Рецензия на книгу : The Changing Perspectives and ‘New’ Geopolitics of the Caucasus in the 21st Century / ed. by S. Yilmaz, M. Yorulmaz. Ankara : Astana Yayınları, 2021. 304 p.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Обладая огромными запасами природных ресурсов, регион Южного Кавказа находится на перекрестке не только транспортных связей глобального значения, но и столкновений интересов региональных и мировых держав. В этом контексте особый интерес представляет книга «Меняющиеся перспективы и “новая” геополитика Кавказа в XXI веке», написанная коллективом авторов из разных университетов мира и посвященная в основном изучению внешней политики Азербайджана, Грузии и Армении, их отношений с Турцией, США, Россией, Китаем и ЕС, а также анализу продолжающихся конфликтов и процессов государственного строительства и национальной идентичности на Южном Кавказе.

Рецензируемая книга состоит из специальной вводной части, затрагивающей проблему карабахского конфликта, и двух разделов, каждый из которых содержит 6 глав.

В специальной вводной части (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 11—18), написанной экспертом Азербайджанского государственного экономического университета А. Асланлы, вкратце описываются причины появления карабахской проблемы в XIX и XX вв., военных столкновений между Арменией и Азербайджаном в начале 1990-х гг., а также возобновления боевых действий в 2020 г. Анализируя результаты Второй карабахской войны, которая была завершена подписанием совместного заявления главами России, Азербайджана и Армении спустя 44 дня после начала войны, автор утверждает: хотя урегулирование карабахского конфликта полностью не достигнуто, путь к всеобъемлющему урегулированию открыт.

В первой главе первого раздела (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 19—34) доцент кафедры международных отношений Университета Хитит (Турция) Э. Читак затрагивает вопросы государственного устройства Азербайджана, основных детерминантов его внутренней и внешней политики, а также внешнеполитических приоритетов. Отмечается, что самым серьезным испытанием для Азербайджана в период с начала 1991 по 2020 г. было устранение социальных и экономических трудностей, а также проблем безопасности путем воздержания от напряженности, которая могла бы возникнуть между Россией, стремящейся к влиянию на Южном Кавказе после распада СССР, и другими игроками, такими как Иран, США и Турция, уделяющими пристальное внимание данному региону. По мнению автора, Азербайджан продемонстрировал политическую волю и экономическую мощь, терпеливо устанавливая и развивая двусторонние и многосторонние отношения с различными международными акторами в течение многих лет. Прагматичный баланс внешней политики Азербайджана, военная мощь, влияние на международной арене и национальное самосознание в обществе были подтверждены во время войны 27 сентября — 10 ноября 2020 г. (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, p. 31).

Во второй главе М. Баяр рассматривает процесс построения национальной идентичности Грузии, влияние национальной идентичности на внешнюю политику страны, а также конфликты Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 35—48). С одной стороны, некоторые из проблем, с которыми Грузия столкнулась в последнее время, имеют глубокие исторические корни, а с другой — некоторые из них проявились в процессе формирования национальной идентичности после обретения независимости. Ключевой вывод главы заключается в том, что национальная идентичность строилась в условиях ассимиляции и маргинализации, а не на инклюзивных элементах в хрупкой географии — как с точки зрения религии, так и с точки зрения этнической принадлежности. Данная национальная идентичность, которая формировалась в Грузии, оказала глубокое влияние на ее внешнюю политику, особенно в первые годы независимости.

Анализ внешней политики Армении, ее отношений с соседними странами проведен Г. Хельваджыкёйлю в третьей главе (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 49—70). Автор исследует основные элементы внешней политики Армении, изучив историю Нагорно-Карабахского конфликта, истоки напряженности в отношениях с Турцией, а также политические отношения с Грузией. Спорным является вывод автора о том, что «хотя Южно-Кавказские страны обрели независимость от Советского Союза, нельзя сказать, что они могут действовать независимо от России» (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, p. 60).

В четвертой главе книги (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 71—92) А. Дурмазымом описаны географическое положение, географические характеристики, демографическая структура и этническое разнообразие Северного Кавказа, а также пограничные споры между Чечней и Ингушетией, Чечней и Дагестаном, Северной Осетией и Ингушетией.

С. Кысачик в пятой главе (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 93—118) исследует фундаментальные перспективы и испытания параметров энергетической безопасности на Южном Кавказе с 1990-х гг. Подчеркивается особая роль Азербайджана и Грузии в реализации энергетических проектов в данном регионе. Примечательно, что автор в конце рекомендует всем региональным и внерегиональным государствам учитывать фактор России при разработке новых стратегий в отношении Южного Кавказа, так как без учета интересов Москвы реализация каких-либо проектов является маловероятной (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, p. 114).

Шестая глава, подготовленная соредактором книги, М. Йорулмазом, содержит анализ угроз и вызовов безопасности в Кавказском регионе в условиях конфликтов, а также геополитической структуры, компонентов идентичности и религии в нем (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 119—140). Подчеркивается, что если урегулирование внутренних и внешних конфликтов и миротворческие усилия государств не будут строиться на основе безопасности, а государства в регионе не получат поддержку для улучшения их экономических, политических, культурных и этнических структур, то Кавказ в будущем сохранит свой хаотичный и небезопасный характер, находясь далеко от стабильных и мирных обществ.

Н. Четин, написавший первую главу второго раздела, не только в различных измерениях рассматривает проблемы, разногласия, ход отношений между тремя республиками Южного Кавказа, но и анализирует деятельность организации ГУАМ (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 141—170). Отмечая, что Азербайджан и Грузия находятся на ключевых позициях в стратегических, военных, энергетических, экономических, торговых, транспортных сферах и в области безопасности на Южном Кавказе, автор приходит к выводу, что в основе проблем между странами в этом регионе лежит их стремление проводить националистическую политику, которая не зависит от геополитического положения, истории, демографической и культурной структуры данного региона и не отражает истину. В свою очередь, такая политика наносит ущерб развитию этих государств и их отношениям с соседями и доминирующими державами.

Отношения между Турцией и тремя Южно-Кавказскими государствами затрагиваются во второй главе (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 171—200). М.Ф. Озтарсу описывает характер взаимодействия Турции с Азербайджаном, Грузией и Арменией, рассматривая отдельно сотрудничество в треугольнике Турция — Грузия — Азербайджан. Необходимо отметить, что Турция сформировала внешнеполитический формат по отношению к этому региону с целью развития взаимовыгодного сотрудничества. Подходы Турции как государства — члена НАТО в основном принесли прозападные мотивы в экономическое, энергетическое и оборонное сотрудничество в регионе. Утверждается, что Баку и Тбилиси стали важными партнерами Анкары с их культурным и географическим значением, в то время как Армения оставалась воюющей стороной, претендующей на территориальные выгоды от Азербайджана. В результате процесс разработки политики Турции исключил эту страну из крупных проектов. Этот фактор прямо или косвенно способствовал налаживанию сотрудничества между Турцией и Грузией, но нанес ущерб уникальной региональной политике Турции.

В третьей главе Э. Кая исследует эволюцию отношений США с Грузией, Азербайджаном и Арменией (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 201—226). Отмечается, что с момента обретения независимости каждое из трех кавказских государств пошло разными путями в международной политике. Кроме того, их склонность к авторитаризму и реформам, похоже, усложняет региональную политику. Им необходимо сбалансировать свои отношения с соседями и крупными державами из-за собственной уязвимости к глобальной динамике. В этом отношении асимметрия сил и интересов крупных держав, а именно США и России, является решающим фактором региональной политики. Хотя у Вашингтона нет жизненно важных интересов на Кавказе, ослабление российского влияния в регионе остается для него главной целью. В этой связи США должны учитывать различные приоритеты внешнего взаимодействия кавказских государств и разработать повестку дня, основанную на долгосрочной перспективе.

В четвертой главе Т. Исмаил и А. Нечефоглу фокусируются на двусторонних отношениях России с Азербайджаном, Грузией и Арменией (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 227—250). Затрагивая отношения между Москвой и Баку, авторы отмечают, что, несмотря на антиазербайджанскую риторику в российских СМИ во время Второй Карабахской войны, президент В.В. Путин не отдал распоряжения о вмешательстве, запрошенного Арменией (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, p. 234). Утверждается, что после роспуска СССР двусторонние отношения между Россией и Грузией были напряженными и нестабильными, а самым критическим моментом стала война 2008 г. Торгово-экономическое сотрудничество с Россией чрезвычайно выгодно для Грузии, однако для России важно, чтобы Грузия не размещала на своей территории военные базы НАТО. Что касается российско-армянских отношений, то война в Карабахе в 2020 г. стала для них испытанием. Дальнейшие перспективы отношений во многом будут зависеть от того, в какой степени политические элиты двух стран смогут использовать положительный опыт взаимодействия на двустороннем и многостороннем уровнях, сосредоточиться на решении вопросов текущей повестки дня, а также усовершенствовать основополагающие документы армяно-российского сотрудничества.

Особое внимание привлекает пятая глава, посвященная отношениям Китая с тремя Южно-Кавказками государствами в рамках проекта «Один пояс, один путь» (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 251—270). С. Йылмаз делает вывод, что основными ожиданиями Азербайджана, Грузии и Армении от вышеуказанного китайского проекта являются политическое сотрудничество, создание сети структурных связей, устранение торговых барьеров, финансовая интеграция, расширение торговли и туризма, возможность укрепления сотрудничества со странами Европы и Азии в таких различных областях, как транспорт, телекоммуникации и энергетические сети, а также достижение большей международной интеграции и экономического развития.

В шестой главе рассматриваются отношения Азербайджана, Грузии и Армении с ЕС в 1991—2020 гг. (Yilmaz & Yorulmaz, 2021, pp. 271—298). Отмечая, что ЕС является не только центром притяжения с точки зрения предлагаемых им ценностей и интеграционного процесса, но и отражает потенциал нового полюса глобальной системы, Ф. Озердем подробно рассматривает подходы ЕС к Южному Кавказу, эффективность Программы восточного партнерства и деятельности ТРАСЕКА.

Таким образом, подчеркивая практическую и прикладную составляющие рецензируемой книги, которая проводит всесторонний анализ основных приоритетов, направлений и проблем внешней политики Азербайджана, Грузии и Армении, следует отметить, что данный труд вносит весомый вклад в понимание общей геополитической, геостратегической и геоэкономической атмосферы на Южном Кавказе. Книга представляет значительный интерес не только для ученых, занимающихся проблематикой Южного Кавказа, но и студентов, аспирантов и всех интересующихся проблемами указанного региона.

×

Об авторах

Мирмехти Миркамил оглы Агазаде

Российский университет дружбы народов

Email: agazade-mm@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-5129-5553

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Алексей Сергеевич Буторов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: butorov-as@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0796-6695

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Yilmaz, S., & Yorulmaz, M. (Eds.). (2021). The changing perspectives and ‘new’ geopolitics of the Caucasus in the 21st сentury. Ankara: Astana Yayınları

© Агазаде М.М., Буторов А.С., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах