НОВЫЕ ЖУРНАЛИСТСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Обложка

Аннотация


С развитием процесса медиаконвергенции исследователи стали много говорить о модернизации журналистского образования и необходимости подготовки журналистов-универсалов. Однако суждения теоретиков часто расходятся с мнениями журналистов-практиков. Автор в 2009-2016 годах беседовал с журналистами, редакторами и топ-менеджерами российских медиакомпаний на темы, связанные с развитием процесса конвергенции в редакциях отечественных СМИ, и задавал вопросы о том, какими навыками и компетенциями должен обладать современный журналист, а также о том, каким должно быть современное журналистское образование. Всего за эти годы было опрошено 40 человек из более чем 40 российских медиакомпаний. В данной статье приводятся мнения шести респондентов из шести медикомпаний. Среди них Павел Гусев, главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец»; Владимир Таллер, президент «ТВМ Групп», академик Российской академии радио (РАР). Автор впервые делает попытку проанализировать вопрос о журналистских компетенциях в эпоху конвергенции, основываясь на мнениях практиков, представляющих разные СМИ. Мы приходим к выводу о том, что распространенное мнение многих теоретиков о том, что процесс медиаконвергенции связан с появлением журналистов-универсалов и ведет к появлению многочисленных принципиально новых журналистках компетенций, не находит своего подтверждения на практике.


Екатерина Андреевна Баранова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
Kat-journ@yandex.ru
Российский государственный социальный университет (РГСУ) Вильгельма Пика, д. 4, Москва, Россия, 129226

  • Фатеева И.А. Филологические аспекты журналистской деятельности и журналистского образования в России и США // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 8. С. 110-114.
  • Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5. С. 287-293.
  • Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ: монография / Л.П. Шестеркина и др. / под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск: Издательство РЕКПОЛ, 2012. 115 c.
  • Писаревская Н.С. Мультимедиа как новая форма предоставления информации // Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского. М.: МедиаМир: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. 480 c.
  • Свитич Л.Г. Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 406-414.
  • Милославская З.А. Медиатекст: синтез журналистского, рекламного и PR-текста в условиях конвергентных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Том 5. № 4. С. 576-587.
  • Эндрю Девигал: почему для создания мультимедийного контента нужна работа команды. [Электронный ресурс]. URL: http://ijnet.org/ru/blog/эндрю-девигал-почему-для-создания-мультимедийного-контента-нужна-работа-команды (Дата обращения: 01.11.2016).
  • Интервью Е.А. Барановой с П. Гусевым, главным редактором и владельцем газеты «Московский комсомолец». 2016. Апрель.
  • Интервью Е.А. Барановой с А. Лоссаном, заместителем главного редактора Дирекции международных проектов «Российской газеты». 2015. Октябрь.
  • Баранова Е.А. Этапы развития процесса медиаконвергенции (в попытках описать глобальные изменения в развитии СМИ с 1990-2015 гг.) // Коммуникология. 2016. Том 4. № 2. С. 170-193.
  • Баранова Е.А. Все, что Вы должны знать, если хотите развивать инфографику на газетном сайте // Медиаскоп. 2013. № 4.
  • Lehtisaari K., Karppinen K., Harjuniemi T., Grönlund M., Linden C.-G., Nieminen H. & Viljakainen A. Media Convergence and Business Models: Responses of Finnish Daily Newspapers // Communication Research Centre CRC, Department of Social Research, University of Helsinki. 2012. 58 p.
  • Интервью Е.А. Барановой с К. Полесковым, редактором сайта novayagazeta.ru. 2015. Июнь.
  • Дрок Н. Смена профессиональных компетенций в журналистском образовании // Медиаскоп. 2011. № 3.
  • Интервью Е.А. Барановой с А. Антоненко, главным редактором сайта mreporter.ru. 2015. Июнь.
  • Newspaper Journalist Job Descriptions. Electronic resource. URL: http://www.getmeacooljob.com/Job%20Descriptions/Newspaper%20Journalist%20Job%20Descriptions.html. Zagl. s ekrana. Date of the application: 23.10.2016.
  • Должностная инструкция журналиста, должностные обязанности журналиста, образец должностной инструкции журналиста. [Электронный ресурс]. URL: http://www.getmeacooljob.com/Job%20Descriptions/Newspaper%20Journalist%20Job%20Descriptions.html (дата обращения: 10.10.2016).
  • Интервью Е.А. Барановой с А. Алиевым, с 2008 - по 2011 г. - директор интернет-проекта газеты «Известия». 14.08.09.
  • Интервью Е.А. Барановой с В. Таллером, президентом «ТВМ Групп», академиком Российской академии радио (РАР). 26.10.2016.
  • Ярославцева А.Е. Возможности развития медиакомпаний // Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы: Мат. междунар. науч.-практ.конф. «Журналистика в 2015 г.». М.: МедиаМир. С. 27.
  • Приказ Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.syktsu.ru/edu/if/law_in/kpo/doc/Приказ%20о%20базовых%20кафедрах.pdf (дата обращения: 10.12.2016).
  • Волкова И.И. Проект «Радио в лифте» как текст на проактивность // Успехи современной науки и образования. 2016. № 12. Т. 6. С. 23-25.
  • Волкова И.И. Маркетинговое мышление и медиапространство: феномен игры в контексте преподавания теории и практики экранных коммуникаций // Журналiстыка-2016: стан, праблемы i перспектывы. матэрыялы 18-й Мiжнар. навук.-практ. канф., прысвечанай 95-годдзю БДУ, 10-11 лiст. 2016 г., Мiнск. Вып. 18. Мiнск: Палiграфкамбiнат iм Я. Коласа, 2016. С. 137-139.

Просмотры

Аннотация - 481

PDF (Russian) - 434


© Баранова Е.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.