ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕС В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИХ СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ

Обложка

Аннотация


В связи с ростом угроз безопасности, связанных с миграционными потоками из неблагополучных регионов мира, необходимостью диверсифицировать транспортные потоки углеводородных ресурсов, ЕС стал обращать внимание на сотрудничество с центральноазиатскими странами. В рамках Стратегии ЕС для Центральной Азии было названо несколько приоритетных направлений, по которым предполагалось строить отношения с постсоветскими республиками наиболее плотно. Данное исследование ставит целью проанализировать основные проекты по линии гуманитарного сотрудничества и ответить на вопрос: насколько проекты подобного рода являются конкурентными для России, в чью непосредственную зону интересов входят рассматриваемые страны региона. Достижению данной цели способствовало использование в процессе исследования общенаучных методов и системного подхода. В частности, системный подход был применен при анализе взаимоотношений основных субъектов и объектов гуманитарной деятельности, что позволило выявить комплекс исторических, этнических и иных противоречий, которые снижают эффективность гуманитарных проектов для стран региона. При изучении документов, содержащих концептуальное обоснование европейского прихода в регион, а также материалов зарубежных и российских ученых по гуманитарной проблематике региона, которые занимались исследованием основных результатов реализации Стратегии ЕС для ЦА, автор приходит к выводу, что проекты гуманитарного сотрудничества ЕС со странами ЦА не учитывают национальные особенности и первоочередные нужды бывших советских республик. Однако многие проекты являются не менее конкурентоспособными, чем российские, и России следует учитывать их достижения и характер при будущем выстраивании отношений со странами региона, для того чтобы в длительной перспективе оставаться для центральноазиатских республик стратегическим партнером.


Лейли Рустамовна Рустамова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
leili-rustamova@yandex.ru
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

кандидат политических наук, преподаватель кафедры МПП, эксперт отдела докторантуры и аспирантуры Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия; научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

  • Зонова Т. Гуманитарное сотрудничество России и Европейского союза как инструмент «мягкой силы». Российский совет по международным делам. 2013. URL: http://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/gumanitarnoe-sotrudnichestvo-rossii-i-evropeyskogo-soyuza-ka/ (дата обращения: 12.12.2017).
  • Кордье Б. Гуманитарная помощь Евросоюза и гражданская защита в Центральной Азии: прошлые и будущие кризисы. URL: http://www.eucentralasia.eu/uploads/tx_icticontent/ EUCAM-PB-29-Humanitarian-aid-RU_01.pdf (дата обращения: 12.12.2017).
  • Лихачева А.Б. Российско-европейские отношения в урегулировании водно-энергетической проблемы Центральной Азии в среднесрочной перспективе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 3. С. 47-67.
  • Лукьянов Г. Кыргызстан: «остров демократии» перед вызовом эффективного управления. Российский совет по международным делам. 2017. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/analytics/kyrgyzstan-ostrov-demokratii-pered-vyzovom-effektivnogo-upravleniya/ (дата обращения: 12.12.2017).
  • Михайлина И. Гуманитарные проекты Германии: от лихорадки Эбола до неразорвавшихся мин // Germany-online.ru. 18.08.2014. URL: http://www.germania-online.diplo.de/Vertretung/ russland-dz/ru/01-politik/aussenpolitik/humanitaere-projekte-des-aa.html (дата обращения: 12.12.2017).
  • Парамонов В.В., Строков А.В., Абдуганива З.А. Влияние Европейского союза на Центральную Азию: обзор, анализ и прогноз. Алматы: Фонд им. Фридриха Эберта, 2017.
  • Рустамова Л.Р. «Мягкая сила» во внешней политике современной Германии: дис. ... канд. полит. наук. М., 2016.
  • Соловьев Э.Г. Гуманитарное измерение «мягкой силы»: «человеческая безопасность» во внешней политике РФ // Международная жизнь. 2011. № 8. С. 47-60.
  • Стратегия Европейского союза в Центральной Азии на 2007-2013 гг.: предварительные итоги: монография / под общ. ред. А.Е. Чеботарева. Алматы: Центр актуальных исследований «Альтернатива»; Центр германских исследований Каз-НУ им. аль-Фараби; Фонд им. Фридриха Эберта в Казахстане, 2013.
  • Стрежнева М.В., Руденкова Д.Э. Европейский союз: архитектура внешней политики. М.: ИМЭМО РАН, 2016.
  • Федяй И.В., Межеловская М.О. Методологические и теоретические основы гуманитарного измерения внешней политики // Вестник КРСУ. 2017. Том 17. № 4. С. 87-90.
  • Kassenova N. The EU in Central Asia: strategy in the context of Eurasian geopolitics // Central Asia and the Caucasus. 2007. № 4. P. 99-108. (In Russ.).
  • Perrin P. The Impact of humanitarian aid on conflict development // International Review of the Red Cross. № 323, 30 June 1998. URL: http://www.icrc.org/eng/resources/documents/misc/ 57jpcj.htm (дата обращения: 12.12.2017)
  • Stern P.C., Druckman D. New Challenges to Conflict Resolution: Humanitarian Nongovernmental Organizations in Complex Emergencies // National Research Council. International Conflict Resolution After the Cold War. Washington, DC: The National Academies Press, 2000. doi: 10.17226/9897.

Просмотры

Аннотация - 42

PDF (Russian) - 12


© Рустамова Л.Р., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.