Антисемитизм вчера и исламофобия сегодня: взгляд из Центральной Европы

Обложка

Аннотация


Автор предпринимает попытку сопоставить средневековый и раннесовременный дискурсы ан-тисемитизма с нынешним исламофобским дискурсом, фокусируясь на ситуации в Центральной Ев-ропе в целом и в Чехии в частности. Статья описывает тот широкий контекст, в котором сегодня формируется исламофобия в Чехии, утверждая, что в последние годы по всей стране ее проявления усилились и расширились, несмотря на то, что для Чехии преимущественно характерен позитивный исторический опыт принятия мигрантов из мусульманских стран (истоки различных форм нынешне го взаимодействия принимающего сообщества с мусульманским меньшинством можно проследить до 1970-х гг.). Большинство чешских мусульман сегодня (и на протяжении длительного времени) прекрасно интегрированы или ассимилированы в чешское общество. Соответственно, исламофобия в Чехии представлена автором как своего рода парадокс: это скорее «продукт» (результат и следст-вие) повседневных стереотипных интерпретаций и некорректного восприятия международных событий (например, так называемой «международной борьбы с террором»), чем «продукт» по-вседневных непосредственных контактов с мигрантами в своей стране (т.е. рутинных личных взаи-модействий с представителями мусульманского меньшинства). Вторая часть статьи посвящена исла-мофобскому дискурсу, который сегодня явно формируется в Чехии: автор обозначает несколько ключевых тематик и понятий, которые отчетливо «роднят» данный дискурс с хорошо известным феноменом антисемитизма, или историческим предшественником исламофобии: «внутренний враг», «угрозы безопасности», «тайный заговор ради мирового господства», «иной/чужак, не вписывающийся в европейское общество в культурном, религиозном и ином отношениях», «бесполезный мигрант, живущий за счет (христианского) большинства», «жертвенный агнец» и, наконец, «сообщество, стремящееся отделиться и создать параллельную систему ценностей и институтов» (чтобы пре-дотвратить свою интеграцию в чешское или центрально-европейское общество). В определенной степени исламофобия сегодня возрождает прежний антисемитский дискурс, поскольку конструирует аналогичный образ мусульманина (опасного чужака/иного), отражающий негативные черты образа еврея и иудаизма, которые были использованы накануне холокоста в целях его оправдания

K Черны

karlos.cernoch@post.cz
Карлов Университет У Криже 8, 15800 Прага-5, Чехия

  • Černý K. Nad Evropou půlměsíc. Praha: Karolinum; 2015.
  • Hamannová B. Bertha von Suttner. Život pro mír. Praha: Prostor; 2007.
  • Hamannová B. Hitlerova Vídeň. Diktátorova učednická léta. Praha: Prostor; 2011.
  • Laqueur W. Měnící se tvář antisemitismu. Praha: Nakladatelství lidové noviny; 2007.
  • Mendel M., Ostřanský B., Rataj T. (eds.) Islám v srdci Evropy. Vlivy islámské civilizace na dějiny a současnost českých zemí. Praha: Academia; 2007.
  • Pavlíková E. Muslimští migranti a český sekulární stát. Červený Kostelec: Pavel Mervart; 2012.
  • Topinka D. a kol. Integrační proces muslimů v ČR - Pilotní projekt. 2006/2007. http://www.inkluzivniskola.cz/sites/default/files/uploaded/integrace_muslimu.pdf.
  • Topinka D. a kol. Muslimové v ČR. Etablování islámu a muslimů ve veřejném prostoru. Brno: Barrister and Principal; 2016.

Просмотры

Аннотация - 93

PDF (English) - 52


© Черны K., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.