Применение авторских программных продуктов при обучении студентов средних специальных и высших учебных заведений

Аннотация

В статье представлены авторские программные продукты, используемые при обучении студентов по машиностроительным, экономическим и информационным специальностям в высших и средних специальных учебных заведениях. Для подготовки специалистов машиностроительного профиля авторами разработано два блока программ. Первый блок предназначен для машиностроительных специальностей и посвящен изучению ручного программирования при составлении управляющих программ для станков с ЧПУ, работающих в абсолютных и относительных системах координат. На основании первой программы составляется таблицу координат контура детали, изготовленной из листового материала, а на основании второй программы - таблица координат контура вала (тела вращения). Второй блок программ также состоит из двух программ и посвящен изучению оценки качества продукции - «Диаграмма Парето» и «Программа вычисления статистических показателей для контроля качества выпускаемой продукции». Данные программы предназначены для построения диаграмм Парето и карт Шухарта на основании загружаемых данных, позволяющих изучить не только основные понятия, но и научиться сравнивать полученные результаты и делать выводы о качестве продукции. Следующая программа «Анализ и синтез логических систем управления» предназначена для ИТ-специалистов, но может применяться для любых специальностей, так как дает общие представления о работе логических элементов, а также о задачах анализа и синтеза. Первые три задания позволяют изучить логические элементы, а последнее задание является задачей синтеза логических систем управления и представляет собой виртуальный прибор для генерации исходных данных для задачи синтеза. Последняя программа «Разработка программного продукта для составления маршрутов грузоперевозок на основе алгоритма Свира» разработана для подготовки специалистов экономического профиля и позволяет на основе загружаемых данных строить карты-схемы зон обслуживания и план выполнения заказов. Вышеперечисленные авторские программные продукты позволяют получить знания и умения при изучении конкретных дисциплин, экономя время и ресурсы преподавателя, а также повысить интерес к обучению у студентов.

Полный текст

В России активно предпринимаются шаги, направленные на развитие информационных технологий и их внедрение в повседневную жизнь, в том числе для обучения будущих специалистов, при этом используются активные и интерактивные методы, в том числе виртуальные лаборатории, математические пакеты и авторские программные продукты. Для освоения нового материала и получения навыков, связанных с будущей профессией, разрабатываются и применяются в учебном процессе авторские программные продукты, направленные на изучение конкретных дисциплин и упрощающие их освоение студентами. Рассмотрим авторские программные продукты, применяемые при обучении студентов машиностроительного, информационного и экономического профилей в средних специальных и высших учебных заведениях. Для подготовки специалистов машиностроительного профиля авторами разработано два блока программ. Первый блок программ, состоящий из двух программ, предназначен для изучения ручного программирования при составлении управляющих программ для станков с ЧПУ, работающих в абсолютных и относительных системах координат. Первая программа «Отрисовка контура детали в абсолютной и относительной системах координат» [1] (рис. 1) позволяет составить таблицу координат для контроля опорных точек и последующего создания управляющей программы для станков с ЧПУ. Программа имеет две вкладки: в первой вкладке контур детали строится в абсолютной системе координат, а во второй - в относительной системе координат [2]. Вторая программа «Отрисовка контура обрабатываемых поверхностей вала» [3] (рис. 2) является логическим продолжением первой и позволяет составить таблицу координат контура вала (тела вращения) для контроля опорных точек и последующего создания управляющей программы для станков с ЧПУ [2]. Второй блок программ также состоит из двух программ и посвящен оценке качества продукции. Рис. 1. Программа «Отрисовка контура детали в абсолютной и относительной системах координат» [4] [Fig. 1. Example of working with “Contouring parts in absolute and relative coordinate systems” program [4]] Рис. 2. Программа «Отрисовка контура обрабатываемых поверхностей вала» в абсолютной системе координат: а - Установ 1; б - Установ 2 [Fig. 2. Example of working with “Contouring shaft surfaces to be machined” program in absolute coordinate system: a - Setup 1; б - Setup 2] Первая программа «Диаграмма Парето» [5] из данного блока позволяет оценить качество продукции на основе загружаемых данных (рис. 3, а) и строить диаграмму Парето с кривой накопленного дефекта (рис. 3, б). Вторая программа «Программа вычисления статистических показателей для контроля качества выпускаемой продукции» [6] (рис. 4) позволяет построить контрольную карту Шухарта и вычислить статистические показатели загружаемых данных из txt-файлов, что позволяет своевременно выявить нестабильность процесса и оценить качество выпускаемой продукции, сформулировав выводы о дальнейшем управлении технологическим процессом. Рис. 3. Примеры задания 3(а) и задания 4(б) программы «Диаграмма Парето» [Fig. 3. Example of working with “Pareto chart” program: a - Task 3; б - Task 4] Обе программы позволяют изучить не только основные понятия оценки качества продукции, но и сравнивать полученные результаты, делая выводы о качестве полученной продукции. Программа «Анализ и синтез логических систем управления» [4] может применяться для подготовки специалистов всех направлений, в первую очередь она предназначена для подготовки ИТ-специалистов и состоит из четырех заданий. Первое задание позволяет отработать задачу анализа логической системы управления, составленную только из элементов И и ИЛИ. Второе задание позволяет решить задачу анализа логической системы управления из логических элементов НЕ, И-НЕ и ИЛИ-НЕ, а третье задание закрепляет знания, так как задача анализа рассматривается для логической системы управления, состоящей из всех вышеперечисленных логических элементов (рис. 5, а). Четвертое задание - задача синтеза логических систем управления представляет собой виртуальный прибор для генерации в виде модели «черного ящика» исходных данных для данной задачи (рис. 5, б). Рис. 4. Программа вычисления статистических показателей для контроля качества выпускаемой продукции [Fig. 4. Program for calculating statistical parameters for product quality control] Рис. 5. Примеры задания 3(а) и задания 4(б) программы «Анализ и синтез логических систем управления» [Fig. 5. Example of working with “Analysis and design of logic control systems”: a - task 3; б - task 4] Рис. 6. Ввод данных в программу «Разработка программного продукта для составления маршрутов грузоперевозок на основе алгоритма Свира» [7] [Fig. 6. Inputting data into “Development of the software product for routing cargo on the basis of the Svir algorithm” program [7]] Последняя разработанная авторами программа «Разработка программного продукта для составления маршрутов грузоперевозок на основе алгоритма Свира» [7] предназначена для студентов экономического профиля она позволяет составлять маршруты грузоперевозок, снижая временные затраты при формировании маршрутов грузоперевозок и повышая качество работы пользователя за счет рационального использования рабочего времени диспетчера. Ввод данных начинается с характеристик предприятия, которые необходимы для построения модели, и реализуется во вкладке Данные для имитации. Данная вкладка представляет собой пять подразделов: · вкладка Склад (рис. 6, а) содержит данные о координатах склада, масштаб карты, погрешность модели для имитации и характеристики товара; · вкладка Магазины (рис. 6, б) включает в себя информацию о количестве магазинов в модели, об их координатах и о времени на оформление документации при разгрузке товаров (в минутах). Предусмотрена загрузка координат из файла; · вкладка Транспорт (рис. 6, в) позволяет задавать характеристики машин: количество машин предприятия, грузовместимость одной машины, время загрузки машины (в минутах), средняя скорость на маршруте (км/час), время разгрузки единицы товара (в минутах) и стоимость наемного транспорта; · вкладка Водители (рис. 6, г) показывает время перерыва в работе водителя, максимальное и минимальное время работы водителя, продолжительность рабочего дня и норму оплаты за выполнение работы сверх положенного времени; · вкладка Штрафы (рис. 6, д) включает следующие поля: штраф за незагруженную единицу товара, штраф за содержание автомобиля и минимальное количество грузов в автомобиле. Результатом работы программы является карта-схема зоны обслуживания (рис. 7, а) и план выполнения заказов (рис. 7, б). Рис. 7. Карта-схема зоны обслуживания (а) и план выполнения заказов (б) [Fig. 7. Schematic map of operating range (a) and task schedule (б)] Вышеперечисленные авторские программные продукты применяются при обучении студентов машиностроительного, информационного и экономического профилей средних специальных и высших учебных заведений (Балаковский институт техники, технологии и управления, ГАПОУ СО «Балаковский политехнический техникум», Саратовский государственный технический университет (СГТУ) им. Ю.А. Гагарина), повышая интерес к обучению у студентов.

×

Список литературы

  1. Гягяева А.Г., Сорокина Л.А., Кожанова Е.Р. Автоматизация отрисовки контура детали для подготовки управляющих программ для ЧПУ // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 115-117.
  2. Кожанов Р.В., Гягяева А.Г. Автоматизация отрисовки контура детали для подготовки управляющих программ для ЧПУ // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сб. научных трудов 3-й международной молодежной научно-практической конференции: в 2 т. 2016.
  3. Гягяева А.Г., Сорокина А.Г., Кожанова Е.Р. К вопросу отрисовки контура поверхностей вала // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 81-84.
  4. Kozhanov R.V., Kozhanova E.R., Tkachenko I.M., Zaharov A.A. The logical design process automation control systems // Conference Proceedings - 2014 International Conference on Actual Problems of Electron Devices Engineering, APEDE 2014. 2014. P. 153-158.
  5. Гягяева А.Г., Кожанова Е.Р., Сорокина Л.А. Программа построения диаграммы парето для оценки качества продукции // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сб. научных трудов 3-й международной молодежной научно-практической конференции: в 2 томах. 2016.
  6. Кожанов Р.В., Артемова А.Д., Гягяева А.Г., Кожанова Е.Р., Сорокина Л.А. Построение контрольных карт Шухарта с применением Mathcad и Matlab // Актуальные вопросы технических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Зебра, 2015.
  7. Гягяева А.Г., Кожанова Е.Р. Разработка программного продукта для составления маршрутов грузоперевозок на основе алгоритма Свира // Вестник науки и образования СевероЗапада России. 2016. Т. 2. № 2. С. 37-44.

© Гягяева А.Г., Кожанова Е.Р., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах