AUGMENTED REALITY APPS AS AN ACCESSORY FACTOR OF RECREATIVE JOURNALISM

Abstract


The article discusses the features of digital journalism, specialized applications for smartphones and tablets, which allow users to actively participate in the news creation, to discuss issues and problems that arise in recreative journalism. The article investigates the latest technologies of building applications and media texts recreative orientation, used by journalists and the audience for the transmission of related information. In the article for the first time characterized the role of augmented reality applications in the formation of social dialogue, which is aimed at deepening mutual understanding between journalists and readers and implementing recreational communicative functions of journalism. This article discusses the factors of successful functioning of these applications. The study will help a number of scientists to contribute to the development of innovative technologies.

ВведениеРассматриваемая типологическая группа - рекреативная журналистика - интересна тем, что она включает как познавательные, так и развлекательные аспекты. Разнообразие тем и жанров сложилось исторически: издатели рекреа- тивной периодики проводят ежегодные исследования на предмет того, каким хотят видеть читатели онлайн-журнал. Результат исследований показывает, что читатели разделяются во мнениях, следовательно, выгодным решением стано- вится разнообразие контента журналов, их постепенное адаптированное к раз- личным аудиторным группам, «перенесения» в электронный формат с возмож- ностью использования современных приложений.В настоящее время приложения дополненной реальности, которыми пользу- ется часть читателей онлайн-изданий, заслуживает внимания не только потре- бителей познавательной информации, но и просто сторонников здорового об-раза жизни, людей деятельных, активных, следовательно, можно говорить об актуальности исследования рекреативных онлайн-приложений среди нескольких аудиторных групп.Приложения дополненной реальности как вспомогательный фактор рекреативной журналистикиЦифровые технологии сохраняют и развивают информационный потенциал общества в условиях нового цивилизационного этапа, где доминируют конвер- генция и дигитализация. Таким образом, рекреативная журналистика представ- ляет новые формы повествования, в которые вовлекаются не только журналисты, но и активные граждане. Значение цифровых технологий, новых форм повество- вания проявляется в их способности взаимодействовать с гражданским населе- нием, уходя от традиционных способов подачи информации.Есть несколько существенных последствий технологических изменений, из-за которых происходит так называемая трансформация медийных ландшафтов. Тех- нологические изменения влияют на рекреативную журналистику и средства мас- совой информации, по крайней мере, в четырех основных направлениях. Во- первых, они меняют процесс журналистской работы, которая включает в себя производство новостей. Эти изменения или технологические трансформации имеют потенциал для повышения производительности, эффективности, а также простоте доступа к информации.Во-вторых, технологические изменения преобразуют новости и средства мас- совой информации, наделяя их онлайн-изображениями с мест событий, видео- роликами и т.д.В-третьих, отношения между СМИ и их аудиторией определяются тем, что читатели переходят из статуса пассивных приемников в статус активных произ- водителей новостей.В-четвертых, в результате это преобразование может улучшить отношения среди журналистов, новостных организаций, а также общественности путем по- вышения взаимодействия между гражданами и журналистами.Динамичному развитию рекреативной журналистики способствует в первую очередь быстрое развитие высоких технологий. В результате процесса конверген- ции в мире происходит радикальное изменение структуры средств массовой ин- формации: появляются новые виды источников информации: приложения для обмена фотографиями и видеозаписями, позволяющие снимать фотографии и видео.Другая сторона процесса технологических изменений состоит в том, что во многом эти изменения привели к снижению роли и влияния традиционных средств массовой информации в обществе. Это особенно касается газет, которые были заменены на цифровые источники или онлайн-версии на персональных компьютерах, планшетах, мобильных телефонах и смартфонах. Как следствие, расширенный процесс коммуникации с помощью новомодных гаджетов помо- гает людям, где бы они ни находились, получать новости и делиться ими.Процесс конвергенции резко трансформировал содержание журналистской продукции: текстов, блогов, дневников и т.д. Это связано с понятием виртуальнойреальности, которая усиливает взаимодействие пользователя с новостными со- бытиями и журналистами, работающими онлайн. Процесс конвергенции позво- ляет читателю проверить свои силы в качестве журналиста, прислать свой мате- риал, комментарий, фото и другую журналистскую продукцию в режиме онлайн, получить оценку со стороны других пользователей.Понятие «дополненная реальность» означает возможность пользователя видеть и слышать окружающий мир, но с дополнительными картинками, видео и зву- ками, которые также могут быть подкреплены геолокацией - местоположением источника информации, будь то читатель, который делится новостью, или про- фессиональный журналист.Правильная подача материала в рекреативной журналистике - также одна из неотъемлемых составляющих в процессе удовлетворения потребности массовой аудитории в текущей публицистической информации, несущей в себе соответ- ствующие знаниевые ресурсы. Журналисты в эпоху конвергенции и дигитализа- ции ответственны также за оптимизацию всего потока информации, в том числе научной и мировоззренческой, проходящей по каналам массмедиа.Благодаря достижениям конвергентных медиа у изданий появляется больше возможностей, с помощью которых аудитория получает не только необходимую информацию, но и коммуницирует. В конце 90-х годов прошлого века Джон Пав- лик, медиаэксперт Университета Колумбии предположил, что новейшие техно- логические разработки, в том числе «hands-free» интерфейс, наиболее удобны для взаимодействия с компьютером и, как следствие, с информацией в сети Интернет [4].Важный шаг в конвергентной журналистике - использование в качестве вход- ных данных не только фотографий, но и видео. У видео в качестве входных дан- ных (VAI) есть потенциал с помощью сетевых приложений обучать и проводить исследования за счет взаимодействия с пользователем; в ходе исследования будут определяться интересы аудитории и особенности информационного потока.Диффузия инноваций - следующая важная часть функционирования мобиль- ных приложений на современном этапе. Диффузия инноваций - это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и тех- нологии распространяются через разные культуры. Данная теория была популя- ризована американским социологом Э. Роджерсом благодаря выпущенной им книге «Диффузия инноваций».Роджерс определяет диффузию как процесс, посредством которого инновация (например, новые идеи, процессы или товары) в течение времени передаются через определенные каналы среди членов социальных систем. Его исследование выделяет пять аспектов адаптации к инновациям, среди которых знания, убеди- тельность, решимость, реализация (или осуществление) и ратификация (или под- тверждение) [3].Вначале о новшестве должно узнать (чаще всего из средств массовой инфор- мации) достаточно большое число людей. Потом его берет на вооружение очень маленькая группа инноваторов, которые более мобильны, имеют контакты за пределами своего круга, легко воспринимают абстрактные идеи и готовы риско-вать. За ними следуют ранние адепты, в основном уважаемые люди, лидеры мне- ния, которые, посчитав новинку полезной, убеждают попробовать ее тех, кто прислушивается к их словам. С включением этого раннего большинства степень принятия новшества выходит на среднестатистическую отметку. Потом новую идею или товар признает позднее большинство. И, наконец, к новшеству меняет свое отношение группа отстающих, или поздние адепты, с подозрением относя- щихся ко всему новому, часто испытывающих недостаток средств. Считается, что инновация признана обществом, если ее принимают даже меньше четверти на- селения.Ключевые элементы в исследовании диффузии - инновация, коммуникаци- онные каналы, время, социальная система.В теории диффузии отчетливо видны достоинства и недостатки теории средне- го уровня. Она позволяет удачно объединить огромный объем эмпирических дан- ных, облегчает работу исследователю, но, как и теория информационного по- тока, построена вокруг источника, т.е. рассматривает процесс коммуникации с точки зрения элиты, которая принимает решение внедрить данную новацию. Эта теория «подправляет» теорию информационного потока за счет расширения чис- ла участников процесса и улучшения качества стратегий преодоления барьеров на пути чего-то нового. Согласно этой концепции роль медиа сводится к мини- муму: они лишь информируют о новшествах.Повествуя об особенностях теории диффузии, нельзя не упомянуть Aurasma - приложение дополненной реальности, которое изменяет способ взаимодействия с окружающим миром.Пользователям обновленного приложения предлагаются новые мультимедий- ные возможности: видео- и фоторепортажи онлайн непосредственно с места со- бытия, а также интерактивные сервисы, например, возможность поместить свою картинку, карикатуру, отзыв и т.д. и оценить работу читателей и журналистов.Принцип работы Aurasma схож с повсеместно используемой технологией рас- познавания QR-кодов. Приложение использует камеру телефона, GPS, Bluetooth, Wi-Fi, акселерометр и гороскоп для идентификации различных объектов из окру- жающего пространства. В дальнейшем эти объекты транслируются на экране устройства с наложенным поверх видео, картинками, фотографиями или други- ми файлами.Можно сказать несколько слов в пользу инновационных технологий, которые позволяют рекреативной журналистике совершенствоваться и обретать новую публику, более современную и эрудированную. Благодаря возможностям кон- вергентной журналистики происходит сближение с аудиторией. Помимо пользы для читателей, конвергированные медиа помогают журналистам понять и сфор- мировать мнение об аудитории журнала, об их предпочтениях, интересах, а так- же получить оценку своей работы.Как аудитория электронной версии издания, так и читатели печатной версии становятся активными участниками процесса сбора журналистского материала. Потребитель сам заботится о создании новых, интересных, востребованных в настоящее время материалов, тщательно подбирая не только информацию, но ивизуальный ряд. Исследователи новейших технологий сходятся во мнении, что изобретение Стивом Джобсом iPhone и iPad - это пример «блестящей иннова- ции».Развитие технологий неразрывно связывают с журналистикой авторы Джон Павлик и Франк Бриджс. Жанр рекреативной журналистики с учетом мобильных требований предполагает наличие специализированных онлайн приложений.Журналист в интернет-пространстве сам может выступать в роли путешествен- ника-любителя, поскольку для материала в приложении дополненной реальности не требуется владения сложными синтаксическими конструкциями, нужно ру- ководствоваться знаниями культуры, традиций, этики исследуемой и описывае- мой страны.Компании одна за одной выпускают приложения, которые сообщают подроб- ную и точную информацию о достопримечательностях России, европейских и азиатских стран в зависимости от местонахождения путешественника. К при- меру, человек неспешно прогуливается по Риму, и, останавливаясь около Фон- тана Треви, незамедлительно получает информацию о нем. Турист, несмотря на то, что пользуется мобильным приложением, остается свободен в выборе марш- рута осмотра достопримечательностей, потому что «электронный помощник» не навязывает ему свою программу, а лишь помогает в приобретении новых знаний.Следующей инновацией в сфере журналистики (и не только) авторы называ- ют разработку QR-кода (Quick response code), представленного японской компа- нией «Denso-Wave» в начале 90 годов прошлого века. Код может быть сканируем смартфоном и другими мобильными устройствами, на которых установлено дан- ное приложение. Наибольшее признание он получил среди пользователей мо- бильной связи - установив программу-распознаватель, абонент может момен- тально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения.QR-коды размещаются на туристических объектах. Это позволяет индивиду- альному туристу легко ориентироваться в городе.Дэвид Грейнджер, бывший редактор журнала «Esquire», говоря о термине «до- полненная реальность», добавляет, что зарегистрировано 70 000 скачиваний при- ложений, которые позволяют видеть 3D-изображения, видео, прослушивать ин- формацию и т.д. Мобильные устройства и AR (дополненная реальность) - это хорошая возможность для редакции заниматься эксклюзивными проектами, удовлетворяя информационные потребности многочисленной публики. Грейн- джер говорит, что его журналисты пытаются воспользоваться преимуществами медиа и усилить развлекательный аспект издания [4].Видео «дополненной реальности» все чаще интересуют пользователей сети Интернет. Например, AR видео «Лего» производства компании Disney собрало более 250 000 просмотров. Специалисты утверждают, что пока мобильные техно- логии и наряду с этим технические и технологические инновации востребованы, производители будут продолжать свою работу.Однако идти в ногу со временем и ускорением технологических изменений, связанных с AR, будет серьезной проблемой для новостных организаций, по- скольку здесь неуместна скорость подачи новостного материала. Их надеждойостается выбор в пользу журналистов, которые умеют работать с различными девайсами и на различных платформах.Приложения помогают журналистам внедрять инновации постепенно, доно- ся до пользователей «порционную» информацию, не перегружая свой текст или видео-выступления научными терминами.Количественный показатель использования журналистами приложений AR возрастает с течением времени. Все преимущества владения приложениями дают журналистам новые методы представления мира и новые способы помощи граж- данам лучше понять изменения в реальной и виртуальной сфере. Аудитории те- перь проще воспринимать источник информации, поскольку она теперь его и«видит», и «слышит», и в некоторых случаях «осязает».Именно включение инноваций в систему СМИ призвано помогать обществу наблюдать за происходящим, за развитием условий жизни общества, формировать общественное мнение и настроение, познавать все новое и интересное, делиться этой информацией.Еще один интересный момент - описание Wikitude World Browser, который отображает информацию в реальном времени в формате дополненной реально- сти, при этом пользователь может сам добавить дополнительные компоненты виртуальной реальности через загрузку разных типов файлов с таких ресурсов как Wikipedia, YouTube, Twitter, Flickr. Также пользователь может находить интересу- ющие его специфические места. Таким образом, получается, что приложения«дополненной реальности» доступны в любой области и сфере: чтении, видеома- териалах, фотографиях, архитектуре, искусстве, окружающей среде, истории, природоведении, недвижимости, транспорте, путешествии и многих других.Польза для журналистов от Wikitude World Browser заключается в передаче бо- лее «красочных» новостей в зависимости от местонахождения и вовлечении в процесс их передачи современных девайсов, что является более удобным и бы- стрым способом информирования населения.Итак, журналистика «дополненной реальности» за пределами простого по- вествования является интерактивной (взаимодействие с аудиторией), включает геосинхронизированные фотографии (снимки с определенной геолокацией), также использует QR-коды для более точного ориентирования на местности ту- риста и любого другого пользователя и наконец конвергентной (соединяет ин- формационные и коммуникативные технологии в единый информационный ре- сурс).Все приложения, описанные в статье, доступны для смартфонов и планшетов нового поколения, просты в использовании как для журналистов, так и для чи- тателей. Дигитализация и конвергенция - это те процессы, которые трансфор- мировали журналистику и медиа. Но на этом не заканчивается эра современных СМИ.Развивающиеся направления в использовании на мобильных девайсах при- ложений «дополненной реальности» включают распознавание объектов по гео- локации (как в Instagram или Facebook) и - самое интересное - считывание не только QR-кодов, но и водяных знаков (например, для защиты от подделки).Немаловажным является тот факт, что, несмотря на использование современ- ных гаджетов, множество удобных приложений, без доверия аудитории нет бу- дущего у СМИ. Есть приложения, которым доверяет аудитория. Среди таковых - Aurasma. Достаточно представить, что кто-то посещает страну или город в первый раз, а смартфон или планшет с данным приложением выводит на экран геолока- цию, местные новости, криминальную хронику, недавние дорожно-транспортные происшествия. Безусловно, все это занимает пользователя, поскольку является неопровержимой и востребованной в данный момент информацией, которая легко проверяется.Cредства массовой информации и культурные организации видят потенциал использования приложений «дополненной реальности». Пользователи получают удаленный доступ через Google Earth к виртуальных культурным объектам по всей стране и в мире.Кроме реальных путешествий, приложения предлагают и виртуальные: визу- альная прогулка по маленькой деревушке в Ботсване в то время, как в реальной жизни вы находитесь в гостиной, используя приложение. Помимо развлекатель- ного аспекта, здесь присутствует и когнитивный, и аксиологический аспекты, что помогает не только пользователям, но и исследователям и культурным орга- низациям, ответственным за просвещение людей по всему миру.Подводя итоги всех процессов, можно сказать, что инновационные возмож- ности, движимые конвергенцией мобильных медиа и улучшением приложений АР («дополненной реальности»), стремительно развиваются и пользуются спро- сом, а молодое поколение пользователей становится более медиаграмотным.Потенциал обеспечить более контекстуализированное содержание новостей и служить посредником, привлекая граждан для участия в демократическом дис- курсе, является похвальной целью.Является ли использование новой технологии, такой как «дополненная реаль- ность», достижением этой цели, может зависеть от человеческого фактора (уме- ние внедрить, объяснить, понять), а также от экономических факторов. Тем не менее журналисты в настоящее время используют приложения «дополненной реальности», чтобы создать новую форму журналистики, которая является важной составляющей современного общества.ЗаключениеПеред рекреативной журналистикой стоит задача наладить процесс обмена научной и познавательной информацией, повлиять на предпочтения, возможно, интересы личности.Диалог в рекреативной журналистике - это общение и форма постоянного взаимодействия между представителями важнейших сфер социальной деятель- ности - науки, искусства, управления, образования, воспитания. Исследователь Я. Борм отметил, что культуры мира взаимодействуют, благодаря гибридности науки антропологии и cовременной журналистики [1]. Его поддержал Дж. Клиф- форд, который заключил, что «два этих гибридных жанра сходятся во многом и различия между ними наблюдаются лишь в преобладании определенных элемен-тов или наборов компонентов по сравнению с прочими» [2]. Современная диги- тализированная журналистика, в свою очередь, многоаспектна, многообразна и популярна среди нескольких аудиторных групп, поскольку именно в рекреатив- ную журналистику внесен вклад крупнейших разработчиков приложений допол- ненной реальности.

L G Vikhoreva

Lomonosov Moscow State University

Mokhovaya str., 9, Moscow, Russia, 125009

Views

Abstract - 174

PDF (Russian) - 672


Copyright (c) 2016 Вихорева Л.Г.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.