Фармацевтическая отрасль в РФ: проблемы и перспективы развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются изменения российского фармацевтического рынка и рассматриваются перспективы и тенденции развития фармацевтической отрасли России. Цель работы состоит в выявлении основных направлений и проблем развития и функционирования фармацевтической отрасли РФ. За последние несколько лет государством была создана стратегия развития фармацевтики, которая способна вывести отрасль на новый уровень. Однако существующие проблемы и отсутствие комплексного подхода мешают выполнению данной задачи. На основе проведенного анализа автором дается перечень рекомендаций для повышения эффективности функционирования и решения основных проблем фармацевтической отрасли, особое внимание акцентировано на увеличении инвестиционного потенциала, усилении правовой базы отрасли, а также важности увеличения инновационного потенциала отрасли.

Полный текст

Введение В соответствии с указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 (майский указ) поставлены задачи развития экономики и здравоохранения. В частности, повышения продолжительности жизни до 80 лет, увеличения среднегодовых темпов роста ВВП до 4 % и роста объемов экспорта высокотехнологичной продукции в 4 раза. Отечественная фармацевтическая отрасль является ключевым элементом выполнения данного указа. Развитие фармацевтического рынка тесно связано с социальной сферой жизни общества и созданием условий для устойчивого повышения благосостояния нации, а также является необходимым условием становления России в качестве одного из лидеров на международном рынке высокотехнологичной продукции. Специфика данной работы состоит в том, что в настоящее время российская фармацевтическая отрасль полностью зависит от импорта: доля импортных препаратов составляет около 70 % в денежном выражении, а большинство тендеров на закупку медицинских препаратов для Министерства здравоохранения достается иностранным компаниям. Российская фармацевтическая промышленность является неконкурентоспособной и не может удовлетворить потребности рынка жизненно необходимыми лекарственными средствами (ЛС), в частности противотуберкулезными, антибиотиками и многими другими препаратами нового поколения. Такое положение дел не только ставит под угрозу национальную безопасность и суверенитет РФ в сфере лекарственного обеспечения граждан, но и может подорвать выполнение майских указов в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. Обзор литературы Рассматриваемая проблематика получила достаточно широкое освещение в исследовательской литературе (Romanova, 2017; Балашов, 2012; Нежникова, 2018). Основные тренды и показатели, структура российского рынка фармацевтической продукции, демонстрирующие характер проблем в сфере реализации и производства, рассмотрены в работах А.М. Заура (Заур, 2017), П.А. Костромина (Костромин, 2014), С.Н. Володина, Е.С. Зуевой (Володин, Зуева, 2017). Изучением влияния государственной политики в сфере импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке в рамках обеспечения экономической безопасности страны активно занимаются А.И. Данилов, С.А. Асриев, Е.В. Лаврова (Данилов, Асриев, Лаврова, 2017), Л.Л. Квачахия (Квачахия, 2017) и др. Отраслевой обзор фармацевтического рынка Современный рынок фармацевтической продукции представляет собой сложное многоуровневое полифункциональное образование со стабильно высокими темпами роста производства и продаж. С начала 2010-х гг. фармацевтический рынок непрерывно и стабильно рос. Его емкость за период с 2010 по 2018 г. увеличилась практически в 2 раза и составила 1,6 трлн руб. Положительная тенденция наблюдается и в производстве фармацевтической продукции. Если в 2010 г. на заводах фармацевтических компаний России производилось медицинской продукции на 144,48 млрд руб., то в 2017 г. объем производства достиг 219,408 млрд руб. За этот период среднегодовой рост производства фармацевтической продукции составил 17 %. В целом ежегодные темпы роста фармацевтической отрасли превосходят рост ВВП и промышленного производства (табл. 1). Таблица 1/Table 1 Основные показатели социально-экономического развития России и фармацевтической отрасли за период 2010-2017 гг., % к предыдущему году [The main indicators of the socio-economic development of Russia and the pharmaceutical industry for the period 2010-2017] Показатели Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ВВП 104,5 104,3 103,5 101,3 100,7 97,2 99,8 101,5 Промышленное производство 107,3 106 103,4 100,4 101,7 96,6 101,1 101,2 Фармацевтическая промышленность 134,1 117,4 118,2 107,8 106 125,4 118,9 108 Фармацевтический рынок 116 112 112 114 110,1 110,5 106,7 107,8 Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение России 2017». URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/social/ osn-12-2017.pdf (дата обращения: 05.09.2018). В начале 2018 г. наблюдается уверенный рост рынка фармацевтической продукции (рис. 1). С начала года емкость рынка выросла на 14,5 % и составил 248 млрд руб. накопленным итогом. Рост в феврале и марте составил 4 и 12 % соответственно. При этом, судя по динамике изменения емкости рынка, рост поддержали сезонные факторы. Отраслевой обзор фармацевтического рынка показал, что объем рынка за 2017 г. вырос на 8 % и составил 1629 млрд руб., тогда как в 2016 г. рынок вырос на 7 % и достиг 1344 млрд руб. Рис. 1. Емкость фармацевтического рынка России в 2016-2018 гг., млн руб. [Figure 1. Capacity of the Russian pharmaceutical market in 2016-2018] Источник: рассчитано и составлено автором по данным (Аналитическое..., 2018). Таким образом, фармацевтическая отрасль России растет бурными темпами с ежегодным развитием, превосходящими рост всей остальной экономики в целом. Однако с 2010 г. наблюдается тенденция к замедлению темпов роста фармацевтики. Причиной такой динамики следует считать экстенсивное расширение производства, ключевыми аспектами которого являются строительство новых заводов и локализация иностранного производства. В связи с насыщением внутреннего рынка ЛС происходит замедление развития, что в среднесрочной перспективе сделает невозможным дальнейший рост отрасли исключительно благодаря экстенсивным факторам. Учитывая современные реалии развития отечественной фармацевтики необходимо сфокусировать внимание выхода на новые сегменты рынка путем повышения экспортного потенциала отрасли и создания сильных конкурентных позиций на международном фармацевтическом рынке. Одним из ключевых условий повышения экспортного потенциала, а в последствии и создания конкурентных позиций на международном рынке, является выход отечественных фармацевтических компаний на рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Так, с мая 2017 г. действует единый рынок лекарственных средств ЕАЭС с переходным периодом до 2020 г. После окончания данного периода будут сняты все административные барьеры входа на рынок. Отечественные компании смогут реализовывать свою продукцию на всей территории ЕАЭС, что в долгосрочной перспективе создаст благоприятные условия для выхода российской фармацевтики на международный рынок высокотехнологической продукции. В настоящее время доля России в мировом экспорте высокотехнологической продукции составляет 0,2 %, в том числе: аэрокосмическая продукция - 0,6 %, химическая продукция - 0,6 % и фармацевтическая продукция - 0,4 % (FromVision…, 2016). Анализ основных направлений развития фармацевтической отрасли Фармацевтическая отрасль включает в себя различные сферы хозяйственной деятельности, которые принимают участие в производстве фармацевтических субстанций, оригинальных ЛС и их аналогов, биологически активных добавок и доведения их до конечного потребителя. За последние годы в фармацевтической промышленности произошли следующие структурные изменения: уменьшилась зависимость производства от импортной субстанции и продолжилась переориентация производства на дженерики (табл. 2). Таблица 2/Table 2 Динамика производства фармацевтической продукции по укрепленным группам [Dynamics of production of pharmaceutical products by fortified groups] Производимая продукция 2015 2017 Субстанции (позволяют обеспечивать ресурсами процесс производства), тыс. т Около 20 Около 28 Оригинальные ЛС, % 37,4 32,1 Дженерики, % 53,9 60,4 Биологически активные добавки (БАД), % 6,3 6,1 Источник: рассчитано и составлено автором по данным (Аналитическое..., 2018). Дженерики (генерики) - лекарственные средства, идентичные оригинальным по составу и терапевтическим свойствам, но не имеющие патентной защиты и названия оригинального препарата. В производстве дженериков, как и в любом экономическом явлении, присутствуют как достоинства, так и недостатки. Основным положительным аспектом производства дженериков является более низкая цена реализации, благодаря чему пациенты с низким уровнем дохода могут приобрести высокоэффективные препараты нового поколения. Тренд на производство дженериков позволил заменить дорогостоящие импортные ЛС более дешевыми отечественными аналогами. Однако вследствие недоверия потребителей к данной группе товаров пациенты со средним и высоким уровнем дохода ориентируются на оригинальные ЛС. К основному недостатку производства дженериков можно отнести тот факт, что дженерики не являются инновационной продукцией, предназначенной для государственного и коммерческого использования. Воспроизводство «чужих» лекарств - фактор экстенсивного развития отрасли. Компании производят уже готовые препараты, не инвестируя средства ни в разработку новых ЛС, ни в их клинические испытания, ни на лицензионные сборы, в результате чего уменьшается инновационная активность предприятий. Данная проблема усугубляется сложностью получения финансирования на разработку новых ЛС: основным источником финансирования инноваций в российской промышленности являются собственные средства (рис. 2). Исходя из этого, производители ЛС теряют потенциальные возможности производства широкого ассортимента новых продуктов и услуг, рвутся инновационные цепочки: вместо генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей компании воспроизводят «чужие» лекарства. Рис. 2. Источники финансирования инновационной деятельности предприятия [Figure 2. Sources of financing of innovative activity of the enterprise] Источник: составлено автором по данным (Pharma 2020...). Согласно данным аналитического агентства DSM Group, в начале 2018 г. сохранилась тенденция к сокращению оригинальных препаратов на рынке ЛС и увеличению доли дженериков, которая выросла на 0,1 % в денежном выражении за 3 месяца 2018 г. и составила 85,7 % рынка в натуральном и 65,1 % в стоимостном выражении (Аналитическое..., 2018). Российский рынок ЛС является дисбалансированным - дженерики занимают подавляющую часть рынка, однако этот дисбаланс является прямым отражением уровня жизни россиян и состояния здравоохранения. Роль программы ФАРМА 2020 в развитии фармацевтической отрасли Развитие и формирование рынка фармацевтической продукции являются частью государственной политики развитых и развивающихся стран. В последние годы Правительство РФ уделяет большое внимание развитию и функционированию отечественной фармацевтической отрасли, вследствие чего была создана стратегия развития фармацевтики. Основополагающим документом, регламентирующим государственную политику в фармацевтической отрасли РФ, является государственная программа ФАРМА 2020 «Стратегия развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»1. Программа ФАРМА 2020 Министерства промышленности и торговли РФ стала мощнейшим стимулом для отечественной фармацевтической промышленности. За последние 7 лет существенно выросла доля фармацевтических компаний, ориентированных на технологические инновации (табл. 3), часть фармацевтических предприятий переключились на создание инновационных препаратов и отечественных субстанций, появились потенциально более инновационно-направленные предприятия, а действующие предприятия усилили дифференциацию производственного процесса, благодаря чему уменьшились производственные риски и увеличилась быстрота реализации нововведений на практике. Так, отечественная компания АО «Биохимик» в 2018 г. открыла в Мордовии первый в России завод по производству полного цикла новейших антибиотиков. Компания «Фармасинтез» в г. Тюмень начала выпуск 30 видов гормональных ЛС нового поколения с инвестициями 3,5 млрд руб. Всего за время действия программы было построено 35 новых заводов и поддержано более 400 проектов по созданию новых ЛС, из которых более 100 находится на стадии клинических испытаний. Итоги программы ФАРМА 2020 [Results of the program PHARMA 2020] Таблица 3/Table 3 Индикатор Год 2011 (начало действия программы ФАРМА 2020) 2017 Доля отечественных ЛС на рынке, % 26,80 31,7 Количество фирм-производителей 989 1007 Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, % 21 около 40 Объем экспорта ЛС, млрд руб. 10 250 Объем рынка фармацевтической продукции, млрд руб. 824 1629 Доля фармацевтической отрасли в ВВП, % 0,32 около 0,4 Источник: составлено автором по данным государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 гг. и аналитического агентства DSM Group. URL: http://dsm.ru/ (дата обращения: 15.09.2018). На общем фоне выделяются успехи Правительства РФ по уменьшению зависимости отечественной фармацевтики от иностранного фактора. За период с 2013 по 2018 г. российские производители значительно укрепили свои позиции на рынке, увеличив долю отечественных ЛС на 8 % в стоимостном и на 1,9 % в натуральном выражении. Однако говорить об избавлении от импортной зависимости еще рано. Данный рост происходит не столько благодаря развитию отечественной промышленности, сколько по причине локализации иностранных производителей в России. 1 Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 гг. URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/ MinProm_02.06.14.pdf (дата обращения: 10.09.2018). В результате успешного выполнения основной части программы ФАРМА 2020 фармацевтическая промышленность перешла на новый инновационный этап развития, однако осталось большое количество нерешенных проблем. Анализ современного состояния фармацевтической отрасли позволяет выявить следующие проблемы: · высокую долю фальсифицированных лекарственных средств на отечественном фармацевтическом рынке, которая, по мнению некоторых экспертов, достигает 10 % (Александр, 2018); · продвижение биологически активных добавок (БАД) под видом лекарственных препаратов недобросовестными участниками фармацевтического рынка ввиду слабой правовой регулируемости оборота БАД; · зависимость российской фармацевтической промышленности от импортных субстанций; · недостаточность инвестиционной активности отечественных компаний; · отсутствие кооперации государства и частного бизнеса через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП); · отсутствие прозрачного и стабильного регулирования в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность; · неспособность удовлетворить потребности рынка ЛС вследствие неконкурентоспособности отечественных фармацевтических компаний; · отсутствие правовой базы для продажи ЛС через интернет. Характерной особенностью российской фармацевтической отрасли является высокая доля иностранных препаратов в общей структуре рынка. По итогам 2017 г. ЛС зарубежного производства занимали 70 % рынка в стоимостном объеме и 38 % в натуральном выражении. Стоит отметить, что данное структурное расхождение между стоимостным и натуральным объемом объясняется особенностью производства отечественных ЛС, которое в основном сосредоточено на производстве дешевых дженериков и жизненно необходимых препаратов. В 2018 г. Правительство РФ досрочно приостановило действие программы ФАРМА 2020, поскольку в отрасли накопилось большое количество нерешенных проблем, отсутствовал переход значительной части предприятий на инновационный пусть развития, требовалось скорректировать основные цели программы и сфокусировать внимание на создании новых стимулов роста. При этом в июле текущего года Правительству РФ будет представлена программа ФАРМА 2030 «Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2030 года». Главными задачами программы ФАРМА 2030 будут развитие производства собственной субстанции (сырья для производства), увеличение экспортного, инновационного и инвестиционного потенциала отрасли с целью создания конкурентоспособной фармацевтической промышленности. Для достижения данных задач и решения современных проблем отрасли в новой редакции программы предполагается применение комплексного подхода, т.к. фармацевтическая отрасль не может развиваться исключительно благодаря поддержке государства, необходим диалог между государством и бизнесом. Этот диалог будет способствовать адаптации экономики к изменению спроса и предложения, тем самым создавая условия не только для развития фармацевтической отрасли, но всей экономики в целом. По итогам анализа текущего состояния фармацевтической отрасли, учитывая потребность решения вышеперечисленных проблем, необходимыми факторами эффективного развития фармацевтической промышленности должны стать следующие предложения. Во-первых, следует сфокусировать внимание на увеличении инвестиционной активности предприятий путем активного внедрения специнвестконтрактов (СПИК - это соглашение между инвестором и Российской Федерацией, в котором инвестор обязуется наладить производство, а государство предоставить меры поддержки) и привлечения инвестиций через механизм государственно-частного партнерства. Переориентация на данные модели привлечения инвестиций позволит ускорить появление новых инновационных ЛС и создать конкурентные преимущества фармацевтических компаний на отечественном и международном рынках. Во-вторых, необходима более плотная кооперация национальных отраслевых объединенных структур между собой и государством с целью формирования комплексного подхода развития отрасли. Данная кооперация в первую очередь должна быть направлена на увязку государственной программы развития отрасли с маркетинговыми программами бизнеса по продвижению ЛС в розничных сетях. Такое взаимодействие позволит популяризировать отечественные ЛС, что в дальнейшем увеличит их долю на рынке путем вытеснения импортных препаратов и устранит угрозу национальной безопасности и суверенитета РФ в сфере лекарственного обеспечения граждан. В-третьих, применение на уровне федеральных законов ряда нормативных актов, направленных на создание правовой базы продажи ЛС через интернет и ужесточение законодательной базы в сфере реализации БАД. Данные законодательные акты помогут устранить недобросовестную конкуренцию на фармацевтическом рынке и создать легальные возможности продвижения ЛС через интернет-магазины. В-четвертых, нужно создать правовые условия для устойчивого функционирования системы защиты прав на интеллектуальную собственность. В России, в отличие от мировой практики, во время судебного процесса не приостанавливается обращение на рынке спорного препарата. Следует увеличить компенсации упущенной выгоды в случае выигрыша дела в суде, и ввести практику мгновенного вывода из обращения спорного препарата. Данные изменения позволят иностранным фармацевтическим компаниям осуществлять трансфер технологий, а инновационным компаниям и дальше появляться в России. В-пятых, необходимо ужесточить контроль за производством и распространением ЛС с целью недопущения появления на рынке фальсифицированных лекарств. В настоящее время Правительство РФ обсуждает введение дополнительных мер по контролю за оборотом ЛС, однако предложенные меры являются достаточно разрозненными и не носят комплексного характера. Следует создать единую концепцию документов, регламентирующих движение ЛС, исключив саму возможность появления на прилавках фальсифицированных препаратов. Заключение Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. 1. В современных условиях развитие фармацевтической отрасли является одним их ключевых условий роста экономики и экспорта высокотехнологичной продукции, а также перехода отечественной промышленности на инновационную модель развития. В настоящее время наблюдается положительная тенденция увеличения инновационных предприятий в отрасли. 2. Бурное развитие фармацевтического производства стало возможным благодаря выполнению основных целевых показателей госпрограммы ФАРМА 2020. 3. Необходимо повышать инновационный потенциал отрасли путем создания прозрачного и стабильного регулирования прав на интеллектуальную собственность, тем самым осуществляя трансфер технологий и локализацию производства. 4. Создание комплексного подхода развития отрасли позволит улучшать качество выпускаемой продукции для удовлетворения потребностей национального рынка ЛС и повышения конкурентоспособности на международных рынках.

×

Об авторах

Екатерина Владимировна Нежникова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: katnej@mail.ru

доктор экономических наук, доцент

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Максим Владимирович Максимчук

Российский университет дружбы народов

Email: 1032176158@pfur.ru

магистрант кафедры национальной экономики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Александр Л. Фармотрасли нужны гормоны роста // Эксперт. 2018. № 21 (1075). С. 39-41. Аналитическое агентство DSM Group. URL: http://dsm.ru/ (дата обращения: 05.09.2018).
  2. Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли:теория и методология. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 161 c.
  3. Володин С.Н., Зуева Е.С. Российская фармацевтическая отрасль: инвестиционная привлекательность, риски и перспективы развития // Управленческий учет и финансы. 2017. № 2. С. 96-107.
  4. Данилов А.И., Асриев С.А., Лаврова Е.В. Программа импортозамещения в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017. № 4. С. 114-120.
  5. Заур А.М. Тенденции и перспективы российской фармацевтической отрасли и применимость мирового опыта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. № 4. С. 772-780.
  6. Квачахия Л.Л. Политика импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке // Иннов. 2017. № 4 (33). С. 31-40.
  7. Костромин П.А. Развитие фармацевтических предприятий: методология, инструменты, эффективность // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 151-154.
  8. Нежникова Е.В. Теоретические и практические аспекты планирования конкурентоспособности и качества продукции организаций в рыночной среде // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (90-2).
  9. Pharma 2020: From Vision to Decision. URL: http://www.pwc.com/gx/en/pharma-life-sciences/ pharma2020/assets/pwc-pharma-success-strategies.pdf (дата обращения: 07.09.2018).
  10. Romanova. S.A. Pharmaceutical industry for 9 months 2017 // Remedium. 2017. No. 11-12. Pp. 52-56.

© Нежникова Е.В., Максимчук М.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах