Indonesia’s foreign trade: the status quo and development prospects of the Asian Tiger
- Authors: Pinchuk V.N.1, Pershin D.V.1
-
Affiliations:
- RUDN University
- Issue: Vol 33, No 2 (2025): ASIAN AND AFRICAN COUNTRIES IN A MULTIPOLAR WORLD
- Pages: 151-171
- Section: INTERNATIONAL TRADE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/45436
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2329-2025-33-2-151-171
- EDN: https://elibrary.ru/DRAYTZ
- ID: 45436
Cite item
Full Text
Abstract
Foreign trade is one of the key areas of cooperation between the countries of the modern world. Assessing the current state of foreign trade seems to be as trivial as it is a complex task due to the integration of foreign trade into all other economic processes. Indonesia’s foreign trade is an extremely interesting subject of research due to the fact that Indonesia is one of the recognized economic leaders of Southeast Asia and, perhaps, a kind of “gateway to Asia” for competitive products from other regions of the world. An analysis of the trends and problems of the development of Indonesia’s foreign trade indicates that they are conditioned by the general state of the country’s economy. The prospects for further improvement of the structure and effectiveness of Indonesia’s foreign trade directly depend on the quality of the country’s national development strategy implementation. The purpose of the study is to identify the dynamics, structure and geography of Indonesia’s foreign trade and to determine its role and place among the ASEAN countries. Such research methods as analysis and synthesis, abstraction and transition from the abstract to the concrete, construction of analogies, statistical and comparative historical were used. As a result of the research conducted by the authors, it was found that the problems that are present in the field of Indonesia’s foreign trade are complex and interrelated. It has been established that the structure of Indonesia’s foreign trade is directly interrelated with the country’s integration into global value chains, models of economic development and socio-economic indicators, etc.
Full Text
Введение Индонезия - страна, состоящая из более чем 18 тысяч островов, из которых населены только около 6 тысяч, охватывающая три часовых пояса, простирающаяся примерно на 3200 миль с Востока на Запад, что является для индонезийской экономики значительной проблемой с точки зрения построения и обслуживания наземной инфраструктуры, ведения хозяйства и участия в международных экономических отношениях, главным из которых является международный обмен товарами и услугами. Экономика Индонезии входит в ТОР-20 по уровню ВВП в текущих долларах (1,37 трлн долл. в 2023 г. по данным Всемирного Банка), население страны составляет 281,2 млн человек (четвертое место после Индии, Китая и США по данному показателю в 2023 г.), страна занимает 28-е место в ТОР-30 мировых экспортеров товаров в 2023 г., по данным ВТО (объем товарного экспорта 259 млрд долл., доля в мировом экспорте товаров 1,1 %), 30-е место по импорту товаров (222 млрд долл., 0,9 %); однако, к сожалению, показатели участия страны в мировой торговле коммерческими услугами менее впечатляющие: Индонезия не представлена ни в ТОР-30 мировых экспортеров коммерческих услуг за 2023 г., ни в ТОР-30 импортеров. Приведенные данные очень важны для понимания роли и места страны в международном обмене товарами и услугами как с точки зрения оценки экономического потенциала и возможностей, так и тех «пробелов», которые наблюдаются в ее экономическом развитии и участии в системе международных экономических отношений. Актуальность исследования обосновывается тем, что экономика Индонезии представляет значительный инвестиционный, производственный и торговый интерес со стороны транснационального бизнеса и других субъектов мирового хозяйства. Геополитическое и геоэкономическое положение страны является ее конкурентным преимуществом как для осуществления внешнеэкономической экспансии, обеспечения и развития зарубежных экономических интересов, так и для развития потенциала самой страны и ее национальной экономики. Цель исследования состоит в выявлении особенностей внешней торговли Индонезии, ее динамики, структуры, географии, а также определении роли и места Индонезии в АСЕАН. Методы и материалы Методы, примененные в данном исследовании: индукция, дедукция, ретроспектива и системный анализ - позволили достаточно детализировано рассмотреть внешнюю торговлю Индонезии, выявить ее характерные особенности. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 153 Pinchik V.N., Pershin D.V. 2025. RUDN Journal of Economics, 33(2), 151-171 image Экономика Индонезии и участие страны в международных экономических отношениях достаточно подробно исследованы в работах советских и российских ученых, среди которых: Н.В. Андреева (Андреева, 2006), В.Я. Архипов (Архипов, 1971), Д.Е. Астафьева (Астафьева, 2020), Д.В. Беклешов (Беклешов, 1956), И.А. Воробьева с коллегами (Воробьева и др., 2021), А.М. Грибанова (Грибанова, 2022), Н.С. Куклин (Куклин, 2023), Л.Ф. Пахомова (Пахомова, 1966), Ю.А. Плеханов (Плеханов, 1985), А.В. Попов (Попов, 2019), И.О. Фаризов (Фаризов, 1964). В ходе исследования выявлено, что в рамках российской экономической науки наблюдается колоссальный дефицит работ, посвященных изучению экономики Индонезии. Несмотря на наличие большого числа диссертаций, защищенных по темам, сопряженным с особенностями индонезийской экономики и участием страны в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях, работ фундаментального порядка, монографий, очень и очень мало. Среди зарубежных авторов, чьи исследования посвящены особенностям социально-экономического развития Индонезии и ее участию в мировом хозяйстве и системе международных экономических отношений, можно выделить следующих ученых: N. Aprilia, W. Subroto, N. Sakti (Aprilia, Subroto, Sakti, 2025), C. Irawan, B. Sasongko, M. Mukhlis, D. Yanto, M. Wulandari (Irawan et al., 2022), A. Kurniawan, K. Lutfi (Kurniawan, Lutfi, 2023), F. Mulyani, A. Frian, T. Abdullah (Mulyani, Frian, Abdullah, 2024). Текущее состояние внешней торговли Индонезии Международная торговля товарами в последние четыре десятилетия характеризуется опережающим ростом объемов в сравнении с ростом объемов их производства, а также увеличением доли готовой продукции в совокупном товарообороте. Так, в период 1980-2023 гг. мировой ВВП увеличился в текущих ценах в 9,2 раза (с 11,5 до 105,4 трлн долл.), тогда как мировой экспорт товаров - в 12,1 раза (с 2,0 до 23,9 трлн долл.). Доля ресурсов (топлива и прочей продукции добывающей промышленности) в мировом экспорте снизилась в указанный период с 27,5 до 19,9 % совокупных поставок (рост с 0,6 до 5,0 трлн долл.). Размер экспортной квоты (отношения стоимости экспорта к размеру ВВП) в мире возрос в 1980-2023 г. с 17,2 до 22,7 %1, 2. В сравнении с приведенными мировыми тенденциями производства и экспорта товаров показатели Индонезии говорят о положительных переменах в национальной экономике в долгосрочном измерении. Так, размер ВВП Индонезии за период 1980-2023 гг. возрос в 18,9 раза (с 72,5 до 1 371,2 млрд долл.), экспорт товаров - в 11,8 раза (с 21,9 до 258,9 млрд долл.), тогда как доля сырье- image 1 International trade statistics. WTO. URL: https://stats.wto.org/ (дата обращения: 19.09.2024). 2 World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank.worldbank.org/source/ world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). 154 INTERNATIONAL TRADE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION Пинчук В.Н., Першин Д.В. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2025. Т. 33. № 2. С. 151-171 image вых товаров в экспорте снизилась с 75,8 до 32,8 % (рост с 16,6 до 95,7 млрд долл.). Одновременно размер экспортной квоты снизился с 30,2 % в 1980 г. до 18,9 в 2023 г.3, 4. В 1980-2023 гг. среднегодовые темпы прироста в Индонезии составили: ВВП - 6,9 % (в среднем по миру - 5,2 %), поставок за рубеж - 5,77 % (в среднем по миру - 5,83 %). Заметный спад, превышающий 10 % годовых, для ВВП отмечается только в 1983 г. (-10,1 %) и 1998 г. (-55,8 %). Экономический спад 1983 г. был связан с кризисом перепроизводства нефти вследствие сильного сокращения спроса на данный энергоноситель, в 1998 г. - с Азиатским финансовоэкономическим кризисом. Аналогичные размеры сокращения экспортных поставок были зафиксированы в 1985 г. (-15,1 %), 1986 г. (-13,5 %), 1998 г. (-10,5 %), 2001 г. (-12,3 %), 2009 г. (-14,3 %), 2015 г. (-14,7 %) и 2023 г. (-11,3 %). Приведенные показатели свидетельствует о высокой устойчивости экономической модели Индонезии. «Среди наиболее крупных развивающихся стран по среднегодовым макроэкономическим показателям за 2008-2018 гг. Индонезия заняла 3-е место по среднегодовым темпам прироста ВВП на душу населения (после Китая и Индии) и 1-е - по их стабильности» (Калашникова, Мухаммад, 2024). Министр финансов Индонезии Индравати так описывает суть национальной управленческой модели в Индонезии: «Мы предоставляем компаниям налоговые и другие льготы, чтобы они могли быть конкурентоспособными. Однако в то же время мы говорим горнодобывающим компаниям, что они не могут экспортировать непереработанные полезные ископаемые, и они должны строить металлургические комбинаты. Это беспроигрышный вариант. Экономика Индонезии становится более устойчивой…»5. Относительно высокие темпы развития экономики Индонезии в сравнении с общемировыми при наличии структурных улучшений в экономике говорят об успешном опыте модернизации, если понимать под ней «позитивное изменение показателей развития экономики со скоростью, превышающей средние («эволюционные») темпы развития в данной стране и/или стране, принятой в качестве базы сравнения, либо среднемировые темпы» (Мальцев, 2012). Доля Индонезии в мировом ВВП в рассматриваемый период закономерно возросла с 0,63 до 1,30 % (минимальное значение - 0,30 % в 1998 г.), при этом доля страны в мировом экспорте изменилась незначительно - с 1,11 до 1,08 % (минимум - 0,70 % в 1988 г., максимум - 1,23 в 1982 г.) (рис. 1). image 3 International trade statistics. WTO. URL: https://stats.wto.org/ (дата обращения: 19.09.2024). 4 World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank.worldbank.org/source/ world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). 5 Оуэн Н. Упорный реформатор. МВФ. 2024. URL: https://www.imf.org/ru/Publications/ fandd/issues/2024/12/Trenches-relentless-reformer-sri-mulyani-indrawati (дата обращения: 20.12.2024). МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 155 image 1,4 image Pinchik V.N., Pershin D.V. 2025. RUDN Journal of Economics, 33(2), 151-171 1,2 image 1,3 1,0 1,1 1,1 0,8 0,6 0,6 0,7 0,4 0,2 0,3 0,0 image 1980 1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020 2022 image image Экспорт / Exports ВВП / GDP Рис. 1. Доля Индонезии в мировом ВВП и мировом экспорте, % Источник: составлено Д.В. Першиным по International trade statistics. WTO. URL: https://stats.wto.org/ (дата обращения: 19.09.2024); World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank.worldbank.org/ source/world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). Figure 1. Indonesia’s share in global GDP and global exports, % Source: compiled by D.V. Pershin according to International trade statistics. WTO. Retrieved September 19, 2024 from https://stats.wto.org/; World Development Indicators. World Bank. Retrieved September 19, 2024 from https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators. При относительно стабильной доле Индонезии в товарных поставках за рубеж фиксируется двукратный рост ее доли в мировом ВВП. Это говорит о приоритетном развитии национальной экономики в целом в сравнении с экспортным сектором и объясняет снижение экспортной квоты с 30,2 % в 1980 г. до 18,9 в 2023 г.6 Ключевым событием с точки зрения ориентации Индонезии на внешний рынок стал Азиатский валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг., который последовал за девальвацией китайского юаня и японской йены и отказом Таиланда поддерживать фиксированный валютный курс. Кризис вызвал масштабный отток капитала и значительный дефицит счета текущих операций. «Сжатие» экономики Индонезии более чем в 2 раза в долларовом выражении привело к росту экспортной квоты до уровня 52,8 %. Возобновление экономического роста в Индонезии сопровождалось в 2000-2023 гг. нормализацией показателя на среднем уровне 23,3 % (среднее значение в 1980-2023 гг. - 24,6 %). Вследствие Азиатского кризиса «обозначились пределы ориентации на экспорт, встал вопрос о развитии внутреннего спроса как основного драйвера хозяйственных процессов»7. Кроме того, по итогам кризиса стали более обоснован- image 6 World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank.worldbank.org/source/ world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). 7 Канаев Е., Королёв А. Две стороны одной проблемы: Малайзия и Индонезия в азиатский кризис 1997-1998 годов. 2021. URL: https://globalaffairs.ru/articles/dve-storony-odnoj-problemy/ (дата обращения: 18.09.2024). 156 INTERNATIONAL TRADE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION Пинчук В.Н., Першин Д.В. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2025. Т. 33. № 2. С. 151-171 image ными сомнения в целесообразности следования экономическим предписаниям Запада как ориентированным на выгоду самого Запада. «Теми, кто наиболее безболезненно прошел через кризис и оказался после него в лучшем положении, были страны, не последовавшие стандартным предписаниям МВФ и Министерства финансов США. Китай избежал спада, осуществляя экспансионистскую кредитно-денежную и бюджетную политику - прямо противоположную той, которую Министерство финансов и МВФ навязали другим странам региона. Малайзия, где спад был самым коротким и наименее глубоким, не только не приняла программы МВФ, но, наоборот, ввела контроль за движением капитала, за что и подвергалась суровой критике со стороны Министерства финансов США и МВФ» (Стиглиц, 2005). «На самом деле причины кризиса кроются как в международной экономической стратегии, подчиняющей развитие всех стран интересам транснациональных корпораций, базирующихся в основном в США, так и в национальных экономических стратегиях, ориентированных на реализацию корпоративных интересов и рост внешней задолженности» (Ведута, 1998). Среди прочих стран АСЕАН Индонезия по состоянию на 2023 г. занимает предпоследнее место по размеру экспортной квоты (18,9 %), опережая только Филиппины (16,7 %) и почти в 5 раз уступая Сингапуру (рис. 2). Смещение акцентов в пользу внутреннего рынка оказывается обоснованным и крайне перспективным для такой крупной страны. По состоянию на начало 2010-х гг., «драйвером экономического роста в Индонезии является не дорогая нефть или дешевые кредиты, а рост потребления - один из самых мощных стимулов развития экономики. Страна обладает четвертым по численности в мире (248 млн человек) молодым населением, готовым работать не покладая рук. Стремление жителей страны жить лучше - валовой доход на душу населения 2500 долл. (в России 10000 долл.) - гарантирует ей годы поступательного развития. А устойчивость объясняется структурой ВВП, 57 % которого создается за счет внутреннего потребления, которое неуклонно растет с ростом среднего класса. Пока еще 25 % ВВП Индонезии приходится на экспорт (газ, уголь, биржевые товары), но он направлен в здоровые экономики - Китай, Индию и Сингапур»8. Переориентация экономики на приоритетное развитие внутреннего рынка в сравнении с экспортно-ориентированной моделью говорит о повышении ее долгосрочной устойчивости. Этому содействует также рост доли готовой продукции в экспорте. Теоретики международной экономики предполагают, что «выгоды от международной торговли для стран, специализирующихся на производстве трудоемких товаров с низкой степенью обработки, либо незначительны, либо вообще отсутствуют» (Попов, 2011). image 8 Ильин А. Притаившийся дракон: Индонезия манит инвесторов. 2012. URL: https://www. forbes.ru/investitsii/investitsii-za-rubezhom/81823-pritaivshiisya-drakon-indoneziya-manit-investorov (дата обращения: 18.09.2024). МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 157 image 200 image 180 160 140 120 100 80 60 40 20 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 0 image Pinchik V.N., Pershin D.V. 2025. RUDN Journal of Economics, 33(2), 151-171 image image image image image image image image image Сингапур / Singapore Вьетнам / Viet Nam Малайзия / Malaysia Камбоджа / Cambodia Бруней / Brunei Darussalam Таиланд / Thailand Лаос / Lao PDR Мьянма / Myanmar Индонезия / Indonesia image image Филиппины / Philippines Мир / World Рис. 2. Экспортная квота в странах АСЕАН и в среднем по миру, % ВВП Источник: составлено Д.В. Першиным по World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank. worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). Figure 2. Export quota in ASEAN countries and the global average, % of GDP Source: compiled by D.V. Pershin on World Development Indicators. World Bank. Retrieved September 19, 2024 from https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (accessed data: 19.09.2024). Доля готовой продукции в экспорте Индонезии несколько отстает от среднемировых значений: 67,2 % в сравнении с 81,1 % в среднем по миру. Тем не менее, как показано выше, в долгосрочном измерении наблюдается значительный прогресс в отходе Индонезии от модели сырьевой экономики в области экспорта. Так, за последние десятилетия зависимость Индонезии от конъюнктуры мировых цен на нефть и газ кратно уменьшилась в экспорте (с 80 % от стоимости совокупного экспорта в 1975 г. до 9 % в 2017 г.). «Если в период нефтяного бума основные внешнеторговые доходы приносил нефтегазовый сектор, то с конца 80-х гг., в условиях падения мировых цен на нефть, правительству Сухарто удалось постепенно „слезть с нефтяной иглы‟ и создать условия для преимущественного развития различных секторов обрабатывающей и горнодобывающей промышленности, что в последующие годы отразилось во внешнеторговом балансе страны, где доля нефтегазового сектора резко снизилась» (Попов, 2019). В то же время «учитывая, что экспортные поступления Индонезии сильно зависят от цен на сырьевые товары (особенно уголь, пальмовое масло, железо), глобальные потрясения, влияющие на мировые цены на эти товары, серьезно воздействуют на индонезийский экспорт и доходы. Например, резкий рост цен на сырьевые товары в 2022 г. обеспечил Индонезии рекордно высокий внешнеторговый профицит (54,5 млрд долл.)» (Исаченко, Трудаева, Зуева, 2024). 158 INTERNATIONAL TRADE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION Пинчук В.Н., Першин Д.В. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2025. Т. 33. № 2. С. 151-171 image Это тем более важно, что зависимость национальной экономики от сырья в производстве и экспорте не только не позволяет оперировать бо́ льшими доходами и консервирует относительно простую структуру промышленного производства, но также обусловливает зависимость страны от зарубежных обладателей более высоких технологий, от резких колебаний цен мирового рынка на сырьевые товары и ставит под угрозу возможность самостоятельного ресурсного обеспечения развития экономики. «Ведущим источником экономического роста сырьевых стран выступает наращивание не внутреннего спроса, а чистого экспорта, который заведомо нестабилен и к тому же в решающей мере определяется факторами, на которые власти этих стран воздействовать не в состоянии» (Капканщиков, 2021). Сопоставление размеров экспорта и импорта показывает, что импорт почти не превышал объемы экспорта страны (за исключением 2012-2014 и 2018-2019 гг., когда разница между ними составляла не более -0,8 % ВВП). В среднем за период 1980-2023 гг. сальдо внешней торговли товарами составляло 5,3 % ВВП (максимум - 15,8 % ВВП в 1998 г.)9. Высокая степень согласованности экспортных и импортных операций Индонезии предотвращает такие значимые дисбалансы в экономике, как рост внешнего долга или накопление избыточных золотовалютных резервов. По степени открытости экономики, оцениваемой в части внешней торговли товарами через показатель внешнеторговой квоты (отношения стоимости экспорта и импорта к размеру ВВП), Индонезия заметно отличается от большинства стран АСЕАН (рис. 3). Как по среднему (1980-2023), так и по итоговому (2023) значению внешнеторговой квоты к результатам Индонезии близки только Мьянма и Филиппины, а также данные по миру в среднем. При сопоставлении показателя открытости с размерами ВВП членов АСЕАН (рис. 4) становится понятным, что указанные расхождения объясняются как масштабом и структурой экономик АСЕАН, так и ориентирами внешнеэкономической политики этих стран. В схожих климатических, экономических и геополитических условиях страны реализуют свой потенциал, обращаясь к разным комбинациям мер экономической политики. Более детальная оценка характера индонезийской внешней торговли товарами требует анализа ее динамики в стоимостном измерении, а также ее географической и товарной структуры. Для анализа ограничимся данными начиная с 2000 г. или более поздними, в зависимости от задачи или доступности статистики. По объему экспорта Индонезия по состоянию на 2023 г. занимала 28-е место в мире и на нее приходилось 1,1 % мирового рынка (258,8 млрд долл.), тогда как в 2012 г. она занимала 26-е место с долей в 1,0 % рынка (190,0 млрд долл.). Ухудшение позиций в рейтинге с одновременным ростом доли мирового рынка, приходящейся на Индонезию, объясняется исключительно разницей в приросте поставок разных стран на внешний рынок. За период 2012-2023 гг. экспорт Индонезии вырос на 36,2 %, тогда как в 89 странах и территориях этот image 9 World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank.worldbank.org/source/ world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 159 image Pinchik V.N., Pershin D.V. 2025. RUDN Journal of Economics, 33(2), 151-171 показатель был выше, в частности: в Китае - 65,4 %, в Ирландии - 77,1 %, в Польше - 97,5 %, в Марокко - 98,3 %, в Словении - 119,7 %. Прирост поставок на мировой рынок составил в среднем по миру 26,6 %. image 269,2 300 image 158,1 179,4 250 111,5 86,2 144,8 139,1 150,6 104,5 200 101,5 101,8 92,8 102,3 150 35,1 43,9 45,0 45,5 45,8 38,4 47,1 53,7 50,2 100 50 0 image image 2023 image1980-2023 Рис. 3. Внешнеторговая квота членов АСЕАН и в среднем по миру, % ВВП Источник: составлено Д.В. Першиным по World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank. worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). Figure 3. The foreign trade quota of ASEAN members and the global average, % of GDP Source: compiled by D.V. Pershin on World Development Indicators. World Bank. Retrieved September 19, 2024 from https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators. image 1,30 1,4 image image 0,78 0,4 0 0,4 0, 0 0 0,18 0, 0, 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1,2 image image 1,0 image image ,49 0,44 48 0,8 image image image 1 ,30 0,38 ,30 1 28 0,6 image image image 06 0,04 0,4 image image image image 2 1 1 2 3 2 0,2 image 0,0 image image 2023 image1980-2023 Рис. 4. Доля членов АСЕАН в мировом ВВП, % Источник: составлено Д.В. Першиным по World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank. worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). Figure 4. Share of ASEAN members in global GDP, % Source: compiled by D.V. Pershin on World Development Indicators. World Bank. Retrieved September 19, 2024 from https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators. 160 INTERNATIONAL TRADE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION Пинчук В.Н., Першин Д.В. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2025. Т. 33. № 2. С. 151-171 image По размеру импорта Индонезия в 2023 г. занимала 29-е место в мире (0,9 % совокупного веса), так же, как и в 2012 г. (1,0 %). Темп прироста закупок на мировом рынке для Индонезии составил в 2012-2023 гг. 15,7 %, в среднем по миру - 27,2 %10. За последние 20 лет географическая структура экспорта Индонезии претерпела заметные изменения. Так, безоговорочным лидером среди странимпортеров продукции из Индонезии стал Китай (25,1 % экспорта). Далее следуют США (9,0 %), Япония (8,0 %), Индия (7,8 %) и Сингапур (4,9 %). За два десятилетия свои позиции заметно ухудшили Япония (-14,3 п.п.), Сингапур (-3,5 п.п.), США (-3,3 п.п.), Корея (-2,8 п.п.), Австралия (-1,4 п.п.), Тайвань (-1,4 п.п.), Германия (-1,3 п.п.). Заметный прирост доли поставок пришелся на Китай (+18,7 п.п.), Индию (+4,8 п.п.), Филиппины (+2,5 п.п.), Вьетнам (+2,1 п.п.) и Бангладеш (+1,0 п.п.) (рис. 5). Доля стран АСЕАН в экспорте Индонезии в 2004-2023 гг. возросла с 18,2 (13,0 млрд долл.) до 20,4 % (52,7 млрд долл.). К главным поставщикам на рынок Индонезии в 2023 г. относились Китай (28,4 % импорта), Сингапур (8,3 %), Япония (7,4 %), США (5,1 %), Малайзия (4,9 %) (рис. 6). Среди ведущих поставщиков наибольший прирост поставок за 2004-2023 гг. отмечается для Китая (+19,5 п.п.), Вьетнама (+1,5 п.п.), Бразилии и Малайзии (+1,2 п.п.), наибольший спад - для Японии (-5,6 п.п.), Сингапура (-4,8 п.п.), Саудовской Аравии (-2,4 п.п.), США (-1,8 п.п.), ФРГ (-1,6 п.п.) и Таиланда (-1,3 п.п.). Доля стран АСЕАН в импорте Индонезии снизилась в указанный период с 24,7 (11,5 млрд долл.) до 21,1 % (46,9 млрд долл.). image 25,1 22,3 30 image 12,3 9,0 8,0 7,8 8,4 6 3,0 4,8 4,2 4,3 4,0 6 2,9 2,8 2,8 2,6 4,0 2,5 2,6 1 0, 1 1 1 1, 0, 25 image 20 image ,4 ,7 15 image 4,9 ,7 ,5 10 image image 8 ,4 0,4 ,2 2 6 5 0 image image 2023 image2004 Рис. 5. Географическая структура экспорта Индонезии, % к итогу Источник: составлено Д.В. Першиным по TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. URL: https://www.trademap.org/ (дата обращения: 19.09.2024). Figure 5. Geographical structure of Indonesia’s exports, % of total Source: compiled by D.V. Pershin on TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. Retrieved September 19, 2024 from https://www.trademap.org/. image 10 World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank.worldbank.org/source/ world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 161 Pinchik V.N., Pershin D.V. 2025. RUDN Journal of Economics, 33(2), 151-171 image image 28,4 13,1 7,4 13,1 8, image 5,1 7,0 4,9 3,6 4,7 4,2 4,6 6,0 4,1 4,8 3,0 2,4 2,4 2,2 2,1 3,7 4,2 2,7 2,3 image 0, 1, image 30 image image 25 image image 20 image image 8 8,3 15 image image image image 1,8 1,8 1,8 10 image image 9 0 5 image image image 0 image image 2023 image2004 Рис. 6. Географическая структура импорта Индонезии, % к итогу Источник: составлено Д.В. Першиным по TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. URL: https://www.trademap.org/ (дата обращения: 19.09.2024). Figure 6. Geographical structure of Indonesia’s imports, % of total Source: compiled by D.V. Pershin on TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. Retrieved September 19, 2024 from https://www.trademap.org/. При использовании средних данных за 2004-2023 гг. баланс внешней торговли Индонезии оказывается положительным на уровне 18,3 млрд долл., а к крупным партнерам, формирующим отрицательный баланс торговли, относятся Китай, Сингапур, Таиланд и Австралия (рис. 7). Среди наиболее значимых партнеров Индонезии, формирующих положительный баланс торговли, выделяются США, Япония, Индия, Филиппины, Нидерланды, Пакистан, Тайвань, Корея, Бангладеш. Товарооборот Индонезии с ключевыми партнерами изменялся в 2004-2023 гг. крайне динамично. Торговыми партнерами - лидерами по темпам роста товарооборота являются, в частности: КНР (14,7 раз), Мьянма (12,2), Бангладеш (12,7), Вьетнам (12,6), Хорватия (9,3), Филиппины (8,5), Индия (8,2), Мексика (8,2), Россия (8,0), Бразилия (7,9). Даже с учетом мировой инфляции, такие темпы роста торговли представляются очень высокими (в среднем товарооборот Индонезии в рассматриваемый период возрос в 4,1 раза). По абсолютным размерам торговли в 2023 г. 10 ведущими партнерами Индонезии были: КНР (26,6 %), Япония (7,8 %), США (7,2 %), Сингапур (6,5 %), Индия (5,6 %), Малайзия (4,8 %), Корея (4,3 %), Таиланд (3,6 %), Вьетнам (2,7 %), Филиппины (2,6 %). На прочие страны пришлось 26,9 % товарооборота11. image 11 TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. URL: https://www. trademap.org/ (дата обращения: 19.09.2024). 162 INTERNATIONAL TRADE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION Пинчук В.Н., Першин Д.В. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2025. Т. 33. № 2. С. 151-171 image image image 18 276 20 000 7 067 7 544 8 025 15 000 2 859 4 060 10 000 -6 225 -4 943 -2 750 -2 686 -1 770 317 696 1 409 1 540 1 560 1 574 5 000 0 -5 000 image -10 000 image Рис. 7. Баланс торговли Индонезии с ключевыми партнерами по средним данным за 2004-2023 гг., млн долл Источник: составлено Д.В. Першиным по TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. URL: https://www.trademap.org/ (дата обращения: 19.09.2024). Figure 7. Indonesia’s trade balance with key partners based on average data for 2004-2023, USD million Source: compiled by D.V. Pershin on TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. Retrieved September 19, 2024 from https://www.trademap.org/. Отметим, что АСЕАН как единственное интеграционное объединение, в котором Индонезия занимает ведущие позиции, оказывается в целом не таким значимым для Индонезии торговым партнером, как КНР, если судить об этом по формальным признакам. Так, доля стран АСЕАН в товарообороте Индонезии в 2004-2023 гг. сохранилась на уровне 20,7 % (рост в стоимостном выражении в 4,1 раза), тогда как доля Китая - возросла с 7,4 до 26,6 % (рост по стоимости в 14,7 раза). Такую зависимость можно объяснить как большей, чем с прочими членами АСЕАН, комплементарностью экономик Индонезии и КНР, так и тем, что переходные периоды соглашений о свободной торговле с КНР в части товаров пришлись на 2004-2020 гг., а внутри АСЕАН - на 2009-2010 гг.12 Товарная структура экспорта Индонезии за 2004-2023 гг., если судить по ведущим позициям в поставках, претерпела заметные изменения (табл. 1). Ключевыми в 2023 г. были такие товарные позиции экспорта Индонезии, как уголь каменный, масло пальмовое, ферросплавы, газы нефтяные и углеводороды газообразные, руды и концентраты медные, бурый уголь, промежуточные продукты металлургии никеля, пассажирские автомобили, прокат плоский из коррозионностойкой стали, ювелирные изделия. image 12 Regional Trade Agreements Database. WTO. URL: https://rtais.wto.org/ (дата обращения: 19.09.2024). МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 163 Pinchik V.N., Pershin D.V. 2025. RUDN Journal of Economics, 33(2), 151-171 image Ключевые товарные позиции экспорта Индонезии, % / Indonesia’s key export commodity positions, % Таблица 1 / Table 1 Код / HS code Наименования / Denomination 2023, % 2004, % Разница (2023-2004), % / Differential (2023-2004), % 2701 Уголь каменный / Stone coal 13,4 3,9 +9,5 1511 Масло пальмовое и его фракции / Palm oil and its fractions 8,8 4,8 +4,0 7202 Ферросплавы / Ferroalloys 5,9 0,1 +5,8 2711 Газы нефтяные и углеводороды газообразные / Petroleum gases and gaseous hydrocarbons 3,4 10,8 -7,4 2603 Руды и концентраты медные / Copper ores and concentrates 3,2 2,5 +0,7 2702 Бурый уголь / Brown coal 3,2 0,0 +3,2 7501 Промежуточные продукты металлургии никеля / Intermediate products of nickel metallurgy 2,6 1,0 +1,6 8703 Автомобили для перевозки людей / Cars for transporting people 2,3 0,2 +2,1 7219 Прокат плоский из коррозионностойкой стали (шириной 600 мм или более) / Flat rolled products made of corrosion-resistant steel (width 600 mm or more) 2,1 0,0 +2,1 7113 Ювелирные изделия из драгоценных металлов / Jewelry made of precious metals 2,1 0,1 +2,0 Прочие / Other 52,9 76,6 -23,7 Источник: составлено Д.В. Першиным по TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. URL: https://www.trademap.org/ (дата обращения: 19.09.2024). Source: compiled by D.V. Pershin on TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. Retrieved September 19, 2024 from https://www.trademap.org/ Товарная структура импорта Индонезии за 2004-2023 гг. также характеризуется заметными изменениями (табл. 2). Ведущими по порядку являются следующие товарные категории: нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород; аппараты телефонные, схемы электронные интегральные, пшеница и меслин, газы нефтяные и углеводороды газообразные, принадлежности моторных транспортных средств; жмыхи, получаемые при извлечении соевого масла; сахар, сахароза. 164 INTERNATIONAL TRADE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION Пинчук В.Н., Першин Д.В. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2025. Т. 33. № 2. С. 151-171 image Ключевые товарные позиции импорта Индонезии, % / Indonesia’s key import commodity items, % Таблица 2 / Table 2 Код / HS code Наименования / Denomination 2023, % 2004, % Разница (2023-2004), % / Differential (2023-2004), % 2710 Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых / Oil and petroleum products obtained from bituminous rocks, except crude 9,1 12,5 -3,4 2709 Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород / Crude oil and crude oil products obtained from bituminous rocks 5,0 12,5 -7,5 8517 Аппараты телефонные (в т.ч. для беспроводных сетей связи) / Telephone sets (including those for wireless communication networks) 2,9 0,2 +2,7 8542 Схемы электронные интегральные / Electronic integrated circuits 1,8 0,2 +1,6 1001 Пшеница и меслин / Wheat and meslin 1,7 1,8 -0,1 2711 Газы нефтяные и углеводороды газообразные / Petroleum gases and gaseous hydrocarbons 1,7 0,0 +1,6 8708 Принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 / Accessories of motor vehicles of headings 8701-8705 1,7 2,1 -0,5 2701 Уголь каменный / Stone coal 1,5 0,0 +1,5 2304 Жмыхи и другие твердые остатки, получаемые при извлечении соевого масла / Oilcakes and other solid residues obtained from the extraction of soybean oil 1,4 1,1 +0,2 1701 Сахар тростниковый или свекловичный, сахароза / Cane or beet sugar, sucrose 1,3 0,6 +0,7 Прочие / Other 72,0 68,8 +3,1 Источник: составлено Д.В. Першиным по TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. URL: https://www.trademap.org/ (дата обращения: 19.09.2024). Source: compiled by D.V. Pershin on TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. Retrieved September 19, 2024 from https://www.trademap.org/ Закономерности и проблемы внешней торговли Индонезии При сопоставлении экспорта с импортом сырья, энергетической продукции и продукции их переработки заметна бо́льшая доля сырья в экспорте, энергетических товаров - в импорте, сопоставимые доли несырьевой и неэнергетической продукции в экспорте и импорте (рис. 8). МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 165 image Pinchik V.N., Pershin D.V. 2025. RUDN Journal of Economics, 33(2), 151-171 Наиболее существенными в 2004-2023 гг. в экспорте были прирост поставок продукции нижних переделов с соразмерным снижением доли продукции высоких переделов, в импорте - снижение доли сырья и продукции нижних переделов, а также рост доли продукции верхних переделов. В целом такие перемены говорят о некотором ухудшении структуры торговли, когда в экспорте снижается доля высокотехнологичной продукции, тогда как в импорте, наоборот, она растет на фоне снижения доли расходов на сырье. 100% image 0,3 0 0,2 0,7 90% 80% 70% 60% 50% 40% 34,5 23,4 29,5 25,6 36,5 17,5 45,2 18,3 image не распределено / not distributed image продукция неэнергетическая (верхние переделы) / non-energy products (upper processing stages) image продукция неэнергетическая (средние переделы) / non-energy products (middle processing stages) 30% 20% 10% 12,9 17,9 17,9 2,5 2,4 12,8 26,4 24,6 15,6 9,9 image продукция неэнергетическая (нижние переделы) / non-energy products (lower processing stages) image продукция энергетическая / energy products 15,1 0% 10,3 image сырье / raw materials 2004 2023 2004 2023 Экспорт / Exports Импорт / Imports Рис. 8. Структура внешней торговли Индонезии в разрезе категорий глубины переработки сырья, % к итогу Источник: составлено Д.В. Першиным по TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. URL: https://www.trademap.org/ (дата обращения: 19.09.2024); Классификация экспортных товаров. Российский экспортный центр. URL: https://www.exportcenter.ru/international_markets/classification/ (дата обращения: 19.09.2024). Figure 8. The structure of Indonesia’s foreign trade in terms of the categories of the depth of processing of raw materials, % of the total Source: compiled by D.V. Pershin on TradeMap. Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etc. Retrieved September 19, 2024 from https://www.trademap.org/; Classification of export goods. Russian Expert Center. Retrieved September 19, 2024 from https://www.exportcenter.ru/international_markets/classification/. Ухудшение структуры торговли отчасти подтверждается индексом условий торговли Индонезии, который фиксирует соотношение стоимости экспорта и импорта страны в привязке к цене товаров (рис. 9). Как видно из графика, в целом положительная динамика 2003-2011 гг. сменилась в последующие годы на отрицательную, хотя индекс и оставался преимущественно в плоскости положительных значений. 166 INTERNATIONAL TRADE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION image 120 image Пинчук В.Н., Першин Д.В. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2025. Т. 33. № 2. С. 151-171 image 115 110 105 100 100 95 90 85 80 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Рис. 9. Индекс условий торговли Индонезии (2015 = 100), % Источник: составлено Д.В. Першиным по World Development Indicators. World Bank. URL: https://databank. worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 19.09.2024). Figure 9. Indonesia’s Terms of Trade Index (2015 = 100), % Source: compiled by D.V. Pershin on World Development Indicators. World Bank. Retrieved September 19, 2024 from https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators. Указанные перемены структуры внешней торговли довольно четко фиксируют реальное положение дел в экономике Индонезии. Так, 97,2 % трудоспособного населения занято на малых и средних предприятиях (МСП) и при этом на МСП приходится только 1/3 всей добавленной стоимости в экономике13, что подтверждает идею о том, что в основном высокотехнологичные предприятия - крупные либо составные части крупных корпораций14. Не менее значимой причиной таких тенденций во внешней торговле может быть участие Индонезии в глобальных цепочках добавленной стоимости (ГЦС), предполагающее соответствующие перемены в поставках и закупках. Так, анализ участия Индонезии в ГЦС показывает, что это участие носит скорее двусторонний, чем глобальный характер, поскольку большая часть национальной добавленной стоимости в экспортируемых товарах пересекает границу только один раз15. До тех пор, пока Индонезия не будет местом производства конечной продукции, изготовленной из собственных сырья и материалов, динамика image 13 Are global value chains leaving Indonesian SMEs behind? // World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2024/02/global-value-chains-indonesia-smes/ (дата обращения: 15.10.2024). 14 Более крупные предприятия используют стратегии более высокого уровня инноваций по сравнению с менее масштабными предприятиями малого бизнеса, которые используют стратегии более низкого уровня инноваций. 15 The Evolution of Indonesia’s Participation in Global Value Chains // Asian Development Bank. URL: https://www.adb.org/publications/evolution-indonesia-participation-global-value-chains (дата обращения: 15.10.2024). МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 167 Pinchik V.N., Pershin D.V. 2025. RUDN Journal of Economics, 33(2), 151-171 image внешней торговли будет производной от характера ГЦС, в которых Индонезия участвует, и от иных форм взаимодействия с более конкурентоспособными зарубежными партнерами. Другой важной особенностью экономики Индонезии являются слабые связи между сравнительными преимуществами добывающей и низкотехнологичной обрабатывающей промышленности с прочими секторами национальной экономики. В силу этого текущая специализация Индонезии в международном разделении труда не приводит к мультипликативному эффекту в других отраслях экономики16. С учетом наблюдающихся в последние годы и прогнозируемых в среднесрочной перспективе «повышения волатильности товарных рынков и формирования в целом атмосферы неопределенности и нестабильности в условиях дальнейшего усиления протекционистских тенденций и ухудшения глобальной геополитической ситуации» целесообразными с точки зрения повышения устойчивости экономики и эффективности внешней торговли Индонезии представляются в первую очередь меры по реализации в стране выверенной стратегии социально-экономического развития. Такая стратегия должна учитывать как преимущества, так и слабые стороны социальноэкономической модели страны, и ориентироваться на обеспечение конкурентоспособности Индонезии на системном уровне. К важнейшим факторам взаимодействия стран, помимо экономических, объективно можно отнести и геополитические. Так, согласно исследованию Европейского Центрального банка и Университета Павии, «движущей силой глобальной торговли стало сходство внешнеполитических позиций стран-торговых партнеров». Только в таком случае внешняя торговля Индонезии, как принципиально зависимая от всего комплекса внешнеэкономических отношений и состояния национальной экономики в целом, будет обслуживать интересы Индонезии и содействовать развитию страны. Заключение Оценка внешней торговли вне связи с комплексным анализом экономики представляется крайне ограниченной и контрпродуктивной с точки зрения реализации согласованной и ориентированной на развитие национальной экономической политики. Экономическое развитие Индонезии на протяжении последних десятилетий позволяет выделить такие особенности ее экономики, как высокая устойчивость экономической модели и успешный опыт ее модернизации. К ключевым тенденциям внешнеторгового сектора Индонезии в долгосрочной перспективе относятся: повышение доли несырьевых неэнерге- тических товаров в экспорте; снижение размера экспортной (внешнеторговой) квоты, характеризующей степень открытости экономики; отказ от экспортно-ориентированной модели развития в пользу приоритетного развития внутреннего рынка; переориентация экспорта и импорта страны на взаимодействие с Китаем. Проблемы внешней торговли и экономики Индонезии - взаимосвязанные. Выявленное некоторое ухудшение структуры и условий внешней торговли Индонезии производно от участия страны в ГЦС и текущего этапа развития страны, так как Индонезия характеризуется заметным по численности сельским населением и отсутствием масштабных налаженных связей между предприятиями по добыче и переработке сырья, а также прочими «поддерживающими» отраслями экономики. Перспективы внешней торговли Индонезии определяются наличием и качеством реализации на общегосударственном уровне стратегии развития страны.About the authors
Viktor N. Pinchuk
RUDN University
Email: pinchuk-viknk@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-4516-9347
SPIN-code: 1993-3927
Doctor of Economics, Professor of the Department of International Economic Relations, Faculty of Economics
6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, 117198, Russian FederationDenis V. Pershin
RUDN University
Author for correspondence.
Email: stdm2004@gmail.com
Phd Student of the Department of International Economic Relations, Faculty of Economics 6 Miklukho-Maklaya St, Moscow, 117198, Russian Federation
References
- Andreeva, N.V. (2006). Prospects of economic integration of China and ASEAN. Moscow. EDN: QRRJKF
- Aprilia, N., Subroto, W., & Sakti, N. (2025). The role of small and medium enterprises (SMEs) in supporting the people’s economy in Indonesia. International Journal of Research and Scientific Innovation, (XI), 368–376. https://doi.org/10.51244/IJRSI.2024.11120036
- Arkhipov, V.Ya. (1971). Economics and economic policy of Indonesia (1945–1968). Moscow.
- Astafieva, D.E. (2020). Russian-Indonesian cooperation: past, present and prospects for development: a collective monograph. Moscow.
- Bekleshov, D.V. (1956). Indonesia. Economy and foreign trade. Moscow: Vneshtorgizdat publ.
- Farizov, I.O. (1964). Soviet-Indonesian economic cooperation. Moscow.
- Gribanova, A.M. (2022). Analysis of trade, economic and innovation activity of the Russian Federation and the ASEAN Member States: monograph. Moscow. EDN: HZVRGP
- Irawan, C., Sasongko, B., Mukhlis, M., Yanto, D., & Wulandari, M. (2022). trade and foreign direct investment on economic growth in Indonesia: ARDL Approach. Tamansiswa Accounting Journal International, (5), 70–75. https://doi.org/10.54204/TAJI/Vol512022011
- Isachenko, T.M., Trudaeva, T.A., & Zueva, T.G. (2024). Possible effects of concluding of a free trade agreement between the EAEU and Indonesia. Russian Foreign Economic Journal, (9), 7–29. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2024-9-7-29 EDN: LZAKEU
- Kalashnikova, I.V., & Muhammad, S. (2024). Indonesia in focus of sustainable development goals. Bulletin of Pacific National University, (1), 159–170. EDN: NCVEWN
- Kapkanshchikov, S. (2021). Strategic flaws of the resource-based model of Russian economy. Society and Economics, (1), 5–21. https://doi.org/10.31857/S020736760013391-9 EDN: YVCSUH
- Kuklin, N.S. (2023). Conceptual foundations of Indonesia’s foreign policy: a monograph. Moscow. EDN: LQWJGV
- Kurniawan, A., & Lutfi, K. (2023). Impact of the US-China trade war on foreign trade of emerging economies: Brazil, South Africa, and Indonesia. Jurnal Ilmu Sosial dan Ilmu Politik, (27), 157–175. https://doi.org/10.22146/jsp.69215
- Maltsev, V.A. (2012). State development strategy as a basis for economic modernization in the context of globalization: dissertation of candidate of economic sciences. Moscow.
- Mulyani, F., Frian, A., & Abdullah, T. (2024). Circular economy implementation: a case study in Indonesia. Jurnal Inovasi Global, (2), 388–405. https://doi.org/10.58344/jig.v2i2.72
- Pakhomova, L.F. (1966). National capital in the economy of Indonesia. Moscow.
- Plekhanov, Yu.A. (1985). Economics and politics of ASEAN. Moscow: Mysl publ.
- Popov, V.V. (2011). Strategies of economic development. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics. EDN: QUTPIL
- Popov, A.V. (2019). Indonesia’s economy: current state and development trends. Moscow. EDN: QYCIEZ
- Stiglitz, J. (2005). The roaring nineties. Seeds of Collapse. Moscow: Modern economics and law. EDN: OZGJWH
- Veduta, E.N. (1998). State economic strategies. Moscow.
- Vorobyeva, I.A., Dorzhieva, E.A., Telnova, S.V., & Umanets, I.F. (2021). Countries of the world: Vietnam, Indonesia, Singapore: monograph. Khabarovsk. EDN: BALHAH
Supplementary files










