THE UPCOMING PRESIDENTIAL ELECTIONS OF 2018 IN THE REPUBLIC OF MADAGASCAR: POLITICAL ANALYSIS AND FORECASTS

Cover Page

Abstract


The article is devoted to the upcoming presidential elections in the Republic of Madagascar, the actions of the current ruling power are subjected to analysis. Special focus was made on the ongoing political situation before the elections. The possible legal field in which could be organized the upcoming elections and its possible reforms are analyzed. Forecasts about the evolution of the political situation in the Republic were given.


Изучая и анализируя политические процессы, происходящие в республике Мадагаскар за последние десятилетия, возникает справедливый вопрос о «государственной состоятельности» Мадагаскара как независимого государства, полноценного субъекта международных отношений [1]. В 2010 году в ходе референдума была принята новая конституция четвертой республики Мадагаскара. Новая конституция определяет республику Мадагаскар как президентскую, но при этом большую роль играет парламент. Изначально проведение и легитимность результатов конституционного референдума были под вопросом из-за нескольких моментов. Первое, референдум был организован временным правительством, которое установилось в результате государственного переворота [3]. Второе, явка избирателей была низкой (30%), и, наконец, проведение данного референдума не было одобрено международным сообществом. В декабре 2013 года Хери Раджаунаримампианина был избран первым президентом четвертой республики. Стоит отметить что параллельно с президентскими выборами были также проведены парламентские выборы, в частности выборы депутатов нижней палаты национальной ассамблеи. Несмотря на то, что новоизбранный президент, будучи кандидатом, позиционировался как независимый отдельный кандидат, он пользовался активной и всесторонней поддержкой тогдашнего временного правительства. Характеризуя текущее политическое состояние Республики Мадагаскар, важно обратить внимание на следующие обстоятельства: - Низкая популярность и плачевная результативность действующей власти. Первое президентство четвертой республики оказалось весьма нестабильным. Частая смена премьер-министра (4 раза за 4 года), отсутствие явных результатов в решении проблем государства и народа, высокий уровень коррупции, непотизм, плохие экономические показатели, отсутствие безопасности в городах и отдаленных районах [4], постоянные митинги и акции протеста против действий тех или иных органов власти, руководителей государственных компании [5], политические репрессии. Назначение первого премьер-министра четвертой республики было сложным в политическом плане процессом, так как интерпретации статьи 54 были разные, но Высший Конституционный Суд во избежание нового кризиса негласно одобрил назначение Кулу Роже премьер-министром. Но этим не закончилась история с назначением премьер-министра, так как за 4 года сменились еще 3 премьерминистра, что является очень наглядным показателем уровня нестабильности новой власти. Говоря о результатах президентства Хери Раджаунаримампианина, формируется глубоко отрицательная картина, в первую очередь в реализации ключевых функций государства в обеспечении работоспособности администрации, оказании социальных услуг гражданам, электрификации всех регионов страны, строительстве новой инфраструктуры и ремонте уже существующей. Если говорить об электрификации, то до сих пор страна живет за счет инфраструктуры, построенной в 1970-80 гг. Новые мощности были построены позже, но часто не работают либо являются слишком дорогими в обслуживании. Коррупция на Мадагаскаре - весьма частое явление почти на всех уровнях государственной администрации. Почти каждый день говорится о борьбе с коррупцией, но на деле ничего не делается. Коррупция наносит огромный вред государству, когда средства, которые должны быть направлены в казну, расхищаются, когда в процессе осуществления государственных закупок завышаются цены или делаются разные виды махинаций для освоения государственных средств. Чиновники и те, кто находятся вокруг и около власти (политики и люди из бизнеса), обогащаются, а народ беднеет с каждым днем. В 2017 году Мадагаскар входил в число десяти самых слаборазвитых стран мира, при этом в этой стране не было войн или больших природных катастроф. Ежегодно в сезон циклонов по Мадагаскару проходит по 2-4 циклона в год, но тем не менее государство никогда не было готово к этим катаклизмам, каждый год жертвы исчисляются тысячами. - Плохие экономические показатели действующей власти - это рекорд даже для Мадагаскара. Явное неумение управлять и развивать экономику привело к тому, что курс национальной валюты ариари резко упал, экспорт не развивается и не диверсифицируется. С колониальных времен и до сих пор Мадагаскар экспортирует те же ваниль, кофе и другие экзотические продукты. Промышленности нет, все, что нужно стране, импортируется почти на 96%. - Еще один печальный рекорд действующей власти - это низкий уровень безопасности в стране. Почти каждый день происходят вооруженные ограбления в городах, в отдаленных районах страны угоняют скот. Беспомощность и неэффективность органов безопасности наглядно демонстрирует неспособность действующей власти к управлению страной [6]. ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ Уже несколько претендентов объявили о своем выдвижении на предстоящие президентские выборы, но главными соперниками будут действующий президент Хери Радзаунаримампианина, Марк Равалуманана - бывший президент, свергнутый в 2009 г., и Андри Раджуэлина - бывший председатель временного правительства. Традиционно в выборах на Мадагаскаре принимают участие различные политические силы, большие и маленькие политические партии, общественные движения и самовыдвиженцы, но основная борьба развернется между двумя или тремя политическими силами. За период с 1960 года на Мадагаскаре было проведено около десяти президентских выборов. В большинстве случаев один кандидат выигрывает уже в первом туре, только 2 раза было проведен второй тур. Чаще всего президентские выборы становятся катализатором общественного недовольства, что приводит к массовым уличным беспорядкам и бунтам [7]. КРАТКИЙ АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ К концу срока своего президентства у действующего президента нет твердой политической базы. Да, существует партия власти «Новая Сила для Мадагаскара» («Хери Ваувау Ху ан Мадагасскар»), формально она сильна и является ведущей партией в стране. Сила партии была доказана во время муниципальных выборов, где партия власти набирала около 80% всех муниципальных кресел. Тем не менее нужно отметить, что в больших городах и населенных пунктах партия власти практически безоговорочно проигрывала оппонентам. Мэры всех больших городов и административных центров в основном из оппозиции. Данная ситуация, в которой власти грозит потеря контроля над крупными провинциальными административными центрами, подталкивает центральную власть резко ограничивать действия мэров посредством урезания бюджета, блокирования финансирования, блокирования всех муниципальных инициатив, сокращения штата сотрудников и т.п. Особенно явно и остро проявляется этот конфликт между центральной властью и властями местных органов самоуправления в двух главных городах страны: в столице Антананариву, где мэром является Лалау Равалуманана, - жена бывшего президента и претендента на пост главы государства, а также в Туамасина - главном порте страны и втором городе по значимости, где мэр также из оппозиции. Отдельно следует рассмотреть острый политический конфликт между нынешним президентом и бывшим президентом Равалуманана. Напомним, что в октябре 2015 года Марк Равалуманана после шести лет вынужденного изгнания в Южной Африке внезапно появился в своей резиденции в Антананариву, затем его арестовали и спустя несколько месяцев отпустили. Политический статус Равалуманана в основном регулируется личными договоренностями между действующим президентом и самим Равалуманана, но в последнее время отношения между двумя политическими акторами резко ухудшились. Доказательством этого является тот факт, что завод, принадлежащий Равалуманана, был закрыт, в отношении него готовятся уголовные дела, и конфликт между муниципалитетом города Антананариву и центральной властью носит уже открытый характер вплоть до сноса построенных объектов инфраструктуры и блокирования работы города. Отношения между Раджуэлина - бывшим председателем временного правительства и нынешним президентом - также не самые лучшие, если не сказать, что они находятся в плачевном состоянии. Личных контактов между двумя лидерами нет и не было с момента инаугурации нового президента в 2014 году. Действующая власть всячески старается контролировать и нейтрализовать своих политических оппонентов путем применения административно-правового ресурса. Безответственные действия центральной власти приводит к сбоям в работе органов местного самоуправления, что значительно усложняет повседневную жизнь граждан. РЕКОМЕНДАЦИИ И ЖЕЛАНИЯ ВСЕХ СТОРОН И ПОЗИЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА Мнения по поводу предстоящих президентских выборов 2018 года весьма разнообразны, в одном все согласны: «выборы нужно проводить», а дальше как проводить, когда и по каким правилам - здесь идеи и предложения сильно различаются. Попытаемся сформулировать самые главные и важные предпосылки для проведения успешных и беспроблемных выборов в Республике Мадагаскар. Стране нужна политическая и общественная стабильность, для чего важно прекратить всякие «политические атаки и интимидации». К первоочередным мерам можно отнести следующие: · четко определить правила игры; внести нужные поправки в законы о выборах; · прозрачно объявить об источниках финансировании выборов и органах, которые будут отвечать за проведение выборов от предвыборной компании до объявления официальных результатов; · создать возможность, чтобы все желающие в соответствии с законом могли выдвигать свою кандидатуру (без тайных договоров, как было в 2013 г.); · обеспечить нейтральность администрации; · создать механизмы для быстрого подсчета голосов, что позволит быстро опубликовать результаты выборов [8]. Так называемое международное сообщество в принципе поддерживает проведение выборов при условии, что новые выборы не приведут к новому кризису в стране. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2018 г. Вырисовываются два наиболее вероятных сценария проведения президентских выборов в Мадагаскаре: согласно первому сценарию действующая власть обратит необходимое внимание на рекомендации сторон (политических партий и общественных движений) и международного сообщества, что позволит политическому режиму провести выборы в соответствии с вышеперечисленными критериями, но в этом случае можно с уверенностью сказать, что действующий президент не будет переизбран. Второй сценарий: игнорируя все рекомендации, правящий режим проводит выборы в своих интересах, результаты которых скорее всего не будут признаны ни оппозицией, ни международным сообществом, что приведет к новому политическому кризису. Президентские выборы - это особенное событие в жизни любого государства и общества, но они особо важны для республики Мадагаскар тем, что они являются либо точкой начала нового политического кризиса, либо точкой начала новой эры стабильности, которая так нужна стране для развития. На основе проведенного анализа можно сказать, что перед страной стоит необходимость проводить эти выборы, и проводить их правильно и законно, чтобы результаты привели к политической стабильности, а не к хаосу. Тем не менее, текущая политическая обстановка не вселяет оптимизм по поводу будущих выборов, так как на данный момент конкретных шагов к нормализации политической обстановки со стороны власти не наблюдается, скорее наоборот, ситуация накаляется. Негативная предвыборная обстановка плюс социальное напряжение из-за низкого уровня жизни и отсутствия безопасности могут привести к беспорядкам уже до начала выборов. Таким образом, делать какие-либо прогнозы о политической жизни Мадагаскара - весьма нелегкая задача из-за постоянных перемен и нестабильности политической системы страны. Возможно даже, что эти долгожданные выборы не состоятся, пока неофициально говорится, что они будут проведены в октябре или ноябре 2018 года.

- Andriamaharinjaka

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: kelifingo@gmail.com
Miklukho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russian Federation

postgraduate student of the Department of Comparative Politics of Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) (Madagascar)

  • Krizis civilizacii v kontekste politicheskih processov XXI veka. Ed. by A.I. Kostin. Moscow: Izd-vo MGU; 2016. (In Russ.).
  • Lafitskij V.I. Tendencii razvitiya izbiratel'nogo zakonodatel'stva v sovremennom mire. Izbiratel'noe zakonodatel'stvo i praktika. 2017; 3. (In Russ.).
  • Randrianja S. Le coup d’État de mars 2009. Paris, Éditions Karthala, coll. «Hommes et Sociétés», 2012. (In Fr.).
  • Rabenoro M. Insécurité publique et disfonctionnements de nos institutions. Tribune Madagascar. 2016. (In Russ.).
  • Razadrafinkoto М. Wechsberger J. Roubaud F. L'énigme et le paradoxe: Economie politique de Madagascar, 2017. (In Fr.).
  • Lachkar M.A. A un an de la présidentielle, Madagascar s'enfonce dans la crise politique. Liberation. 2017. (In Fr.).
  • Ramambazafy J. Madagascar, L’instabilité politique y est permanente depuis 2014. Madagate, 2016. (In Fr.).
  • Rahaga N.A. La CENI doit faire face a l opposition. Tribune Madagascar. 2017 (In Fr.).

Views

Abstract - 29

PDF (Russian) - 4

PlumX


Copyright (c) 2018 Andriamaharinjaka -.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.