Schelling F.W.J. [Psychological Scheme]

Cover Page

Abstract


-


§ 1. I. Воля, собственно духовная субстанция человека, основа всего, изначально порождающее материал, то единственное в человеке, что есть причина бытия. II. Рассудок, не созидающее, но упорядочивающее, ограничивающее, дающее бесконечной, безграничной воле меру, сообщающее тому, что само по себе слепо и несвободно, разумение и свободу. III. Дух, подлинная цель, то, что должно быть, к чему воля должна возвыситься посредством рассудка, для чего она должна освободиться и просветлиться. § 2. Все три элемента всякого духовного бытия расположены так, что задача человека - объединить их в правильном, сообразном их природе отношении. Это объединение есть содержание процесса, посредством которого он себя образовывает, формирует себя в определенную личность. Те свойства, которые человек обретает таким образом (в процессе), суть его личные свойства в узком смысле (при этом постоянно взаимодействуют друг с другом (konkurrieren), положительно или отрицательно, все три элемента); те свойства воли, рассудка, духа, которые он, независимо от своего действия, заранее имеет для использования или преодоления как благотворный или противящийся материал, суть его природные свойства. (При этом воля, рассудок, дух рассматриваются каждый для себя). А. Воля, рассудок, дух, каждый для себя, или в их только природных отношениях. § 3. 1. Воля a. целиком для себя, рассматриваемая безотносительно к процессу, может различаться лишь по тому, больше или меньше ее энергия, и быть от природы слабой или сильной, мощной или немощной, подвижной или малоподвижной. Где энергия воли почти или полностью = 0, отсутствует движущая сила всего процесса; рассудку нечего упорядочивать (он не имеет объекта) и потому он и сам чахнет; дух не может породить себя из воли. - Слабоумие (Blödsinn), (идиотизм) духовная смерть. b. для себя, но все же в отношении к требуемому процессу, стало быть, в своем задатке (Anlage), т.е. в своей способности или неспособности, склонности или несклонности вступать в более высокий процесс образования - добрый задаток, дурной задаток (податливая, неподатливая, упрямая воля). Примечание: Так как воля есть субстанция, то есть потенция процесса, то в задатке воли уже, собственно, содержатся указания на все последующие ступени; та потенция, которая глубже всего погружена в волю, есть как раз потенция к наивысшему, (более или менее активная) совесть. Явления (симптомы), из которых можно заключить о задатке воли; добрый настрой (Laune), дурной настрой, восприимчивость (более тонкая или более грубая) к удовольствиям или к раздражению; умеренность или неумеренность произвольных движений и т.д. Воля, в которой нет потенции к более высокой человечности, обнаруживается как животная (отдающаяся голому вожделению) воля. 2. Рассудок как природный, в противоположность приобретенному посредством образования (как прирожденная сообразительность противоположна сообразительности, приобретенной научением), доказывает природную и уже прирожденную независимость (свободу, нескованность) рассудка от воли; (эгоистичная воля затемняет рассудок) - так называемые светлые головы. 3. Дух для себя, то есть как только природный, может проявиться лишь как то, что французы называют Esprit, а именно то, в чем обнаруживается природное превосходство духа не только над волей, но и над рассудком, который используется только как средство, над которым дух уже вознесся и намеренно подыгрывает ему, чтобы дать ему почувствовать его более низкое положение. - Дух как природный тоже только материал для более высокого процесса, и сам по себе лишен глубины, его не следует путать с духом, уже прошедшим через процесс и вновь являющимся как природный, находящим себе выражение как юмор. § 4. B. Воля, рассудок и дух в их активных отношениях или в процессе. AA. Воля в отношении к рассудку. 1. Превратное отношение. a. исчезновение природной связи между обоими (естественной подчиненности воли рассудку) - безумие (Wahnsinn) (противоположность слабоумию). b. воля, отвергающая рассудок (страсть) или исключающая его (жестокосердие). c. воля, которая вместо того, чтобы воспринять закон от рассудка, рассматривает себя саму как закон, - (произвол, который там, где он имеет силу обнаружиться вовне, проявляется как деспотизм). (Перевесу воли в общем соответствует холерический темперамент). 2. Рассудок на службе у воли, с тем чтобы создать для нее возможности сообразно ее волению - фантазия - подлинная или неподлинная (фантазирование) в зависимости от того, подчиняется ли воля, в свою очередь, рассудку, приводя его в действие, или не подчиняется, благородная или неблагородная в зависимости от направленности воли только на чувственное удовольствие или на более высокие цели. (Эксцентричность). - Сангвинический темперамент. 3. Воля на службе у рассудка a. для определенных целей - внимание (отрицательная сторона внимания - абстракция, ее противоположность - дистракция) дар наблюдения, память (при которой воля одновременно восприимчива) привычка (прилежание, приобретение знаний - науки памяти). b. безусловно, aa. но с исключением духа - и так, что воля не доходит до созидания, а только фиксируется на каком-то объекте, α) только рассудочное знание, где речь идет только о наличном (опыт), одностороннее остроумие, которое, вырождаясь, превращается в сумасбродство, резонерство (мнительность). β) в моральном отношении голая легальность (нелиберальное умонастроение, скорее рабское, чем свободное); эгоистический, бездуховный ум, тирания (отличная от деспотизма тем, что в ней есть рассудок). Флегматический темперамент. bb. с привлечением духа. Свободное единение (In=eins=bildung) воли, рассудка и духа. Только в нем является сам человек как мощь, возвышающаяся над всеми тремя элементами и призванная свободно ими распоряжаться. Только в нем человек есть определенная личность, некое целое, некий характер. (Противоположность: бесхарактерность. Характер есть лишь там, где абсолютное единство внутреннего принципа, личность в высшем смысле, и совместим только со строгой правдивостью по отношению к себе и к другим). Только на этой ступени есть свободная нравственность (подлинная моральность). Где отдельные элементы рассеяны и находятся вне того нерасторжимого единства, которое одно только способно дать личность, там на том месте, где должен был быть сам человек, мы находим ничто, пустое место; мы находим только формы, но никакой сущности. Эта органически=духовная конформация налична α) либо вследствие скорее природного единства, к которому человек склонен уже в силу своей природы, которое он как добровольный подарок своей природы имеет скорее в чувстве, нежели в ясном сознании; объединяющее является скорее пассивно (=душа), нежели активно (=дух) нрав (Gemüt), прекрасная душа; подчиненное томлению, любви к смутным представлениям (к мистицизму). Меланхолический темперамент. β) либо вследствие собственной деятельности и образования. Героический темперамент - и проявляется αα) либо во всей жизни человека как гармоническое образование вообще (противоположность: разорванность, внутренний разлад) ясность сознания, воля, которая нашла себя и едина с собою; в руководстве публичными делами в случае правителей и тех, кто призван преимущественно к действию; как мудрость, обнаруживающая себя в особенности в усмиренной (сдержанной рассудком и духом) воле. ββ) в особенности в духовных творениях; в зависимости от того, выражается ли единство (которое всегда образуют, взаимодействуя, все три элемента) больше в воле*, или в рассудке**, или непосредственно в самом духе***, - * Поэтическая и художественная гениальность. (Воля возвышается здесь до подлинно творческой, продуктивной фантазии, до способности воображения. Так называемый очищенный вкус есть не что иное как полностью очищенная воля, которая не может волить ничего, что не прекрасно.) ** Научная, философская гениальность. (Рассудок возвышается здесь до разума. Голый рассудок в самом узком смысле умеет действовать по данным правилам; рассудок в более высоком смысле, как способность суждения, умеет различать, какое правило следует применить. Рассудок в наивысшем смысле, как разум, сам создает правило. *** Религиозная (моральная) гениальность. § 5. Все, что проявляется на этих наивысших ступенях, имеется на предшествующих только в искаженном отображении. Так, религия имеется не только на этих наивысших ступенях, но проявляется, в зависимости от того, имеет ли она место своего пребывания в воле с исключением разума и духа, как голый эмпиризм в религии (который удовлетворяется просто исполнением предписанных церемоний как средства ко спасению), как религиозное рвение (ханжество), при котором в особенности не нужно жертвовать ни одной порочной склонностью: там же, где исключен дух, либо как дело фантазии - религиозная мечтательность - в связи с политикой (потребностью властвовать) иезуитизм (хотя эта связь встречается вовсе не только у тех, кто именуется иезуитами в собственном смысле) фанатизм, либо как дело одного только рассудка - голый рационализм. § 6. Проявление внутреннего во внешнем. 1. поскольку последнее есть лишь знак природных свойств воли, рассудка, духа - образование черепа - образование крайностей - облик. 2. поскольку оно есть знак личных свойств - физиогномическое выражение, доступное восприятию прежде всего в органах наиболее свободного употребления (напр., в рте) - во всем, что зависит от собственного употребления - осанке, походке, движении вообще.

P. V. Rezvykh

National Research University - Higher School of Economics

Author for correspondence.
Email: rezvykh@rambler.ru
Petrovka str., 12, Moscow, Russian Federation, 107031

Views

Abstract - 272

PDF (Russian) - 193

PlumX


Copyright (c) 2019 Rezvykh P.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.