THE RISE OF POLITICAL PARTICIPATION IN THAILAND

Cover Page

Abstract


The article presents the emergence of political participation in Thailand. To examine a po-litical participation in Thailand, it is necessary to describe its history of democracy, which brought from Europe. Because of the different culture, history, and structure of government, the democracy of Thailand is still not developed. Apart from the history of democracy, the article also defines the intention to make the election more open, fair and meaningful. Research methodologies were a comparative historical method and comparative political analysis to the relationship of the factors influencing the occurrence and movement of political participation in Thailand.


Политическое участие является частью правовой свободы народа при демократическом режиме, но при этом оно также раскрывает слабые места представительной демократии, поэтому чтобы понимать политическое участие, надо понимать проблемы демократии. Демократия считалась не самым лучшим политическим режимом, но и не самым худшим [8]. Она зародилась в странах Запада. В Таиланде длительное время не получали развития политические партии, избирательная система, концепции прав и свобод человека, равенства [1]. Политическое участие - это различные формы политической деятельности, такие как голосование, назначение политиков на должность, работа добровольцев в избирательной кампании или участие в протесте. То есть все те формы активности, целью которых является воздействие на правительство [2]. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом - свободное и сознательное. Формы политического участия делятся на 5 видов. Во-первых, это осуществление власти или противодействие ее осуществлению. Во-вторых, это деятельность формальных общественных организаций, например: партий, молодежных политических организаций и т.д. Третьим видом политического участия являются неформальные организация и движения. Например, народные фронты. Четвертый вид - это выборы и проведение избирательных кампаний и референдумов. Публичные манифестации политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияние на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывание им своих является пятом видом. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через просьбы избирателей. В 1932 г. в Таиланде произошла «буржуазная Сиамская революция». Революция была организована «Народной партией» (Крана Ратсадон), которая изначально была образована в Париже. Революция привела к смене государственного строя с абсолютной монархии на конституционную. Может ли это событие ознаменовать возникновение политического участия? После данной буржуазной революции король не имел права объявлять о помиловании, а ассамблея народных представителей могла объявить ему импичмент и отдать под суд. Однако уже в постоянной конституции 1932 г. (10 декабря 1932) [6] были сделаны отступления от текста временной конституции (27 июня 1932) [5]. В этой конституции, так же как и в первой, содержалось положение о том, что суверенная власть принадлежит народу Таиланда [11]. До буржуазной Сиамской революции в сельскохозяйственном обществе не было никаких различий между государственными и частными интересами. Король хорошо заботился о гражданах, они были довольны и не думали о своих собственных интересах и правах. Из этого можно сделать вывод, что в тайском обществе зародилась культура патронажа. Позднее политический режим в Таиланде стал демократическим и культура патронажа переросла в бюрократическую. Демократия - это не единственное, что пришло в Таиланд с Запада: современная бюрократия, регулярная армия, централизованное администрирование - все эти концепции появились в государственном управлении Таиланда раньше чем демократия, и ее концепции заменили старую тайскую политическую культуру. Идеальная демократия состоит из равенства и прав людей как в частной жизни, так и в политике. К тому же демократия придерживается верховенства права и различает государственные и частные интересы. Политическая культура тайцев заключалась в патронажных отношениях, которые приводили к разделению социальных слоев в обществе; из-за этого в Таиланде до 1932 г. отсутствовали равенство и права. Культура патронажа взаимодействует с культурой авторитаризма, а значит демократическая культура не может сосуществовать с культурой патронажа. Демократия подчеркивает равенство и права индивидуумов. Культура патронажа, в свою очередь, заключается в отношениях различных не равных между групп, и поэтому в тайском обществе образовалась запутанная демократическая культура, ранее основанная на принципах патронажа. Согласно статье 1 Конституции 1932 г. король Рама VII (Прачадипок) обладал верховной властью несмотря на то что, Народная партия (Крана Ратсадон) считала, что верховная власть принадлежит тайскому народу [10]. Являются ли выборы лучшим показателем политического участия народа? В Таиланде выборы не означали наличие прав у населения, что свидетельствовало о том, что люди не могли решать судьбу своей страны. Выборы были только показателем отношений патронажа и поддержкой лидера, стоящего у власти. Когда к власти приходили новые чиновники, создавалась видимость того, что интересы населения были для них в приоритете, однако на самом деле это было не так, вся их работа была нацелена на обеспечение собственных выборов [12]. Со времени первой Конституции Таиланда (1932 г.) до появления Конституции 1997 г. в Таиланде появлялись 15 конституций и были проведено 19 всеобщих выборов депутатов палаты представителей. Первые выборы состоялись в 1933 г. после бескровной революции, а последние - в 1996 г. С 1933 по 1996 г. избирательная система в Таиланде постепенно изменялась, в основном в соответствии с изменениями в Конституции [9]. Много положительных изменений произошло в избирательной системе в 1992-1996 гг.; например, в 1992 г. был создан комитет опроса наблюдателей. Комитет опроса наблюдателей был учрежден как орган, контролирующий чистоту и прозрачность выборов, он состоит из негосударственных субъектов, а также заинтересованных граждан. Данный комитет создавался с целью уменьшения подкупа избирателей, укрепления политического сознания, содействующего честным выборам. Непрямой способ голосования использовался на первых выборах. Избиратели в каждой провинции выбрали представителя от субокруга (тамбон), который впоследствии голосовал за членов палаты представителей. Со вторых выборов и далее метод голосования был изменен на прямой, в котором избиратели самы выбирали членов палаты представителей. Несмотря на положительные изменения в избирательной системе был фактор, остававшийся неизменным: выборы были организованы Министерством внутренних дел, которое было создано в царствование Короля Чулалонгкорна (Король Рама V, 1868-1910). Оно стало одним из самых мощных министерств, под властью которого находились отдел местной администрации и отдел полиции. Отдел местной администрации организовывал процесс выборов, а отдел полиции отвечал за проведение выборов [9]. Выборы не играли существенную роль в тайской политической системе, и она представляла собой очень упрощенный вариант демократии. Из 19 выборов только в 1946, 1975, 1976, сентябре 1992, 1995 и 1996 они были проведены согласно принципам демократии. Остальные проводились либо в условиях военного правления, либо в рамках полудемократического режима. В результате тайская политика превращалась в порочный круг, когда в рамках госпереворота к власти приходили военные, например, обнародовалась новая Конституция, проводились выборы, чтобы узаконить военного лидера и его правительство. Бывало и так, что после военного переворота позднее происходил очередной переворот уже против действующей власти. Этот цикл повторялся много раз, особенно когда у власти были военные, некоторые выборы проводились из-за военных переворотов и принесения новых конституций, как показано в табл. 1. Таблица 1 Выборы в Таиланде в 1933-1996 гг. Год выборов Метод голосования Явка избирателей (%) Основания для избрания 1933 Непрямой 41,45 Революция Конституции 1932 1937 Прямой 40,22 Конец срока правления 1938 Прямой 35,03 Роспуск парламента 1946 Прямой 32,53 Роспуск парламента 1948 Прямой 28,59 Переворот/ Конституция 1947 1952 Прямой 38,95 Переворот/ Конституция 1932 (поправка к 1952) 1957 (фев) Прямой 57,50 Конец срока правления 1957 (дек) Прямой 44,07 Переворот 1969 Прямой 49,16 Конституция 1968 1975 Прямой 47,18 Конституция 1974 1976 Прямой 43,99 Роспуск парламента 1979 Прямой 44,57 Переворот / Конституция 1978 1983 Прямой 50,76 Роспуск парламента 1986 Прямой 61,43 Роспуск парламента 1988 Прямой 63,56 Роспуск парламента 1992 (март) Прямой 59,28 Переворот/ Конституция 1991 1992 (сент) Прямой 61,59 Роспуск парламента 1995 Прямой 62,04 Роспуск парламента 1996 Прямой 62,42 Роспус к парламента Источник: [9]. Первыми реальными выборами стали те, на которых Чатчай Чунхаван, член палаты представителей, стал первым избранным премьер-министром в 1988 г. Его партия завоевала большинство голосов, а генерал Прем Тинсуланонд отказался баллотироваться на еще один срок в качестве премьер-министра. Политическая атмосфера была более открыта с 1976 г., когда произошел переход от лидерства военных к демократическому правительству. В это время проводились регулярные выборы. После принятия Конституции 1978 г. всеобщие выборы проводились 4 раза. Политические партии действовали открыто, а пресса была свободна. Несмотря на две неудачные попытки государственного переворота в этот период, стоящие у власти военные стали более профессиональными, и можно было ожидать конца вмешательству военных в тайскую политику. Однако в 1991 г. произошел очередной переворот, военачальники вновь назначили гражданского премьер-министра (Анан Паньярачун), была принята новая Конституция 1992 г., и выборы февраля 1992 г. узаконили генерала Сусхинда Крапраюн как премьерминистра. Это нахождение в кресле премьера закончилось через 48 дней. Он был изгнан из власти в мае 1992 г. после массовой демонстрации тайцев. Это событие, известное как «Черный Май 1992», привело к массовым убийствам демонстрантов военными. После этого Ананд стал временным премьер-министром до момента проведения новых выборов. Он внес некоторые конституционные поправки, в частности ту, по которой требуется, чтобы премьер-министр избирался членами палаты представителей. Он также учредил Комитет Наблюдения за проведением выборов для ведения избирательного процесса. Выборы были проведены в сентябре 1992 г., Демократическая партия победила. Чуан Ликпай стал премьер-министром. Двое выборов были проведены в соответствии с Конституциями 1992, 1995 и 1996 г. На этих выборах зародились демократические избранные правительства. В 1997 г. в политической системе Таиланда произошли кардинальные перемены. Была принята новая конституция, имевшая демократический характер и создавшая большие условия для политического участия [7]. Раньше в стране было 15 конституций, но именно конституция 1997 г. называется «Народная конституция» потому что обеспечивает большее политическое участие граждан [9]. После этого избирательная система изменилась, и были еще 6 выборов; в 2001, 2005, 2006, 2007, 2011 и 2014 гг. На выборах в январе 2001 г. победила партия Тай Рак Тай во главе с бизнесменом Таксинном Чиннаватом. Не имея абсолютного большинства голосов, она сформировала коалиционное правительство. На следующих выборах Таксин Чиннават занял кресло премьер-министра во второй раз в феврале 2005 г. Партия Тай Рак Тай завоевала более 70% голосов и сформировала однопартийное правительство. В сентябре 2006 г. Таксин был обвинен в коррупции, использовании политической власти в интересах своего бизнеса и отправлен в отставку военными [4]. В результате выборы 2006 отменили, потому что в СМИ попала информация, что Таксин подкупил маленькие партии, которые в итоге должны были составить с ним коалицию. Парламентская система периода 2006-2014 гг. была нестабильной. После переворота 2006 г. действовала Конституция 2007 г., называвшаяся самой демократической в истории страны народной конституцией [3]. После отставки Таксина государственная власть перешла к военному совету, и была принята временная конституция. Сегодня же военные в Таиланде являются, по большому счету, самой серьезной и значимой политической силой. В конце мая 2014 г. король Рама IX официально одобрил действия военных и назначил генерала Праюта Тяноча премьер-министром и главой Совета, перед которым поставлена задача разработать проект политической реформы. По-видимому, назрела необходимость проведения реальных антикоррупционных мер, что требует целенаправленных усилий, политической стабильности и активного гражданского диалога. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Культура патронажа существовала в тайском обществе долгое время. Даже сегодня несмотря на то, что Таиланд перешел от абсолютной монархии к конституционной, которая подразумевает власть народа, патронажная система властных отношений сохраняется до сих пор. Поэтому смена политического режима не поможет развивать политическое участие, если не изменить основу власти. Политическое участие не может существовать независимо от власти, потому что демократия в Таиланде не развита. Выборы не были честными и открытыми. Они существовали как процесс изменения власти групп людей. Выборы должны быть частью политического процесса, который выбирает политического лидера, но Таиланд сфокусировался на денежной политике. Происходило много правонарушений: подкуп избирателей, коррупция, манипуляция местных лидеров, насилие и борьба партизан против правительства. В истории Таиланда несколько раз происходили военные перевороты с целью захвата власти. Проведение выборов в Таиланде показало, что было много подкупов в избирательной системе. Можно сказать, что тайцы преимущественно не понимают, что такое демократия и что нужно быть гражданином, который имеет права и свободы. Зачастую, когда к власти приходили военные в результате госпереворота, тайцам следовало активно участвовать в политике, но они ничего не делали и были согласны делать то, что скажет лидер. Процесс развития демократии продолжается уже 85 лет, но пока политика Таиланда неэффективна. Очень важно развивать политическое сознание людей, который будет стимулировать тайцев принимать участие в жизни страны. Развитие политического участия в Таиланде зависит от ряда основных факторов. Во-первых, нужно повысить гражданское и политическое сознание общества. Этому могут содействовать международные правительственные и неправительственные правозащитные организации. С помощью различных форумов, конференций и программ международных организаций, в первую очередь неправительственных организаций, необходимо способствовать формированию в обществе групп активных граждан, готовых бороться за свои гражданские и политические права. Во-вторых, нужно углублять и расширять сотрудничество с развитыми странами в политической, экономической, законодательной, культурной, образовательной сферах. Особенно в этот процесс нужно вовлекать молодежь, которая придет на замену действующей элиты. В-третьих, необходимо наличие независимых СМИ, гарантирующих транспарентность общественно-политических процессов в Таиланде. Бескорыстная и профессиональная деятельность СМИ является одним из основных факторов при построении гражданского общества.

- Dejthongpong Sathita

RUDN University (Peoples’ Friendship University of Russia)

Author for correspondence.
Email: sathita_d@gmail.com
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Деджтхонпонг Сатхита - аспирантка кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов (Таиланд)

  • Berzin Je.O. Istorija Tailanda. M., 1973.
  • Ginsberg B., Loui T., Uijer M. My, Narod. Vvedenie v amerikanskuju politiku. M., 2002.
  • Zyong Thi Ha. Parlamentskaja sistema Tailanda v period politicheskogo krizisa 2006—2014 go¬dov. Vestnik VGU. Serija: Istorija. Politologija. Sociologija. 2015; 1.
  • Koldunova E.V. Politicheskij krizis i social'nyj protest v Tailande. Vestnik MGIMO. 2015; 4(43).
  • Constitution of the Kingdom of Thailand 1932 (vremennaja, 27 ijunja 1932). Available from: http://web.krisdika.go.th/data/law/law1/%C306/%C306-10-2475-a0001.pdf
  • Constitution of the Kingdom of Thailand 1932 (postojannaja, 10 dekabrja 1932). Available from: http://web.krisdika.go.th/data/law/law1/%C306/%C306-10-2475-a0002.pdf.
  • Constitution of the Kingdom of Thailand 1997. Available from: http://www.ratchakitcha.soc.go.th/ DATA/PDF/2540/A/055/1.PDF.
  • Dhiravegin L. Political Participation and Civil Society in Thai Society. The Conference on “The Studying Project of Appropriated Constitution for Thailand”. Bangkok, 2013.
  • Kokpol O. Electoral Politics in Thailand. Bangkok, 2002.
  • Prasertkul S. Karnmuang park prachachon nai rabob prachatipatai Thai [People Politics in Thai Democratic Regime] (in Thai). Bangkok: Wipasa Press., 2010.
  • Petchlertanan T. Even the Name of the Constitution Day Is Called Two Different Ways, Indi¬cating that the Country Still Has Problems. The Conference on “Siamese-Thai Politics: from the 1912 Coup to the 1932 Revolution”. Bangkok, Thammasat University, 24 June 2012.
  • Thanaphonphan R. Characteristics in Politics in Thailand. Bangkok, 1993.

Views

Abstract - 110

PDF (Russian) - 44

PlumX


Copyright (c) 2017 Dejthongpong S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.