Российское геологическое образование на мировом рынке (на примере МГРИ-РГГРУ)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются перспективы продвижения российского геологоразведочного образования на мировой рынок образовательных услуг. В современных условиях в геологоразведке повышается роль новых достижений науки и техники, усиливаются экологические требования, а также требования к персоналу. Притом что лидирующие школы в горнодобывающей отрасли, помимо России, сформированы в Канаде, Германии, США, Австралии, Великобритании, многие развивающиеся страны, богатые природные ресурсами, приступили к формированию своих национальных центров подготовки в данной сфере. В условиях острой конкурентной борьбы российскому геологическому образованию удается сохранить свою собственную нишу. Признанием этого является активное участие российских вузов в создании и развитии Всемирного форума устойчивого развития минерально-сырьевых университетов (WFURS), описанное в статье. Приведены основные факторы конкурентоспособности, обусловившие лидирующие позиции Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ-РГГРУ) в системе российского геологического образования. Особое внимание уделяется международной деятельности российских вузов (на примере МГРИ-РГГРУ). Приведена основная статистика (как в страновом разрезе, так и по специальностям) иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в университете. Выделены основные проблемы и перспективы интеграции российского геологического образования в мировой рынок образовательных услуг.

Об авторах

Василий Иванович Лисов

Российский государственный геологоразведочный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: rektor@mgri-rggru.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Арефьева А.Л., Шеренги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. М.: Минобрнауки РФ. Центр социологических исследований, 2014
  2. Бизнес-риски в горнодобывающей и металлургической отраслях: исследование за 2012-2013 годы. Эрнст энд Янг, 2012
  3. Гаффорова Е.Б. Исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг стран АТР // Маркетинговый взгляд: аналитические обзоры региональных рынков товаров и услуг. Владивосток: ИД ДВФУ. 2012. № 7. C. 43-61
  4. Доклад о конкурентоспособности России 2011. Всемирный экономический форум, Женева. М.: ОАО «Сбербанк» и «Стратеджи Партнерс Групп», 2011
  5. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / Под ред. проф. В.Б. Супяна. М.: Магистр, 2016
  6. Концепция геологического образования в России. М.: НИА-Природа, 2000
  7. Лисов В.И. Приоритеты международной образовательной деятельности российских вузов // Высшее образование в России. 2012. № 1. C. 3-10
  8. Лисов В.И. Проблемы развития высшего инженерно-технического образования России. М.: ИД МГРИ-РГГРУ, 2013
  9. Лисов В.И. Учиться работать и иностранными инвесторами // Известия высш. учеб. заведений. Геология и разведка. 2016. № 4. C. 5-7
  10. Лисов В.И., Брюховецкий О.С. Задачи геологического и горного образования с учетом новых факторов экономического роста в России // Известия высш. учеб. заведений. Геология и разведка. 2016. № 4. C. 75-81
  11. Лисов С.В., Лисов В.И. Интеграционные тенденции высшего профессионального образования России. М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2016
  12. Наука, технологии и инновации России. 2015: Крат. сб. стат. М.: ИПРАН РАН, НАУКА, 2015
  13. О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2013 г.: Государственный доклад Минприроды РФ. М.: ООО «Минерал-Инфо», 2014
  14. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Сб. стат. Вып. 11. М.: Центр социологических исследований, 2014
  15. Организация учебно-методической работы МГРИ-РГГРУ по прикладной геологии и новые задачи в условиях действия закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) (Сборник статей и документов). М.: МГРИ-РГГРУ, 2013
  16. Основные задачи повышения качества подготовки специалистов для минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации. М.: МГРИ-РГГРУ, 2014
  17. Привлечение иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации. TORONTO: KINROSS, 2011
  18. Спартак А.Н. Россия в международном разделении труда: Выбор конкурентной стратегии: Монография. М.: МАКС Пресс, 2004
  19. Филиппов В.М. Международное сетевое взаимодействие в сфере образования // Федеральный справочник. Образование в России. Т. 10. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2014
  20. Экспорт образовательных услуг: анализ управленческих решений / С.А. Беляков и др. М.: Дело, 2011
  21. Education at a Glance 2015: OECD. Indicators Russian Federation. doi: 10.1787/eag-2015-76-en URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2015/russian-federation_eag-2015-76 (accessed: 13.08.2016)
  22. Memorian H. Mining engineering education in Iran and the world // 20th World Mining Congress 2005 «Mining and Sustainable Development». URL: http://ucee.ut.ac.ir/sites/5597a97b1897 caa78d000002/assets/5667db1e1897ca70e2000222/2005_Memarian-_Mining_Edu_-_WMC.pdf (accessed: 13.08.2016)
  23. Mining engineering education in developing countries: the case of Iran. Canadian Institute of Mining, Metallurgy and Petroleum. URL: http://www.cim.org/en/Publications-and-Technical Resources/Publications/Technical_Papers/2007/1/BULL-2007-01-03 (accessed: 13.08.2016)
  24. Resources Futures. A Chatham House Report. December 2012. URL: chathamhouse.org› publications/papers/view/187947 (дата обращения: 13.08.2016)

© Лисов В.И., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах