Топологическая оптимизация детали «Серьга»
- Авторы: Камардина Н.В.1, Гусейнов Р.М.1, Данилов И.К.1, Коноплёв В.Н.1, Иванов К.А.1, Жарко А.С.1, Полищук Г.М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 21, № 1 (2020)
- Страницы: 20-26
- Раздел: Машиностроение и машиноведение
- URL: https://journals.rudn.ru/engineering-researches/article/view/24649
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8143-2020-21-1-20-26
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Последние десятилетия активного развития компьютерных технологий и программного обеспечения, к примеру системы автоматизированного проектирования (САПР), инновационные машиностроительные предприятия уменьшают вес и трудоемкость изготовления деталей, а также поднимают надежность и качество своих изделий. Учитывая различные требования спроса потребителей, передовые компании при проектировании используют технологию топологической оптимизации. Популярность данного метода для эффективного проектирования изделий быстро растет благодаря непрерывно увеличивающимся вычислительной мощности компьютеров и возможностям программ. В настоящее время некоторые программы имеют модуль топологической оптимизации, который позволяет проектировать модель изделия с нуля, указав лишь параметры рабочих поверхностей детали. С помощью этого модуля также можно оптимизировать конструкцию, снизив вес исходного тела в рамках граничных условий (при этом сохранить деформацию, прочность исходной детали и т. д.). На выходе чаще всего образуется сложная объемная конструкция. В настоящем исследовании на примере детали «Серьга» топологическая оптимизация применялась для решения следующей задачи: при сохранении прочностных характеристик уменьшить массу изделия относительно прототипа и после проведения проверочного расчета выполнить анализ проделанной работы, дав оценку данной методике.
Ключевые слова
Полный текст
Введение [**] Использование метода топологической оптимизации для эффективного проектирования изделий быстро растет, благодаря непрерывно возрастающим вычислительной мощности компьютеров и возможностям программ. Одна из первых отраслей, которая начала применять данную технологию в разработках, - аэрокосмическая промышленность. Но со временем и другие области, такие как автомобильная, нефтегазовая, военная промышленность, которым требуются легкие и надежные детали, начали использовать имеющиеся технологии и возможности. В статье Д.Д. Попова, Н.А. Самойленко, С.В. Семенов, А.А. Балакирев, А.Ю. Головкин «Применение метода топологической оптимизации для уменьшения массы конструктивно подобного кронштейна трубопровода авиационного ГТД» авторы пишут: «Топологическая оптимизация - это численный метод, который позволяет изменить форму рассматриваемого элемента или объекта путем изменения его геометрии. Данный метод является математической задачей, основная цель которой состоит в поиске распределения материала по площади или объему» [1]. Этот способ позволяет оригинально подойти к проектированию и предложить решения, выходящие за имеющиеся рамки опыта и подхода к проектированию конструктора. Однако главным недостатком данного приема является возможность появления несвязанных между собой объемов исходного тела [1], поэтому инженерный опыт будет всегда востребован для оценки результатов, определения ограничений и выбора оптимальных решений. Одним из благоприятных факторов использования деталей, спроектированных топологической оптимизацией, является эффективное употребление вторичного сырья различных металлов. Уменьшение веса компонентов помогает значительно снизить общую массу изделия, к чему стремится современное машиностроение для того, чтобы поднять экономические характеристики своего товара. Многие компании боятся использовать такую методику, потому что им не хватает опыта работы с данной технологией и они сомневаются в правильности результатов. Поэтому основной целью является предоставление знаний о теоретических основах использования топологической оптимизации и информации о том, как выполнить оптимизацию с помощью коммерческого программного обеспечения моделирования ANSYS. Цель также состоит в том, чтобы выполнить расчетное исследование изменения жесткости конструктивно подобного маятника «Серьга» подвески мотоцикла путем уменьшения массы детали с помощью SIMP-метода (Solid Isotropic Material with Penalization) топологической оптимизации [1], а также в оценке простоты использования. 1. Теория топологической оптимизации Топологическая оптимизация - это мощный метод оптимизации для оценки и расширения пространственных решений и повышения креативности при проектировании и определении размеров несущих конструкций, направленный на поиск оптимально использованного материала в заданном расчетном пространстве, которое отвечает указанным требованиям по жесткости, перемещению и граничным условиям. Иными словами, топологическая оптимизация направлена на поиск оптимально нагруженного материала для назначенной нагрузки и граничных условий. Для расчета используют метод конечных элементов. Суть данного подхода заключается в том, что каждому конечному элементу присваивается относительная плотность, несущая вклад в общую матрицу жесткости. Решением задачи топологической оптимизации в данных условиях является распределение условной плотности в области проектирования [2]. Существует несколько видов ограничений при топологической оптимизации: по прочностным характеристикам, по объему, по податливости, по перемещению, а также по их сочетаниям. Задачи процесса топологической оптимизации можно разделить на несколько условных этапов: - составление технических требования к изделию; - формулирование концепции конструкции детали; - топологическая оптимизация детали по поставленному техническому требованию; - прочностной расчет полученной конструкции, учитывая нагрузки и технические требования, включая анализ технологичности изготовления детали (нередко оптимизированные детали невозможно или дорого изготовить, в этом случае может помочь ввод дополнительных ограничений на оптимизацию детали); - анализ окончательной оптимальной конструкции. Существует проблема решений оптимизации. Если рассматривать любую точку в заданном пространстве с учетом дискретности используемых математических моделей, то в ней либо есть материал, либо он отсутствует. В результате чего страдает процесс оптимизации. Для решения этой проблемы современные программы используют алгоритм промежуточной плотности. Часто применяется готовое решение педализации для твердого изотропного тела - SIMP [2]. Этот метод связывает плотность тела с модулем упругости тела, благодаря чему помогает решить вышеупомянутую проблему[3-6]. При топологической оптимизации «Серьги» в граничных условиях будут изменены не только масса и объем тела, но и форма. В качестве образца применения принципа топологической оптимизации на рис. 1 изображен пример определения оптимальной конструкции опоры, нагруженной распределенной нагрузкой с минимальной массой. На рис. 1, а показаны граничные условия, нагрузки, а также области проектирования и неизменяемых частей модели. На рис. 1, б приведено распределение условной плотности, соответствующей минимальной потенциальной энергии деформирования, где темным цветом выделены зоны, условная плотность которых соответствует 1, светлым - со значениями условной плотности близкими к 0 (эта величина всегда положительна). На рис. 1, в продемонстрирована полученная итоговая модель [2]. [permanent part] Рис.1. Постановка задачи топологической оптимизации (а), распределение условной плотности (б) и полученная твердотельная модель (в) [2] [Figure 1. Statement of the topological optimization problem (a), conditional density distribution (б), and the resulting solid-state model (в) [2]] Подробное описание методов топологической оптимизации можно найти в статьях [2; 6-12]. 2. Топологическая оптимизация конструкции детали «Серьга» Задача исследования - разработать модель детали «Серьга» облегченной оптимизированной формы для тестового испытания с минимальной массой и сохранением прочностных характеристик. К центральному отверстию детали прикладывалась нагрузка (F) размером 750 Н, при этом два крайних отверстия (1, 3) жестко закреплены (рис. 2.) Рис. 2. Распределение нагрузки [Figure 2. The load distribution] Работы по оптимизации выполняются в три этапа: 1) прочностной расчет «Серьги» под заданную нагрузку и заключение о возможности ее оптимизации по массе (в случае положительного заключения осуществляются топологическая оптимизация компоновочного объема и разработка CAD-модели); 2) прочностной расчет разработанной детали и доработка (если это необходимо); 3) проверочный прочностной расчет доработанного рычага. В ходе исследования была разработана модель «Серьги» в CAD-системе с применением технологии топологической оптимизации (образец 2) и облегчением путем удаления материала (образец 1) (рис. 3). В качестве материала для изготовления компонента рассматривался пластик полиамид PA12-L 1600, механические свойства которого приведены в таблице. Таблица Механические свойства пластика полиамида PA12-L 1600 [13] [Table. Mechanical properties of plastic polyamide PA12-L 1600 [13]] Свойства [Properties] Значения [Values] Плотность, кг/м3 [Density of parts, kg/m3] 950 Предельная плотность, МПа [Tensile strength, MPa] 46 Модуль упругости при изгибе, МПа [Flexural modulus, MPa] 1300 Модуль упругости при растяжении, МПа [Tensile modulus, MPa] 1602 Прочность на изгиб, МПа [Flexural strength, MPa] 46,3 Предел прочности, МПа [Tensile strength, MPa] 46 Удлинение при разрыве [Elongation break] не менее 36 % Образец 2 [Sample 2] Образец 1 [Sample 1] Рис. 3. Исходная модель исследуемой «Серьги» [Figure 3. Initial model of the investigated “Earring”] Образец 1 [Sample 1] Образец 2 [Sample 2] Рис. 4. Результаты топологической оптимизации исследуемой «Серьги» [14] [Figure 4. Results of topological optimization of the investigated “Earring” [14]] По результатам топологической оптимизации, представленным на рис. 4, смещения при нагрузке 750 Н удовлетворяют требованиям. Жесткость в оптимизированной детали сохранилась, а напряжение уменьшилось. Выигрыш в массе составляет 24 %, при этом прочность возросла в 25 %. Таким образом, оптимизация считается успешной. Заключение В статье была отражена тема топологической оптимизации с базовой теорией и практическим применением в программной среде ANSYS. Использование данной методики для разработки детали может показаться, на первый взгляд, не вполне понятным из-за трудных математических алгоритмов, предназначенных для сложных деталей и узлов. Однако приведенный в статье наглядный пример приложения этой технологии в будущем поможет другим специалистам использовать данные навыки в своей работе. Применение методики топологической оптимизации позволяет уменьшить массу детали при сохранении ее жесткостных и прочностных характеристик [1]. Анализ полученных результатов показал пригодность применения топологической оптимизации при проектировании детали «Серьга»; более того, методика помогла существенно повысить характеристики детали. Объединение новых подходов к проектированию и технологий производства, наряду с использованием новых материалов, может способствовать существенному повышению характеристики деталей, узлов и изделий в целом [2; 15].
Об авторах
Наталья Валерьевна Камардина
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: 1032142655@rudn.ru
студентка департамента машиностроения и приборостроения Инженерной академии РУДН
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Руслан Мукайилович Гусейнов
Российский университет дружбы народов
Email: engj@rudn.ru
аспирант департамента машиностроения и приборостроения Инженерной академии РУДН
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Игорь Кеворкович Данилов
Российский университет дружбы народов
Email: engj@rudn.ru
профессор департамента машиностроения и приборостроения Инженерной академии РУДН, доктор технических наук, профессор
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Владимир Николаевич Коноплёв
Российский университет дружбы народов
Email: engj@rudn.ru
доцент департамента машиностроения и приборостроения Инженерной академии РУДН, доктор технических наук, профессор
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Кирилл Аркадьевич Иванов
Российский университет дружбы народов
Email: engj@rudn.ru
студент департамента машиностроения и приборостроения Инженерной академии РУДН
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Андрей Сергеевич Жарко
Российский университет дружбы народов
Email: engj@rudn.ru
студент департамента машиностроения и приборостроения Инженерной академии РУДН
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Георгий Максимович Полищук
Российский университет дружбы народов
Email: engj@rudn.ru
профессор департамента механики и мехатроники Инженерной академии РУДН, доктор технических наук, профессор
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Попова Д.Д., Самойленко Н.А., Семенов С.В., Балакирев А.А., Головкин А.Ю. Применение метода топологической оптимизации для уменьшения массы конструктивно подобного кронштейна трубопровода авиационного ГТД // Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника. 2018. № 55. Ч. 1. С. 42-51.
- Васильев Б.Е., Магеррамов Л.А. Анализ возможности применения топологической оптимизации при проектировании неохлаждаемых рабочих лопаток турбин // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2015. Т. 14. № 3. Ч. 1. С. 139-147.
- Bendsøe M.P., Sigmund O. Topology optimization: theory, methods and applications. Springer-Verlag, 2003. Pp. 370-375.
- Боровиков А.А., Тененбаум С.М. Топологическая оптимизация переходного отсека КА // Аэрокосм. науч. журн. 2016. № 5. С. 16-30.
- Французов А.В., Шаповалов Я.И., Вдовин Д.С. Применение метода топологической оптимизации в задачах проектирования грузоподъемной техники // Известия вузов. Поволжский регион. Технические науки. 2017. № 2 (42). С. 99-108.
- Шестаков Д. Применение Generative Design для оптимизации конструкции кронштейна авиадвигателя // Аддитивные технологии. URL: https://additiv-tech.ru/ publications/primenenie-generative-design-dlya-optimizaciikonstrukcii-kronshteyna-aviadvigatelya (дата обращения: 12.06.2019 г.).
- Башин К.А., Торсунов Р.А., Семенов С.В. Методы топологической оптимизации конструкций, применяющиеся в аэрокосмической отрасли // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. 2017. № 51. С. 51-61.
- Кротких А.А., Максимов П.В. Исследование и модификация метода топологической оптимизации SIMP // Междунар. науч.-исслед. журн. 2016. № 1 (55). С. 91-94.
- Bruns T. A reevaluation of the SIMP method with filtering and an alternative formulation for solid - void topology optimization // Structural and Multidisciplinary Optimization. 2005, December. Vol. 30. Pp. 428-436.
- Jiao H., Zhou Q., Fan S., Li Yu. A new hybrid topology optimization method coupling ESO and SIMP method // Lecture Notes in Electrical Engineering Proceedings of China. Modern Logistics Engineering, 2014. Pp. 373-384.
- Sigmund O., Maute K. Topology optimization approaches - a comparative review// Structural and Multidisciplinary Optimization. 2013, December. Vol. 48. Pp. 1031-1055.
- Koga J., Koga J., Homma S. Checkerboard problem to topology optimization of continuum structures. Saitama: Saitama University, 2013. Pp. 10-15.
- Prodways Group. URL: https://www.prodways.com (дата обращения: 21.03.2020 г.).
- Ansys. URL: https://www.ansys.com (дата обращения: 28.03.2020 г.).
- Максимов П.В., Фетисов К.В. Анализ методов доработки конечно-элементной модели после топологической оптимизации // Междунар. науч.-исслед. журн. 2016. № 9 (51). Ч. 2. С. 58-60.