Экологическая ситуация в городах Европы в 2013-2023 гг.: переход к зеленой экономике
- Авторы: Миронова М.Н.1, Неведомская А.О.1, Сотникова В.В.1, Массарова А.Р.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 31, № 4 (2023)
- Страницы: 494-509
- Раздел: Экологический мониторинг
- URL: https://journals.rudn.ru/ecology/article/view/37583
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2310-2023-31-4-494-509
- EDN: https://elibrary.ru/RLZTPY
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследованы взаимосвязи структуры экономики и уровня загрязнения европейских городов в контексте экологического императива. На базе сравнительно-статистического анализа рассмотрен уровень загрязнения в городах Европы в 2013 и 2023 гг. и выявлены города с наиболее и наименее благоприятной экологической ситуацией. Изучаемые города разделены на 7 групп по индексу загрязнения; при проведении картографического анализа определена закономерность их размещения: группы наиболее загрязненных городов расположены в основном на юго-востоке Европы, а наименее - на северо-западе. Выявлены 5 типов городов с различными трендами динамики индекса загрязнения. На основе комплексного синтетического анализа городов с максимальным улучшением и ухудшением экологической ситуации описаны основные факторы разнонаправленной динамики - активность проведения экологической политики, трансформация отраслевой структуры экономики городов. Определены основные пространственные тенденции изменения экологической ситуации в городах региона: города с позитивной динамикой индекса загрязнения преимущественно сконцентрированы на юго-востоке, с отрицательной - на востоке. Выявлено, что за указанный период 2/3 городов Европы улучшили экологическое состояние, главным образом за счет эффективности экологических мер, зеленого политического движения, развития третичного и четвертичного секторов в их экономике.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Интерес в изучении Европы с точки зрения воздействия процессов урбанизации на экологическую обстановку обусловлен имеющимся парадоксом. Уровень урбанизации в Европе довольно высокий (в 2022 г. достиг 75 %), но с этим показателем регион занимает лишь третье место в мире после Северной (83 %) и Латинской Америки (82 %). При этом совокупные объемы выбросов стран Европы парниковых газов в атмосферу - таких как углекислый газ (5,6 млн кт СО2) и метан (1,4 млн кт CO2-эквивалента) - превышают показатели указанных регионов, в которых они составляют 4,8 млн кт СО2, 1,1 млн кт CO2-эквивалента и 1,4 млн кт СО2, 0,8 млн кт CO2-эквивалента соответственно. На Европу приходится 7,2 % площади территорий мира, официально считающихся городскими, - это 328 тыс. км2, что больше показателя Латинской и Северной Америки в 2,5 и 1,6 раза. Ситуацию осложняет высокая плотность населения (более 73 чел. на км2 в 2022 г.) и городов в регионе[3]. Вопросы загрязнения окружающей среды тесно связаны с экономической деятельностью городов и ее трансформацией в связи с утратой ими старых базовых функций и приобретением новых. Часто это определено переходом к зеленой экономике и модернизацией экономики при внедрении ресурсосберегающих и малоотходных технологий, применением техники. Зеленая экономика - модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития при сокращении экологических рисков, темпов деградации окружающей среды и вместе с тем повышении благосостояния населения. Она рассматривается в русле концепции устойчивого развития и призвана смягчить негативные для природы и населения последствия традиционного экономического роста - экспортно-ориентированной модели [1]. Вопросы влияния урбанизации на экологическую ситуацию получили широкую популярность среди ученых после включения цели «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов» в концепцию целей устойчивого развития ООН в 2015 г. Огромный вклад в исследовании этой темы сделан экспертами Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) и Программой ООН по окружающей среде[4]. Общие экологические последствия урбанизации стали фокусом внимания множества зарубежных ученых [3-6]. Многие научные труды касаются вопросов трансформации экономики при эколого-ориентированном развитии. Сырьевой кризис 1970-х гг. в Западной Европе способствовал радикальной перестройке экономики и внедрению новых технологий еще в XX в. Рост цен на природные ресурсы в странах с рыночной экономикой потребовал сокращения затрат на ресурсо-, водо- и электропотребление, что привело к интенсификации процессов экологизации экономики [6; 7]. Работы российских ученых часто касаются взаимосвязи между изменениями в отраслевой структуре экономики России и ее регионов и внедрением элементов зеленой экономики [8; 9]. Меньшее их количество фокусируется на экологической ситуации непосредственно в городах: к примеру, это - китайские исследования [10; 11]. В РФ воздействие градообразующих функций городов на загрязнения атмосферного воздуха рассматривается в работе И.С. Давыдовой и А.В. Гапоненко [12]. В.Р. Битюкова - автор ряда методик по оценке антропогенного воздействия на окружающую среду, а также уникального экологического рейтинга всех 1117 городов России - разработала комплексную оценку состояния окружающей среды, опирающуюся в том числе на трансформацию приоритетных видов экономической деятельности в городах РФ [13]. Активно проводятся также исследования по регулированию состояния окружающей среды в мире [5; 14], Европейском Союзе и отдельных странах Европы [7; 15; 16]. Российские ученые обращаются к изучению вопросов формирования институциональной среды и норм национального законодательства для обеспечения устойчивого развития, в том числе по организации мониторинга состояния окружающей среды и применения экологичных технологий [17-19]. Цель данного исследования - определение основных тенденций динамики экологической ситуации в городах Европы в рамках модели зеленой экономики. Новизна данного исследования заключается и в том, что был проанализирован индекс загрязнения, рассчитанный и публикуемый краудсорсинговой базой данных Numbeo. Индекс предоставляет оценку общего уровня загрязнения в городах и учитывает такие факторы, как загрязнение воздуха и воды, частота вывоза мусора, чистота, шумовое и световое загрязнение, наличие зеленых насаждений и комфорт горожан по отношению к загрязнению [20]. Города Европы с разным уровнем загрязнения в 2013 и 2023 гг. При сравнении наиболее загрязненных городов Европы определено, что в 2013 г. индекс загрязнения в этих городах в целом выше, чем в 2023 г. В 2023 г. городами с наиболее сложной экологической ситуацией в Европе по-прежнему остались Скопье, Бухарест, София, Сараево, Милан. Новыми городами в данной десятке стали Краков, Турин, Белград, Рим и Барселона. Если максимальное значение индекса в 2013 г. превышало 100 (Пловдив, Болгария), то к 2023 г. он составил 83,1 (Скопье, Северная Македония) (рис. 1). Наиболее загрязненные города расположены в Болгарии (София, Варна, и Пловдив), Румынии (Бухарест и Яссы) и других странах Восточной Европы, исключения - Милан, Рим и Барселона. Уровень социально-экономического развития восточноевропейских стран, очевидно, ниже западноевропейских, и экологическое движение среди населения распространено в гораздо меньшей степени. К тому же страны этого субрегиона характеризуются индустриальной и индустриально-аграрной экономикой, а в их столицах сосредоточен экономический потенциал. Специализация многих городов на промышленной переработке является одной из причин повышенного загрязнения. При неудовлетворительном состоянии окружающей среды отмечается недостаточность выделяемых средств на реализацию мер экологической политики [16]. Рассмотрим примеры стабильно «грязных» европейских городов. Город Скопье - столица и базовый промышленный центр Северной Македонии - концентрирует значительную часть населения и индустрии страны. В нем расположены металлургические (Liberty Skopje), химические (комбинат OHIS), фармацевтические (Alkaloid) и другие предприятия, которые являются главными источниками загрязнения. Милан является одним из главных финансовых и деловых центров Европы, столицей моды, торговли и туризма, а также мощным промышленным центром Италии (развиты автомобилестроение, химическая промышленность и др.). Его экономика в целом носит постиндустриальный характер, однако сохраняется основная экологическая проблема города - загрязнение воздуха из-за частых автомобильных пробок. Кроме того, он располагается на пересечении активно используемых транспортных магистралей, связан с морским портом в Генуе, откуда выполняется множество перевозок на автомобилях и фурах, также загрязняющих окружающую среду. В десятке городов с наиболее благоприятной экологической ситуацией оказались города и Западной, и Восточной Европы. Почти во всех городах индекс загрязнения оставался на низком уровне (Франкфурт, Порту, Минск, Дублин, Братислава, Рига, Лиссабон, Прага и Гаага) в 2013-2023 гг. За 10 лет минимальное значение индекса загрязнения сократилось в 1,5 раза: с 32,9 % (Дублин) в 2013 г. до 19,2 % (Гаага) в 2023 г. (рис. 2). Изображение выглядит как текст, снимок экрана, число, Шрифт Автоматически созданное описание Рис. 1. Города Европы с максимальным индексом загрязнения в 2013 и 2023 гг. Источник: составлено авторами по [23]. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, число, линия Автоматически созданное описание Figure 1. European cities with the highest pollution index in 2013 and 2023 Source: compiled by the authors according to [23]. Наиболее «чистые» европейские города имеют общие черты: преимущественно развиты третичный и четвертичный секторы экономики, специализация в основном на предоставлении услуг (в финансово-банковской, юридической сферах, науке, образовании, здравоохранении, туризме и пр.). Горожане вовлечены в становление зеленой экономики, а проводимая властями городская экологическая политика имеет продолжительную историю и высокую эффективность. Например, Прага, присутствующая в топ-10 городов Европы с минимальным индексом загрязнения в 2013 и 2023 гг., к началу XXI в. находилась в тяжелом экологическом положении из-за промышленного роста и отсутствия мер по охране окружающей среды. Но после вступления в ЕС в 2004 г. были введены экологические нормы для стабилизации ситуации (использование экотоплива, запрет на бурый уголь как источник энергии, внедрение общих европейских стандартов в сортировку и переработку мусора). Так, сегодня Прага - один из самых «зеленых» городов Европы [15]. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, чек, линия Автоматически созданное описание Рис. 2. Города Европы с минимальным индексом загрязнения в 2013 и 2023 гг. Источник: составлено авторами по [23]. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, чек, линия Автоматически созданное описание Figure 2. European cities with the lowest pollution index in 2013 and 2023 Source: compiled by the authors according to [23]. Города Европы были разбиты на 7 групп с разным уровнем загрязнения для проведения картографического анализа их размещения. В результате анализа их пространственного расположения было выявлено, что города с худшей экологической ситуацией (1-й и 2-й групп) находятся преимущественно на юго-востоке Европы - в странах, которые использовали советскую модель индустриализации с преимущественным развитием тяжелых отраслей промышленности, а именно: добычи сырья, энергетики, металлургии, химии и машиностроения (рис. 3). Например, София - столица Болгарии - остается важнейшим индустриальным центром и находится на 83-м месте в топ-100 городов мира, которые «славятся» наибольшими пробками на городских дорогах: жители Софии стоят в пробках в среднем 38 мин ежедневно или неделю в год. Загрязнения воздуха усугубляются физико-географическими особенностями - расположение города в Софийской котловине у подножия горы Витоша, что снижает уровень самоочищения воздуха. Города с лучшей экологической ситуацией (6-й и 7-й групп) расположены в основном в северной части и на крайнем западе Европы (см. рис. 3). Положительная экологическая обстановка в Лиссабоне и Порту, вошедших в топ-10 городов региона с минимальным индексом загрязнения в 2013 и 2023 гг., объясняется расположением вблизи побережья Атлантики, где господствуют западные ветры, а также специализацией на отраслях третичного сектора (транспортные услуги, туризм, креативная экономика и т.д.). Типы городов Европы по динамике индекса загрязнения в 2013-2023 гг. Изменение индекса загрязнения в 2013-2023 гг. в городах Европы происходило неравномерно: в 24 из 36 городов, располагающих статистикой на обе даты, экологическая ситуация улучшилась и только в 1/3 исследуемых она ухудшилась (рис. 4). Наибольшие положительные сдвиги наблюдаются в Гааге, Пловдиве, Яссах, Москве и Варне. Для улучшения экологической ситуации в рассматриваемых городах осуществлялись различные меры. Например, в Гааге, городе-лидере по сокращению индекса загрязнения, используют способ очищения речных вод, который позволяет не только очищать водоемы, но и насыщает его кислородом [19]. В Москве осуществлялись программы озеленения и экологический мониторинг: активно строятся дороги-дублеры, развивается метро, все больше общественный транспорт работает на электричестве, а за последние 10 лет создано 30 новых особо охраняемых природных территорий. Улучшение экологической ситуации обусловлено и заметными изменениями в отраслевой структуре экономики столицы РФ: за последние десятилетия постепенно наблюдалось ослабление роли промышленной специализации, особенно сокращение наиболее «грязных» производств - металлургии, нефтехимии [13]. 2023 2013 Изображение выглядит как текст, снимок экрана, программное обеспечение, Мультимедийное программное обеспечение Автоматически созданное описание № Группы городов Интервал индекса загрязнения Условные обозначения 1 С максимальным уровнем загрязнения > 90 2 С высоким уровнем загрязнения 80-89,9 3 С загрязнением выше среднего 70-79,9 4 Со средним уровнем загрязнения 50-69,9 5 С загрязнением ниже среднего 40-49,9 6 С низким уровнем загрязнения 30-39,9 7 С минимальным уровнем загрязнения < 30 Рис. 3. Типология городов Европы по индексу загрязнения в 2013 и 2023 гг. Источник: составлено авторами на основе [23]. 2023 Изображение выглядит как текст, снимок экрана, программное обеспечение, карта Автоматически созданное описание 2013 Изображение выглядит как текст, снимок экрана, программное обеспечение, Мультимедийное программное обеспечение Автоматически созданное описание № City groups Pollution index interval Map marks 1 Maximum pollution >90 2 High pollution 80-89.9 3 Upper-middle-level pollution 70-79.9 4 Middle-level pollution 50-69.9 5 Lower-middle-level pollution 40-49.9 6 Low pollution 30-39.9 7 Minimal pollution <30 Figure 3. Typology of European cities by pollution index in 2013 and 2023 Source: compiled by the authors based on [23]. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, Параллельный Автоматически созданное описание Рис. 4. Динамика индекса загрязнения в городах Европы в 2013-2023 гг., % к 2013 г. Источник: составлено авторами на основе [23]. Fra1Изображение выглядит как текст, Шрифт, снимок экрана, линия Автоматически созданное описание Figure 4. Dynamics of the pollution index in European cities in 2013-2023, % to 2013 Source: compiled by the authors based on [23]. Основная причина улучшения ситуации в Европе - экологическая политика. В 2013-2023 гг. выросло количество зеленых политических движений и повысился уровень ответственности и разумного потребления граждан. Крупнейшей партией такой направленности является Европейская партия зеленых, выступающая за повышение экологической осведомленности и обеспечивающая реагирование на изменение состояния окружающей среды на всех уровнях государственного управления. В 2020-х гг. Европа стала крупнейшим рынком электромобилей в мире благодаря субсидированию правительствами стран данной отрасли. В промышленное производство внедряются энергосберегающие технологии, устанавливаются фильтровальные системы, осуществляется переработка отходов, внедряется экологическая техника, совершенствуется законодательство [15]. Для выявления пространственных тенденций были выделены 5 типов городов с разным изменением индекса загрязнения в 2013-2023 гг.: 1-й тип - максимальное ухудшение экологической ситуации: изменение индекса от 10 до 30 %; 2-й тип - ухудшение ситуации: изменение - от 0 до 9 %; 3-й тип - минимальное улучшение экологической ситуации: изменение от -9 до 0 %; 4-й тип - улучшение: изменение от -29 до -10 %; 5-й тип - максимальное улучшение: изменение - от -30 до -50 %. Города с улучшением экологической ситуации находятся повсеместно в Европе, города с максимальным улучшением (18 городов 4-го и 5-го типов) - в основном на юго-востоке и востоке: в РФ, Болгарии и Румынии. Города, в которых фиксируется ухудшение экологической ситуации (12 городов 1-го и 2-го типа), расположены главным образом в восточной части региона, в странах которой проводимые экологические меры не дали ощутимых результатов (в Польше, Белоруссии, Словакии, Сербии и других странах Восточной Европы). По количеству городов в странах с положительной тенденцией динамики индекса выделяются Румыния и Болгария, а с отрицательной - Польша. В Польше доля электроэнергии, вырабатываемой на угольных электростанциях, достигает 75 %, а значительная часть используемого угля - наиболее грязный бурый уголь [6]. Несмотря на требования соблюдать условия «Зеленого пакта», Польша, в частности Варшава, продолжает вести бескомпромиссную политику. Заключение Проведенное исследование позволило выявить основные тенденции динамики экологической ситуации, характеризующей переход городов Европы к зеленой экономике на современном этапе. 1. Классификация городов по уровню загрязнения, определение наиболее «грязных» и «чистых» городов региона показали тенденцию наличия индустриального характера базовых градообразующих функций у первых и постиндустриального - у вторых. 2. Анализ расположения их в Европе в 2013 и 2023 гг. показал сохраняющуюся тенденцию сосредоточения городов с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией на юго-востоке, а благоприятной - на северозападе. 3. Авторская типология европейских городов по динамике изменения индекса загрязнения за 10 лет дала возможность определить следующие тенденции: - общая ситуация свидетельствует об уменьшении уровня загрязнения; - характерна тенденция концентрации городов с наиболее заметным позитивным трендом в экологической обстановке в странах юго-востока Европы благодаря предпринимаемым зеленым мерам на уровне ЕС и экологически ориентированной трансформации отраслевой структуры их экономики; - однако зафиксированы и города с серьезным отрицательным трендом, которые размещены преимущественно на востоке региона. Яркий пример - города Польши с ухудшением уровня загрязнения, а также Белоруссия и Словакия, в которых экологическая политика пока недостаточна эффективна. 4. Указанные выше тенденции связаны с различиями в исторических и современных особенностях социально-экономического развития восточноевропейских и западноевропейских стран, длительности и активности проведения экологической политики, экологическом самосознании граждан и специфике их географического положения.Об авторах
Марина Николаевна Миронова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: mironova-mn@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3799-6705
SPIN-код: 7306-3940
кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и географии экономического факультета
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Александра Олеговна Неведомская
Российский университет дружбы народов
Email: 1132226666@pfur.ru
студент 2-го курса Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Виктория Вячеславовна Сотникова
Российский университет дружбы народов
Email: 1132222997@pfur.ru
студент 2-го курса Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Алена Рамильевна Массарова
Российский университет дружбы народов
Email: massarova-ar@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-9470-0037
SPIN-код: 1724-6141
ассистент кафедры региональной экономики географии экономического факультета
Российская Федерация, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Бобылева С.Н., Кирюшина П.А., Кудрявцевой О.В. Зеленая экономика и цели устойчивого развития для России: коллективная монография. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019. 284 с.
- Xuemei Bai, Timon McPhearson, Helen Cleugh, Harini Nagendra, Xin Tong. Linking Urbanization and the Environment: Conceptual and Empirical Advances // Annual Review of Environment and Resources. 2017. Vol. 2. P. 215-240. https://doi.org/10.1146/annurev-environ-102016-061128
- Ernstson H. Ecosystems and urbanization: A colossal meeting of giant complexities // Ambio. 2021. Vol. 50. P. 1639-1643. https://doi.org/10.1007/s13280-021-01516-y
- Chen X., Liu C., Yu X. Urbanization, Economic Development, and Ecological Environment: Evidence from Provincial Panel Data in China // Sustainability. 2022. Vol. 14(3). Р. 1124. https://doi.org/10.3390/su14031124
- Yongchi M., Yong J. Ecosystem-based adaptation to address urbanization and climate change challenges: the case of China’s sponge city initiative // Climate Policy. 2023. Vol. 23(2). P. 268-284. https://doi.org/10.1080/14693062.2022.2131503
- Jóźwik B., Gavryshkiv A.-V., Galewska K. Do Urbanization and Energy Consumption Change the Role in Environmental Degradation in the European Union Countries? // Energies. 2022. Vol. 15(17). Р. 6412. https://doi.org/10.3390/en15176412
- Romano B., Sette C., Zullo F., Montaldi C. Landscape Profiles, Urbanization and Environmental Protection in Europe: Is Western the Future Scenario for Eastern? // Current Urban Studies. 2023. Vol. 11. P. 301-318. https://doi.org/10.4236/cus.2023.112016
- Макар С.В. Акценты развития экологической ситуации в России в период модернизации экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10. № 21 (258). С. 11-21.
- Bobylev S.N., Kudryavtseva O.V., Yakovleva Ye.Yu. Regional priorities of green economy // R-Economy. 2015. Vol. 2 (1). P. 148-160. https://doi.org/10.17059/2015-2-12
- Xiong X., Zhou T., Cai T. Land Use Transition and Effects on Ecosystem Services in Water-Rich Cities under Rapid Urbanization: A Case Study of Wuhan City, China // Land. 2022. Vol. 11(8): 1153. https://doi.org/10.3390/land11081153
- Jin P., Wang S., Yin D., Zhang H. Environmental institutional supply that shapes a green economy: Evidence from Chinese cities // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 187(C). https://doi.org/10.1016/j.techfore.2022.122214
- Давыдова И.С. Гапоненко А.В. Проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах // Sciences of Europe. 2017. Vol. 2 (14). С. 3. URL: https://issuu.com/sciencesofeurope/docs/vol-2-no-14-14-2017/3 (дата обращения: 21.07.2023).
- Битюкова В.Р. Экономико-географическая оценка экологических последствий трансформации отраслевой структуры хозяйства регионов и городов России в 2000-2020 гг. // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2022. № 3. С. 416-434.
- Granjou C., Salomon Cavin J., Boisvert V. Researching Cities, Transforming Ecology: An Investigation into Urban Ecology Agendas // Nature and Culture. 2023. Vol. 18(2). P. 148-174. https://doi.org/10.3167/nc.2023.180202
- Соколов Р.Н., Рогожина Е.М., Тихомирова А.Д. Современная экологическая политика Евросоюза: борьба за ресурсы и конфликт интересов в различных сегментах рынка // Конфликтология. 2022. С. 75-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=necufb (дата обращения: 24.07.2023).
- Chobotova V. The role of market-based instruments for biodiversity conservation in Central and Eastern Europe // Ecological economics. 2013. Vol. 95. P. 41-50. URL: https://www.peeref.com/works/9060286 (accessed: 28.07.2023).
- Реброва В. В. Институциональные условия и факторы перехода к «зеленой экономике» // Финансовые рынки и банки. 2021. № 2. С. 35-37.
- Жалбинова С. К. Экологический мониторинг как эколого-экономический механизм природопользования // Евразийское научное объединение. 2019. № 10-4(56). С. 301-305. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385664 (дата обращения: 01.08.2023).
- Илякова И. Е. Внедрение наилучших доступных технологий как фактор становления зеленой экономики: институциональный аспект // Национальная безопасность / nota bene. 2021. №. 5. С. 30-40.
- Pollution Index by City // Numbeo. 2023. URL: https://www.numbeo.com/pollution/rankings.jsp (accessed: 25.06.2023).
![](/img/style/loading.gif)