The role of humanitarian cooperation in contemporary foreign policy of Spain

Cover Page

Abstract


The article deals with the use of soft power in the foreign cultural policy of Spain in the following areas: the dissemination of language and culture and international cooperation in the field of education. The authors studied the factors that influenced the formation of the strategy of the cultural and educational cooperation in foreign policy of Spain, and main institutions for its implementation. In the era of globalization, culture and education are increasingly moving beyond national boundaries and transform into an instrument of interethnic dialogue and modern geopolitics. Cultural cooperation policy presents a powerful resource for foreign policy activity of a country with a large number of UNESCO World Heritage sites, the richest history and culture, but also of a country that develops constantly and dynamically, and it uses skillfully its competitive advantages. The activities aimed at expanding the educational model of Spain in other countries can be relatively divided into three components: cooperation in the field of higher education with universities in other countries, the spread of the language and culture of Spain abroad in the educational centers and institutions of culture, and teaching Spanish language for foreign citizens inside the country. In the first section, we consider the ways of attracting students to Spain through a number of programs taking into consideration Bologna educational system which Spain has joined. Second section is devoted to the analysis of diplomatic, informational and other types of assistance in the sphere of expansion of the Spanish language and culture, realized by Spanish state authorities in the Russian Federation. In the third subsection, we adduce the data about changes in policy of teaching foreign students on the territory of Spain. To form high quality and approachable teaching system, multiple steps were done both in the universities and private linguistic centers with high level of teaching guaranteed by Cervantes Institute. This study is aimed at all those who are interested in the issues of cultural and educational cooperation, foreign policy of Spain and relations between our countries.


Культура и образование являются сегодня мощным ресурсом внешней политики развитых стран, решающим целый спектр задач: от создания положительного имиджа государств до формирования сферы их влияния. В современном глобализирующемся мире культура и образование, как и иные сферы человеческой деятельности, вышли за рамки национальных границ и политики одного государства. В решении основных задач внешней политики государства, которые, по мнению А.В. Торкунова, состоят в «укреплении его (государства. - прим. авт.) позиций и авторитета на международной арене, создании благоприятных внешних условий для долгосрочного социально-экономического развития страны» [Торкунов 2012: 85], все больше внимания в XXI в. уделяется стратегии «мягкой силы» [Nye 2004], позволяющей странам, как пишет Дж. Най-мл. [Nye 2003: 30], получить влияние на другие государства вследствие того, что представители других наций будут следовать ее моделям развития и распространять ее ценности в стремлении добиться такого же уровня и качества жизни. Культура, образование и язык, приобретая новое значение в геополитике как факторы, способствующие расширению сферы влияния государства на мировой арене и укреплению его положительного имиджа, получают в XXI в. новый импульс развития и внутри страны. Важным становится развитие культуры и образования и для экономической сферы. В настоящее время этот вопрос активно обсуждается в европейской научной литературе, в том числе, ему посвящены исследования специального выпуска журнала «Политика и общество» Мадридского университета Комплутенсе (Испания) «Новые сценарии в сфере культуры: кризис в системе культуры, переход в цифровое пространство и новый концепт культурной политики». Согласимся с мнением Х. Руиса-Ульдемолинса и Х.А. Рубьо Аростеги, что «эволюция постиндустриального общества дала начало новым симбиотическим отношениям экономики и культуры: культура постепенно завоевывает центральное место в экономическом развитии западных стран» [Ruis-Ulldemolins, Rubio Arostegui 2015: 19]. Сегодня развитые мировые державы уделяют большое внимание развитию гуманитарного сотрудничества. Растут масштабы международной мобильности. В течение последних четырех десятилетий показатель количества студентов, прошедших обучение по обмену в другой стране, с 0,8 млн в 1975 г. к 2009 г. вырос до 3,7 млн человек. Наиболее значительный скачок до 41% произошел в период с 1989 по 1994 г. Сегодня эксперты говорят о четвертой волне интернационализации образования и прогнозируют, что число студентов, обучающихся в других странах, достигнет к 2020 г. 5,8 млн, а к 2025 г. - 8 млн человек [Торкунов 2012: 87]. Образовательный рынок сегодня рассматривается как прибыльная сфера экономической деятельности, а распространение национальной модели образования становится одним из наиболее эффективных средств расширения сфер влияния на мировой арене. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИСПАНИИ В специальном выпуске журнала «Вестник международных организаций», посвященном зарубежному опыту применения инструментов «мягкой силы», анализ применения политики «мягкой силы» структурирован по шести направлениям: культура и продвижение языка, сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество, развитие деловых связей, развитие общественной дипломатии и содействие международному развитию [Шелепов 2014: 8]. В данной статье мы остановимся на изучении первых двух аспектов во внешней политике Испании: «культуры и продвижения языка» и «сотрудничества в области образования». Для создания позитивного образа государства на мировой арене Испания умело использует свой потенциал «мягкой силы»: богатейшую историю страны, значительный вклад в мировую культуру, распространенность испанского языка в мире, развитие туризма и создание толерантной среды, сформировавшейся в условиях исторического сосуществования на этой территории различных культур и религий. Канадский философ и общественный деятель Дж. Сол отмечает, что внешняя политика государства напрямую зависит от проецирования его ценностей за рубеж [Saul 2005]. Основные ценности Королевства Испания сегодня - демократические принципы, мультикультурализм, толерантность, открытость и защита прав меньшинств. В современной внешней политике Испании сотрудничество в области культуры «играет стратегическую роль, чему способствует богатейшее культурное и художественное наследие страны, а также распространенность испанского языка, занимающего второе место в мире по числу говорящих на нем, и спрос на изучение испанского языка постоянно растет»[147]. Несомненно, для страны со значительным числом объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, богатейшей историей, ведущей свое начало от кельтских и иберийских племен, включающей римский период, арабские завоевания, Реконкисту, завоевание Нового Света, объединение земель и создание единого государства в период правления Католических королей, создание Священной Римской империи Карла V в XVI в., а сегодня страны с высокоразвитой культурой, архитектурой и эстетикой культурные связи - мощнейший ресурс внешнеполитической деятельности [Сизоненко 2007: 32-34]. Принципы современной внешней политики Испании складывались в течение последних четырех десятилетий. Среди основных факторов, определивших направления ее развития, можно выделить переход к демократии и построение нового правового государства, создание нового общеевропейского пространства - ЕС, глобализацию и развитие новых технологий. В последние 10 лет культурная и образовательная составляющие стали едва ли не важнейшими компонентами во внешней политике страны. Продвижение своей культуры за рубежом с целью развития, в том числе культурного, социального и даже экономического - привлечение в страну туристических потоков и финансовых инвестиций; поощрение разнообразия и сотрудничества на основе взаимного уважения - такова стратегия внешней культурной политики[148] Испании, направленной на долгосрочное развитие. По данным информационного агентства «Потланд» (Potland) и газеты «Ла Вангвардия»[149], на сегодняшний день Испания занимает 14-е место в списке стран, наиболее эффективно использующих «мягкую силу» в мире. Первые 4 позиции, по данным агентства, отданы Великобритании, Германии, США и Франции. В рейтинге оценивались такие составляющие, как культура, государственное управление, образование, сотрудничество, развитие информационных технологий, управление и бизнес-климат. Помимо «традиционных» для внешней культурной политики целей, таких как создание сфер влияния, укрепление позиций страны за рубежом, создание положительного имиджа и распространение собственной культуры, Испания ставит перед собой и «дополнительные», но очень важные для страны задачи: 1) распространить в мире новый образ Испании как страны, безопасной для всех и каждого, принимающей и уважающей любые религии, обычаи и традиции, толерантной - с целью привлечения в страну туристов и финансовых инвестиций; 2) способствовать сохранению материального и нематериального культурного наследия планеты, в числе которого и национальные архитектурные памятники, традиции и сама история Испании, а также научному изучению всемирного культурного наследия; 3) служить связующим звеном между Европой, Средиземноморьем и Латинской Америкой. Важнейшей составляющей реализации внешней политики государств в XXI в. является использование новых технологий и Интернета. С целью расширения присутствия страны в социальных сетях и увеличения к ней интереса в 2015 г. в Испании был принят План цифровой дипломатии, активно используемый и в сфере гуманитарного сотрудничества («El Plan de Diplomacia Digital») [Лярская, Химич 2015: 197-202]. С 2012 г. в Испании функционирует новый долгосрочный проект государственной политики «Марка Испания», направленный на создание положительного имиджа страны. Перевод на русский язык термина «Marca España» не вполне отражает его значение. Точнее было бы перевести это словосочетание как «Бренд Испания»: настоящей целью проекта стало закрепление в сознании мирового сообщества ассоциации словосочетаний «сделано в Испании» и «знак качества». «В обществе осознали прямую взаимозависимость экономического развития страны от ее международной роли, - пишет в своей книге „Внешняя политика Испании в XXI веке“ исследователь Е.В. Косяк. - Поэтому правительство Народной партии помимо реформ, направленных на ускорение экономического роста, предпринимает попытку модернизации и адаптации внешней политики к современным условиям» [Косяк 2015: 142]. Изначально проект мыслился, в первую очередь, для поддержки экономики страны (первые исследования проводились при участии крупнейшего банка Испании «BBVA», Авиакомпании «Iberia», сети отелей «Meliá» и др.), но на сегодняшний день «Марка Испания» ведет свою работу по разным направлениям, далеко выходящим за пределы только экономических интересов страны. В рамках проекта осуществляется продвижение на мировом уровне культуры Испании, испанского языка, национального образования, науки и даже гастрономии. ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРНУЮ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ ИСПАНИИ Важнейшим государственным институтом, реализующим внешнюю культурную и образовательную политику Испании, является Министерство иностранных дел и сотрудничества. За культурные связи отвечает Управление по культурным и научным связям, представительства за рубежом и культурные центры, ставшие, по словам Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой, настоящим «самостоятельным актором внешней политики» [Боголюбова, Николаева 2008: 87-93]. За распространение испанского языка и литературы отвечают: - Институт Сервантеса, насчитывающий 86 представительств в 43 странах мира [Терентьева 2013: 116-119]; - «Испанское государственное общество Культурное действие» (Sociedad Estatal Acción Cultural Española (AC/E)); - Генеральное управление политикой и культурной индустрией при Министерстве Культуры (la Dirección General de Política e Industrias Culturales de la Secretaría de Estado de Cultura (AECID)); - сеть «Домов», среди которых Дом Америки, Дом Азии, Дом Африки, Арабский Дом, Израильский центр, Дом Средиземноморья, функционирующих при Министерстве иностранных дел и сотрудничества[150] [Борзова 2014]. Особенно стоит отметить деятельность в сфере образования и науки Фонда «Каролина». В него входят как государственные органы, известные политики и выдающиеся деятели страны, так и финансирующие его коммерческие структуры. Среди прочего Фонд поддерживает программы повышения квалификации преподавателей из-за рубежа на территории Испании, организует встречи с администрациями образовательных центров, колледжей и университетов, научных работников с целью установления профессиональных контактов. Подобное сотрудничество в сфере науки и преподавания оказывается весьма эффективным для страны, так как по возвращении сотрудники образовательных центров и высших учебных заведений стимулируют интерес к Испании среди своих учеников и закладывают в сознание молодежи положительный имидж страны, что в дальнейшем дает свои плоды как в сфере образования и культуры, так и в политике и экономике (поездки студентов и их будущие профессиональные связи со страной). Деятельность по распространению образовательной модели Испании в других странах можно условно разделить на три составляющие: сотрудничество в сфере высшего образования с вузами других стран; распространение языка и культуры страны за рубежом; обучение испанскому языку иностранных граждан на территории Испании. СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ВУЗАМИ ДРУГИХ СТРАН В академической сфере сотрудничество направлено, в первую очередь, на привлечение студентов в Испанию, что реализуется в рамках следующих направлений деятельности: создание программ студенческой мобильности; развитие общеевропейских проектов, таких как Erasmus и Erasmus+; создание совместных программ двойных дипломов; развитие совместных научно-исследовательских проектов с профессорами из университетов других стран и проведение на территории Испании международных научных конференций и конгрессов. Для успешной реализации международного сотрудничества в сфере высшего образования в Испании была проведена реформа университетов в соответствии с Болонской системой, открыты новые конкурентоспособные на мировом образовательном рынке специальности, многие передовые вузы создали программы на английском языке. Основной поток иностранных студентов приезжает сегодня на обучение в вузы Испании по международным программам обмена из Евросоюза, а также из стран Латинской Америки. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ ИСПАНИИ ЗА РУБЕЖОМ Большую работу по распространению испанского языка и культуры за рубежом выполняют посольства и отделы образования при посольствах Испании за рубежом совместно с сетью «Домов» и Институтом Сервантеса. В России подобная деятельность также весьма эффективна. В 2007 г. состоялось подписание соглашения между Российской Федерацией и Королевством Испания «О деятельности культурных центров». Активную работу на ниве образования и поддержки преподавания испанского языка здесь осуществляют Посольство Испании, Институт Сервантеса, открытый в 2002 г. в Москве, отдел образования при Посольстве (открыт в 2003 г.), Турэспанья - отдел туризма при Посольстве (с 1999 г.). Сегодня преподаватели испанского языка имеют возможность получить финансирование для поездок в Испанию, в том числе на курсы повышения квалификации и конференции, а также на ежегодные встречи Федерации по преподаванию испанского языка как иностранного (FEDELE), на Фестиваль испанского языка и культуры (FLECOS), проводимый в Гранаде. На территории России также постоянно проводятся бесплатные мастер-классы и курсы повышения квалификации, презентации методик и учебников для преподавания испанского языка как иностранного. Университеты России и Испании, имеющие соглашения о сотрудничестве, программы двустороннего обмена и программы двойных дипломов, также работают в постоянном контакте с Посольством и отделом образования. Отдел туризма Посольства Испании[151] поддерживает федеральные и городские мероприятия, направленные на ознакомление жителей России с культурами различных стран, в которых фигурирует Испания. Так, например, в Москве в январе 2017 и 2018 гг. на Тверской площади при поддержке отдела туризма Посольства Испании была представлена испанская традиция празднования Рождества, а летом 2017 г. в Фестивале «Московская весна a capella» участвовало четыре музыкальных коллектива из Испании, и на их выступлениях в городе присутствовали лично Посол Королевства Испания и советник по туризму. Институт Сервантеса кроме преподавания испанского языка на курсах проводит активную просветительскую деятельность, организуя для широкой публики несколько раз в неделю в своих стенах на русском и испанском языках с синхронным переводом бесплатные встречи с видными деятелями культуры и образования, а также поддерживая мероприятия по всей стране: фестивали фламенко, конференции и др. [Терентьева 2013: 116-119]. Результаты двух десятилетий этой интенсивной работы мы видим в огромной популярности Испании в России, растущем интересе к испанскому языку, а также в развитии деловых связей двух стран, особенно среди молодого поколения. Как отмечает Д. Ксенофонтова[152], никогда между нашими двумя странами не было такого взаимного интереса и притяжения, а уровень международного образовательного, туристического, делового и культурного обмена не достигал столь высоких показателей. ОБУЧЕНИЕ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ ИСПАНИИ Обучение испанскому языку иностранцев на территории Испании - третья важнейшая составляющая культурной и образовательной политики страны, также подчиненная среднесрочной стратегической цели развития государства и укрепления его присутствия в мире. Преподавание испанского языка рассматривается в Испании не только в контексте образовательной деятельности, но и в качестве важной составляющей культурной внешней политики государства, имеющей стратегические цели [Castro 2001]. Важным шагом в реализации этой стратегии стало решение о популяризации преподавания испанского языка с целью сделать качественное преподавание языка общедоступным. Для привлечения наибольшего числа людей во всем мире к изучению испанского языка преподавание его решено было вывести за пределы университетского образования, что позволило не только значительно увеличить показатели изучающих язык, но и расширить возрастные рамки, предложив обучение как детям и студентам из различных стран, так и взрослым, осваивающим язык для работы, общения, путешествий или эмиграции, и даже пенсионерам. На сегодняшний день испанский язык можно изучать в Испании как в рамках университетской программы, так и в частных лингвистических центрах (они также называются школами или академиями). Структура частных лингвистических академий оказалась намного более гибкой, конкурентоспособной и адаптированной к современной действительности. Гарантией качества для развития частных лингвистических центров стал открытый в Испании в 1991 г. Институт Сервантеса[153]. Эта организация была создана для распространения языка и культуры Испании и Латинской Америки за рубежом с целью формирования положительного образа страны. Среди основных задач Института стала разработка методики преподавания испанского языка для иностранцев, для чего к сотрудничеству были приглашены ведущие методисты страны и мира. Был выработан метод обучения, написаны и изданы различные серии учебников по испанскому языку как иностранному для всех возрастов и социальных групп, были введены стандарты общего экзамена на знание языка - экзамена DELE. В самой Испании Институт Сервантеса не ведет преподавательскую деятельность. Его функции - методическая работа, разработка стандартов качества для аккредитованных Институтом учебных центров и контроль исполнения данных стандартов, а также обширнейшая культурная, просветительская и информационная деятельность: лекции, встречи, различного рода культурные мероприятия. Таким образом, постоянно взаимодействуя с центрами по изучению испанского языка на территории страны, Институт Сервантеса обеспечивает стандарты качества преподавания в частных школах. Немаловажна деятельность учреждения и в других странах. За рубежом Институт берет на себя как функции распространения культуры и языка путем организации культурных мероприятий и создания библиотек, так и сам процесс обучения и приема экзаменов DELE. На сегодняшний день испанский язык как иностранный по методике Института Сервантеса в Испании преподают более 430 частных лингвистических академий. Языковые центры являются весьма успешным инструментом реализации стратегии культурной внешней политики страны. По данным официального ежегодного отчета Института Сервантеса «Испанский язык - живой язык», в 2017 г. испанский язык изучали более 21 млн людей по всему миру, что на 7 млн больше, чем в 2015 г. [Instituto Cervantes... 2017]. Это не только работа над положительным имиджем страны, но и огромный успех в стратегии ее экономического развития: от создания новых рабочих мест в сотнях новых лингвистических академий по всей стране, привлечения туристов по программам «идиоматического туризма», развития «смежных» отраслей, обеспечивающих проживание, экскурсионную программу и досуг, питание, транспорт, до расширения международных связей на личном уровне: большинство молодых людей, изучающих испанский язык, продолжают свое обучение в университетах, связывают свою работу с Испанией, что способствует созданию новых международных бизнес-проектов и положительно сказывается на экономике страны. Таким образом, преподавание испанского языка в Испании можно считать правильно выбранной и успешно реализуемой стратегией развития не только внешней политики страны, но и образования, социального и экономического развития. *** В 2018 г. исполняется 40 лет с даты принятия новой Конституции Испании. За этот недолгий период времени страна полностью поменяла курс внешнеполитического развития. В поисках новых путей уже в период премьерства Х.М. Аснара (2000-2003 гг.) государство активно сотрудничало с научно-исследовательскими центрами, оказывающими существенное влияние на разработку стратегий внешней политики государства [Косяк 2015: 148]. В XXI в. Испания оказалась в числе стран, которые первыми сделали ставку на развитие политики «мягкой силы», и в первую очередь на гуманитарное сотрудничество. Сегодня мы можем оценить результаты. Выделим лишь те, что представляются нам наиболее значительными. 1. В сознании мировой общественности закрепился образ Испании как страны толерантной, дружелюбной, безопасной, экономически развитой, с высоким уровнем культуры и укорененными традициями. 2. Распространение и популярность испанского языка в мире неуклонно растет. Культура Испании различных исторических периодов также получает все большую известность. 3. Идиоматический туризм в Испании получает все большее развитие с каждым годом, оказывая положительное влияние не только на внешнюю политику, но и на экономику страны. В целом испанская модель распространения национального языка и культуры на мировой арене сегодня достаточна успешна.

Galina Aleksandrovna Khimich

RUDN University (Peoples’ Friendship University of Russia)

Author for correspondence.
Email: khimich_ga@rudn.university

PhD in Philology, Associate Professor, Head of the Section of the Spanish Language, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences of RUDN University

Ekaterina Dmitrievna Terentieva

RUDN University (Peoples’ Friendship University of Russia)

Email: terentyeva_ed@rudn.university

PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences of RUDN University

  • Bogolyubova, N. M. & Nikolaeva, Y. V. (2008). Foreign Cultural Centers as an Independent Actor of Foreign Cultural Policy. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, 2, 87—93. (In Russ.).
  • Borzova, A. Yu. (2014). Foreign policy of Spain. Textbook. Moscow: RUDN. (In Russ.).
  • Castro, José Luján. (2001). La enseñanza del español como lengua extranjera en Europa: cifras de la situación actual y manifestaciones de los estudiantes. II Congreso Internacional de la Lengua Española «El español en la sociedad de la información». Valladolid. URL: http://congresosdelalengua.es/valladolid/ponencias/activo_del_espanol/1_la_industria_del_ espanol/lujan_j.htm (accessed: 25.09.2017).
  • Instituto Cervantes. Informe anual 2017. URL: https://cvc.cervantes.es/lengua/espanol_lengua_ viva/pdf/espanol_lengua_viva_2017.pdf (accessed: 25.09.2017).
  • Joseph, S. & Nye, Jr. (2003). La paradoja del poder norteamericano. Madrid: Taurus.
  • Kosyak, E. V. (2015). Foreign policy of Spain in the 21st century: conceptual framework. Мoscow: Aspect-Press. (In Russ.).
  • Lyarskaya, V. S. & Khimich, G. A. (2015). La diplomacia pública Web 2:0 en España. Yazyki i kultury: perspektivy razvitiya v 21 veke, Materialy kruglogo stola RUDN, 197—202.
  • Nye, J. (2004). Soft Power, The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs.
  • Ruis-Ulldemolins, J. & Rubio Arostegui, A. (2015). “Presentación”. Política y Sociedad, 52 (1), 9—26.
  • Saul, J. (2005). The Collapse of Globalism and the Rebirth of Nationalism. Toronto: Penguin Books Canada.
  • Shelepov, A.V. (2014). The success factors of the British soft power policy. International Organisations Research Journal, 9(2), 10—28. (In Russ.).
  • Sizonenko, A. I. (2007). The Cultural Element — The Important Component of the Spanish Foreign Cultural Policy. Latinskaya Amerika, 11, 32—34. (In Russ.).
  • Terentieva, E. D. (2013). The Role of the Cervantes Institute In Spreading of the Learning of the Spanish Language in the World. Yazyki i kultury: effektivnaya kommunikatsiya v usloviyakh globalizatsii. Materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Obuchenie ino­strannym yazykam v kontekste dialoga kultur”, Moscow, 116—119. (In Russ.).
  • Torkunov, А. V. (2012). Education as an Instrument of Soft Power in Foreign Policy of Russia. Vestnik MGIMO Universiteta, 25(4), 85—93. (In Russ.).

Views

Abstract - 2442

PDF (Russian) - 321

PlumX


Copyright (c) 2018 Khimich G.A., Terentieva E.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.