Приоритеты студентов российских вузов: обучение, семья, работа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На материалах проведенного в 2018 году опроса российских студентов в статье обозначены их представления о развитии жизненных траекторий, в том числе - о взаимоотношениях молодых людей, вступлении в брак, создании семьи, рождении детей, ответственности за поступки в межличностном пространстве, взаимодействии с родителями, получении образования и выстраивании карьеры. Авторы выбрали метод виньеток c включением пяти факторов-ценностей, связанных с определением жизненной траектории обучающихся. Использование виньеток и логистической регрессии позволило подтвердить наиболее значимые ценности студентов (независимые переменные) по их одобрению поступков героев виньеток (зависимая переменная). В период обучения в бакалавриате получение высшего образования является приоритетом по сравнению с созданием семьи, рождением ребенка, трудоустройством и поддержкой родителей. Ценность образования важнее ценности создания семьи в 2,3 раза и важнее рождения ребенка в 3,1 раза. При оценке поступков предпочтение образования более характерно для юношей. Замужество и создание семьи в студенческие годы одобряют, прежде всего, девушки. Одобрение вступления в брак и создания семьи у юношей составляет 29%, у девушек - 96%, рождение ребенка - соответственно, 19% и 30%, включенность в занятость приветствуется только для девушек-героинь виньеток (21%), а важность поддержки родителей - только для юношей. Образование имеет безусловный приоритет для всех респондентов, но для девушек в студенческие годы одобряется более насыщенная траектория: получение высшего образования, создание семьи, рождение ребенка, наличие работы или подработки. В традиционном понимании семья и дети - важная составляющая жизни, но для современной девушки необходим и модернистский выбор - нацеленность на карьеру, включение в занятость.

Полный текст

У значительной части молодежи отправные точки жизненной траектории намечаются в период обучения в вузе — получение образования, начало трудовой деятельности, развитие личных отношений, выбор брачного партнера, вступление в брак, в некоторых случаях — рождение ребенка. Вместе с тем молодые люди выбирают приоритеты, ранжируя или совмещая их в соответствии с жизненными ценностями. Например, в рейтинге стратегий достижения успеха студенты поставили на первое и второе места открытие собственного дела («создать свой бизнес» — 69,6%) и освоение профессиональных навыков («хорошо учиться, а затем профессионально работать» — 54,3%) [5]. Более половины студентов в России работают, и основной мотив совмещения работы и учебы — не обеспечение себя материально, а приобретение опыта (61% против 43%) [8].

Важными составляющими жизни для студентов являются создание семьи и рождение ребенка, причем ключевым стимулом является желание иметь семью, которое усиливается при наличии работы и постоянного дохода [9]. Однако в то же время снижается ценность юридического брака [3].

Активность студенческой молодежи в определении своей жизненной траектории в период получения высшего образования стало причиной выбора студентов в качестве исследуемой группы — для изучения социетальной реакции студентов на поведение своих ровесников (потенциальных одногруппников, однокурсников или обучающихся в другом российском вузе) в тех или иных ситуациях, связанных с развитием жизненных траекторий. При этом их опыт в части принадлежности к одной социальной группе (студенческой молодежи) схож: обучение, материальная и моральная зависимость от родителей, начало формирования личных отношений, карьерные планы и другие очевидные для большинства студентов характеристики. Исследование социальных установок позволяет понять приоритеты молодых людей в период обучения и проанализировать взаимосвязь между мнением студентов и их характеристиками, в том числе — в гендерном разрезе. В 2018 году было опрошено 404 студента бакалавриата РУДН — университета, который по соотношению обучающихся жителей Москвы, Московской области и регионов типичен для столичных вузов, т.е. можно предположить, что результаты опроса будут релевантны и для других российских вузов.

В качестве метода был выбран опрос из двух частей: 1) изучение установок с использованием закрытых и открытых вопросов и получение информации о социально-экономических и демографических характеристиках респондентов; 2) изучение представлений студентов о развитии жизненных траекторий, репродуктивном поведении, взаимоотношениях между молодыми людьми, вступлении в брак, создании семьи, рождения детей, ответственности за поступки в межличностном пространстве, взаимодействии с родителями, получении образования и выстраивании карьеры.

Эмпирические исследования ценностей и убеждений сложны в методологическом плане, поскольку затрагивают теоретические и философские вопросы о связи индивидов с социальными структурами, о том, в какой мере действия человека отражают его мировоззрение (и может ли эта связь быть вербализована), каким образом действия людей формируются культурными предписаниями и идеологическими силами. Эти проблемы усугубляются ограничениями опросных методик (формулировки и кодирование вопросов, «грубые» шкалы измерения) [12]. В исследованиях общественного мнения сложно избежать амбивалентности, которая часто возникает у респондентов в принятии решений и суждениях на основе абстрактной и ограниченной информации. В таких случаях целесообразно использовать метод виньеток — кратких историй, описаний гипотетических героев, находящихся в определенных отношениях и обстоятельствах [см., напр.: 10]. Метод помогает респонденту дать более конкретный ответ, чем на краткий вопрос в анкете (приближает респондента к реальному суждению о ситуации) [16]. Вопрос о гипотетических героях и ситуациях в виньетках в некоторой степени позволяет избежать отсылки к личным отношениям и узнать мнение по сензитивным вопросам, что также позволяет снять ограничения личного опыта и обстоятельств [13].

Виньетки помогают извлечь материал об общих понятиях и правилах, какими должны быть отношения в обществе, например, мораль семейных отношений [19]. Конечно, респонденты могут не придерживаться высказанного взгляда на ситуацию безоговорочно и при любых обстоятельствах, поскольку изучать мнение о ситуации — это не то же самое, что задавать человеку вопрос о том, что он лично будет делать или мог бы сделать в аналогичной ситуации [13]. Тем не менее, в некоторых случаях респонденты давали в отношении действий героев виньеток ответы, схожие с тем, как они сами вели бы себя в реальной жизни [18]. Выражая мнение о том, как должны поступить другие люди, респонденты обычно имеют обоснование, почему следует поступить именно так, и каждый реагирует на ситуацию в виньетках в соответствии со своими культурными, эмоциональными особенностями, ценностными ориентациями и установками [15; 17].

В нашем исследовании в каждой виньетке присутствуют герои — парень и девушка, находящиеся в определенных личных (романтических) отношениях, развивающихся позитивно, негативно или нейтрально. Анализ литературы [см., напр.: 7; 14] и интервью (предваряющее опрос) со студентами определили выбор пяти основных факторов-ценностей для включения в виньетки — они определяют развитие жизненной траектории молодых людей в период студенчества: 1) обязательное получение высшего образования (продолжение, завершение обучения в вузе или отказ от него); 2) включение в занятость (наличие или отсутствие работы, подработки); 3) вступление в брак (отношение к развитию романтических отношений и созданию семьи); 4) поддержка родителей, в том числе в вопросах получения образования, начала трудовых отношений, создания семьи, рождения ребенка; 5) рождение ребенка (планирование, принятие решения о его рождении или отказ от рождения, включая аборт).

Были составлены 32 истории (действия-ситуации), описывающие все возможные комбинации отобранных факторов как для девушки, так и для юноши. Число способов выбора равно nk, где: n=2, а k= число признаков, т.е. 25=32. Соответственно, респондентам было предложено оценить 32 истории для каждого героя: получилось 32 истории юношей и 32 истории девушек. Всего студенты отвечали на 64 вопроса по 32 виньеткам. После каждой истории использовалось два набора вопросов: правильно ли в указанной ситуации (1) поступила девушка, (2) поступил юноша. В отношении действий каждого героя респондент давал ответ «да, правильно» («1»), «нет, не правильно» («0») или «зависит от обстоятельств». В последнем случае респондента просили уточнить, от каких обстоятельств это может зависеть [см., напр.: 13]. Таким образом, получилось 64 ответа о поведении юношей и девушек, которые варьируют по пяти дихотомическим признакам (факторам-ценностям) [см., напр.: 6].

Факторы, включенные в описание ситуаций, статистически независимы, т.е. не коррелируют друг с другом. При выборе переменных мы отказались от включения в виньетки такого важного фактора, как материальная обеспеченность, поскольку он может быть связан с такими факторами, как занятость (подработка студента) или родительская поддержка. Но фактор материального благополучия в виньетках присутствует косвенно, когда говорится о том, что студенту помогают (могут помочь) родители или он подрабатывает. Иными словами, избежать отсутствия взаимосвязи или ошибочного суждения о влиянии фактора бывает сложно.

В виньетках представлен контекст (дополнительные детали), что позволяет респондентам стандартизировать предложенные детали [12]. В качестве контекста выступают дополнительные факторы обстоятельств и взаимоотношений, в том числе третьих лиц — родителей, которые способны повлиять на взаимоотношения. В сложных виньетках, связанных с установками и проблематичными жизненными обстоятельствами, невозможно исключить влияние второстепенных факторов, описывающих контексты. Например, поддержка родителей может быть не только материальной, но и психологической, влияя на выбор студентов с большей силой, чем просто материальный фактор.

В каждой виньетке о факторе говорится как о присутствующем в жизни героя или отсутствующем (например, герой мог подрабатывать или не подрабатывал). Факторы присутствуют в ситуации виньеток как данность или как выбор, например, герой подрабатывал или решил начать подрабатывать, продолжить обучение в вузе или бросить университет. В одной истории поступки героев могут быть похожими или разными: например, оба героя принимают решение начать подрабатывать или один из героев начинает подрабатывать, а второй сосредоточен на учебе и подрабатывать не собирается. Персонажи и сюжетная линия виньеток должны быть правдоподобными, но во многих исследованиях присутствуют истории, события которых могут восприниматься респондентами настороженно [12]. В нашем случае наибольшей критике подверглась самая трагичная история, герои которой расстаются и принимают решение бросить университет. Вместе с тем в ходе обсуждения истории во время пилотажа стало понятно, что и такие нетипичные истории случаются.

Сложность подготовки виньеток потребовало проведения двух пилотажей, в рамках которых с респондентами были обсуждены истории, герои и терминология. К каждому из героев у респондентов складывалось определенное отношение: симпатия, антипатия, сочувствие и др. В подготовительный период истории переписывались несколько раз — пока не стали краткими (без лишних разъяснений) [см., напр.: 14] и однозначно понятными, включая и характеристики героев. В ходе обсуждения стало очевидно, что участники пилотажа хотели бы видеть, прежде всего, благополучное развитие взаимоотношений студентов, но приводили и негативные примеры из реальной жизни.

Пример виньетки: Виктор и Алина — магистранты. Девушка — отличница, работает в престижной компании. Виктор подрабатывает официантом. Родители — малообеспеченные пенсионеры. Девушка забеременела: ребята женятся, ждут ребенка. В академический отпуск и декрет идет Виктор, а Алина продолжает учебу и строит карьеру, став добытчиком в семье. Вопрос 1: считаете ли Вы позицию Алины верной? Вопрос 2: считаете ли Вы позицию Виктора верной? В данной виньетке присутствуют факторы включения в трудовую деятельность и получение образования у девушки. Родители помогать в уходе за ребенком и материально молодой семье не смогут (это очевидно по тому, что парень отказывается от учебы и работы, чтобы заниматься ребенком). Присутствует факторы создания семьи и рождения ребенка.

Итак, половина студентов бакалавриата, участвовавших в исследовании, еще не начали строить личные отношения с противоположным полом (53,1%), треть (36,2%) встречаются, 5,5% живут вместе, но брак не оформили, 1,7% состоят в браке. Хотели бы жениться или выйти замуж 86,6% молодых людей, 13,4% брак не планируют. Для большинства оптимальный возраст вступления в брак — 23–25 лет (44%), для каждого десятого — не позднее 22 лет, 28,4% хотели бы связать себя узами брака в более зрелом возрасте. Средний возраст для юношей — 23 года (медиана — 26, максимальный возраст — 40), для девушек — 22 года (медиана — 24, максимальный возраст — 35). Большинство планируют найти спутника жизни, создать семью, воспитывать детей (84,4%), 15,6% детей не планируют. Из тех, кто хочет выйти замуж (жениться), только 5,7% заявили, что не желают иметь детей. Идеальная модель семьи не совпадает с ожидаемой: желают детей больше, чем ожидают: практически каждый четвертый хотел(а) бы иметь многодетную семью — троих детей [эти данные сопоставимы с другими исследованиями: 7].

Для анализа данных на основе одних и тех же опросников были созданы две базы: респондентов (404 анкеты опрошенных студентов) [см.: 14]; реакций на каждый фактор виньетки (25856 наблюдений/ответов — 32 виньетки повторяются 404 раза, т.е. 12928, но в отношении каждой виньетки даются два ответа — юноши и девушки). Каждый фактор в обеих базах представлен дихотомическими переменными, что позволяет использовать логистическую регрессию.

Согласно первой базе респонденты показали как положительную, так и отрицательную реакцию на поступки каждого героя историй, описанных в виньетках. Ранжирование ответов по положительной реакции позволило определить уровень консенсуса в отношении приоритетов героев виньеток. Ответы респондентов были разделены на четыре основные группы: 1) ядро — поведение молодых людей, которое получило максимальное одобрение — соответствует высокому уровню консенсуса в студенческой группе (более 59% положительных ответов — одобряют поступок юноши и одобряют поступок девушки), и чаще всего это связано с выбором героями в качестве приоритета образования и основных российских ценностей — создания семьи, начала трудовой карьеры; 2) интегрирующий резерв — 45–59% одобряют поступки героев виньеток, которые выбирают образование; 3) оппонирующий дифференциал — 30–44,9% одобряют все варианты развития событий в зависимости от обстоятельств; в половине случаев оправдывают отказ от обучения, создания семьи, ребенка, работы и помощи родителей; 4) конфликтная периферия (менее 30%) — респонденты чаще остальных одобряют поступки, связанные с отказом от обучения [использована методология Н.И. Лапина по определению консенсуса в обществе: 4; 6].

Результаты дискриминантного анализа пошаговым методом для выборки в целом по второй базе показывают, что три из пяти исходных факторов-ценностей оказывают статистически значимое влияние на конечный результат — вывод, который делают студенты в отношении поступков героев виньеток (правильно они поступают или нет, выбирая получение высшего образования, вступление в брак/создание семьи, рождение ребенка, взаимоотношения с родителями). Фактор наличия работы/подработки и фактор поддержки родственников не обладают разделяющими дискриминирующими особенностями, позволяющими делать вывод о поступках героев в целом по выборке (Табл. 1).

 

Таблица 1. Результаты дискриминантного анализа, критерии равенства групповых средних

Факторы — ценности

Лямбда Уилкса

Разность средних значений

Значимость

1. Брак/семья

0,989

269,93

0,000

2. Образование

0,910

2466,44

0,000

3. Работа/подработка

1,000

4,03

0,045

4. Поддержка родителей

1,000

2,80

0,094

5. Рождение ребенка

0,999

34,55

0,000

Для факторов ценностей 1 и 2 характерна значимость ***p<0,001 и значение статистики Уилкса в интервале [0, 1], что свидетельствует о хорошей дискриминации (разность средних значений наибольшая).

Аналогичная процедура была проведена в гендерном разрезе. Когда юноши-студенты дают ответы в отношении поступков юношей, то значимы факторы, характеризующие получение образования, создание семьи и поддержку родителей. При анализе ответов девушек в отношении юношей значимы факторы получения образования, создания семьи и включения в трудовую деятельность. При анализе ответов юношей в отношении девушек и девушек в отношении девушек значимы факторы образования, создания семьи, работы/подработки и рождения ребенка.

Подтвердить наиболее значимые ценности для студентов позволяет логистическая регрессия, где в качестве зависимой переменной выступило «одобрение респондентами поступков героев при наличии факторов-ценностей»), а в качестве независимых — факторы-ценности и пол. Анализ проводился три раза при наличии пяти факторов-ценностей в качестве независимых переменных: 1) для всей выборки в отношении поступков юношей и девушек в целом (зависимая переменная «одобрение поступков героев»); 2) зависимая переменная «одобрение респондентами поступков юношей»; 3) зависимая переменная «одобрение респондентами поступков девушек» (Табл. 2). Каждый анализ включал две модели: первая содержала все факторы-ценности в качестве независимых переменных, во вторую модель вводилась контрольная переменная — пол.

 

Таблица 2. Коэффициенты логистической регрессии для зависимых переменных (факторов) «вступление в брак/создание семьи», «рождение ребенка» (Exp (B))

Независимые
переменные/факторы
(ценности
и пол респондента)

Зависимые переменные — одобрение респондентами поступков
(при наличии факторов — независимых переменных)

всех героев

юношей

девушек

модель 1

модель 2

модель 3

модель 4

модель 5

модель 6

Брак/семья

1,58***

1,59***

1,29***

1,29***

1,96***

1,96***

Образование

3,63***

3,64***

3,44***

3,44***

3,87***

3,88***

Работа/подработка

1,05

1,05

−0,92*

−0,99*

1,21***

1,21***

Помощь родственников

1,05

1,05

1,08*

1,08*

1,02

1,02

Рождение ребенка

1,19***

1,19***

1,09*

1,09*

1,30***

1,30***

Юноши, 30,4%

 

1,23***

 

1,22***

 

1,24***

Постоянная

−0,23***

0,21***

−0,29**

−0,27***

−0,18***

−0,16***

R-квадрат Кокса и Снелла

для всех моделей: p<0,001

0,1

0,101

0,087

0,088

0,119

0,121

Включено в анализ N

(всего 25856)

24939

24939

12451

12451

12488

12488

-2 Log-правдоподобие

30891,16

30843,02

15627,86

15604,96

15167,88

15142,58

***p<0,001; **p<0,01; *p<0,05

В период обучения в бакалавриате получение высшего образования как приоритета по сравнению с созданием семьи, рождением ребенка и включением в занятость очевидно (модель 1, 2). Фактор-ценность образования (3,63) важнее ценности создания семьи (1,58) в 2,3 раза и важнее рождения ребенка в 3,1 раза. При оценке поступков девушек это отношение равно 2, а при оценке поступков юношей — 2,6 (модели 5, 6). Замужество и создание семьи в студенческие годы одобряется, прежде всего, для девушек (независимо от пола респондента). Вероятность одобрения респондентами поступка юноши при вступлении в брак/создании семьи — 29% (модель 3, 4), девушки — 96% (модель 5, 6). Рождение ребенка, вероятно, поддерживается как для девушек (30%), так и для юношей (19%). Включенность в занятость приветствуется только для девушек (21%). Выбор помощи родственников поддерживается только для юношей (сложно содержать семью без поддержки старшего поколения). Образование имеет безусловный приоритет для всех респондентов, но для девушек в общем одобряется одновременный выбор нескольких траекторий: обучение, создание семьи, рождение ребенка и занятость. При характеристике родительства девушки демонстрируют как позитивные, так и негативные представления, при этом дети являются доминантой сформированного образа семьи, а процесс их воспитания пронизан идеей полезности [1]. В целом с 2007 года главным остается получение образования до вступления в брак, на втором месте — хорошая работа по профессии, причем значимость образования повысилась и для юношей, и для девушек — девушки, как и юноши, хотят быть образованными и экономически независимыми [3].

Метод виньеток позволил исследовать обыденные представления студентов о приоритетах сверстников в период обучения в вузе в совокупности с жизненными ориентирами на получение образования, включение в занятость и коммуникации с близкими людьми (родителями, партнером). В зависимости от ситуаций и участников виньеток студенты готовы поддерживать или не поддерживать действия сверстников в разных жизненных ситуациях. Большинство студентов планируют свою жизнь и одобряют поступки других студентов в соответствии с традиционными ценностями: создание семьи, рождение детей, включение в трудовую деятельность. Однако в качестве основной ценности студенты определили получение высшего образования. Замужество и создание семьи в студенческие годы одобряется, прежде всего, для девушек, что согласуется с желанием большинства девушек выйти замуж и родить ребенка в более молодом возрасте, чем у юношей.

Образование имеет безусловный приоритет для всех респондентов. Но для девушек в целом одобряется одновременный выбор нескольких траекторий: обучение, создание семьи, рождение ребенка и занятость. Это может быть связано с тем, что в традиционном понимании для женщин семья и дети должны быть на первом месте, но для современной девушки желателен одновременно традиционный и модернистский выбор — не отказываться ни от семьи, ни от карьеры. И девушкам, выбравшим карьеру (завершение обучения, работу) и семью (рождение ребенка), бывает сложно все совместить.

×

Об авторах

Инна Борисовна Назарова

Высшая школа экономики

Автор, ответственный за переписку.
Email: nazarova@hse.ru

доктор экономических наук, ведущий эксперт Центра социального предпринимательства и социальных инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов

ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000, Россия

Мария Петровна Зеленская

Российский университет дружбы народов

Email: maria_perova@mail.ru

аспирантка кафедры социологии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Багирова А.П., Шубат О.М. Семья и родительство сквозь призму мнений студенток // Социологические исследования. 2017. № 7.
  2. Гурко Т.А., Орлянский С.А., Тарченко В.С. Поведение и установки студентов в частной сфере // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4.
  3. Гурко Т.А., Тарченко В.С. Динамика брачных установок и планов студентов // Социологические исследования. 2019. № 7.
  4. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6.
  5. Михайлова Е.А., Черкасова Т.В. Ценностно-мотивационные ориентации студентов в современных социально-политических реалиях (на примере Республики Башкортостан) // Социологический журнал. 2015. № 2.
  6. Назарова И.Б., Зеленская М.П. Брак, семья, обучение: установки и представления студентов // Социологические исследования. 2019. № 7.
  7. Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи (обзорная статья) // Ежегодник ИНИОН РАН / Под ред. В.И. Герасимова. Ч. 3. Вып. 12. М., 2017.
  8. Нарбут Н.П., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Жизнь студента в европейском измерении // Социологические исследования. 2017. № 5.
  9. Панова Е.А., Андрюшина Е.В., Григорьева Н.С. Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи (результаты компаративного анализа данных опроса за 2008 и 2019 гг.) // Государственное управление. 2019. № 77.
  10. Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Метод виньеток в социологических исследованиях: методологические принципы и методические решения // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. Т. 15. № 4.
  11. Троцук И.В., Парамонова А.Д. «Статус» института семьи в современном обществе и семейно-брачные ценности молодежи // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2016. Т. 16. № 3.
  12. Alexander C.S., Becker H.J. The use of vignettes in survey research. Public Opinion Quarterly. 1978; 42 (1).
  13. Finch J. The vignette technique in survey research. Sociology. 1987; 21 (1).
  14. Ganong L.H., Coleman M. Multiple segment factorial vignette designs. Journal of Marriage and Family. 2006; 68 (2).
  15. Jones C., Aronson E. Attribution of fault to a rape victim as a function of respectability of the victim. Journal of Personality and Social Psychology. 1973; 26.
  16. Nosanchuk T.A. The vignette as an experimental approach to the study of social status: An exploratory study. Social Science Research. 1972; 1.
  17. Ponza M., Duncan G.J., Corcoran M., Groskind F. The guns of autumn?: Age differences in support for income transfers to the young and old. Public Opinion Quarterly. 1988; 52 (4).
  18. Rahman N. Caregivers’ sensitivity to conflict: The use of vignette methodology. Journal of Elder Abuse and Neglect. 1996; 8.
  19. Voysey M. A Constant Burden: The Reconstruction of Family Life. London; 1975.

© Назарова И.Б., Зеленская М.П., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах