Том 24, № 3 (2023)

Статьи

Детектирование траектории беспилотных летательных аппаратов по перекрывающимся снимкам

Андронов В.Г., Чуев А.А., Дубровский Н.С.

Аннотация

В настоящее время широко используются беспилотные летательные аппараты, навигация которых основывается на данных бортовых интегрированных систем, включающих в себя инерциальные и спутниковые датчики. При этом для решения многих целевых задач обеспечивается их предварительный выход в заданную точку маршрута полета по кратчайшей горизонтальной траектории. Однако на практике возможны ситуации, когда получаемая от навигационных спутников информация может перестать быть доступной, что приводит к снижению точности навигации. Рассмотрена методика детектирования траектории беспилотных летательных аппаратов в условиях потери сигналов от навигационных спутников по снимкам подстилающей поверхности. В качестве критерия, свидетельствующего о возникновении отклонений беспилотных летательных аппаратов от заданной траектории, предложено использовать изменение параллаксов смежных пар снимков. Представлены аналитические соотношения, описывающие функциональную связь изменений параллаксов снимков и параметров линейных и угловых отклонений беспилотных летательных аппаратов от заданной траектории и учитывающие все возможные варианты этих отклонений. Полученные результаты позволяют путем моделирования выполнить априорную оценку пороговой величины изменений параллаксов, соответствующей допустимому уровню отклонений беспилотных летательных аппаратов от заданной траектории. Основываясь на этой оценке, можно повысить точность детектирования траектории беспилотных летательных аппаратов в условиях потери сигналов от навигационных спутников.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2023;24(3):213-222
pages 213-222 views

Исследование потоков информации в транкинговой радиосети для операций наземного обслуживания воздушных судов

Ильченко А.В., Ильченко Т.Е.

Аннотация

Исследованы информационные потоки систем коммуникаций при проведении операций по наземному обслуживанию воздушных судов в одном из крупнейших аэропортов Российской Федерации для определения минимально достаточного ресурса системы радиосвязи как одного из каналов коммуникаций. Приведен технологический график обслуживания воздушного судна и на его примере показана сложность и параллелизм процессов обслуживания воздушного судна. Также на основе технологического графика обслуживания разработан список необходимых ресурсов коммуникации с описанием конкретных работ каждой группы и их ожидаемой загрузки. Описаны три этапа исследования для модернизации коммуникаций. На первом этапе установлены доступные и необходимые условия для функционирования систем коммуникаций в условиях нехватки частотного ресурса и определена технология связи, которая будет внедрена (в данном случае шла речь о строительстве DMR Tier III радиосети). На втором этапе накоплена статистика использования радиосети, проанализированы конкретные задачи, работа групп, их радиообмен. На третьем этапе на основе данных, полученных ранее, сделан вывод о тех или иных слабых местах системы, выработаны рекомендации к ее модификации для снижения количества отказов в обслуживании абонентов и повышения эффективности работ по наземному обслуживанию воздушных судов, а также для работы аварийных и служб безопасности. В исследовании отражены несколько ключевых показателей, а именно: доступность каналов связи, количество каналов связи для исполнения технологического графика обслуживания, удержание канала связи, а также строгое соблюдение регламента переговоров.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2023;24(3):223-232
pages 223-232 views

Эффективное управление направлением тяги при скоростном маневре в плоскости

Решмин С.А., Бектыбаева М.Т.

Аннотация

Исследуется управляемое движение инерционного объекта при скоростном маневре в вертикальной плоскости. Создаваемая тяга ограничена по величине, управлением является угол, задающий ее направление, начальная скорость в общем случае ненулевая, внешние силы не учитываются. Цель - максимизация горизонтальной проекции скорости в заданный конечный момент времени с одновременным выполнением двух терминальных условий: вывод объекта на заданную высоту и гашение вертикальной проекции скорости. Подобные задачи часто возникают при управлении механическими объектами с ограниченной по модулю тягой. Исследования актуальны, так как направлены на обеспечение как эффективности искомого алгоритма, так и простоты его расчета и реализации. При этом используются методы математической теории оптимального управления. В результате получено условие разрешимости поставленной задачи, связанное с минимально возможным временем движения в двойственной задаче быстродействия. В законе оптимального управления, основанного на так называемом законе дробно-линейного тангенса, найдена аналитическая зависимость между двумя константами интегрирования, что позволяет свести процедуру определения этих констант к численному решению только одного трансцендентного уравнения. Также предложены способы построения двух релейных субоптимальных управлений, имеющих более простую структуру. Проведен соответствующий сравнительный анализ траекторий и сделаны выводы о том, что одна из предлагаемых субоптимальных стратегий более эффективна.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2023;24(3):233-240
pages 233-240 views

Автоматизация выбора подрядчиков с применением искусственных нейронных сетей для повышения качества и технологической безопасности

Миллер А.С.

Аннотация

Рассмотрены проблемы оценки трудоемкости, определения технологической возможности изготовления изделий, обеспечения качества, оптимизации технологических процессов, формирования базы знаний, машинного обучения и автоматической обработки входящих запросов на предприятиях машиностроительной отрасли. Поднимается проблема обеспечения качества при выполнении государственного заказа, предлагаются решения для исключения возможности субъективных оценок и директивного ценообразования при заключении контрактов во избежание принятия заведомо невыполнимых обязательств. Представлены устоявшиеся практики обработки входящих запросов на машиностроительных предприятиях, выявляются проблемы, анализируется их влияние на технологическую безопасность машиностроительной отрасли. Проведен обзор актуальных российских и зарубежных исследований по теме и предлагаемых решений в области применения инструментов семантического анализа, мультиагентных систем и искусственных нейросетей в работе машиностроительных предприятий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2023;24(3):241-261
pages 241-261 views

Сравнительный анализ смартфон-приложений на базе искусственного интеллекта для самостоятельной оценки риска рака кожи

Короткий С.С., Салтыкова О.А., Ухаров А.О., Шливко И.Л., Клеменова И.А., Гаранина О.Е., Ускова К.А., Миронычева А.М., Степанова Я.Л.

Аннотация

Проведен сравнительный анализ трех смартфон-приложений на базе искусственного интеллекта для самостоятельной оценки риска рака кожи: ProRodinki, Skinive и SkinVision. Анализ включает описание приложений и их методы работы, а также результаты, такие как чувствительность и специфичность, полученные в ходе практического эксперимента с обработкой 516 изображений новообразований кожи и патологий, подтвержденных гистологическими исследованиями, через каждое приложение. Каждое приложение уникально и отличается от других своими принципами работы, алгоритмами, пользовательским опытом, дизайном и, конечно же, моделью искусственного интеллекта и набором входных данных, которые анализируются нейронными сетями. Настоящее исследование и практический эксперимент были проведены с упором на обработку изображений и оценку риска приложения для каждого из изображений новообразований, другая информация о новообразованиях была представлена нейтральной. Результаты эксперимента приводят к выводу о нехватке методологии для тестирования и анализа различных смартфонприложений на базе искусственного интеллекта. Имея данную методологию, результаты сравнительного анализа могут быть более объективными и прозрачными.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2023;24(3):262-270
pages 262-270 views

Пути снижения неметаллических включений в покрытиях, нанесенных лазерной наплавкой

Завитков А.В., Локтев А.С., Люхтер А.Б., Фролов К.А.

Аннотация

Приведены результаты экспериментальных исследований, основанных на анализе наплавленных покрытий и методов обработки, направленных на снижение количества неметаллических включений в процессе лазерной порошковой наплавки. Основная цель экспериментов заключалась в определении эффективности различных методов снижения неметаллических включений в наплавленных покрытиях. Источником подобных дефектов зачастую являются окислы и шлак на обрабатываемой поверхности, а также гранулы порошкового материала, применяемого для нанесения износостойких покрытий. В качестве материала подложки использовалась коррозионностойкая жаропрочная сталь марки 08Х18Н10Т (аналог AISI 321), из которого были изготовлены образцы с размерами 100х100х8 мм. Наплавка была выполнена с использованием металлического порошкового материала ПР - 08Х17Н8С6Г (аналог электрода ЦН-6Л) с фракционным составом 63-125 мкм, имеющего сферическую форму частиц и обладающего хорошей текучестью. Опытная лазерная наплавка производилась на лазерном роботизированном комплексе на базе иттербиевого волоконного лазера. Оценка неметаллических включений выполнялась путем металлографического анализа на травленых поперечных шлифах полученных наплавленных покрытий, а также методом КР-спектроскопии. Установлена качественная зависимость содержания дефектов, таких как газовые поры, в слое наплавленного покрытия от кристаллизации ванны расплава, формируемой при лазерной порошковой наплавке.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2023;24(3):271-278
pages 271-278 views

Использование метода Тагучи при обработке Al6061T6 с целью уменьшения сил и моментов резания

Реза Каши Заде К., Горбани С., Малькова М.Ю.

Аннотация

Требования к качеству и точности выпускаемой продукции постоянно повышаются. От качества обработки поверхностей во многом зависят надежность, долговечность и точность работы машин. Изучение процесса резания, в частности фрезерования, позволяет выяснить режимы работы режущего инструмента, определить действующие на него силы резания, моменты, вибрации и температуры. Наряду с изучением влияния различных параметров на процесс фрезерования необходимо особое внимание уделить установлению характера и степени влияния режима резания (скорости резания, глубины резания и скорости подачи). Выполнена фрезеровка заготовки из Al6061-T6 в сухом состоянии. Исследовано влияние параметров резания на силы и моменты резания в различных направлениях и вокруг различных осей. Применяя метод Тагучи и проводя эксперименты, было показано, что на силу резания существенно влияет подача, скорость резания и глубина резания. На момент резания в основном влияют подача, глубина резания и скорость резания. Кроме того, подача является наиболее эффективным фактором для минимизации сил и моментов резания. Наконец, были выявлены оптимальные параметры резания для получения минимальных сил и моментов резания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2023;24(3):279-287
pages 279-287 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах