СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВИРУЮЩЕЙ СРЕДЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследована роль мотивирующей среды, основанной на значимости человеческого и интеллектуального капитала, которая выступает в качестве инструмента повышения эффективности инновационного процесса организации. Представлены методология и результаты анкетирования представителей российского среднего и крупного бизнеса в контексте оценки степени инновационности и особенностей реализации элементов мотивирующей среды. Сделаны выводы, согласно которым корпоративная культура, ориентированная на инновации, строится на принципе поощрения внутренней конкуренции и самостоятельного планирования; творческий потенциал реализуется в контексте отбора сотрудников по уровню их предпринимательских способностей и предприимчивости; инновационная инфраструктура формируется на основе активной обратной связи; атмосфера мотивов и стимулов к инновациям поддерживается методами материальной мотивации.

Полный текст

ВведениеНа сегодняшний день в условиях высокого уровня конкуренции между пред- приятиями реализация инноваций является жизненно необходимым фактором для максимизации прибыли и достижения лидирующей позиции на рынке.Работы многих зарубежных и российских специалистов посвящены изучению инновационного процесса, его места и способов реализации в контексте страте- гического развития компании. Так, экономисты R. Rothwell, M. Dodgson [9] в своих исследованиях изучали эволюцию моделей инновационного процесса на основе внешних и внутренних условий текущего положения компании. P. Trott [10] исследовал инновационный процесс с позиции взаимодействия внешних и внутренних стейкхолдеров компании. В трудах R.G. Cooper [1] основной акцент90Саяпин А.В. Совершенствование инновационного процесса предприятия путем формирования...делается на важность постоянного отбора и фильтрации предлагаемых идей в контексте инновационной деятельности организации. Только специалистом P. Senge [13] была предпринята попытка изучить инновационный процесс с точки зрения управления знаниями на основе непрерывного обучения.Тем не менее степени влияния человеческого и интеллектуального капитала, являющегося, по мнению автора, ключевым показателем для эффективного по- строения и управления инновационным процессом, уделялось недостаточно вни- мания. Таким образом, целью исследования является поиск и оценка наиболее эффективных и распространенных инструментов повышения человеческого и интеллектуального капитала в инновационно-ориентированных российских ком- паниях среднего и крупного бизнеса.Роль человеческого и интеллектуального капитала в инновационном процессе организацииЧеловеческий и интеллектуальный капитал организации оказывает прямое воздействие на повышение вовлеченности сотрудников в процесс генерирования и реализации инновационных идей, составляющих сущность эффективного ин- новационного процесса компании. В общем смысле он представляет собой со- вокупность технологических компетенций для освоения заимствованных техно- логий и решений, присутствие системы эффективного управления знаниями, наличие компетенций в сфере коммерциализации и предпринимательских спо- собностей сотрудников, гибкость и готовность персонала к внедрению изменений в процессы и организационные структуры компании, а также наличие сопутству- ющих факторов (морально-психологический климат, условия взаимодействия с партнерами) [6].Cовременные модели создания и распространения инноваций, такие, напри- мер, как модель открытых инноваций [14] или трансфер технологий [7] предпо- лагают наличие в компании подготовленного персонала, способного взаимодей- ствовать с внешними источниками знаний, создавать и выявлять их внутри ком- пании.Таким образом, создание любой инновационной идеи напрямую связано с человеческим фактором: недооценка человеческого и интеллектуального капи- тала в контексте его долгосрочного потенциала является серьезным упущением организации в обретении успеха в будущем.Структура мотивирующей среды как инструмента совершенствования инновационного процессаПо мнению автора, одним из наиболее действенных инструментов учета че- ловеческого и интеллектуального капитала в контексте повышения эффектив- ности инновационного процесса организации является формирование и развитие мотивирующей среды, состоящей из следующих аспектов (рис.):корпоративной культуры, ориентированной на инновации (главный прин- цип которой - отношение к каждому сотруднику как к создателю будущей цен- ности для компании);мотивов и стимулов к инновациям (заключающихся в создании атмосферы обмена знаниями и опытом, а также поощрения инициативности);91Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 4творческого потенциала компании (эквивалентного формированию стра- тегии действий по развитию творческих способностей у персонала);инновационной инфраструктуры (представляющей функционирование организационной структуры компании на основе принципа открытой коммуни- кационной системы и активной обратной связи).Атмосфера мотивови стимулов к инновациямИнновационная инфраструктураЭнтузиазмДовериеГотовностьПоддержка и поощрениеОценка-7 МотивацияКорпоративная культура, ориентированная на инновацииВовлеченный персонал-7 ВзаимодействиеОргструктура инновацийX � ПричастностьСовместное принятиерешений-7 АдаптацияТворческий потенциалЧеловеческийи интеллектуальный капиталОбучениеИзучение возможностейНовый деловой опыт-7 РазвитиеРис. Структура мотивирующей среды компании, ориентированной на инновацииИсточник: составлено автором на основе [3; 5].Все эти аспекты являются элементами особой мотивирующей среды, присут- ствие которой, по предположению автора, в той или иной степени обязательно у инновационно-ориентированных и успешных компаний.Эмпирическое исследование реализации инновационного процесса в российских компанияхДля выявления наличия и особенностей действия мотивирующей среды в рос- сийских инновационно-ориентированных компаниях автором было проведено эмпирическое исследование на основе анкетирования представителей россий- ского среднего и крупного бизнеса, в том числе с целью анализа текущих условий и определения основных мер по повышению уровня вовлеченности сотрудников в инновационный процесс развития компании.Анкета включала в себя вопросы по характеристике уровня бизнеса респон- дента (отрасль бизнеса, возраст компании, численность персонала, размер вы-92Саяпин А.В. Совершенствование инновационного процесса предприятия путем формирования...ручки), вопросы по субъективной оценке респондентом степени инновацион- ности его компании и роли стейкхолдеров в процессе реализации инновационных идей, а также вопросы, непосредственно касающиеся мотивирующей среды и ее основных аспектов.Варианты ответов респондентов по степени инновационности компанииТаблицаКак Вы оцениваете степень инновационности создаваемых Вашим предприятием продуктов по условной десятибалльной шкале, где 1 - продукты и технологии, внедренные 30 лет назад, а 10 - продукты и технологии, которые будут использоваться в мире в ближайшие пять летВариант ответа, балл12345678910Количество респондентов, выбрав- ших данный вариант ответа0010158320Источник: составлено автором на основе полученных в анкетировании данных.Профиль респондентов представляет собой следующее: это мужчины / жен- щины, топ-менеджеры (генеральные директора, директора по развитию) россий- ских компаний среднего и крупного бизнеса (с численностью персонала более 100 человек и размером выручки от реализации товаров, работ, услуг не менее 1 млрд руб. в год) [12] в различных отраслях.Выборка исследования была рассчитана по следующей формуле [11]:n = N ⋅tг2 ⋅σ2,гN ⋅ e2 + t 2 ⋅σ2ггде N - объем генеральной совокупности (число компаний секторов среднего и крупно- го бизнеса в России, всего 57392); t - безразмерная величина, определяемая уровнем надежности (заданной вероятностью P) того, что отклонение выборочной средней не превзойдет по абсолютной величине предельной ошибки выборки e2; величина t прини- мается в зависимости от заданной вероятности P и равняется 2 при вероятности P = 0,954; e2 - предельная ошибка выборки (допустимая абсолютная величина отклонения выбо- рочной средней от генеральной средней). Она будет составлять 25% выборочной средней. Предельная ошибка выборки является ошибкой репрезентативности (представительно- сти) выборки и показывает предел, который не превосходит действительная ошибка вы- борки; σ2 - дисперсия генеральной совокупности, рассчитываемая как среднее арифме- тическое квадратов отклонений отдельных элементов генеральной совокупности от их средней арифметической.Дисперсия генеральной совокупности (т.е. разброс вариантов ответа респон- дента) рассчитывается на основе проведения пилотного опроса с 20 респонден- тами следующим образом:n∑(xi - x )2σ2 = i =1 ,г n′где xi - субъективная самооценка степени инновационности компании на основе ответов 20 респондентов (см. табл.); x - среднее арифметическое значение степени инновацион-93Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 4ности компании на основе ответов 20 респондентов, x = 2; n′ - количество ответов в ключевом вопросе, n′ = 10.Таким образом, значение дисперсии представляет собой следующее:n∑(xi - x )2σ2 = i =1= 5,9.г n′Тогда необходимое значение выборки для получения объективных и репре- зентативных результатов будет представлять следующее:гN ⋅t 2 ⋅σ2n =гN ⋅ e2 + t 2 ⋅σ257392 ⋅ 22 ⋅5,9= ≈ 375.57392⋅ 0,252 + 22 ⋅5,9Таким образом, для получения объективных данных по первому этапу иссле- дования необходимо, чтобы в анкетировании приняло участие 375 респондентов.Влияние элементов мотивирующей среды на инновационный процесс в российских компанияхВ ходе проведенного эмпирического исследования автором были получены следующие результаты.В первую очередь необходимо отметить, что большинство респондентов от- носится к сектору среднего бизнеса, в основном в отрасли обрабатывающей про- мышленности, ведущих свою деятельность в среднем около 10 лет на рынке.В контексте субъективной оценки инновационности основным инициатором инноваций чаще всего выступают представители топ-менеджмента. Необходи- мыми условиями для инноваций являются поддержка руководства, правильная система мотивации и заинтересованность персонала, творческий подход, а также возможность расширения полномочий менеджеров среднего звена.В рамках аспекта мотивов и стимулов основными материальными стимулами к созданию инноваций является система премирования, выплаты бонусов и пре- доставления льгот, а также проведение корпоративных мероприятий. Главными же нематериальными стимулами, по мнению респондентов, являются повышение уровня доверия через расширение полномочий менеджеров среднего звена и спе- циалистов, а также общественное признание заслуг на внутрикорпоративном уровне. Также было отмечено, что даже если предложенная сотрудником идея не подходит стратегии компании на данный момент, его инициатива все равно будет поощрена.Исследование показало, что уровень творческого потенциала важен для ин- новационной деятельности средних и крупных предприятий. В основном ком- пании активно используют предпринимательские способности своих сотрудни- ков, при приеме на работу обязательно оценивают навыки и способности персо- нала, обращая особое внимание на инициативность, нацеленность на результат, харизму и профессионализм.94Саяпин А.В. Совершенствование инновационного процесса предприятия путем формирования...Особенностями корпоративной культуры компаний российского среднего и крупного бизнеса является активное поощрение принятия ответственности за риск, а также конкуренции внутри компании. Ключевым принципом гибкости и индивидуального подхода к персоналу является навык самоорганизации со- трудников - возможность самостоятельно планировать порядок и процесс ре- шения задачи в рамках отведенного времени и имеющихся ресурсов.В контексте инновационной инфраструктуры основными способами донесе- ния сотрудниками идеи до руководства является устное обращение, часто пред- ставленное в презентации. Частота предложений сотрудниками стоящих идей, обладающих высоким потенциалом, составляет примерно один раз в 3-6 месяцев. Респондентами было отмечено, что обмен идеями внутри персонала происходит регулярно, и этот процесс скорее помогает деятельности компании в целом.Что касается характеристики компаний-респондентов в рамках динамики их развития, то большинство из них демонстрировали довольно устойчивые темпы роста (на основе динамики размера выручки) за последние пять лет, лишь за по- следний год у многих компаний наблюдался спад развития (приблизительно на 6-10%). Основные цели бизнеса касаются в первую очередь повышения эффек- тивности организации и мотивации персонала (обучение через программы по- вышения квалификации, изменение системы тестирования; рост эффективности компании в целом через повышение ответственности сотрудников за результаты деятельности). Соответственно, наиболее сильным источником проблем боль- шинство респондентов считает систему коммуникаций внутри персонала (на- пример, решить проблему чрезмерной бюрократизации возможно путем внедре- ния более четких стандартов и упразднения некоторых организационных струк- тур в компании; трудности в управлении и повышении мотивации сотрудников возможно разрешить путем разработки более эффективных мер по стимулиро- ванию деятельности персонала).Итак, основные элементы мотивирующей среды, необходимой для эффектив- ного инновационного процесса организации, присутствует почти у половины компаний-респондентов, участвовавших в анкетировании и подтверждающих принцип инновационной ориентированности в своей деятельности.Корпоративная культура, ориентированная на инновации, формируется ре- спондентами при помощи стимулирования конкуренции внутри персонала, а также наделения дополнительными полномочиями персонала в контексте само- стоятельного планирования рабочего времени.Творческий потенциал как элемент мотивирующей среды реализуется на ос- нове выявления у сотрудников навыков инициативности, предприимчивости и склонности к предпринимательской деятельности.Инновационная инфраструктура строится на основе активной обратной свя- зи и возможности для каждого сотрудника донести идею до руководства.Наконец, элемент мотивирующей среды, представляющей атмосферу мотивов и стимулов к инновациям, реализуется в первую очередь на основе системы ма- териального поощрения и премирования. Повышение уровня доверия внутри персонала является наиболее распространенным нематериальным стимулом.95Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 4Таким образом, по мнению автора и на основе полученных результатов ис- следования, формирование вышепредставленной мотивирующей среды способ- ствует максимизации прибыли и повышению эффективности деятельности ком- пании в целом.
×

Об авторах

Александр Валентинович Саяпин

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский проспект, д. 49, Москва, Россия, 125468

Список литературы

  1. Cooper R.G. Winning at new products. Accelerating the process from idea to launch. Cambridge (MA): Perseus Publishing, 2001.
  2. Hu J.L., Hsu Y.H. The more interactive, the more innovative? A case study of South Korean cellular phone manufacturers // Technovation. Vol. 28. 2008. P. 75-87.
  3. Karniouchina E.V., Victorino L., Verma R. Product and service innovation: ideas for future cross- disciplinary research // Journal of Product Innovation Management. Vol. 23. 2006. P. 274-280.
  4. Kline S.J., Rosenberg N. An overview of innovation // The positive sum strategy: Harnessing technology for economic growth / edited by R. Landau and N. Rosenberg. Washington: National Academy Press, 1986.
  5. Nerkar A., Roberts P.W. Technological and product-market experience and the success of new product introductions in the pharmaceutical industry // Strategic Management Journal. Vol. 25 (1). 2004. P. 779-799.
  6. Organ D.W. Organizational Citizenship behavior: The good soldier syndrome. Lexington, MA: Lexington Books, 1988. P. 8.
  7. Rose G.M., Shoham A., Neill S., Ruvio A. Manufacturer perceptions of the consequences of task and emotional conflict within domestic channels of distribution // Journal of Business Research 60, 2007. P. 296-304.
  8. Rothwell R. Towards the Fifth-generation Innovation Process // International Marketing Review.Vol. 11. No. 1. 1994. P. 7-31.
  9. Rothwell R., Dodgson M. The Handbook of Industrial Innovation. Edward Elgar Pub, 1996.480 p.
  10. Trott P. Innovation Management and New Product Development, 3rd ed. New York, Pearson Education Limited, 2005.
  11. Горяинова Е.Р., Панков А.Р., Платонов Е.Н. Прикладные методы анализа статистических данных. М.: Высшая школа экономики (государственный университет), 2012. 312 с.
  12. Коготов В.В. Критерии идентификации крупных предприятий в национальной экономике // Экономический журнал. 2011. № 23. С. 91-102. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/kriterii-identifikatsii-krupnyh-predpriyatiy-v-natsionalnoy-ekonomike (дата обращения 10.08.2016).
  13. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  14. Чecборо Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. М.: Поколение, 2007. 240 с.

© Саяпин А.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах