Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия
- Авторы: Сидорова А.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 27, № 2 (2019)
- Страницы: 290-302
- Раздел: ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/22180
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-2-290-302
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу перспективных направлений кооперации университетов и бизнеса на основе изучения современного российского и зарубежного опыта. Обоснована актуальность расширительного подхода к трактовке сотрудничества вузов и предприятий, в рамках которого предлагается рассматривать сотрудничество университетов и бизнеса не как набор изолированных трансакций в рамках ограниченного круга направлений взаимодействия, а как систему долгосрочных взаимовыгодных отношений с широким спектром возможных видов сотрудничества, которые также могут включать государство и общественные организации. В статье проведен анализ 14 видов совместной деятельности университетов и бизнеса в рамках четырех блоков - образования, исследования, валоризации (коммерциализации знаний и технологий) и управления, которые могут служить основой для разработки системы индикаторов оценки эффективности кооперации вузов и предприятий. Сделан вывод о необходимости корректировки государственной политики в сфере науки и образования с целью уменьшения диспропорции в развитии указанных направлений сотрудничества как в России, так и в Европе.
Полный текст
Введение Построение эффективных отношений сотрудничества между университетами и бизнесом (УБС) позволяет получить различные преимущества не только на уровне отдельно взятых компаний и университетов, но также и на уровне отрасли и государства в целом. Кооперация вузов и предприятий в образовательной деятельности повышает качество подготовки выпускников, так как позволяет прочнее связать знания, навыки и умения обучающихся с потребностями рынка труда, а также способствует трудоустройству выпускников в рамках полученной специальности. Помимо этого, УБС позволяет создавать востребованные программы повышения квалификации для сотрудников компаний, способствуя тем самым реализации принципа обучения в течение всей жизни. В сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) университеты выступают в качестве партнеров по созданию инноваций. Они не только способствуют росту инновационности и конкурентоспособности бизнеса в долгосрочной перспективе, но также помогают компаниям найти эффективные решения конкретных краткосрочных задач. Сотрудничество с бизнесом дает возможность университетам повысить актуальность своих исследований, а также увеличить количество и качество научных публикаций. Со своей стороны бизнес предоставляет университетам ресурсы (финансовые, человеческие, доступ к собственной инфраструктуре и прочее), необходимые для проведения высококачественных исследований, и возможности практической реализации разработанных в вузе идей. В свою очередь, УБС в области управления позволяет повысить эффективность совместного использования ресурсов (оборудования, инфраструктуры и т.д.). В сфере коммерциализации инноваций университеты становятся частью инновационной системы региона (некоторые исследователи утверждают, что университеты занимают центральное место в региональной инновационной системе) (Davey, Meerman et al., 2018), выступая источником нового поколения инноваций, компаний спин-офф и стартапов, а также талантливых предпринимателей, включенных в отраслевую цепочку создания ценности. Тем самым УБС способствует созданию новых рабочих мест в инновационных сферах экономики, стимулирует экономический рост и повышение уровня жизни в целом. Тем не менее на практике редким университетам, компаниям (в особенности малому и среднему бизнесу)1 и регионам удается извлечь столько положительных эффектов из своего взаимодействия. Ввиду этого представляется особенно актуальным провести анализ перспективных направлений кооперации университетов и бизнеса, а также выявить существующие барьеры и стимулы для построения эффективного взаимодействия. Обзор литературы Наиболее известными моделями, описывающими взаимодействие между университетами, государством и бизнесом, являются модель тройной спирали Г. Ицковица (Ицковиц, 2010) и модель предпринимательского университета Б. Кларка (Кларк, 2011). Несмотря на ряд концептуальных отличий, объединяет данные подходы понимание университета как ключевого актора во взаимодействии с бизнесом и государством, генерирующего новые знания, технологии и формы предпринимательства. Российские и зарубежные исследователи в своих работах отмечают также важное значение деятельности университета для развития региональных инновационных систем. В частности, вузы рассматриваются в качестве интеллектуального ядра региональных консорциумов (Аперьян, 2012; Kim, Kim, Yang, 2012; Гребенкин, Иванова, 2012). Помимо этого, большое внимание 1 Несмотря на то что малые и средние предприятия составляют 95 % всех компаний в Европе, проблема сотрудничества с бизнесом остается малоизученной (Davey, Meerman et al., 2018). в литературе уделяется изучению особенностей становления конкретных исследовательских университетов и развитию их взаимоотношений с предприятиями (Крот, 2017), анализу региональной и отраслевой специфики предпринимательства в университетах (Гешко, 2018; Ляпина, 2017; Александрова, Павлова, 2017), рассмотрению закономерностей модернизации системы высшего образования в целом (Карнаух, 2019; Положихина, 2018; Крохмаль, 2018). Вместе с тем следует отметить недостаточность теоретической базы по вопросам сотрудничества университетов и бизнеса (в том числе - отсутствие терминологического единства), а также некоторую фрагментарность эмпирического материала. Исследователи в большинстве своем фокусируются на вопросах трансфера технологий, не уделяя должного внимания другим сферам взаимодействия вузов и предприятий (Pugh, Lamine et al., 2018). Помимо этого, основной упор в научных публикациях делается на барьерах, препятствующих УБС (недостаточность финансирования, бюрократизация и т.п.), а не на возможных драйверах этого развития (Galan-Muros, Davey, 2017). В большинстве исследований, посвященных проблеме кооперации университетов и бизнеса, подробно рассматривается лишь одна из сторон данного взаимодействия (чаще всего - позиция университета на основе изучения уникальных ситуаций взаимодействия, сложившихся в конкретных вузах), но не проводится анализ системы взаимоотношений вузов и предприятий в комплексе. Методы и подходы Среди наиболее серьезных попыток создать комплексную модель сотрудничества университетов и бизнеса (помимо классических моделей Г. Ицковица и Б. Кларка) следует выделить концепцию экосистемы УБС, разработанную группой исследователей во главе с В. Галан-Мьюрос и Т. Дэвеем и выбранную в качестве основы для проведения наиболее крупного на настоящий момент международного исследования в этой сфере - проекта по анализу состояния взаимодействия университетов и бизнеса в Европе, реализованного под эгидой Европейской комиссии в 2016-2017 годах (Davey, Meerman et al., 2018). В своих работах они широко трактуют сотрудничество между университетами и бизнесом, понимая под ним все виды прямого и косвенного взаимовыгодного сотрудничества между вузами и коммерческими организациями (Galan-Muros, Davey, 2017). Такой подход связан с общей тенденцией к расширению сферы взаимодействия университетов и бизнеса, стимулируемой со стороны государственных и международных институтов. Вызвано это тем, что на сегодняшний момент, несмотря на укрепление связей между вузами и предприятиями в Европе (по сравнению с результатами исследования, проведенного в 2010-2011 годах, университеты упрочили свои позиции и воспринимаются как источник талантливых кадров и предпринимательства, а также являются ключевыми акторами, стимулирующими региональное развитие (Davey T., Meerman A. et al., 2018)), большая часть академического сообщества и коммерческих компаний не взаимодействуют между собой, а та небольшая часть организаций, которая сотрудничает с вузами, ограничивается сферой НИОКР и образованием. Комплексный подход к УБС, напротив, максимально расширяет сферы взаимодействия университетов и предприятий, включая в них 14 видов деятельности в рамках четырех блоков - образования, исследования, валоризации (коммерциализации знаний и технологий) и управления (Galan-Muros, Davey, 2017). Данный подход представляется особенно актуальным для России в контексте реализации Плана деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год2, в котором особое место занимает развитие отношений между вузами и предприятиями. В частности, предполагается проведение институциональных изменений в данной сфере: к 2024 году планируется создание 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, а также создание 14 центров компетенций Национальной технической инициативы (НТИ), обеспечивающих формирование инновационных решений в области сквозных технологий. Ожидается, что к 2024 году в реализации проектов НОЦ и НТИ примут участие порядка 250 крупных российских компаний3. Запланированные реформы призваны привлечь крупный и средний бизнес в сферу университетских НИОКР, а также изменить пропорцию финансирования исследований и разработок. По словам заместителя министра Минобрнауки России Григория Трубникова, приведенным в газете «Коммерсантъ», в настоящее время «государство оплачивает примерно 67 % расходов на исследования и разработки в стране. Лишь 33 % идут из негосударственного сектора. А наша цель - перевернуть эту пропорцию» (Черных, 2018). Помимо этого, предполагается, что на развитие научно-производственной кооперации окажет позитивное воздействие проведение модернизации системы управления в области науки, технологий и инноваций в целом (включая реализацию концепции «квалифицированного заказчика»). Таким образом, всестороннее изучение возможных видов совместной деятельности университетов и коммерческих компаний в комплексе приобретает особую актуальность. Результаты Рассмотрим подробнее виды совместной деятельности университетов и бизнеса, структурированные в рамках четырех блоков - образования, исследования, валоризации и управления. Первый блок - сотрудничество в образовательной деятельности - объединяет в себе все виды взаимодействия университетов и бизнеса по по- 2 План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год (утв. Минобрнауки России 08.02.2019). URL: https:// minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=195 (дата обращения: 12.03.2019) 3 В рамках реализации федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука» (Паспорт федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука», утвержденный протоколом от 24 декабря 2018 г. № 16 заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам). воду обучения студентов и сотрудников компаний и включает в себя следующие виды деятельности: 1. совместную разработку учебных планов (фирмы участвуют в создании и модификации учебных планов, модулей, дисциплин, влияют на конкретный набор и содержание курсов в рамках границ образовательных стандартов). Пример - базовая кафедра Яндекса на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ4; 2. совместное чтение лекций и руководство написанием итоговых квалификационных работ. Данный вид совместной деятельности университетов и коммерческих компаний широко распространен, однако зачастую не имеет юридического оформления из-за бюрократических сложностей со стороны вуза; 3. мобильность студентов (в рамках производственной практики или совместных проектов бизнеса и университета). Студенты привлекаются к участию в консалтинговых проектах на возмездной (в случае реализации серьезных проектов, в которых также принимают участие опытные эксперты) или безвозмездной со стороны предприятия основе (студенты получают ценный практический опыт, а предприятия - бесплатный совет)5; 4. разработку программ дуального обучения. Несмотря на то что реализация программ дуального обучения, которое объединяет в себе теоретическое обучение в стенах вуза и практические занятия на предприятиях, в большей степени характерно для профессиональных образовательных организаций6, для вузов подобный опыт организации образовательного процесса также может быть полезным. Одной из стран-лидеров в этом отношении является Германия (в 2014 году порядка 100 тыс. немецких студентов занимались по программам дуального обучения) (Davey, Orazbayeva, 2018). Однако и в России данная проблема находит свое отражение не только в научных публикациях, в которых убедительно доказывается высокое значение дуального обучения для различных отраслей промышленности (Лабутина, Тютькова и др., 2018; Дудырев, Романова и др., 2018), но и в практической деятельности вузов (например, в рамках договора о сотрудничестве студенты Калининградского казачьего института технологий и дизайна проходят обучение в ГК «Черкизово»)7; 4 Базовая кафедра Яндекса в НИУ ВШЭ. URL: https://cs.hse.ru/big-data/yandex/about (дата обращения: 14.03.2019). 5 Например, консалтинговые проекты в рамках магистерской программы «Стратегия развития бизнеса: управление и консалтинг» в НИУ ВШЭ, в рамках которых экспертами выступают студенты второго курса. URL: https://www.hse.ru/ma/osm/sm_project (дата обращения: 14.03.2019) 6 В России в 2013-2016 годах был реализован проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», в котором к 2015 году приняло участие 13 пилотных регионов, 105 учебных заведений и 1005 предприятий, 20 899 студентов прошли обучение по программам дуального обучения, разработанным в соответствии с требованиями работодателей (Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. М., 2015. URL: http://permtpp.ru/upload/iblock/dfe/metodicheskierekomendatsii_dualnoe-obrazovanie_2015.pdf) (дата обращения: 14.03.2019). 7 Дуальное обучение // Калининградский казачий институт технологий и дизайна (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего обра- 5. разработку программ дополнительного обучения, повышения квалификации или переквалификации, краткосрочных тренингов для сотрудников коммерческих компаний с учетом потребностей конкретных фирм. В настоящее время практически все российские вузы предлагают программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для сотрудников коммерческих компаний. Крупные компании обычно создают свои корпоративные университеты - Корпоративный университет РЖД8, Газпром корпоративный институт9 и др. Достаточно распространенной практикой является также реализация краткосрочных проектов по обучению сотрудников компаний или государственных служащих (например, обучающая программа в сфере национальной политики «Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации», реализованная в 2018 году факультетом государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральным агентством по делам национальностей РФ).10 Реже встречается практика заключения долгосрочных отношений сотрудничества вузов и компаний в сфере образования. В этой связи интересен опыт Российского университета дружбы народов (РУДН), заключившего в 2014 году договор о сотрудничестве с Московским аэропортом Домодедово, в рамках которого организуется обучение и переподготовка специалистов Домодедово на базе университета. Помимо этого, в рамках данного соглашения развиваются такие направления взаимодействия, как целевая подготовка студентов РУДН в рамках программы «Приток», а также трудоустройство выпускников университета на предприятия аэропорта11. Второе направление взаимодействия университетов и бизнеса - сотрудничество в исследовательской деятельности - объединяет такие виды совместной деятельности вузов и коммерческих компаний, как: 1. проведение совместных НИОКР, включая все договоренности о сотрудничестве между вузами и бизнесом с целью реализации совместной исследовательской деятельности вне зависимости от источника финансирования. По результатам исследования, проведенного Университетом ИТМО совместно с ОА «РВК» в 2016 году, среднее значение внебюджетной финансовой поддержки НИОКР по университетам12 составляет около 420 тыс. руб. в расчете на одного НПР (научно-педагогического работника), хотя в лидирую- зования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет). URL: http://mgutu-kld.ru/дуальное-обучение/ (дата обращения: 14.03.2019). 8 Корпоративный университет РЖД. URL: http://universitetrzd.ru/ (дата обращения: 14.03.2019). 9 Газпром корпоративный институт. URL: https://institute.gazprom.ru/about/ (дата обращения: 14.03.2019). 10 В МГУ дан старт обучающей программе в сфере национальной политики. URL: http://www.spa.msu.ru/details_22_4586.html (дата обращения: 16.03.2019). 11 Российский университет дружбы народов заключил договор о сотрудничестве с Московским аэропортом Домодедово. URL: http://www.rudn.ru/media/news/about_rudn/rossiyskiyuniversitet-drujby-narodov-rudn-zaklyuchil-dogovor-o-sotrudnichestve-s-moskovskim-aeroportomdomodedovo (дата обращения: 16.03.2019). 12 В исследовании приняли участие 40 российских университетов - университеты программы НИУ, Проекта 5-100, федеральные университеты. щих университетах значение превышает миллион рублей, привлеченных на внебюджетные НИОКР в расчете на одного НПР. При этом внебюджетные НИОКР составляют в среднем около 10 % от общего бюджета университета (Биккулов, Бедарева и др., 2016); 2. консалтинговая деятельность, в рамках которой университеты привлекаются к решению конкретных краткосрочных и среднесрочных проблем коммерческих компаний13; 3. мобильность персонала, под которой понимается временное движение рабочей силы между вузами и предприятиями с целью реализации различных проектов. В рамках программы мобильности специалисты из бизнеса привлекаются к исследовательской деятельности в университетах (например, адъюнкт-профессорство), а сотрудники университета получают возможность в течение нескольких лет поработать в реальном секторе, продолжая при этом придерживаться выбранной профессиональной траектории (работа в компании в рамках творческого отпуска или официального командирования). Во Франции, например, ученые имеют право в рамках программы мобильности поработать в течение двух лет в другой научной организации, органе государственной власти или коммерческой компании в своей стране или за границей без потери основного рабочего места (Davey, Meerman et al., 2018). Однако на практике профессиональная мобильность является наименее развитой формой УБС в Европе. В Плане деятельности Минобрнауки России с 2019 по 2024 годы также предусмотрено увеличение академической мобильности, но заявленные к достижению индикаторы - место Российской Федерации по глобальному индексу конкурентоспособности талантов и по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным ОЭСР) - не позволяют оценить реальные достижения в этом направлении. Третье направление сотрудничества университетов и бизнеса - валоризация - включает в себя мероприятия по коммерциализации знаний и технологий, полученных в университете. К основным видам деятельности в рамках данного блока следует отнести: 1. коммерциализацию результатов НИОКР, под которой понимается процесс вывода результатов НИОКР на рынок посредством торговли активами интеллектуальной собственности: раскрытие изобретений, патентование, лицензирование, продажа. При этом следует отметить, что лишь очень немногие вузы по всему миру коммерциализируют свои знания и технологии, и, как правило, лишь малая часть УБС строится в расчете получить коммерческую выгоду от коммерциализации результатов НИОКР. В российских исследовательских университетах, согласно данным Мониторинга эффективности инновационной деятельности университетов России, один объект интеллектуальной собственности приходится в среднем на четырех НПР, а международные патенты есть у 12 университетов из 40 (в среднем 1-2 патента на вуз, у лидера в этом отношении - Томского политехнического уни- 13 Например, НИУ ВШЭ реализует краткосрочные консалтинговые проекты для бизнеса (стоимость от 150 до 500 тыс. руб.). URL: https://ineo.hse.ru/consult (дата обращения: 16.03.2019). верситета - 11 патентов) (Биккулов, Бедарева и др., 2016). Коммерциализация результатов НИОКР в европейских университетах также не распространена: порядка 81 % ученых, сотрудничающих с бизнесом, не зарегистрировали ни одного патента на свое собственное изобретение в течение 2017 года (Davey, Meerman et al., 2018). И несмотря на запланированный Минобрнауки России прирост количества патентов на изобретения, полученных с участием организаций - участников НОЦ и центров компетенций НТИ (0,5 тыс. ед. к 2024 г.), временные и организационные издержки процесса защиты прав интеллектуальной собственности, а также специфика оценки результатов деятельности ученых университета (заинтересованность в публикации результатов и получении широкого отклика в научных кругах), являются существенными барьерами увеличения количества патентов; 2. академическое и студенческое предпринимательство - создание спинофф компаний преподавателями или студентами университета. При этом следует учитывать особенности законодательства, ограничивающие возможности профессоров создавать свой бизнес, ввиду чего сотрудники университетов обычно участвуют только в НИОКР и лицензировании. С этими ограничениями связан тот факт, что создание стартапов студентами встречается значительно чаще. Четвертое направление совместной деятельности вузов и предприятий - взаимодействие в сфере управления - отражает стратегический характер сотрудничества университетов и бизнеса. Среди наиболее значимых видов кооперации следует выделить: 1. участие в управленческой деятельности (членство представителей университета в советах директоров предприятий, и наоборот - членство представителей бизнеса в попечительских советах университетов); 2. совместное использование ресурсов (инфраструктуры, кадров); 3. поддержку со стороны предприятий (пожертвования, спонсорство, стипендиальные программы для преподавателей и студентов) (Davey, Meerman et al., 2018). Однако в России, как и в Европе, данное направление совместной деятельности развито в наименьшей степени, поскольку требует наличия долгосрочных отношений сотрудничества вузов и предприятий, а также высокой степени их транспарентности. Заключение Проведенное исследование подтверждает высокую значимость расширительного подхода к трактовке кооперации вузов и предприятий: важно рассматривать сотрудничество университетов и бизнеса не как набор изолированных трансакций в рамках ограниченного круга направлений взаимодействия, а как систему долгосрочных взаимовыгодных отношений с широким спектром возможных видов сотрудничества, которые также могут включать государство и общественные организации. Помимо рассмотренных в статье формальных видов совместной деятельности необходимо также учитывать широкий спектр неформальных контактов сотрудников университетов и коммерческих фирм. Участие в конференциях, ярмарках вакансий, проведение ad-hoc консультаций, участие в заседаниях рабочих групп на предприятиях, личные контакты - все это способствует укреплению связей между университетами и бизнесом, хотя и трудно поддается количественной оценке. Результаты исследования, проведенного в европейских университетах, показали, что ученый, сотрудничающий с предприятием в одной сфере (например, в сфере НИОКР), будет сотрудничать с ним и в других (например, исследователь может пригласить сотрудника предприятия выступить с гостевой лекцией или стать рецензентом выпускной квалификационной работы). Более того, отсутствие прямого взаимодействия ученых с бизнесом не означает, что они не сотрудничают с другими организациями: по статистике, почти 75 % ученых, не сотрудничающих с бизнесом, сотрудничают с правительством или другими общественными организациями (Davey, Meerman et al., 2018). В связи с этим расширительный подход к трактовке сотрудничества университетов и бизнеса приобретает высокую актуальность, позволяя укрепить доверие между сторонами партнерства, упростить организационную сторону взаимодействия, а также служа основной для разработки системы индикаторов оценки эффективности кооперации вузов и предприятий.
Об авторах
Александра Александровна Сидорова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: Sidorova_A@spa.msu.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления
Российская Федерация, 119992, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51Список литературы
- Александрова Л.А., Павлова Е.Н. Интеграция вузов и сельскохозяйственных предприятий в рамках инновационной квадроспирали // Аграрный научный журнал. 2017. № 4. С. 75-80
- Аперьян В.Е. Региональные инновационные кластеры с позиций современных тенденций развития // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 3. С. 4-12.
- Биккулов А.С., Бедарева В.В., Головатова Е.А., Марданов С.А., Михайлова Е.В., Феденева А.А., Яныкина Н.О. Мониторинг эффективности инновационной деятельности университетов России. М.: АО «РВК», 2016.
- Гешко О.А. Предпринимательская активность вузов Омского региона // Креативная экономика, 2018. Т. 12. С. 2035-2042.
- Гребенкин А.В., Иванова А.В. Бизнес-инкубирование в университете как ключевое условие формирования малого инновационного предпринимательства в регионе // Экономика региона, 2012. №3. С.47-56.
- Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 117-138.
- Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во ТУСУР, 2010.
- Карнаух И.В. Становление экономики знаний в России: проблемы и пути их решения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2019. Т. 21. № 1. С. 66-74.
- Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Издательский дом ВШЭ, 2011.
- Крот Я.С. Проблемы создания малых инновационных предприятий в университетской среде // Инновационное развитие экономики. 2017. № 3 (39). С. 22-28.
- Крохмаль Л.А. Трансформация моделей государственной поддержки высшего образования в контексте концепции экономической социодинамики // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. Т. 30. № 4-1. С. 133-137.
- Лабутина Н.В., Тютькова И.А., Логунова Н.Ю. Дуальная модель обучения в условиях взаимодействия с малым и средним бизнесом на примере пищевой и перерабатывающей промышленности АПК // Глобальный научный потенциал. 2018. № 12 (93). С. 84-87
- Ляпина С.Ю. Проблемы сотрудничества железных дорог и научных организаций // Мир транспорта. 2017. Т. 15. № 1. С. 242-247.
- Положихина М.А. Система образования в России с точки зрения формирования человеческого капитала // Экономические и социальные проблемы России. 2018. № 2 (38). С. 8-36.
- Черных А. Минобрнауки и РАН разделили ответственность // Коммерсантъ. 05.09.2018
- URL: https://www.kommersant.ru/doc/3732303 (дата обращения: 18.10.2018)
- Davey T., Meerman A., Galan Muros V., Orazbayeva B., Baaken T. The State of UniversityBusiness Cooperation in Europe. Final Report. Luxembourg: Publication Office of the European Union. 2018. URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/ /publication/1b03ee59-67a4-11e8-ab9c-01aa75ed71a1/language-en (дата обращения: 18.10.2018)
- Davey T., Orazbayeva B. Dual Study Programmes: An effective symbiosis of theory and practice. 2018. URL: https://www.ub-cooperation.eu/pdf/cases/W_Case_Study_Duales_Studium.pdf (дата обращения: 20.10.2018)
- Galan-Muros V., Davey T. The UBC Ecosystem: Putting Together a comprehensive Framework for University-Business Cooperation // Journal of Technology Transfer. 2017. URL: https:// link.springer.com/article/10.1007%2Fs10961-017-9562-3 (дата обращения: 20.10.2018)
- Kim Y., Kim W., Yang T. The effect of the triple helix system and habitat on regional entrepreneurship: Empirical evidence from the U.S. // Research Policy. 2012. No. 41. Pp. 154-166
- Pugh R., Lamine W., Jack S., Hamilton E. The entrepreneurial university and the region: what role for entrepreneurship departments? // European Planning Studies. 2018. Pp. 1835-1855. https://doi.org/10.1080/09654313.2018.1447551