Оптимизация финансового обеспечения образовательного процесса в автономном вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время объем государственного финансирования учреждений высшей школы недостаточен для решения стоящих перед ней задач соответствия мировому уровню предоставляемых образовательных услуг и подготовки специалистов, востребованных на рынке труда. Повышение конкуренции среди учебных заведений России и мира все более усиливает проблему оптимизации механизма финансирования образовательного процесса и привлечения финансовых ресурсов из различных источников. Статья посвящена анализу актуальных вопросов финансового обеспечения в высших автономных учебных заведениях. Выполнен анализ существующей системы финансирования образовательной деятельности в высшей школе и установлено, что фундаментальный характер университетского образования при относительно небольшой стоимости обучения на программах бакалавриата и магистратуры требует оптимизации формирования и расходования финансовых ресурсов, привлечения внебюджетных средств из различных источников в сферу высшего образования. Оптимизация финансового обеспечения предполагает стимулирование инновационного развития вузов. В связи с этим рассматриваются вопросы об особенностях финансирования образовательного процесса и раскрываются преимущества оптимизационного механизма финансового обеспечения учреждений высшей школы перед существующей системой финансирования. Цель статьи заключается в исследовании и уточнении теоретико-методических аспектов оптимизации финансового обеспечения автономных образовательных учреждений и оценки эффективности функционирования финансового механизма автономных вузов.

Полный текст

Введение Современные стратегии развития экономики России включают важные цели и задачи, решение которых позволит «ответить на основные вызовы, повысить долю инновационной продукции во внутреннем валовом продукте, вывести на новые рынки наукоемкие отечественные технологии, повысить результативность проводимых российскими учеными исследований»1. Не- смотря на то, что финансирование образовательного процесса и развития материальной базы высшего образования является приоритетной статьей расходов бюджета России и стратегии экономической политики страны нацелены на развитие национальной образовательной системы, доля российских учащихся имеет тенденцию к снижению: среди людей от 20 до 29 лет она составляет 18,7 % (Швеция - 34,4 %), а среди образованной молодежи от 25 до 34 лет снизилась до 40,3 % (Республика Корея - 69,8 %)2. Формирование отечественной инновационной модели развития общества и повсеместное внедрение цифровизации предполагают расширение круга не только функциональных особенностей системы высшего образования в направлении создания группы образовательных учреждений, работающих с низким уровнем государственного финансирования, но и одновременно повышение качества образования, что связано с появлением дополнительных финансовых затрат. Финансово-хозяйственная деятельности автономного учреждений высшего образования является большим преимуществом перед бюджетным вузом, поскольку «основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности»3; автономный вуз не только вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству России, формируя доходы на счетах учреждения, но также может стать участником организованного фондового рынка, зарабатывая дополнительные ресурсы для выполнения уставных целей. Вместе с тем возросла и ответственность по обеспечению прозрачности и открытость финансово-хозяйственной деятельности перед общественностью, что достигается оптимизацией финансового механизма. Обзор литературы Переход от полного бюджетного финансирования образовательной сферы послужил оживлению процесса инвестирования финансовых ресурсов из различных источников в развитие человеческого капитала. Расширение прав, определяющих финансово-хозяйственную самостоятельность вузов, введено еще в 2006 году в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», устанавливающим полномочия для государственных учреждений во многих социальных сферах, в том числе в сфере науки и образования. С 2010 года действует закон, регулирующий права и обязанности автономных учреждений, которые «вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения» (Федеральный закон № 83…, 2010). В результате приня- 2 Эксперт Online. URL: https://expert.ru/russian_reporter/2019/16/na-dne-znanij/ (дата обращения: 17.02.2020). 3 Разница между автономным и бюджетным учреждением. URL: https://thedifference.ru/ chem-otlichaetsya-avtonomnoe-uchrezhdenie-ot-byudzhetnogo/ (дата обращения: 10.01.2020). тия перечисленных правовых актов созданы условия для повышения эффективности деятельности университетов. Автономный вуз не имеет ограничений, действующих по отношению к бюджетным образовательным учреждениям, быстрее адаптируется к изменению на «кадровом рынке (выпуск и переквалификация специалистов по новейшим специальностям, а не только по государственному заказу и программам)» (Березкин, 2016). Также достоинством выступает «снижение расходной части федерального бюджета в связи с выплатой заработной платы педагогам в автономных вузах с учетом почасовой тарификации труда и в зависимости от общей наполняемости учреждения студентами на платной основе» (Зуев, 2016). Существенная особенность заключается еще и в том, что «автономная форма образования предполагает перераспределение бюджета, бесплатные места, оптимальную структуру кадров вуза. Все это поможет повысить конкурентоспособность вуза, а именно: более легкая система учета бюджета (коммерциализованная); менеджмент вуза; инноватика и современные технологии образовательной деятельности» (Бабашова, Судакова, 2018). Однако проблематика полного самофинансирования (за исключением госзаказа) и эффективности используемых финансовых ресурсов автономным образовательным учреждением до сих пор недостаточно исследованы, так как в России не принято рассматривать образование как форму повышения финансовой эффективности бизнеса в целом. Методы исследования Методологической основой исследования выступают фундаментальные положения теории финансов и финансового менеджмента в секторах экономики. В процессе исследования применены такие современные методы исследования, как системно-структурный анализ, методы графического и экономико-математического моделирования, индексный метод и метод группировки. Актуальные проблемы высшей школы Общемировая тенденция унификации в сфере высшего образования в новом тысячелетии оказала неоднозначное влияние на российские вузы, их текущую деятельность, качество образования, перспективы развития и участия в едином образовательном пространстве. Сохранение лидирующих позиций в IT-промышленности, областях высоких наукоемких технологий, стратегических производствах, кредитно-финансовой сфере, здравоохранении и пр., предполагает проведение радикальных изменений, затрагивающих все составляющие элементы и звенья образовательного процесса, и достижения на этой основе высококачественного современного обучения студентов и аспирантов, становления новой системы образования. Проведение реформы всегда тесно переплетается с крупными финансовыми издержками, из которых не все сразу дадут ожидаемые результаты, а часть из них будет долго окупаться. По этой причине существенный эффект в системной модернизации высшей школы может быть получен при использовании нескольких различных источников финансирования новых отношений и направлений в образовании, а также в процессе совершенствования механизма финансирования деятельности высших учебных заведений. Указанное выше обстоятельство связано еще и с тем фактом, что достижение необходимого размера средств для современного уровня финансирования всех расходов автономного вуза в условиях дефицита государственных финансовых ресурсов требует не только наличия многих источников наполнения годового бюджета вуза, но и концептуального подхода к оценке рационального использования как бюджетных ассигнований, так и поступлений из многих источников от приносящей доход деятельности. Поэтому на первый план выходят потребность совершенствования функционирования финансового механизма в образовании на основе качественных изменений его регулирования и администрирования, учет фактора интеграции науки и высшего образования как составляющей инновационного общественного развития и устранение ресурсных ограничений, поскольку «качество образования должно соответствовать современному уровню общественно-экономического развития и общественным ожиданиям» (Бармин, 2017; Зайцев, 2019; Тихомиров, 2018). Несмотря на значительные достижения ученых в раскрытии проблем и обосновании путей их решения в рассматриваемой области экономической науки, следует указать на объективную непроработанность ряда вопросов использования преимуществ автономии для финансирования деятельности образовательных учреждений на основе усовершенствования финансового механизма функционирования системы образования в контексте инновационного развития экономики. Проведенные исследования основ функционирования финансового механизма системы высшего образования (Зайцев, 2019) позволяют сделать вывод, что он отражает специфику организации финансовых отношений в сфере высшего образования и определяется как элемент реализации исключительно государственной политики в области высшего образования, представленный совокупностью самостоятельных, но взаимосвязанных форм, методов, инструментов и рычагов влияния (Князева, 2016), которые обеспечивают формирование и использование финансовых ресурсов для эффективной реализации образовательной, научно-исследовательской, публикационной, воспитательной и иных функций системы высшего образования. Однако финансовое обеспечение системы образовательного учреждения связано также с формированием и использованием финансовых ресурсов высших учебных заведений различных форм собственности (Чеха, 2017) и включает не только бюджетное финансирование, но и все более возрастающие объемы самофинансирования, кредитование и получение благотворительной помощи, в том числе финансирование научных проектов специализированными негосударственными фондами, фондами крупных компаний и корпораций. Таким образом, современные изменения в финансовом обеспечении системы высшего образования страны направлены, прежде всего, на внедрение «стратегии финансовой самостоятельности» образовательных учреждений по привлечению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении, и предоставлении образовательных услуг на платной основе. Выбранная стратегия соответствует общемировым тенденциям, когда получение высшего образования становится доступным или для одаренных учащихся с высоким научным потенциалом, или финансируется за счет студентов, а также предприятий, для которых необходимы квалифицированные специалисты узкого профиля. Подходы к рассмотрению тенденций и трансформации финансового механизма функционирования системы высшего образования Российской Федерации Регулирование системы финансирования учреждений высшего образования осуществляется с помощью специального инструментария, включающего «совокупность инструментов и методов распределения финансовых ресурсов, на основе которых реализуются экономические интересы субъектов рынка образовательных услуг» (Левашов, 2014). При этом основным методом организации финансовых отношений в высших учебных заведениях является нормативный, что предусматривает необходимость нормирования всех видов расходов и установления оптимального соотношения между его использованием и самостоятельностью высших учебных заведений. Это обусловливает включение в состав рычагов влияния на сумму поступающих средств стоимость единицы (цены) на образовательные услуги, которая определяется объемом общественно необходимых валовых расходов вуза, рыночным спросом и уровнем платежеспособности потребителей. Поскольку, как указано выше, лимитные ассигнования из бюджетных источников не покрывают большую часть расходов вузов, то последние вынуждены использовать весь комплекс финансового инструментария для создания и использования эффективно действующего финансового механизма, способствующего расчету необходимого объема и оптимальной структуры финансовых ресурсов, которые «являются основой автономного финансового обеспечения процесса предоставления образовательных услуг» (Хутов, Хапанцева, Абдокова, 2015). Рациональное управление автономным образовательным учреждением может быть достигнуто путем использования более совершенных финансовых инструментов. Финансовые инструменты системы высшего образования следует рассматривать как различные источники и методы поступления денежных средств и доходы, создаваемые в результате распределения и перераспределения ВВП, аккумулированные в государственном и частном секторах высшего образования и направленные на реализацию государственной образовательной программы. А исследование механизма формирования и использования финансовых ресурсов системы высшего образования позволило сделать вывод, что он в первую очередь зависит от организации финансовой деятельности всех заинтересованных субъектов данной сферы. Для реализации задачи эффективного расходования финансовых ресурсов в сфере образования нужно согласиться с тем, что «структура финансового механизма достаточно сложна и включает в себя различные элементы, соответствующие разнообразию современных финансовых отношений… К основным элементам финансового механизма относят: финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты; управление финансами; финансовые рычаги и стимулы; финансовый контроль» (Мазур, Ильминская, 2015). Финансовый механизм автономного образовательного учреждения определен совокупностью различных составляющих инструментария регулирования создания, использования, распределения и направления финансовых средств для осуществления принятых договорных обязательств по качественному и в полном объеме выполнению государственного задания и предоставлению платных образовательных услуг. В процессе реализации механизма финансового обеспечения формируются различные финансовые отношения с государством, юридическими или физическими лицами. В основе финансового механизма государственных учреждений образования в настоящее время находятся следующие принципы: целевое использование; ограниченная самостоятельность в отношении субсидий; полная самостоятельность распределения средств от приносящей доход деятельности; финансирование выполнения уставных задач; использование финансов в качестве инструмента материального стимулирования повышения качества образовательного процесса; своевременность и полнота исполнения обязательств перед налоговой системой финансовых ресурсов. Анализ основных тенденций изменений формирования финансового механизма функционирования системы высшего образования России позволяет сделать вывод о невысоком уровне эффективности существующей модели государственного финансирования. Проведенное исследование изменения объемов расходов на высшее образование в РФ с 2015 по 2018 гг. свидетельствует о тенденциях их роста, что в целом соответствует динамике объемов расходов на образование в стране (см. таблицу). Однако увеличение объемов расходов на высшее образование связано преимущественно с повышением оплаты труда научно-педагогических кадров и увеличением стипендиального фонда студентов. Но ежегодный прирост объемов финансирования высшего образования в России отвечает лишь минимальному размеру средств международного стандарта ЮНЕСКО. Этот факт отрицательно сказывается на выполнении главной задачи, стоящей перед высшим образованием: повышении качества образовательного процесса, академической мобильности и востребованности студентов на отечественном и мировом рынке труда. Источники финансирования обучения студентов высших учебных заведений всех уровней аккредитации и форм собственности характеризуются вариативностью. Однако, несмотря на увеличение численности студентов, принятых на обучение в высшие учебные заведения за средства государственного и местных бюджетов, количество обучающихся на платной основе преобладает. Средний удельный вес количества студентов, обучение которых финансировалось за счет средств государства и органов местного самоуправления, составляет около 37,7 %, что является нарушением требований закона Российской Федерации «Об образовании». Центральные органы власти и субъекты хозяйствования пассивно инвестируют средства в подготовку квалифицированных кадров, что приводит к низкому удельному весу среди источников финансирования подготовки студентов высших учебных заведений, предпочитая привлечение специалистов на рынке труда (Романов, 2018). Сводные показатели состояния финансового обеспечения системы высшего образования и науки РФ за 2015-2018 гг. Таблица [Table. Summary indicators of higher education and science systems financial security of the Russian Federation for 2015-2018] Показатели 2015 2016 2017 2018 Численность студентов высших учебных заведений (тыс. чел.): 25 752 27 091 27 866 28 138 - из них доля студентов, обучающихся за счет средств государственного и мест- ного бюджетов (%) 37,0 37,8 37,6 37,6 Объемы финансирования образования, всего (млрд руб.): 268 338 381 532 - из них расходы федерального бюджета на высшее образование (млрд руб.) 79 99 110 160 - в том числе для Министерства образо- вания РФ 28 35 46 73 Кредитование получения высшего обра- зования за счет средств из Федерально- го бюджета (млн руб.) 135 147 147 147 Объемы финансирования фундаменталь- ных и прикладных исследований высших учебных заведений, подчиненных Мини- стерству образования РФ, всего (млн руб.), 1966 2476 3580 4027 в том числе: - из общего фонда 951 1362 2025 2471 - из специального фонда 859 919 1266 1243 - из международных фондов 156 195 289 313 Источник: построено авторами на основе (Тихомиров, 2018). Назрела необходимость совершенствования элементов финансового механизма функционирования системы высшего образования, поскольку сокращение бюджетных ассигнований отрицательно сказывается на образовательном процессе. Снижение покупательной способности населения не позволяет увеличить приток денежных средств от приносящей доход деятельности и повысить стоимость предоставляемых образовательных услуг. Все это не способствует решению задачи стимулирования участия высших учебных заведений в формировании национальной инновационной системы, осуществлению внедрения в образовательный процесс новейших достижений в области науки, цифровых технологий, комплексной подготовки высокопрофессиональных научных и технических кадров. К сожалению, в национальной экономике государственному финансированию научных исследований на уровне высших учебных заведений отводится второстепенная роль. За анализируемый период доля фактических расходов от объема общего финансирования из бюджета на проведение исследований и разработок составляла около 70,7 %, из которых 1,75 % было выделено для финансирования фундаментальных исследований, выполненных на базе высших учебных заведений, и 2,43 % - прикладных разработок по направлениям научно-технической деятельности высших учебных заведений. При этом объем государственного финансирования научной деятельности в высших учебных заведениях составляет лишь 8,6 % от общих бюджетных расходов на науку, что недостаточно для эффективной реализации национальной инновационной системы (Свекровкина, 2014). Обсуждение и рекомендации по оптимизации финансового механизма функционирования автономного образовательного учреждения Экономическая природа высшего образования понимается как инвестиции в человеческий капитал. «Развитие системы образования зависит исключительно от достаточного финансового обеспечения, позволяющего обновлять и умножать интеллектуальный потенциал учебного заведения, его научную, материальную и методическую базу» (Майорова, Майдан, 2013). В условиях инновационного пространства интеграции образования и науки функционирование и развитие финансового механизма системы образовательных учреждений следует представить как целостную концепцию, основанную на сочетании элементов системы рыночного саморегулирования. Механизм финансового функционирования автономного образовательного учреждения включает определенный ряд составляющих, имеющих свою специфику в связи с предоставленными широкими полномочиями в формировании и расходовании финансовых ресурсов. Как и в любой организации непосредственно структура финансового механизма включает следующие основные элементы: финансовые методы; финансовые рычаги; институциональное и нормативноправовое обеспечение; информационное поле; внутренняя нормативная база регулирования системы финансирования хозяйственной деятельности. Поскольку финансовый механизм учреждений образовательной сферы выступает как взаимосвязанная система всех вышеуказанных элементов, на основе которых осуществляется эффективные экономические отношения в процессе предоставления образовательных услуг населению, то абсолютно понятно, что в основе находятся принципы, регулирующие эти отношения: · императивность - жесткая регламентация направлений расходования бюджетных ассигнований и средств от приносящей доход деятельности (Тараканов, 2009); · ориентированность на выполнение стратегических целей и задач развития высшего учебного заведения; адаптация финансовых инструментов и методов к изменяющимся условиям деятельности; · результативность и эффективность использования финансового потенциала; · контроль за прозрачностью финансовой деятельности; · согласованность и сбалансированность интересов в целевом использовании финансов для повышения конкурентоспособности вуза как на отечественном, так и на международном рынке образовательных услуг. На рис. 1 представлена базовая модель организации финансового механизма, рекомендуемая для высших автономных учебных заведений. На выбор модели финансового механизма оказывают влияние самые разнообразные структурные, организационные, отраслевые факторы, поэтому каждое учебное учреждение формирует его в соответствии со своими целями и задачами. В настоящее время диверсификация и рост объемов в сфере научной деятельности могут стать дополнительными источниками поступления средств для высших учебных заведений, имеющих высокий научный потенциал. Основой такой модели должна быть сбалансированная система организации и обеспечения учебного процесса, фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, научно-технических и инновационных форм деятельности, способствующая объединению интересов образования, науки и производства. Рис. 1. Базовая модель организации финансового механизма обеспечения деятельности образовательных учреждений [Figure 1. The basic model of the educational institutions’ financial mechanism organization] Источник: построено авторами на основе (Зуев, 2016). Современное образовательное учреждение должно постепенно трансформироваться в интегрированную образовательно-научную структуру, которая будет функционировать на основе комплекса вышеуказанных принципов и обеспечивать реализацию государственной образовательной программы путем формирования образовательного и научно-инновационного продукта. Поэтому делается акцент на рыночное саморегулирование финансирования той части образовательного процесса, которая не входит в государственные программы и финансируется за счет субсидирования финансового обеспечения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг. Расширение свободы финансово-предпринимательской и образовательной деятельности (в рамках правовых требований) должно оказать положительное влияние на рациональное использование собственных источников, созданных автономным вузом. В этих условиях возможно и целесообразно внедрение механизма смешанного образовательного кредитования, предусматривающего кредитно-депозитное участие банков в образовательной сфере с привлечением средств третьих лиц. Кредитование высшего образования под процент, не превышающий ставку рефинансирования Банка России, позволит не только диверсифицировать источники финансовых ресурсов, удешевить стоимость их привлечения за счет покрытия процентов бюджетными средствами или средствами компаний-заказчиков, но и повысить мотивацию профессорско-преподавательского состава в получении материального стимула за улучшение качества учебного процесса и стимулировать студента к учебе. Итак, в современных условиях важным направлением совершенствования финансового механизма функционирования системы высшего образования является повышение автономии образовательных учреждений, которая характеризуется независимостью от бюджетного финансирования и самостоятельностью в осуществлении своей образовательной политики, научных исследований и других видов деятельности. Поэтому для оценки функционирующего финансового механизма предлагается рассматривать в качестве результата уровень финансовой независимости образовательного учреждения за определенный отрезок времени (рис. 2). Потребность в бюджетных средствах (Pb) Бюджетное финансирование (Fb) Потребность в средствах для коммерческого обучения, научно-исследовательской деятельности и инвестиций развития (Pc) Доходы от внебюджетной деятельности (Fc) Избыток (дефицит) внебюджетного финансирования Rb = Pb (1 + α) - Fb Избыток (дефицит) финансирования по итогам стоимости обучения Rс = Pс (1 + β) - Fс Избыток (дефицит) источников финансирования образовательного учреждения R = Rb + Rc Тип финансовой устойчивости образовательного учреждения Рис. 2. Модель оценки финансовой устойчивости вуза [Figure 2. University financial stability assessment model] Примечание: α и β - коэффициенты корректировки рассчитанной потребности, которые учитывают возможность отклонений фактической потребности от плановой в пределах 10-12 % в зависимости от рыночной конъюнктуры. Источник: построено авторами на основе (Березкин, 2016). Финансовую устойчивость вуза предлагается классифицировать по следующим типам: для достаточного уровня финансовой устойчивости - абсолютная, нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние; для низкого уровня финансовой устойчивости - кризисное финансовое состояние в разрезе бюджетного и общего недофинансирования. Заключение Выполненное исследование проблемы позволило определить направления совершенствования финансового обеспечения автономного вуза. Оптимизация финансового обеспечения образовательного процесса в автономном вузе должна выполняться на основе создания эффективного финансового механизма. Поскольку финансовый механизм подвержен влиянию общей экономической среды, то на него воздействуют политические, экономические и институциональные факторы. Специфика и порядок формирования механизма управления финансовыми ресурсами зависит от методов финансирования из бюджета и поступлений от частных инвесторов, стоимости и качества образовательных услуг, наличия современной учебной и научной материальной базы, особенностей налогообложения учреждений высшего образования. В связи с этим при оптимизации механизмов бюджетного финансирования высшего профессионального образования необходимо учитывать направленность воздействия этих факторов. Последовательное внедрение предложенной модели организации финансового механизма обеспечения деятельности образовательных учреждений и оценки финансовой устойчивости вуза позволит использование преимуществ интеграции образования и науки с целью реализации основных положений рыночного механизма саморегулирования в сфере финансирования высшей школы и обеспечения инновационного развития экономики.

×

Об авторах

Александр Дмитриевич Квашин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: AKvashinAD@yandex.ru

заместитель главного бухгалтера

Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая, 6

Ольга Викторовна Рыбакова

Российский университет дружбы народов

Email: ribakova-ov@ranepa.ru

доктор экономических наук, профессор

Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Бабашова А.С., Судакова Н.Ю. Характеристика тенденций и основных подходов к организации процесса финансирования деятельности учреждений высшего образования // Экономические науки. 2018. № 15. С. 82-86.
  2. Бармин Н.Ю. Автономия образовательной организации как фактор становления подрастающих поколений: монография. Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2017. 200 с.
  3. Березкин Д.И. Государственная программа развития образования как инструмент повышения результативности и эффективности бюджетного финансирования высшего образования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-2(61). С. 101-105.
  4. Березкин Д.И. Исследование результативности и эффективности бюджетного финансирования высшего образования: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 132 с.
  5. Зайцев А.М. Инкорпорирование финансового обеспечения в развитие высшего образования в России : дис. ... канд. экон. наук. М., 2019. 195 с.
  6. Зуев В.М. Модель финансирования высшего образования: мотивы выбора и результаты реализации образования // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: материалы международной научно-практической конференции: в 4 ч. Ч. 4. 2016. С. 91-93.
  7. Князева М.Д. Инновации в высшем образовании. 2-е изд. М.: Академия естествознания, 2016. 160 с.
  8. Левашов Е.Н., Васильцов В.С. Образовательное кредитование в механизме финансирования высшего образования // Известия высших учебных заведений. 2014. № 1 (19). С. 25-28.
  9. Мазур Л.В., Ильминская В.И. Механизм финансового обеспечения деятельности государственных учреждений // Территория науки. 2015. № 2. С. 116-120.
  10. Майорова Т.В., Майдан Т.Н. Пути совершенствования финансового механизма высшего образования // Современные технологии управления. 2013. № 7 (31). С. 17-24.
  11. Романов Е.В. Высшее образование: состояние и перспективы развития // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 182-205.
  12. Свекровкина Е.А. Эндаумент как метод финансирования высшего образования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 (28). С. 9.
  13. Тараканов В.В. Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: сущность, структура, принципы функционирования// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3: Экон. Экол. 2009. № 2 (15) С. 180-187.
  14. Тихомиров Д.В. Финансовое моделирование: подходы, примеры, задачи: учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2018. 167 с.
  15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  16. Федеральный закон № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/
  17. Хутов Р.М., Хапанцева Р.Д., Абдокова Л.З. Современные тенденции модернизации и ресурсообеспечения регионального образовательного комплекса // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 699.
  18. Чеха В.В. Финансирование высшего образования в России: правовые вопросы: монография. М.: Юстицинформ, 2017. 221 с.

© Квашин А.Д., Рыбакова О.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах