EDUCATIONAL TELEVISION IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Abstract


This article analyzes the current state of student media of Russia. Special attention is paid to educational television. Student TV of Peoples’ Friendship University of Russia is аnalyzed precisely. Оn the basis of a poll а new model of educational TV is proposed. The main advantage of the new model is that students get the opportunity to create their own programs.

В последнее время замечен большой скачок в развитии учебных телестудий. Это связано с тем, что вузы стремятся создать для студентов новые, современные, максимально приближенные к профессиональным условия обучения. Во многих вузах Российской Федерации развивается студенческое телевидение.В вузах России на факультетах журналистики, к примеру, МГУ, СПбГУ, ЮУрГУ, РУДН, МГТУ им. Н.Э. Баумана есть своя типография, радиовещание и телевидение. Осваивая учебный план по основным дисциплинам, студенты име- ют возможность выпускать учебные газеты, радиопередачи и телепрограммы. В этой статье мы проанализируем современное состояние и проблемы универси- тетских учебных телевизионных студий.Учебное студенческое телевизионное производство - это прекрасная база для освоения творческого и технического процесса подготовки телепрограмм к эфи- ру, одна из наиболее эффективных форм применения полученных теоретических знаний на практике. При подготовке информационных и тематических программ к эфиру на базе учебного телевидения студенты овладевают навыками профес- сионального мастерства, учатся мыслить самостоятельно, улучшают свои навы- ки коммуникации, совершенствуют способы и методы сбора и сортировки ин- формации.В обязанности студенческих СМИ, в том числе телевидения, входит освещение важных событий, происходящих в университете (культурное взаимодействие, воспитание толерантного отношения, стажировка студентов в ведущих универ- ситетах мира). Одной из главных миссий студенческих СМИ является формиро- вание профессиональных качеств студентов в сфере обучения. Телевизионный комплекс высших учебных заведений направлен на приобретение следующих компетенций в профессии:знаний и умений в организации работы творческой группы по созданию законченного экранного журналистского произведения;опыта работы на современном телевизионном оборудовании, умения поль- зоваться передающими телевизионными камерами в студии и на выездных съем- ках, получение начальных навыков операторской работы на телевидении;175Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4умений и навыков работы на современном оборудовании электронного монтажа, освоение современных программных монтажных комплексов, приоб- ретение начальных навыков режиссуры монтажа;умений и опыта репортажной работы на телевидении (сценарий выпуска, закадровый текст, организация съемки хроникального эпизода, монтаж, озвучи- вание, подготовка и выпуск новостей);специализации телевизионного журналиста с подготовкой аттестационной работы в виде авторского законченного телевизионного произведения (творче- ский диплом);возможности организации программ дополнительного образования по ос- новным направлениям телевизионной журналистики.В процессе анализа был выявлен недостаточный уровень научной изученности проблемы теоретического описания современных учебных телестудий, тем более что число учебных СМИ в вузах страны с каждым годом увеличивается. А это значит, что данная область требует многоаспектного исследования, так как учеб- ные СМИ являются очевидным необходимым звеном в обучении студентов про- фессии журналиста.Изучив студенческие телестудии ведущих учебных заведений России, мы вы- явили, что модели вузовских телевидений разнообразны. Существуют телестудии, оборудованные по последнему слову техники (МГУ, РУДН, ЮУрГУ), и плохо оснащенные студии любительского типа. Модели существующих учебных теле- студий напрямую зависят от материальных возможностей того или иного вуза, четкого понимания необходимости создания студенческого телевидения как не- пременного учебного подразделения вуза.Другая модель студенческого телевидения предполагает слияние разрозненных телестудий вузов-партнеров в единый коммуникатор. С этой целью и была соз- дана (2015) Международная ассоциация студенческого телевидения - МАСТ. Его учредителями стали Совет ректоров вузов Москвы и Московской области, Рос- сийская академия образования и Национальный образовательный телеканал«ПРОСВЕЩЕНИЕ». Уникальность этой Ассоциации состоит в том, что иници- атива ее создания и организация деятельности принадлежит самим студентам. И именно на молодых журналистов возложена ее реализация. Под наставничеством профессионалов медиа была создана общая редакция телеканалов вузов-партне- ров. Каждый вуз, вступивший в эту ассоциацию, может принимать участие в на- полнении информационного контента оригинальными материалами и далее ис- пользовать информацию других участников для создания своего видеоматериала и транслировать созданные журналистские произведения на партнерских усло- виях, а также использовать информационный контент других учебных телестудий.Мы провели анализ студенческого телевидения Российского университета дружбы народов. ТВ РУДН начало свое вещание в 1995 г. Оно было основано преподавателями кафедры печати, радио и телевидения РУДН «как средство под- держки учебного процесса: чтения лекций, просмотра слайдов, фильмов и т.п., оно быстро перешло начальные рамки и проявило себя как серьезный фактор общественной жизни ВУЗа. От официальной институтской хроники к рассказам о жизни строительных отрядов, студенческом туризме, спорте, научной работе -176Гегелова Н.С., Исмаилова А.А. Учебное телевидение в российских вузахтаков рост тематического охвата телевизионных программ за немногие годы су- ществования такого телевидения» [2].С самого начала вещания над созданием всех телевизионных программ, на- чиная с написания сценария и до выхода программы в эфир, трудились студен- ты-журналисты, а также студенты других факультетов университета, в том числе технических.Сегодня ТВ РУДН - это молодой творческий коллектив, в котором работают студенты различных факультетов и специальностей РУДН. Силами трех редак- ций - информационной, тематической, специальных проектов ТВ РУДН созда- ются оригинальные телепрограммы о жизни университета, студентов, препода- вателей, в прямом эфире транслируются репортажи с места событий, ведется телехроника событий, демонстрация фильмов, фестивалей и др.Выходом на качественно новый профессиональный уровень для ТВ РУДН стало полное техническое переоснащение в 2008 г. большой эфирной студии но- вым телевизионным комплексом в рамках национального проекта «Образование». С этого момента у студентов появилась возможность принимать активное участие в прямых телемостах совместно с телекомпанией «ТВ Юго-Запад» и «НИКИ ТВ» и обучаться работе на современном оборудовании. На ТВ РУДН студенты специ- альности «Журналистика» активно проводят практические занятия, приобретая необходимый опыт работы, как в кадре, так и за кадром.Реализованный вариант оснащения студийного комплекса РУДН позволяет осуществлять следующие виды телевизионного производства:прямой эфир с выдачей выходного сигнала из студии в форматах SECAM, PAL, SDI с наложением титров, графики и параллельной архивацией;производство программ и запись на различные цифровые носители (DVCAM, mini-DV, а также DVD-диски);нелинейный серверный монтаж видеоматериалов, а также многокамерный нелинейный монтаж в реальном времени;безленточное (цифровое) производство новостей и программ от стадии мон- тажа до выхода в телевизионную сеть;автоматизированное вещание;съемка за пределами студии.ТВ РУДН осуществляет трансляцию программ на кампус университета. По словам директора ТВ РУДН Олеси Захаровой, эфир телеканала состоит на 25% из заказных программ, на 25% из тематических телепередач и на 50% - из ново- стей.Студия новостей интегрируется в комплекс посредством подключения вы- ходного сигнала из студии к основной матрице программной аппаратной. Для этой цели применяются преобразователи видеосигналов и кадровые синхрони- заторы. Предусмотрена система двухсторонней связи между студией новостей и АПБ (аппаратно-программный блок).Перед телевидением Российского университета дружбы народов стоят три главные задачи (положение о структурном подразделении «Телевидение РУДН» от 2015 г.) [3]: формирование и проведение единой рекламной кампании на рус- ском и иностранных языках по продвижению позитивного имиджа университе-177Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4та - как среди населения, так и в кругах работодателей; формирование и про- ведение единой рекламной кампании на русском и иностранных языках по про- движению образовательных услуг университета; организация и координация сотрудничества университета с организациями и предприятиями субъектов РФ, иностранными компаниями, занимающимися телевизионным производством в рамках рекламной кампании на русском и иностранных языках по продвижению образовательных услуг университета.Однако главной и основной задачей студенческого телевидения является об- учение студентов телевизионным профессиям и журналистскому мастерству. Сту- денты РУДН могут попробовать себя в качестве ведущего, корреспондента, опе- ратора и в других телевизионных специальностях. Кроме того, они могут пред- лагать руководству студии воплощать в жизнь свои авторские программы, участвовать в создании сетки вещания эфира и др. Обязательным является про- хождение производственной практики на телестудии студентов специальности«Журналистика» и «Связи с общественностью».ТВ РУДН является активным партнером Международной ассоциации студен- ческого телевидения, с которой проходит оперативный обмен программами. Это дает возможность расширить вещание на разные целевые аудитории. Вместе с остальными партнерами МАСТ проводятся творческие конкурсы для молодых талантливых журналистов, организуются всевозможные стажировки и практики.Организованный нами опрос в социальных сетях выявил, что для студентов в учебных СМИ, на первом месте - возможность самостоятельно создавать теле- программы. За это проголосовали 63% из 1229 опрошенных; на втором месте - приобретение необходимых навыков и опыта; на третьем - возможность быть в курсе всех студенческих новостей (опрос проводился на площадках социальных сетей vk.com, facebook; всего в опросе приняло участие 1229 человек).Проведенный анализ действующих учебных телестудий выявил, что существу- ют разные модели учебных и вузовских ТВ. Они отличаются по целям и по ауди- тории.Первая модель нацелена на студентов технических специальностей, она ак- тивно используется в учебном процессе. За время обучения студенты приобрета- ют необходимые навыки для работы с картинкой, звуком, записью и др. Такое телевидение появилось еще в 1970-е гг. во ВГИКе, МГУ и др.Вторая модель предназначена для студентов, которым необходимо приобрести профессиональные навыки и опыт работы на телевидении, например, в РУДН, ДВФУ.Учебное вузовское телевидение ориентируется на разную аудиторию - на вну- треннюю аудиторию университета, освещая события в первую очередь для реа- лизации корпоративных задач, и на внешнюю аудиторию. Обычно это проходит за счет интернет-трансляций, например, как это делается на ТВ МГТУ им. Н.Э. Ба- умана.Сегодня уровень технологии создания продукта СМИ позволяет реализовать любую творческую идею. Цифровые технологии играют колоссальную роль в развитии телевидения в целом, в том числе - университетского. С их помощью намного упрощается процесс производства телевизионного контента и сокраща-178Гегелова Н.С., Исмаилова А.А. Учебное телевидение в российских вузахются расходы на его производство. Одной из наиболее успешных концепций раз- вития медиаиндустрии и отношений между СМИ и аудиторией стало мультиме- диа. Мультимедиа - это контент, или содержимое, в котором одновременно пред- ставлена информация в различных формах - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд [4]. Специалисты определяют его как «интеграцию двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером» [5].Для медиасферы в современном мире важно продвигать информацию во все возможные СМИ - это и пресса, и телевидение, и радио, и Интернет. Конвер- гентная журналистика облегчает доступ к информации: радио можно слушать в Интернете, доступ к газете можно получить онлайн, прямые эфиры смотреть в Сети.Предлагаемая нами модель - это кросс-медийная редакция, в которой рабо- чий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которые произво- дятся сразу на разных платформах. Работники различных тематических отделов (таких как культура, политика, спорт, бизнес и т.д.) создают контент и для печат- ной, и для онлайн-версии коммуникатора. Под термином «кросс-медиа» подраз- умевается реализация контента на основе мультимедийной платформы конвер- гированных СМИ, в совокупности генерирующих содержание, которое невоз- можно было бы донести до аудитории посредством каждого СМИ в отдельности. Особенностью такой редакции является SuperDesk, под чем подразумевается круглый стол, центральный пункт редакционного зала. Каждая технологическая платформа имеет своего ответственного редактора, сидящего за этим централь- ным столом. Создание информационного продукта производится так называе- мыми контент-группами. Контент-группа - это часть штата, которая занимает- ся разработкой и созданием информационного продукта на определенную тему: политика, экономика, спорт, культура. Дополнительная, но не менее важная роль, которую можно обнаружить за центральным столом, это проводник СМИ. Обя- занности проводника СМИ выполняет по расписанию один член команды, со- стоящей из пяти человек. Три человека из этой команды - это всегда члены шеф- редакции.Студенческие телестудии - это не только школа обучения будущих профес- сионалов, но и место получения первой практики. Работая в студенческих СМИ, обучающиеся приобретают большой опыт профессиональной работы, благодаря чему свободно могут ориентироваться в разных аспектах будущей профессии. А это значит, что студенческие СМИ не должны уступать в техническом оснаще- ние перед профессиональными телестудиями.

N S Gegelova

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

A A Ismailova

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 128

PDF (Russian) - 395


Copyright (c) 2016 Гегелова Н.С., Исмаилова А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.