THE IMPACT OF MIGRATION FROM VENEZUELA ON THE DOMESTIC POLITICAL SITUATION IN THE UNITED STATES

Cover Page

Abstract


The authors analyze the impact of migration from Venezuela on the domestic policy of the United States. According to the data for 2017, more than 11 percent of immigrants to the United States from South America are Venezuelans, and the same figure for 2016 was close to 9 percent, which indicates a fairly sharp increase in the number of refugees. An active influx of Venezuelans may be one of the key factors in the future US 2020 presidential elections. The largest diaspora of Venezuelans in the United States lives in Florida, which will be one of the key states in the future presidential election campaign. In connection with the potential loss of Republican’s positions in such an important region as Florida, it is necessary for the administration of Donald Trump to reconsider its policy in the state. In addition, representatives of the Democratic party are greatly interested in increasing influence in the state. Thus, the authors conclude that the administration of Donald Trump generally benefits from the crisis in Venezuela, as it will help to carry out a number of domestic political reforms aimed at economic protectionism and tackling of immigration.


ВВЕДЕНИЕ Для США в последние годы характерно увеличение числа мигрантов из стран Латинской Америки. В целом южноамериканские иммигранты составили 7% (или 3,2 млн) от 44,5 млн иностранцев, родившихся в Соединенных Штатах в 2017 году - по сравнению с 1% в 1960 году [31]. На текущий момент наблюдается наибольший приток мигрантов-венесуэльцев, которые стремятся покинуть родину из-за кризисной ситуации в стране. Экономисты, аналитики и правозащитники со всего мира неоднократно предупреждали, что сочетание нездоровой бюджетной политики Венесуэлы, углубляющейся коррупции, укоренившейся авторитарной политической практики и рискованной зависимости от экспорта нефти имеет потенциально катастрофические последствиям для государства, что в том числе предполагало отток населения. Как отмечает А.В. Будаев, ситуация усугубляется обострением социальных проблем, в том числе в результате острого дефицита предметов и продуктов первой необходимости, ростом протестного движения, в первую очередь со стороны оппозиции, студенческих и молодежных кругов, всплеском преступности на фоне процветания коррупции и различных злоупотреблений со стороны представителей госструктур [1]. Также, несомненно, большую роль в политической дестабилизации Венесуэлы на протяжении длительного времени играют внешние санкции и подрывная деятельность. Активный приток выходцев из Венесуэлы может стать одним из ключевых факторов на будущих выборах президента США, которые пройдут в 2020 году. Во Флориде, которая станет ключевым штатом в борьбе за кресло президента, находится наиболее крупная венесуэльская диаспора, которая активно увеличивается в последние годы. Резкий рост числа иммигрантов негативно воспринимается населением штата и приводит к увеличению потенциала общественного протеста [7]. В таких условиях антииммиграционная политика Дональда Трампа приобретает актуальность и становится востребованной у населения. Такая ситуация заставляет активизироваться лагерь демократов, так как преимущество действующего президента в «спорном» штате в перспективе может обернуться потерей шансов на победу на выборах. Необходимость планомерной стратегии использования темы мигрантов во время будущей электоральной кампании только увеличится из-за того, что в силу политико-экономической ситуации в Венесуэле рост числа беженцев из этой страны в Америку в ближайшее время не только не остановится, но и ощутимо ускорится. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Согласно данным за 2017 год, более 11% переселенцев в США из Южной Америки являются венесуэльцами, а аналогичный показатель за 2016 год приближался к 9%, что говорит о достаточно резком росте числа беженцев [31]. По состоянию на 2018 год Венесуэла была четвертой страной мира по количеству покинувшего территорию государства населения, уступая только Сирии, Афганистану и Ираку. Кроме того, по имеющимся оценкам, Соединенные Штаты принимают от 1 до 5% всех венесуэльских беженцев. Примечательно, что даже с этим небольшим процентом Венесуэла в настоящее время является для США ведущей страной, жители которой направляют прошение на предоставление убежища: так, за период с января по июнь 2018 года было подано более 13 000 заявлений [30]. На протяжении истории наблюдалось несколько скачков притока мигрантов из Венесуэлы в США. Начиная с конца XX века и прихода к власти в Венесуэле Уго Чавеса в значительной степени вырос миграционный поток венесуэльцев в США. По оценкам американских миграционных служб, на текущий момент на территории страны проживают более полумиллиона венесуэльцев. При этом количество незарегистрированных мигрантов может приблизить этот показатель к миллиону. После обострения политико-экономической ситуации в Венесуэле, произошедшей вследствие кризиса власти в январе 2019 года, существуют предпосылки для резкого увеличения количества мигрантов, в том числе и нелегальных. США не являются основным государством, в которое переселяются венесуэльцы, - основной приток беженцев приходится на сопредельные страны Латинской Америки, такие как Колумбия, Перу, Чили, Бразилия. Однако в эти государства в основном въезжают наиболее бедные категории граждан Венесуэлы, в то время как средний класс и выше стремится эмигрировать в более развитые страны, в том числе и США. В связи с актуальностью антимиграционной политики в администрации президента США Дональда Трампа, быстрое увеличение числа нелегальных приезжих из Венесуэлы может оказать серьезное влияние на протестные настроения американских граждан, провоцируя рост безработицы среди бедных слоев населения. Кроме того, приток мигрантов в страны - союзники США в регионе также является проблемой для американского правительства. В частности, в связи с наплывом беженцев из Венесуэлы Соединенные Штаты вынуждены оказывать финансовую помощь в виде дотаций на содержание мигрантов в Колумбии. Как уже отмечалось, сравнительно незначительная миграция венесуэльцев в США наблюдалась на протяжении всего ХХ века. Первая серьезная миграционная волна из Венесуэлы в США началась в 1998 году, когда Уго Чавес был избран на свой первый президентский срок. Непосредственно после выборов, прошедших в декабре 1998 года, 14 венесуэльцам, оппозиционным новому президенту, было предоставлено убежище в Соединенных Штатах. В течение последующего года, по данным миграционной службы США, политическое убежище было предоставлено 1086 гражданам Венесуэлы. Эмиграция усиливалась в первую очередь из-за декларируемых Уго Чавесом идей о перераспределении ресурсов страны в пользу бедных, что было негативно воспринято не только самыми зажиточными венесуэльцами, но и средним классом, представители которого также начали бежать от новой боливарианской власти. США, в свою очередь, относились к новым венесуэльским властям крайне негативно, обвиняя режим Уго Чавеса в нарушении прав человека и демократических свобод венесуэльцев. Следующее обострение миграционных потоков произошло после попытки государственного переворота в Венесуэле, которая произошла в апреле 2002 года. Кроме того, волну эмиграции вызвала многолетняя политическая напряженность, сложившаяся после прихода Уго Чавеса к власти, а также ряда непопулярных у среднего и высшего класса социально-экономических реформ. В мае 2002 года посольство США в Каракасе отметило серьезный прирост числа венесуэльцев, желающих выехать на американскую территорию. Особенно отмечалось, что в основном в США стремились попасть высококвалифицированные кадры, что, по мнению посольства на тот момент, в итоге окажет негативное влияние на развитие Венесуэлы (особенно энергетической отрасли). К июню того же года большое число венесуэльцев, имевших родственников за рубежом или другие связи вне Венесуэлы, также эмигрировали. Параллельно увеличивалось и количество граждан, решивших покинуть страну из-за экономических и политических причин. Следующее увеличение потока миграции датируется 2006 годом, когда произошло очередное переизбрание У. Чавеса. Именно в это время количество посещений сайтов, специализирующихся на эмиграции, стало в значительной степени расти. К примеру, количество посещений сайта MeQuieroIr.com возросло с 20 000 уникальных пользователей в декабре 2006 года до 30 000 в январе 2007 года, а число заявлений на получение виз от венесуэльцев увеличилось на 700%. Соединенные Штаты являются одним из основных направлений для венесуэльских эмигрантов [15; 16; 18; 20; 25; 29]. Число выходцев из Венесуэлы, живущих на территории США, увеличилось на 135% в период между 2000 и 2010 годами - с 91 507 до 215 023 человек. К 2015 году число венесуэльцев насчитывало приблизительно 260 000 человек. Кроме того, на тот момент число венесуэльцев, которые остаются в США с неиммиграционной туристической или деловой визой, составляло 527 907 человек. Согласно статистике, на 2017 год, число официально живущих в США выходцев из Венесуэлы превысило 351 000 человек. Увеличение числа мигрантов из Венесуэлы в последние годы наглядно показано на графике (см. рис. 1). Необходимо отметить, что внушительная часть из числа венесуэльских мигрантов являлись высококвалифицированными специалистами. Рис. 1. Число официально живущих в США выходцев из Венесуэлы, данные на конец 2017 г. / Fig. 1. The number of officially living in the US immigrants from Venezuela, data at the end of 2017 Наиболее крупная диаспора венесуэльцев в США проживает в Южной Флориде. Из-за большого числа нелегально проживающих мигрантов из Венесуэлы в 2015 году в Палату Представителей США был внесен законопроект, направленный в законодательный орган четырьмя делегатами от штата Флорида, который предполагал помощь венесуэльским беженцам. Предлагаемый законопроект направлен на регулирование статуса венесуэльцев, которые прибыли в США ранее 1 января 2013 года, с крайним сроком подачи заявки на легализацию до 1 января 2019 года (при отсутствии судимости). Одним из основных спонсоров законопроекта стал член Палаты Представителей от штата Флориды республиканец Карлос Курбело, который заявил, что принятый законопроект предназначен для тех граждан Венесуэлы, которые получили приют в США и хотят остаться в стране, так как возвращаться на родину опасно. Меры Республиканской партии, представленной в регионе латиноамериканским меньшинством, привели к росту популярности во Флориде Демократической партии. Во время избирательной кампании 2018 года в Палату представителей от штата попала Дебби Майкл Пауэлл, которая состоит в Демократической партии. В связи с потенциальной потерей позиций в таком важном регионе, как Флорида, администрации президента США Дональда Трампа необходимо пересмотреть свою политику в штате. В частности, будут активизироваться антиэмигрантские настроения, текущий кризис в Венесуэле будет использован в качестве фактора устрашения для местного населения, так как предполагает увеличение числа мигрантов. Штат Флорида, который постоянно колеблется между представителями Республиканской и Демократической партий, традиционно считается одним из важнейших в рамках президентской кампании. В связи с этим ситуация с увеличением числа мигрантов потенциально может быть использована Дональдом Трампом для переизбрания на второй срок. Его предыдущая кампания была пресыщена популистскими лозунгами, такими как увеличение числа рабочих мест, отмена медицинской реформы Барака Обамы, борьба с нелегальной миграцией из сопредельных стран, прекращение военных действий за рубежом, возвращение производства на американскую территорию и сокращение одностороннего финансирования международных проблем. По мнению экспертов, во многом победа Дональда Трампа на президентских выборах была обеспечена голосами так называемых «реднеков» - фермеров, живущих в сельской местности и традиционно поддерживающих консервативные идеи и традиционные ценности. Кроме того, многие из сторонников Трампа - низкоквалифицированные граждане, потерявшие рабочие места в промышленности из-за аутсорсинга в Мексику и Китай, а также увеличения числа мигрантов, что будет особенно актуально во Флориде. Таким образом, наплыв беженцев, неизбежный в связи с кризисом в Венесуэле, благоприятно повлияет на позиции Дональда Трампа в грядущей электоральной кампании. Во внутриполитической сфере ситуация в Венесуэле укладывается в парадигму борьбы Дональда Трампа с миграцией в США и подобные идеи будут продолжать использовать в ходе следующей президентской гонки. Венесуэлу за последние 5 лет покинуло более 10% населения, что в значительной степени вызывает нестабильность во всем регионе, в том числе провоцирует озабоченность у американцев. Активная борьба с миграцией сможет не только положительно сказаться на рейтинге действующего президента США в преддверии выборов, но также поддержать амбиции местного населения в вопросе сохранения за собой рабочих мест, что может оказать благотворное влияние на позиции Республиканской партии в спорных штатах в период последующих выборов. В течение последних нескольких лет администрация Д. Трампа сосредоточилась на сокращении числа беженцев, въезжающих в Соединенные Штаты, снизив их число с 85 000 в 2016 году до всего 30 000 по подсчетам на начало 2019 года. В связи с этим кажется маловероятным решение Трампа о предоставлении дополнительных квот на въезд венесуэльских беженцев, что может спровоцировать повсеместное переселение граждан Венесуэлы в США на нелегальной основе и вызвать серьезное повышение уровня социального напряжения среди американцев. При этом, в некоторой степени, американским властям выгодно принимать венесуэльских беженцев. Это связано с тем, что приезжие, в подавляющей своей части, высокообразованные специалисты. Представители диаспоры имеют степень бакалавра, магистра и специалиста почти в два раза чаще (48,5%) по сравнению с общенациональными показателями (27%). Кроме того, только 6% взрослых эмигрантов-венесуэльцев не закончили среднюю школу, по сравнению с 15,9% в среднем по США. Кроме высокого уровня адаптивности к английскому языку и образовательного уровня приезжих из Венесуэлы они склонны считать приоритетом преподавание и сохранение испанского языка. Этот фактор позволяет сохранять национальную идентичность и воспитывать детей в двуязычной среде. Мигранты из Венесуэлы работают в самых разных профессиях. Однако большинство из них склоняются к банковскому делу и нефтяной промышленности, так как имеют прежний опыт работы по данным направлениям. Венесуэльские американцы также работают в телевизионной, издательской и радиоиндустриях. Важным фактором также является стремление венесуэльцев участвовать в политических процессах на различных уровнях власти. Венесуэльские мигранты и беженцы по-прежнему поддерживают прочные отношения со своей исторической родиной, что можно легко увидеть в деловой, семейной и общественной жизни. Венесуэльские американцы часто распространяют информацию о социальных и текущих событиях в Венесуэле, а иммигранты первого поколения часто посещают страну. Граждане Венесуэлы также довольно часто посещают своих родственников в Соединенных Штатах. Согласно статистике, в последние годы основной прирост числа венесуэльцев в США происходит благодаря родственным связям. Зачастую, когда один член семьи получает статус беженца или вид на жительство в США, на территорию страны также переезжают и его родственники (рис. 2). Второй наиболее крупной по численности категорией являются граждане Венесуэлы, желающие работать на территории Соединенных Штатов. Примечательно, что официальные беженцы составляют только 8% от общего числа переселенцев. Рис. 2. Структура миграции венесуэльцев в США / Fig. 2. The structure of migration of Venezuelans in the United States Резкий рост количества мигрантов произошел после обострения социальнополитической ситуации в Венесуэле в начале 2019 года. 23 января 2019 года председатель Национальной ассамблеи Венесуэлы (парламент государства) Хуан Гуайдо провозгласил себя исполняющим обязанности президента страны на основании ряда статей конституции во время своего выступления на митинге в Каракасе (в рамках 233-й статьи конституции Венесуэлы, которая предусматривает передачу главе парламента полномочий президента в случае «оставления поста» главой государства). Его позицию поддержали такие страны, как: США, Канада, Бразилия, Парагвай, Перу, Колумбия, Гватемала, Аргентина, Грузия, ряд стран Европейского Союза и др. Поддержку действующему президенту Николасу Мадуро высказали Уругвай, Мексика, Боливия, КНР, Россия, Турция, Сирия и другие страны. В целом большинство государств мира поддержало оппозиционного лидера Хуана Гуайдо, в первую очередь опираясь на позицию Соединенных Штатов. В свою очередь, действующий президент Венесуэлы Николас Мадуро отметил, что заявление Хуана Гуайдо является попыткой государственного переворота, который был организован США с целью свержения избранной власти. Позиция США относительно режима Мадуро остается стабильно негативной после прошедших 20 мая 2018 года президентских выборов, которые многие страны мира сочли незаконными в связи с «притеснением оппозиции» и «манипуляциями с цифрами явки». Кроме того, Хуан Гуайдо заявил, что перед объявлением себя новым президентом Венесуэлы консультировался с рядом американских сенаторов. Среди них он назвал Ричарда Дурбина, Марко Рубио и Роберта Менендеса. Также, по информации ряда источников, в начале 2019 года проводились встречи с несколькими высокопоставленными офицерами венесуэльской армии и спецслужб по линии Центрального Разведывательного Управления (ЦРУ). В качестве одного из доказательств связи Хуана Гуайдо с американской администрацией также приводят факт того, что он получил магистерскую степень в Университете Джорджа Вашингтона, одном из самых крупных аналитических центров для дипломатов в США. Для США смена режима в Венесуэле имеет важное внутриполитическое и внешнеполитическое значение. В Латинской Америке существует лишь несколько государств, открыто негативно настроенных по отношению к Соединенным Штатам - Венесуэла, Боливия, Никарагуа и Куба. При этом Венесуэла имеет важное экономическое значение - на территории страны находятся крупнейшие в мире разведанные запасы нефти. Во время президентского срока Уго Чавеса большинство месторождений было национализировано, в том числе это коснулось и компаний, принадлежавших американским инвесторам. Смена политического режима потенциально предоставит возможность вернуть часть активов США, что позитивно скажется на популярности администрации Дональда Трампа и позволит ему заручиться поддержкой ряда промышленников из нефтегазовой отрасли. Этот фактор потенциально сможет спровоцировать приток инвестиций для президентской кампании. Кроме того, как указал в своей статье Э.С. Дабагян, поставки нефти из Венесуэлы обеспечивают свыше 10% потребностей США в углеводородном сырье, и они не прекращались даже в момент острейшего кризиса в конце 2002 - начале 2003 года [2]. Уместно упомянуть такую деталь: на территории Соединенных Штатов расположены венесуэльские нефтеперерабатывающие заводы и бензозаправочные станции, что также вызывает интерес американских инвесторов. Кроме того, в Венесуэле усиливается влияния Китая, который в значительно степени наращивает экономическое сотрудничество с государством, в том числе в сфере покупки углеводородов. Венесуэлу можно рассматривать как открытый плацдарм торговой войны между США и Китаем - венесуэльский рынок считается американскими властями стратегически важным в контексте расширения экономического влияния в регионе. В последние годы американские власти преподносят Китай как основного геополитического соперника США. Американские элиты традиционно используют фактор внешнего врага для продвижения собственных интересов и консолидации населения вокруг них. Таким образом, в преддверии новой электоральной кампании венесуэльский кризис может быть использован в парадигме потенциальной потери позиций США в регионе, а также фактора возможной угрозы со стороны Китая. Для США важно установить лояльное правительство в Каракасе для укрепления своего геополитического положения. После расширения Панамского канала Венесуэла поставляет Китаю более 1 млн баррелей нефти в сутки, что в значительной степени снижает зависимость страны от нефти лояльных США государств Персидского залива и повышает энергетическую безопасность (благодаря диверсификации поставок углеводородов). В связи с этим при наличии подконтрольного режима в Венесуэле США смогут получить дополнительный рычаг давления на КНР и поставить страну перед угрозой срыва поставок топлива, крайне важного для развития китайской промышленности. Кроме того, КНР, как и Россия, при смене политического режима в Венесуэле лишатся возможно единственного союзника на территории американского континента. Доступ к относительно дешевой венесуэльской нефти позволит наращивать производственные мощности в США, что является одним из ключевых пунктов оппозиции Хуаном Гуайдо встречались именно представители Республиканской партии США, а также непосредственно члены команды президента. Важно понимать, что венесуэльское государство практически разрушено, страна находится в состоянии двоевластья, а это означает, что потребуются годы для того, чтобы вновь создать государственные институты и организовать экономические возможности, необходимые для того, чтобы Венесуэла могла функционировать независимо и обеспечивать потребности своего населения. При этом можно с уверенностью сказать, что даже в том случае, если в ближайшее время произойдет смена режима или победа оппозиции, венесуэльцы будут продолжать покидать страну в течение многих лет. Возможности для урегулирования ситуации весьма ограниченны и в ближайшее время улучшения социально-экономического положения не предвидится. В ближайшей перспективе венесуэльский кризис может также сказаться на стабильности сопредельных государств, таких как Колумбия, куда направилась большая часть беженцев. США для поддержки союзника и гуманитарной помощи переселенцам придется направить значительные финансовые средства. ВЫВОДЫ Венесуэльский кризис, а также увеличение числа беженцев из этой страны в перспективе могут оказать серьезное влияние на внутриполитические процессы в США. В частности, проблема миграции может вызвать серьезный рост социального напряжения в таких штатах, как Флорида, где наблюдается значительный рост числа венесуэльцев. Кроме того, фактор беженцев из Венесуэлы может быть использован во время ближайшей электоральной кампании - выборов президента США. В первую очередь, этот фактор может повысить популярность действующего президента Дональда Трампа, ведущего открытую антимиграционную политику. Флорида является «спорным» штатом, который располагает большим количеством выборщиков. В случае увеличения числа мигрантов из Венесуэлы и связанных с ними проблем социально-экономического характера республиканцы получат конкурентное преимущество на ближайших выборах. Демократической партии придется искать новые подходы для повышения собственной популярности и постараться перехватить повестку борьбы с притоком беженцев у действующего президента. В целом администрации Дональда Трампа выгоден кризис в Венесуэле, так как он сможет подтвердить необходимость ряда внутриполитических реформ, направленных на экономический протекционизм и общую защиту интересов американского бизнеса и населения.

Sergey Yu Belokonev

Financial University under the Government of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: SYUBelokonev@fa.ru
Moscow, Russian

PhD in Political Science, Director of the Department of Politology and Mass Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

Sergey A Vodopetov

Financial University under the Government of the Russian Federation

Email: servodopetov@yandex.ru
Moscow, Russian

Master Student of the Department of Politology and Mass Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

Vladimir G Ivanov

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: ivanov-vg@rudn.ru
Moscow, Russian

Doctor of Political Science, Associate Professor of the Department of Comparative Politics, Peoples’ Friendship University of Russia

  • Budaev A.V. “Soft power” of the Bolivarian Republic of Venezuela: Myths and Reality. Public administration. Electronic Bulletin. 2015; 50: 89—118 (In Russ.).
  • Dabahyan E. Venezuela's Foreign Policy at the Beginning of the XXI Century: Main Directions. Bulletin of Moscow University. Ser. 25. International Relations and World Politics. 2012; 1: 95—123 (In Russ.).
  • Zhukov S., Reznikova O. Venezuela in the World Oil Market. World Economy and International Relations. 2018; Vol. 62; 10: 80—90 (In Russ.).
  • Semenov V. Venezuela: The Crisis Continues. West — East — Russia. 2017: 154—158 (In Russ.).
  • Aponte-Moreno M. Trump Sees Opportunity in Venezuela’s Humanitarian Crisis as Midterms Approach. The Conversation. 18.10.2018. Available from: https://theconversation.com/trumpsees-opportunity-in-venezuelas-humanitarian-crisis-as-midterms-approach-104047. Accessed: 26.03.2019.
  • Bahar D. Latin America Is Facing a Refugee Crisis. Foreign Affairs. 23.10.2018. Available from: https://www.foreignaffairs.com/articles/venezuela/2018-10-23/latin-america-facing-refugeecrisis. Accessed: 26.03.2019.
  • Crowley Chr. Illegal Immigration Is a Problem in Florida and the US. Will New Florida Bills Change That? News-Press. 13.02.2019. Available from: https://www.news-press.com/story/ opinion/contributors/2019/02/13/illegal-immigration-problem-florida-and-us-new-florida-billschange-that/2838397002. Accessed: 26.03.2019.
  • Delgado A.M. Venezuela agobiada por la fuga masiva de cerebros. El Nuevo Herald. 09.09.2014. Available from: https://www.elnuevoherald.com/noticias/mundo/america-latina/venezuela-es/ article2039010.html. Accessed: 26.03.2019 (In Span.).
  • Donato K.M., Hiskey J., Durand J. et al. Continental Divides: International Migration in the Americas. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2010; 630: 1—322.
  • Forced Migration of Venezuelans. Resolution 2/18 of Inter-American Commission on Human Rights. Available from: https://www.oas.org/en/iachr/decisions/pdf/Resolution-2-18-en.pdf. Accessed: 26.03.2019.
  • Gouveia L., Saenz R., Cogua J. From Disney to Chavez: Venezuelan Migrants in the U.S. Proposal. Available from: http://rimd.reduaz.mx/ponencias_flacso/PonenciaLourdesGouveia SaenzCogua.pdf. Accessed: 26.03.2019.
  • Henderson T. Venezuelan Immigrants Get Trump Sympathy but Not Status. Pew. 02.10.2018. Available from: https://www.pewtrusts.org/en/research-and-analysis/blogs/stateline/2018/10/02/ venezuelan-immigrants-get-trump-sympathy-but-not-status. Accessed: 26.03.2019.
  • Human Rights Watch. World Report 2019: Events of 2018. Human Rights Watch; 2019.
  • La emigración venezolana a diferencia de otras “se va con un diploma bajo el brazo”. El Impulso.com. 17.12.2014. Available from: https://www.elimpulso.com/2014/12/17/la-emigracionvenezolana-a-diferencia-de-otras-se-va-con-un-diploma-bajo-el-brazo/#. Accessed: 26.03.2019.
  • Labrador R.C., Merrow W. The Venezuelan Exodus. Council on Foreign Relations. 05.03.2019. Available from: https://www.cfr.org/article/venezuelan-exodus. Accessed: 26.03.2019.
  • Madrid M. Trump Is Tough on Venezuela — but Won’t Let Fleeing Venezuelans into the U.S. The American Prospect. 12.02.2019. Available from: https://prospect.org/article/trump-toughon-venezuela-wont-let-fleeing-venezuelans-us. Accessed: 26.03.2019.
  • Margesson R., Ribando Seelke C. The Venezuela Regional Migration Crisis. Congressional Research Service. 15.02.2019. Available from: https://fas.org/sgp/crs/row/IF11029.pdf. Accessed: 26.03.2019.
  • Migration Trends in The Americas. Bolivarian Republic of Venezuela. IOM UN Migration. July 2018. Available from: https://robuenosaires.iom.int/sites/default/files/Informes/Tendencias_ Migratorias_Nacionales_en_Americas__Venezuela_EN_Julio_2018_web.pdf. Accessed: 26.03.2019.
  • More than Three Million Venezuelans Have Fled Their Country. PADF. Available from: https://www.padf.org/helpmigrants. Accessed: 26.03.2019.
  • Odem M.E., Cantrell Lacy E. Latino Immigrants and the Transformation of the U.S. South. Athens: University of Georgia Press; 2009. 175 p.
  • Remarks by Vice President Pence at the Regional Migration and Humanitarian Crisis — Flows from Venezuela Event. US Embassy in Uruguay. 25.09.2018. Available from: https://uy.usembassy.gov/remarks-by-vice-president-pence-at-the-regional-migration-andhumanitarian-crisis-flows-from-venezuela-event/. Accessed: 26.03.2019.
  • Taylor R. New US Bill Would Offer Temporary Status to Venezuelans. VOA. 17.01.2019. Available from: https://www.voanews.com/a/new-us-bill-would-offer-temporary-status-tovenezuelans/4747683.html. Accessed: 26.03.2019.
  • Turner B. Latin America 2018—2019. Rowman & Littlefield; 2018. 464 p.
  • Venezuela (Bolivarian Republic of) migration profiles. UNICEF. Available from: https://esa.un.org/ miggmgprofiles/indicators/files/Venezuela.pdf. Accessed: 26.03.2019.
  • Venezuela in Crisis: The Plight of Venezuelan Refugees. CMS. 14.08.2019. Available from: https://cmsny.org/venezuela-in-crisis/. Accessed: 26.03.2019.
  • Venezuela's Migration Crisis: Is Enough Being Done? BBC news. 19.09.2018. Available from: https://www.bbc.com/news/world-latin-america-45546650. Accessed: 26.03.2019.
  • Villarruel F.A., Carlo G., Grau J.M., Azmitia M., Cabrera N.J., Chahin T.J. (Eds.) Handbook of U.S. Latino Psychology: Developmental and Community-Based Perspectives. SAGE; 2009. 480 p.
  • Wong E. U.S. Continues Giving Aid to Central America and to Millions of Venezuelan Refugees. The NYT. 03.11.2018. Available from: https://www.nytimes.com/2018/11/03/us/politics/trumpaid-refugees-migrants.html. Accessed: 26.03.2019.
  • Woodruff B. Trump Admin Weighs Shielding Venezuelan Migrants from Deportation. Daily Beast. 18.02.2019. Available from: https://www.thedailybeast.com/trump-admin-weighsshielding-venezuelan-migrants-from-deportation. Accessed: 26.03.2019.
  • Yates C. Venezuela: A Refugee Crisis in for the Long Haul. Lawfare. 19.10.2018. Available from: https://www.lawfareblog.com/venezuela-refugee-crisis-long-haul. Accessed: 26.03.2019.
  • Zong J., Batalova J. South American Immigrants in the United States. MPI. 07.11.2018. Available from: https://www.migrationpolicy.org/article/south-american-immigrants-unitedstates. Accessed: 26.03.2019.

Views

Abstract - 113

PDF (Russian) - 104

PlumX


Copyright (c) 2019 Belokonev S.Y., Vodopetov S.A., Ivanov V.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.