Западная Европа глазами студентов казахстанских вузов: образы стран и движущая сила их формирования
- Авторы: Есимова А.Б.1, Панарин С.А.2
-
Учреждения:
- Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
- Институт востоковедения РАН
- Выпуск: Том 19, № 1 (2019): КНР — США: конкуренция или сотрудничество
- Страницы: 100-118
- Раздел: ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
- URL: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/20855
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-1-100-118
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Имидж страны и в особенности та его версия, которая воспринимается за ее границами, становится все более важным гуманитарным ресурсом, способным оказывать позитивное или негативное влияние в разных областях, включая и область международных отношений. В СССР Западная Европа и образующие ее страны были наделены двойственным имиджем: в нем соединялись представления о сокровищнице культуры и о территории господства классов и сил, враждебных социалистическому лагерю. После распада Советского Союза Западная Европа стала восприниматься на постсоветском пространстве как образцовая капиталистическая модель, на которую следует походить. Представления молодежи Казахстана об имидже Западной Европы формировались как раз в этот период. С целью их зондирования был проведен пилотный социологический опрос студентов двух казахстанских вузов, один из которых расположен на северо-востоке страны, в г. Усть-Каменогорске, второй на юге, в Шымкенте. Полученные результаты позволяют с уверенностью утверждать, что у студентов нет целостного имиджа Западной Европы. В их представлениях господствует совокупность имиджей отдельных европейских стран в составе региона, сильно различающихся между собой по степени полноты. Наиболее разработаны имиджи Франции и Германии. Но и они, не говоря уже об имиджах стран, меньших по размерам и реже упоминаемых в СМИ, основываются преимущественно на широко распространенных стереотипных представлениях об экономических, политических, культурных характеристиках этих стран. Также бросается в глаза, что имиджи западноевропейских стран, вырисовывающиеся из ответов студентов, практически не персонифицированы - очень редко отождествляются с той или иной личностью, значимой в историческом, политическом и культурном отношении. По мнению авторов, эта особенность ответов может считаться одним из индикаторов преобладания у студентов восприятия Западной Европы как такого места, где могут быть удовлетворены их различные потребительские запросы.
Ключевые слова
Об авторах
Айгуль Бегеновна Есимова
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ayessimova@gmail.com
кандидат исторических наук, доцент социологии, Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, Шымкент, Казахстан
Сергей Алексеевич Панарин
Институт востоковедения РАН
Email: sergpanar@mail.ru
кандидат исторических наук, заведующий Центром исследования общих проблем современного Востока, Институт востоковедения Российской академии наук
Список литературы
- Алексеенко А.Н. Казахстанский путь модернизации // Вестник Евразии. 2004. № 1. С. 122—151.
- Аубакирова Ж.С. Воспроизводство населения Казахстана: этнорегиональный аспект. Усть-Каменогорск: Либриус, 2010.
- Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 19. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 15.
- Есимова А.Б., Панарин С.А. Образ и имидж России в Казахстане // Россия и ЕС в Центральной Азии / отв. ред. М.Г. Носов. М.: Русский сувенир, 2008. С. 40—66.
- Есимова А.Б., Панарин С.А. Казахстан: Имидж Западной Европы или имидж стран Европы? // Россия и формирование образа ЕС в Центральной Азии / отв. ред. М.Г. Носов. М.: Русский сувенир, 2009. С. 7—42.
- Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2003.
- Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
- Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2003.
- Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1890—1907. Т. XII.
- Adam F., Hafner-Fink M., Uhan S. Public Conceptions and Images of the European Union: The Case of Slovenia // Innovation: The European Journal of Social Science Research. 2002. Vol. 15. No 2. P. 133—147. doi: 10.1080/1351161022000001278.
- Andersson J., Hilson M. Images of Sweden and the Nordic Countries // Scandinavian Journal of History. 2009. Vol. 34. No 3. P. 219—228. doi: 10.1080/03468750903134681.
- Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. Palgrave Macmillan, 2007.
- Anholt S. Places: Identity, Image and Reputation. Palgrave Macmillan, 2010.
- Dobler W. Britain’s Image in Germany: A Survey of Poll Results on German Attitudes towards Britain and Other EU Member Countries // German Politics. 1997. Vol. 3. No 3. P. 152—165. doi: 10.1080/09644009708404494.
- Govers R., Go F. Place Branding. Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced. Palgrave Macmillan, 2009.
- Holland M., Chaban N. The EU as an Agent for Democracy: Images of the EU in the Pacific Media “Mirror” // Journal of European Integration. 2011. Vol. 33. No 3. P. 285—302. doi: 10.1080/07036337.2011.558898.
- Lucarelli S. Seen from the Outside: The State of the Art on the External Image of the EU // European Integration. 2014. Vol. 36. No 1. P. 1—16. doi: 10.1080/07036337.2012.761981.
- Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. Public Affairs, 2004.
- Pardo S. Understanding Israeli — EU Relations: A Matter of Perceptions and Images // Israel Journal of Foreign Affairs. 2010. No IV. P. 63—75. doi: 10.1080/23739770.2010.11446401.
- Therkelsen A., Gram M. Branding Europe — Between Nations, Regions and Continents // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2010. Vol. 10. No 2. P. 107—128. doi: 10.1080/15022250903561903.