Оценка влияния автотранспорта на территорию кампуса Российского университета дружбы народов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье отражены результаты исследования, проведенного в рамках проекта «Зеленый кампус», организованного экологическим факультетом Российского университета дружбы народов (РУДН) с целью мониторинга и получения подробной информации о техногенной нагрузке на территорию кампуса РУДН. Приведены данные круглогодичных наблюдений за территорией, которые позволили установить изменчивость техногенной нагрузки от автотранспорта в зависимости от сезонов года. Представлено обоснование инструментального и расчетного методов оценки влияния автотранспорта, а также их сравнение друг с другом. По итогам исследования отстроены диаграммы и карты с определением приоритетных веществ, вносящих наибольший вклад в загрязнение атмосферы.

Полный текст

Введение Объектом исследования является территория кампуса Российского университета дружбы народов (РУДН). За счет различной интенсивности потоков транспорта модуль техногенной нагрузки не только меняется во времени и пространстве, но и постоянно возрастает, что приводит к ухудшению экологического состояния объекта. Территория располагается в Обручевском районе Юго-Западного административного округа Москвы. Площадь территории составляет 1,44 км2, или 144 Га. Территория благоустроена, благополучное состояние растительности поддерживается службой озеленения РУДН. Проблема заключается в том, что городские службы мониторинга не позволяют получить достаточно детальную информацию об объеме техногенных нагрузок, которые испытывает территория университета. В этой связи необходимо изучение территории для решения задач по поддержанию ее благополучного экологическом состояния. Техногенная нагрузка создается преимущественно транспортными потоками улицы Миклухо-Маклая и Ленинского проспекта. Движение по двум другим магистралям - улицам Саморы Машела и Обручева менее интенсивно. Установлено, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. В крупных городах на магистральных улицах сосредотачивается до 3/4 всего автомобильного движения, а это означает, что магистрали загружены в 10 раз больше, чем остальные улицы. При эксплуатации транспорта образуется огромное количество вредных веществ, в том числе продукты трения автошин об асфальт. В некоторых случаях из шин выделяется больше канцерогенных веществ, чем от отработавших газов двигателя [5]. Большей частью это продукты разложения каучуков, за ними следуют полициклические ароматические углеводороды - весьма реакционноспособные и опасные для человека соединения (бензол, ксилол, алифатические амины, формальдегиды и т.д.). Цель настоящей работы - оценка влияния выбросов автотранспорта на территорию кампуса РУДН. Материалы и методы Оценка проводилась на основе построения моделей рассеивания примесей газов, содержащихся в выхлопах, и многократных замеров концентраций углеводородов и других соединений в воздухе на территории кампуса [2; 3]. Результаты и обсуждение Приоритетными веществами, загрязняющими атмосферу от подвижных источников, являются оксиды азота, углеводороды, сажа, углерода оксиды, диоксид серы [3]. Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при разгоне автомобиля, особенно при быстром, а также при движении с малой скоростью. Относительная доля углеводородов и оксида углерода наиболее высока в момент торможения и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Следовательно, наибольшее загрязнение происходит при торможении, частых остановках и езде на малых скоростях. Именно такая ситуация типична для рассматриваемой территории, находящейся в зоне действия светофоров и остановок общественного транспорта. Данные об интенсивности, количестве автомобилей, их типах были предоставлены Центром организации дорожного движения Правительства Москвы с 3-х камер наблюдения. Суммарная оценка загруженности улицы автотранспортом определяется согласно ГОСТ 17.2.2.03-77. Учитываются следующие параметры. Оценка интенсивности движения: низшая - 2,7-3,6 тыс. автомобилей в сутки, средняя - 8-17 тыс., высокая - 18-27 тыс. (магистральная улица и дорога с близлежащей многоэтажной застройкой с двух сторон); скорость ветра 4 м/с; относительная влажность воздуха 65 %; расчетная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях - 820 автомобилей в час и 19 320 за сутки. Состав движения по камерам наблюдений за двух месячный период приведен в табл. 1. Исходные данные на рассматриваемом участке за двухмесячный период Таблица 1 Тип автотранспортного средства Количество автомобилей Одновременность среднее в течение суток максимальное за 1 час Легковой автомобиль, объем 1,8-3,5 л, инж., бензин 12 728 447 + Грузовой автомобиль, г/п от 8 до 16 т, дизель 5056 169 + Автобус, большой, дизель 1080 45 + Автобус, малый, инж., бензин 456 19 + Traffic on the analyzed area for a two-month period Table 1 Type of vehicle Number of cars Simultaneity average during the day maximum for 1 hour Passenger car, engine capacity 1,8-3,5 l, injector engine, petrol 12 728 447 + Truck, from 8 to 16 tons, diesel 5056 169 + Big bus, diesel 1080 45 + Small bus, injector engine, petrol 456 19 + Рис. 1. Интенсивность транспортного потока на ул. Миклухо-Маклая [Figure 1. The intensity of the traffic on the Miklukho-Maklaya Street] Всего за сутки по анализируемому участку дороги (ул. Миклухо-Маклая) проходит 19 320 автомобилей. Согласно ГОСТ 17.2.3.01-86 (Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов) данный отрезок улицы является участком с высокой интенсивностью движения. Около 65 % в этом потоке занимают легковые автомобили; 26 % - грузовые; 7,8 % - автобусы (рис. 1). Метеорологические характеристики задавались с учетом неблагоприятных метеорологических условий по среднемноголетним данным близлежащей метеостанции Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и другой справочной информации (табл. 2). Метеорологические характеристики и коэффициенты, Таблица 2 определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере Москвы Метеорологические характеристики Коэффициенты Коэффициент A, зависящий от температурной стратификации атмосферы 140 Коэффициент рельефа местности 1 Средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года, °С 25,3 Средняя температура воздуха наиболее холодного месяца года -10,7 Среднегодовая роза ветров, %: 8 С СВ 8 В 9 ЮВ 10 Ю 15 ЮЗ 24 З 15 СЗ 11 Скорость ветра U*(м/с), повторяемость превышения которой (по средним многолетним данным) не больше 5 % 6 Meteorological characteristics and coefficients determining the conditions of dispersion of pollutants in the atmosphere of Moscow Table 2 Meteorological characteristics Coefficients Coefficient A, depending on the temperature stratification of the atmosphere 140 The coefficient of the terrain 1 The average maximum outdoor temperature of the hottest month of the year, °C 25.3 The average temperature of the coldest month of the year -10.7 Average annual wind rose, %: 8 N NE 8 E 9 SE 10 S 15 SW 24 W 15 NW 11 Wind speed U*(m/s), the frequency of exceeding which (according to the average longterm data) is not more than 5 % 6 Оценка проводилась для теплого периода с помощью унифицированной программы для ЭВМ - УПРЗА «Эколог» 4.75. Для всех рассматриваемых веществ и групп их суммации расчеты производились в прямоугольной области, охватывающей территорию кампуса РУДН. Расчетные точки располагались в разных условно поделенных зонах кампуса: учебной, жилой, фоновой (лес) и т.д. В каждой расчетной точке рассчитывалась максимальная по величине скорости и направлению ветра концентрация примеси. При расчетах производился перебор направлений и скоростей ветра в соответствии с требованиями методики по алгоритму уточненного перебора скоростей ветра, заложенному в программу «Эколог». Шаг по углу перебора направлений ветра принимался равным 1°. Было выбрано 7 контрольных точек, расположение которых отражено на картах. Расчет выбросов автотранспорта проводился в модуле «Автотранспортное предприятие» программы «ЭКОцентр». Источниками выделений загрязняющих веществ являлись двигатели автомобилей, перемещающихся по улице МиклухоМаклая. Объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу автотранспортом на ул. Миклухо-Маклая Таблица 3 Загрязняющее вещество Используемый критерий Значение критерия, мг/м3 Класс опасности Суммарный выброс вещества код наименование г/с т/год 0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) ПДК м/р 0,20000 3 0,9494364 4,712628 0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) ПДК м/р 0,40000 3 0,0242834 0,765802 0328 Углерод (Сажа) ПДК м/р 0,15000 3 0,0095111 0,299942 0330 Сера диоксид (Ангидрид сернистый) ПДК м/р 0,50000 3 0,0291847 0,920368 0337 Углерод оксид ПДК м/р 5,00000 4 1,6109333 50,802394 2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) ПДК м/р 5,00000 4 0,1773111 5,591683 2732 Керосин ОБУВ 1,20000 0,0332889 1,049798 Всего веществ: 7 2,8339489 64,142615 в том числе твердых: 1 0,0095111 0,299942 жидких/газообразных: 6 2,8244378 63,842673 Группы веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия: 6204 (2) 301 330 Table 3 Volumes of pollutants emitted into the atmosphere by vehicles on Miklukho-Maklaya Street Pollutant Criterion used Value of the criterion, mg/m3 Hazard class The total emissions of the substance code name g/s t/year 0301 Nitrogen dioxide (Nitrogen (IV) oxide) MPC м/р 0.20000 3 0.9494364 4.712628 0304 Nitrogen (II) oxide (Nitrogen oxide) MPC м/р 0.40000 3 0.0242834 0.765802 0328 Carbon (Soot) MPC м/р 0.15000 3 0.0095111 0.299942 0330 Sulfur dioxide MPC м/р 0.50000 3 0.0291847 0.920368 0337 Carbon monoxide MPC м/р 5.00000 4 1.6109333 50.802394 2704 Gasoline (oil, low-sulfur) (in terms of carbon) MPC м/р 5.00000 4 0.1773111 5.591683 2732 Kerosene ASLOE 1.20000 0.0332889 1.049798 All substances: 7 2.8339489 64.142615 including solid: 1 0.0095111 0.299942 liquid/gaseous: 6 2.8244378 63.842673 Groups of substances having the effect of combined harmful effect: 6204 (2) 301 330 Выбросы i-го вещества при движении автомобилей по расчетному внутреннему проезду MПР ik рассчитывались по общеизвестной формуле k MПР i = å mL ik · L · Nk · DР · 10-6, т/год, k=1 где mLik - пробеговый выброс i-го вещества (г/км) автомобилем k-й группы при движении со скоростью 10-20 км/ч; L - протяженность расчетного внутреннего проезда, км; Nk - среднее количество автомобилей k-й группы, проезжающих по расчетному проезду в течение суток; DР - количество расчетных дней. Максимальный разовый выброс i-го вещества Gi рассчитывался по формуле k Gi = å mL ik · L · N′k / 3600, г/c, k=1 где N′k - количество автомобилей k-й группы, проезжающих по расчетному проезду за 1 час, характеризующийся максимальной интенсивностью проезда автомобилей. Из результатов расчетов максимального разового выброса для каждого типа автотранспортных средств в итоговые результаты по источнику занесены наибольшие значения, полученные с учетом нестационарности во времени движения автотранспортных средств [1]. Рис. 2. Доля выбросов загрязняющих веществ на ул. Миклухо-Маклая, т/год [Figure 2. Share of pollutant emissions on Miklukho-Maklaya Street, t/year] Динамика показана в долях предельно-допустимой концентрации вредных веществ (ПДК) с помощью изолиний. Изолинии отстраивались по программе УПРЗА «Эколог» 4.75 для каждого приоритетного вещества. В качестве примера приведем данные по диоксиду азота (рис. 3). По остальным веществам превышений норматива в 0,8 ПДК не наблюдается. Для детализации оценки влияния выбросов автомобильного транспорта на прилегающие территории использовался метод профилирования, указывающий на возможности рассеивания выбросов в придорожной зоне. Выбор профилей производился с учетом интенсивности движения, расположения светофоров, остановок, а также структуры прилегающей территории. Было намечено 6 профилей, которые репрезентативно отражают существующую обстановку (рис. 4). Первый профиль проложен вдоль Ленинского проспекта, от пересечения с ул. Миклухо-Маклая по направлению в центр. Цель его построения - определить автомобильные выбросы в зависимости от накопления транспорта у светофора. Второй профиль расположен перпендикулярно первому и призван оценить распространение выбросов в условиях прилегающей лесопарковой зоны. Третий профиль выбран также по направлению к лесной зоне с противоположной стороны с целью сопоставления отсутствия влияния автомобильного движения. Четвертый профиль направлен перпендикулярно ул. Миклухо-Маклая в сторону студенческого городка и характеризует распределение загрязнений в условиях плотной застройки. Пятый профиль, направленный по центру административной зоны, характеризует изменения выбросов с учетом защитной зеленой зоны. Шестой профиль расположен вдоль корпуса гуманитарных и социальных наук, характеризует периферийную зону с относительно слабым движением автотранспорта. Рис. 3. Карта рассеивания концентрации диоксида азота (301) с расположением расчетных точек (РТ): РТ 1 (4,25 ПДК), РТ 4 (1,03 ПДК) - у дороги; РТ 2 (0,6 ПДК) - в фоновой зоне; РТ 3 (2,12 ПДК) - в жилой зоне; РТ 5 (1,03 ПДК), РТ 6 (0,84 ПДК) - в учебной зоне, РТ 7 (0, 83 ПДК) - в учебной зоне. Пунктирной линией обозначена граница изолинии в 0,8 ПДК, за пределами которой превышение норматива от заданного площадного источника - ул. Миклухо-Маклая не наблюдается. [Figure 3. Map of dispersion of nitrogen dioxide concentration (301) with location of calculated points (RT): РТ 1 (4,25 MPC), РТ 4 (1,03 MPC) - hear the road; РТ 2 (0,6 MPC) - in the background area; РТ 3 (2,12 MPC) - in the residential area; РТ 5 (1,03 MPC), РТ 6 (0,84 MPC), РТ 7 (0, 83 MPC) - in the study area] Рис. 4. Изолинии концентраций монооксида углерода по замеренным в 33 точках данным (стрелками указаны направления генеральных профилей) [Figure 4. Contours of concentration of carbon monoxide data measured at 33 points (the arrows indicate the direction of the general profiles)] Построение профилей проводилось по оцифрованным картам в программе Surfare по фиксированным точкам через 50 метров. Конфигурация профилей не совпадет между собой, что свидетельствует о крайне разнообразных условиях распространения выбросов. Это обусловлено различными типами прилегающей территории, а также местными климатическими изменениями (локальными направлениями ветра, ориентацией застройки, наличием растительности и, конечно, интенсивностью движения автотранспорта). В качестве примера приводятся данные по направлению от Ленинского проспекта к лесопарку. Данный метод позволяет проследить путь распространения вещества и оценить зоны влияния автотранспорта. На профиле ярко выражена буферная функция лесопарка, прилегающего к жилой зоне РУДН. Примером отсутствия растительности служит профиль от ул. Миклухо-Маклая через деловую и социально-активную зону главного корпуса РУДН. В данной зоне защитные свойства растительности выражены слабее по сравнению с другими направлениями. Конфигурация данного профиля обусловлена одновременным влиянием двух источников автотранспорта: ул. Миклухо-Маклая (100-200 м) и с противоположной стороны ул. Саморы Машела (300 м). По направлению Рис. 5. Изменение концентрации монооксида углерода на расстоянии от Ленинского проспекта до Юго-Западного лесопарка . . . . Figure 5. The change in the concentration of carbon monoxide from Leninsky Prospekt to the South-West Forest Park на Рис. 6. Изменение концентрации монооксида углерода от ул. Миклухо-Маклая через деловую и социально-активную зону главного корпуса университета . . . . . Figure 6. Change of carbon monoxide concentration from Miklukho-Maklaya Street through the business and social-active zone of the main building of the University Ниже приводится таблица оценки влияния движения автотранспорта на прилегающую территорию. Оценка влияния автотранспорта на прилегающую территорию Таблица 4 Граница зон влияния, м СО NO2 H2S Cажа Шум Профиль № 1 300 500 300-500 350 500 Профиль № 2 150 100 150 50 300 Профиль № 3 100 450 600 500 150 Профиль № 4 150 200 50 200 200 Профиль № 5 250 400 0-200; 400-600 0-200; 300-400 350 Профиль № 6 500 500 200-600 0-300; 400-600 600 Assessment of the impact of vehicles on the surrounding area Table 4 Border zones of influence, meters СО NO2 H2S Carbon Noise Profile No. 1 300 500 300-500 350 500 Profile No. 2 150 100 150 50 300 Profile No. 3 100 450 600 500 150 Profile No. 4 150 200 50 200 200 Profile No. 5 250 400 0-200; 400-600 0-200; 300-400 350 Profile No. 6 500 500 200-600 0-300; 400-600 600 Заключение По итогам исследования определена расчетная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях по ул. Миклухо-Маклая: 820 автомобилей в час и 19 320 за сутки. Произведен расчет максимального разового и валового выброса с целью определения превышений норматива в 0,8 ПДК в зоне кампуса. Его величина по ул. Миклухо-Маклая в районе кампуса РУДН составила 64,1 т/г. Из них максимальное значение приходится на оксид углерода - 50 т/г. Приоритетными загрязнителями также выступают диоксиды азота, сажа. Непосредственными замерами определены уровни загрязнения воздуха, шумовых нагрузок, электромагнитных полей. Превышение среднесуточных ПДК в воздухе кампуса выявлено по концентрации диоксида азота (превышение - 15 ПДК). Также превышен уровень шума - до 80 дБ (норматив - 45 дБ). Результаты замеров визуализированы: созданы схемы техногенных нагрузок (карты загрязнений, шумовых нагрузок и др.). В результате анализа графических построений выявлено, что наиболее сильное аэральное загрязнение территории кампуса происходит со стороны Ленинского проспекта и сравнительно меньше - с ул. Миклухо-Маклая, хотя Ленинский проспект находится дальше. Это объясняется более интенсивным потоком автомобильного транспорта и длительностью стоянки на регулируемом светофором перекрестке. Кроме того, определенный вклад вносят автобусные остановки, расположенные непосредственно вблизи кампуса.

×

Об авторах

Дарья Викторовна Боева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: bodasha97@yandex.ru

магистрант экологического факультета Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Александр Петрович Хаустов

Российский университет дружбы народов

Email: khaustov_ap@rudn.university

доктор геолого-минералогических наук, профессор, профессор кафедры прикладной экологии Российского университета дружбы народов, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Алексеев С.В. Справочная таблица 6П2В. М., 1987.
  2. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб.: НИИ Атмосфера, 2005.
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1998.
  4. Дополнения и изменения к Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1999.
  5. Третьяков О.Б., Корнев В.А., Кривошеева Л.В. Воздействие шин на окружающую среду и человека. М.: Нефтехимпром, 2006. 154 с.

© Боева Д.В., Хаустов А.П., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах