THE PROBLEM OF CLASSIFICATION OF THE MODERN BROADCASTING: THE ESSENTIAL CHARACTERISTICS OG THE FORMAT “TALK SHOW”

Abstract


The ambiguity of the term “talk show” in the practice and theory of television journalism, difficulties in defining television programs like “talk shows” require to discover the essential format`s characteristics by which we could easily find out the broadcast of this type. The article analyzes the definitions of the concept in Russian and foreign dictionaries and also in the scientific literature.The author investigates contentious issues in the definition of the term and essential characteristics of talk show: identification the genre of the conversation which takes place in the studio; the role of a live studio audience in talk; the border of the format. Besides, the term “talk show” is correlated to such categories as “format” and “genre”. The author raises the question about the correctness of the understanding of “talk shows” like the current genre of TV journalism. Finally, on systematizes distinctive characteristics of talk shows, highlighted by different researchers, and offers the list of essential characteristics of the broadcast of this type.

Ток-шоу - один из самых популярных и динамично развивающихся форматов современного телеэкрана. Проблемам языка данного вида программ, образам ведущих посвящены многие исследования. Однако до сих пор ни среди самих создателей телепередач, ни в теории телевизионной журналистики не существу- ет однозначного понимания: какую передачу можно назвать «ток-шоу» и каковы ее сущностные черты. Зачастую в программной сетке в качестве ток-шоу может стоять и беседа с интересным гостем, и утреннее кулинарное шоу.Понятие «ток-шоу» пришло в русский язык из английского и является прямым лексическим заимствованием американского термина, который, в свою очередь, произошел от сочетания слов “talk” - говорить, разговаривать и “show” - пред- ставление, показ. За два десятилетия существования этого формата на российском экране не сложилось однозначного понимания термина, что можно проследить по соответствующим определениям в толковых и энциклопедических словарях.Например, Толковый словарь иностранных слов 1998 г. понимает «ток-шоу» как «телевизионное интервью с каким-н. известным лицом (политиком, обще- ственным деятелем, актером и т.п.), с группой таких лиц» [16]. Большой энци- клопедический словарь 2000 г. классифицирует «ток-шоу» как телевизионный жанр, вид «дискуссии, обсуждения какого-либо вопроса, в которых принимают участие приглашенные в студию зрители» [14]. В данном случае академическое издание следует за сложившимся на тот момент в исследовательской среде пред- ставлении о ток-шоу как об определенном жанре. В то же время словарь указы- вает на наличие зрительской аудитории в студии, на глазах которой происходит разговор, как на отличительную особенность данного вида телепрограмм. Словарь иностранных слов 2006 г. выделяет два значения понятия: «1) мас. ком. телепере-дача в форме беседы видных общественных деятелей “за круглым столом”, не- редко с возможностью задавать вопросы ведущему и гостям; 2) речевой жанр эстрады (гл. обр. для одного актера)» [15] (1).На семантику понятия «ток-шоу» влияет значение и практика словоупотре- бления другого заимствованного из английского языка понятия - «шоу». В ан- глийском языке термин имеет два значения: «представление», «показ», тогда как в русском «шоу» трактуется либо как «яркое эстрадное представление», либо - в бытовой речи - как явление, представляющее собой «нечто показное, рассчи- танное на шумный внешний эффект» [16]. В результате «шоу» всегда ассоцииру- ется с чем-то ярким, эффектным и красочным. Данная коннотация влияет и на смежное составное понятие «ток-шоу».Приведенные выше дефиниции наглядно иллюстрируют отсутствие единого подхода к определению явления. Для того, чтобы уточнить значение понятия, нам показалось целесообразным изучение его дефиниций в иностранной лите- ратуре, откуда оно и было заимствовано. Однако и там можно обнаружить раз- ночтения в понимании сущностных характеристик «ток-шоу» как вида передач. Encyclopædia Britannica, как и Толковый словарь иностранных слов, связывает формат с жанром «интервью»: «ток-шоу - радио или телевизионная программа, в которой известные личности интервьюируют знаменитостей и других гостей» [18]. В то же время такой признанный в академической среде словарь как Oxford Advanced Learner’s Dictionary при объяснении понятия акцентирует внимание на активном участии в происходящем зрительской (или слушательской - в случае с радиопрограммами) аудитории и публики в студии. Согласно данному источ- нику, ток-шоу - это «телевизионное или радио шоу, в котором в неформальном стиле обсуждаются различные темы, а слушатели, зрители или аудитория в студии приглашаются к участию в дискуссии» [19]. Авторы данной дефиниции, так же как составители Большого энциклопедического словаря, считают приоритетным жанром для использования в ток-шоу именно дискуссию, возможно, как форму наиболее эмоционально насыщенную, провоцирующую столкновение мнений.В то же время рассчитанный на более узкую профессиональную аудиторию A Dictionary of Media and Communication расшифровывает понятие «ток-шоу» как «радио или телевизионную программу (и жанр) с ведущим (обычно известной личностью), которая проводится в диалоговой манере и включает в себя такие элементы как интервью и телефонные звонки (подразумеваются звонки слуша- телей и зрителей - прим. авт.)» [17]. Несмотря на то, что в данном определении и появляется термин «интервью», смысловой акцент ставится именно на диало- говой манере разговора. Авторы словаря как бы расширяют жанровые рамки ток- шоу, подразумевая, что в его основе могут быть и другие типы диалога или по- лилога, такие как беседа, дискуссия или пресс-конференция.Анализ определения понятия в российской и зарубежной литературе позво- ляет выделить несколько спорных вопросов в определении формата:правомерно ли говорить о том, что ток-шоу могут создаваться на основе любого разговорного жанра (в российской теории телевизионной журналистики это: портретное и проблемное интервью, дискуссия, беседа, пресс-конференция) или в качестве ток-шоу можно классифицировать передачи лишь одного опре-деленного жанра, допустим, дискуссии или интервью, как указывают некоторые исследователи;в определении ток-шоу появляется две категории зрителей: телезрители, т.е. те люди, которые находятся у экранов телевизоров, и публика в студии; яв- ляется ли активное участие данных категорий в разговоре обязательным элемен- том передачи?Понятие «ток-шоу» в научной литературе может также иметь и еще более ши- рокое толкование, когда под «ток-шоу» понимается любая передача, где есть эле- менты «разговоров в кадре», что при существующей тенденции к развлекатель- ности современного телевещания может привести к определению практически каждого второго проекта как «шоу», либо «ток-шоу».Американские исследователи Бернард М. Тимберг и Боб Эрлер предлагают разделять «телевизионный разговор» (television talk) и непосредственно «ток-шоу» (talk show). По их мнению, «телевизионный разговор выкристаллизовался из по- лувека телевизионной практики и предшествующим ей трем десяткам лет прак- тики радийной. Он проходит без жесткого сценария, хотя хорошо спланирован и неизменно ведется диктором, ведущим или группой ведущих. Он основан на том, что социолог Ирвинг Гофман назвал “свежим разговором”: разговор, кото- рый кажется спонтанным, независимо от того, насколько спланированным или отрепетированным он может быть на самом деле» [12. P. 3]. Авторы монографии по истории американского ток-шоу отмечают, что понятие «телевизионного раз- говора» намного шире, чем «ток-шоу»: «телевизионные разговоры покрывают каждый вид разговора на телевидении: кулинарные шоу, книжные обозрения, объявления на радиостанциях, каналы покупок, конкурсы “Мисс Америка”, по- литические расследования в прямом эфире наподобие Вотергейта и слушания по скандалу Иран-Контрас... Телевизионное ток-шоу, в отличие от телевизионного разговора, - это шоу, которое полностью структурировано вокруг акта разговора как такового» [12. P. 3].В «нулевые» годы ХХ в. в период расцвета ток-шоу на современном россий- ском телевидении начинается дискуссия о возможности включения «ток-шоу» в теорию жанров телевизионной журналистики. В 90-е годы ХХ в. отечественные исследователи Цвик В.Л., Борецкий Р.А. рассматривали ток-шоу как жанр ана- литической публицистики [9. C. 195]. В то же время постепенное вхождение в практику и теорию такого специфического термина как «формат» приводит к рассмотрению ток-шоу как формата телевизионной передачи.Как известно, жанр в самом общем его значении - это «тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания» [14]. Учебник по телевизионной журналистике понимает жанр как «исторически опре- делившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков» [9. C. 170].Понятие «формат», хоть и пересекается с понятием «жанр», однако является более широким. Само слово «формат» пришло из латыни и обозначало книгу, оформленную определенным образом. Именно словосочетание «книжный фор- мат» было первым, как отмечают исследователи, в котором это слово начало упо- требляться. В российскую телевизионную практику «формат» пришел вместе спокупными программами, в первую очередь телевизионными играми и реалити- шоу. Эти передачи, сделанные по лицензии, сопровождались так называемой«библией формата», в которой были прописаны все нюансы процесса производ- ства, определялась структура программы, ее аудиовизуальное оформление, а так- же принципиальная сценарная схема, вплоть до длительности каждого из эпизо- дов. В целом же в мировой телевизионной практике под форматом понимается«стиль или способ организации или представления» телевизионного продукта. Появился он именно для того, чтобы защитить оригинальный проект от неза- конной адаптации и копирования. Как замечают Моран А. и Малбон Дж., фор- мат - это своего рода рецепт приготовления телевизионного блюда [16. P. 20]. И.Н. Кемарская определяет «формат как совокупность признаков, придающих уникальные отличительные черты каждой отдельно взятой телепрограмме» [4.66]. К ним она относит не только жанрово-стилистические категории, такие как жанр, стиль, драматургическую конструкцию, тематические и сюжетные пред- почтения, образ ведущего, но и определенные технологические и производствен- ные параметры, которые также влияют на конечный продукт, - хронометраж, графика, оформление студии. Все эти параметры в практике телевизионной жур- налистики находят отражение в концепции программы, утверждаемой на одном из начальных этапов ее проектирования.В.Л. Цвик так образно определил различия между понятиями «жанр» и «фор- мат»: «если формат, включающий в себя жанр, - это своего рода рыночный до- говор между продюсером и зрителем, то жанр, если угодно, - негласный договор между автором и зрительскими ожиданиями» [10. C. 55]. А.А. Новикова выделя- ет в качестве одного из главных признаков формата - гибридность и подвижность его элементов [6]. Г.В. Перипечина добавляет еще и такую категорию, как «вари- ативность признаков при неизменности принципиальной структуры» [8], т.е. если жанр статичен, то формат может видоизменяться.Большое количество вариативных признаков в современных ток-шоу не по- зволяет нам применить к ним категорию «жанр» (2). Как мы уже отмечали выше (и что отразилось в определениях данного термина в различных источниках), ток-шоу может строиться на основе любого из разговорных жанров, будь то ин- тервью (например, «Школа злословия» (НТВ)), беседа (напр., в некоторых своих выпусках «Честный понедельник» (НТВ)) или дискуссия («Политика» («Первый канал»), «Прямой эфир» («Россия 1»)), причем программы в зависимости от си- туации или поставленной задачи могут в одних выпусках обращаться к жанру беседы, а в других - к жанру дискуссии. В «формулу» других ток-шоу изначаль- но заложено сочетание жанров - например, интервью и дискуссия в ток-шоу«К барьеру!» (или в его более позднем по времени аналоге «Поединок»), в то же время один из жанров может быть переменным элементом передачи, например интервью в ток-шоу «Воскресный вечер». Кроме того, сама конструкция ток-шоу позволяет создавать программы, сочетающие разговорные и неразговорные (изо- бразительные) жанры, например, «Специальный корреспондент» («Россия 1») или «Независимое расследование» (выходившая в начале 2000-х сначала на НТВ, а затем на ОРТ).Жанр предполагает определенное отношение автора к предмету отображения. Если репортаж - это «история события», в которой автор следует лишь за хро- нологией и придерживается фактов, то в очерке авторское начало выражено бо- лее ярко, а все события, которые описывает создатель материала, излагаются сквозь призму его личностного восприятия. То же самое можно говорить и о раз- говорных жанрах. Если в интервью журналист лишь задает вопросы, то в беседе он - равноправный участник, а в дискуссии выступает в роли модератора, чья задача выявить и показать различные точки зрения, выразителями которых яв- ляются ее участники. Следовательно, не только жанр, но и роль автора изменя- ется в каждом отдельно взятом ток-шоу в зависимости от поставленных задач, либо уже может быть изначально заложена либо в качестве постоянного, либо переменного структурного элемента программы.Несмотря на огромную вариативность современных ток-шоу передач, можно выделить постоянные структурные элементы и требования к данным программам, которые и можно будет определить как сущностные характеристики явления.Одним из первых к изучению «ток-шоу» в России обратился Г.В. Кузнецов, который в качестве отличительных особенностей данного вида программ выделял следующие: «легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории» [5. C. 29], «железный сценарий» [5. C. 31].Многие современные исследователи отмечают не просто «легкость разговора», а игровую природу данного вида передач. А.А. Новикова рассматривает ток-шоу как один из видов телевизионных зрелищ, построенных по лекалам стандартных, так называемых формульных литературных жанров, основным признаком кото- рых становится аттракцион. По ее мнению, все ток-шоу, независимо от тематики, строятся на определенных правилах игры, с которыми соглашаются и участники, и зрители, и телезрители [7].Сама обстановка студии любого ток-шоу выполнена в более ярких, чем в жиз- ни, цветах, чаще всего несет в себе абстрактные элементы, создавая вид вирту- альной реальности, в которую помещены герои и участники программы, тем са- мым усиливая эффект иллюзорности происходящего. С.Н. Ильченко относит все ток-шоу к разряду игровых программ, определяя их как «элемент развлекатель- ного сегмента отечественного телевещания». По его мнению, «в формате ток-шоу имитируется не действие, а диалог или полилог, преимущественно в студийных условиях с формальным участием/присутствием сторонней публики» [3. C. 247].Нельзя не согласиться с Г.В. Кузнецовым, что ток-шоу - исключительно пер- сонифицированный формат. В западной практике имя ведущего программы не- редко выносится в ее название, тем самым представляя его личность в качестве важной и значимой особенности того или иного ток-шоу, его отличительной ха- рактеристики, например: The Jerry Springer Show, The Oprah Winfrey Show, The Phil Donahue Show. Подобная практика еще не прижилась на российском теле- видении повсеместно, однако время от времени используется телевизионными каналами. В качестве примера приведем «Воскресный вечер с Владимиром Со- ловьевым» (сначала на НТВ, затем на «России 1»). Также существовали и суще- ствуют другие попытки вынести имя или даже прозвище ведущего в заголовокпрограммы, например, ток-шоу «Арина» (ОРТ), «Вечерний Ургант» («Первый канал»), «Список Норкина» (НТВ) или «Метла» (шоу Натальи Метлиной на НТВ). Хотя формально в некоторых названиях ток-шоу имена ведущих не присутству- ют, но их имена с самых первых программ следуют за названиями - например,«Тема» с Владиславом Листьевым, «Я сама» с Юлией Меньшовой, «Пусть говорят» с Андреем Малаховым, «Времена» с Владимиром Познером, «Честный понедель- ник» с Сергеем Минаевым.Несмотря на отмеченную выше вариативность участия публики в передаче, многие российские и зарубежные исследователи правомерно отмечают важность активного участия публики в действие. Например, И.И. Волкова, рассматривая игровую природу шоу программ, отмечает обязательную вовлеченность в разго- вор аудитории: «ток-шоу… в классическом варианте представляют собой публич- ный поединок (agon, game) экспертов, где активное участие принимает пригла- шенная в студию аудитория (например, программа «Культурная революция»)» [2. С. 265]. Именно возможность активного участия зрительской аудитории в про- исходящем британский исследователь А. Толсон относит к феномену ток-шоу. По его мнению, именно форматы, в которых аудитория не просто пассивно на- блюдает, но «имеет возможность комментировать и вмешиваться, приобретают особую значимость» [13. P. 12].Говорить о специфике тематики ток-шоу, как о сущностной характеристике вряд ли представляется возможным. По мнению А.С. Вартанова, объектом вни- мания ток-шоу всегда становятся человек или проблема [1. С. 21], что предпо- лагает весьма широкий круг тем.В качестве отличительной черты ток-шоу Г.В. Кузнецов также отмечает жест- кий сценарий, который не должен мешать непринужденности разговора. Как правило, это достигается сочетанием тщательно спланированных и импровизи- рованных эпизодов. Бернард М. Тимберг и Боб Эрлер полагают, что «обмен мне- ниями во время ток-шоу, хоть и кажется спонтанным, должен быть четко струк- турирован» [12. P. 5]. Кроме того, по мнению американских исследователей, раз- говор на ток-шоу должен происходить в реальном времени. «В прямом эфире, в записи, или в повторе - ток-шоу всегда поддерживает иллюзию происходящего в настоящем времени» [12. P. 4]. Тем самым исследователи обозначают еще один важнейший признак формата - единство времени и действия.На наш взгляд, ток-шоу - это именно специфический телевизионный формат, обладающий как постоянными, так и вариативными признаками и элементами.Выделим сущностные характеристики формата ток-шоу.Ток-шоу, исходя из своего названия, в котором присутствует слово “talk”, т.е. разговор, всегда строится на основе одного или нескольких разговорных жанров (интервью, беседа, дискуссия, пресс-конференция), причем драматургия пере- дачи строится вокруг разговора как такового.Основными элементами ток-шоу являются: 1) харизматичный ведущий; 2) при- глашенные собеседники (эксперты); 3) публика в студии; 4) зрители у экранов телевизоров. Важность участия аудитории по обе стороны экрана в передаче свя- зана с названием формата, состоящим из двух частей, где присутствует не только“talk”, но и вторая немаловажная часть “show”, предполагающая объект, на гла- зах которого шоу происходит, т.е. телезрителей.Ток-шоу могут быть посвящены самому широкому кругу тем, однако всегда выполняют в той или иной степени рекреативную функцию.Как уже было сказано, ток-шоу - это не только разговор, но шоу, проходящее в прямом эфире либо сохраняющее иллюзию прямого эфира. Структурирован- ность живого разговора создается за счет предварительной его сценарной раз- работки.Данные сущностные характеристики определяют общую «формулу» формата, создающую каркас передачи, остающийся неизменным во всех видах ток-шоу. Однако она позволяет (при всех заданных ограничениях) конструировать его с использованием других вариативных элементов.ПРИМЕЧАНИЯСтоит отметить, что для обозначения специфического жанра речевой эстрады термин«ток-шоу» не прижился. В последние годы, в том числе благодаря заимствованным юмо- ристическим форматам канала «ТНТ» (Comedy Club и Comedy Battle), все чаще для опре- деления подобного рода эстрадных номеров используют термин «стендап шоу».Возможно, со временем, когда характеристики различных передач, сделанных в данном формате, будут унифицированы и признаны широким кругом исследователей, можно будет говорить о вхождении «ток-шоу» в жанровую структуру телевизионной журнали- стики.

P V Gulenko

Lomonosov Moscow State University

Mokhovaya str., 9, Moscow, Russia, 125009

Yu I Dolgova

Lomonosov Moscow State University

Mokhovaya str., 9, Moscow, Russia, 125009

Views

Abstract - 264

PDF (Russian) - 11359


Copyright (c) 2016 Гуленко П.В., Долгова Ю.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.