Оптимизация алгоритма управления автомобилем с гибридной силовой установкой
- Авторы: Лин З.Н.1, Попов А.А.1, Сидоров В.Н.1, Голубина С.А.1
-
Учреждения:
- Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
- Выпуск: Том 24, № 1 (2023)
- Страницы: 50-56
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/engineering-researches/article/view/35061
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8143-2023-24-1-50-56
- EDN: https://elibrary.ru/EXXABZ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Увеличение автомобильного парка в мире и в том числе в России с одновременным стремительным ростом цен на топливо заставляет обратить внимание на снижение расхода топлива автомобилем. Одним из направлений, позволяющих снизить потребление углеводородного топлива, является использование автомобилей с электромеханическим приводом. Источником энергии на таких автомобилях служат двигатель внутреннего сгорания и электрический двигатель. Приводятся результаты исследования расхода топлива гибридным автомобилем при различных алгоритмах его управления. Использовались методы математического и имитационного моделирования. Рассматриваются данные расхода топлива при использовании различных алгоритмов включения бензинового двигателя внутреннего сгорания в зависимости от скорости движения автомобиля. Посредством имитационного моделирования установлено, что для обеспечения наибольшей экономии топлива необходимо, чтобы бензиновый двигатель запускался при достижении автомобилем скорости не ниже 60 км/ч, тогда расход топлива в условиях городского цикла уменьшается на 50 % в сравнении с режимом запуска бензинового двигателя при скорости 30 км/ч.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Автомобиль стал неотъемлемой частью современного общества. В России, согласно аналитическому агентству «Автостат», зарегистрировано более 45 млн легковых автомобилей[7], то есть почти каждый третий россиянин владеет автомобилем. В крупных городах автомобили являются причиной 80-90 % выбросов, которые загрязняют окружающую среду, что в несколько раз превышает долю выбросов промышленных предприятий. В связи с этим ужесточаются экологические нормы, предъявляемые к автомобилям [1]. Еще одной проблемой является огра- ниченность запасов нефтепродуктов. По оценкам экспертов, углеводородасодержащих продуктов в мире хватит не более чем на 60-70 лет добы- чи [2]. Таким образом, перед отраслью автомобилестроения стоит задача в уменьшении количества потребляемого топлива, а также переходе на другие виды энергии. Один из путей решения данной проблемы -переход на гибридные автомобили. Применение гибридных автомобилей позволяет повысить топливную экономичность автомобиля в условиях городского ездового цикла путем оптимизации совместной работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и электросиловой установки [3-4]. ДВС в основном используется при установившейся скорости движения, а при трогании и разгоне работает электродвигатель [5]. При торможении за счет рекуперации кинетической энергии происходит зарядка аккумуляторных батарей, энергия которых используется электродвигателем при трогании и разгоне автомобиля [6]. Цель исследования - оценка расхода топлива гибридным автомобилем в л/100 км пути при различных алгоритмах управления гибридной си- ловой установкой в условиях городского цикла. 1. Материалы и методы Применяются методы математического и ими- тационного моделирования. Модель транспортного средства разработана в среде MATLAB Simulink[8] и состоит из нескольких подсистем: - подсистема ездового цикла, включающая контрольную скорость, с которой должно следовать транспортное средство. Эта подсистема является входом модели [7]; - модель транспортного средства и подсистемы модели колеса для расчета противодействующих сил и обновления скорости транспортного средства на каждом шаге моделирования; - модель двигателя для расчета потерь энергии; - модель трансмиссии для расчета тяговой силы с учетом потерь энергии при передаче крутящего момента от двигателя к ведущим колесам; - модель электродвигателя и инвертора для расчета потерь энергии, учитывающая эффективность двигателя и инвертора; - подсистема батареи, которая предназначена для расчета потребности в энергии от батареи [8]; - подсистема энергопотребления, предназна- ченная для расчета расхода топлива двигателем и энергопотребления электродвигателя [9-10]. Рис. 1 иллюстрирует модель транспортного средства, включая все вышеупомянутые подсистемы и взаимодействия между ними [11-12]. На рис. 2 представлен блок внешних сил. Касательная сила тяги, создаваемая на колесах автомобиля за счет энергии, вырабатываемой двигателем внутреннего сгорания и электромотором, передаваемой через трансмиссию, тратится на преодоление всех сил сопротивления движению. К силам сопротивления относятся: сила сопротивления качению, сила сопротивления воздушному потоку, сила сопротивления подъему и сила инерции. где - касательная сила тяги, Н; - сила сопротивления качению, Н; - сила сопротивления воздушному потоку, Н; - сила сопротивления подъему, Н; - сила инерции, Н. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, программное обеспечение, Значок на компьютере Автоматически созданное описание Рис. 1. Модель автомобиля с гибридной силовой установкой Figure 1. Vehicle model with a hybrid power plant Изображение выглядит как текст, снимок экрана, программное обеспечение, Значок на компьютере Автоматически созданное описание Рис. 2. Блок внешних сил Figure 2. Block of external forces acting on the vehicle Блок мощности двигателя (рис. 3), используемый в этом исследовании, представляет собой картографическую модель расхода топлива двигателем внутреннего сгорания при максимальной и минимальной нагрузках по мощности и крутящему моменту, в зависимости от угловой скорости двигателя. Мощность двигателя определяется через часовой расход топлива и низшую теплоту его сгорания: где PCE - мощность двигателя, кВт; mf - массовой часовой расход топлива, кг/ч; Hu - низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг. Блок определения расхода топлива (рис. 4) используется для определения расхода топлива с размерностью [л/100 км] через часовой расход топлива, плотность топлива и пройденный путь: где mf - массовой часовой расхода топлива, кг/ч; ρf - плотность топлива, кг/л; S - пройденный путь, км. Изображение выглядит как текст, программное обеспечение, Значок на компьютере, Мультимедийное программное обеспечение Автоматически созданное описание Рис. 3. Блок мощности двигателя Figure 3. Engine power block Изображение выглядит как текст, программное обеспечение, Значок на компьютере, Мультимедийное программное обеспечение Автоматически созданное описание Рис. 4. Блок определения расхода топлива на 100 км пути Figure 4. Block for determining fuel consumption in 100 km track 2. Результаты и обсуждение В ходе проведения имитационного эксперимента автомобиль разгонялся за счет электромотора, а двигатель внутреннего сгорания включался при достижении различных скоростей движения автомобиля: 30, 45 и 60 км/ч. Изменению подвергался только порог скорости включения двигателя внутреннего сгорания, другие параметры (крутящий момент и заряд батареи) оставались одинаковыми для каждого опыта. На рис. 5 представлен график расхода топлива в л/100 км в режиме включения двигателя внутреннего сгорания на скорости 30 км/ч. При такой начальной скорости включения ДВС время работы двигателя в пределах городского цикла общей протяженностью 1800 с составило около 1000 с. Максимальный расход топлива - 6 л/100км. Изображение выглядит как линия, График, текст, число Автоматически созданное описание Рис. 5. График расхода топлива для режима включения ДВС на скорости выше 30 км/ч Figure 5. Fuel consumption graph for the mode of turning on ICE at speeds above 30 km/h График изменения расхода топлива в режиме включения двигателя внутреннего сгорания при скорости 45 км/ч представлен на рис. 6. Можно отметить, что увеличение порога включения ДВС на 15 км/ч привело к уменьшению работы двигателя в городском цикле примерно на 20 % и составило 800 с при том же максимальном расходе топлива. Изображение выглядит как линия, График, текст, диаграмма Автоматически созданное описание Рис. 6. График расхода топлива в режиме включения ДВС на скорости 45 км/ч Figure 6. Fuel consumption graph for the mode of turning on ICE at a speed of 45 km/h Как следует из рис. 7 дальнейшее увеличение порога включение ДВС до 60 км/ч снизило время работы двигателя еще на 30 % и составило всего 300 из 1800 с общего времени движения. Изображение выглядит как текст, линия, График, диаграмма Автоматически созданное описание Рис. 7. График расхода топлива в режиме включения ДВС на скорости 60 км/ч Figure 7. Fuel consumption graph for the mode of turning on ICE at a speed of 60 km/h Средняя скорость движения в небольших го- родах составляет около 35 км/ч [10]. По результатам моделирования очевидно, что при запуске бензинового двигателя при скорости 30 км/ч большую часть времени в пределах города он будет работать с наибольшим расходом топлива и, соответственно, производить вредоносные вы- бросы СО2. Если поднять порог включения ДВС до 45 км/ч, то обеспечивается экономия топлива на 20 %. Однако при движении в городе часто бывают ситуации, когда необходимо ускориться до 50-55 км/ч, в результате чего будет включаться ДВС и увеличивать общее число выбросов в атмосферу. Для обеспечения наибольшей экономии топ- лива и минимизации выбросов СО2 необходимо поднять порог включения ДВС до 60 км/ч. При таком использовании силовой установки количество топлива, которое расходует автомобиль, уменьшается на 50 % в сравнении с первым вариантом. Также за счет минимизации времени работы ДВС при движении в городе обеспечивается минимальное количество выбросов СО2 в атмосферу, что способствует улучшению экологической ситуации в городе. Двигатель внутреннего сгорания целесообразно использовать при движении за городом, что позволяет увеличить дальность поездки, подзарядить батарею для электромотора и обеспечить сравнительно низкое по- требление топлива. Заключение Получены значения расхода топлива при использовании в гибридном автомобиле различных алгоритмов управления запуском бензинового двигателя внутреннего сгорания. ДВС запускается при различных скоростях движения автомобиля: 30, 45 и 60 км/ч. Изменению подвергался только порог скорости включения двигателя внутреннего сгорания, другие параметры (крутящий момент и заряд батареи) оставались одинаковыми для каждого опыта. Сравнение результатов показало, что при за- пуске бензинового двигателя при скорости 30 км/ч более 50 % времени городского цикла он будет работать с наибольшим расходом топлива и про- изводить вредоносные выбросы СО2. Для обеспечения максимальной экономии топлива необходимо, чтобы бензиновый двигатель запускался при скорости не ниже 60 км/ч, тогда расход топлива автомобилем в городском цикла уменьшается на 50 % в сравнении с первым режимом - запуске бензинового двигателя при скорости 30 км/ч. Двигатель внутреннего сгорания целесообразно использовать при движении за городом, что позволяет увеличить дальность поездки, подзарядить батарею для электромотора и обеспечить сравнительно низкое потребление топлива на крейсерской скорости автомобиля.Об авторах
Зар Ни Лин
Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
Email: zarniznl15@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1839-3845
Scopus Author ID: 57936166500
аспирант, кафедра колесных машин и прикладной механики
Российская Федерация, 248000, Калуга, ул. Гагарина, д. 6Андрей Александрович Попов
Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
Email: leonfn4@mail.com
ORCID iD: 0009-0000-3423-8517
студент, кафедра колесных машин и прикладной механики
Российская Федерация, 248000, Калуга, ул. Гагарина, д. 6Владимир Николаевич Сидоров
Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
Автор, ответственный за переписку.
Email: sidorov-kaluga@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-0214-1373
SPIN-код: 6162-2659
Scopus Author ID: 57222472914
доктор технических наук, профессор, профессор кафедры колесных машин и прикладной механики
Российская Федерация, 248000, Калуга, ул. Гагарина, д. 6Светлана Александровна Голубина
Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
Email: asbina@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-0905-0329
SPIN-код: 5344-1957
Scopus Author ID: 57206665616
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры колесных машин и прикладной механики
Российская Федерация, 248000, Калуга, ул. Гагарина, д. 6Список литературы
- Cárcel-Carrasco J., Pascual-Guillamón M., Salas-Vicente F. Analysis on the effect of the mobility of combustion vehicles in the environment of cities and the improvement in air pollution in Europe: a vision for the awareness of citizens and policy makers // Land. 2021. Vol. 10. Issue 2. P. 184. https://doi.org/10.3390/land10020184
- Раков В.А. Методика оценки технического состояния гибридных силовых установок автомобиля // Технология колесных и гусеничных машин. 2015. № 2. С. 25-31.
- Becerra G., Alvarez-Icaza L., Flores De La Mota I., Mendoza-Soto J.L. Simulation and optimization applied to power flow in hybrid vehicles // Applied Simulation and Optimization. 2017. Vol. 2. Pp. 185-224. https://doi.org/10.1007/978-3-319-55810-3_7
- He H., Guo X. Multi-objective optimization research on the start condition for a parallel hybrid electric vehicle // Applied Energy. 2018. Vol. 227. Pp. 294-303. https://doi.org/10.1016/j.apenergy.2017.07.082
- Insu C., Jongwon B., Junha P., Jinwook L. Experimental evaluation and prediction algorithm suggestion for determining SOC of lithium polymer battery in a parallel hybrid electric vehicle // Applied Sciences. 2018. Vol. 8. Issue 9. Article 1641. https://doi.org/10.3390/app8091641
- Hellgren J., Jonasson E. Maximization of brake energy regeneration in a hybrid electric parallel car // International Journal of Electric and Hybrid Vehicles. 2007. Vol. 1. No. 1. Pp. 95-121. https://doi.org/10.1504/IJEHV.2007.014449
- Раков В.А. Исследование автопарка гибридных автомобилей // Транспорт на альтернативном топливе. 2013. № 1 (31). С. 18-23.
- Раков В.А. Повышение энергетической эффективности гибридных двигателей с параллельной схемой расположения элементов // Альтернативные источники энергии на автомобильном транспорте: проблемы и перспективы рационального использования: материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. С. 118-123.
- Чижевский К.В., Сидоров В.Н., Лин З.Н. Анализ международных ездовых циклов автомобиля // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 2 (58). С. 109-114.
- Куликов И.А., Селифонов В.В. Математическое моделирование движения автомобиля с гибридной силовой установкой параллельного типа // Труды НАМИ. 2009. № 242. С. 67-84.
- Черанёв С.В. Использование программного обеспечения для математического моделирования при проектировании автомобилей с гибридными силовыми установками // Известия МГТУ МАМИ. 2011. № 1. С. 116-120.
- Чижевский К.В., Сидоров В.Н. Конструктивные особенности современных гибридных силовых установок // Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2019): сборник статей XI Международной научно-технической конференции. Курск, 2019. С. 379-383.