МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР КАК ОСНОВА ПОНИМАНИЯ МОРАЛИ (на примере идей С. Кьеркегора и Ф. Ницше)

Обложка

Аннотация


Статья рассматривает два варианта постановки вопроса о понятии морального выбора, осуществляемых двумя важнейшими критиками классического интеллектуализма в этике - С. Кьеркегором и Ф. Ницше. В работе выявляются основные контексты понимания морального выбора: как связанного с идеями преодоления абстрактно-всеобщего характера субъекта выбора в отношении абсолютных ценностей и акцентирования его личностно-индивидуального измерения, так и основанного на идеи возрастания самоутверждения жизни в противовес ценностям отрицания жизни (ресентименту). Философия Кьеркегора освещает тему морального выбора с двух точек зрения: как существующий на этической стадии существования, так и как присущий религиозной стадии. Если на этической стадии моральный выбор связан с выбором тех или иных моральный ценностей, то на религиозной стадии осуществляется выбор между Абсолютом и временным, преходящим, индивидуально-человеческим. Позиция Ницше в отношении понимания природы морали связана с его разделение морали господ и морали рабов. Если последняя определяется через чувство ресентимента, то первая - через его отсутствия и полагания ценностей «из состояния» развитой воли к власти. Ресентимент трактуется в статье в том смысле, в котором он определяется Ницше в «Генеалогии морали» - как чувство затаенной обиды на собственную слабость и чужую силу. В статье подчеркивается паралеллизм между темой личностного в моральном выборе у Кьеркегора и темой индивидуальной авторефлексивной борьбы с ресентиментом как основой морали у Ницше.


А А Косорукова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
kosorukova_aa@rudn.university
Российский университет дружбы народов 117198, Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, 6

Косорукова Александра Андреевна - ассистент кафедры этики факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

  • Ницше Ф. Песни Заратустры. Интернет-портал «Ницше.ру». М.: Фонд «Русский интернет», 2000-2013. [дата обращения: 30.04.2017]. Режим доступа: http://nietzsche.ru/works/ other/songs-zaratustra/.
  • Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997.
  • Буева Л.П. Идея С. Кьеркегора об открытости человека и ее роль в воспитании [интернет]. М.: ИФРАН; c2007-2017. [дата обращения: 30.04.2017]. Режим доступа: http://iphras.ru/ uplfile/histan/statwi/Bueva_Ideya_Kerkegora_ob_otkritosti_4eloveka_i_ee_rol_v_vospitanii.pdf.
  • Кьеркегор С. Страх и трепет // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.
  • Саввина О.В. Этический смысл сказания об Аврааме // Служение высшей школе руководителя, педагога, ученого. К 50-летию профессора В.А. Цвыка / под ред. Н.С. Кирабаева. М.: РУДН, 2012.
  • Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» // Логос. 1997. № 10. C. 139-147.
  • Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2 тт. Том 2. М.: Наука, 1990.
  • Лапшин И.Е. Этическое восприятие идей Ницше в русской философии рубежа XIX- XX вв. // Материалы VII научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «История, политика и философия в эпоху глобализации»; Май, 20, 2016; Москва. М.: РУДН, 2016.
  • Kosorukova A.A., Lapshin I.E., Mukhametzhanova V.S. Aesthetic Moralism as a Form of Overcoming Nihilism: Ethical-Pedagogical Ideas of F. Nietzsche // International Conference on Arts, Design And Contemporary Education 2016; Proceedings; 2016 May 23-24; Moscow, Russia. Netherlands: Atlantis press; 2016. P. 1308-1312.
  • Цвык В.А., Цвык И.В., Косорукова А.А., Лапшин И.Е., Моисеенко М.В., Мухаметжанова В.С., Саввина О.В. Этика высшей школы: монография. М.: РУДН, 2016.

Просмотры

Аннотация - 1527

PDF (Russian) - 131


© Косорукова А.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.