профессоров и докторов наук из трех стран — участниц Группы. В настоящее время работают четыре «Колледжа Тордесильяс» для повышения квалификации докторов наук в области сестринского дела, физики, общественного здравоохранения и истории науки, языков и культур34.
Ассоциация Grupo La Rábida объединяет 80 университетов из 17 стран и направлена на академическое, научное, технологическое и культурное сотрудничество, укрепление связей между университетами и интеграцию иберо-американских народов. Из испанских вузов в ней лидируют Университет Кадиса, Университет Гранады и Университет Уэльвы. Ассоциация проводит лекции, семинары, летние школы, предоставляет стипендии, создает региональные исследовательские группы для разработки совместных проектов в области культуры, науки, техники как в академической, так и в студенческой среде.
Группа Proeduca ставит амбициозную задачу — создать Иберо-американское пространство высшего образования (Espacio Iberoamericano de Educación Superior), для решения которой был создан консорциум Cofuturo, академический альянс испанских и латиноамериканских университетов во главе с Международным Университетом Ла Риоха (UNIR). Его целью стала реализация совместных межуниверситетских докторских программ и планов виртуальной мобильности, таких как программа Mejía Lequerica, которую UNIR успешно реализует с 15 эквадорскими университетами. Пандемия поставила вопрос о расширении дистанционного образования, цифровой трансформации высшего образования, и в 2022 г. Группа Proeduca и OEI объявили о предоставлении 150 стипендий для магистров и докторантов, чтобы «помочь университетам перейти на виртуальную модальность»35.
OEI является координатором сотрудничества иберо-американских университетов, для чего был создан Центр высших университетских исследований OEI, который занимается вопросами сертификации степеней и совместных программ. Также совместно с Университетом Алькала-де-Энарес (UAH) была создана Кафедра иберо-американского образования OEI — UAH.
Одной из последних инициатив OEI стало создание Иберо-американского института образования и производительности (IIEYP), целью которого является изучение взаимосвязи между образованием и повышением производительности труда, выявление передового опыта в политике, способствующей созданию и применению знаний и инноваций для стимулирования экономического роста.
В 2019 г. OEI в рамках Повестки — 2030 совместно с Латиноамериканской образовательной сетью (la Red Latinoamericana por la Educación, REDUCA) привлекает общественные организации, частные компании, как, например, Fundación Telefónica, для реализации инициатив по цифровизации в школах, развитию ИКТ, формированию новых навыков и компетенций36.
Заключение
Амбициозная задача, которую поставили испанские политики еще в 1980-е гг., в период завершения слома диктаторского бюрократического аппарата и выстраивания принципов нового демократического государства, — возврат своего геополитического влияния в Латинской Америке — продолжает оставаться стратегической и в настоящее время. Однако, какие бы партии ни руководили испанской политикой, они отчетливо понимают, что Латинская Америка, близкий им по национальной и культурной идентичности регион, является наиболее сложным для осуществления там своей экспансии. «Доктрина Монро», хотя и достаточно ветхая, используется США каждый раз, когда они осознают, что кто-либо пытается даже не заместить их, а просто несколько снизить их глобальное доминирование в этом регионе. Испания же, потеряв свои колонии на Американском континенте, пытается вернуть там влияние, формируя политическую и культурную элиту, говорящую с ней на одном языке, разделяющую одни и те же цивилизационно-идеологические ценности. Поэтому она может закрепиться там, используя только стратегии гуманитарной политики и, прежде всего, ее научно-образовательного компонента.
В статье продемонстрировано, как с помощью государственных и государственно-частных организаций, включая МИД и аффилированные с ним структуры, а также различные культурные и просветительские центры, Испания ежегодно наращивает свое гуманитарное присутствие в регионе, предоставляя стипендии, реализуя программы помощи образованию и науке, организуя совместные проекты. Этих программ за последние годы было принято сотни, и их количество ежегодно растет. Результатом этой стратегии стало успешное внедрение в Латинской Америке своих образовательных и культурных приоритетов и формирование иберо-американского образовательного пространства. На этом пути Испания добилась ощутимых успехов всего за последние 20 лет. Образовательные приоритеты гуманитарной политики Испании, те методы и стратегии, которые используются этой страной, прежде всего в Латинской Америке, могут послужить хорошим опытом и для России, особенно в новых геополитических условиях.
1 España en Iberoamérica // Ministerio de Asuntos Exteriores Unión Europea y Cooperación. URL: https://www.exteriores.gob.es/es/PoliticaExterior/Paginas/EspanaIberoamerica.aspx (accessed: 15.06.2022).
2 España en Iberoamérica // Ministerio de Asuntos Exteriores Unión Europea y Cooperación. URL: https://www.exteriores.gob.es/es/PoliticaExterior/Paginas/EspanaIberoamerica.aspx (accessed: 15.06.2022).
3 Que es el Índice ElCano de Presencia Global. Estructura // Real Instituto Elcano. 2022. URL: https://www.globalpresence.realinstitutoelcano.org/es/estructura (accessed: 15.06.2022).
4 Встречаются различные переводы этого термина на русский язык, в том числе «испанидад» или «испанизм».
5 #DataméricaGlobal: La presencia española es económica, no blanda // Real Instituto Elcano. 14.03.2018. URL: https://www.politicaexterior.com/datamericaglobal-la-presencia-espanola-america-latina-economica-no-blanda/ (accessed: 15.06.2022).
6 Sube el gasto dedicado a Enseñanza en España // Datosmacro. URL: https://datosmacro.expansion.com/estado/presupuestos/espana?sc=PR-G-F-32 (accessed: 15.06.2022).
7 Cifra histórica para la ciencia en España: más de 13.000 millones para investigación, desarrollo y digitalización // Público. 07.10.2021. URL: https://www.publico.es/economia/gobierno-destinara-13-298-millones-ciencia-cifra-historica.html (accessed: 15.06.2022).
8 Rankings: The 55 Best Universities in Spain for 2022/2023 // Portal Study.eu. URL: https://www.study.eu/best-universities/spain (accessed: 15.06.2022).
9 International Student Statistics in Spain 2022 // Study in Spain. URL: https://www.studying-in-spain.com/spain-international-student-statistics/ (accessed: 15.06.2022).
10 Ibid.
11 Javier A. F. Cuál debe ser el papel de España en la educación superior de Latinoamérica // El País. 18.09.2020. URL: https://elpais.com/sociedad/futuros-educacion/2020-09-18/cual-debe-ser-el-papel-de-espana-en-la-educacion-superior-de-latinoamerica.html (accessed: 15.06.2022).
12 Historia de la Fundación Carolina // La Fundación Carolina. URL: https://www.fundacioncarolina.es/la-fundacion/historia/ (accessed: 15.06.2022).
13 Panorama Humanitario 2019/2020. América Latina y el Caribe // AECID. URL: https://www.aecid.es/Centro-Documentacion/Documentos /200519%20Panorama%20Humanitaria%20ALC%202019-20%20con%20NIPO.pdf/ (accessed: 15.06.2022).
14 COVID-19 en América Latina y el Caribe: Consecuencias socioeconómicas y prioridades de política // OCDE. 08.12.2020. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/covid-19-en-america-latina-y-el-caribe-consecuencias-socioeconomicas-y-prioridades-de-politica-26a07844/ (accessed: 15.06.2022).
15 Panorama Humanitario 2020/2021. América Latina y el Caribe // AECID. URL: https://www.aecid.es/Centro-Documentacion/Documentos/Acci%C3%B3n%20Humanitaria/210923%20Panorama%20Humanitaria%20ALC%202020-21%20con%20NIPO.pdf (accessed: 15.06.2022).
16 Propuesta de Presupuestos Generales del Estado para 2021. Informe Ayuda Oficial al Desarrollo // Ministerio de la presidencia, relaciones con las cortes. 04.11.2020. URL: https://www.congreso.es/docu/pge2021/121-35-3_Ayuda_Oficial_al_Desarrollo_de_la_AGE.pdf (accessed: 15.06.2022).
17 Becas MAEC−AECID para cursos, especializaciones y maestrías en España // Oficina de Comunicaciones y Relaciones Institucionales. 22.01.2020. URL: https://www.gob.pe/institucion/pronabec/noticias/490781-becas-maec-aecid-para-cursos-especializaciones-y-maestrias-en-espana (accessed: 15.06.2022).
18 V Plan Director de la Cooperación Española 2018—2021 // AECID. URL: https://www.aecid.es/Centro-Documentacion/Documentos/Planificación/PD%202018-2021.pdf (accessed: 15.06.2022).
19 España aporta 6,78 millones de euros para apoyar la atención humanitaria en América Latina y el Caribe // Naciones Unidas Centro Regional de Información. 01.02.2022. URL: https://unric.org/es/espana-aporta-678-millones-de-euros-para-apoyar-la-atencion-humanitaria-en-america-latina-y-el-caribe/ (accessed: 15.06.2022).
20 «Социальная роль образования» (XX саммит, Аргентина, 2010 г.), «Политическая, экономическая, социальная и культурная роль Иберо-американского сообщества в новом мировом контексте» (XXIII саммит, Панама, 2013 г.), «Иберо-Америка в XXI веке: образование, инновации и культура» (XXIV саммит, Мексика, 2014 г.), «Молодежь, предпринимательство, образование» (XXV саммит, Колумбия, 2016 г.).
21 Declaración de San José // La Secretaría General Iberoamericana. URL: https://www.segib.org/?document=declaracion-de-san-jose (accessed: 15.06.2022).
22 Ibid.
23 El espacio iberoamericano del conocimiento // SEGIB. Memoria annual. 2016. URL: https://www.segib.org/memoria2016/wp-content/uploads/2017/10/04-espacio-conocimiento.pdf (accessed: 15.06.2022).
24 Членами организации являются Андорра, Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Испания, ная Гвинея.
25 Memoria 2011—2012. Programa Presupuesto 2013—2014 // OEI. Memorias de actividades. URL: https://oei.int/pt/publicacoes/memoria-2011-2012-programa-presupuesto-2013-2014 (accessed: 15.06.2022).
26 2020 Academic Ranking of World Universities // Shanghai Ranking Consultancy. URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/arwu/2020 (accessed: 15.06.2022).
27 Education at a Glance 2020: OECD Indicators // OECD iLibrary. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2020_69096873-en (accessed: 15.06.2022).
28 La Organización de Estados Iberoamericanos. 70 años trabajando por la educación, la ciencia y la cultura en Iberoamérica // OEI. URL: https://www.oei.es/uploads/files/microsites/6/34/libro-70-anos-oei-el-reto-iberoamericano-educacion-ciencia-y-cultura.pdf (accessed: 15.06.2022).
29 EUROSOCIAL+: La nueva fase del programa de la Unión Europea para el periodo 2006—2021 con el objetivo de incrementar la cohesión social en América Latina // EUROSOCIAL. 28.04.2016. URL: http://eurosocial-ii.eurosocial.eu/es/noticia/eurosocial-puesta-en-marcha-de-la-nueva-fase-del-programa-de-la-1 (15.06.2022).
30 Auip Conectal // AUIP. URL: https://auip.org/es/auip-conecta (accessed: 15.06.2022).
31 Informe de Gestion 2020—2021 // AUIP. URL: https://informesgestion.auip.org/2022/files/downloads/InformeGestionBarranquilla2022.pdf (accessed: 15.06.2022).
32 Plan de acción 2022—2023 // AUIP. URL: https://planesaccion.auip.org/2022-2023/files/downloads/plan_accion_2022_2023.pdf (accessed: 15.06.2022).
33 Ibid.
34 La UGR acoge el XIX Encuentro de Rectores del Grupo Tordesillas bajo el lema “Universidades inclusivas para avanzar en la Agenda 2030” // Canal UGR. 09.11.2018. URL: https://canal.ugr.es/noticia/ugr-xix-encuentro-de-rectores-del-grupo-tordesillas/ (accessed: 15.06.22).
35 La Organización de Estados Iberoamericanos. 70 años trabajando por la educación, la ciencia y la cultura en Iberoamérica // OEI. URL: https://www.oei.es/uploads/files/microsites/6/34/libro-70-anos-oei-el-reto-iberoamericano-educacion-ciencia-y-cultura.pdf (accessed: 15.06.2022).
36 La educación en tiempos de la pandemia de COVID-19 // Repositorio CEPAL. Agosto de 2020. URL: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/45904/S2000510_es.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 15.06.2022).
Об авторах
Алла Юрьевна Борзова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: borzova-ayu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-9886-7977
доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияОльга Виленовна Волосюк
Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»
Email: ovolosiuk@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-3115-6978
доктор исторических наук, профессор, руководитель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики
Москва, Российская ФедерацияНино Дмитриевна Николашвили
Российский университет дружбы народов
Email: n.i.n.o31297@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2745-3918
аспирант кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Борзова А. Ю., Николашвили Н. Д. «Марка Испания»: разработка государственной политики Испании по реализации «мягкой силы» // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2020. № 2. С. 77—93. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2020-2-77-93
- Ермольева Э. Г. Образование в Латинской Америке: адаптация к вызовам времени. Москва : ИЛА РАН, 2014.
- Кулешова В. В. Проблема Испании в полемической публицистике Рамиро де Маэсту 1896—1936 годов // Проблемы испанской истории / отв. ред. С. П. Пожарская. Москва : Наука, 1979. С. 106—134.
- Лобанова Д. А. Публичная дипломатия Испании в странах Латинской Америки: принципы и институты // Латинская Америка. 2019. № 1. С. 5—11. https://doi.org/10.31857/S0044748X0003504-3
- Павленко О. В. Конструктивистский подход к исследованию международных отношений: возможности и пределы // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2015. № 6 (149). С. 53—68.
- Филатов Г. А. Доктрина «испанидад» и ее роль в отношениях франкистской Испании со странами Латинской Америки в 1940-х годах // Новая и новейшая история. 2014. № 5. С. 63—71.
- Харитонова Е. М., Прохоренко И. Л. «Мягкая сила» бывших империй: сравнительный опыт Великобритании и Испании // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 3. С. 39—49. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-3-39-49
- Химич Г. А., Терентьева Е. Д. Роль гуманитарного сотрудничества в современной внешней политике Испании // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т.18, № 1. С. 197—207. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-1-197-207
- Яковлев П. П. Иберо-американское сообщество наций в формирующемся миропорядке (к 25-летию организации) // Латинская Америка. 2016. № 8. С. 43—57.
- Atienza J., Macías I. Cooperación española 2019—2020: en transición hacia la refundación en La Realidad de la Ayuda 2020 // Una refundación inaplazable para el mundo post COVID-19 / éd. por F. Cortada. Barselona : Oxfam, 2020. P. 20—45. URL: http://realidadayuda.org/Informe_RDA_2020_04.pdf (accessed: 05.04.2022).
- Basco A., de Azevedo B., Harraca M., Kersner S. América Latina en movimiento: competencias y habilidades en la Cuarta Revolución Industrial // Nota tecnica. 2020. No. 8. P. 80—164. http://dx.doi.org/10.18235/0002132
- Delgado Gómez-Escalonilla L. Diplomacia franquista y política cultural hacia Iberoamérica, 1939—1953. Madrid : CSIC, 1988.
- Dutrénit G., Aguirre-Bastos C., Puchet M., Salazar M. Latin America // UNESCO Science Report: The Race against Time for Smarter Development / ed. by S. Schneegans, T. Straza, J. Lewis. Paris : UNESCO Publ., 2021. P. 200—234. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377462/PDF/377462eng.pdf.multi (accessed: 05.04.2022).
- Keohane O. R. After Hegemony. Cooperation and Discord in the World Political Economy. New Jersey : Princeton University Press, 2005.
- Merchán Iglesias F. J. La política educativa de la democracia en España (1978—2019): Escolarización, conflicto Iglesia-Estado y calidad de la educación // Archivos Analíticos de Políticas Educativas. 2021. Vol. 29, no. 61. P. 1—15. https://doi.org/10.14507/epaa.29.5736
- Morales San-Juan J. C. Los centros de pensamiento y su influencia en la política exterior y de seguridad [tesis doctoral]. Madrid : EIDUNED, 2017. URL: http://e-spacio.uned.es/fez/eserv/tesisuned:ED-Pg-SegInt-Jcmorales/MORALES_SAN_JUAN_JuanCarlos_Tesis.pdf (accessed: 05.04.2022).
- Noya J. El poder simbólico de las naciones // Documento de trabajo. No. 35. Madrid : Real Instituto Elcano, 2005. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/42965614.pdf (accessed: 05.04.2022).
- Pereira J. C. La política exterior de España (1800—2003): historia, condicionantes y escenarios. Barcelona : Ariel, 2003.
- Santa María H., Ostos F., Romero S., Ventosilla D. Política educativa en América Latina // Revista Innova Educacion. 2021. Vol. 3, no. 2. P. 321—334.
- Treviño L. La política exterior del gobierno socialista hacia Latinoamérica // Revista de Estudios Internacionales. 1985. Vol. 6, no. 1. P. 111—124.
- Wendt A. Social Theory of International Politics. Cambridge : Cambridge University Press, 1999.